Научная статья на тему 'Исследование личностных особенностей и структуры жизненных ценностей студентов как особой стратификационной группы'

Исследование личностных особенностей и структуры жизненных ценностей студентов как особой стратификационной группы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратификационная группа / ценностные ориентации / структура жизненных ценностей / карьера и успешность / stratification group / value orientations / structure of life values / career and success

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александров Александр Геннадьевич

Показатели динамики личностных особенностей и структуры жизненных ценностей студентов наглядно демонстрируют взаимосвязанные проблемы их образования, трудоустройства и профессионального роста. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. Полученные в исследовании данные с определенной долей вероятности позволяют представить ближайшие и отдаленные перспективы развития уровня и качество жизни студенчества, как особой стратификационной группы населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Александров Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS AND LIFE VALUES STRUCTURE OF STUDENTS AS A SPECIAL SOCIAL GROUP

Dynamics indicators of personal characteristics and life values structure of students clearly demonstrate the interrelated problems of their education, employment and professional growth. The study of value orientations, life priorities of modern students is very important, because it makes it possible to find out the degree of its adaptation to new social conditions and their innovative potential. The data obtained in the study with a certain degree of probability allow us presenting the near and long-term prospects for the development of the level and quality of a student’s life as a special stratification group of the population.

Текст научной работы на тему «Исследование личностных особенностей и структуры жизненных ценностей студентов как особой стратификационной группы»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ОСОБОЙ СТРАТИФИКАЦИОННОЙ ГРУППЫ

Александров Александр Геннадьевич.

г. Новосибирск, Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, кандидат психологических наук, доцент, aleksandrov-nsk@yandex.ru.

Аннотация. Показатели динамики личностных особенностей и структуры жизненных ценностей студентов наглядно демонстрируют взаимосвязанные проблемы их образования, трудоустройства и профессионального роста. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. Полученные в исследовании данные с определенной долей вероятности позволяют представить ближайшие и отдаленные перспективы развития уровня и качество жизни студенчества, как особой стратификационной группы населения.

Ключевые слова: стратификационная группа, ценностные ориентации, структура жизненных ценностей, карьера и успешность.

STUDY OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS AND LIFE VALUES STRUCTURE OF STUDENTS AS A SPECIAL SOCIAL GROUP

Aleksandrov Alexander Gennadievich.

Novosibirsk, Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, aleksandrov-nsk@yandex.ru.

Abstract. Dynamics indicators of personal characteristics and life values structure of students clearly demonstrate the interrelated problems of their education, employment and professional growth. The study of value orientations, life priorities of modern students is very important, because it makes it possible to find out the degree of its adaptation to new social conditions and their innovative potential. The data obtained in the study with a certain degree of probability allow us presenting the near and long-term prospects for the development of the level and quality of a student's life as a special stratification group of the population.

Key words: stratification group, value orientations, structure of life values, career and success.

Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последние два десятилетия, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Эти

процессы в большей степени отражаются на формировании структуры ценностей молодого поколения, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования мировоззрения новой социальной структуры российского общества. В этих радикально меняющихся условиях неизбежна, переоценка ценностей и ломка сложившихся устоев. Более всего данный кризис проявляется в сознании этой формирующейся новой и современной молодежной социальной группы, отличающаяся прагматизмом и озабоченностью материальными проблемами.

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям, а также оценить их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Актуальность исследований студенчества обусловлена и тем, что в новой социальной структуре российского общества формируется средний класс, основой которого должны стать образованные, компетентные и грамотные молодые специалисты.

В феврале-марте 2018 года было проведено эмпирическое исследование структуры жизненных ценностей студентов как особой стратификационной группы. В качестве методик сбора данных использовались адаптированные анкеты социологического опроса студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 120 человек строительно-технических факультетов СГУПСа в возрасте 16-21 лет.

Для эталонного сопоставления взяты данные исследования старшеклассников школ Санкт-Петербурга и студентов Санкт-Петербургского государственного университета (СПГУ) за 2008-2012 год.

В сложных условиях всеобщего изменения жизни особое место среди жизненных ценностей молодёжи занимает ценность образования, хотя прослеживается связь с внутренними скрытыми тенденциями изменения интереса к учёбе в ВУЗе. К таким причинам можно отнести следующее: - многие выпускники вынуждены работать не по специальности, т. к. найти работу нелегко; - увеличивается доля получающих высшее образование на платной основе.

В настоящее время, когда гарантий работы по специальности никто не даёт, возрастает ценность качества высшего образования как такового, следовательно, должны изменяться и ориентации старшеклассников и студентов на смысл учёбы в их жизненной перспективе.

В сознании студентов ценность учёбы в ВУЗе определялась через вопрос «Для чего нужны знания и что даёт высшее образование?», а полученные от респондентов ответы представлены в таблице 1 и выглядят следующим образом.

Таблица 1

Ценность учёбы в школе/ВУЗе (% к числу опрошенных)

«Для чего нужны знания и что даёт высшее образование?» Группы респондентов

Старшеклассники и студенты - СПб и студенты- СШУ С-311 С-312 С-313

- приобрести профессию 61,0 18.75 64.35 64,35

- стать образованным 58,0 68.75 22,73 57,2

- подготовиться к самостоятельной жизни 46,0 50,0 18,2 57,2

- стать богатым 29,0 12,5 27,27 28,6

- быть не хуже других 20,0 25,0 4,55 14,3

- утвердиться среди близких 13,0 12,5 9,09 7,05

- почувствовать себя взрослым 12,0 6,25 18,18 21,45

- превзойти других 11 12,5 13,64 15,3

На поставленный в открытой форме вопрос «В чем заключается главная жизненная цель, мечта жизни?» были получены ответы, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Распределение главных жизненных целей молодежи

Группы респондентов СПГУ С-311 С-312

Жизненные цели ответивших % Рейтинг ответивших % Рейтинг ответивших % Рейтинг

иметь хорошую семью 51,3 4 46,62 1 57,9 1

получить хорошее образование 13,9 2 33,34 2.1 36.8 2

устроиться на хорошую работу 12,0 3 13,34 4.1 15,8 3

иметь свою квартиру 6,3 8 20,0 3 5,3 5

заработать много денег 26,64 1 3,4 6 5.3 5

обеспечить будущее детям 6,9 7 13,34 4.2 10,5 4

открыть свой бизнес 2,0 9 33.34 2.2 15,8 3

жить в достатке 9,6 5 6.67 5.1 15,8 3

приобрести дорогие вещи 21,3 2 6.67 5.2 10,5 4.1

Как видно, для современной российской молодежи свойственны как сугубо прагматичные, материальные жизненные цели, так и духовно-нравственные. Можно отметить высокое стремление на создание хорошей семьи, но при этом

СПГУ связывают это с высокими заработками, а Сибирский регион через получение хорошего образования. Следует отметить значительную разницу в стремлении приобрести дорогие вещи (Сибирский регион уступает Санкт-Петербургу в 2-2,5 раза). При этом Сибирский регион лидирует в желании хороших жизненных перспектив открыть свой бизнес. В стремлении обеспечить будущее своим детям Сибирский регион опережает СПГУ в 1,8-2,0 раза.

Анализ данных ответов при изучении мнения - «Каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально и практически станут добиваться целей в различных сферах жизни?» приводится в таблице 3.

Таблица 3

К чему стремится и чего хочет добиться в жизни молодежь

Группы респондентов СПГУ С-311 С-312

Сферы достижения успехов Ответивших % Рейтинг Ответивших % Рейтинг Ответивших % Рейтинг

Получить хорошее образование 48,2 5 33,34 2 67.7 1

Получить престижную работу 59,5 2 38,89 1 38,89 2

Создать прочную счастливую семью 59,9 1 22,2 4 33,33 3

Создать собственный бизнес 28,3 7 16,68 5 16.67 5

Стать богатым человеком 40,4 6 27,73 3 33,3 3

Заниматься любимым делом 55,6 3 16,67 6 11,11 6

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей 13,3 8 11,19 -12.23 7 27,78 4

Побывать в разных странах мира 49,4 4 16,68 5 16,67 5

Студенты СПГУ по сравнению с молодым поколением Сибирского региона достаточно высоко оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т. п.

По результатам исследования у значительной части студентов -старшекурсников зафиксирован достаточно четко выраженный интерес к должностному и профессиональному росту (СПГУ - 40,4%, а 59,5% «богатыми» не станут; Сибирский регион уступает почти на 20% из-за видимо реально меньших возможностей для осуществления этих личных планов). Разрыв наблюдается и по таким сферам как:

Создать собственный бизнес - до 12% Стать богатым человеком - от 7 до 13% Заниматься любимым делом - от 29 до 44% Побывать в разных странах мира - до 32% Создать прочную счастливую семью - от 26 до 37%.

Все указывает на лидерство молодежной популяции Северной столицы по отношению к Сибирскому региону.

К числу факторов, вызывающих наибольшую озабоченность будущих специалистов относится статусная устойчивость/ неустойчивость, как представления о своих будущих возможностях и достижениях, которые в реальной деятельности существенно расходятся. И если допустить разделение студентов на категории «благополучной» и «неблагополучной» молодежи, то следует подчеркнуть, что «благополучные» рассчитывают добиться этого в 59,6% (по СПГУ). В то же время среди числа «неблагополучных», тех, кто рассчитывает разбогатеть, всего 27,7% и 33,3% (Сибирский регион). Большинство (52,3 %) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0 %) считают, что богатство им не нужно.

На вопросы: «Может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? Опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни?» полученные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Опасения российской молодежи сегодня

Группы респондентов СПГУ С-311 С-312

-в и % г н -в и % г н -в и % г н

Опасения Й й £ я и т й е Й й £ я и н « е Й й £ я и н « е

О 3 Р о 3 Р о 3 Р

Невозможность получить образование 9,6 10 20 2 5,3 4

Остаться без средств существования 52,1 1 26.7 1 26.3 4

Преступность 38,2 3 13,35 2 10,5 8

Проблемы с устройством на работу 18,7 7 26,7 1 25,3 5

Потерять работу 19,8 5 26,7 1 15,8 7

Остаться без друзей 28,0 4 13,35 2 15.8 7

Не встретить любимого человека 9,9 9 13,34 3 36,8 2

Не суметь создать семью 13,6 8 6,66 4 21,0 6

Диктатура власти 19,4 6 6,65 5 31,6 3

Потерять здоровье 49,7 2 26,7 1 38,7 1

Больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, потерять работу и здоровье, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, опасается роста диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

По рейтингу опасений для студенческой молодежи Северной столицы и Сибирского региона отмечено следующее различие (таблица 5).

Таблица 5

Рейтинг опасений для студенческой молодежи Северной столицы

и Сибирского региона

Санкт-Петербургский ГУ СГУПС (г.Новосибирск)

Остаться без средств существования -52,1 Потерять здоровье - 26,7 и 38,7

Потерять здоровье - 49,7 Остаться без средств существования -26.7 и 26.3

Преступность - 38,2 Проблемы с устройством на работу -26,7 и 25,3

Остаться без друзей - 28,0 Потерять работу - 26,7 и 15,8

Потерять работу - 19,8 Не встретить любимого человека -13,34 и 36,8 (для женщин).

Моральный облик современной российской студенческой молодежи дополняется полученными данными исследования о том, какие качества она в наибольшей степени ценит в людях. Испытуемый имел возможность отметить в анкете не более трех из 14-ти предлагаемых положительных качеств человека. Полученные результаты ответов приводятся в таблице 6 по степени предпочтения качеств от наибольшего к меньшему.

Во всей выборке обращает на себя внимание явное предпочтение качество ума над всеми остальными качествами. То есть, в рамках российской культуры «Ум» понимается как всеохватывающее свойство человека. И только в выборке с большим количеством женщин предпочтение отдано «Силе» (27,3%), где это противопоставление предполагает защиту и безопасность для них. Однако только 8,5 % и 10,54% молодых людей обращают внимание на силу как на очень значимое человеческое качество.

Таблица 6

Качества молодежи наиболее ценные в людях

Группы респондентов СПГУ С-311 С-312

Человеческие качества % ответивших Рейтинг % ответивших Рейтинг % ответивших Рейтинг

1. Ум 63,6 1 36.85 1 36,4 1.1

2. Доброта 36,7 2 21 3 36.4 1.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Юмор 34,4 3 15,73 6 13,64 5.1

4. Уверенность в себе 28,8 4 20,85 5 18,8 3

5. Целеустремленность 24,7 5 15.8 3 13,64 5.2

6. Отзывчивость 22,5 6 10,57 8 9,09 6.1

7. Обязательность 17,5 7.1 20,96 4 9,09 6.2

8. Воспитанность 17,5 7.2 15,57 8 13,64 5.3

Группы респондентов СПГУ С-311 С-312

Человеческие качества % ответивших Рейтинг % ответивших Рейтинг % ответивших Рейтинг

9. Общительность 11,2 8 10,57 9 9,09 6.3

10. Независимость 9,8 9 10,57 9 9,09 6.4

11. Инициативность 9,5 10 10,52 11 13,64 5.4

12. Сила 8,5 11 10,54 10 27,27 2

13. Оригинальность 5,6 12 15,63 7 18,18 4

14. Красота 5,0 13 26,3 2 13,64 5.5

По результатам проведенного анализа можно видеть, что наиболее часто встречающейся комбинацией свойств, высоко ценимых молодыми

людьми, оказываются ум, доброта и чувство юмора. Это сочетание видимо имеем некую социально-психологическую характеристику предпочитаемой личности для коммуникации. Чувство юмора способствует объединению этих свойств (ум и доброта), и позволяет не воспринимать катастрофически все трудности жизни, с которыми сталкивается сегодня молодой человек в России, слишком серьезно. Этим можно объяснить высокую популярность у молодежи различных юмористических программ и каналов в СМИ. Чувство юмора позволяет сохранить определенное ироническое отношение к самому себе и к тому, что с тобой происходит, а также дистанцироваться как от крайне рационалистической позиции, так и от чрезмерной доброты.

Особое внимание следует обратить на такие качества, как обязательность, стремление к независимости и инициативность, которые занимают гораздо более низкие позиции, чем это требуется логикой и содержанием сегодняшнего развития рыночных отношений. Стремление к свободе коррелирует с независимостью, но это качество выбирают в данном контексте только 9,8% молодежи (СПГУ) и 10, 57% (СГУПС). Обязательное условие успеха в складывающейся системе общественных отношений, в рыночных взаимосвязях является «Качество обязательности», но и оно получает поддержку молодежи по СГУПСу только 20,96 % и 9,09 % (в женской популяции) при 17,5 % по СПГУ. Большее число молодых людей Северной столицы избирает отзывчивость (22,5 %), а Сибирский регион в этом качестве проигрывает в 2 раза. Представленные нами данные говорят о том, что российская молодежь проявляет слабую требовательность к себе и явно недооценивает необходимость повышения культуры делового общения и ещё недостаточно активно повернулась в сторону рыночных отношений. Заключение.

Важная своевременность данной темы заключается в том, что независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства и

какие у нее будут жизненные ценности, от этого будет зависеть дальнейшая судьба страны. В результате проведенного исследования мы получили возможность конкретизировать определенную разницу в особенностях российской студенческой популяции (Северной столицы и Сибирского региона) с точки зрения наиболее выраженных (или признаваемых за собой) личностных особенностей и их ценностных ориентаций.

На основании полученных результатов можно сделать заключения об особенностях взаимосвязей в самосознании молодых людей, выросших и развивающихся в условиях формирования новой культуры, разных стремлений, характеризующих как мотивационную сферу и ситуационно-генерализованные способы поведения, так и готовность личности признавать в себе те тенденции, которые, возможно, еще не освоены на поведенческом уровне, но уже осознаются как личностные ценности для своего успешного будущего.

По результатам рассмотрения ценностных ориентаций исследуемой группы студентов можно утверждать, что в процессе учебы формируется высоко оцениваемое чувство причастности к определенной социальной группе (в данном случае чувство причастности к университету, будущей специальности). При этом 72,4 % студентов обладают тем личностным потенциалом, позволяющим отнести их к будущим представителям среднего класса, что дает возможность отнести студентов к особой стратификационной группе потенциально ориентированной на пополнение формирующегося среднего класса, который должен стать основой формирования современного российского общества.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Семья и карьера для молодежи важны примерно одинаково.

2. На формирование жизненных ценностей молодежи в большей степени влияет семейное воспитание.

3. Главным критерием успешности любого современного человека молодежь считает высшее образование, и диплом о высшем образовании представляет большую ценность, т.к. является критерием успешной карьеры в ближайшем будущем.

4. Духовное просвещение и саморазвитие современная студенческая молодежь считает необходимым, и лишь 15% готовы спокойно жить и без этого.

5. Подавляющее большинство молодых людей считает, что будущее нашей страны за здоровым обществом и стремится оставить после себя здоровое крепкое потомство во благо государству.

6. Жизненные ценности студенческой молодежи сформированы вполне адекватно, но не хватает только патриотизма и веры в силу своей страны.

В результате проведенного нами исследования, полученные данные подтверждают описываемые многими авторами отличительную особенность современного российского общества, которая заключается в значительно большей ориентации российской молодежи на базовые материалистические ценности, что возможно связано с нестабильным состоянием экономики страны. Жизнь в условиях стратегической неопределенности требует от молодого поколения формирования разумной гибкости и адаптационной толерантности.

Библиографический список:

1. Александров А.Г. Динамика уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности. - Современное профессиональное образование: философский анализ теории и практики. Том XXVIII серии трудов, приложение к журналу «Философия образования». - Новосибирск, 2008. - С. 220 - 227.

2. Александров А.Г. Совершенствование профессионального самоопределения студентов-старшекурсников. - Социокультурные проблемы современного человека: материалы III международной научно-практической конференции (2226 апреля 2008 г.) - Новосибирск: Изд. НГПУ 2009. - Ч. II. - С. 344-348.

3. Барабанов В.В. Обществознание / В.В. Барабанов, В.Г. Зарубин. - Москва: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2005. - 334 с.

4. Вершинина Н.А. Трансформация системы ценностных ориентаций студенчества //Ломоносовские чтения. - 2002. - Т. 1.

5. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003. -568 с.

6. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 40-44.

7. Матвиенко М.А., Егушев К.Е., Пименов Н.О., Файрузов Р.Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 1523-1525.

8. Шашкина А.О., Конюхова К.О. Исследование ценностей современной российской молодежи // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 868-871.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.