Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 32-38. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 32-38. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 159.923
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ В ВУЗ НА РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Самохвалова Анна Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, Костромской государственный университет,
Кострома, Россия, a_samohvalova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4401-053X Тихомирова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Костромской государственный университет,
Кострома, Россия, tichomirowa82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3844-4622 Вишневская Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, o_vishnevskaya@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1591-0077 Шипова Наталья Сергеевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, ns.shipova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0741-1297
Аннотация. В статье рассматривается проблема субъективного благополучия как важной составляющей психологического благополучия личности. Анализируется степеньудовлетворенности жизнью у студентов вуза, поступивших на разные направления подготовки; раскрывается специфика субъективного восприятия первокурсниками собственной успешности в различных сферах жизнедеятельности. В исследовании приняли участие 230 студентов-первокурсников Костромского государственного университета, поступивших на четыре разных направления подготовки. Результаты исследования показали, что студенты в начале своего профессионального пути, независимо от направления подготовки, на котором они обучаются, достаточно высоко оценивают степень своей успешности в жизни; верят в свои силы, планируют свою жизнь и ставят цели на будущее. Вместе с тем степень субъективного благополучия студентов невысока; обучающиеся не вполне удовлетворены своей жизнью и своим местом в ней; ориентированы преимущественно на эмоциональную насыщенность собственной жизни. Ведущими мотивами студентов являются профессиональные мотивы, которые оказывают влияние на эффективность учебной деятельности и связаны с оценкой собственной успешности в жизни. Установлено, что у первокурсников недостаточно развита инновацион-ность мышления; они предпочитают работать в рамках установленных правил, ориентированы больше на решение проблемы, чем на ее поиск, испытывают трудности при применении и анализе новых идей. Выявление специфики субъективного благополучия первокурсников, поступивших в вуз на разные направления подготовки, позволяет наметить перспективы психолого-педагогического сопровождения студентов на всех этапах обучения в рамках повышения уровня их психологического благополучия в образовательной среде вуза. Ключевые слова: психологическое благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, студенты, психологический климат, мотивы учебной деятельности, инновационность мышления. Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и КН РА в рамках научного проекта № 20-513-05005\20
Для цитирования: Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 32-38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38
Research Article
SUBJECTIVE WELL-BEING OF STUDENTS ENROLLED IN DIFFERENT FIELDS OF STUDY
Anna G. Samohvalova, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia,
a_samohvalova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4401-053X Elena V. Tikhomirova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia,
tichomirowa82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3844-4622 Oksana N. Vishnevskaya, Candidate of Psychological Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia,
o_vishnevskaya@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1591-0077 Natalia S. Shipova, Candidate of Psychological Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, ns.shipova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0741-1297
Вестник КГУ -Л 2021
© Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С., 2021
Abstract. The article deals with the problem of subjective well-being as an important component of the psychological well-being of an individual. The degree of satisfaction with life among university students enrolled in different areas of training is analysed; the specificity of subjective perception by first-year students of their own success in various spheres of life is revealed. The study involved 230 first-year students of Kostroma State University, enrolled in four different areas of study. The results of the study showed that students at the beginning of their professional path, regardless of the direction of training in which they study, rather highly assess the degree of their success in life; are self-confident, plan their lives and set goals for the future. At the same time, the degree of subjective well-being of students is low; students are not completely satisfied with their life and their place in it; they are instead focused mainly on the emotional richness of their own life. The leading motives of students are professional motives that affect the effectiveness of educational activities and are associated with assessing their own success in life. It was found that ideation innovativeness is insufficiently developed among freshmen; they prefer to work within established rules, are more focused on solving a problem than on finding it, and have difficulty applying and analysing new ideas. Revealing the specifics of the subjective well-being of freshmen who entered the university in different areas of training allows outlining the prospects for psychological and pedagogic support of students at all stages of training in the framework of increasing the level of their psychological well-being in the educational environment of the university.
Keywords: psychological well-being, subjective well-being, life satisfaction, students, psychological climate, educational activity motives, innovative ideation.
Acknowledgments. This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 20-513-05005\20
For citation: Samohvalova A.G., Tikhomirova E.V., Vishnevskaya O.N., Shipova N.S. Subjective well-being of students enrolled in different fields of study. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 32-38 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38
Постановка проблемы
Начало обучения в университете является для многих первокурсников сложным этапом жизни, в рамках которого молодые люди сталкиваются с широким диапазоном разнонаправленных задач, которым далеко не всегда отвечает степень их социально-психологической зрелости. Возникновение трудностей адаптации к новой социальной ситуации, новому статусуи переживание различных кризисов (адаптации, «вырывания корней», профессионального становления) способно изменить, а зачастую снизить уровень психологического благополучия студентов [Григоренко: 101].
При этом, как отмечает Л.Б. Козьмина, психологическое благополучие можно определить как важный показатель готовности к профессиональной деятельности и ее успешности, а также как фактор успешной учебной деятельности и прогностический показатель будущей профессиональной продуктивности и удовлетворенности специалиста [Козьмина: 63].
Исследования динамики психологического благополучия студентов на разных этапах обучения показывают, что уровень психологического благополучия и его показателей возрастает к последним годам обучения в вузе (Л.Б. Козьмина, А.В. Гусев, А.А. Лебедева, А.А. Ярмонова). Следовательно, в большинстве случаев наблюдается положительная динамика. Однако благополучие в целом связано с объективной реальностью посредством отношения личности к ней, поэтому, помимо внешних, объективных показателей качества жизни обучающихся, важно изучать и их субъективную оценку [Федотова: 64]. Именно субъективное благополучие можно рассматривать в качестве показателя успешного преодоления студентами
различных трудностей в рамках учебного процесса [Даниленко: 264].
Обращаясь к анализу понятия «субъективное благополучие», важно отметить, что в зарубежной психологии данный термин используется широко, включает в себя и объективное, и психологическое благополучие как ощущение счастья (Н.М. Bradburn, Е. Diener, J. Czapinski и др.). В отечественной науке это понятие появилось недавно и рассматривается как состояние динамического равновесия, ощущение внутреннего равновесия, достигаемое за счет переживания удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности (М.В. Григорьева, Л.В. Куликов, Р.М. Ша-мионов и др.).
И.В. Полушкина выделяет несколько подходов к определению феномена субъективного качества жизни: потребностный, ценностный, деятельност-ный и нормативный [Полушкина: 11]. Р.М. Шами-онов подчеркивает, что субъективное благополучие выражает собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде, и характеризуется ощущением удовлетворенности [Шамионов].
Благодаря семантическому анализу под субъективным благополучием можно понимать определяемое личностью как субъектом состояние удовлетворения, основанное на достижении необходимых благ, которое не всегда совпадает с объективными условиями [Карапетян: 173].
С точки зрения Г.А. Виноградовой, субъективное благополучие - это прежде всего самоощущение, самочувствие, переживания личности, которые
выражаются в удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью вообще и трудом в частности [Виноградова: 19].
Анализ представленных работ показывает, что в настоящий момент в отечественных исследованиях в качестве одной из центральных характеристик субъективного качества жизни выступает удовлетворенность жизнью, которая может определяться сочетанием следующих факторов: 1) представлениями человека о его собственной жизни в настоящий момент; 2) представлениями человека о той жизни, которую ему хотелось бы иметь; 3) стремлениями и действиями человека, направленными на достижение идеального образа собственной жизни [Яремчук].
Таким образом, общее положение таково, что в центре внимания исследователей оказываются потребности и ценности личности, осознание этих потребностей и ценностей, а также своего поведения и результата деятельности, направленных на их удовлетворение, вызывающее определенное состояние (позитивные эмоции, удовлетворенность, счастье). Подчеркивается, что важным фактором благополучия выступает значимость для человека тех или иных объектов в его социальном окружении, отношение к ним, специфика представлений о них [Матюшина: 130].
Мы, в свою очередь, рассматриваем субъективное благополучие как осознаваемую часть психологического благополучия, как образ собственной жизни и своего места в ней, который представлен лишь самому субъекту и является продуктом его рефлексии.
На наш взгляд, анализ специфики субъективного благополучия студентов разных направлений подготовки, которые находятся в одном образовательном пространстве вуза, но включены в разные группы и учебные ситуации, позволит глубже понять проблему психологического благополучия студентов на начальном этапе их профессионального становления и наметить перспективы оказания помощи в рамках повышения уровня благополучия обучающихся в образовательной среде вуза.
Организация исследования
Цель исследования - выявление специфики субъективного благополучия студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки, а также факторов, обусловливающих субъективное благополучие студентов в образовательной среде вуза. Исследование проводилось в сентябре - октябре 2020 года. Выборку составили 230 студентов-первокурсников, поступивших в Костромской государственный университет на разные направления подготовки. В первую группу вошли первокурсники педагогического направления подготовки (п = 65); во вторую - гуманитарного (п = 60); в третью -естественно-научного (п = 55), в четвертую - инженерно-технического (п = 50).
Методический комплекс: с целью решения поставленных задач был сформирован диагностический инструментарий с использованием гугл-формы. Изучение специфики субъективного благополучия студентов-первокурсников проводилось с помощью самооценочных шкал для определения уровня удовлетворенностью жизнью и успешности в жизни и учебной деятельности. Для выявления факторов, обусловливающих субъективное благополучие студентов в образовательной среде вуза, были использованы: экспресс-методика «Инновацион-ность и адаптивность» (Altkirt) (M. Babic, Е. College, E. Davis, R. Cunningham, 1999) для оценки инновационной компетентности студентов; методика «Диагностика мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана, В. А. Якунина в модификации Н.Ц. Бад-маевой, 1994; тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)» Д. А. Леонтьева, 2000; тест «Оценка микроклимата студенческой группы» В.М. Завьяловой, 2002.
Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с помощью программы STATISTICA 8.0. Для выявления взаимосвязей переменных осуществлялся корреляционный анализ Спирмена; с целью оценки достоверности различий - критерий Краске-ла - Уоллиса; для выявления предикторов субъективного благополучия - регрессионный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде всего, мы обратились к анализу результатов самооценки студентами степени субъективного благополучия и к их оценке собственной успешности в жизни.
Можно отметить, что в целом студенты оценивают себя как успешных людей в разных областях. Свою успешность в жизни большинство студентов (53 %) оценивают выше среднего, низкую степень успешности отмечают лишь 9 % обучающихся. Академическую успешность большинство студентов также оценивают на высоком уровне (71 %).
При этом степень удовлетворенности жизнью находится у большинства студентов на уровне ниже среднего (57 %), то есть они не удовлетворены собственной жизнью и своим местом в ней. Удовлетворены жизнью и ничего не хотели бы менять в ней на данном этапе только 15 % респондентов.
При этом значимых различий по уровню удовлетворенности жизнью и личностной успешности между группами студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки, установлено не было. Следовательно, полученные данные можно отнести к общевозрастным и социокультурным закономерностям.
На следующем этапе мы обратились к различным показателям, которые с нашей точки зрения могут определять уровень субъективного благополучия студентов на первоначальном этапе обучения.
Поскольку студенческая группа - важнейшее пространство, в которое студент включен с первого дня обучения, мы проанализировали степень благоприятности психологического климата в разных учебных группах.
Результаты исследования показали, что уровень психологического климата в группе связан с оценкой удовлетворенности студентами собственной жизнью (г = 0,14; р < 0,05). В целом оценка психологического микроклимата в учебных группах студентов разных направлений подготовки характеризуется как благоприятная: обстановка в большинстве групп спокойная, отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуются взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством, в группах преобладает бодрое и жизнерадостное настроение, а возникающие трудности связаны, прежде всего, с распределением общественных поручений внутри коллектива и выполнением общих задач.
Средняя степень благоприятности психологического микроклимата отмечена в учебных группах инженерно-технического и естественно-научного направлений подготовки, где доминируют индивидуалистические ценности, невысока значимость доверительного межличностного общения и взаимной поддержки. В группах студентов педагогического и гуманитарного направлений подготовки степень благоприятности психологического микроклимата выше среднего, что проявляется в заинтересованности общими делами, значимости взаимопонимания и ценности взаимодействия.
Наличие неблагоприятного микроклимата в группах отмечают 15 % студентов. Данные обучающиеся чувствуют себя в группе неуютно и сомневаются, что смогут получать поддержку со стороны группы в трудную минуту.
Далее был проведен анализ мотивов учебной деятельности, который показал, что наиболее выражены у студентов-первокурсников профессиональные мотивы (ср.з. = 4,1). Чуть ниже по степени значимости учебно-познавательные, мотивы творческой самореализации и коммуникативные мотивы. В наименьшей степени выражены мотивы престижа (ср. з. = 2,9) и мотивы избегания неудач (ср. з. = 2,4). Неразвитость мотивов престижа говорит о неуверенности студентов, неготовности ставить новые, амбициозные цели, выходить из зоны комфорта. При этом позитивно то, что большинство студентов все-таки не стремятся избегать неудач, нацелены на мотивацию преодоления возникающих трудностей.
Появление профессиональных мотивов связано с наличием в жизни студентов целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (г = 0,61; р < 0,000), а также с интересом, эмоциональной насыщенностью
их жизни (г = 0,58; р < 0,000). Этих студентов отличает креативность (г = 0,58; р < 0,000) и внутренний контроль (г = 0,67; р < 0,000). В целом студенты, у которых выражены мотивы данной группы, склонны более высоко оценивать свою успешность в жизни (г = 0,74; р < 0,000) и удовлетворенность жизнью (г = 0,5; р < 0,000).
Значимые различия у студентов разных направлений подготовки отмечены в проявлении коммуникативных мотивов (Н = 16; р = 0,001) и мотивов творческой самореализации (Н = 19; р = 0,000). В большей степени мотивы данных групп выражены у студентов педагогического и гуманитарного направлений подготовки, что говорит о правильной профессиональной ориентации студентов, нацеленности на профессиональную деятельность, которая коммуникативна и креативна по своей природе, предполагает взаимодействие в системе «человек - человек». Студентов, у которых преобладают мотивы творческой самореализации в учебной деятельности, отличает коммуникабельность (г = 0,6; р < 0,000) и положительное отношение к новой для них деятельности (г = 0,59; р < 0,000).
С ощущением собственной успешности в жизни (г = 0,70; р < 0,000) связана также учебно-познавательная мотивация. Студенты осознают, что высокий уровень их знаний и компетентности помогут быть конкурентоспособным и добиваться успехов в различных сферах жизнедеятельности.
Студенты, демонстрирующие мотивы избегания неудач, характеризуются низкой степенью активности (г = -0,63; р < 0,000), ответственности (г = 0,69; р < 0,000) и внутреннего контроля (г = -0,71; р < 0,000). Мотивация избегания серьезно затрудняет процесс самовыражения; снижает социальную активность, гибкость, креативность; блокирует развитие внутренних потенциалов личности, тем самым снижая уровень субъективного благополучия.
Проявление социальных мотивов, связанных с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми, также коррелирует с низким проявлением ответственности (г = -0,58; р < 0,000) студента. Это тревожный факт, поскольку показывает социальную инфантильность студентов, неготовность брать не себя ответственность за общее дело.
При анализе показателей осмысленности жизни также были установлены значимые различия между группами студентов разных направлений подготовки (Н = 8,2; р = 0,041). В большей степени этот показатель развит у студентов инженерно-технического и педагогического направлений подготовки, которые обладают высоким уровнем развития рефлексии, склонны к самоанализу, самопроектированию.
Осмысленность жизни связана с оценкой собственной успешности в жизни (г = 0,76; р < 0,000). Дан-
ных студентов отличает целеустремленность (г = 0,81; р < 0,000) и креативность (г = 0,60, р < 0,000). Понимание себя, своих сильных и слабых сторон, осознание индивидуальных и социальных ресурсов развития позволяет студентам четко формулировать жизненные цели, творчески выстраивать индивидуальные жизненные маршруты, добиваться успеха в разных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем у обучающихся на данном этапе обучения в большей степени выражена ориентация на эмоциональную насыщенность жизни, чем на цели в жизни. Следовательно, эмоциональная неудовлетворенность жизненными событиями, низкий уровень событийности, монотонность деятельности может препятствовать ощущению субъективного благополучия личности.
Радует тот факт, что у студентов преобладает высокой локус контроля жизни. Они убеждены в том, что могут контролировать себя и свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность, что повышает удовлетворенность собственной жизнью (г = 0,52; р < 0,000).Оценка успешности собственной жизни связана и с локус-контролем "я " (г = 0,60; р < 0,000), то есть вера в свои силы, отношение к себе как к сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, становится для студентов гарантом достижения успеха.
При оценке инновационности мышления значимых различий между студентами разных направлений подготовки выявлено не было. В целом у студентов выражен средний уровень проявления инновационного мышления в различных жизненных ситуациях. Большинство студентов предпочитают работать в рамках установленных правил, при этом демонстрируя короткие всплески активности с высокой интенсивностью. Также первокурсники отмечают, что владеют пока только общими знаниями, а не специальными, и в большей степени заинтересованы в решении конкретной задачи, а не в поиске проблемы и анализе противоречий. Интересно, что проявление инновационности у студентов связано, с одной стороны, с готовностью к изменениям (г = 0,2; р < 0,000), с другой - с низким уровнем исполнительности (г = -0,28; р < 0,000) и сниженным внутренним контролем (г = -0,26; р < 0,000). Следовательно, студенты, быстро увлекаясь новой идеей, сложной задачей, с готовностью включаются в процесс ее решения, однако, сталкиваясь с трудностями, бросают этот процесс, не доводят дело до логического завершения, не готовы к самоконтролю и волевым усилиям для достижения цели. Подобная модель поведения с доминирующим экстернальным локусом контроля серьезно затрудняет достижение жизненных целей, снижает уровень субъективного благополучия.
Анализ личностных характеристик показал, что у студентов в большей степени выражены ответственность (ср. з. = 5,7), открытость новому (ср. з. =5,7), способность работать в команде (ср. з. = 5,5) и исполнительность (ср.з. = 5,5), в наименьшей степени - лидерство (ср. з. = 4,3). Сравнение степени проявления различных качеств у студентов разных направлений подготовки показало существование различий в таких показателях, как целеустремленность (Н = 8,4; р = 0,04), ответственность (Н = 10,8; р = 0,001) и коммуникабельность (Н = 12,4; р = 0,005). Так, целеустремленность более выражена у студентов естественно-научного (33 %), гуманитарного (35 %) и инженерно-технического (37 %)направлений подготовки; коммуникабельность значимо выше у студентов педагогического направления подготовки (36 %); студенты естественно-научного направления подготовки отличаются более высокой степенью ответственности (33 %).
При этом предикторами субъективного благополучия становятся такие личностные качества, как активность (Я = 0,42; р = 0,000; в = 0,2; Я2 = 0,18), целеустремленность (Я = 0,43; р = 0,000; в = 0,2; Я2 = 0,18) и самоэффективность (Я = 0,46; р = 0,000; в = 0,2; Я2 = 0,21), то есть ощущение внутренней гармонии, благополучия и счастья более свойственно студентам, проявляющим социальную активность; знающим, чего они хотят; видящим смысл в своих действиях; способным добиваться своих целей вариативными способами; стремящимся к наилучшему результату; реализующим все свои потенциалы.
Выводы
1. Субъективное благополучие студентов является осознаваемой частью психологического благополучия; тем образом собственной жизни и своего места в ней, который сформировался на данный момент онтогенеза. Высокий уровень субъективного благополучия выражает позитивное отношение человека к своей личности и к жизни; характеризуется самопринятием, ощущением удовлетворенности и счастья.
2. Результаты исследования показали, что студенты в начале своего профессионального пути, независимо от направления подготовки, которое они выбрали для обучения, уже достаточно высоко оценивают степень своей успешности в жизни. Они верят в свои силы, планируют свою жизнь и ставят себе цели на будущее. Первокурсников всех направлений подготовки отличает ответственность, исполнительность и открытость новому.
3. Существует специфика субъективного благополучия студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки. Более высокий уровень благополучия выявлен у студентов педагогического и гуманитарного направлений, что выражается в высокой степени удовлетворенности жизнью и собой.
Студенты естественно-научного направления подготовки имеют наиболее низкий уровень субъективного благополучия, не вполне удовлетворены своим настоящим, не всегда осознают цели своего развития.
3. Факторами субъективного благополучия студентов в образовательной среде вуза являются готовность к инновациям, мотивация учебной деятельности, уровень осмысленности жизни, степень благоприятности микроклимата студенческой группы.
4. Высокий уровень субъективного благополучия у студентов педагогического направления подготовки наиболее связан с развитием у них инновационного мышления, коммуникативной компетентности, креативности, рефлексивности, готовности к самопроектированию; у студентов гуманитарного направления -с развитием мотивации творческой самореализации, коммуникабельности, высокой профессиональной мотивацией; инженерно-технического - с высоким уровнем осмысленности жизни, целеустремленности, нацеленности на достижения; естественно-научного - с высокой степенью ответственности, ло-кусом контроля жизни.
5. Своевременное выявление специфики субъективного благополучия первокурсников, поступивших в вуз на разные направления подготовки, позволит наметить перспективы психолого-педагогического сопровождения студентов на всех этапах обучения в рамках повышения уровня их психологического благополучия в образовательной среде вуза.
Список литературы
Виноградова Г.А. Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 18-20.
Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. № 2 (48). С. 98-105.
Даниленко О.И. Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 3 (24). С. 264-268.
Карапетян Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 1 (123). С. 171-182.
Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 174 с.
Матюшина М.Г. Основные подходы к раскрытию понятия «субъективное благополучие» в отечественной и зарубежной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 182. С. 127-131.
Полушкина И.В. Развитие внутренних ресурсов личности как условие повышения субъективной оценки качества жизни безработным: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 23 с.
Федотова Е.Е. Субъективное благополучие студентов и его факторы: Теоретический анализ // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2020. № 3. С. 63-69.
Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции). Саратов, 2004. 180 с.
Яремчук С.В. Соотношение уровня субъективного благополучия и стремления человека к изменениям // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Yaremchuk. phtml.phtml (дата обращения: 12.06.2021).
References
Vinogradova G.A. Subektivnoe blagopoluchie lich-nosti studenta v uslovijah social'no-jekonomicheskogo krizisa [Subjective well-being of a student's personality in the context of a socio-economic crisis]. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik [Volga Pedagogical Bulletin], 2015, № 3 (8), pp. 18-20. (In Russ.)
Grigorenko E.Ju. Psihologicheskoe blagopoluchie studentov i opredeljajushhie ego factory [Psychological well-being of students and its determining factors]. Prob-lemy razvitija territorii [Problems of territory development], 2009, № 2 (48), pp. 98-105. (In Russ.)
Danilenko O.I. Anticipacionnaja sostojatel'nost' kak predictor subektivnogo blagopoluchija studentov [Anticipation consistency as a predictor of subjective well-being of students]. Azimut nauchnyh issledovanij: ped-agogika i psihologija [Azimuth of Scientific Research: pedagogy and psychology], 2018, № 3 (24), pp. 264268. (In Russ.)
Karapetjan L.V. Teoreticheskie podhody k ponima-niju subektivnogo blagopoluchija [Theoretical approaches to understanding subjective well-being]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seria 1. Problemy obrazovanija, nauki I kul'tury [Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 1: Problems of education, science and culture], 2014, № 1 (123), pp. 171-182. (In Russ.)
Koz'mina L.B. Dinamikapsihologicheskogo blagopoluchija lichnosti studentov-psihologov: dis. ... kand. psihol. nauk [Dynamics of psychological well-being of the personality of psychology students: PhD thesis]. Yaroslavl, 2014, 174 p. (In Russ.)
Matjushina M.G. Osnovnye podhody k raskrytiju po-njatija "subektivnoe blagopoluchie" v otechestvennoj I zarubezhnoj psihologii [The main approaches to the disclosure of the concept of "subjective well-being" in domestic and foreign psychology]. Izvestija Rossijsko-go gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Proceedings of the A.I. Herzen Russian
State Pedagogical University], 2016, № 182, pp. 127131. (In Russ.)
Polushkina I.V. Razvitie vnutrennih resursov lichnos-ti kak uslovie povyshenija subektivnoj ocenki kachest-va zhizni bezrabotnym: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Development of personal internal resources as a condition for increasing the subjective assessment of the quality of life of the unemployed: PhD thesis, summary]. Tambov, 2009, 23 p. (In Russ.)
Fedotova E.E. Subektivnoe blagopoluchie studentov i egofaktory: Teoreticheskij analiz [Subjective well-being of students and its factors: A theoretical analysis]. Vest-nik Omskogo universiteta. Serija "Psihologija" [Bulletin of the Omsk University. Series "Psychology"], 2020, № 3, pp. 63-69. (In Russ.)
Shamionov R.M. Psihologija subektivnogo blagopo-luchija: (k razrabotke integrativnoj koncepcii) [Psycho-
logy of subjective Well-being: (towards the development of an integrative concept)]. Saratov, 2004, 180 p. (In Russ.)
Jaremchuk S.V. Sootnoshenie urovnja subektivnogo blagopoluchija I stremlenija cheloveka k izmeneni-jam [The ratio of the level of subjective well-being and a person's desire for change]. Psihologicheskaja nau-kaIobrazovanie [Psychological science and education]. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Yaremchuk.phtml. phtml (access date: 12.06.2021). (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 26.02.2021; одобрена после рецензирования 19.04.2021; принята к публикации 14.05.2021.
The article was submitted 26.02.2021; approved after reviewing 19.04.2021; accepted for publication 14.05.2021.