НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 196-199. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 196-199. ISSN 2073-1426 Научный отчет УДК 159.9:316.6
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-196-199
СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА... ИНКЛЮЗИВНЫЕ СООБЩЕСТВА И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (НЕ)ВИДИМОСТЬ*
Сутягина Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, st980@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7998-2072 Карпова Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома,
Россия, elenakarpovva@yandex.ru, 0000-0003-1291-3838 Смирнова Светлана Алексеевна, кандидат культурологии, Костромской государственный университет, Кострома, Россия,grace-noire@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1276-7167
Аннотация. 17-21 мая 2021 года в Евангелической высшей школе г. Дармштадт (Федеративная республика Германия) проходила Международная неделя «Создание пространства... Инклюзивные общества и индивидуальная (невидимость», о которой и повествуется в данной статье. В фокусе внимания Международной недели были траектории жизни современного субъекта в условиях вызовов современности. Ключевые слова: международная неделя науки, социально-педагогическая практика работы с детьми, технологии активного долголетия, психологическое благополучие человека, жизненные траектории людей с ограниченными возможностями, формирование толерантности младших школьников Для цитирования: Сутягина Т.В., Карпова Е.М., Смирнова С.А. Создание пространства... Инклюзивные сообщества и индивидуальная (не)видимость // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 196-199. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-196-199
Scientific Report
CREATING SPACES... INCLUSIVE COMMUNITIES AND INDIVIDUAL (IN)VISIBILITY
Tatyana V. Sutyagina, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, st980@mail.ru, https://
orcid.org/0000-0002-7998-2072_ Elena M. Karpova, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, elenakarpovva@yandex.ru, 0000-0003-1291-3838
Svetlana A. Smirnova, Candidate of Cultural Studies, Kostroma State University, Kostroma, Russia, grace-noire@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1276-7167
Abstract. On May 17-21, 2021 at the Christian boarding school in Darmstadt (the Federal Republic of Germany), the International Week "Creating Spaces... Inclusive Societies and Individual (In)Visibility" was held, which is described in this article. The focus of the international week included the trajectories of the life of a modern subject in the face of the challenges of our time.
Keywords: international science week, socio-pedagogic practice of working with children, technologies of active longevity, personal
psychological well-being, life trajectories of disabled people, formation of tolerance of at primary school For citation: Sutyagina T.V., Karpova E.M., Smirnova S.A. Creating spaces... inclusive communities and individual (in) isibility. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 196-199 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-196-199
* Международная неделя «Создание пространства... Инклюзивные сообщества и индивидуальная (не)видимость»: (Евангелическая высшая школа г. Дармштадт, 17-21 мая 2021 года)
196
Вестник КГУ 2021 © Сутягина Т.В., Карпова Е.М., Смирнова С.А., 2021
С 17 по 21 мая 2021 года в Евангелической высшей школе г. Дармштадт (Федеративная республика Германия) проходила Международная неделя «Создание пространства... Инклюзивные общества и индивидуальная (не)видимость». Институт педагогики и психологии КГУ принял активное участие в программе мероприятий. Международная неделя объединила представителей из множества стран, в том числе Германии, Канады, Южной Африки, Индонезии, Чехии, Шри-Ланки, Армении, Польши, Греции, Украины и, конечно, Российской Федерации.
Институт педагогики и психологии как ключевой партнер Евангелической высшей школы не мог остаться в стороне от такого значимого события. В рамках поддержки научной коллаборации с Евангелической высшей школой, сотрудничества с доктором философии Мариной Метц, КГУ включается в академические и практико-ориентированные программы обмена опытом между преподавателями и студентами наших вузов.
На открытии Международной недели участников приветствовали организаторы мероприятий от российской стороны: А.Г. Самохвалова, директор Института педагогики и психологии, С. А. Хазова, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, О.Н. Веричева, заведующая кафедрой социальной работы.
В рамках Международной недели в течение четырех дней наши преподаватели и студенты представляли результаты своих исследований, рассказывали о базах производственной практики, об инновационных технологиях инклюзивного образования, а также принимали активное участие в мероприятиях, организованных зарубежными коллегами.
Палитра представленных КГУ мероприятий достаточно обширна и разнообразна. Студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование совместно с Н.С. Шиповой подготовили фильм «Студенческий проект "ИПП-квест"». Фильм рассказывает о студенческом проекте по созданию квест-комнаты. Данное помещение было специально создано для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью проведения мероприятий развивающей и досуговой направленности. Квест-комната - это новая форма образовательных и развлекательных программ. Данный формат взаимодействия помогает детям полностью погрузиться в смоделированную ситуацию, событие. Они получают заряд положительных эмоций и активно участвуют в развивающих занятиях.
Программа мероприятий заявленной Международной недели включала в себя студенческую конференцию «Теория и практика социальной работы с разными группами населения», модераторами которой выступили: заведующая кафедрой социальной
работы О.Н. Веричева, доцент кафедры Е.Е. Смирнова, доктор философии Евангелической высшей школы г. Дармштадт М. Метц. Конференция предоставила возможность студентам разных стран поделиться своими собственными исследовательскими и практическими проектами, представить полученные результаты и обменяться идеями для будущих начинаний.
Также О.Н. Веричева и Е.А. Василькова обратили свое внимание к проблеме внедрения в практическую деятельность домов-интернатов для престарелых и инвалидов технологий активного долголетия. Старение населения общепризнано одним из основных глобальных вызовов социально-экономическому развитию государства. Одновременно в последние десятилетия во всем мире происходит трансформация восприятия старения от остро негативного к взвешенному, учитывающему не только проблемы, вытекающие из изменения возрастной структуры населения, но и возможности, открывающиеся в сферах потребления, образа и качества жизни, экономической, социальной и политической активности, а также образования. Понятие активного долголетия описывает «процесс оптимизации возможностей для обеспечения здоровья, участия в жизни общества и защищенности человека с целью улучшения качества его жизни в ходе старения». Технологии активного долголетия направлены на развитие и реализацию потенциала человека, в основе которого лежит увеличение продолжительности жизни. В лекции были рассмотрены формы и методы создания условий для продолжения продуктивной и независимой жизни всеми гражданами при одновременной мобилизации потенциала стареющего общества для его непрерывного устойчивого развития.
Социально-педагогическую практику работы с де-виантными детьми и подростками в системе образования представил Д.Б. Воронцов. В его докладе были рассмотрены практические аспекты работы социального педагога и других школьных специалистов с девиантными детьми и подростками. Раскрыто практическое понимание отклоняющегося поведения в системе образования в России и причины возникновения девиаций, определены возможности и ограничения сотрудников в системе образования при работе с детьми с девиантным поведением. Также был описан опыт взаимодействия школы с другими социальными институтами: подразделением полиции по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогической комиссией.
Актуальную проблему психологического благополучия человека в условиях пандемии и самоизоляции проанализировали на совместном научном круглом столе А.Г. Самохвалова, М.В. Сапоровская, Е.В. Тихомирова, а также коллеги из Индии, Армении, Гер -
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
мании. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что пандемия коронавируса ассоциируется в массовом сознании независимо от этнокультурной принадлежности с широким спектром психологических трудностей, что требует дополнительных ресурсов, выстраивания продуманной системы психологической поддержки населения. Одним из основных ресурсов субъекта в данной острой социальной ситуации, отличающейся высокой степенью стрессогенности, являются близкие отношения. В то же время психологические спутники пандемии - самоизоляция, социальный контроль, обострение депрессивных состояний личности - не могли не отразиться на близких отношениях и стать фактором фасилитации деструктивных тенденций в их развитии, лакмусовой бумажкой для проявления таких феноменов, как семейное насилие, семейное выгорание, деструктивная привязанность и др. Такая амбивалентность требует глубокого научного осмысления.
Теоретические аспекты и практический опыт формирования толерантности младших школьников во внеурочной деятельности был представлен Т.В. Сутягиной и С.А. Смирновой. В докладе были рассмотрены противоречия, с которыми сталкивается современная система образования на пути решения задач формирования толерантности у обучающихся; определены основания и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе; представлен опыт организации внеурочной деятельности, описаны приемы формирования толерантного поведения в начальной школе.
Е.М. Карпова в своем выступлении рассмотрела возможности интерактивных программ с детьми и подростками в городской среде, определила их образовательный потенциал. Были предложены методические рекомендации для педагогов, рассмотрены особенности их реализации, а также приемы включения детей и подростков в социально значимую общественную деятельность, роль специалиста в их проведении.
О.В. Миновская и А. А. Турыгин презентовали в своем выступлении опыт организации образовательных квестов как средства развития мотивации молодежи в обучении. Показано, что молодые люди заинтересованы в выполнении эвристических задач, преодолении проблемных ситуаций. Поэтому у педагога есть возможность изучать сложные вопросы материала в увлекательной форме. Интересные задания помогают разнообразить сложный образовательный контент и сделать освоение теоретической информации более доступным. Онлайн-встреча включала в себя две части: обзор вариантов, логики и основных правил создания образовательного квеста (О.В. Миновская) и творческий процесс по созданию замысла квеста вместе со студентами (А.А. Турыгин).
Актуальную тему «Жизненные траектории взрослых с ограниченными возможностями» затронули в своей лекции С.А. Хазова, Н.С. Шипова и Т.Н. Аде-ева. Коллегами были представлены новейшие данные по тематике жизненных траекторий взрослых людей с инвалидностью. Лекция состояла из трех частей, каждая из которых представляла собой результаты исследований по грантам, выполняемых под руководством данных ученых. В целом, опираясь на результаты исследований, авторами были выделены два типа жизненных траекторий людей с ограниченными возможностями. Определено, что в попытках самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья близкие отношения могут играть ресурсную роль. Доказано, что внутренняя картина дефекта - это часть Я-концепции, которая может выступать ресурсом личностной адаптации.
Опыт работы, систему традиционных мероприятий студентов-волонтеров в общественной организации взрослых с ментальными нарушениями «Белый дельфин» в своем докладе представила С.А. Хазова. В презентационных материалах она продемонстрировала практическую деятельность студентов по организации праздников, походов, спортивных мероприятий со взрослыми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
В рамках программы мероприятий конференции для представителей зарубежных стран были проведены виртуальные экскурсии в Дневной центр для людей с функциональными дефицитами и начальной стадией возраст-ассоциированных когнитивных нарушений ОГБУ «Заволжский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» (Е. А. Романова, О.Н. Веричева), где представлены стационарозамеща-ющие технологии системы ухода за пожилыми гражданами и инвалидами. В формате слайд-презентации со звуковым сопровождением представлена экскурсия по историческому центру Костромы, дан краткий обзор истории возникновения города, его самобытности и значимости в поликультурном пространстве России (О.Н. Веричева, студенты ИПП). Спикеры Т.Н. Адеева и УЮ. Севастьянова поделились опытом организации производственной практики, методами и технологиями, которые осваивают студенты в ходе практической подготовки.
Заметим, что языком Международной недели стал английский язык, поэтому все онлайн-трансляции, дискуссии, экскурсии велись на английском языке. Это, несомненно, стало стимулом для развития профессиональных и языковых компетенций для наших преподавателей и студентов, а также неоценимым опытом организации межкультурного взаимодействия и ведения межкультурного общения.
В заключение отметим, что представленные результаты научных исследований и практического
198
Вестник КГУ -Л 2021
опыта работы преподавателей и студентов свидетельствуют о многообразии реализуемых совместных проектов с представителями Евангелической высшей школы (Германия), а также других стран (Индия, Польша, Армения); об активном научном поиске в рамках полипрофессиональных международных исследовательских команд; о высокой потребности в конструктивном межкультурном диалоге.
Статья поступила в редакцию 18.05.2021; одобрена после рецензирования 19.05.2021; принята к публикации 19.05.2021.
The article was submitted 18.05.2021; approved after reviewing 18.05.2021; accepted for publication 19.05.2021.