УДК 316.752-057.87(470.319)
ПАШИН Л.А., ДОРОХОВА Ю.В., НИКИТИНА Н.В.
Факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи (по материалам социологического исследования в г. Орле)
В статье рассматриваются ценностные ориентации орловских студентов по результатам социологического исследования, проведенного авторами, делается сравнительный анализ полученных результатов с общероссийскими опросами, исследуются факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студенчества г Орла.
Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь, факторы формирования ценностных ориентаций, образование, социологический опрос.
Студенческая молодежь как особая группа всегда находится в центре внимания социологов, поскольку она является чутким индикатором всех перемен, происходящих в обществе, и определяет потенциал его развития. Система ценностных ориентаций формирует жизненные перспективы, "вектор" развития, выполняет одновременно функции регуляции поведения студентов и определения его цели.
Проблема ценностныхориентаций приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной модернизации российского общества, сопровождающейся переоценкой политических и экономических ценностей. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
Студенческая молодежь является частью молодежи как социально-демографической группы и, соответственно, характеризуется определенными признаками, присущими ей, при всем том, что сама студенческая
молодежь также имеет ряд признаков, отличающих ее от молодежи в целом.
Среди специфических характеристик, отличающих студенческую молодежь, выделяют следующие: учебная деятельность, связанная с подготовкой к избранной профессии; принадлежность к одному возрасту, что чрезвычайно важно ввиду того, что с возрастом связаны и своеобразное восприятие мира, психофизиологические особенности личности. Молодежь, являясь субъектом общественного воспроизводства, не теряет своей зависимости от общества, динамики общественного развития, характера институциональной системы и тенденций ее трансформации, социокультурной специфики социума.
К факторам, формирующим ценностные ориентации, относят материально-экономические; социально-психологические; социально-демографические (тендерные); возрастно-демографические; амбивалентно-транзитивные; образовательные; девиантно-деликвитные и др.
Для изучения влияния особенностей формирования ценностных ориентаций выделены гендерный, материальный и поселенческий факторы.
Было проведено социологическое исследование методом опроса студентов шести вузов г Орла1. Среди опрошенных 78,5% девушек, 21,5% юношей в возрасте от 17 до 24 лет. Пятая часть опрошенных студентов (20,4%) работают. 30,0% опрошенных студентов оценивают свое материальное положение как хорошее, 28,7% -как скорее хорошее, чем плохое, 29,9% - как среднее. Положительно, что только 2,8% студентов считают, что их материальное положение плохое. Средний уровень дохода студентов, по результатам исследования, составляет 8222,63 рубля, 6,9% студентов состоят в браке, у 3,3% студентов есть дети.
Опрошенным студентам было предложено отметить наиболее значимые ценностные ориентации.
К наиболее важным ценностным ориен-тациям для студенчества г. Орла относятся семья и дети; справедливость; безопасность; успех; свобода. Это связано с особенностями самой молодежи, которая вступает в репродуктивный возраст (часть студентов уже создали свои семьи), со стремлением к свободе и справедливости, свойственным молодым людям. Настораживает значимость такой ценности, как "безопасность". Наверное, это связано с усложнением общей ситуации в стране и мире, растущей вероятностью террористических угроз, чрезвычайных ситуаций и т.д.
Однако совсем другие ценности, по мнению опрошенных студентов, в целом у молодежи. В процессе опроса было изучено преобладание ценностей современной молодежи. Для этого респондентам был задан вопрос: "Как Вы считаете, какие ценностные ориентации преобладают сегодня у современной молодежи?" Результаты позволяют выделить пять наиболее значимых ценностей современной молодежи:
1) материальный достаток (высокая заработная плата, наличие материальных благ, роскошь во всем);
2) карьерный рост и власть;
3) жизненный успех (престижная работа, должность, высокий социальный статус);
4) семья, дружба;
5) развлечения, доступность во всем и свобода в действиях, ни от кого не зависеть.
Значимость материального достатка подтверждает и ответ на следующий вопрос: "Считаете ли Вы, что материальные ценности российской молодежи преобладают над духовными?" Более 80% опрошенных студентов согласны с этим утверждением.
Представляет интерес сравнение результатов нашего исследования и общероссийского, проводимого Институтом социологии РАН "Молодежь России: социологический портрет"2. Для этого был задан вопрос, нравится ли молодежи сегодняшняя жизнь в России?
Таблица 1
Важность ценностных ориентаций для студентов г. Орла, %
Ценности Не имеет никакого Скорее не имеет никакого значения Имеет среднее значение Скорее имеет значение Имеет максимальное
значения значение
семья, дети 1,7 1,4 3,1 11,0 82,9
справедливость 0,9 1,4 13,8 29,8 53,9
безопасность 1,4 2,5 14,1 28,2 53,7
достаток 0,6 1,4 15,3 42,4 40,4
права человека 1,4 4,2 11,3 39,1 43,9
закон 3,7 6,8 21,2 36,7 31,6
стабильность 1,7 3,4 15,0 41,1 38,8
труд 1,1 5,7 23,1 44,3 25,7
демократия 7,8 10,1 29,4 31,7 20,7
успех 1,1 1,4 13,0 29,9 54,5
держава 9,5 14,7 31,7 27,1 17,0
собственность 0,9 6,0 23,2 39,8 30,1
равенство 4,3 6,6 20,3 35,2 33,5
свобода 0,8 2,2 5,9 22,7 68,3
Таблица 2 Распределение вариантов ответов на вопрос "Нравится ли Вам сегодняшняя жизнь в России", %
Большинству респондентов в целом не нравится сегодняшняя жизнь в России, это 41,6 %. Этот показатель не может не настораживать. Примечательно, что по результатам исследования "Молодежь России: социологический портрет"3 вариант "в целом нравится" по общероссийской выборке более высокий - 64,1%, однако среди студентов Орла достаточно высокий уровень затруднившихся ответить, которым скорее нравится жить в нашей стране.
Образование как основа интеллектуального и профессионального становления стало ценностью для молодежи еще в советский период, поэтому получить хорошее образование актуально для молодых людей и в кризисный, и посткризисный период.
В нашем исследовании одним из вопросов был вопрос об образовании: "Хотели бы Вы получить хорошее образование?"
Большинство опрошенных считают, что еще не добились чего хотели, но им это по силам. В общероссийской выборке4 этот
вариант ответа у 51,2%. Превышение показателя в нашем исследовании связано с тем, что мы изучали именно студенческую молодежь, ориентированную на образование и обучающуюся, в то время как в общероссийском исследовании представлены все категории молодежи.
Таблица 3 Распределение вариантов ответа на вопрос: "Хотели бы Вы получить хорошее образование?", %
Варианты ответов Россия в целом Орел
1997 г. 2007 г. 2013
в жизненных планах этого нет 6,4 3,8 1,7
хотел(а) бы, но вряд ли смогу добиться этого 11,4 10,8 7,5
еще не добился(лась) чего хотел(а), но считаю, что это мне по силам 48,2 51,2 83,7
уже добился(лась) чего хотел(а) 34,0 34,3 7,2
Проанализируем причины выбора высшего образования студентами орловских вузов.
Большинству студентов поступление в вуз было необходимо для получения профессии. Среди причин выбора определённой профессии студенты выделили возможность карьерного роста, высокооплачиваемую работу по специальности, востребованность и престижность профессии на рынке труда.
Варианты ответа Россия в целом Орел
1997 г. 2007 г. 2013 г.
в целом нравится 45,7 64,1 25,8
в целом не нравится 44,9 30,0 41,6
затрудняюсь ответить 9,4 5,6 32,7
Рис. 1. Причины поступления в вуз, %
Большинство респондентов (56,1%) считают, что будут работать по выбранной специальности; не будут работать по специальности - 5,7%. Более трети (38,2%) опрошенных студентов еще не решили, будут ли они работать по специальности. В этой связи интересен ответ на вопрос о том, нравится ли им выбранная специальность.
Таблица 4 Распределение вариантов ответов на вопрос: "Нравится ли Вам выбранная специальность?", %
Большинству опрошенных студентов (87%) нравится выбранная ими специальность. Получается, что студентам нравится их специальность, но работать по ней планируют не все. Результатом этих настроений является и отношение студентов к учебе.
Таблица 5 Распределение вариантов ответов на вопрос: "Как Вы в целом оцениваете свое отношение к учебе?"
Студенческая молодежь считает, что учится без особого напряжения сил, не бездельничая. Меньше трети опрошенных студентов считают, что учатся с полной отдачей сил и способностей, скорее всего, это связано с тем, что немногим больше половины опрошенных планируют работать по специальности, следовательно, нет и необходимости прилагать особые усилия для обучения. Общая картина выглядит следующим образом: студентам в целом нравится выбранная ими специальность, однако они не уверены, что будут по ней работать, и, как следствие, учатся не в полную силу.
Интересно и распределение студентов по планируемым сферам работы после окончания вуза.
Таблица 6
Планируемые сферы работы после окончания вуза, %
Варианты ответа % опрошенных
в системе просвещения (школы, гимназии) 2,4%
в системе высшей школы (университеты, институты и пр.) 6,0%
на предприятиях военно-промышленного производства 3,7%
в других сферах материального производства 6,1%
в сфере предпринимательства и бизнеса 35,8%
в органах государственного управления 15,6%
в средствах массовой информации, в рекламе 12,5%
в правоохранительных органах (МВД, прокуратура и тд.) 16,2%
в другой сфере 1,7%
Студенческая молодежь г Орла после окончания вузов планирует работать в сфере предпринимательства и бизнеса (это при том, что в выборку попали студенты всех специальностей вузов города), в органах государственного управления, в правоохранительных органах (МВД, прокуратура и т.д.). Средняя заплата, которую планируют получать студенты вузов г Орла, составляет 33691,06 рубля, в то время как среднемесячная заработная плата одного работника в целом по всем видам экономической деятельности в 20125 году сложилась в сумме 16 921,8 рубля. Это свидетельствует об определённой степени оторванности студентов от реальной жизни и максимализме молодого поколения.
Наряду с образованием престижная работа также имеет значимую ценность независимо от экономической ситуации в стране, поскольку труд для молодежи - это и способ самовыражения, и источник существования.
Так же, как и в вопросе про хорошее образование, опрошенные выбрали вариант "еще не добился (лась) чего хотел(а)", но считают, что это им по силам. Это в русле общероссийских тенденций: в исследовании Института социологии РАН6 эту
Варианты ответа % ответивших
очень нравится 30,3
пожалуй, нравится 56,7
пожалуй, не нравится 10,8
совсем не нравится 2,3
Варианты ответа % ответивших
считаю, что учусь с полной отдачей сил и способностей 28,3
учусь, не бездельничая, но без особого напряжения сил 50,9
признаться, не стараюсь 18,6
другое 2,3
позицию выбрали 59% опрошенных в 1997 г. и 64,7% - 67,4% в 2007 г.
Таблица 7 Распределение вариантов ответа на вопрос: "Хотели бы Вы иметь престижную работу?", %
Таблица 8 Распределение вариантов ответа на вопрос: "Как Вы считаете, какие поступки не могут быть оправданы", %
Варианты ответов Россия в целом Орел
1997 г. 2007 г. 1997 г.
в жизненных планах этого нет 6,1 2,3 1,9
хотел(а) бы, но вряд ли смогу добиться этого 19,4 13,1 8,3
еще не добился(лась) чего хотел(а), но считаю, что это мне по силам 59,0 64,7 88,7
уже добился(лась) чего хотел(а) 15,5 19,9 1,1
Поступки % ответивших
плохое воспитание детей, заброшенность, беспризорность 40,7%
жестокое обращение с животными 22,8%
употребление наркотиков 14,2%
измена Родине 8,8%
публичное проявление неприязни к представителям других национальностей 4,5%
алкоголизм 3,6%
хамство, грубость 2,1%
присвоение найденных денег, вещей 1,3%
уклонение от службы в армии ,7%
другое 1,3%
Результаты общероссийского исследования показали, что в целом российская молодежь продемонстрировала достаточно высокий морально-этический уровень. В отношении большинства поступков, которые принято считать аморальными или, по меньшей мере, неэтическими, большинство молодежи высказываются резко негативно. Среди безусловных табу - заброшенность, беспризорность, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. В нашем исследовании студенты также продемонстрировали неприемлемость этих позиций. В то же время ряд ав-торов7 подвергает большому сомнению выводы общероссийского исследования, отмечая, что в ценностных ориентациях молодёжи к другому человеку, к обществу сильнее проявляется тенденция распространения принципов эгоистической парадигмы, замещающих альтруистические.
Общероссийское исследование, проведенное в мае 2009 г.,8 свидетельствует, что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет; 5% имели идеалы ранее, но потом разочаровались. В этой связи весьма радует тот факт, что среди орловских студентов этот показатель значительно ниже. В целом отсутствие идеала отнюдь не означает, что у молодежи нет объекта уважения, подражания, авторитета, знания, таланта, дело в том, что они не являются прообразом смысла поведения, жизненной цели личности.
Таблица 9
Распределение вариантов ответа на вопрос: "Кто у Вас выступает в качестве идеала?", %
Идеалы % ответивших
литературный герой 7,2
артист 2,0
спортсмен 7,8
руководитель коллектива 3,8
друг 2,9
родственники 25,8
учитель, преподаватель 4,3
нет идеала 46,1
В качестве идеала у орловских студентов, так же как и у российской молодежи, выступают прежде всего родственники. Если среди молодежи России на второй и третьей позиции выступают друг и учитель, наставник, то среди орловских студентов - это спортсмен и артист. Это, скорее всего, объясняется массовым воздействием СМИ на студенческую аудиторию.
Все эти результаты свидетельствуют о том, что среди молодежи преобладают интравертные ценности, предопределенные референтностью для личности близкого окружения.
Респондентам было предложено ответить на вопрос: "С чем Вы связываете свои идеалы и устремления?" Большинство опрошенных респондентов связывают себя
с идеалом "мой идеал - человек - профессионал в своем деле"(47,9%). Вторую по популярности позицию занимает ответ "я не могу сказать, что у меня есть определенные идеалы" (17,3%). Для современной молодежи характерны "моральный релятивизм" и даже цинизм, равнодушие к идеалам. Причина кроется в том, что унаследованные моральные ценности приобретают зачастую характер анахронизмов, разделять которые - значит обрекать себя на неуспех. 13,7% студентов г Орла выбрали в качестве жизненного идеала и устремления карьеру бизнесмена, почти 10% мечтают о жизни за рубежом. Менее всего привлекает студентов карьера ученого.
О доминировании интравертных ценностей свидетельствует и то, как молодежь определяет понятие "жизненный успех". В нашем исследовании под ним подразумевается: наличие крепкой семьи и детей -56,3%; интересная работа - 15,7%; уважение окружающих - 13,4% (рис. 2). В общероссийском исследовании наблюдаются похожие тенденции, исключение лишь в том, что молодежь России на третью позицию ставит такой фактор жизненного успеха, как "богатство", в то время как среди орловского студенчества с ним связывают успех лишь 4,7% опрошенных.
Таким образом, в массовом сознании российской молодежи в целом и орловского студенчества в частности жизненный успех - это прежде всего крепкая семья и дети, а также уважение окружающих.
Следующим вопросом респондентам предлагалось оценить по степени значимости критерии жизненного успеха. Студентам орловских вузов важны такие критерии жизненного успеха, которые имеют для них максимальное значение: возможность быть самому себе хозяином; интересная работа; наличие надежных друзей; наличие семьи и детей; честно прожитая жизнь.
Одной из задач социологического исследования было изучить влияние факторов (гендерных, материальных и поселенческих) на формирование ценностных ориентаций.
Для юношей имеют значение такие ценности:
1) семья и дети - 89,5 %;
2) успех - 86,9 %;
3) свобода - 85,7 %;
4) справедливость - 73,7%;
5) достаток - 72 %.
Для девушек имеют значение такие ценности:
1) семья и дети - 95 %;
2) свобода - 92,4 %;
□ наличие крепкой семьи и детей Е богатство
I высокаядолжность
□ другое
Рис. 2. Жизненный успех в представлении студентов
ю Ю
Ю О
Таблица 10
Влияние тендерного фактора на формирование ценностных ориентации студентов,
Ценностные ориентации Юноши Девушки
не имеет значения скорее не имеет значения имеет сред, значение скорее имеет значение имеет макс, значение не имеет значения скорее не имеет значения имеет сред, значение скорее имеет значение имеет макс, значение
семья, де™ 1,3 2,6 6,6 21,1 68,4 1,8 1,1 2,2 7,9 87,1
справедливость 1,3 - 25,0 32,9 40,8 0,7 1,8 10,3 29,0 57,7
безопасность 1,4 5,4 29,7 25,7 37,8 1,7 1,8 10,1 28,8 57,9
достаток - - 28,0 37,3 34,7 0,7 1,8 11,6 43,7 42,2
права человека - 9,2 19,7 35,5 35,5 1,8 2,9 9,1 39,6 46,5
закон 7,9 11,8 25,0 30,3 25,0 2,5 5,4 19,9 38,4 33,7
стабильность 5,3 6,6 23,7 32,9 31,6 0,7 2,5 12,7 43,3 40,7
ТРУД 1,3 10,5 22,4 43,4 22,4 1,1 4,4 23,2 44,5 26,8
демократия 10,7 14,7 36,0 20,0 18,7 7,0 8,5 27,8 34,8 21,5
успех - - 13,2 31,6 55,3 1,4 1,8 13,0 29,3 54,3
держава 10,8 17,6 31,1 14,9 25,7 8,9 14,0 32,1 30,3 14,8
собственность - 11,8 25,0 42,1 21,1 1,1 4,4 22,9 38,7 32,8
равенство 10,4 15,6 23,4 28,6 22,1 2,6 3,7 19,6 37,0 37,0
свобода 1,3 5,2 7,8 20,8 64,9 0,7 1„4 5,4 23,0 69,4
О О с
S
о ^
о
а
(О X tr
3) справедливость и безопасность -86,7%;
4) права человека - 86,1%;
5) достаток - 85,9%;
6) успех -83,6 %.
Мы можем отметить некоторое различие в ценностных ориентациям юношей и девушек. Для парней явно выделяется ценностная ориентация на успех, а у девушек на первые позиции выходит ценность безопасности. Это как раз и объясняется тендерными различиями, мужчины в большей степени ориентированы на карьеру, которая во многом определяет успех мужчин. Женщины же в большей степени ориентированы на семью и заботятся о своей безопасности, поскольку менее защищены, чем мужчины.
Рассмотрим влияние поселенческого фактора на формирование ценностных ориента-ций студентов г Орла. Нами выбраны суммированные варианты ответов "скорее имеет значение", "имеет максимальное значение" при оценке определенной ценностной ориентации.
Мы определенно можем утверждать значимость воздействия поселенческого фактора на формирование ценностных ориентаций студентов. Так, можно наблюдать рост значимости ценностной ориентации "семья и дети" по мере уменьшения типа поселения. Получается, что семья для
студентов, проживающих в сельской местности, более значима, чем у выходцев из областного центра. Обратная ситуация наблюдается с достатком, он, напротив, более значим для городских ребят, чем для сельских. Это вполне связано с имеющимися возможностями городских студентов (досуговыми, развлекательными и т.д.), реализация которых напрямую связана определенным достатком. Для сельской местности России исторически всегда значима ценность семьи, поскольку возможность ведения домашнего хозяйства, а иногда и выживаемости связана с наличием семьи. Интересно снижение значимости по мере "уменьшения" типа поселения такой ценностной ориентации, как "закон", что, на наш взгляд, объясняется большей просвещенностью городских студентов по правовым вопросам и большими возможностями реализации своих прав и свобод. Примечательна значимость успеха для студентов, проживающих в малых городах, это связано с не слишком хорошим положением дел в них, большей возможностью их миграции в крупные города. Что касается такой важной для студентов ценностной ориентации, как "свобода", то она наиболее актуальна для жителей областного центра, что связано с наибольшими возможностями живущих в нем студентов.
Таблица 11
Влияние поселенческого фактора на формирование ценностных ориентаций
студентов,%
Ценностные ориентации Областной центр Районный город Районный центр (поселок) Село, деревня и т.д.
семья, дэти 93,6 93,4 94,1 95,3
справедливость 84,2 82,0 81,2 88,3
безопасность 81,4 80,0 85,3 82,7
достаток 85,9 86,6 76,4 77,9
права человека 80,9 84,5 81,8 84,9
закон 73,8 67,8 51,5 67,8
стабильность 78,6 84,7 82,4 76,5
труд 68,1 78,1 63,7 68,3
демократия 56,2 55,7 29,4 52,9
успех 82,4 88,7 84,9 83,7
держава 43,1 42,5 51,5 44,7
собственность 66,7 81,2 69,4 67,4
равенство 68,9 73,3 63,6 66,6
свобода 91,5 81,4 87,9 90,8
Таблица 12
Влияние материального фактора на формирование ценностных ориентаций
студентов,%
Ценностные ориентации Низкий уровень дохода Средний уровень дохода Высокий уровень дохода
семья, дети 94,0 94,6 83,4
справедливость 86,5 83,5 83,3
безопасность 78,7 82,8 70,5
достаток 84,2 83,1 77,8
права человека 83,7 83,4 77,8
закон 51,3 71,2 61,1
стабильность 76,3 80,7 72,2
труд 67,5 70,9 61,1
демократия 56,7 53,3 33,4
успех 88,9 84,2 83,4
держава 48,6 43,0 44,5
собственность 62,1 70,1 77,8
равенство 62,1 70,0 61,1
свобода 89,5 92,0 77,8
Проанализируем влияние материального фактора на формирование ценностных ориентаций студентов г. Орла. Нами выбраны суммированные варианты ответов "скорее имеет значение", "имеет максимальное значение" при оценке определенной ценностной ориентации. Обращаем внимание, что уровень дохода определяется по самооценке респондентами своего дохода
Результаты исследования показывают влияние материального фактора на формирование ценностных ориентаций студентов г. Орла. Так, с ростом дохода снижается значимость практически всех ценностных ориентаций, особенно таких, как "семья и дети", "достаток", "труд", "демократия", "успех" и "свобода". Напротив, у студентов с высоким уровнем достатка по самооценке наблюдается большая значимость таких ориентаций, как собственность и закон. Скорее всего, это можно объяснить тем, что достаток во многом связан с наличием собственности и необходимостью ее защищать. Очевидно, что и меньшее значение семьи и детей у студентов с высоким достатком связано с общемировыми тенденциями (как правило, большие семьи характерны для сообществ с низким уровнем дохода). Примечательно, что наибольшее значение у студентов со средним доходом имеют такие ценности, как стабильность, равенство, закон,
труд. Ориентация на труд интересна и небольшой значимостью у студентов с высоким и низким уровнем дохода. Причем у 5,6% обеспеченных студентов значимость труда не имеет никакого значения. Следовательно, работать готовы лишь те, кто относит себя к среднему классу по уровню доходов.
Таким образом, по результатам исследования студенческой молодежи г. Орла основными ценностными ориентациями выступают семья, дети, справедливость, безопасность, успех и свобода. Исследование показало, что ценностные ориентации орловских студентов находятся в русле общероссийских тенденций. Результаты опроса показали влияние гендерных, материальных и поселенческих факторов на формирование ценностных ориентаций орловского студенчества.
Список литературы
1. Игнатова Т.В. Динамика ценностных приоритетов молодежи новой России //Механизмы антикризисного управления: федеральные, региональные, корпоративные. Межрегиональная конференция молодых ученых (11 марта 2010 г.) // Орел: Изд-во ОРАГС, 2010. С. 81-91.
2. Игнатова Т.В., Ницевич В.Ф. Основные формы политической активности российской молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 4. С. 61-67.
3. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г, Турченко В.Н. Парадоксы трансформации
ценностных ориентаций российской молодежи //Социс. 2012. № 6. С. 121.
4. Молодежь России: социологический портрет. Второе издание, дополненное и исправленное. М.: Институт социологии РАН, 2010. 592 с.
1 Объем генеральной совокупности - 39 424 студента. Объем выборочной совокупности составил 366 опрошенных респондентов. Выборка бесповторная случайная.
2 Молодежь России: социологический портрет. Второе издание, дополненное и исправленное. М.: Институт социологии РАН, 2010. С. 122-134.
3 Там же. С. 123.
4 Там же. С. 124.
5 Основные направления стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года. Режим доступа: оге1-гедюп.ш>8еп<Л1!еп.рЬ|р?1<^=1358
6 Молодежь России: социологический портрет. Второе издание, дополненное и исправленное. М.: Институт социологии РАН, 2010. С. 124.
7 Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи //Социс. 2012. № 6. С. 121.
8 Молодежь России: социологический портрет. Второе издание, дополненное и исправленное. М.: Институт социологии РАН, 2010. С. 128.