Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфиногенов Илья Леонидович, Веричева Ольга Николаевна

Статья посвящена исследованию механизмов педагогического содействия самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа» в образовательном пространстве вуза. Рассмотрены и обоснованы теории личностно-ориентированного образования в условиях вуза. Рассмотрены механизмы реализации студентами своих экзистенциальных потребностей в процессе получения высшего образования. В статье определены условия, способствующие самореализации студента в образовательном пространстве вуза. В содержании статьи обоснован алгоритм формирования значимых личностных качеств студента, особое внимание уделено модели педагогического содействия самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. В тексте приведены эффективные формы педагогического содействия самореализации студентов в образовательном пространстве университета. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования процесса педагогического содействия самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа» в образовательном пространстве вуза. В ходе анализа литературы и проведенного исследования было выявлено, что в процессе самореализации всегда есть то, что побуждает обучающегося осуществлять самореализацию, - мотив, который находит отражение в цели самореализации, влияющей на конечный результат своего обучения в вузе. Показана необходимость своевременного определения интересов, способностей, склонностей, ценностных направленностей, возможностей студента и способов преодоления барьеров, которые препятствуют самореализации. В данном случае преподаватель выступает в качестве партнера, координатора, консультанта, наставника, тем самым предоставляет больше возможностей для проявления самостоятельности и ответственности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анфиногенов Илья Леонидович, Веричева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC ASSISTANCE TO SELF-REALISATION OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF TRAINING “SOCIAL WORK” IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the study of the mechanisms of pedagogic assistance to self-realisation of students of the «Social Work» training direction in the educational space of the university. We considered and substantiated the theory of studentcentred education in the conditions of a university. The mechanisms of students’ realisation of their existential needs in the process of obtaining higher education are considered. The article defines the conditions conducive to student selfrealisation in the educational space of the university. The content of the article substantiates an algorithm for the formation of significant personal qualities of a student in the educational space of the university. Particular attention is paid to the model of pedagogic assistance to self-realisation of students in the educational space of the university. The text provides effective forms of pedagogic assistance to self-realisation of students in the educational space of the university. The article analyses the results of an empirical study of the process of pedagogic assistance to self-realisation of students in the direction of training «Social Work» in the educational space of the university. During the analysis of the literature and the study, it was revealed that in the process of self-realisation there is always something that encourages the student to carry out self-realisation - a motive reflected in the goal of self-realisation, which affects the final result of its studies at the university. The necessity of timely determination of interests, abilities, inclinations, value orientations, students’ capabilities and ways of overcoming barriers that hinder self-realisation is shown. In this case, the teacher acts as a partner, coordinator, consultant, mentor, thereby providing more opportunities for the student’s independence and responsibility.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 2. С. 104-108. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 104-108. ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 159.9:316.6

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-104-108

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Анфиногенов Илья Леонидович, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, anfinogenov.ilya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1858-1689

Веричева Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, overicheva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4870-3886

Аннотация. Статья посвящена исследованию механизмов педагогического содействия самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа» в образовательном пространстве вуза. Рассмотрены и обоснованы теории личностно-ориентированного образования в условиях вуза. Рассмотрены механизмы реализации студентами своих экзистенциальных потребностей в процессе получения высшего образования. В статье определены условия, способствующие самореализации студента в образовательном пространстве вуза. В содержании статьи обоснован алгоритм формирования значимых личностных качеств студента, особое внимание уделено модели педагогического содействия самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. В тексте приведены эффективные формы педагогического содействия самореализации студентов в образовательном пространстве университета. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования процесса педагогического содействия самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа» в образовательном пространстве вуза. В ходе анализа литературы и проведенного исследования было выявлено, что в процессе самореализации всегда есть то, что побуждает обучающегося осуществлять самореализацию, - мотив, который находит отражение в цели самореализации, влияющей на конечный результат своего обучения в вузе. Показана необходимость своевременного определения интересов, способностей, склонностей, ценностных направленностей, возможностей студента и способов преодоления барьеров, которые препятствуют самореализации. В данном случае преподаватель выступает в качестве партнера, координатора, консультанта, наставника, тем самым предоставляет больше возможностей для проявления самостоятельности и ответственности студента.

Ключевые слова самореализация, педагогическое содействие, студенты, образовательное пространство вуза

Для цитирования: Анфиногенов И.Л., Веричева О.Н. Педагогическое содействие самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа» в образовательной пространстве вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 104-108. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-104-108

Research Article

PEDAGOGIC ASSISTANCE TO SELF-REALISATION OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF TRAINING "SOCIAL WORK" IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Ilya L. Anfinogenov, Kostroma State University, Kostroma, Russia, anfinogenov.ilya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1858-1689

Olga N. Vericheva, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, overicheva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4870-3886

Abstract. The article is devoted to the study of the mechanisms of pedagogic assistance to self-realisation of students of the «Social Work» training direction in the educational space of the university. We considered and substantiated the theory of student-centred education in the conditions of a university. The mechanisms of students' realisation of their existential needs in the process of obtaining higher education are considered. The article defines the conditions conducive to student self-realisation in the educational space of the university. The content of the article substantiates an algorithm for the formation of significant personal qualities of a student in the educational space of the university. Particular attention is paid to the model of pedagogic assistance to self-realisation of students in the educational space of the university. The text provides effective forms of pedagogic assistance to self-realisation of students in the educational space of the university. The article analyses

104

Вестник КГУ -Л 2021

© Анфиногенов И.Л., Веричева О.Н., 2021

Педагогическое содействие самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа»...

the results of an empirical study of the process of pedagogic assistance to self-realisation of students in the direction of training «Social Work» in the educational space of the university. During the analysis of the literature and the study, it was revealed that in the process of self-realisation there is always something that encourages the student to carry out self-realisation - a motive reflected in the goal of self-realisation, which affects the final result of its studies at the university. The necessity of timely determination of interests, abilities, inclinations, value orientations, students' capabilities and ways of overcoming barriers that hinder self-realisation is shown. In this case, the teacher acts as a partner, coordinator, consultant, mentor, thereby providing more opportunities for the student's independence and responsibility.

Keywords: self-realisation, pedagogic assistance, students, university educational medium.

For citation: Anfinogenov I.L., Vericheva O.N. Pedagogic assistance to self-realisation of students of the direction of training "Social Work" in the educational space of the university. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 104-108 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-104-108

Введение

Современные подходы в педагогике характеризуются переориентацией от когнитивного к личностно ориентированному образованию. Личностно ориентированный подход, в свою очередь, повлиял на изменение специфики учебно-педагогического общения, которое строится на отношении педагога к студенту как к субъекту, развивающейся личности, которой важно предоставить возможность реализовать все те задатки, внутренние резервы, которыми «наделила» ее природа.

Гуманное образование призвано помогать развитию у участников образования специальных способностей, опираясь на которые они смогли бы самостоятельно адаптироваться к условиям социальной среды и реализовать в них социально приемлемые проявления своих личностных ресурсов и способностей.

В настоящее время все больше возрастает внимание к проблеме самореализации студентов в образовательном пространстве университета. Именно в процессе самореализации человек способен анализировать, оценивать и развивать свои способности и умения, преобразовывать самого себя. Изучение механизмов и теоретическое обоснование условий самореализации студентов представляется для педагогической науки приоритетным направлением.

Практика показывает, что не все выпускники высших образовательных учреждений знают свои внутренние задатки, резервы и способности, которыми наделила их природа. И тем более не все готовы реализовать их в жизни, профессиональной деятельности и самостоятельно адаптироваться к условиям социальной среды.

Следует отметить, что, несмотря на достаточное количество научных трудов по данной теме, в педагогике остается нерешенной проблема педагогического содействия самореализации студентов в образовательном пространстве университета.

В теории личностно ориентированного образования самореализация выделена в числе экзистенциальных потребностей человека, то есть тех потребностей, которые определяют его существование. Примером таких потребностей являются свобода и свободный

выбор себя, своих действий и поступков, ответственность и самостоятельность, творчество и саморазвитие: «В связи с этим важно отметить, что самореализация включает в себя необходимость выстраивания собственного мира ценностей, умения решать жизненные проблемы различными творческими способами, найти внутреннее "я" и научиться управлять им» [Бондаревская, Кульневич: 25].

Следовательно, в процессе получения высшего образования студент реализует свои экзистенциальные потребности: свободный выбор направления подготовки, дисциплин и курсов по выбору, выбор объектов для практики, планирование своих профессиональных перспектив. Во время свободного выбора обучающийся проявляет ответственность, умение решать свои жизненные проблемы различными творческими способами. Как отмечает Л.М. Митина, творческая и профессиональная самореализация является высшей формой жизнедеятельности личности. Первый социальный опыт творческой и профессиональной самореализации приобретается студентом в образовательном пространстве вуза.

Согласно подходу О.С. Газмана, в основе понятия образования лежит идея реализации человеком своего «я», образ которого, как идеал, должен предвосхищать в сознании человека его образовательную деятельность [Газман]. Следовательно, студент должен осознавать свою образовательную модель подготовки, представляющую собой набор личностных и профессиональных компетенций, и уметь ею управлять в зависимости от наличия вызовов окружающей среды. Как было отмечено ранее, самореализация студентов в образовательном пространстве вуза тесно связана с понятием деятельность.

А.Н. Леонтьев в своих работах в качестве составляющих деятельности выделяет мотив, цель, действия и результат. Причем деятельность не существует без мотива к ее осуществлению [Леонтьев]. Важно в образовательном пространстве вуза создать условия для самореализации студента в различных видах деятельности. В процессе самореализации всегда есть то, что побуждает обучающегося осуществлять самореализацию - мотив, который находит отраже-

ние в цели самореализации, влияющей на конечный результат своего обучения в вузе.

Исследование процесса самореализации человека в процессе образования провел Г.Н. Сериков. В частности, он определил понятие «образованность» как свойство человека, приобретенное им с помощью таких качеств, как умелость, действенность, осведомленность и сознательность [Сериков].

Для самореализации студента необходимо, чтобы образовательное пространство вуза способствовало развитию у него такого качества, как компетентность - это знание и опыт профессиональной деятельности и первых профессиональных проб в области социальной работы. В этом процессе велика роль преподавателя, оказывающего содействие процессу самореализации студентов, создающего условия для актуализации всех потенциалов личности. Миссия преподавателя - помощь, сопровождение, поддержка студента во всех его начинаниях, содействие его инициативам.

Представляется возможным дополнить понятие «содействие» категорией «педагогическое», подчеркивая педагогическую направленность данного процесса и тот факт, что цель содействия заключается в предоставлении возможности студенту самостоятельно и осознанно производить выбор в процессе своего профессионального становления.

В начале учебной деятельности студента преподаватель выполняет роль наставника и организатора процесса самореализации первокурсника. Происходит совместное (преподаватели и студенты) определение интересов, способностей, склонностей, ценностных направленностей, возможностей и способов преодоления барьеров, которые препятствуют самореализации. В данном случае преподаватель выступает в качестве партнера, координатора и консультанта, наставника, тем самым дает больше возможностей для проявления самостоятельности и ответственности.

На более старших курсах преподаватель оказыва-

ет помощь студенту в большей степени как консультант-наставник, который поддерживает активность обучающегося в постановке своих профессиональных целей, задач самореализации в научно-исследовательской деятельности, волонтерской деятельности, профессиональной стажировке в учреждениях системы социальной защиты населения.

Учебный диалог, проблемный семинар, творческие и деловые игры, занятия, основанные на технологии социального проектирования, - это наиболее эффективные формы педагогического содействия самореализации студентов в образовательном пространстве университета. При этом преподавателем могут использоваться исследовательские, эвристические методы, а также методы решения творческих задач. Средствами выступают творческие задачи и упражнения, организационно-координирующие средства обучения, интерактивные средства, средства наглядности и др.

Мы полагаем, что педагогическое содействие самореализации обучающихся в университете будет эффективным, если в образовательной среде вуза будут созданы условия для формирования у студентов профессиональной компетентности, осознанности, успешности в основных направлениях профессиональной деятельности и профессиональной умелости.

Содержание образовательной программы по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» в Костромском государственном университете должно быть направленно на педагогическое содействие формированию готовности студентов к самореализации. Модель педагогического содействия самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа» в образовательном пространстве вуза представлена на рисунке 1.

Таким образом, самореализация студентов возможна только при условии деятельностной включенности субъектов образования; тесного взаимодействия в образовательном процессе преподавателей со сту-

Рис. 1. Модель педагогического содействия самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа» в образовательном пространстве вуза

106

Вестник КГУ 2021

Педагогическое содействие самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа»..

дентами; строго отбора содержания образования, соответствующего потребностям студентов и ориентированного на процесс развития профессиональной компетентности и умелости.

Методы и методики исследования

Для изучения процесса педагогического содействия самореализации студентов направления подготовки «Социальная работа» в образовательном пространстве вуза нами было реализовано эмпирическое исследование. Оно включало в себя анкетирование, которое было проведено в 2020/21 учебном году среди студентов 1-го курса направления подготовки «Социальная работа», уровень бакалавриат очной формы обучения, в количестве 32 человек.

Методологией исследования является общетеоретический подход к различным аспектам становления личности, рассматриваемый в трудах Е.А. Ануфриева, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбурга, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.

Самореализация личности студента как явление, интегрирующее индивидуальное, социальное и нравственное начало в жизни человека, рассмотрено нами с позиций Л.И. Антроповой, В. А. Афанасьева, Б. С. Гершунского, E.H. Гусинского, Т. А. Ветошкиной, О.С. Газман, Л.Н. Коган, Л.В. Сохань, Ю.И. Турчаниновой и др.

Согласно подходу Н.Ф. Басова, О.Н. Веричевой, факторами успешного социально-педагогического сопровождения студентов могут выступать средовые факторы (жизненное пространство, с которым взаимодействует молодой человек: его семья, учреждение социального обслуживания населения, средства массовой информации, социальные сети, книги, которые он читает, круг друзей и многое другое); технологические факторы (социально-педагогическая деятельность, которая включает: экономические, медицинские, психологические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическую технику) [Басов, Веричева]. Таким образом, имея информацию о средовых факторах, влияющих на студента, преподаватель-наставник может проектировать процесс педагогического содействия его самореализации.

Образовательное пространство вуза может включать в себя воспитательный, социально-культурный и реабилитационный компоненты. В процессе обоснования реабилитационного пространства О.Н. Веричева отмечает, что оно включает территориальную систему государственных и муниципальных органов, государственных организаций, общественных объединений, а также семью обучающегося, принимающих участие в социально-педагогическом сопровождении студентов вуза [Веричева].

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что большинство студентов-первокурсников направления подго-

товки «Социальная работа» готовы преодолевать возникающие трудности, они относятся к опыту решения проблем как способу социального закаливания и формирования характера (59 %). Однако некоторые студенты не обращают внимание на ситуацию и не задумываются о трудностях (36 %), расстраиваются из-за трудностей и пасуют перед ними (5 %).

Процесс самореализации предполагает умение учитывать мнение и желания окружающих людей, ориентировать свои действия на них. Установлено, что для 59 % студентов важно лишь мнение их ближайшего окружения, они ориентируются на него и в жизни, и в процессе обучения в вузе; 41 % респондентов считают также важным мнение однокурсников, преподавателей, так как оно помогает им посмотреть на себя со стороны и направить свои ресурсы для получения недостающих знаний и профессионального опыта.

Важным качеством для специалистов по социальной работе, способствующим самореализации в профессии, является умение оказывать помощь другим. Готовность оказать оперативную помощь всем, кто попросит, выразили 5 % респондентов, 95 % студентов готовы помогать, но будут делать это осознанно, помогут только тем, кто действительно нуждается в помощи.

Следовательно, большинству студентов все-таки требуется помощь и поддержка наставника из числа преподавателей кафедры социальной работы в процессе осознания и конструктивного преодоления возникающих трудностей, развитии умения ориентировать свои действия на окружающих, формирования личной готовности оказывать адресную целенаправленную помощь нуждающимся.

Среди всех функций высшего образования наиболее интересной и значимой для современной педагогической науки является функция обеспечения условий для личностного становления и самореализации студента как будущего профессионала.

В данном случае важно обеспечить понимание студентом того, что именно в образовательном пространстве он сможет открыть личностный смысл профессии и достигнет максимально возможного уровня самореализации. Задача педагога - убедить студента в том, что в процессе образовательной деятельности его конечной целью является не получение диплома, а процесс саморазвития, раскрытия потенциалов, становления образованного человека.

Важнейшим фактором, воздействующим на студента, являются субъекты образовательного пространства. Образовательная полиэтническая система подготовки обучающихся по направлению «Социальная работа» в КГУ, ориентированная на глобальные, национальные и личностные интересы и развитие потенциала человека, строится на основании компетент-

ностного подхода. Образовательный процесс должен носить студентоцентрированный характер, результатом которого станет подготовка специалиста, умеющего работать в команде, принимать самостоятельные решения, деятельностного и способного к инновациям [Веричева].

Список литературы

Басов Н.Ф., Веричева О.Н. Социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 2. С. 184-188.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмаль-ный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.

Веричева О.Н. Особенности и принципы формирования развивающего реабилитационного пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 112118.

Веричева О.Н. Образовательная полиэтническая система подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2 (145). С. 100-105.

Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИ-РОС, 2002. 294 с.

ЛеонтьевA.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

Сериков Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация. Челябинск: Факел, 1998. 664 с.

Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: в 4 ч. Системное видение образования. Челябинск: ЧГТУ, 1994. 169 с.

References

Basov N.F., Vericheva O.N. Sotsial'no-pedagogi-cheskoe soprovozhdenie malomobil'nykh kategorii de-tei i molodezhi [Socio-pedagogical support of children and youth with limited mobility]. Vestnik Kostromsko-go gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State

University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinet-ics], 2017, № 2, pp. 184-188. (In Russ.)

Bondarevskaia E.V, Kul'nevich S.V Paradigmal'nyi podkhod k razrabotke soderzhaniia kliuchevykh peda-gogicheskikh kompetentsii [Paradigm approach to the development of the content of key pedagogical competencies]. Pedagogika [Pedagogy], 2004, № 10, pp. 2331. (In Russ.)

Vericheva O.N. Osobennosti i printsipy formiro-vaniia razvivaiushchego reabilitatsionnogo prostran-stva dlia sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniia malomobil'nykh kategorii detei i molodezhi [Features and principles of the formation of a developing rehabilitation space for social and pedagogical support of children and youth with limited mobility]. Kazanskii peda-gogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2017, № 6 (125), pp. 112-118. (In Russ.)

Vericheva O.N. Obrazovatel'naia polietnicheskaia sistema podgotovki budushchikh bakalavrov i magist-rov sotsial'noi raboty [Educational multi-ethnic system for training future bachelors and masters of social work]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2021, № 2 (145), pp. 100-105. (In Russ.)

Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie: Ot avtori-tarnoi pedagogiki kpedagogike svobody [Non-classical education: From authoritarian pedagogy to freedom pedagogy]. Moscow, MIROS Publ., 2002, 294 p. (In Russ.)

Leont'ev A.A. Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975, 304 p. (In Russ.)

Serikov G.N. Upravlenie obrazovaniem: Sistemnaia interpretatsiia [Education Management: Systems Interpretation]. Cheliabinsk, Fakel Publ., 1998, 664 p. (In Russ.)

Serikov G.N. Elementy teorii sistemnogo upravle-niia obrazovaniem: v 4 ch. Sistemnoe videnie obrazo-vaniia [Elements of the theory of systemic management of education: in 4 hours. Systemic vision of education]. Cheliabinsk, ChGTU Publ., 1994, 169 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 19.02.2021; одобрена после рецензирования 27.03.2021; принята к публикации 14.05.2021.

The article was submitted 19.02.2021; approved after reviewing 27.03.2021; accepted for publication 14.05.2021.

108

Вестник КГУ -Л 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.