Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКА ВУЗА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА'

КОМПЕТЕНЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКА ВУЗА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Екатерина Валентиновна

Проблема и цель. В статье анализируется философско-социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме формирования универсальной компетенции саморазвития при подготовке студентов вуза. Проблема состоит в универсальном характере указанной компетенции и неоднозначности ее трактовки и выделения структурных компонентов. Цель статьи - уточнить определение компетенции саморазвития студентов-первокурсников вуза с позиций экзистенциального подхода М.И. Рожкова. Методология исследования заключается в анализе и обобщении нормативно-правовых актов, программных документов в области высшего образования, работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме саморазвития обучающихся. Результатом исследования является уточненное определение «компетенция саморазвития» студентов-первокурсников вуза в русле экзистенциального подхода с учетом выявленных возрастных особенностей, специфики учебной мотивации и социально-психологической адаптации обучающихся на этапе перехода из средней в высшую школу. Заключение. Рассмотренная и предложенная в статье уточненная трактовка понятия «компетенция саморазвития первокурсников вуза», выявленные структурные компоненты компетенции саморазвития первокурсников вуза позволяют преподавателю своевременно определять уровень и развивать способность обучающихся к прогнозированию согласно мотивационно-целевой, когнитивнопрогностической деятельностной и рефлексивной составляющим компетенции саморазвития в русле современных требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++, разработанного на основе профессиональных стандартов и утвержденного в 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE OF FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS AS AN INTERDISCIPLINARY PROBLEM

Statement of the problem. The article analyzes the philosophical-sociological and psychological-pedagogical literature on the problem of forming a universal selfdevelopment competence in the preparation of university students. The problem is the universal nature of the competence and the ambiguity of its interpretation and allocation of structural components. The purpose of the article is to clarify the definition of self-development competence among first-year university students from the standpoint of the existential approach (M.I. Rozhkov). The research methodology consists in the analysis and synthesis of normative legal acts, program documents in higher education, works of Russian and foreign researchers on the problem of students’ self-development. The result of the study is a more accurate definition of “self-development competence” among firstyear university students within the framework of the existential approach, taking into account the identified age characteristics, the specifics of educational motivation and socio-psychological adaptation of students at the stage of transition from secondary to higher school. The revised concept interpretation of “self-development competence of first-year university students” and the identified structural components allow the teacher to timely determine the level and develop the ability of students to predict, according to the motivational-target, cognitive-prognostic, activity-reflexive components of the self-development competence with the modern requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++, developed on the basis of professional standards and approved in 2017.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКА ВУЗА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-243

УДК 378.14.015.62

КОМПЕТЕНЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ

ПЕРВОКУРСНИКА ВУЗА

КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

Е.В. Сысоева (Вологда, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируется фило-софско-социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме формирования универсальной компетенции саморазвития при подготовке студентов вуза. Проблема состоит в универсальном характере указанной компетенции и неоднозначности ее трактовки и выделения структурных компонентов. Цель статьи - уточнить определение компетенции саморазвития студентов-первокурсников вуза с позиций экзистенциального подхода М.И. Рожкова.

Методология исследования заключается в анализе и обобщении нормативно-правовых актов, программных документов в области высшего образования, работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме саморазвития обучающихся.

Результатом исследования является уточненное определение «компетенция саморазвития» студентов-первокурсников вуза в русле экзистенциального подхода с учетом выявленных возрастных особенностей, специфики учебной мотивации и

социально-психологической адаптации обучающихся на этапе перехода из средней в высшую школу.

Заключение. Рассмотренная и предложенная в статье уточненная трактовка понятия «компетенция саморазвития первокурсников вуза», выявленные структурные компоненты компетенции саморазвития первокурсников вуза позволяют преподавателю своевременно определять уровень и развивать способность обучающихся к прогнозированию согласно мотивационно-целевой, когнитивно-прогностической деятельностной и рефлексивной составляющим компетенции саморазвития в русле современных требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++, разработанного на основе профессиональных стандартов и утвержденного в 2017 г.

Ключевые слова: компетенция саморазвития студентов-первокурсников вуза, экзистенциальный подход, междисциплинарность, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Постановка проблемы. Высшая школа занимает в системе образования Российской Федерации важное место и призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 3++, разработанном на основе профессиональных стандартов и утвержденном в 2017 г., указана универсальная «компетенция самоорганизации и саморазвития» (УК-6), предусматривающая способность обучающихся управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития.

Однако, несмотря на требования программных документов к содержанию компетенции саморазвития (выстраивание и реализация обуча-

ющимися траектории саморазвития), исследования учебной мотивации студентов первого курса, показали нежелание и неумение первокурсников осуществлять обоснованный прогноз собственного развития и брать на себя ответственность за саморазвитие [Крушельницкая, Третьякова, 2017].

Цель статьи - уточнить понятие универсальной компетенции саморазвития студентов-первокурсников вуза.

Методология. Внимание к саморазвитию личности было всегда обусловлено характером исторического периода. Впервые потребность познать человека возникла В Древней Греции. Сократ говорил о том, что в основе саморазвития находится деятельность педагога по извлечению знаний, уже заложенных свыше, спо-собствовшая наполнению новым содержанием

понятие «саморазвитие»: смысл жизни, свобода. Божественная природа саморазвития сближала человека с Богом.

Идея потребности обучающихся в саморазвитии как внутренней мотивации к его управлению (И.Г. Песталоцци) явилась предпосылкой представления о саморазвитии личности в психологии XX в.: активность обучающихся в процессе собственного развития. Понятие «саморазвитие» все чаще стало употребляться как независимый от философии процесс построения себя, обусловленный самодвижением личности. Особенностью первой половины ХХ в. стали исследования и положения отечественных психологов. В них саморазвитие рассматривалось как самодвижение субъекта, однако сам термин «саморазвитие» не встречался.

Осмысление сущности саморазвития с позиции психологии в начале и середине ХХ в. сводилось к самопостроению с помощью условий для саморазвития, созданных социумом. Позже внимание к саморазвитию увеличилось. В процессе бурного экономического подъема у человека появилось свободное время для саморефлексии. Данное обстоятельство позволило ориентировать понятие «саморазвитие» на построение его комплексной, интегративной структурной модели.

Для уточнения определения понятия «компетенция саморазвития» обобщим ряд представленных во второй половине ХХ в. психологических концепций саморазвития:

- саморазвитие путем удовлетворения потребности в нем в контексте иерархии потребностей;

- саморазвитие в качестве авторского построения пути жизни;

- саморазвитие в процессе становления субъектности.

Социология рассматривает саморазвитие как процесс, который связан с управлением внешнего и внутреннего пространства.

Рассуждая о саморазвитии с позиции экзистенциального подхода, педагог М.И. Рожков понимает его как «осознанный, целенаправленный и персонифицированный процесс реализации обучающимися собственного проекта

совершенствования необходимых ему качеств» [Рожков, 2009, с. 200].

Для уточнения определения «компетенция саморазвития» проанализируем определения, предложенные в философско-социологической и психолого-педагогической литературе, а также воспользуемся трактовкой понятия «саморазвитие» в авторстве М.И. Рожкова и рассмотрим его как осознанный, целенаправленный, персонифицированный процесс реализации обучающимися собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств в условиях внешней среды.

Очевидно, что на формирование компетенции саморазвития обучающихся будут влиять внешние (среда) и внутренние (особенности мотивации) условия [Pereira et al., 2017]. При этом стимулирование мотивации к саморазвитию обусловлено особенностями возраста, учебной мотивации и социокультурного окружения [Алексеев, 1996; Афанасенкова, 2017; Arandia et al., 2020].

Объектами нашего исследования являются студенты-первокурсники вуза, что дает нам возможность ограничить рассматриваемый период 17-21 годом, отличительной чертой его является становление у обучающихся авторства собственной жизни [Lang, 2019; Tak et al., 2017; Chen et al., 2020].

На основании анализа работ [Анонова, 2015; Iyai et al., 2020; Lee, 2009] были выявлены возрастные особенности первокурсников вуза: неравномерность физического, психического и социального развития на фоне адаптации к условиям вуза, желание студентов сознательно планировать свою жизнь, потребность найти в ней смысл.

На основе анализа работ Т.Н. Афониной определены мотивационные особенности первокурсников вуза: стремление к осознанию и актуализации внутренних мотивов деятельности по саморазвитию, преодолению препятствий на пути саморазвития; прохождение социально-психологической адаптации (появление новых бытовых условий в жизни и непривычных методов работы; изменение структуры всех мыслительных процессов и новая организация учебной деятельности, смена моделей поведения и пла-

< И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

нирования жизни), ведущий мотив учебной мотивации - мотив достижения с прагматической направленностью [Афонина, Гайдамакина, 2016].

Для более глубокого понимания понятия «компетенция саморазвития» следует выявить его структуру, что даст возможность более продуктивно выбрать содержание программы саморазвития первокурсников. Анализ исследований по проблеме выявления компонент саморазвития показал, что многозначность определений саморазвития не дает возможность единого толкования его составляющих. Ученые, как правило, выделяют мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный аспекты.

Таким образом, структурными компонентами компетенции саморазвития первокурсников вуза являются: мотивационно-целевой (отношение к самостоятельному поиску новых знаний о саморазвитии, к достижению успеха в процессе саморазвития), когнитивно-прогностический (установление причинно-следственных связей для понимания изменений в процессе саморазвития, отражает уровень овладения инструментарием прогнозирования), деятельностный (деятельность по успешной реализации собственного проекта совершенствования желаемых качеств) и рефлексивный (постоянный поиск смысла жизни, требующий сравнения промежуточных результатов саморазвития с целями проекта совершенствования желаемых качеств, предусматривает корректировку собственных действий).

Результат. Раскрытое содержание и структура компетенции саморазвития, выявленные особенности возраста, учебной мотивациии социально-психологической адаптации позволяют сформулировать определение компетенции саморазвития первокурсников вуза. Компетенция саморазвития первокурсников вуза -совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для целенаправленного процесса прогнозирования, выстраивания и успешной реализации обучающимися собственного проекта совершенствования желаемых качеств в условиях их стремления сознательно строить жизненные планы с учетом возрастных особенностей, специфики учебной мотивации и социально-

психологической адаптации на этапе перехода из основной в высшую школу.

Заключение. Рассмотренная и предложенная в статье уточненная трактовка понятия «компетенция саморазвития первокурсников вуза», выявленные структурные компоненты компетенции саморазвития первокурсников вуза позволяют преподавателю своевременно определять уровень и развивать способность обучающихся к прогнозированию согласно мотивационно-целевой, когнитивно-прогностической, деятель-ностной и рефлексивной составляющим компетенции саморазвития в русле современных требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++, разработанного на основе профессиональных стандартов и утвержденного в 2017 г.

Библиографический список

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. 216 с.

2. Анонова С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе // Вестник Бурятского государственного университета.

2015. № 5. С. 43-48.

3. Афанасенкова Е.Л. Различия в учебной мотивации студентов I и IV курсов гуманитарных направлений подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 72-80.

4. Афонина Т.Н., Гайдамакина И.В. Динамика факторов социальной адаптации студенчества (по материалам социологических исследований) // Научные ведомости Белгородского государственного университета.

2016. № 10 (231). С. 30-35.

5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 70-77.

6. Рожков М.И. Индивидуализация воспитания: экзистенциальный подход // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: сб. науч. тр. Владимир: Издатель И. Шалыгина; М., 2009. 428 с.

7. Arandia A.M.H., Caranto M., Padagas R. Towards complementarity and curricular improvements of the courses on strategies for personal development, freshmen orientation seminar, and understanding the self // Universal Journal of Educational Research. 2020. № 8 (7). P. 3055-3063. DOI: 10.13189/ ujer.2020.080734

8. Chen H., Ling L., Ma Y., Wen Y. Suggestions for Chinese university freshmen based on adaptability analysis and sustainable development education // Sustainability. 2020. № 12 (4). P. 1371. DOI: 10.3390/su12041371

9. lyai D.A., Syaranamual S., Yaku A. Improving academic skills on freshmen student performance in mastering learning skills // Journal Pendidikan Indonesia. 2020. № 9 (4).

10. Lang A. Whole person education and academic achievement in college freshmen: implications for mathematics education. 2019. DOI: 10.13140/RG.2.2.22585.62565

11. Lee J.W. Personal traits and information behavior: the case of college freshmen // Journal of Korean Library and Information Science Society. 2009. № 40 (2). P. 161-182. DOI: 10.16981/ kliss.40.2.200906.161

12. Pereira D., Hächler P., Elfering A. Recovery experiences during vacation and their association with job stressors and health // Escritos de Psicología. 2017. № 10 (1). P. 13-30. DOI: 10.5231/psy.writ.2017.1001

13. Tak J., Cho J., Jung H., Cho J.. The effects of coaching program on enhancing proactive personality for college freshmen // Korean Journal of Youth Studies. 2017. № 24 (8). P. 55-81. DOI: 10.21509/KJYS.2017.08.24.8.55

<

PQ £ a

4

tí PQ

s

ES

w

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

£tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-243

SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE OF FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS AS AN INTERDISCIPLINARY PROBLEM

E.V. Sysoeva (Vologda, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article analyzes the philosophical-sociological and psychological-pedagogical literature on the problem of forming a universal self-development competence in the preparation of university students. The problem is the universal nature of the competence and the ambiguity of its interpretation and allocation of structural components.

The purpose of the article is to clarify the definition of self-development competence among first-year university students from the standpoint of the existential approach (M.I. Rozhkov).

The research methodology consists in the analysis and synthesis of normative legal acts, program documents in higher education, works of Russian and foreign researchers on the problem of students' self-development.

The result of the study is a more accurate definition of "self-development competence" among first-

year university students within the framework of the existential approach, taking into account the identified age characteristics, the specifics of educational motivation and socio-psychological adaptation of students at the stage of transition from secondary to higher school. The revised concept interpretation of "self-development competence of first-year university students" and the identified structural components allow the teacher to timely determine the level and develop the ability of students to predict, according to the motivational-target, cognitive-prognostic, activity-reflexive components of the self-development competence with the modern requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++, developed on the basis of professional standards and approved in 2017.

Keywords: self-development competence, first-year university students, existential approach, inter-disciplinarity, Federal State Educational Standard of Higher Education.

References

1. Alekseev N.A. Personality-oriented training: questions of theory and practice: monograph. Tyumen: TGU, 1996. 216 p.

2. Anonova S.I. On the socio-psychological adaptation of students in higher school // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Buryat State University). 2015. No. 5. P. 43-48.

3. Afanasenkova Ye.L. Differences in the educational motivation of students from the 1-st and the 4-th years specializing in Humanities // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii (Pedagogical education in Russia). 2017. No. 10. P. 72-80.

4. Afonina T.N., Gaidamakina I.V. Dynamics of factors of social adaptation among students (based on the materials of sociological research) // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta (Scientific Bulletin of the Belgorod State University). 2016. No. 10 (231). P. 30-35.

5. Krushelnitskaya O.I., Tretyakova A. N. Motivation for higher education among first-year and final-year students (comparative analysis) // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher education in Russia). 2017. No. 2 (209). P. 70-77.

6. Rozhkov M.I. Individualization of education: an existential approach. In: Education in the context of an interdisciplinary approach: collection of scientific papers. Vladimir: Vladimirskiy in-t povysheniya kvalifikatsii rabotnikov ob-razovaniya; Moscow: Izdatelstvo I. Shalygina, 2009. 428 p.

7. Arandia A.M.H., Caranto M., Padagas R. Towards complementarity and curricular improvements of the courses on strategies for personal development, freshmen orientation seminar, and understanding the self // Universal Journal of Educational Research. 2020. No. 8 (7). P. 3055-3063. D0I:10.13189/ ujer.2020.080734

8. Chen H., Ling L., Ma Y., Wen Y. Suggestions for Chinese university freshmen based on adapt-

ability analysis and sustainable development education // Sustainability. 2020. No. 12 (4). P. 1371. DOI: 10.3390/su12041371

9. lyai D.A., Syaranamual S., Yaku A. Improving academic skills on freshmen student performance in mastering learning skills // Journal Pendidikan Indonesia. 2020. No. 9 (4).

10. Lang A. Whole person education and academic achievement in college freshmen: implications for mathematics education. 2019. DOI: 10.13140/RG.2.2.22585.62565

11. Lee J.W. Personal traits and information behavior: the case of college freshmen // Jour-

nal of Korean Library and Information Science Society. 2009. No. 40 (2). P. 161-182. DOI: 10.16981/kliss.40.2.200906.161

12. Pereira D., Hachler P., Elfering A. Recovery experiences during vacation and their association with job stressors and health // Escritos de Psicología. 2017. No. 10 (1). P. 13-30. DOI: 10.5231/psy.writ.2017.1001

13. Tak J., Cho J., Jung H., Cho J.. The effects of coaching program on enhancing proactive personality for college freshmen // Korean Journal of Youth Studies. 2017. No. 24 (8). P. 55-81. DOI: 10.21509/KJYS.2017.08.24.8.55

<

PQ £ a

4

tí PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и ft с £tí

и

о

[-4

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

s

b

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.