УДК 316.61
Связь понятия «опережающая педагогическая поддержка» с процессом развития личности студента
■ Е.В. СЫСОЕВА - аспирант кафедры педагогики Вологодского государственного университета
В статье рассматриваются проблемы педагогической поддержки студента вуза на начальном этапе обучения, когда обучающийся (особенно в военном учебном заведении) проходит болезненную адаптацию, связанную с ломкой привычного стереотипа поведения и учебной работы в школе; делается акцент на опережающей педагогической поддержке личностного развития первокурсника как способе разрешения его адаптационных проблем.
Ключевые слова: военный вуз; опережающая педагогическая поддержка; развитие личности; начальный период обучения.
Relations between the notion of «anticipatory pedagogical support» and the process of development of the personality of student
■ E.V. SYSOEVA - Graduate Student of the Department of Pedagogy of the Vologda State University
The article deals with the problems of pedagogical support of students of high school at an early stage of learning when the student (especially in the military-training scool) passes the painful adaptation associated with breaking of usual stereotype of behavior and academic work in the school; focuses on the advanced pedagogical support of personal development as a way to solve adaptation problems.
Keywords: military college; anticipatory pedagogical support; personal development; the initial training period.
Высшее образование предназначено создавать условия для наращивания и проявления личностных функций обучающихся, что помогает им расставить мировоззренческие и поведенческие приоритеты и, в конечном счете, стать специалистами высокого уровня.
Время учебы в вузе параллельно второму периоду юности или первому периоду зрелости, который отличается сложностью становления личностных качеств. Характерной особенностью нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно развиваются те черты, которых в полной мере не хватало в старшей школе, - целеустремленность, решительность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Однако, как показывает практика, на начальный этап обучения в вузе приходится
наибольший отсев студентов, связанный с их неспособностью адаптироваться к новым для себя условиям. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего состояния школьника иногда приводит к нервным срывам или стрессовым реакциям.
Проведенный нами в сентябре-октябре 2013 г. опрос студентов первого курса технологического и экономического факультетов (120 чел.) сельскохозяйственной академии показал, что низкая адаптация зависит от ряда факторов, связанных с неудовлетворенностью студентов:
- учебным процессом (его организацией, качеством преподавания и др.);
- социально-психологическими отношениями (с преподавателями, группой и др.);
- условиями для проведения свободного времени (бытовыми условиями вуза и общежития, техническим оснащением вуза, организацией массовых мероприятий, условиями для полноценного проведения досуга и др.).
Адаптация студентов-первокурсников становится важной формой их личностного развития, так как адаптированный студент более других готов к полноценному развитию физической, психологической, интеллектуальной и других сторон своей личности в новой среде.
Опережающая педагогическая поддержка, осуществляемая кураторами и тьюторами на младших курсах вуза, по нашему мнению, способна реализовать одно из направлений педагогического процесса -осознанный личностный рост студента. Данное направление деятельности способно эффективно решать задачи изменения личностных качеств и студента, и преподавателя, построения «пространства сотрудничества»1. Можно предположить, что грамотно организованная опережающая педагогическая поддержка более полно раскрывает возможности обучающегося как субъекта образовательного процесса, обеспечивает полноценное функционирование его как личности, способной к самосовершенствованию, саморегуляции, жизненному и профессиональному самоопределению.
Многие известные ученые (К.Н. Вентцель, Э. Кей, Я.А. Коменский, Я. Корчак, М. Мон-тессори, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, С. Френе, К.Д. Ушинский и др.) в своих работах делают акцент на необходимости педагогической поддержки детей и молодежи.
Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С. Газманом и его научной школой (Т.В. Анохиной, В.П. Бедер-хановой, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, С.Д. Поляковым, С.М. Юсфиным Т.А. Строковой, И.Д. Фруминым и др.).
Изучение работ О.С. Газмана убеждает, что теоретической основой рассматриваемой поддержки является педагогика свободы, которая отличается от педагогики необходимости направленностью на внутренний мир человека. Механизмом ее реализации является индивидуализация. Под индивидуализацией личности, по О.С. Газману, следует понимать выявление, развитие и совершенствование неповторимости личности, своеобразия, заложенного в человеке или приобретенного им в процессе жизнедеятельности. Результатом индивидуализации является «свободоспособность как характеристика нового измерения личности»2.
О.С. Газману удалось определить сущность педагогической поддержки как осуществление процессов «СО- и САМО-» (самосознания, самодеятельности, самореабилитации, самоопределения и т.д.), ко-
торые позволяют ребенку успешно решать постоянно возникающие проблемы. По его мнению, педагогическая поддержка - это профессиональная деятельность педагогов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в различной деятельности3.
Соратники О.С. Газмана по научной школе развивают его идеи. Так, Т.В. Анохина трактует понятие «педагогическая поддержка» как систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности4.
Н.Б. Крылова рассматривает понятие «педагогическая поддержка» как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, так как она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации, что предполагает товарищеские отношения5. Следовательно, педагогическая поддержка осуществляется в условиях свободной творческой деятельности. От творческого выбора учащимися направления и содержания своей индивидуальной образовательной программы прямо зависит продуктивность как показатель качества самоопределения, самообразования и самореализации ученика.
Н.Н. Михайлова под педагогической поддержкой понимает «механизм автономи-зации личности». Он заключается в «присвоении ребенком права на уникальность... и самореализацию как выстраивание собственной жизненной траектории»6. В этом смысле автор очень близок к обоснованию опережающего характера педагогической поддержки. Педагог сопровождает ребенка на его пути к обретению автономии личности, помогая сформировать навыки самоопределения, самооценку, самоконтроль, то есть самопознание.
Ф.И. Кевля, исследуя возможности педагогической поддержки, подчеркивает ее опережающий (прогностический) характер. По мнению ученого, опережающая педагогическая поддержка личностного развития ребенка представляет собой деятельность педагога по моделированию условий и траектории развития личности воспитанника в перспективе его жизненного и профессионального самоопределения. Такая
деятельность основывается на развитии субъектности всех участников образовательного процесса, взаимодополняемости комплексного диагноза, авансированного прогноза, индивидуализации помощи ребенку в процессах «САМО-» (оздоровления, обучения, воспитания, осознания). Базой опережающей педагогической поддержки является выход на более высокий, акме-ологический уровень мастерства педагога и глубинного общения с ребенком, на использование интуиции. Это требует от педагога применения концептуального мышления, прогностических способностей и проективных умений.
Концептуальность мышления заключается в умении соединять противоречивые впечатления в общую картину, обнаруживать причинно-следственные связи явлений и целостно характеризовать каждое из них, находя доминантное качество. Прогностическими способностями обладает педагог, который способен предвидеть вероятные последствия педагогической ситуации. Основу прогностических способностей составляет интуиция как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, и антиципация как способность человека представить себе процесс или результат действия до его осуществления или как подготовка к реакции на действие до его наступления. Наличие проективных умений у педагога свидетельствует о том, что он в состоянии материализовать результаты педагогического прогнозирования и создать условия для моделирования индивидуальной траектории (программы) развития ребенка.
Одним из условий реализации опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка и особым методом Ф.И. Кевля считает психолого-педагогический консилиум. Он может быть рассмотрен не только «как метод и принцип, на основе которого выстраивается интегративная модель педагогической поддержки личностного развития ребенка, но и творческая мастерская, научная лаборатория и консультативная служба»7. В результате педагогической поддержки ребенок приобретает навыки самопознания.
Таким образом, при рассмотрении предмета опережающей педагогической поддержки как процесса, на наш взгляд, мало внимания уделяется требованиям к педагогу, который помимо мастерства и глубинного общения с ребенком способен овладеть концептуальностью мышления, прогности-
ческими способностями и проективными навыками (хотя ребенок может выступать при этом как субъект педагогического процесса).
Когда же предметом опережающей педагогической поддержки выступают условия ее реализации, то это, на наш взгляд, более цельно, поскольку субъект-субъектные взаимоотношения ребенка и взрослого, единство научных и интуитивных знаний всех участников становятся основополагающими. Ведь имея дело с процессами «СО- и САМО-», следует использовать интуицию, основанную на воображении, эмпатии, предшествующем опыте.
Считаем, что опережающая педагогическая поддержка личностного развития студента - это тип педагогической деятельности, заключающийся в разработке содержания, методов и средств, направленных на выявление и использование субъектного прошлого студента, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей студента для решения как фактических, так и возможных проблем.
Целью опережающей педагогической поддержки выступает личностное развитие студента, его качественных и количественных характеристик, возникновение новых форм жизнедеятельности, социальных взаимосвязей. Под личностным развитием студента мы понимаем особое конфликтное становление личностной целостности, сложный процесс постоянного самосовершенствования, который помогает обучающемуся преодолеть внутриличностное кризисное состояние, что в результате способствует возникновению новообразований личности. В результате поддержки адаптированный студент готов к полноценному развитию физической, психологической, интеллектуальной и других сторон своей личности в незнакомой среде, поскольку адаптация первокурсников является составной частью их личностного развития.
Сущностью опережающей педагогической поддержки личностного развития студента является не только опережающий процесс научения субъекта самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, но и постоянная готовность студента адекватно реагировать на трудности.
Именно опережающий характер педагогической поддержки позволяет сделать широким спектр применения, прогнозирования личностного развития студента и осуществить опережающую педагогическую поддержку на высоком уровне.
Считаем, что применение опережающей педагогической поддержки в массовой университетской практике призвано облегчить период адаптации первокурсников для осуществления в дальнейшем их более полноценной профессиональной подготовки.
| ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Ефимов А.А. Педагогическое сопровождение асоциально-криминальных групп подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.
2 См.: Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1995. № 3. С. 58-63.
3 См.: Архипова А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.
4 См.: Пичугина Г.В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании // Школа и производство. 2009. № 8. С. 3-6.
5 См.: Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 92-104.
6 Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. Вологда, 2009.
7 Она же. Психолого-педагогический консилиум: история, теория, опыт: Учеб. пособие. Вологда, 2013.
1 Sm.: Efimov A.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie asocial'no-kriminal'nyh grupp podrostkov: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2003.
2 Sm.: Gazman O.S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaja problema // Novye cennosti obrazovanija: desjat' koncepcij i jesse. 1995. № 3. S. 58-63.
3 Sm.: Arhipova A.A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, v processe socializacii: Dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2005.
4 Sm.: Pichugina G.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie i pedagogicheskaja podderzhka obuchajushhihsja v tehno-logicheskom obrazovanii // Shkola i proizvodstvo. 2009. № 8. S. 3-6.
5 Sm.: Krylova N.B. Pedagogicheskaja, psihologicheskaja i nravstvennaja podderzhka kak prostranstvo lichnostnyh izmenenij rebenka i vzroslogo // Klassnyj rukovoditel'. 2000. № 3. S. 92-104.
6 Kevlja F.I. Pedagogicheskie tehnologii: diagnostika, prognozirovanie i podderzhka lichnostnogo razvitija rebenka. Vologda, 2009.
7 Ona zhe. Psihologo-pedagogicheskij konsilium: istorija, teorija, opyt: Ucheb. posobie. Vologda, 20l3. m