Психологические науки
УДК 159.99
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЗАБОТЫ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИМИДЖЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
А.В. Мантикова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Ката-
нова (Абакан, Россия), e-mail: [email protected]. А.А. Костригин, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Москва, Россия); Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия), e-mail: [email protected] Л.Ф. Чупров, Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: [email protected] Т.М. Хусяинов, Национальный исследовательский Нижегородский государственного университета имени Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается авторская учебная программа «Профессиональный образ врача», разработанная для студентов Медико-психологический-социальный институт ХакГУ по специальности «Медицинский бизнес». Эта программа была разработана по поручению ректора Хакасского государственного университета в 2011 году в качестве регионального компонента (по выбору) доцентом А.В. Мантиковой. Введение этой академической дисциплины связано с необходимостью формирования правильного образа врача и его контроля в современных условиях, как в глазах пациентов и коллег.
Ключевые слова: профессиональный образ, образ врача, управление профессиональным имиджем, учебный план.
REGIONAL COMPONENT OF CARE FOR PROFESSIONAL IMAGE OF FUTURE DOCTORS IN REPUBLIC OF KHAKASSIA
A.V. Mantikova, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia) A.A. Kostrigin, Kosygin Russian State University (Moscow, Russia);
Yaroslavl State Pedagogical University named K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia)
L.F. Chuprov, Scientific journal "Bulletin on pedagogigs and psychology of Southern Siberia" (Chernogorsk, Russia) T.M. Khusyainov, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia).
Abstract. The article discusses the author's training program "Professional image of a doctor" taught the students of the speciality "Medical business" at the Medical-psychological-social Institute. This program was developed on the instructions of the rector of Khakass State University in 2011 as a regional component (elective) by senior lecturer Anna Mantikova. The introduction of this academic discipline due to the necessity of correction of the image, control the image of the doctor in modern terms as in the eyes of patients and colleagues.
Keywords: professional image, image of doctor, management of professional image, curriculum.
Всё чаще и чаще на официальный сайт, телефоны горячей линии Министерства Здравоохранения Российской Федерации поступают обращения граждан - пациентов поликлиник, сообщающие о ненадлежащем исполнении докторами своих обязанностей, черствости, порой граничащей с грубостью, невнимательности к деталям, отсутствии эмпатии и т.п.
С другой стороны, доктора с солидным опытом работы в медицинских учреждениях, совмещающие врачебную практику с преподаванием в медицинских вузах и колледжах, сетуют на современную молодежь - будущих врачей. Зачастую, студенты-медики, проходящие практику в поликлиниках, демонстрируют невладение
этикетом во взаимодействии, как с пациентами, так и с коллегами, а также, по аналогии с термином «неспортивное поведение», проявляют «неврачебное поведение», начиная с внешнего несоответствия образу врача, заканчивая пробелами в деонтологии.
В Республике Хакасия также имеются все эти и подобные проблемы, которые и инициировали на уровне университета разработку прикладной учебной программы в области имиджа для будущих врачей [3].
Все знакомы с фразой в различных вариациях: «Никогда не бывает второй возможности произвести первое впечатление», однако, в профессиональной деятельности многие, по-прежнему, не уделяют достаточно внимания ни собственной самопрезентации, ни управлению имиджем, оставляя стихийному процессу формирования своего имиджа приоритет править бал. К тому же, ограничивающие убеждения, тиражируемые СМИ, укрепляют обывательскую установку о том, что целенаправленно заниматься имиджем стоит только политикам и представителям шоу-бизнеса.
В то же время, на любом профессиональном поприще современного субъекта труда неуклонно растет конкуренция, и все больше высококлассных профессионалов переходят в разряд тщательно следящих за своим имиджем, причем, не только профессиональным, но и личным. В современных условиях на рынке труда возрастает число независимых профессионалов (самозанятых) и транспрофессионалов, для которых профессиональный имидж становится важной составляющей успеха. Это связано с тем, что в условиях самостоятельной занятости они сами ответственны за риски, сопровождающие трудовую деятельность, где одним из основных является безработица.
Подобные противоречия дезориентируют молодых специалистов, не имеющих достаточно как жизненного, так и профессионального опыта.
Одним из способов преодоления существующего противоречия -обучение основам профессиональной этики в ходе профессиональной подготовки в средних профессиональных и высших учебных заведениях [1; 2; 4].
Овладение любой из "орденских профессий", к числу которых относятся медицина, юриспруденция и, в определенной степени, психология, предполагает не только сумму теоретических знаний, практических навыков, формирования профессионального мышления, но и овладение системой отношений, отличающих одну профессию от другой. Среди последних следует назвать усвоение этических правил, системы деонтологии (отношений ординации и субординации, взаимоотношений с пациентами) и представительную презентацию, т.е. имидж врача, как профессионала [3].
Основной смысловой нагрузкой дисциплины «Профессиональный имидж врача» является знакомство студентов с современным состоянием психологической практики в области имиджмейкинга, а также содействие в повышении общей и психологической культуры, и формирование целостного представления о профессиональном имидже врача.
Содержание учебного материала отбиралось с учетом необходимости создания у студентов как можно более полной и разносторонней осведомленности в проблемах современной имиджеологии с целью выбора стиля собственной позиции будущего профессионала.
С учетом особенностей предмета преобладает практическая направленность.
Таким образом, цель изучения дисциплины «Профессиональный имидж врача» заключается в овладении студентами психолого-социальными навыками, необходимыми в дальнейшем для эффективной деятельности по созданию и коррекции собственного профессионального имиджа, а также, развитие навыков рефлексии как базиса работы над своим имиджем [1; 5; 6].
При освоении дисциплины осуществляется текущий контроль выполнения домашних заданий - проверка тренингового дневника, конспектов, словарный диктант.
Также, в текущий контроль входит защита эссе по теме «Профессиональный имидж врача в моём понимании» и выполнение проверочного теста.
Итоговый контроль - зачёт, состоит из двух частей: защиты
презентации на тему: «Профессиональный имидж врача», подготовленной творческими группами (2-3 студента) и результатов собеседования по заранее предоставленным темам (вопросы к зачёту), где студент должен продемонстрировать знания, полученные в ходе освоения дисциплины.
Основные этапы практической работы студентов в рамках учебной дисциплины «Профессиональный имидж врача» отображены в таблице 1.
Таблица 1.
Содержание практических разделов дисциплины (практические
занятия)
№ Содержание Аудиторная работа Самостоятельная
работа
1 Комплексный Формирование На протяжении
подход к целостной картины данного тренинга
профессиона эффективного имиджа вести дневник
льному врача в динамике. самонаблюдения
имиджу Групповой анализ ежедневно, где
врача. профессиограммы и фиксировать свои
психограммы врача. мысли, достижения -
Диагностика любую динамику
собственного базового становления, как
профессионального собственного
имиджа. Диагностика профессионального
профессиональных имиджа, так и
склонностей и имиджа окружающих.
формирование карты
индивидуального
развития имиджа (20
часов).
2 Внутренний и Конструирование Фиксировать в
внешний данных аспектов дневнике свои мысли
профессиона (внутреннего и относительно
льный имидж врача внешнего) в собственном имидже в рамках ролевых игр. Ролевая игра «Очередь». Ролевая игра «Приём больного». Ролевая игра «Медицинская конференция» (8 часов) внешних и внутренних аспектов имиджа врачей (преподавателей и других медицинских работников, с которыми студент сталкивается в различных ситуациях; анализ ролевых игр).
3 Профессион альный позитивный и негативный имидж врача Ролевая игра «Суд присяжных» (4 часа) Приготовить список художественных произведений -очерков, романов и др. с участием врачей и другого медицинского персонала,разбитых на 2 категории -фильмов, укрепляющих имидж врача и фильмов, подрывающих имидж врача (позитивный и негативный имидж).
4 Профессион альный позитивный и негативный имидж врача Просмотр и анализ художественного фильма с фокусом внимания на имидж врача и отношение пациентов к врачу в зависимости от его имиджа (6 часов) Приготовить список художественных фильмов с участием врачей и другого медицинского персонала, разбитых на 2 категории -фильмов, укрепляющих имидж
врача и фильмов, подрывающих имидж врача (позитивный и негативный имидж).
5 Самообразов Групповой коучинг. Сходить на приём к
ание, Самодиагностика любому специалисту,
самодиагнос уровня задавать ему как
тика с целью сформированности можно больше
формирован базовых вопросов открытого
ия и поведенческих типа, тщательно
коррекции навыков врача. проанализировать
профессиона Ролевая игра его поведение в
льного «Консилиум» (6 дневнике
имиджа часов). самонаблюдения.
6 Итого: 54 часа 54 часа
В силу того, что для специалиста любого профиля крайне важна в процессе получения высшего образования выработка навыка самостоятельности - в поиске и анализе информации, принятии решения, умения действовать в обстоятельствах форс-мажора, учебная программа дисциплины «Профессиональный имидж врача» не является исключением. В ней также значительное место отведено самостоятельной познавательной деятельности студента. Её аспекты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Карта самостоятельной работы студента
№ Самостоятельная познавательная деятельность студентов Формы контроля
содержание работы, формы работы трудоемкость, часы
1 Эссе «Профессиональный имидж врача в моём понимании» 6 Защита эссе
2 Конспект «Технологии создания имиджа» 6 Конспект, групповое обсуждение на практическом занятии.
3 Конспект: Имидж в широком смысле. (Отразить: Понятие имиджа. Объекты формирования имиджа. Методы формирования образа. Психологические аспекты создания образа). 8 Конспект, словарный диктант.
4 Ведение дневника-ежедневника во время прохождения тренинга, где фиксируется любая динамика (ментальная, поведенческая) 8 Проверка дневника-ежедневника
5 Составление списка из художественных фильмов и произведений, не менее 20 источников, где активно используется образ врача. Разбиение данного списка на две колонки: с позитивным и негативным имиджем врача (или другого медицинского работника). 6 На основе этого задания проводится ролевая игра «Суд присяжных»
6 Работа в микрогруппе над созданием презентации на тему: «Профессиональный имидж врача» 6 Защита презентации
Так как данная дисциплина имеет выраженный прикладной характер, студент допускается к зачёту в случае участия в тренингах, выполнения домашних заданий с письменным отчётом в форме
дневника и выполнения первой части - практикоориентированной зачётной работы - презентации.
Каждый учебный год рабочая программа дисциплины обновляется с учетом современных требований к уровню освоения содержания дисциплины и разработок в области имиджеологии и эгомаркетинга.
Авторы надеются, что данная учебная программа с выраженным прикладным аспектом поможет студентам - будущим врачам, отрефлек-сировать собственный, зачастую стихийно образовавшийся имидж, и расставить позитивные акценты в их формирующемся профессиональном имидже.
Литература:
1. Берлов А.В. Стратегия ведения амбулаторного приема детского врача-стоматолога и факторы, влияющие на поведение ребенка в стоматологическом кабинете // Фундаментальные исследования. 2012. №12-1. С. 27-30.
2. Берлов А.В., Чупров Л.Ф., Костригин А.А. Психология и деонтология в работе врача-стоматолога с детьми // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №3. С. 12-17.
3. Рабочая программа учебной дисциплины: Б1.В.ДВ.4.1 Профессиональный имидж врача. Направление подготовки, специальность 31.05.01 Лечебное дело / составитель Мантикова А.В. - ХГУ: Абакан, 2016. 14 с.
4. Черемушникова И.К., Захарова И.А. Роль медицинского вуза в формировании коммуникативных навыков будущего специалиста // Лечебное дело. 2011. №2. С.123-126.
5. Berlov A.V., Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Urusova E.A., Khusyainov T.M., Schukin A.S. Ethical-philosophical aspects of contemporary psychological practice in Russia . International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2016. № 2 С. 95. URL: www.science-sd.com/464-25176 (09.08.2017).
6. Mantikova A.V., Berlov A.V., Chuprov L.F., Khusyainov T.M., Kostrigin A.A. Professional image of doctor as necessary general professional
competence in modern education system. International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2017. №3. URL: www.science-sd.com/471-25279 (01.11.2017).
References:
1. Berlov A.V. Strategija vedenija ambulatornogo priema detskogo vracha-stomatologa i faktory, vlijajushhie na povedenie rebenka v stomatologicheskom kabinete // Fundamental'nye issledovanija. 2012. №121. S. 27-30.
2. Berlov A.V., Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Psihologija i deonto-logija v rabote vracha-stomatologa s det'mi // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2016. №3. S. 12-17.
3. Rabochaja programma uchebnoj discipliny: B1.V.DV.4.1 Profes-sional'nyj imidzh vracha. Napravlenie podgotovki, special'nost' 31.05.01 Lechebnoe delo / sostavitel' Mantikova A.V. - HGU: Abakan, 2016. 14 s.
4. Cheremushnikova I.K., Zaharova I.A. Rol' medicinskogo vuza v formirovanii kommunikativnyh navykov budushhego specialista // Le-chebnoe delo. 2011. №2. S.123-126.
5. Berlov A.V., Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Urusova E.A., Khusyainov T.M., Schukin A.S. Ethical-philosophical aspects of contemporary psychological practice in Russia . International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2016. № 2 S. 95. URL: www.science-sd.com/464-25176 (09.08.2017).
6. Mantikova A.V., Berlov A.V., Chuprov L.F., Khusyainov T.M., Kostrigin A.A. Professional image of doctor as necessary general professional competence in modern education system. International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2017. №3. URL: www.science-sd.com/471-25279 (01.11.2017).
— • —
Сведения об авторах
Анна Владимировна Мантикова, старший преподаватель кафедры психологии, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Ката-нова (Абакан, Россия).
Артем Андреевич Костригин, преподаватель кафедры психологии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Москва, Россия); аспирант кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия).
Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук, профессор РАЕ, Full Member of EuANH, главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).
Тимур Маратович Хусяинов, аспирант кафедры философии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).