Научная статья на тему 'АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ПСИХОЛОГИЯ"'

АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ПСИХОЛОГИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЦЕННОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ У СТУДЕНТА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS / ADAPTATION PROJECT / STUDENT'SSELF-DEVELOPMENT VALUE / UNIVERSAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мантикова А.В., Пфау Т.В., Гребешкова О.Ю.

Полиморфная социокультурная среда вуза создает условия для переструктурирования иерархии ценностей студентов. Адаптационные проекты, ориентированные на первокурсников, как по вхождению в вузовскую среду, в общем, так и по первичному вхождению в профессию через формирование универсальных и специфичных компетенций, в частности, могут способствовать становлению и укреплению ценности саморазвития у студентов на разных уровнях: общем, личностном, и, в дальнейшем, профессиональном. Важно начать этот процесс сразу, по приходу студента в систему высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мантикова А.В., Пфау Т.В., Гребешкова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION PROJECT FOR THE FIRST YEAR OF UNIVERSITY, SPECIALTY "PSYCHOLOGY"

The polymorphic socio-cultural environment of the university creates conditions for restructuring the hierarchy of values of students. Adaptation projects aimed at first-year students, both on entering the university environment in general, and on initial entry into the profession through the formation of universal and specific competencies, in particular, can contribute to the formation and strengthening of the value of self-development of students at different levels: general, personal, and, in the future, professional. It is important to start this process immediately, when a student enters the higher education system.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ПСИХОЛОГИЯ"»

Психологические науки

УДК 15.81.99

АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ»

А.В. Мантикова

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, Россия); ORCID: 0000-0002-6429-228X

Т.В. Пфау

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(Абакан, Россия)

О.Ю. Гребешкова

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Аннотация. Полиморфная социокультурная среда вуза создает условия для переструктурирования иерархии ценностей студентов. Адаптационные проекты, ориентированные на первокурсников, как по вхождению в вузовскую среду, в общем, так и по первичному вхождению в профессию через формирование универсальных и специфичных компетенций, в частности, могут способствовать становлению и укреплению ценности саморазвития у студентов на разных уровнях: общем, личностном, и, в дальнейшем, профессиональном. Важно начать этот процесс сразу, по приходу студента в систему высшего образования.

Ключевые слова: адаптация первокурсников, адаптационный проект, ценность саморазвития у студента, универсальные компетенции

UDC 15.81.99

ADAPTATION PROJECT FOR THE FIRST YEAR OF UNIVERSITY, SPECIALTY «PSYCHOLOGY»

A.V. Mantikova

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

T.V. Pfau

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

O.Yu. Grebeshkova

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Abstract. The polymorphic socio-cultural environment of the university creates conditions for restructuring the hierarchy of values of students. Adaptation projects aimed at first-year students, both on entering the university environment in general, and on initial entry into the profession through the formation of universal and specific competencies, in particular, can contribute to the formation and strengthening of the value of self-development of students at different levels: general, personal, and, in the future, professional. It is important to start this process immediately, when a student enters the higher education system.

Keywords: adaptation of first-year students, adaptation project,student'sself-development value, universal competence

Личностно-ориентированная модель образования, согласно концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., предусматривает повышение конкурентоспособности личности, образовательных институтов, и, в конечном итоге, параметров государственной экономики, с учётом внешних вызовов и актуальных тенденций. Данная концепция сфокусирована на подготовку компетентного специалиста, способного адаптивно, значит, с высокой скоростью, реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке труда.

Одним из направлений реализации данной цели, является, на наш взгляд, как формирование предикторов, так и мотиваторов для студентов к повышению их общекультурного уровня развития, следовательно, к овладению ими универсальными компетенциями.

Экспериментальная программа адаптации первокурсников Медико-психолого-социального института ХГУ им. Н.Ф. Катанова рассчитана на учебный год, разделена на 3 ступени: 1) психодиагностика абитуриентов специальностей «психология» и «социальная работа» по параметрам личностных свойств и интеллекта; 2) собственно адаптация в течение 1 семестра (2-я ступень), сплочение группы и создание работоспособной команды - в течение третьей ступени.

Цель первой ступени - отсев профессионально непригодных абитуриентов, второй ступени - адаптация к новым условиям, изменившемуся режиму, новому коллективу и новой форме взаимодействия - в общем, к специфике вузовского обучения.

В рамках проекта "Адаптация первокурсников", старт которому был дан 01 сентября, вводным тренингом "Знакомство с моей группой и образ студенчества" в первом семестре проведено по 6 тренингов с каждой группой. Для необходимого эффекта тренинг проводится со всей группой независимо от её количества. При численности группы более 25 человек время проведения увеличивается на 10-15 мин с каждым дополнительным участником. В сентябре адаптационный тренинг проводится еженедельно продолжительностью по 2 астрономических часа. В октябре и ноябре - по 1 трёхчасовому тренингу. Во втором семестре специфика тренинга предполагает его продолжительность по 3 часа. Цель третей ступени - сплочение коллектива, тимбилдинг. Встречи проводятся 1-2 раза в месяц, в зависимости от загруженности студентов.

Обратная связь после тренингов даёт информацию о том, что студенты довольны участием в программе, она помогла им быстро «влиться» в новый коллектив, перестроиться в «вузовский режим». На 2-й ступени студенты познакомились и практиковали основы тайм-менеджмента. Тренинги третей ступени помогают студентам чувствовать себя группой, осуществлять поддержку и взаимовыручку в учебном процессе.

Также, на протяжении первого года обучения, каждый студент может воспользоваться бесплатной психологической консультацией психолога по учебным или личным вопросам. Данное право активно реализуют студенты-психологи, студенты-социальные работники практически не консультируются. Возможно, это связано с тем, что первые имеют более реальное представление о деятельности психолога и не испытывают затруднения в обращении к нему.

Также, параллельно с общим адаптационным, запущен ещё один адаптационный проект: «Мастерская консультанта». Основная цель проекта - повышение общекультурного уровня студентов-психологов как будущих консультантов для эффективной работы с клиентами. Задачи: показать студентам возможность использовать достижения прогресса вместе с достижениями культуры в своей работе, в качестве субстрата консультирования применять очень ценный ресурс: собственный культурный уровень [2]. Мы относим его к программе адаптации к будущей профессиональной деятельности студентов. Проект имеет комплексный характер, его компоненты:

I. Просмотр видеоматериалов (в основном, художественных фильмов) с комментариями и живым обсуждением во время стоп-пауз, обсуждение касается поведения, мотивации героев, социально-психологических феноменов и т.д., в зависимости от цели просмотра конкретного фильма. В завершение, после просмотра фильма - второй уровень обсуждения, - каким образом можно использовать этот фильм в работе психолога-консультанта с клиентом. Темы для обсуждения второго уровня: а) круг проблем, для решения (видения) которых подходит этот фильм; б) тип клиента: индивидуальная работа, семейное консультирование, групповая работа (например, личностный рост), корпоративный клиент; в) механизм работы с фильмом для конкретного клиента: просмотр всего фильма с паузами вместе с консультантом; просмотр фрагментов фильма с непосредственным обсуждением; домашний просмотр фильма, затем обсуждение с консультантом того, что захочет сам клиент.

II. Обсуждение прочитанной книги. Это второй этап мастерской, когда просмотрен и обсуждён фильм, мы подбираем книгу (чаще всего

художественную), в которой отражены те же проблемы, что и в фильме. На прочтение книги студентам отводится две недели, после чего "Мастерская" собирается для работы по книге. Обсуждение также состоит из двух уровней: на первом обсуждаем саму книгу в целом, на втором - на какие моменты стоит обратить внимание в работе с клиентом.

III. Терапия искусством через созерцание репродукций и их анализ. Материалы будут браться из специализированных книг и сети Интернет, также планируется посещение выставок.

IV. Арт-терапевтические тренинги. Цель - 1) показать студентам механизм работы подобных тренингов; 2) личностный рост студентов, решение проблем.

Полиморфная социокультурная среда вуза создает условия для структурирования, изменения иерархии ценностей студентов [1, 3]. Авторы надеются, что подобные адаптационные проекты, как по вхождению в вузовскую среду, в общем, так и по первичному вхождению в профессию через формирование универсальных и специфичных компетенций, в частности, будут способствовать становлению и укреплению ценности саморазвития у студентов на разных уровнях: общем, личностном, и, в дальнейшем, профессиональном. И значимо начать этот процесс сразу, по приходу студента в систему высшего образования.

Литература:

1. Мантикова А.В. Мотивация обучения в вузе как фактор развития личности. Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы международной научно-практической конференции 17-18 декабря 2007г. Часть II. / Пензенский филиал НОУ «МНЭПУ», «МГОУ», «ПГПУ» им. В.Г. Белинского; отв. Ред. И.П. Шахова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. С.108 - 109.

2. Мантикова А.В., Григорьева М.В. Психологический клуб в вузе как предиктор вхождения в профессию студентов-психологов // Альманах "Психология образования". М.: МФЮА, 2016. Том 1. С. 188 - 199.

3. Мантикова А.В. Потребности и ценности как психологические конструкты и поведенческие детерминанты // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2017. № 2. С. 128 - 144.

References:

1. Mantikova A.V. Motivacija obuchenija v vuze kak faktor razvitija lichnosti. Psihologija XXI veka. Aktual'nye problemy i tendencii razvitija: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 17-18 dekabrja 2007g. Chast' II. / Penzenskij filial NOU «MNJePU», «MGOU», «PGPU» im. V.G. Belinskogo; otv. Red. I.P. Shahova. M.: Izd-vo MNJePU, 2007. Pp.108 -109.

2. Mantikova A.V., Grigor'eva M.V. Psihologicheskij klub v vuze kak prediktor vhozhdenija v professiju studentov-psihologov // Al'manah "Psihologija obrazovanija". M.: MFJuA, 2016. Tom 1. Pp. 188 - 199.

3. Mantikova A.V. Potrebnosti i cennosti kak psihologicheskie konstrukty i povedencheskie determinanty // Vestnik po pedagogike i

psihologii Juzhnoj Sibiri. 2017. № 2. Pp. 128 - 144.

— • —

Сведения об авторах

Анна Владимировна Мантикова, старший преподаватель кафедры психологии, социальной работы, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, Россия); email: anetdomanet@mail.ru

Татьяна Вильевна Пфау, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, социальной работы, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, Россия); e-mail: pfau.tv@gmail.com

Ольга Юрьевна Гребешкова, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, социальной работы, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, Россия); e-mail: ol_greb@mail.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.