УДК 316.614.034:378.18
https://doi.org/10.24158/spp.2018.6.1
Шульгина Татьяна Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности Курского государственного медицинского университета
Кетова Наталья Александровна
ассистент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, начальник социального центра Курского государственного медицинского университета
О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОВЛАДЕНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМИ (УНИВЕРСАЛЬНЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «АДАПТАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ»)
Аннотация:
Цель представленного в статье исследования -изучение мотивации студентов разных курсов университета к овладению общекультурными (универсальными) компетенциями. Внеучебная деятельность, по мнению авторов, в значительной степени предоставляет обучающимся возможность самим активно участвовать в процессе освоения общекультурных компетенций. Обоснована перспективность использования социально значимых проектов как одного из способов мотивации к освоению общекультурных (универсальных) компетенций студентами высшего учебного заведения. На примере участия студентов старших курсов Курского государственного медицинского университета в проекте «Адаптационный лагерь для первокурсников» выявлены общие мотивы их участия в организации и проведении социально значимых проектов и возможности проекта для освоения общекультурных (универсальных) компетенций. Авторы убеждены, что участие в социально значимых проектах вуза создает условия для само-реализации и саморазвития студентов, что в конечном итоге способствует формированию обще-культурных (универсальных) компетенций.
Ключевые слова:
мотивация, интерес, общекультурные (универсальные) компетенции, проект «Адаптационный лагерь для первокурсников», самореализация, саморазвитие, внеучебная деятельность, социально значимый проект.
Shulgina Tatyana Alekseevna
PhD in Psychology, Associate Professor, Head of the Social Work, Health and Safety Department, Kursk State Medical University
Ketova Natalya Aleksandrovna
Assistant Professor, Social Work, Health and Safety Department, Head of the Social Center, Kursk State Medical University
MOTIVATION OF STUDENTS FOR ACQUIRING CULTURAL (UNIVERSAL) COMPETENCIES (BY A CASE STUDY OF ADAPTATION CAMP FOR FIRST-YEAR STUDENTS PROJECT)
Summary:
The purpose of the study is to examine the motivation of students enrolled in a university in different years for acquiring cultural (universal) competencies. In the authors' opinion, extracurricular activities give students the opportunity to be actively involved in the above-mentioned process. The research substantiates the prospects for social action projects as a way to encourage university students to gain cultural (universal) competencies. By a case study of final-year students of Kursk State Medical University involved in Adaptation Camp for First-Year Students Project, the paper reveals their common motives for engaging in social action projects and the project possibilities for achieving the competencies under review. The authors are convinced that such projects create an enabling environment for self-fulfillment and self-improvement of students and, as a result, contribute to the development of cultural (universal) competencies.
Keywords:
motivation, interest, cultural (universal) competencies, Adaptation Camp for First-Year Students Project, self-fulfillment, self-improvement, extracurricular activities, social action project.
Введение
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. предусматривает личностно ориентированную модель образования, которая учитывает внешние вызовы и тенденции современности и призвана повысить конкурентоспособность личности, образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства. Другими словами, в Концепции делается акцент на подготовку компетентного специалиста, способного быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке труда, владеющего универсальными компе-
тенциями. Одной из задач Концепции является популяризация среди молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, которую авторы предлагают решить за счет предоставления опций и создания условий для личностного развития детей и молодежи [1]. Одним из направлений решения вышеуказанной задачи, на наш взгляд, является создание условий и мотивирование студентов к овладению универсальными (общекультурными) компетенциями.
Обзор литературы
Для раскрытия темы обратимся к понятиям «общекультурные компетенции» и «мотивация». Рассмотрим более подробно подходы к их определению.
Интерес к формированию у студенческой молодежи универсальных компетенций в системе высшего образования проявляли А.В. Хуторской, В.Н. Введенский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др. В своем исследовании Г.М. Парникова предприняла попытку систематизировать теоретические подходы к формированию универсальных компетенций. Автор под универсальными компетенциями предлагает понимать обобщенно представленные общие компетенции, которыми должен обладать каждый специалист и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях [2]. О.П. Миханова под универсальными компетенциями понимает надпрофессиональ-ные умения и способности личности, позволяющие ей самореализовываться, адаптироваться к изменяющимся условиям и обеспечивать успешную деятельность в профессиональной и социальной сферах [3]. Универсальные (ключевые) компетенции, по мнению Д.С. Рюхена и Л.Х. Сал-даника, - это необходимые и важные навыки, которые способствуют успешной жизни и хорошо функционирующему обществу [4]. В.И. Байденко, Н.А. Селезнева считают, что универсальные компетенции обретаются в контексте такого специфического качества, как трудоустраивае-мость [5]. Обобщая взгляды исследователей, предлагаем понимать под универсальными компетенциями общие умения и навыки, необходимые личности для успешной самореализации в общественной и профессиональной сферах. К таким компетенциям относят критическое и аналитическое мышление, способность решать поставленные задачи, осуществлять командное взаимодействие и коммуникацию, управлять своим временем, выстраивать траекторию личностного развития и заботиться о здоровьесбережении.
Как указывают В.И. Байденко и Н.А. Селезнева, универсальные компетенции не являются предметно специализированными [6]. И это дает возможность использовать для их формирования не только процесс обучения, но и внеучебную и досуговую деятельность. Авторы данной статьи считают, что социокультурная среда вуза регулируется с привлечением «мягких» управленческих методов, при которых формируется сеть партнерских отношений на всех уровнях системы. Элементами этой системы выступают все субъекты образовательной деятельности. К ним относятся студенты, преподаватели, администрация вуза и т. д. [7].
Социокультурная среда вуза создает предпосылки для формирования системы ценностей студентов, и одной из базовых ценностей становится ценность собственного развития, которая формируется в том числе через систему организации досуга. По мнению канадского социолога Р.А. Стеббинса, свободное время можно разделить на серьезный и обычный досуг. Под серьезным досугом автор понимает такие виды человеческой деятельности, которые увлекают человека многочисленными возможностями для развития (сюда он относит волонтерство, общественную работу и т. д.) [8]. Точку зрения Р.А. Стеббинса разделяет и А.А. Вишнякова. Автор считает, что серьезный досуг приносит человеку немало «выгод»: делает возможными самоактуализацию, духовное обогащение, расширяет социальные связи, воспитывает в человеке чувство собственного достоинства [9]. Исходя из вышеуказанной логики, социокультурная среда вуза может стать тем воспитательным «оазисом», где создаются условия для мотивации студентов к овладению общекультурными (универсальными) компетенциями. Одним из определяющих факторов, способствующих развитию универсальных компетенций, является мотивация личности.
Проблемы мотивации являются предметом изучения таких наук, как философия, социология, психология, социология управления и т. д. Многоаспектность и междисциплинарность проблемы мотивации обусловливают и множество подходов к пониманию ее сущности и содержания, а также к методам ее изучения.
Проблемы мотивации рассматривались в контексте общепсихологических теорий личности, мотивации и познания [10]. Среди зарубежных исследователей мотивации следует отметить Дж. Аткинсона, А. Бандуру, Дж. Брунера, Д. Макклеланда, А. Маслоу, К. Роджерса, Б.Ф. Скиннера, З. Фрейда, К. Халла и др. Теории мотивации зарубежных авторов прошли сложный путь от идей бихевиоризма к теориям научения и далее к концепциям внутренней мотивации. В отечественной психологии вопросами мотивации занимались Н.А. Бернштейн, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др. Отечественная школа представляла мотивацию как сложную постоянно развивающуюся систему, имеющую специфическую иерархию, которая и определяет поведение человека в обществе [11].
В социологических исследованиях акцентируется внимание на мотиве как на осознаваемой личностью потребности в достижении определенных благ, желательных условий деятельности, а также на внутренних побуждениях индивидов и социальных общностей. Наиболее известными среди социологических теорий, через призму которых изучалась мотивация, стали теория обмена Д. Хоманса (1974), символический интеракционизм Д. Мида (2009), этнометодология Г. Гарфинкеля (2007), И. Гофмана (2009), Дж. Тернера (1984), теория ритуалов интеракций Р. Коллинза (2004) [12].
В современной социологии управления синтезированы исследования мотивации и разделены на две базовые категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации фиксируются на внутренних факторах индивида, придающих импульс, направляющих, поддерживающих и прекращающих данное поведение, отражающих разные представления исследователей о сущности и структурном поле мотивации, специфичных для той или иной группы людей (К. Альдерфер, А.Г. Здравомыслов, Д. Макклеланд, А. Маслоу, Ф. Тейлор, Ф. Херц-бергер, В.А. Ядов и др.). Процессуальные теории мотивации акцентируют внимание на том, как поведение получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается. Авторы теорий изучают поведение людей с учетом их когнитивных способностей и процесса восприятия действительности (Дж.С. Адам, В. Варум, Д. Макгрегор и др.).
Таким образом, мотивы можно определить как внутренние стимулы (осознаваемые потребности), которые могут реализоваться при наличии внешних условий (возможностей) для реализации этой потребности.
Исследователи мотивации студенческой молодежи в своих работах основной упор делают на изучение мотивов учебной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.). В своем исследовании мы акцентируем внимание на изучении мотивационных возможностей внеучебной деятельности для развития общих и профессиональных компетенций студентов. Мотивация в данном контексте может выступать одним из определяющих факторов овладения универсальными компетенциями. В других работах мы рассматривали мотивацию, акцентируя внимание на запуске мотивационного импульса профессионального самоопределения и профессионализациии студентов через участие во внеучебных мероприятиях профессионально ориентированного характера [13].
Методологической базой исследования стали теория мотивации Д. Макклеланда, теория партисипативного управления, теория активного обучения, идеи Р.А. Стеббинса о возможностях серьезного досуга для мотивации молодежи к овладению универсальными компетенциями. Изучение мотивации студентов к овладению универсальными компетенциями мы рассматривали через призму их участия в социально значимых проектах, например в проекте «Адаптационный лагерь для первокурсников». Мы исходили из идеи, что мощным побуждающим стимулом к участию во внеучебных социальных проектах являются интерес к новизне, возможности освоить определенные универсальные компетенции.
Основные цели проекта «Адаптационный лагерь для первокурсников» сформированы с учетом понимания общекультурных компетенций в современных образовательных стандартах. В ходе реализации проекта создаются условия, где участникам (и организаторам, и первокурсникам) необходимо действовать в команде, решать поставленные задачи, выбирая для этого оптимальные способы, осуществлять социальное взаимодействие и реализовать свою роль в команде, соблюдать принципы здоровьесбережения и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности.
После завершения проекта мы провели полевое исследование, целями которого являлись анализ мотивации студентов-организаторов разных курсов к участию в проекте «Адаптационный лагерь для первокурсников» и изучение возможностей проекта для овладения универсальными (общекультурными) компетенциями. Объектом исследования стали студенты - организаторы адаптационного лагеря для первокурсников 2017 г. Предметом исследования выступила мотивация студентов - организаторов адаптационного лагеря к участию в программе адаптационного лагеря и в конечном итоге к овладению общекультурными компетенциями.
Материалы и методы
В качестве основного метода исследования мы использовали анонимное анкетирование. Анкеты были разработаны с помощью интерактивного инструмента GoogleForms (https://docs.google.com/forms/). Результаты исследований были обработаны с использованием методов описательной и вариационной статистики.
В качестве респондентов выступила выборочная совокупность студентов Курского государственного медицинского университета, которая составила 79 человек в возрасте от 17 до 23 лет со 2-го по 6-й курс, среди которых мужчины (31,6 %) и женщины (68,4 %).
Респондентам был задан открытый вопрос об определяющих мотивах для принятия решения об участии в программе (рисунок 1).
Новые знакомства | 1
Возможность почувствовать себя нужным и значимым для других
Уговорили друзья
Возможность научиться ответственности и самоорганизации
Возможность принести пользу
Возможность повлиять на изменение детей -участников программы
Возможность стать частью интересного проекта
Возможность научиться руководить большим коллективом
Возможность научиться управлять собой
Возможность научиться руководить небольшим коллективом
Интерес ко всему новому Достижение успеха Интерес к содержанию программы
Получение признания от коллег
Получение новых знаний в профессиональной деятельности
23
28
18 20
28
I 29
57
39
34
Рисунок 1 - Определяющие мотивы участия респондентов в проекте «Адаптационный лагерь для первокурсников» в качестве организаторов, %
1
6
5
Мотивы, выделенные респондентами, можно условно разделить на несколько групп. Альтруистические - возможность почувствовать себя нужным и значимым для других - 35 %, возможность принести пользу - 57; мотивы личностного развития - возможность стать частью интересного проекта - 57, интерес к содержанию программы - 39, интерес ко всему новому - 29, получение новых знаний в профессиональной деятельности - 34, возможность научиться ответственности и самоорганизации - 23, научиться руководить большим коллективом - 18, научиться управлять собой - 20, возможность научиться руководить небольшим коллективом - 28; мотивы общения - уговорили друзья - 1, новые знакомства - 1 %.
Альтруизм и сопричастность ко всему новому были определены участниками как наиболее значимые мотивы (по 57 %), далее следуют интерес к новому и содержанию программы (39 %) и расширение общекультурных компетенций (34 %).
Интересно распределение мотивов по разным курсам. Так, для студентов 2-го курса наиболее значимыми выступили такие мотивы, как возможность научиться руководить небольшим коллективом (48 %), интерес ко всему новому и возможность управлять собой (47), 3-го курса - достижение успеха и получение признания от коллег (60), 4-го курса - возможность повлиять на изменение других (33), 5-го и 6-го курса - возможность управлять большим коллективом (45 %). Это подтверждает наши выводы, сделанные в предыдущем исследовании, о том, что на 2-м курсе наблюдается желание узнавать новое и участвовать в том, что предоставляет возможности для познания; третьекурсникам свойственно желание реализовывать себя в качестве организаторов и вместе с тем получить признание и достигнуть успеха; для студентов 4-6-го курсов характерен управленческий мотив: они стремятся научиться управлению большим коллективом и обозначить тем самым новую точку собственного личностного развития [14].
Второй составляющей исследования являлось изучение мнения респондентов о возможностях проекта «Адаптационный лагерь для первокурсников» в овладении студентами-организаторами общекультурными (универсальными) компетенциями. Вопросы в анкете были выстроены на основе характеристик универсальных компетенций, присутствующих в современных образовательных стандартах. Распределение ответов представлено на рисунке 2.
Создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности при высоких эмоциональных и физических нагрузках
Поддерживать и организовывать уровень физической и психологической подготовленности для обеспечения работоспособности
Управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития
24
Выстраивать взаимодействие с учетом социокультурных особенностей коллег и детей, участвующих в программе
23
Навык управления коммуникациями в команде
19
Навык эффективной коммуникации
22
Вырабатывать командную стратегию для достижения поставленной цели
24
Навык организовать и руководить работой команды
42
Опыт работы в команде
50
Навык управления проектом на всех этапах его жизненного цикла
Определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений
13
40
Критически анализировать и находить выход из сложных ситуаций
30
Рисунок 2 - Мнение респондентов о возможностях проекта «Адаптационный лагерь для первокурсников» в создании условий для формирования общекультурных компетенций, %
Среди приоритетных общекультурных компетенций, освоенных в ходе работы в проекте, 50 % респондентов выделяют опыт взаимодействия в команде, 42 % - навык руководства, 40 % -умение определять круг задач и способы их решения, 13 % - возможность получить навык управления проектом на всех этапах его жизненного цикла. Таким образом, респонденты отмечают, что в ходе участия в организации адаптационного лагеря они получают возможность для освоения общекультурных (универсальных) компетенций.
Выводы
Студенчество - особый период жизни человека, в котором формируется его будущая профессиональная и общекультурная компетентность. Формирование общекультурных компетенций возможно как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в том числе через привлечение обучающихся в социально ориентированные проекты. Такие проекты, как, например,
«Адаптационный лагерь для первокурсников», создают условия для мотивирования студентов к овладению универсальными (общекультурными) компетенциями.
Наше исследование подтвердило, что основой мотивации активного освоения общепрофессиональных компетенций студентов является интерес как ко всему новому, так и к личностному развитию, а также социальная значимость деятельности, в которую включены обучающиеся.
В дальнейшем мы планируем расширить начатое исследование и изучить участие в иных проектах для мотивации овладения студентами общекультурными компетенциями.
Ссылки:
1. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 дек. 2014 г. № 2765-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420244216 (дата обращения: 22.06.2018).
2. Парникова Г.М. Теоретические подходы к формированию универсальных компетенций будущих специалистов в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование // Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2008. Т. 5, № 2. С. 50-55.
3. Миханова О.П. Формирование универсальных компетенций: от теории к практике // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4 (12). С. 145-151.
4. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход : книга-приложение 1 / под науч. ред. В.И. Бай-денко. М., 2009. 536 с.
5. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Конкурентоспособные образовательные программы: к формированию концепции // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 24-39.
6. Там же. С. 27.
7. Шульгина Т.А. Социокультурная среда вуза как объект управления // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 132-136.
8. Stebbins R.A.: 1) Project-based Leisure: Theoretical Neglect of a Common Use of Free Time // Leisure Studies. 2005. Vol. 24, no. 1. P. 1-11. https://doi.org/10.1080/0261436042000180832 ; 2) Serious Leisure // Leisure Studies: Prospects of the 21st Century / ed. by E.L. Jackson, T.L. Burton. State College, PA, 1999. P. 67-79.
9. Вишнякова А.А. Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях (на примере г. Иркутска) : дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2014. 156 с.
10. Герасименко Н.А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект // Вестник ГУУ. 2017. № 7-8. С. 179-182.
11. Игнатьева В.Л. Подходы к пониманию и изучению учебной мотивации студентов // Вестник МГЛУ. 2011. № 622. С. 67-78.
12. Переселкова З.Ю., Иншаков В.В. Социологические основания трудовой мотивации: объяснительная модель теории ритуалов интеракций // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17, № 1. С. 57-72.
13. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности / Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова, К.А. Холодова, Д.А. Северинов // Образование и наука. 2018. № 20 (1). С. 96-115. https://doi .org/10.17853/1994-5639-2018-1 -96-115.
14. Там же.
References:
Baydenko, VI (ed.) 2009, Bologna process: learning outcomes and competency-based approach, Moscow, 536 p., (in Russian).
Baydenko, VI & Selezneva, NA 2011, 'Competitive educational programs: towards the concept formation', Vyssheye obra-zovaniye v Rossii, No. 5, pp. 24-39, (in Russian).
Gerasimenko, NA 2017, 'Motivation of students for learning: the social and psychological aspect', Vestnik GUU, No. 7-8, pp. 179-182, (in Russian).
Ignatyeva, VL 2011, 'Approaches to understanding and studying the educational motivation of students', Vestnik MGLU, No. 622, pp. 67-78, (in Russian).
Mikhanova, OP 2009, 'The development of universal competencies: from theory to practice', Izvestiya vuzov. Povolzhskiy region. Gumanitarnyye nauki, No. 4 (12), pp. 145-151, (in Russian).
Parnikova, GM 2008, 'Theoretical approaches to developing universal competencies of future experts in the context of transition to the multilevel higher professional education', Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta, Vol. 5, No. 2, pp. 5055, (in Russian).
Pereselkova, ZYu & Inshakov, VV 2016, 'Sociological foundations of labor motivation: an explanatory model of the theory of interaction rituals', Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye, Vol. 17, No. 1, pp. 57-72, (in Russian).
Shulgina, TA 2015, 'Social and cultural environment of the university as a management unit', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, No. 1, pp. 132-136, (in Russian).
Shulgina, Ta, Ketova, Na, Kholodova, KA & Severinov, DA 2018, 'Motivating students to participate in professionally oriented events management', The Education and Science Journal, https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1 -96-115.
Stebbins, RA 2005, 'Project-based Leisure: Theoretical Neglect of a Common Use of Free Time', Leisure Studies, Vol. 24, No. 1, pp. 1-11. https://doi.org/10.1080/0261436042000180832.
Stebbins, RA, Jackson, EL & Burton, TL (eds.) 1999, 'Serious Leisure', Leisure Studies: Prospects of the 21st Century, State College, PA, pp. 67-79.
Vishnyakova, AA 2014, Free time for the youth of a large city and the main forms of its use in the modern context (a case study of Irkutsk), PhD thesis, Ulan-Ude, 156 p., (in Russian).