Научная статья на тему 'Распространение научных знаний - междисциплинарная область'

Распространение научных знаний - междисциплинарная область Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
826
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАНАУКИ / "СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ" / НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ / САМИЗДАТ / ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ / ПОП-ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ / НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / PSEUDOSCIENCE / "FAMILY CLUBS" / UNSPECIALIZED PUBLICATIONS / SELF-PUBLISHING / GLOSSY MAGAZINES / POP-PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL ENLIGHTENMENT / HYGIENE / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / POPULARIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мантикова А. В., Юрьев Н. К.

Статья представляет собой краткий очерк по основным направлениям распространения научных знаний среди населения, как среди специалистов, так и для широких слоев общественности. Вне рассмотрения остаются только направления научных знаний, включенных в программы подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях и в рамках школьной программы. Более подробно авторы рассматривают сравнительно молодое направление распространение научных знаний в рамках психологического просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dissemination of scientific knowledge - interdisciplinary field

The article is a brief essay on the main directions of disseminating scientific knowledge among the population, among specialists and public. Out of consideration it remains only the areas of scientific knowledge included in the program of training of specialists in higher and secondary specialized educational institutions and in the school curriculum. In more detail, the authors consider a relatively young area dissemination of scientific knowledge within the psychological education.

Текст научной работы на тему «Распространение научных знаний - междисциплинарная область»

Междисциплинарные исследования

УДК 167+159.9+165.12+303.093.3

РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ - МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ

А.В. Мантикова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), e-mail: [email protected] Н.К. Юрьев, независимый исследователь (Черногорск, Россия), e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья представляет собой краткий очерк по основным направлениям распространения научных знаний среди населения, как среди специалистов, так и для широких слоев общественности. Вне рассмотрения остаются только направления научных знаний, включенных в программы подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях и в рамках школьной программы. Более подробно авторы рассматривают сравнительно молодое направление - распространение научных знаний в рамках психологического просвещения.

Ключевые слова: паранауки, «семейные клубы», неспециализированные издания, самиздат, глянцевые журналы, поп-психология, психологическое просвещение, санитарно-гигиеническое, научные знания, популяризация.

DISSEMINATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE - INTERDISCIPLINARY FIELD

Abstract. The article is a brief essay on the main directions of disseminating scientific knowledge among the population, among specialists and public. Out of consideration it remains only the areas of scientific knowledge included in the program of training of specialists in higher and secondary specialized educational institutions and in the school curriculum. In more detail, the authors consider a relatively young area - dissemination of scientific knowledge within the psychological education.

Keywords: pseudoscience, «family clubs», unspecialized publications, self-publishing, glossy magazines, pop-psychology, psychological enlightenment, hygiene, scientific knowledge, popularization.

Распространение научных знаний в России имеет многолетнюю историю и берет свое начало задолго до появления СССР и постперестроечной России [14]. Данное сообщение ставит своей задачей проанализировать каковы место, средства и цели у каждого из направлений распространения научных знаний в социуме. Речь пойдет не о распространении научных знаний в процессе программ школьного, специального среднего и высшего образования. Естественно, главный акцент в анализе будет сделан на определении места психологического просвещения среди всех остальных направлений распространения научных знаний.

В период господства КПСС направления в СССР работы в распространении научных знаний задавались инструкторами идеологических отделов ЦК КПСС и местных городских комитетов партии, при которых функционировали лекторские группы. Периодически, на

страницах городских, областных, краевых и центральных газет публиковались выступления специалистов по разным отраслям знаний. Поскольку партия уделяла огромное внимание кино, как главному пропагандисту, каждый сеанс в кинотеатре даже в самом отдаленном сельском клубе начинался с киножурнала.

Люди старшего поколения помнят, как трудно было подписаться на научно-популярные журналы «Здоровье», «Техника молодежи», «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Юный техник» и др. До дыр зачитывали книги и брошюры популяризаторов науки, таких как Карл Лев-тин1, Даниил Гранин2.

Естественнонаучные и других направлений знания распространяются через музеи, планетарии, экскурсии по тематическим маршрутам. Интересным представляется сообщения о роли музеев в образовательно-просветительной деятельности А.И. Кожухаря [12].

Выпускались специализированные серии брошюр Общества «Знание» и «Народный университет».

И тут представляется к месту провести некоторые водоразделы между отдельными направлениями распространения научных знаний.

Итак, не претендуя на полный охват всех имеющихся в доступности источников, выделив лишь некоторые из них для иллюстрации направлений, можно обозначить следующие направления: популяризация научных знаний, распространение научных знаний среди специалистов и «смежников», санитарно-гигиеническое и психологическое просвещение, поп-психология глянцевых журналов и неспециализированных изданий, «семейные клубы» и паранауки.

Распространение научных знаний. В Российской империи главным источником научных знаний для широких масс населения были энциклопедические издания. В определенной степени этот вопрос исследован А.А. Костригиным (А.А. Костригин; А.А. Костригин и со-авт.) применительно к анализу лексикона философских словарей [14; 16; 39; 41]. Но в силу того, что большая часть населения империи была безграмотна или имела за плечами лишь церковно-приходскую школу, издания ограничивались лишь незначительным кругом пользователей. В советский период и в постперестроечной России издание энциклопедий, энциклопедических словарей и специальных журналов не только сохранилось, но и, благодаря новым носителям (компьютеры, Интернет), научные знания стали более доступны. В последнее время бурно развивается издание специализированных электронных научных журналов, специализированных сайтов и блогов. Любая информация сегодня легкодоступна благодаря поисковым сетевым технологиям, и уже во многом незаменима для специалистов [33].

Популяризация научных знаний. В России популяризация научных знаний имеет глубокие корни. Вероятно, одними из таких авторитетных популяризаторов стоит назвать двух Екатерин - «большую» и «маленькую» 3. Обе женщины в период дружбы реализовали

1 Карл Ефимович Левитин (1936 - 2010) — советский и российский журналист, популяризатор науки, писатель-фантаст. Заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премий Московского отделения Союза журналистов СССР, Всесоюзного общества «Знание».

2 Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия — Герман; 1919— 2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016) и премии Президента РФ (1998). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005).

3 Екатерина большая - Екатерина II Великая (София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская (21 апреля (2 мая по новому стилю) 1729 - 6 ноября 1796 г.). Императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.. Екатерина маленькая

многие проекты, ставящие целью просвещение подданных Российской империи. Екатерина II Великая занималась литературной деятельностью, оставив после себя большое собрание разноплановых сочинений. Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова принимала участие в создании первого в России словаря, а также имеет ряд трудов по воспитанию детей и юношества. Хотя, собственный ее сын Павел (1763 - 1807), один из ее троих детей, на которого она возлагала большие надежды и сама формировала программу его образования, ничем России не прославил.

Популяризация научных знаний осуществляется не только в виде изданий популярной литературы, лекций, выступлений на радио и телевидении, но и в различных иных организационных формах [6].

Санитарно-гигиеническое просвещение. Такое направление, как санитарно-гигиеническое просвещение, имеет также глубокие корни в России. Частично эти публикации представлены на страницах изданий «Объединенной редакции научных журналов» (ОРНЖ) [1; 28; 29]. В целом же материалы на страницах ОРНЖ и вопросы распространения санитарно-гигиенических знаний ожидают своего часа для анализа этого направления публикаций. Санитарно-гигиеническое просвещение зародилось еще в дореволюционное время в рамках профилактической медицины, а в первые десятилетия XX столетия было неразрывно связано с психологическим просвещением [4].

Психологическое просвещение. В отличие от всех остальных направлений, психологическое просвещение в настоящее время является, в некотором смысле, ареной для дискуссий [9]. В частности, Л.Ф. Чупров и группа его соавторов рассматривают психологическое просвещение как составную часть психологической профилактики в рамках деятельности специалиста-психолога [15; 29; 30; 31; 32; 33; 36; 40]. Такой же точки зрения придерживается ряд авторов (О.А. Белобрыкина; М.В. Воропаев) [2; 3; 5; 8]. Близких позиций придерживается И.А. Егорова; М.О. Комилова, О. Халикова; Н.И. Яицкая, Е.В. Цыбуленко [13; 37]. Как отдельное направление, но с теми же функциями, психологическое просвещение рассматривает И.В. Дубровина [20; 21]. В то же время среди психологов имеются и те, что не согласны с такой функцией психологического просвещения. В частности, Т.Г. Харитонова отводит для критики этого положения довольно значительное количество строк в своей статье и страниц в своей монографии [25; 26; 27]. Не углубляясь в подробный анализ критики автором психологической профилактики и психологического просвещения, в частности, можно лишь отметить, что такое научное противостояние объясняется просто. Авторы используют различные методологические и теоретические подходы к психопрофилактической работе психолога.

Поп-психология. Поп-психология, как и поп-медицина, поп-биология и т.п. Этот род распространения популярных советов тоже имеет глубокие исторические корни. Еще в дореволюционной России имели хождения всякие советы по самолечению, по малой агрономии, домоводству и т.п., зачастую объединяемые в одном переплете. В настоящее время главными распространителями поп-психологии являются глянцевые журналы и многочисленные сайты во Всемирной паутине. Согласно В.М. Мальцевой «Современное информаци-

- урождённая графиня Воронцова. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (17 (28) марта 1743 — 4 (16) января 1810), урождённая графиня Воронцова. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762 года. После восшествия на престол Екатерина II охладела к подруге, и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления. Одна из заметных личностей Российского Просвещения, стоявшая у истоков Академии Российской. Президент двух Российских академий.

онное поле невозможно представить без глянцевых журналов, которые стали одним из обязательных атрибутов современной жизни и отражают так называемые её «гламурные» стандарты» [17, с. 46]. В.М. Мальцева на основе анализа публикации материалов психологического характера из журналов «Cosmopolitan» и «Домашний очаг» за 2013-2016 гг. (112 публикаций) отмечает, что это написанные в речевых жанрах правила, рекомендации, советы, тесты, задачи, сценарии действий, рассуждения. Эти материалы оформляются по-разному и публикуются в постоянных рубриках: в журнале «Домашний очаг» - это «Семья и отношения», «Здоровье и фитнес», «Мода и красота»; в «Cosmopolitan» - «Только ты», «Любовь и секс», «Карьера и деньги», мнение или комментарии по письму читателей [17]. Подробный анализ поп-психологии проведен С.С. Степановым (2006) и более разумно отослать читателя к доступному в Интернет первоисточнику [23].

Семейные клубы. Возникновение этого направления педагогического новаторства в СССР связывают с именами супругов Никитиных - Бориса Павловича и Елены Алексеевны [19]. Члены клубов, как правило, встречались между собой, обменивались и пропагандировали свои «доморощенные» идеи по воспитанию, образованию и формированию человека будущего. Подробный анализ работы таких «семейных клубов» произвел американский исследователь Л.Р. Грэхэм [7, с. 217-220]. Лишенные идеологического контроля и направления со стороны партийных структур, эти клубы представляли собой «бабушкино лоскутное одеяло» с пропагандой всевозможных традиционных и нетрадиционных идей и технологий воспитания и здоровьесбережения. И хотя на поверку результативность этих «семейных клубов» так и осталась декларативными интеллектуальными мудрствованиями, но они сделали свое дело. В определенной степени они породили движение к инновационному поиску «учителей-новаторов», созданию новых интеллектуальных течений, расцвету паранаук.

Паранауки. В 90-е гг. прошлого столетия на смену «семейным клубам» пришли новые интеллектуальные течения, такие как валеология (от латинского «valeo» - «быть здоровым» направленные на формирование, восстановление и укрепление здоровья каждого человека с использованием разнообразных оздоравливающих методик и технологий), социо-ника (концепция типов личности и взаимоотношений между ними). Течение основано в 1970-х годах Аушрой Аугустинавичюте на основе типологии К.Г. Юнга (Carl Gustav Jung; 1875-1961) и теории информационного метаболизма А. Кемпинского (Antoni K^pinski; 19181972). В определенной степени это были попытки создания новых наук в рамках входящего в моду междисциплинарного подхода4. К сожалению, сумма частей не дала целого.

Как грибы после теплого дождичка, народились общественные академии наук, такие как РАЕН (Российская академия естественных наук. Аккредитована при Организации Объединенных Наций 17 января 1995 г., а в июле 2002 г. РАЕН присвоен статус неправительственной организации при ООН) и ей подобные.

Расцвет паранаук - это далеко не специфика постсоветской России. Аналогичные явления имеют место и в других странах, например, в Болгарии [37].

Идеологический контроль над распространением научных знаний. Как показывает этот обзор вопроса распространения научных знаний, государственный и идеологиче-

4 Междисциплинарность как термин и мощное движение в научных исследованиях - плод развития науки XX в.<...> В XX в. междисциплинарность первоначально применялась в образовании и педагогической практике. Но теперь междисциплинарность используется гораздо шире, часто достаточно продуктивно, но порой чисто декларативно, как дань нынешней моде в науке, для привлечения внимания к своим исследованиям, для лучшего прохождения заявок на гранты. (Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. 10 (112). - С. 193.) [11].

ский контроль в России в этой области ведет свое начало еще со времен Екатерины II Великой5.

Уже в первые годы советской власти вся система пропаганды была взята под контроль партийных органов. В ВУМЛ (Вечерних университетах марксизма-ленинизма) осуществлялась подготовка пропагандистов, журналистов и партийно-хозяйственного актива для такой работы.

В зависимости от «линии партии» менялся и вектор распространения научных знаний в массы. Это подробно рассматривает в своей книге Л.Р. Грэхэм [7]. В разные годы под огонь партийной критики попадали экономическая теория, вопросы языкознания, высшей нервной деятельности, педология, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, генетика, кибернетика. Лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия партийный идеологический контроль ослаб, уступив постепенно место клерикальному контролю. Даже старты космических аппаратов стали освящаться священниками, но лучше летать они от этого не стали.

Освоение новых коммуникативных технологий. Развитие IT-технологий и Интернет позволили значительно повысить скорость передачи информации специалиста (от индуктора к реципиенту), включить в обсуждение в онлайн-режиме обратную связь, создавать виртуальные сообщества по интересам [18; 22; 34; 35]. Одним из таковых проектов является болгарский форум bg.mamma [24]. Вместе с тем Всемирная паутина и IT-технологии породили новые проблемы, связанные с некорректным заимствованием (плагиатом), нарушением авторских прав, неконтролируемым распространением авторского инструментария, соблюдения этических норм и деонтологии. В определенной степени специалистам приходится отвечать на эти новые вызовы и минимизировать риски по мере их возникновения [10; 30].

Интересно, что в настоящее время на Западе зарождается «Новая профессия - популяризатор науки»6. В частности, «По оценкам Британской ассоциации научных и исследовательских центров (UK Association for Science and Discovery Centres), в которую входят 60 организаций от музеев до исследовательских центров, мероприятия ее участников ежегодно посещает 20 млн. человек.

«Самое важное качество для наших популяризаторов - это страсть к объяснению достижений науки посетителям, многие из которых школьники, - говорит генеральный директор International Centre for Life в Ньюкасле Линда Конлон. - Мы организуем для них тренинги, где они учатся отвечать на вопросы, демонстрировать экспонаты или комментировать шоу в нашем планетарии». Важный способ популяризации науки - научные фестивали. «Когда ученые появляются на нашем фестивале, часто становится ясно, насколько узкая у них специализация. Описывая свою работу, они не берут в расчет свой человеческий опыт и переживания», - говорит Мэтисон из bSa. Она предполагает, что помочь может подход к науке как к культурной деятельности» (там же).

Заключая этот краткий очерк, следует отметить главное. В принципе, любое публичное выступление, размещенное в любом из изданий и на любом носителе информации, представляющее мнение специалиста, ученого, знающего ту или иную отрасль науки и техники журналиста или лектора - это распространение научных (и паранаучных) знаний. Все ос-

5Кожухарь А.И. Борьба с «мартышеством»// Блог Андрея Кожухаря; URL: https://andreikozhukhar.blogspot.ru/2017/11/blog-post_5.html (November 5, 2017).

6 Куксон Клив. Новая профессия - популяризатор науки // Ведомости. - № 4371 от 26.07.2017. «Она сулит молодым специалистам неплохие карьерные перспективы».

тальное определяет цель. Остается открытым вопрос самостоятельности распространения научных знаний среди населения как отдельного направления в системе практической деятельности специалиста.

Литература:

1. Андонова А.Н., Серева Д.О. Пропаганда здорового образа жизни среди студентов // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты VIII Международная научно-практическая интернет-конференция. 2017. С. 531-538.

2. Белобрыкина О.А. Из опыта организации просвещения родителей в условиях дошкольного учреждения // Психолог в детском саду. 2004. №4. С. 69-83.

3. Белобрыкина О.А. Из опыта организации просвещения родителей в условиях дошкольного учреждения (продолжение) // Психолог в детском саду. 2005. №1. С. 3-26.

4. Бергер И.А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л.М. Розенштейн. М.: Изд. ГНИНПП, 1930. С. 239-156.

5. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах: Монография/ Научн. ред. А.В. Мудрик М.: МГПУ, 2010. 232 с.

6. Гребешкова О.Ю., Мантикова А.В. Проблема создания единого алгоритма помощи молодежи в трудной жизненной ситуации: психологический аспект // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2015. №12. С. 120-124.

7. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. 480 с.

8. Егорова И.А. Психологическое просвещение в системе профессиональной деятельности психолога. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskoe-prosveschenie-v-sisteme-professionalnoy-deyatelnosti-psihologa (Дата обращения: 07.11.2017)

9. Забродин Ю.М., Пахальян Э.В. Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. №1. C. 135-1476.

10. Завоеванная Н.С. Соблюдение авторского права по отношению к психодиагностическому и иному инструментарию (о проекте многокритериальной онлайн-экспертизы психодиагностических методик) // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. С. 104-109.

11. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. 10 (112). С. 193-201.

12. Кожухарь А.И. Образовательно-исследовательский потенциал музейных фондов (на примере изучения музеефицированных свидетельств культурных контактов Восточной Сибири с Китаем и Монголией) // Перспективы развития образовательного пространства стран АТР и вызовы времени: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: ИрГУПС, 2013. С. 54-59.

13. Комилова М.О., Халикова О. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы специального психолога // Молодой ученый. 2017. №12(146). С. 175176.

14. Костригин А.А. Психологические термины в философских словарях России XIX -начала XX в. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 15. С. 2181 -2185.

15. Костригин А.А., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы // Наука. Мысль. 2015. №5. С. 17-24.

16. Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Место психологии в системе философских наук в трудах русских богословов XIX в. // Наука. Мысль. 2015. №2. С. 30-34.

17. Мальцева В.М. Жанры публикаций на психологические темы в журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2016. №15. С. 46-52.

18. Марахова В.А. Дистанционное психологическое просвещение родителей и педагогов в образовательном учреждении // Новая наука: От идеи к результату. 2015. № 7-2. С. 4244.

19. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1990. 160 с.

20. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 2000. 528 с.

21. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1995. 170 с.

22. Сиджимова Д.А., Попов Т.Н. Возможности популяризирования здорового образа жизни среди молодежи при помощи новых технологий // Наука. Мысль. 2016. №9. С. 60-64.

23. Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии. Дубна.: Феникс+, 2006. 232 с.

24. Тодорова Б. Время и материнство // Наука. Мысль. 2014. №7. С. 91-102.

25. Харитонова Т.Г. Профессиональная подготовка практического психолога к профилактической деятельности: монография. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2012. 300 с.

26. Харитонова Т.Г. Теория и практика организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: монография. Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. 453 с.

27. Харитонова Т.Г. Взаимосвязь психопрофилактики и других видов деятельности практического психолога // Приволжский научный журнал. 2014. №3. С. 262-268

28. Чупров Л.Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах // Фельдшер и акушерка. 1981. №2. С. 36-37.

29. Чупров Л.Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. 1997. № 4. С. 123-128.

30. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и интернет // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. №1-2. С. 162-169.

31. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в социально-психологической работе // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Международной научно-практической конференции (9-10 декабря 2014 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. С. 240-241.

32. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Психологическое просвещение - целина // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №3. С. 91-97.

33. Щукин А.С., Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №3. С. 51-59.

34. Щукин А.С. Всемирная паутина на службе психологического просвещения // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №6. С. 424-430.

35. Щукин А.С. Психологическое просвещение, версия: два, точка, ноль // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты VIII Международная научно-практическая интернет-конференция. 2017. С. 507-513.

36. Юрьев Н.К. Распространение психологических знаний: от индуктора к реципиенту // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. №4. С. 172-180.

37. Яицкая Н.И., Цыбуленко Е.В. Психологическое просвещение как одна из форм психопрофилактической работы педагога-психолога ДОУ // Образование и воспитание. 2017. №1-1 (11). С. 45-47

38. Янакиева Е.К., Патарчанова Е.Н. Что такое псевдонаучная школа - повилика (при-витуха) - и в какой среде она возникает? // Наука. Мысль. 2016. № 4. С. 5-10.

39. Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Position of psychology in philosophical sciences in works of Russian theologians of XIX century // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 2. С. 93.

40. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T.M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. С. 118.

41. Chuprov L.F., Khusyainov T.M., Kostrigin A.A. On psychological terms in Russian philosophical dictionaries of XIX century // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 2. С. 94.

References:

1. Andonova A.N., Sereva D.O. Propaganda zdorovogo obraza zhizni sredi studentov // Sostojanie zdorov'ja: medicinskie, social'nye i psihologo-pedagogicheskie aspekty VIII Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja internet-konferencija. 2017. S. 531-538.

2. Belobrykina O.A. Iz opyta organizacii prosveshhenija roditelej v uslovijah do-shkol'nogo uchrezhdenija // Psiholog v detskom sadu. 2004. №4. S. 69-83.

3. Belobrykina O.A. Iz opyta organizacii prosveshhenija roditelej v uslovijah do-shkol'nogo uchrezhdenija (prodolzhenie) // Psiholog v detskom sadu. 2005. №1. S. 3-26.

4. Berger I.A. K metodike psihosanitarnogo prosveshhenija // Psihogigienicheskie i nevrologicheskie issledovanija. - Tom II, vyp. I. Psihogigiena / Pod red. L.M. Rozenshtejn. M.: Izd. GNINPP, 1930. S. 239-156.

5. Voropaev M.V. Vospitanie v virtual'nyh sredah: Monografija/ Nauchn. red. A.V. Mudrik M.: MGPU, 2010. 232 s.

6. Grebeshkova O.Ju., Mantikova A.V. Problema sozdanija edinogo algoritma pomoshhi molodezhi v trudnoj zhiznennoj situacii: psihologicheskij aspekt // Vestnik Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. 2015. №12. S. 120-124.

7. Grjehjem L.R. Estestvoznanie, filosofija i nauki o chelovecheskom povedenii v So-vetskom Sojuze: Per. s angl. M.: Politizdat, 1991. 480 s.

8. Egorova I.A. Psihologicheskoe prosveshhenie v sisteme professional'noj dejatel'nosti pihologa. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskoe-prosveschenie-v-sisteme-professionalnoy-deyatelnosti-psihologa (Data obrashhenija: 07.11.2017)

9. Zabrodin Ju.M., Pahal'jan Je.V. Psihologicheskoe prosveshhenie v kontekste soderzhanija FGOS i standartov professional'noj dejatel'nosti // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2017. Tom 9. №1. C. 135-1476.

10. Zavoevannaja N.S. Sobljudenie avtorskogo prava po otnosheniju k psihodiagnosticheskomu i inomu instrumentariju (o proekte mnogokriterial'noj onlajn-jekspertizy psihodiagnosticheskih metodik) // Nauka. Mysl'. 2016. № 8-1. S. 104-109.

11. Knjazeva E.N. Transdisciplinarnye strategii issledovanij // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). 2011. 10 (112). S. 193-201.

12. Kozhuhar' A.I. Obrazovatel'no-issledovatel'skij potencial muzejnyh fondov (na primere izuchenija muzeeficirovannyh svidetel'stv kul'turnyh kontaktov Vostochnoj Sibiri s Kitaem i Mongoliej) // Perspektivy razvitija obrazovatel'nogo prostranstva stran ATR i vyzovy vremeni: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk: IrGUPS, 2013. S. 54-59.

13. Komilova M.O., Halikova O. Psihologicheskoe prosveshhenie v sisteme psihopro-filakticheskoj raboty special'nogo psihologa // Molodoj uchenyj. 2017. №12(146). S. 175-176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Kostrigin A.A. Psihologicheskie terminy v filosofskih slovarjah Rossii XIX - nachala XX v. // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept. 2016. T. 15. S. 2181-2185.

15. Kostrigin A.A., Husjainov T.M., Chuprov L.F. Aktual'nye voprosy rasprostranenija special'nyh znanij iz oblasti pedagogiki, psihologii, mediciny i sociologii sredi naselenija: novye vyzovy // Nauka. Mysl'. 2015. №5. S. 17-24.

16. Kostrigin A.A., Chuprov L.F. Mesto psihologii v sisteme filosofskih nauk v tru-dah russkih bogoslovov XIX v. // Nauka. Mysl'. 2015. №2. S. 30-34.

17. Mal'ceva V.M. Zhanry publikacij na psihologicheskie temy v zhurnalah «Domashnij ochag» i «Cosmopolitan» // Vestnik Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. 2016. №15. S. 46-52.

18. Marahova V.A. Distancionnoe psihologicheskoe prosveshhenie roditelej i pedagogov v obrazovatel'nom uchrezhdenii // Novaja nauka: Ot idei k rezul'tatu. 2015. № 7-2. S. 42-44.

19. Nikitin B.P. Stupen'ki tvorchestva, ili Razvivajushhie igry. 3-e izd., dop. M.: Prosveshhenie, 1990. 160 s.

20. Prakticheskaja psihologija obrazovanija / pod red. I. V . Dubrovinoj. M.: Sfera, 2000. 528

s.

21. Rukovodstvo prakticheskogo psihologa: psihicheskoe zdorov'e detej i podrostkov v kontekste psihologicheskoj sluzhby / pod red. I.V. Dubrovinoj. M.: Akademija, 1995. 170 s.

22. Sidzhimova D.A., Popov T.N. Vozmozhnosti populjarizirovanija zdorovogo obraza zhizni sredi molodezhi pri pomoshhi novyh tehnologij // Nauka. Mysl'. 2016. №9. S. 60-64.

23. Stepanov S.S. Mify i tupiki pop-psihologii. Dubna.: Feniks+, 2006. 232 s.

24. Todorova B. Vremja i materinstvo // Nauka. Mysl'. 2014. №7. S. 91-102.

25. Haritonova T.G. Professional'naja podgotovka prakticheskogo psihologa k profilakticheskoj dejatel'nosti: monografija. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2012. 300 s.

26. Haritonova T.G. Teorija i praktika organizacii psihoprofilaktiki v dejatel'nosti prakticheskogo psihologa: monografija. N.Novgorod: NNGASU, 2013. 453 s.

27. Haritonova T.G. Vzaimosvjaz' psihoprofilaktiki i drugih vidov dejatel'nosti prakticheskogo psihologa // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2014. №3. S. 262-268

28. Chuprov L.F. Sanitarnoe prosveshhenie vo vspomogatel'nyh shkolah // Fel'dsher i akusherka. 1981. №2. S. 36-37.

29. Chuprov L.F. Sovmestnaja rabota psihologicheskoj sluzhby goroda i sredstv massovoj informacii po propagande psihologicheskih znanij // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 1997. № 4. S. 123-128.

30. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Princip «Primum non nocere» v psihologicheskom i sani-tarnom prosveshhenii i internet // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2013. №1-2. S. 162-169.

31. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v social'no-psihologicheskoj rabote // Formy i metody social'noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedejatel'nosti: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (9-10 dekabrja 2014 g.) / otv. red. Ju.Ju. Shurygina. Ulan-Udje: Izd-vo VSGUTU, 2014. S. 240-241.

32. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Psihologicheskoe prosveshhenie - celina // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2016. №3. S. 91-97.

33. Shhukin A.S., Chuprov L.F. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v psihologicheskoj praktike // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. №3. S. 51-59.

34. Shhukin A.S. Vsemirnaja pautina na sluzhbe psihologicheskogo prosveshhenija // Isto-rija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2016. №6. S. 424-430.

35. Shhukin A.S. Psihologicheskoe prosveshhenie, versija: dva, tochka, nol' // Sostojanie zdorov'ja: medicinskie, social'nye i psihologo-pedagogicheskie aspekty VIII Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja internet-konferencija. 2017. S. 507-513.

36. Jur'ev N.K. Rasprostranenie psihologicheskih znanij: ot induktora k recipientu // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2015. №4. S. 172-180.

37. Jaickaja N.I., Cybulenko E.V. Psihologicheskoe prosveshhenie kak odna iz form psihoprofilakticheskoj raboty pedagoga-psihologa DOU // Obrazovanie i vospitanie. 2017. №1-1 (11). S. 45-47

38. Janakieva E.K., Patarchanova E.N. Chto takoe psevdonauchnaja shkola - povilika (pri-vituha) - i v kakoj srede ona voznikaet? // Nauka. Mysl'. 2016. № 4. S. 5-10.

39. Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Position of psychology in philosophical sciences in works of Russian theologians of XIX century // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 2. S. 93.

40. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T.M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. S. 118.

41. Chuprov L.F., Khusyainov T.M., Kostrigin A.A. On psychological terms in Russian philosophical dictionaries of XIX century // International Journal of Applied and Fundamental Re-search. 2016. № 2. S. 94.

— • —

Сведения об авторах

Анна Владимировна Мантикова, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, Россия).

Николай Козьмич Юрьев, пенсионер, независимый исследователь (Черногорск, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.