Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ'

ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ЛИЧНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адеева Татьяна Николаевна, Хазова Светлана Абдурахмановна, Румянцев Юрий Викторович, Сомкина Мария Александровна

22-23 апреля 2021 года в Костромском государственном университете состоялась I Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст». Организатором конференции выступил КГУ совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Московским государственным психолого-педагогическим университетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Адеева Татьяна Николаевна, Хазова Светлана Абдурахмановна, Румянцев Юрий Викторович, Сомкина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE TRAJECTORIES OF PERSONALITY IN THE MODERN WORLD: SOCIAL AND INDIVIDUAL CONTEXT

On April 22-23, 2021, Kostroma State University hosted the First International Scientific and Practical Conference “Life trajectories of personality in the modern world: social and individual context”. The conference was organised by the KSU together with Herzen Russian State Pedagogic University and Moscow State Psychological and Pedagogic University.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 189-191. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 189-191. ISSN 2073-1426 Научный отчет УДК 159.9:316.6

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-189-191

ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ*

Адеева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома,

Россия, t_adeeva@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0310-7546 Хазова Светлана Абдурахмановна, доктор психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, hazova_svetlana@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7777-2135 Румянцев Юрий Викторович, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома,

Россия, u_rumjancev@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2607-6084 Сомкина Мария Александровна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, mariasomkina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-5400-5147

Аннотация. 22-23 апреля 2021 года в Костромском государственном университете состоялась I Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст». Организатором конференции выступил КГУ совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Ключевые слова: научно-практическая конференция, жизненные траектории, личность, ограниченные возможности здоровья, образовательные траектории, семья, психолого-педагогическое сопровождение, социальное сопровождение. Для цитирования: Адеева Т.Н., Хазова С.А., Румянцев Ю.В., Сомкина М.А. Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 189-191. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-189-191

Scientific Report

LIFE TRAJECTORIES OF PERSONALITY IN THE MODERN WORLD: SOCIAL AND INDIVIDUAL CONTEXT

Tatiana N. Adeeva, Candidate of Psychological Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, t_adeeva@ksu.edu.ru,

https://orcid.org/0000-0002-0310-7546 Svetlana A. Khazova, Doctor of Psychological Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, hazova_svetlana@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0002-7777-2135 Yuri V. Rumyantsev, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, u_rumjancev@ksu.edu.ru,

https://orcid.org/ 0000-0002-2607-6084 Maria A. Somkina, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, mariasomkina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-5400-5147

Abstract. On April 22-23, 2021, Kostroma State University hosted the First International Scientific and Practical Conference "Life trajectories of personality in the modern world: social and individual context". The conference was organised by the KSU together with Herzen Russian State Pedagogic University and Moscow State Psychological and Pedagogic University. Keywords: scientific and practical conference, life trajectories, personality, health disabilities, educational trajectories, family,

psychological and pedagogic support, social support. For citation: Adeeva T.N., Khazova S.V., Rumyantsev Y.V., Somkina M.A. Life trajectories of personality in the modern world: social and individual context. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 189-191 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-189-191

* I Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст» (Костромской государственный университет, 22-23 апреля 2021 года)

© Адеева Т.Н., Хазова С.А., Румянцев Ю.В., Сомкина М.А., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 189

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета 22-23 апреля состоялась I Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст». Форум объединил более 500 специалистов, ученых и практиков из 8 стран (Россия, Литва, Латвия, Беларусь, Казахстан, Германия, Армения, Украина), и более 35 городов. В пленарном заседании приняли участие представители вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Кокшетау, Дармштадта, Гродно, Вильнюса, Каунаса.

В пленарных докладах была представлена основная проблематика конференции и ведущие направления исследований жизненных траекторий личности и группы в современном контексте. Психологи, педагоги, специалисты по социальной работе из разных городов и стран представляли результаты исследований и практический опыт работы в данном проблемном поле. В центре внимания оказались жизненные траектории семьи как социальной группы, наиболее уязвимой перед лицом глобальных перемен (Д.В. Лепешев, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахмето-ва, Кокшетау, Казахстан) и аттитюды многодетности у белорусов и россиян (К.В. Карпинский, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Гродно, Беларусь). Авторы представили опыт помощи семьям в условиях пандемии, в частности семьям мигрантов в Германии (М. Метц, Евангелическая высшая школа, Дармштадт, Германия), родителям в период дистантного обучения в Литве (А. Кепалайте, Уни -верситет Витаутаса Великого, Каунас, Литва). Живое обсуждение вызвал доклад об эмоциональной близости и опасениях в личных отношениях (Т. Л. Крюкова, КГУ, Кострома). Был представлен и такой актуальный и интересных аспект исследований, как жизненные траектории в затрудненных инвалидностью условиях развития: анализировались образовательные траектории студентов-инвалидов в современных условиях (Г.Г. Саитгалиева, МГППУ, Москва), внутренняя картина дефекта как его детерминанта в подростни-честве (Т.Н. Адеева, КГУ, Кострома), своеобразие вариантов жизни взрослых в контексте ресурсного подхода (С.А. Хазова, КГУ, Кострома). Значительное количество выступлений раскрывало проблему специфики жизненных траекторий подростков и современной молодежи, их психологического благополучия в эпоху перемен (А.Г. Самохвалова, КГУ, Кострома) и в контексте межпоколенной культурной трансмиссии (Б.В. Куприянов, Москва). Интерес слушателей вызвали доклады о псевдопатопсихологических феноменах в молодежной среде как адаптивных трансформациях психической организации современного человека (А.Н. Алехин, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург), индивидуально-личностных

предикторах проактивного совладания - важнейшей детерминаты жизненных траекторий (Е.В. Куфтяк, РАНХиГС при Президенте РФ, Москва). Практическая значимость данного направления исследований была подчеркнута в докладе о роли психологической службы в формировании позитивных социализацион-ных траекторий молодежи (А.Н. Тесленко, Кокшетау, Казахстан). Особое внимание было уделено и профессиональной сфере: совладанию со стрессом в профессиональной деятельности специалистов в сфере социального благополучия Литвы (А. Вайткевичене, Д. Алифановене, А. Кепалайте, О. Шапелите, Д. Ге -рулайтис, Шяуляйская академия Вильнюсского университета, Вильнюс, Шауляй), а также проблемам границ личной и деловой сферы сотрудников организации (Л.И. Дементий, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск).

Тематика выступлений еще раз подчеркнула актуальность, практикоориентированность и междисци-плинарность заявленной проблематики, что нашло дальнейшее отражение в работе секционных заседаний, которые прошли в творческой атмосфере. Исследователи разных поколений и представители различных научных школ дискутировали о контекстах жизни современников - детей, молодежи и взрослых, социальной и личностной детерминации жизненных траекторий, роли образовательного пространства и вкладе семьи и близких отношений в психологическое благополучие человека. Большое внимание было уделено проблеме психолого-педагогического сопровождения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах жизни, вопросам научной обоснованности и доказанности используемых в работе методов развития, обучения, воспитания, социализации людей с ОВЗ. Отмечена потребность в научной логической аргументации целей и задач используемых методов и методик, доказанности результата используемых методов с точки зрения эффективности для человека с ОВЗ. Значимое место в тематике конференции получили исследования о специфике образовательных траекторий личности на современном этапе развития общества, о вариантах образовательных маршрутов личности на разных этапах онтогенеза. Специалистами, теоретиками и практиками, обсуждались современные научные подходы и технологии социального сопровождения и реабилитации маломобильных категорий детей и молодежи в условиях учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Особое место в работе конференции было отведено проблемам психолого-педагогического сопровождения семей, детей и молодежи. Представлены исследования, посвященные кризисным периодам семьи, психолого-педагогической поддержке семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Осве-

190

Вестник КГУ -Л 2021

Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст

щались вопросы сопровождения подростков, старшеклассников, а также одаренных детей на разных этапах онтогенеза. Одной из важнейших тем является сопровождение семьи онкобольного.

Ведущие ученые из разных городов прочитали открытые лекции. Участники конференции с большим интересом слушали о тенденциях социализации «поколения селфи» в цифровую эпоху и ожиданиях учащейся молодежи от образовательного и эмоционального взаимодействия с педагогическими работниками (И.Ю. Тарханова, ЯГПУ им К. Д. Ушинского). Интригующей и спровоцировавшей живую дискуссию была лекция о восприятии трудной ситуации сквозь призму жизненного сценария (Е.В. Битюцкая, МГУ им. М.Ю. Ломоносова, Москва). Развернулась активная дискуссия о роли и возможностях психолога как специалиста и эксперта при решении вопроса о праве на воспитание детей (И. А. Горьковая, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург).

В рамках конференции успешно прошла работа мастер-классов. Участники узнали о современных трендах и специфике работы с молодежью (А.Н. Тес-ленко, Кокшетауского университета им. Абая Мыр-захметова). Большой интерес у слушателей вызвали представленные методы театральной педагогики для решения комплекса психолого-педагогических задач образовательного процесса (О.Н. Вишневская, КГУ, Кострома), а также использование арт-терапии в социальном сопровождении маломобильных категорий детей и молодежи (Е.Н. Лебедева, О.Н. Ве-ричева, КГУ, Кострома). Участники мастер-классов совершенствовали собственные коммуникативные навыки и навыки профилактики конфликтов в образовательной среде (Т.В. Макеева, В.Н. Гурьянчик, ЯГПУ им К. Д. Ушинского); познакомились с возможностями применения метафорических карт в работе практического психолога в условиях инклюзивного образования (Н.В. Грушко, С.В. Чернобровкина, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского); узнали о новой методике диагностики коммуникативного и речевого развития в контексте проблем коррекционно-педагоги-ческой работы (И.В. Тихонова, УЮ. Севастьянова, КГУ, Кострома).

Работа круглых столов позволила обсудить важные практические вопросы, касающиеся организации образовательного трека подготовки педагога в процессе обучения (Т.В. Сутягина, М.А. Скворцо-ва, КГУ); вопросы содержания и современных вызовов в психолого-педагогическом сопровождении семей, детей и молодежи (Ж. А. Захарова, О.С. Щербинина, КГУ); проблемы диверсификации профессионального будущего вожатого (Б.В. Куприянов, МГПУ, О.В. Миновская, Т.В. Козырева, КГУ). Широкая линейка мастер-классов дала возможность участникам познакомиться с разнообразными современными психолого-педагогическими технологиями или усовершенствовать компетенции профессиональной деятельности.

На конференции особое внимание было уделено молодым исследователям, принявшим участие в специальном конкурсе научных работ студентов по направлениям «Педагогика», «Психология», «Специальная педагогика и психология». Дипломы победителей получили представители студенческих сообществ Костромы, Ташкента, Минска, Гродно, Санкт-Петербурга, Омска.

По результатам конференции выпущен сборник материалов.

Участники конференции отметили высокий уровень докладов, актуальность и разнообразие тем исследований, которые вызвали живой интерес и активную дискуссию; высокий уровень организации форума, проходившего в дистанционной форме. Высказано пожелание систематически проводить конференции, посвященные данной тематике; зарубежными и отечественными спикерами выражено намерение о продолжении сотрудничества.

Статья поступила в редакцию 25.04.2021; одобрена после рецензирования 03.05.2021; принята к публикации 14.05.2021.

The article was submitted 25.04.2021; approved after reviewing 03.05.2021; accepted for publication 14.05.2021.

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.