НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 189-191. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 189-191. ISSN 2073-1426 Научный отчет УДК 159.9:316.6
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-189-191
ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ*
Адеева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома,
Россия, t_adeeva@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0310-7546 Хазова Светлана Абдурахмановна, доктор психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, hazova_svetlana@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7777-2135 Румянцев Юрий Викторович, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома,
Россия, u_rumjancev@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2607-6084 Сомкина Мария Александровна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, mariasomkina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-5400-5147
Аннотация. 22-23 апреля 2021 года в Костромском государственном университете состоялась I Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст». Организатором конференции выступил КГУ совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Ключевые слова: научно-практическая конференция, жизненные траектории, личность, ограниченные возможности здоровья, образовательные траектории, семья, психолого-педагогическое сопровождение, социальное сопровождение. Для цитирования: Адеева Т.Н., Хазова С.А., Румянцев Ю.В., Сомкина М.А. Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 189-191. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-189-191
Scientific Report
LIFE TRAJECTORIES OF PERSONALITY IN THE MODERN WORLD: SOCIAL AND INDIVIDUAL CONTEXT
Tatiana N. Adeeva, Candidate of Psychological Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, t_adeeva@ksu.edu.ru,
https://orcid.org/0000-0002-0310-7546 Svetlana A. Khazova, Doctor of Psychological Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, hazova_svetlana@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-7777-2135 Yuri V. Rumyantsev, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, u_rumjancev@ksu.edu.ru,
https://orcid.org/ 0000-0002-2607-6084 Maria A. Somkina, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, mariasomkina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-5400-5147
Abstract. On April 22-23, 2021, Kostroma State University hosted the First International Scientific and Practical Conference "Life trajectories of personality in the modern world: social and individual context". The conference was organised by the KSU together with Herzen Russian State Pedagogic University and Moscow State Psychological and Pedagogic University. Keywords: scientific and practical conference, life trajectories, personality, health disabilities, educational trajectories, family,
psychological and pedagogic support, social support. For citation: Adeeva T.N., Khazova S.V., Rumyantsev Y.V., Somkina M.A. Life trajectories of personality in the modern world: social and individual context. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 189-191 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-189-191
* I Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст» (Костромской государственный университет, 22-23 апреля 2021 года)
© Адеева Т.Н., Хазова С.А., Румянцев Ю.В., Сомкина М.А., 2021
Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 189
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета 22-23 апреля состоялась I Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст». Форум объединил более 500 специалистов, ученых и практиков из 8 стран (Россия, Литва, Латвия, Беларусь, Казахстан, Германия, Армения, Украина), и более 35 городов. В пленарном заседании приняли участие представители вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Кокшетау, Дармштадта, Гродно, Вильнюса, Каунаса.
В пленарных докладах была представлена основная проблематика конференции и ведущие направления исследований жизненных траекторий личности и группы в современном контексте. Психологи, педагоги, специалисты по социальной работе из разных городов и стран представляли результаты исследований и практический опыт работы в данном проблемном поле. В центре внимания оказались жизненные траектории семьи как социальной группы, наиболее уязвимой перед лицом глобальных перемен (Д.В. Лепешев, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахмето-ва, Кокшетау, Казахстан) и аттитюды многодетности у белорусов и россиян (К.В. Карпинский, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Гродно, Беларусь). Авторы представили опыт помощи семьям в условиях пандемии, в частности семьям мигрантов в Германии (М. Метц, Евангелическая высшая школа, Дармштадт, Германия), родителям в период дистантного обучения в Литве (А. Кепалайте, Уни -верситет Витаутаса Великого, Каунас, Литва). Живое обсуждение вызвал доклад об эмоциональной близости и опасениях в личных отношениях (Т. Л. Крюкова, КГУ, Кострома). Был представлен и такой актуальный и интересных аспект исследований, как жизненные траектории в затрудненных инвалидностью условиях развития: анализировались образовательные траектории студентов-инвалидов в современных условиях (Г.Г. Саитгалиева, МГППУ, Москва), внутренняя картина дефекта как его детерминанта в подростни-честве (Т.Н. Адеева, КГУ, Кострома), своеобразие вариантов жизни взрослых в контексте ресурсного подхода (С.А. Хазова, КГУ, Кострома). Значительное количество выступлений раскрывало проблему специфики жизненных траекторий подростков и современной молодежи, их психологического благополучия в эпоху перемен (А.Г. Самохвалова, КГУ, Кострома) и в контексте межпоколенной культурной трансмиссии (Б.В. Куприянов, Москва). Интерес слушателей вызвали доклады о псевдопатопсихологических феноменах в молодежной среде как адаптивных трансформациях психической организации современного человека (А.Н. Алехин, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург), индивидуально-личностных
предикторах проактивного совладания - важнейшей детерминаты жизненных траекторий (Е.В. Куфтяк, РАНХиГС при Президенте РФ, Москва). Практическая значимость данного направления исследований была подчеркнута в докладе о роли психологической службы в формировании позитивных социализацион-ных траекторий молодежи (А.Н. Тесленко, Кокшетау, Казахстан). Особое внимание было уделено и профессиональной сфере: совладанию со стрессом в профессиональной деятельности специалистов в сфере социального благополучия Литвы (А. Вайткевичене, Д. Алифановене, А. Кепалайте, О. Шапелите, Д. Ге -рулайтис, Шяуляйская академия Вильнюсского университета, Вильнюс, Шауляй), а также проблемам границ личной и деловой сферы сотрудников организации (Л.И. Дементий, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск).
Тематика выступлений еще раз подчеркнула актуальность, практикоориентированность и междисци-плинарность заявленной проблематики, что нашло дальнейшее отражение в работе секционных заседаний, которые прошли в творческой атмосфере. Исследователи разных поколений и представители различных научных школ дискутировали о контекстах жизни современников - детей, молодежи и взрослых, социальной и личностной детерминации жизненных траекторий, роли образовательного пространства и вкладе семьи и близких отношений в психологическое благополучие человека. Большое внимание было уделено проблеме психолого-педагогического сопровождения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах жизни, вопросам научной обоснованности и доказанности используемых в работе методов развития, обучения, воспитания, социализации людей с ОВЗ. Отмечена потребность в научной логической аргументации целей и задач используемых методов и методик, доказанности результата используемых методов с точки зрения эффективности для человека с ОВЗ. Значимое место в тематике конференции получили исследования о специфике образовательных траекторий личности на современном этапе развития общества, о вариантах образовательных маршрутов личности на разных этапах онтогенеза. Специалистами, теоретиками и практиками, обсуждались современные научные подходы и технологии социального сопровождения и реабилитации маломобильных категорий детей и молодежи в условиях учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Особое место в работе конференции было отведено проблемам психолого-педагогического сопровождения семей, детей и молодежи. Представлены исследования, посвященные кризисным периодам семьи, психолого-педагогической поддержке семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Осве-
190
Вестник КГУ -Л 2021
Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст
щались вопросы сопровождения подростков, старшеклассников, а также одаренных детей на разных этапах онтогенеза. Одной из важнейших тем является сопровождение семьи онкобольного.
Ведущие ученые из разных городов прочитали открытые лекции. Участники конференции с большим интересом слушали о тенденциях социализации «поколения селфи» в цифровую эпоху и ожиданиях учащейся молодежи от образовательного и эмоционального взаимодействия с педагогическими работниками (И.Ю. Тарханова, ЯГПУ им К. Д. Ушинского). Интригующей и спровоцировавшей живую дискуссию была лекция о восприятии трудной ситуации сквозь призму жизненного сценария (Е.В. Битюцкая, МГУ им. М.Ю. Ломоносова, Москва). Развернулась активная дискуссия о роли и возможностях психолога как специалиста и эксперта при решении вопроса о праве на воспитание детей (И. А. Горьковая, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург).
В рамках конференции успешно прошла работа мастер-классов. Участники узнали о современных трендах и специфике работы с молодежью (А.Н. Тес-ленко, Кокшетауского университета им. Абая Мыр-захметова). Большой интерес у слушателей вызвали представленные методы театральной педагогики для решения комплекса психолого-педагогических задач образовательного процесса (О.Н. Вишневская, КГУ, Кострома), а также использование арт-терапии в социальном сопровождении маломобильных категорий детей и молодежи (Е.Н. Лебедева, О.Н. Ве-ричева, КГУ, Кострома). Участники мастер-классов совершенствовали собственные коммуникативные навыки и навыки профилактики конфликтов в образовательной среде (Т.В. Макеева, В.Н. Гурьянчик, ЯГПУ им К. Д. Ушинского); познакомились с возможностями применения метафорических карт в работе практического психолога в условиях инклюзивного образования (Н.В. Грушко, С.В. Чернобровкина, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского); узнали о новой методике диагностики коммуникативного и речевого развития в контексте проблем коррекционно-педагоги-ческой работы (И.В. Тихонова, УЮ. Севастьянова, КГУ, Кострома).
Работа круглых столов позволила обсудить важные практические вопросы, касающиеся организации образовательного трека подготовки педагога в процессе обучения (Т.В. Сутягина, М.А. Скворцо-ва, КГУ); вопросы содержания и современных вызовов в психолого-педагогическом сопровождении семей, детей и молодежи (Ж. А. Захарова, О.С. Щербинина, КГУ); проблемы диверсификации профессионального будущего вожатого (Б.В. Куприянов, МГПУ, О.В. Миновская, Т.В. Козырева, КГУ). Широкая линейка мастер-классов дала возможность участникам познакомиться с разнообразными современными психолого-педагогическими технологиями или усовершенствовать компетенции профессиональной деятельности.
На конференции особое внимание было уделено молодым исследователям, принявшим участие в специальном конкурсе научных работ студентов по направлениям «Педагогика», «Психология», «Специальная педагогика и психология». Дипломы победителей получили представители студенческих сообществ Костромы, Ташкента, Минска, Гродно, Санкт-Петербурга, Омска.
По результатам конференции выпущен сборник материалов.
Участники конференции отметили высокий уровень докладов, актуальность и разнообразие тем исследований, которые вызвали живой интерес и активную дискуссию; высокий уровень организации форума, проходившего в дистанционной форме. Высказано пожелание систематически проводить конференции, посвященные данной тематике; зарубежными и отечественными спикерами выражено намерение о продолжении сотрудничества.
Статья поступила в редакцию 25.04.2021; одобрена после рецензирования 03.05.2021; принята к публикации 14.05.2021.
The article was submitted 25.04.2021; approved after reviewing 03.05.2021; accepted for publication 14.05.2021.
Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 191