Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ЗАГОРОДНОМ ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ЗАГОРОДНОМ ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ЗДОЦ / СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CULTURE OF PEDAGOGUE / PEDAGOGIC PRACTICE IN SUBURBAN CHILDREN’S SANATORIUM / FRAMEWORK OF COMMUNICATIVE CULTURE / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PEDAGOGIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Татьяна Игоревна, Сомкина Мария Александровна, Сутягина Татьяна Владимировна

В статье определено значение коммуникативной деятельности в педагогическом процессе и рассматривается процесс формирования коммуникативной культуры будущего педагога как основы «субъект-субъектного» взаимодействия. Дано определение понятия психологической готовности к осуществлению педагогической деятельности, включающей три сферы актуализации: мотивационную, когнитивную и деятельностную. Исследование проведено на выборке студентов групп «Иностранные языки», «Русский язык и литература» (50 человек) ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» в рамках факультатива «Школа профессионального вожатого». Установлено, что бакалавры, прошедшие практику в ЗДОЦ, нацелены на получение знаний, которые необходимы для осуществления профессиональной педагогической деятельности. Летняя педагогическая практика стала мощным ресурсом развития коммуникативной культуры студентов: повысилась мотивация общения с детьми, сформировалось умение планировать и перестраивать программы общения, организовывать деятельность, осуществлять коммуникативный контроль, проявлять творчество в общении, анализировать его итоги, видеть собственные ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Татьяна Игоревна, Сомкина Мария Александровна, Сутягина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE COMMUNICATIVE CULTURE OF BACHELORS IN THE PROCESS OF PREPARING FOR PEDAGOGIC PRACTICE IN A SUBURBAN CHILDREN'S SANATORIUM

The article defines the importance of communicative activity in the pedagogic process and examines the process of forming the communicative culture of the future pedagogue as the basis of “subject-subject” interaction. The definition of the concept of psychological readiness for the implementation of pedagogic activity is given, including three areas of actualization - motivational, cognitive and activity. The study was conducted on a sample of students of the group “Foreign languages”, “Russian language and literature” (50 people) of Kostroma State University within the framework of the discipline "School of a professional counselor". It is established that the bachelors who have completed their internship, are aimed at acquiring knowledge necessary for the implementation of professional pedagogic activities. Summer teaching practice has become a powerful resource for the development of students' communicative culture - the motivation for communicating with children has increased, the ability to plan and rebuild communication programmes, organise activities, exercise communication control, show creativity in communication, analyse its results, and see their own mistakes have been formed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ЗАГОРОДНОМ ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ»

DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-147-153 УДК 378

Белова Татьяна Игоревна

Костромской государственный университет

Сомкина Мария Александровна

Костромской государственный университет Сутягина Татьяна Владимировна

Костромской государственный университет

педагогические условия формирования коммуникативной культуры бакалавров в процессе подготовки к педагогической практике в загородном детском оздоровительном центре

В статье определено значение коммуникативной деятельности в педагогическом процессе и рассматривается процесс формирования коммуникативной культуры будущего педагога как основы «субъект-субъектного» взаимодействия. Дано определение понятия психологической готовности к осуществлению педагогической деятельности, включающей три сферы актуализации: мотивационную, когнитивную и деятельностную. Исследование проведено на выборке студентов групп «Иностранные языки», «Русский язык и литература» (50 человек) ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» в рамках факультатива «Школа профессионального вожатого». Установлено, что бакалавры, прошедшие практику в ЗДОЦ, нацелены на получение знаний, которые необходимы для осуществления профессиональной педагогической деятельности. Летняя педагогическая практика стала мощным ресурсом развития коммуникативной культуры студентов: повысилась мотивация общения с детьми, сформировалось умение планировать и перестраивать программы общения, организовывать деятельность, осуществлять коммуникативный контроль, проявлять творчество в общении, анализировать его итоги, видеть собственные ошибки.

Ключевые слова: общение, коммуникативная культура педагога, педагогическая практика в ЗДОЦ, структура коммуникативной культуры, психологическая готовность к педагогической деятельности

Информация об авторах: Белова Татьяна Игоревна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9096-9987, аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия

E-mail: t_belova@ksu.edu.ru

Сомкина Мария Александровна, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5400-5147, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г Кострома, Россия

E-mail: mariasomkina@ksu.edu.ru

Сутягина Татьяна Владимировна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7998-2072, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия

E-mail: t-sutyagina@ksu.edu.ru

Дата поступления статьи: 13 .10.2020

Для цитирования: Белова Т.И., Сомкина М.А., Сутягина Т.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры бакалавров в процессе подготовки к педагогической практике в загородном детском оздоровительном центре // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 147-153. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-147-153

Tat'yana i. Belova

Kostroma State University

Mariya A. Somkina

Kostroma State University

Tat'yana V. Sutyagina

Kostroma State University

pEDAGoGic coNDiTioNS for THE FoRMATioN oF THE coMMuNicATiVE cuLTuRE

of bachelors iN the process of preparing for pEDAGoGIc pRAcTicE iN a suburban children's sanatorium

The article defines the importance ofcommunicative activity in the pedagogic process and examines the process of forming the communicative culture of the future pedagogue as the basis of "subject-subject" interaction. The definition of the concept of psychological readiness for the implementation of pedagogic activity is given, including three areas of actualization -motivational, cognitive and activity. The study was conducted on a sample of students of the group "Foreign languages", "Russian language and literature" (50 people) of Kostroma State University within the framework of the discipline «School of a professional counselor». It is established that the bachelors who have completed their internship, are aimed at acquiring knowledge necessary for the implementation ofprofessional pedagogic activities. Summer teaching practice has become a powerful resource for the development of students' communicative culture - the motivation for communicating with children has increased, the ability to plan and rebuild communication programmes, organise activities, exercise communication control, show creativity in communication, analyse its results, and see their own mistakes have been formed.

Keywords: communication, communicative culture of pedagogue, pedagogic practice in suburban children's sanatorium, framework of communicative culture, psychological readiness for pedagogic activity

© Белова Т.И., Сомкина М.А., Сутягина Т.В., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

147

Information about the author: Tat'yana I. Belova, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9096-9987, postgraduate student, Kostroma State University, Kostroma, Russia E-mail: t_belova@ksu.edu.ru

Mariya A. Somkina, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5400-5147, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia E-mail: mariasomkina@ksu.edu.ru

Tat'yana V. Sutyagina, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7998-2072, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia E-mail: t-sutyagina@ksu.edu.ru Article received: October 13, 2020

For citation: Belova T.I., Somkina M.A., Sutyagina T.V. Pedagogic conditions for the formation of the communicative culture of bachelors in the process of preparing for pedagogic practice in a suburban children's sanatorium. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 4, pp. 147-153 (In Russ.). DOI https://doi. org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-147-153

Постановка проблемы

В условиях перехода к цифровой экономике предъявляются повышенные требования к подготовке бакалавров, особенно обучающихся по направлению 44.00.00 УГНП «Образование и педагогические науки». Для воспитания и обучения подрастающего поколения нужны компетентные специалисты, готовые к продуктивному сотрудничеству, взаимопониманию, саморазвитию и профессионально-личностному росту. Именно поэтому возникает вопрос о формировании коммуникативной культуры педагога (культуры коммуникативной деятельности) - основы плодотворного «субъект-субъектного» взаимодействия [Аверкиева: 145].

Коммуникативная деятельность - это системообразующее звено педагогического процесса, она охватывает все его стороны, обеспечивает реализацию его компонентов, является механизмом интеграции всех сторон педагогической деятельности [Мамедова: 78]. Образовательный и воспитательный процессы невозможны без общения, так как педагогическая деятельность коммуникативна по своей природе [Самохвалова: 14]: цель педагога - не добиться информационного превосходства над обучающимся, а взаимодействовать с ним, создать условия для того, чтобы ученик понял и услышал педагога. Любая педагогическая задача на определенном этапе ее решения становится задачей коммуникативной, то есть появляется необходимость объяснять, доказывать, убеждать, оказывать воздействие на субъектов общения.

Коммуникативная культура определяется исследователями (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозова) как часть профессионально-педагогической культуры, одна из сторон культуры общения или совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения. В нашем исследовании мы опирались на мнение Л.А. Аухадеевой, что коммуникативная культура педагога является определяющим компонентом общей и педагогической культуры, основной составляющей профессиональной компетентности педагога [Аухадеева 2012: 228], и ее формирование является приоритетным направлением лич-

ностного развития и профессиональной подготовки современного педагога [Аухадеева 2014: 145]. Мы считаем, что важнейшим механизмом формирования коммуникативной культуры педагога является педагогическая практика в загородных детских оздоровительных центрах (ЗДОЦ), которая даёт студенту возможность научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях [Смирнов А.Н., Смирнов Н.А.: 155], научиться взаимодействовать с различными категориями людей (дети, родители, администрация), проанализировать свою готовность к профессиональной деятельности, осмыслить личные качества как будущего педагога, осознать мотивы профессиональной деятельности, определить эффективные способы решения профессиональных задач, осознать трудности, возникающие в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

В нашем исследовании мы выделили структурные элементы коммуникативной культуры, которые формируются в процессе подготовки к педагогической практике в ЗДОЦ и в период ее непосредственного прохождения:

- диалогические: умение устанавливать и поддерживать контакт с коллегами, напарниками, детьми; умение разделять конструктивные (рабочие) и личные отношения, решать конфликты и находить выход из разнообразных педагогических ситуаций;

- личностные: формирование профессиональных качеств педагога, таких как тактичность, трудолюбие, толерантность, ответственность, выдержка, организаторские способности, способности к анализу и рефлексии, готовность к педагогической деятельности и пр.;

- организаторские: умение составлять план деятельности отряда на смену и день с учётом контингента детей, их интересов, возможностей, специфики и программы смены и лагеря; чёткое соблюдение режима дня; использование разнообразных форм и методов работы; овладение методиками проведения общелагерных и отрядных дел, организации тематических дней, праздников, смен; вовлечение детей в разные виды творчества,

спортивные секции и объединения по интересам; умение корректировать своё поведение в зависимости от ситуации [Линкер: 27];

- креативные: получение навыков художественного и прикладного творчества (оригами, бисероплетение, батик, валяние, лепка из солёного теста и др.), оформления отрядного уголка, отрядного места, корпуса, сцены [Набиева: 55];

- прогностические: умение оценивать эмоциональный настрой отряда и предугадывать периоды общего эмоционального подъёма или спуска; организация деятельности, соответствующей или изменяющей атмосферу в отряде; предотвращение конфликтных и экстремальных ситуаций и др.;

- исследовательские: приобретение знаний о теориях коллективообразования, возрастных особенностях детей; проведение самоанализа педагогической деятельности; использование методов исследования, таких как наблюдение, беседа, анкетирование и др.;

- психодиагностические: изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, склонностей, способностей и увлечений; овладение приёмами и средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата в детском оздоровительном лагере, методами психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;

- эмоциональные: использование способов восстановления состояния внутреннего комфорта и равновесия; развитие умения делиться с окружающими только положительными эмоциями, скрывая негативные, и грамотно переводить стресс в эустресс, правильно понимать эмоциональные состояния окружающих;

- рефлексивные: анализ собственной педагогической деятельности; определение эффективных и неэффективных способов коммуникации и решения профессиональных задач; выделение трудностей, возникающих в общении, взаимодействии с различными категориями людей; определение готовности к профессиональной деятельности; осмысление личностных качеств как будущего педагога.

Системообразующим элементом коммуникативной культуры, интегрирующим все названные составляющие и придающим им вектор направленности, мы считаем психологическую готовность к осуществлению педагогической деятельности. Она связана с формированием трёх сфер актуализации:

- мотивационная: стремление попробовать и оценить свои силы и способности в работе с детским коллективом, желание, интерес попробовать себя в новой социальной роли, материальный мотив: прохождение практики и получение положительной отметки;

- когнитивная: знание возрастных и психологических особенностей детей и подростков, методи-

ческих и психолого-педагогических основ развития детского коллектива, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога;

- деятельностная: умение планировать, организовывать и анализировать свою деятельность [Смолянинова, Иванов: 151] и деятельность детского коллектива (лично и совместно с детьми), знание различных форм воспитательной работы и умение грамотно использовать их, способность мотивировать деятельность детей.

В процессе изучения литературы, содержащей сведения о системе подготовки бакалавров к профессиональной практике в целом и летней педагогической практике в частности, было выявлено противоречие между требованиями к уровню развития коммуникативной культуры бакалавра и теми формами подготовки, которые обеспечивают её формирование. Данное противоречие обуславливает выбор проблемы исследования: при каких педагогических условиях будет развиваться коммуникативная культура будущих педагогов?

Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативной культуры бакалавров в процессе подготовки и прохождения педагогической практики в ЗДОЦ.

Гипотеза исследования: эффективность формирования и развития коммуникативной культуры бакалавров будет повышаться, если:

- в вузе будет создана система комплексной подготовки обучающихся к реализации функций вожатых летних профильных и авторских проектов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи;

- подготовка студентов к прохождению практики будут выстраиваться по принципу «каскадного» обучения;

- будет создана система организационно-методического сопровождения подготовки бакалавров к педагогической практике в ЗДОЦ.

Процедура исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» в рамках дисциплины «Школа профессионального вожатого» с сентября 2018 года по май 2020 года.

Выборка включала 50 человек (31 девушку, 19 юношей в возрасте 18-20 лет) направления подготовки «Педагогическое образование», направленность «Иностранные языки», «Русский язык и литература».

Диагностический комплекс включал методику определения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина), методику «Оценка (самооценка) базовых компетентностей педагога» (В.Д. Шад-риков) и опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.

Исследование проводилось в три этапа:

- констатирующий (на 2-м курсе до начала обучения в «Школе профессионального вожатого»), где были определены уровни развития сфер актуализации готовности к педагогической деятельности;

- формирующий (2-й курс, период подготовки к летней педагогической практике и непосредственно практика), на котором реализовывались педагогические условия, представленные в гипотезе;

- контрольный (3-й курс, период после прохождения практики в ЗДОЦ), где проводилась повторная диагностика с целью проверки эффективности реализованных педагогических условий.

Результаты исследования

Результаты первого замера показали, что большинство студентов не стремятся овладеть педагогической профессией, приобретенные за год обучения в вузе базовые педагогические компетенции и стили саморегуляции поведения в большинстве своём сформированы на низком или среднем уровне. Наблюдение за студентами, проходящими подготовку к летней педагогической практике, показало, что типичными проблемами в общении являются: неспособность создавать естественные ситуации общения, наличие негативных установок партнёров общения друг к другу, отсутствие навыков внимательного слушания, затруднения при публичном выступлении, низкий уровень социального интеллекта. Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативная культура студентов, готовящихся к прохождению летней педагогической практики, развита недостаточно.

На формирующем этапе мы использовали следующие методы для развития коммуникативной культуры:

- использование интерактивных методов обучения и игровых технологий: студенты учатся объяснять и проводить игры, придумывают новые, поясняют, для каких целей подходит та или иная игра, предугадывают реакции детей на каждое за-

дание; интерактивные методы обучения позволяют организовать «субъект-субъектное» взаимодействие, развивают навыки и умения анализировать и критически относиться к информации, формируют и развивают коммуникативные компетенции;

- реализация организаторской, творческой деятельности с детьми и подростками: формируется умение оценивать эмоциональные реакции детского коллектива на предлагаемые вожатым формы работы, создаётся модель уверенного и грамотного общения с детьми и подростками;

- внедрение каскадного метода обучения: сначала подробное обучение, в том числе летнюю практику, проходят студенты-кураторы учебных групп. Далее они обучают бакалавров 2-го курса, готовящихся стать вожатыми, а те, в свою очередь, делятся своим опытом друг с другом и со студентами 1-го курса - будущими вожатыми разновозрастных отрядов, то есть опыт общения преимущественно передаётся не от преподавателя к студентам, а от студентов к студентам;

- использование коммуникативного тренинга: развитие навыков эффективного обмена информацией, формирование способности общаться с различными категориями людей (дети, подростки, родители, администрация), приобретение опыта публичных выступлений;

- применение системы коммуникативных проблемных ситуаций: самостоятельное формулирование проблемы, создание собственных речевых высказываний с целью доказательства своего подхода к решению проблемы, формирование умения работать в коллективе, вступая во взаимодействия с окружающими.

Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показывают положительную динамику по всем изучаемым компонентам.

Так, распределение выраженности мотивов обучения студентов до и после прохождения летней практики представлено на диаграмме (рис. 1).

40?* 35% 30% 25% 20% 15% 109* 5% 0?«

32%

ШШ, 2Е%

Получение "диплома"

Приобретение

Овладение профессией

Приобретение опыта и

овладение

профессией

* 2 курс й3 курс Рис. 1. Динамика мотивации обучения студентов

60К Ш'о 40% 30% 20% №> 0%

16%

26%

16%

Низкий урокнь

Срг лянй уровень

Высоытй урок нъ

Рис. 2. Уровни сформированности базовых компетенций педагога

уровень Я Средний уровень = В ысокш~[ уровень

Рис. 3. Уровень развития регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств (2-й курс)

К сожалению, наименее выраженным остался мотив «овладение профессией». Значимым результатом летней практики является положительная динамика мотива «приобретение опыта и овладение профессией». Полученные данные говорят о том, что студенты, прошедшие летнюю педагогическую практику, более нацелены на получение знаний, которые необходимы для осуществления профессиональной педагогической деятельности. Анализ педагогических дневников и индивидуальное интервьюирование студентов показало, что они приобрели опыт конструктивного общения, разрешения конфликтов, стали планировать свои высказывания, научились проявлять простоту, искренность, эмпатию в общении с детьми, приобрели умение создавать естественную речевую ситуацию и атмосферу доверия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика оценки (самооценки) базовых ком-петентностей педагога направлена на выявление таких компетентностей, как: вера в силы и воз-

можности обучающихся, интерес к внутреннему миру обучающихся, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе, умение принимать решения в различных педагогических ситуациях, компетентность в установлении субъект-субъектных отношений.

Уровни сформированности базовых компе-тентностей студентов представлены на диаграмме (рис. 2).

На диаграмме видна положительная динамика: после прохождения летней педагогической практики уменьшилось количество студентов с низким уровнем сформированности базовых педагогических компетенций, но увеличилось количество обучающихся со средним и высоким уровнями. Студенты стали проявлять больший интерес к внутреннему миру обучающихся, развили компетентность в установлении субъект-субъектных отношений, повысился уровень общей культуры

80*Ь

?{№□

4Ш 32*А

Ш

щ

10% в«ь|§

т Ш'Ш.

/

68^

1&%

= «ШЭД . Ж= 12%Г1=

л" л-

/ / у / /

Г Я .¿г &

у у /

■ Е]|-иКЕ[Ё1 уровень Средннн у ром кь — Высоисн у ром кь Рис. 4. Уровень развития регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств (3-й курс)

личности. Так как педагогическая деятельность предполагает постоянное и длительное общение, то приобретенные компетенции помогут избежать неудовлетворённости процессом коммуникации.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» применяется для диагностики развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

Динамика развития важнейших показателей саморегуляции личности у студентов, участвующих в формирующем эксперименте, представлена на диаграммах (рис. 3, 4).

Таким образом, после прохождения практики существенно снизилось количество студентов, имеющих низкий уровень развития планирования, моделирования, адекватной оценки результатов деятельности и самостоятельности. Увеличилось число бакалавров со средним и высоким уровнем развития регуляторных процессов, особо значимая положительная динамика отмечена по показателям «программирование», «самостоятельность» и «оценка результатов».

Следовательно, студенты способны осознанно планировать деятельность, самостоятельно выдвигать цели деятельности, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать результаты, выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Для таких студентов характерна адекватная самооценка, при возникновении непредвиденных обстоятельств они легко перестраивают планы и программы действий и поведения. Все эти каче-

ства являются маркерами уровня развития коммуникативной культуры.

После летней педагогической практики, в процессе прохождения которой студенты попадали в трудные ситуации общения и взаимодействия, анализировали их, совладали со стрессом, искали в режиме реального времени выход из конфликтных ситуаций, определяли наиболее эффективные способы коммуникации, уменьшилось число студентов с низким уровнем общей саморегуляции поведения (с 20 % до 8 %) и возросло количество человек, обладающих высоким уровнем общей саморегуляции (с 32 % до 44 %).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что летняя педагогическая практика является необходимым звеном учебного процесса, она способствует формированию коммуникативной культуры будущего педагога, развитию всех её компонентов. Этому способствуют метод «каскадного» обучения, организованная в вузе система комплексной подготовки и организационно-методического сопровождения обучающихся к педагогической практике в ЗДОЦ.

Список литературы

Аверкиева Г.В., Щекина С.С. Педагогическая практика как рефлексивная среда формирования профессионального опыта будущего учителя // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 141-149.

Аухадеева Л.А. Методология изучения и формирования коммуникативной культуры будущего учителя // Вестник КазГУКИ. 2014. № 3. С. 143-146.

Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования // Вестник ТГГПУ 2012. № 1. С. 226-230.

Гончаренко Л.В. Коммуникативная деятельность и ее социальная значимость // Современ-

ные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 56-60.

Линкер Г.Р. Творческие учебные задания как средство формирования готовности студентов вуза к организации летнего детского отдыха // Науковедение. 2015. № 1 С. 26-30.

Мамедова А.В. Коммуникативная деятельность - основа формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста // Известия ВГПУ 2013. № 2. С. 77-80.

Набиева Т.В. Роль педагогической практики в формировании конструктивно-педагогической компетенции у будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 54-59.

Самохвалова А.Г., Скрябина О.Б., Метц М.В., Иванова Н.М. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков. Кострома: Изд-во КГУ, 2018. 172 с.

Смирнов А.Н., Смирнов Н.А. Особенности организации самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 26, № 2. С. 154-160.

Смолянинова О.Г., Иванов Н.А. Некоторые аспекты профессиональной подготовки в системе «бакалавриат - магистратура» в условиях информационного общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. С. 150-154.

References

Averkieva G.V, Shchekina S.S. Pedagogicheskaia praktika kak refleksivnaia sreda formirovaniia professional'nogo opyta budushchego uchitelia [Pedagogical practice as a reflexive environment for the formation of the professional experience of a future teacher]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriia: Gumanitarnyei sotsial'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences], 2014, № 4, pp. 141-149. (In Russ.)

Aukhadeeva L.A. Metodologiia izucheniiai formirovaniia kommunikativnoi kul'tury budushchego uchitelia [Methodology for the study and formation of the communicative culture of the future teacher]. Vestnik KazGUKI [Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts], 2014, № 3, pp. 143-146. (In Russ.)

Aukhadeeva L.A. Kommunikativnaia kul'tura pedagoga kak factor povysheniia kachestva obrazovaniia [Teacher's communicative culture as a factor in improving the quality of education].

Vestnik TGGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2012, № 1, pp. 226-230. (In Russ.)

Goncharenko L.V Kommunikativnaia deiatel'nost' i ee sotsial'naia znachimost' [Communication activity and its social significance]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2014, № 2, pp. 56-60. (In Russ.)

Linker G.R. Tvorcheskie uchebnye zadaniia kak sredstvo formirovaniia gotovnosti studentov vuza k organizatsii letnego detskogo otdykha [Creative study assignments as a means of forming the readiness of university students to organize summer children's recreation]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Science of Science], 2015, № 1, pp. 26-30. (In Russ.)

Mamedova A.V. Kommunikativnaia deiatel'nost' osnovaformirovaniia kommunikativnoi kompetentnosti budushchego spetsialista [Communication activity is the basis for the formation of communicative competence of a future specialist]. Izvestiia VGPU [Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University], 2013, № 2, pp. 77-80. (In Russ.)

Nabieva T.V. Rol' pedagogicheskoi praktiki v formirovanii konstruktivno-pedagogicheskoi kompetentsii u budushchikh pedagogov [The role of pedagogical practice in the formation of constructive and pedagogical competence in future teachers]. Sibirskiipe pedagogicheskii zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2012, № 9, pp. 54-59. (In Russ.)

Samokhvalova A.G., Skriabina O.B., Metts M.V, Ivanova N.M., Samokhvalova A.G. Razvitie mezhkul'turnoi kommunikativnoi kompetentnosti detei i podrostkov [Development of intercultural communicative competence of children and adolescents]. Kostroma, Izd-vo KGU Publ., 2018, 172 p. (In Russ.)

Smirnov A.N., Smirnov N.A. Osobennosti organizatsii samostoiatel'noi deiatel'nosti studentov v protsesse obucheniia [Features of the organization of independent activities of students in the learning process]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2019, № 2, pp. 154-160. (In Russ.)

Smolianinova O.G., Ivanov N.A. Nekotorye aspekty professional'noi podgotovki v sisteme «bakalavriat -magistratura» v usloviiakh informatsionnogo obshchest-va [Some aspects of professional training in the system "bachelor - master" in the information society]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika. [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, № 1, pp. 150-154. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.