Научная статья на тему 'ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА'

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ "КОМПЕТЕНЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ" / ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Екатерина Валентиновна

К обязательным требованиям при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования относится формирование универсальной «компетенции саморазвития », которая предусматривает прогнозирование, выстраивание и реализацию самими обучающимися траектории саморазвития, наиболее полно отвечающей их личностным потребностям и стремлениям. Однако результаты социологического исследования показывают, что большинство первокурсников не умеют прогнозировать и реализовать траекторию саморазвития и отмечают нехватку возможностей в этом вопросе от преподавателей. Одним из видов помощи студентам вуза может являться опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников. Уникальность педагогической поддержки, концептуальные основы которой были разработаны О.С. Газманом, состоит в том, что она обуславливает самоопределение обучающихся в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение их проблемы. Опережающий характер педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза заключается в предоставлении обучающимся повода для размышлений еще до того, как у них возникла проблема. В момент, когда в их реальной жизни появляется затруднительный момент, они уже обладают набором методов и приемов для его благополучного разрешения. В результате теоретического исследования предлагается уточненное определение опережающей педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза с позиции экзистенциального подхода М.И. Рожкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED PEDAGOGIC SUPPORT FOR THE FORMATION OF SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE IN UNIVERSITY FRESHMEN

Among the mandatory requirements for the implementation of the main professional educational programmes in higher education is the formation of a universal self-development competence, which provides for forecasting, building and implementing the self-development trajectory that best meets their personal needs and aspirations. However, the results of a sociological study show that most university freshmen are unable to predict and implement the trajectory of self-development and note the lack of opportunities in this matter from teachers. One of the assistance types to university students can be advanced pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen. The uniqueness of pedagogic support, conceptual foundations of which were developed by Oleg Gazman, is that it determines students’ self-determination in a situation of choice and the subsequent independent solution of their problems. The anticipatory nature of pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen is to provide students with a reason to think even before they have a problem. At the moment when a difficult moment appears in their real life, they already have a set of methods and techniques for its successful resolution. As a result of the theoretical research a refined definition of advanced pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen is proposed from the position of the existential approach (Mikhail Rozhkov).

Текст научной работы на тему «ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 133-137. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 133-137. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 378.18

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-133-137

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА

Сысоева Екатерина Валентиновна, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина, Вологда, Россия, ksysoeva1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9220-3056

Аннотация. К обязательным требованиям при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования относится формирование универсальной «компетенции саморазвития», которая предусматривает прогнозирование, выстраивание и реализацию самими обучающимися траектории саморазвития, наиболее полно отвечающей их личностным потребностям и стремлениям. Однако результаты социологического исследования показывают, что большинство первокурсников не умеют прогнозировать и реализовать траекторию саморазвития и отмечают нехватку возможностей в этом вопросе от преподавателей. Одним из видов помощи студентам вуза может являться опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников. Уникальность педагогической поддержки, концептуальные основы которой были разработаны О.С. Газманом, состоит в том, что она обуславливает самоопределение обучающихся в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение их проблемы. Опережающий характер педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза заключается в предоставлении обучающимся повода для размышлений еще до того, как у них возникла проблема. В момент, когда в их реальной жизни появляется затруднительный момент, они уже обладают набором методов и приемов для его благополучного разрешения. В результате теоретического исследования предлагается уточненное определение опережающей педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза с позиции экзистенциального подхода М.И. Рожкова.

Ключевые слова: универсальная «компетенция саморазвития», траектории саморазвития, опережающая педагогическая поддержка

Для цитирования: Сысоева Е.В. Опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 133-137. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-133-137

Research Article

ADVANCED PEDAGOGIC SUPPORT FOR THE FORMATION OF SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE IN UNIVERSITY FRESHMEN

Ekaterina V. Sysoeva, Vereshchagin Volodga State Dairy Farming Academy, Vologda, Russia, ksysoeva1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9220-3056

Abstract. Among the mandatory requirements for the implementation of the main professional educational programmes in higher education is the formation of a universal self-development competence, which provides for forecasting, building and implementing the self-development trajectory that best meets their personal needs and aspirations. However, the results of a sociological study show that most university freshmen are unable to predict and implement the trajectory of self-development and note the lack of opportunities in this matter from teachers. One of the assistance types to university students can be advanced pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen. The uniqueness of pedagogic support, conceptual foundations of which were developed by Oleg Gazman, is that it determines students' self-determination in a situation of choice and the subsequent independent solution of their problems. The anticipatory nature of pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen is to provide students with a reason to think even before they have a problem. At the moment when a difficult moment appears in their real life, they already have a set of methods and techniques for its successful resolution. As a result of the theoretical research a refined definition of advanced pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen is proposed from the position of the existential approach (Mikhail Rozhkov).

Keywords: universal self-development competence, self-development trajectories, advanced pedagogic support

For citation: Sysoeva E.V. Advanced pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 133-137 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-133-137

К обязательным требованиям при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования относится формирование универсальной «компетенции саморазвития» (УК-6), которая предусматривает прогнозирование, выстраивание и реализацию самими обучающимися траектории саморазвития, наиболее полно отвечающей их личностным потребностям и стремлениям. Вместе с тем результаты социологического исследования показывают, что 50,8 % первокурсников не умеют прогнозировать и реализовать траекторию саморазвития [Всероссийское социологическое исследование: 15]; 73,6 % первокурсников отмечают нехватку помощи преподавателей для саморазвития [Кру-шельницкая, Третьякова: 75], что препятствует формированию представления о своем будущем.

О.С. Газман, рассматривая человека как экзистенциальное существо, которое обладает духовным сознанием, разработал уникальную теорию на основе развития его субъектности и удовлетворения базовой потребности в свободе. Именно свобода определяет стратегию и смысл воспитания: свобода человека как высшее проявление его сущности (в сравнении с его биологической и социальной природой). Газман понимал саморазвитие как индивидуальную самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на поиск эталона и внутреннюю борьбу по созданию себя, борьбу за свободу [Газман: 60].

Рассуждая о саморазвитии с позиции экзистенциального подхода, ярославский исследователь М.И. Рожков трактует саморазвитие как осознанный, целенаправленный, персонифицированный процесс организации и «реализации обучающимися собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств» в условиях внешней среды [Рожков: 68].

В современных условиях реализации ФГОС ВО 3++, разработанного на основе профессиональных стандартов, понятие «компетенция саморазвития» приобретает новое содержание, отражая способность специалиста решать универсальные задачи не только в соответствии с образовательными, но и профессиональными стандартами.

Для уточнения определения «компетенции саморазвития» обратимся к работе А.В. Хуторского и Л.Н. Хуторской. Разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность», авторы понимают под последней совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для продуктивной деятельности [Хуторской, Хуторская: 14]. Компетентность трактуется как результат освоения компетенции, способность обучающихся применять компетенцию в практической деятельности.

На основании определений «саморазвитие», предложенного Рожковым, и «компетенция», рассмотренного Хуторским и Хуторской, компетен-

цию саморазвития будем трактовать в исследовании как совокупность знаний, умений и способностей для осознанного прогнозирования, выстраивания и реализации собственного проекта совершенствования необходимых качеств обучающихся.

Одним из видов помощи студентам вуза, стимулирующим их осознанное прогнозирование, выстраивание и реализацию собственного проекта совершенствования необходимых качеств, может являться опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников [Сысоева: 319].

Определение «педагогическая поддержка» было введено в научный оборот Н.Б. Крыловой [Крылова: 155]. Разработкой основных концептуальных положений педагогической поддержки обучающихся в конце ХХ века занимался ученый и педагог Газман. Олег Семенович определял педагогическую поддержку как специфическую область образования, которая отличается от обучения и воспитания и учитывает стремления самого обучающегося к сотрудничеству с педагогом. Уникальность педагогической поддержки состоит в том, что она обуславливает самоопределение обучающихся в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение их проблемы [Сысоева, Кевля: 282]. Для этого необходимо, чтобы личность обучающихся могла действовать автономно.

Ближе всех к обоснованию опережающего характера педагогической поддержки обучающихся подошла в своем исследовании Н.Н. Михайлова. Содержание поддержки, в понимании Михайловой, ориентировано на развитие «самости» обучающихся, результатом которой выступает свободо-способность их личности [Михайлова, Юсфин: 6]. Свободоспособность определяется как автономное, независимое существование, готовность активно и осознанно реализовать экзистенциальный выбор. При этом экзистенциальный выбор понимается как возможность принимать или не принимать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу. Так, именно свободоспособность придает человеку целостность и позволяет ему гармонично существовать в социуме [Газман: 60].

Для осмысления сущности опережающей педагогической поддержки обучающихся мы обратились к исследованиям Е.А. Александровой и Ф.И. Кев-ли, где рассматривается опережающая педагогическая поддержка нравственного и культурного развития обучающихся. Для Александровой опережающая поддержка означает получение обучающимися повода для размышлений еще до того, как у них возникла проблема. В момент, когда в их реальной жизни появляется затруднительный момент, они уже обладают набором методов и приемов для его благополучного разрешения. В этом случае под опережающей поддержкой понимается процесс создания условий для адекватного восприятия обучающимися информации вербального

и невербального характера, затрагивающей сферы их возможных культурных интересов и поведения в настоящем и в недалеком будущем. Данный вид поддержки требуется при обнаружении учащимися своей слабости (проблемы) и помогает им преодолеть ее за счет индивидуальных особенностей [Александрова: 76].

Кевля акцентирует внимание на моделировании условий и траектории развития личности обучающихся через определение ближних, средних и дальних задач их жизненного и профессионального самоопределения. При этом предпосылкой опережающего характера поддержки выступает личность педагога. В частности, развитие и применение им концептуального (интуитивного, эвристического) мышления, прогностических способностей и проективных умений, положительно влияющих на дифференциацию помощи обучающимся в осознании перспектив их саморазвития [Кевля: 3-4].

Обобщая позиции ученых в области опережающей педагогической поддержки обучающихся, отметим ее современное рассмотрение как: педагогической деятельности, помогающей обучающимся преодолеть свою слабость путем развития их индивидуальных особенностей и возможностей (Н.Н. Михайлова) [Михайлова, Юсфин: 203]; особой деятельности педагога, включающей систему средств на основе диалога и доверительных отношений с обучающимися, обеспечивающей развитие их личности в перспективе жизненного и профессионального самоопределения (Ф.И. Кевля) [Кевля: 3]; процесса создания условий с ориентацией на развитие сферы их возможных культурных интересов и культурного поведения как в настоящем, так и в недалеком будущем (Е.А. Александрова) [Александрова: 330].

Объектами нашего исследования являются студенты вуза первого года обучения. Несомненно, на формирование их компетенции саморазвития влияют возраст и особенности мотивации. В периодизации В.И. Слободчикова возрастной промежуток начала обучения в вузе (первый курс) соответствует 17-21 годам. Его отличительной особенностью является становление авторства собственной жизни (в понимании окружающего мира, в способах деятельности, в социально обусловленном поведении) [Слободчиков, Исаев: 357] и обусловленной переходом в высшую школу адаптацией студентов.

К особенностям юношеского возраста И.В. Ша-поваленко относит: достижение физиологической зрелости, принятие соответствующих возрасту социальных ролей, сформированная личностная идентичность [Шаповаленко: 262]. На основании анализа работ Слободчикова, Шаповаленко и других исследователей сформулированы возрастные особенности первокурсников вуза, позволяющие уточнить определение опережающей педагогической поддержки их компетенции саморазвития.

Первой особенностью студентов-первокурсников вуза мы обозначим кризисный, непростой ха-

рактер развития личности обучающихся. Предложенное в периодизации Слободчикова как кризис юности, начало обучения в вузе совпадает со временем, когда встречаются «идеальные жизненные планы и социальная реальность; впервые происходит столкновение с кризисом смысла жизни» [Слободчиков, Исаев: 358-359]. На этот период приходится смена акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и начинается подход к самореализации.

Второй особенностью первокурсников вуза, отраженной в исследованиях [Шаповаленко: 264; Слободчиков, Исаев: 359] выступает желание студентов сознательно планировать свою жизнь, определять в ней свое место, что способствует развитию самосознания и личности обучающихся. В психологических исследованиях авторы связывают появление жизненных перспектив студентов с их самоопределением - поиском и выбором своего места в профессии и жизни.

Сосредоточенность на внутреннем мире обуславливает потребность найти смысл жизни - третью особенность первокурсников вуза. Слободчиков понимает ее как рефлексию, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установку на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни [Слободчиков, Исаев: 372]. Осмысленность способствует становлению «Я-концепции» первокурсников, представленной в этот период на одной из ее завершающих стадий, которой свойственно целостное чувство «Я»: сложная структура интеграции жизненного опыта обучающегося, упорядочивание переживаний, придающих жизни смысл.

Для выявления мотивационных особенностей первокурсников вуза был проведен анализ работ [Афонина, Гайдамакина: 30-35; Сандомирский; Кленова, Панкратова: 82-84]. В результате к ведущим особенностям мотивации современных первокурсников вуза отнесены:

- стремление к осознанию внутренних мотивов деятельности по саморазвитию, к преодолению препятствий на пути саморазвития;

- прохождение социально-психологической адаптации (появление новых бытовых условий в жизни и непривычных методов работы; изменение структуры всех мыслительных процессов и новая организация учебной деятельности, смена моделей поведения и планирования жизни);

- ведущий мотив учебной мотивации - мотив достижения с прагматической направленностью.

Таким образом, для нашего исследования актуально понимать опережающую педагогическую поддержку первокурсников вуза как процесс создания условий для свободного определения их внутренних ресурсов и перспектив развития через оказание необходимой индивидуальной помощи. При этом ключевую роль в ходе адаптации к условиям вуза будет

играть развитие способности студентов предвидеть последствия выбора программы саморазвития на основе полученных знаний о себе.

Вышеизложенное позволяет сформулировать определение опережающей педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза. Это процесс создания условий для осознанного прогнозирования и свободного выбора собственной программы совершенствования необходимых обучающимся качеств на фоне адаптации к условиям вуза в условиях кризиса развития личности; желания студентов сознательно планировать свою жизнь и роста их потребности найти в ней смысл.

Список литературы

Александрова Е.А. Педагогическая поддержка детей в образовании: учеб. пособие / под ред. Н.Б. Крыловой. М.: Академия, 2006. 340 с.

Афонина Т.Н., Гайдамакина И.В. Динамика факторов социальной адаптации студенчества (по материалам социологических исследований) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2016. № 10 (231). С. 30-35.

Всероссийское социологическое исследование российской интеллектуальной молодежной среды. 2018. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2018/Research_2018_Presentation.pdf.

Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Десять концепций и эссе. 1995. № 3. С. 58-65.

Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум. М.: Современное образование, 2014. 78 с.

Кленова М.А., Панкратова Е.С. Особенности мотивации достижения и социально-психологической адаптации студентов // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10 (88). С. 82-84.

Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 70-77.

Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2001. 208 с.

Рожков М.И. Индивидуализация воспитания -целевой ориентир образовательного процесса // Казанский педагогический журнал. 2016. С. 67-69.

Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после. URL: https://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/ mark-sandomirskiy-pokolenie-z-te-kto-budet-posle.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

Сысоева Е.В. Современный вуз как пространство развития субъектности студента // Системо-генез учебной и профессиональной деятельности:

материалы VII Междунар. конф.: в 2-х ч. 2016. Ч. 2. С. 318-320.

Сысоева Е.В., Кевля Ф.И. Теоретические основы опережающей педагогической поддержки // Вузовская наука - регионам: материалы XIII Всерос. конф. 2015. С. 281-283.

Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие. URL: https://www. khutorskoy. ru/books/2008/A.V Khutorskoy_ L.N.Khu-torskaya_Compet.pdf.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология). М.: Гар-дарики, 2005. 349 с.

Iyai Deny Anjelus, Syaranamual Siska, Yaku Alexander. Improving academic skills on freshmen student performance in mastering learning skills. Jurnal Pendidikan Indonesia, 2020, № 9 (4). URL: https://www.research-gate. net/publication/344354205_Improving_Academ-ic_Skills_On_Freshmen_Student_Performance_In_Mas-tering_Learning_Skills (дата обращения: 5.10.2020).

References

Aleksandrova E.A. Pedagogicheskaja podderzh-ka detej v obrazovanii: uchebnoe posobie [Pedagogical support of children in education: textbook], ed. by N.B. Krylova. Moscow, Akademija Publ., 2006, 340 p. (In Russ.)

Afonina T.N., Gajdamakina I.V Dinamika faktorov social'noj adaptacii studenchestva (po materialam so-ciologicheskih issledovanij) [Dynamics of factors of social adaptation of students (based on the materials of sociological research)]. Nauchnye vedomosti Belgorod-skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Bulletin of the Belgorod state University], 2016, № 10 (231), pp. 30-35. (In Russ.)

Vserossijskoe sociologicheskoe issledovanie rossi-jskoj intellektual'noj molodezhnoj sredy [All-Russian sociological research of the Russian intellectual youth environment], 2018. URL: https:// lomonosov-msu.ru/ archive/ Lomonosov_2018/Research_2018_Presenta-tion.pdf. (In Russ.)

Gazman O.S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaja problema [Pedagogical support of children in education as an innovative problem]. Novye cennosti obrazovanija [New values of education], 1995, № 3, pp. 58-65. (In Russ.)

Kevlja F.I. Psihologo-pedagogicheskij konsilium [Psychological and pedagogical Council]. Moscow, Sovremennoe obrazovanie Publ., 2014, 78 p. (In Russ).

Klenova M.A., Pankratova E.S. Osobennosti moti-vacii dostizhenija i social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov [Features of achievement motivation and socio-psychological adaptation of students]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija [Almanac of modern science and education], 2014, № 10 (88), pp. 8284. (In Russ.)

Krushel'nickaja O.I., Tret'jakova A.N. Motivacija poluchenija vysshego obrazovanija u studentov per-vogo i vypusknogo kursov (sravnitel'nyj analiz) [Moti-

vation for higher education in first-and final-year students (comparative analysis)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, № 2 (209), pp. 70-77. (In Russ.)

Krylova N.B. Kul'turologija obrazovanija [Kultu-rology of education]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 2000, 272 p. (In Russ).

Mihajlova N.N., Jusfin S.M. Pedagogika podderzh-ki: uchebno-metodicheskoe posobie [Pedagogy of support: educational and methodical manual]. Moscow, Miros Publ., 2001, 208 p. (In Russ.)

Rozhkov M.I. Individualizacija vospitanija - celevoj orientir obrazovatel'nogo processa [Individualization of education - the target orientation of the educational process]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2016, pp. 67-69. (In Russ.)

Sandomirskij M. Pokolenie Z: te, kto budet pos-le [Generation Z: those who will be after]. URL: htt-ps://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/mark-san-domirskiy -pokolenie-z-te-kto-budet-posle. (In Russ.)

Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologi-cheskoj antropologii [Fundamentals of psychological anthropology]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1995, 384 p. (In Russ.)

Sysoeva E.V. Sovremennyj vuz kak prostranstvo razvitija sub#ektnosti studenta [Modern University as

a space for the development of student subjectivity].

Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti: materialy VIIMezhdunar. konf.: in 2 vol., 2016, vol. 2, pp. 318-320. (In Russ.)

Sysoeva E.V., Kevlja F.I. Teoreticheskie osnovy op-erezhajushhej pedagogicheskoj podderzhki [Theoretical foundations of advanced pedagogical support]. Vu-zovskaja nauka - regionam: materialyXIII vseros. konf., 2015, pp. 281-283. (In Russ.)

Hutorskoj A.V., Hutorskaja L.N. Kompetentnost' kak didakticheskoe ponjatie [Competence as a didactic concept]. URL: https://www.khutorskoy. ru/ books/2008/A.V.Khutorskoy_L.N.Khutorskaya_Com-pet.pdf. (In Russ.)

Shapovalenko I.V Vozrastnajapsihologija (Psihologi-ja razvitija i vozrastnaja psihologija) [Age psychology (developmental Psychology and age psychology)]. Moscow, Gardariki Publ., 2005, 349 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 06.11.2020; одобрена после рецензирования 28.12.2020; принята к публикации 26.02.2021.

The article was submitted 06.11.2020; approved after reviewing 28.12.2020; accepted for publication 26.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.