Научная статья на тему 'Психологическое просвещение и информирование: в чем разница?'

Психологическое просвещение и информирование: в чем разница? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1262
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЦЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ / ПСИХОЛОГИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / PURPOSE OF KNOWLEDGE DISSEMINATION / PSYCHOLOGY / PRACTICAL PSYCHOLOGY / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щукин А.С., Юрьев Н.К.

В сообщении обсуждается вопрос разграничения понятий психологическая информация и психологическое просвещение. Авторы определяют специфику психологического просвещения в контексте его цели. Если распространение псизологической информации преследует профилактическую цель, то такое распространение психологических знаний является психологическим просвещением. Если эта цель отсутствует, то информирование на психологическую тематику и распространение знаний (методов и инструментов) не является психологическим просвещением, а служит иным целям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL EDUCATION AND INFORMING: WHAT''S THE DIFFERENCE?

The article discusses an issue of differentiation between concepts of psychological information and psychological education. The authors define specifics of psychological education in the context of its purpose. If dissemination of psycological information pursues a preventive goal, then dissemination of psychological knowledge is psychological education. If this goal is not available, then informing on psychological subjects and dissemination of knowledge (methods and tools) is not psychological education, but serves other purposes.

Текст научной работы на тему «Психологическое просвещение и информирование: в чем разница?»

УДК 159.9

Психологические науки

№ 9. - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ:

В ЧЕМ РАЗНИЦА?

А.С. Щукин, ООО «Российские логистические информационные системы», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: schukin-ac@yandex.ru Н.К. Юрьев, независимый исследователь (Черногорск, Россия), e-mail: nyurev@yandex.ru

Резюме. В сообщении обсуждается вопрос разграничения понятий психологическая информация и психологическое просвещение. Авторы определяют специфику психологического просвещения в контексте его цели. Если распространение псизологической информации преследует профилактическую цель, то такое распространение психологических знаний является психологическим просвещением. Если эта цель отсутствует, то информирование на психологическую тематику и распространение знаний (методов и инструментов) не является психологическим просвещением, а служит иным целям.

Ключевые слова: психологическое просвещение, цель распространения знаний, психология, практическая психология, профилактика

PSYCHOLOGICAL EDUCATION AND INFORMING: WHAT'S THE DIFFERENCE?

A. S. Shchukin, "Russian Logistics Information Systems" LLC, Saint-Petersburg, Russia, e-mail:

schukin-ac@yandex.ru N. K. Yuryev, Independent Researcher (Chernogorsk, Russia), e-mail: nyurev@yandex.ru

Abstract. The article discusses an issue of differentiation between concepts of psychological information and psychological education. The authors define specifics of psychological education in the context of its purpose. If dissemination of psycological information pursues a preventive goal, then dissemination of psychological knowledge is psychological education. If this goal is not available, then informing on psychological subjects and dissemination of knowledge (methods and tools) is not psychological education, but serves other purposes.

Keywords: psychological education, purpose of knowledge dissemination, psychology, practical psychology, prevention

В данном сообщении постараемся провести водораздел между психологическим просвещением и обычным информированием широкой общественности, включая как специалистов, увлеченных психологией любителей и далеких от этой науки людей.

Популяризация науки в определенной степени зависит от тех целей, что преследует специалист, представляющий эту науку или сферу деятельности. В свою очередь специалист-психолог не свободен от профессионального опыта, накапливаемого годами и десятилетиями.

В результате мы видим, что, если в медицине популяризация науки и распространение специальных знаний подчинена задачам профилактики, то в психологии это два различных направления. Среди далеких от практики или недостаточно в нее вошедших психологов -это просто распространение знаний.

Фактически в психологии присутствуют два варианта просвещения и распространения специальных знаний: как обычное информирование и повышение психологической культуры населения (знания ради знаний), и просвещение как часть психопрофилактической работы психолога.

Естественно, освободившееся от задач психологической профилактики (или вообще их игнорируя) специалисты начинают обработку массового сознания психологическими знаниями и их эрзац-вариантами (соционика, православная психология, христианская психология, распространение конртафактного психодиагностического инструментария и т.п.). Аналогичная ситуация складывается и в популяризации психологических знаний за рубежом, в частности, в Болгарии [8]. О таком негативном «питании для души» предупреждал, согласно Платону, еще древнегреческий философ Сократ (в Диалоге «Протагор») [4].

Действительно, к чему могут привести такие перлы маститого ученого как эти? Цитируем: «так как именно психопатические личности больше склонны к дезадаптации по антисоциальному типу» (Собчик, с. 134) или «Врожденные базовые свойства характера заостряются и становятся причиной затрудненной социально-психологической дезадаптации в подростковом периоде развития личности» (Собчик, с.139). На лицо нре только незнание смысла используемого термина «дезадаптация», но и утверждение о врожденности черт свойств характера (?). О том что личность может быть антисоцияльна - весьма распространенная ошибка, уже ставшая «притчей во языцех». Личность не может быть анти- или асоциальна. Личностью становятся в процессе общения с другими людьми. В этом же журнале читаем хххх

Широкое развертывание Интернет и 1Т, а также возможности быстрого издания электронных версий газет, журналов и книг породило и новые направления в популяризации и распространении знаний. Помимо традиционных лекций, бесед, радио- и телевизионных трансляций населению стали доступны электронные ресурсы [6; 7].

Выводы. Только тот вариант распространения психологических знаний можно с уверенностью называть психологическим просвещением, который преследует главной своей целью профилактику. Остальные варианты - это информирование населения на психологические темы и бесцельное распространение знаний, порой во вред тому, кому его предлагают. Достаточно вспомнить древнейшую метафору из диалогов Платона о качестве пищи для Души.

Литература:

1. Завоеванная Н.С. Соблюдение авторского права по отношению к психодиагностическому и иному инструментарию (о проекте многокритериальной онлайн-экспертизы психодиагностических методик) // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. С. 104-109.

2. Костригин А.А., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии и социологии среди населения: новые вызовы // Наука. Мысль. 2015. № 5. С. 17-24.

3. Мальцева В.М. Жанры публикаций на психологические темы в журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2016. №15. С. 46-52.

4. Мантикова А.В., Юрьев Н.К. Распространение научных знаний -междисциплинарная область // Наука. Мысль. 2017. № 6. С. 9-18.

5. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. - 607 с.

6. Собчик Л.Н. Криминальные наклонности и психодиагностика. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017(7). № 1. С. 131-143. doi: 10.17759/psylaw.207070111

7. Старикова В.О., Дебольский М.Г., Ошевский Д.С. Черты «асоциальной личности» у несовершеннолетних правонарушителей. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017(7). № 4. С. 79-91. doi: 10.17759/psylaw.207070407

8. Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии. Дубна.: Феникс+, 2006. 232 с.

9. Чупров Л.Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах // Фельдшер и акушерка .- 1981.- № 2.- С. 36 - 37.

10. Чупров Л.Ф. Закономерная дискуссия // Психологический журнал. — 1984.- Т. 5.- № 2.- С. 121- 122.

11. Чупров Л.Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. — 1997. - № 4. - С. 123 -128.

12. Чупров Л.Ф. Распространение специальных знаний по санитарно-гигиеническому и психолого-педагогическому просвещению в системе профилактической работы медицинского, социального работника и психолога // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты VIII Международная научно-практическая интернет-конференция. 2017. С. 788-795.

13. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 162-169.

14. Янакиева Е.К., Патарчанова Е.Н. Что такое псевдонаучная школа - повелика (привитуха) и на какой среде она возникает? (Редакционная колонка) // Наука. Мысль. 2016. № 4. С. 5-10.

15. BerlovA.V., Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Urusova E.A., Khusyainov T.M., Schukin A.S. Ethical-philosophical aspects of contemporary psychological practice in Russia // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 2. С. 95.

16. BerlovA.V., Yanakieva E.K. ChuprovL.F., Khusyainov T.M., Kostrigin A.A., Schukin A.S. Dissemination and popularization of special knowledge in medicine, practical psychology and education. International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2017. - № 3 - URL: www.science-sd.com/471-25278 (04.03.2018).

17. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T.M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. C. 118.

References:

1. Zavoevannaja N.S. Sobljudenie avtorskogo prava po otnosheniju k psihodiagnostich-eskomu i inomu instrumentariju (o proekte mnogokriterial'noj onlajn-jekspertizy psihodiagnostich-eskih metodik) // Nauka. Mysl'. 2016. № 8-1. S. 104-109.

2. Kostrigin A.A., Husjainov T.M., Chuprov L.F. Aktual nye voprosy rasprostranenija spe-cial'nyh znanij iz oblasti pedagogiki, psihologii i sociologii sredi naselenija: novye vyzovy // Nauka. Mysl'. 2015. № 5. S. 17-24.

3. Mal'ceva V.M. Zhanry publikacij na psihologicheskie temy v zhurnalah «Domash-nij ochag» i «Cosmopolitan» // Vestnik Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katano-va. 2016. №15. S. 46-52.

4. Mantikova A.V., Jur'ev N.K. Rasprostranenie nauchnyh znanij - mezhdisciplinarnaja ob-last' // Nauka. Mysl'. 2017. № 6. S. 9-18.

5. Platon. Dialogi. M.: Mysl', 1986. - 607 s.

6. Sobchik L.N. Kriminal'nye naklonnosti i psihodiagnostika. [Jelektronnyj resurs] // Psi-hologija i pravo. 2017(7). № 1. S. 131-143. doi: 10.17759/psylaw.207070111

7. Starikova V.O., Debol'skij M.G., Oshevskij D.S. Cherty «asocial'noj lichnosti» u nesovershennoletnih pravonarushitelej. [Jelektronnyj resurs] // Psihologija i pravo. 2017(7). № 4. S. 79-91. doi: 10.17759/psylaw.207070407

8. Stepanov S.S. Mify i tupiki pop-psihologii. Dubna.: Feniks+, 2006. 232 s.

9. Chuprov L.F. Sanitarnoe prosveshhenie vo vspomogatel'nyh shkolah // Fel'dsher i akusherka .- 1981.- № 2.- S. 36 - 37.

10. Chuprov L.F. Zakonomernaja diskussija // Psihologicheskij zhurnal. — 1984.- T. 5.- № 2.- S. 121- 122.

11. Chuprov L.F. Sovmestnaja rabota psihologicheskoj sluzhby goroda i sredstv massovoj informacii po propagande psihologicheskih znanij // Zhurnal prakticheskogo psihologa. — 1997. -№ 4. - S. 123 -128.

12. Chuprov L.F. Rasprostranenie special'nyh znanij po sanitarno-gigienicheskomu i psi-hologo-pedagogicheskomu prosveshheniju v sisteme profilakticheskoj raboty medicinskogo, so-cial'nogo rabotnika i psihologa // Sostojanie zdorov'ja: medicinskie, social'nye i psihologo-

pedagogicheskie aspekty VIII Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja internet-konferencija. 2017. S. 788-795.

13. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Princip «Primum non nocere» v psihologicheskom i sanitar-nom prosveshhenii i Internet // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2013. № 1-2. S. 162-169.

14. Janakieva E.K., Patarchanova E.N. Chto takoe psevdonauchnaja shkola - povelika (privituha) i na kakoj srede ona voznikaet? (Redakcionnaja kolonka) // Nauka. Mysl'. 2016. № 4. S. 5-10.

15. Berlov A.V., Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Urusova E.A., Khusyainov T.M., Schukin A.S. Ethical-philosophical aspects of contemporary psychological practice in Russia // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 2. S. 95.

16. BerlovA.V., Yanakieva E.K. ChuprovL.F., Khusyainov T.M., Kostrigin A.A., Schukin A.S. Dissemination and popularization of special knowledge in medicine, practical psychology and education. International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2017. - № 3 - URL: www.science-sd.com/471-25278 (04.03.2018).

17. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T.M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges. International

Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. S. 118.

— • —

Сведения об авторах:

Андрей Сергеевич Щукин ООО «Российские логистические информационные системы», ведущий программист (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: schukin-ac@yandex.ru

Николай Козьмич Юрьев, пенсионер, независимый исследователь (Черногорск, Россия), e-mail: nyurev@yandex.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.