Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКИ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веричева О.Н.

В статье раскрыта сущность подготовки специалистов по социальной работе с учетом особенностей полиэтнической образовательной среды вуза, а также региона. Подготовка будущих бакалавров и магистров социальной работы основывается на ведущих целевых компонентах национальных проектов Российской Федерации, ориентированных на развитие человека и его потенциала, который измеряется с помощью индекса человеческого развития (ИЧР) (Human Development Index (HDI). В содержании статьи определены целевые ориентиры организации образовательного процесса будущих бакалавров и магистров социальной работы; выявлены основные принципы и ключевые компоненты системы подготовки, которые включают образовательную полиэтническую систему, ориентированную на глобальные, национальные и личностные интересы и развитие потенциала человека; целенаправленный процесс формирования компетенций будущего специалиста как субъекта социальной работы; вариативную основную образовательную программу, проектирующую индивидуальную образовательную стратегию подготовки студента с учетом условий вуза и геополитических, этнокультурных, исторических и социально-экономических условий региона. Образовательная полиэтническая система подготовки бакалавров и магистров социальной работы развивается в соответствии с подходами: личностно-деятельностным; индивидуально-творческим; системным; уровневым; компетентностным; трансформационным; ресурсным; синергетическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веричева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MULTI-ETHNIC SYSTEM OF TRAINING FUTURE BACHELORS AND MASTERS OF SOCIAL WORK

The article reveals the essence of training specialists in social work, taking into account the peculiarities of the multi-ethnic educational environment of the university, as well as the region. The preparation of future bachelors and masters of social work is based on the leading target components of the national projects of the Russian Federation, focused on human development and human potential, which is measured using the Human Development Index (HDI). Educational process of future bachelors and masters of social work, identified the main principles and key components of the training system, which include an educational multi-ethnic system focused on global, national and personal interests and the development of human potential; a purposeful process of forming the competencies of a future specialist as a subject of social work; variable the main educational program that designs an individual educational strategy for preparing a student, taking into account the conditions of the university and the geopolitical, ethno-cultural, historical and socio-economic conditions of the region. The educational polyethnic system of training bachelors and masters of social work develops in accordance with the main scientific and methodological approaches: personal and activity; individual and creative; systemic; level; competence; transformational; resource; synergistic.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

УДК 37

Образовательная полиэтническая система подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы

Educational multi-ethnic system of training future bachelors and masters of social work

Веричева О.Н., Костромской государственный университет, overicheva@yandex.ru

Vericheva O., Kostroma State University, overicheva@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.013

Ключевые слова: система подготовки специалистов по социальной работе, региональное высшее образование, практики активного долголетия.

Keywords: system of training specialists in social work, regional higher education, practices of active longevity.

Аннотация. В статье раскрыта сущность подготовки специалистов по социальной работе с учетом особенностей полиэтнической образовательной среды вуза, а также региона. Подготовка будущих бакалавров и магистров социальной работы основывается на ведущих целевых компонентах национальных проектов Российской Федерации, ориентированных на развитие человека и его потенциала, который измеряется с помощью индекса человеческого развития (ИЧР) (Human Development Index (HDI). В содержании статьи определены целевые ориентиры организации образовательного процесса будущих бакалавров и магистров социальной работы; выявлены основные принципы и ключевые компоненты системы подготовки, которые включают образовательную полиэтническую систему, ориентированную на глобальные, национальные и личностные интересы и развитие потенциала человека; целенаправленный процесс формирования компетенций будущего специалиста как субъекта социальной работы; вариативную основную образовательную программу, проектирующую индивидуальную образовательную стратегию подготовки студента с учетом условий вуза и геополитических, этнокультурных, исторических и социально-экономических условий региона. Образовательная полиэтническая система подготовки бакалавров и магистров социальной работы развивается в соответствии с подходами: личностно-деятельностным; индивидуально-творческим; системным; уровневым; компетентностным; трансформационным; ресурсным; синергетическим.

Abstract. The article reveals the essence of training specialists in social work, taking into account the peculiarities of the multi-ethnic educational environment of the university, as well as the region. The preparation of future bachelors and masters of social work is based on the leading target components of the national projects of the Russian Federation, focused on human development and human potential, which is measured using the Human Development Index (HDI). Educational process of future bachelors and masters of social work, identified the main principles and key components of the training system, which include an educational multi-ethnic system focused on global, national and personal interests and the development of human potential; a purposeful process of forming the competencies of a future specialist as a subject of social work; variable the main educational program that designs an individual educational strategy for preparing a student, taking into account the conditions of the university and the geopolitical, ethno-cultural, historical and socio-economic conditions of the region. The educational polyethnic system of training bachelors and masters of social work develops in accordance with the main scientific and methodological approaches: personal and activity; individual and creative; systemic; level; competence; transformational; resource; synergistic.

Введение. Подготовка будущих бакалавров и магистров социальной работы основывается на ведущих целевых компонентах национальных проектов Российской Федерации. Поддерживая мнение О.А. Аникеевой, можно отметить, что главным целевым ориентиром построения системы подготовки специалистов по социальной

работе является формирование компетенций [1, с.68], умений и навыков обучающегося, которые способствуют развитию потенциала человека как объекта и субъекта социальной работы.

Здесь четко определяется объединяющее начало в целевых установках национальных проектов Российской Федерации (2019-2024) и

развитии системы подготовки кадров для ведущей области профессиональной

деятельности специалиста - социальной защиты населения.

Создание новых форм и методов подготовки специалистов по социальной работе, разработка социальных инноваций в условиях вуза будут опосредованно влиять на развитие потенциала человека в условиях региона и страны.

Процесс развития человека изучается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций с использованием Индекса человеческого развития (индекса развития человеческого потенциала) (ИЧР),

разработанного в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком.

Новый метод расчета (ИЧР) основан на трех параметрах: долгая и здоровая жизнь: ожидаемая продолжительность жизни при рождении [6]; индекс образования: среднее время обучения и ожидаемое время обучения; достойный уровень жизни [5, с.52].

Новое исследование и рейтинг стран мира, согласно индексу человеческого развития, опубликованному ООН в декабре 2020 года, показывает, что к странам с очень высоким уровнем ИЧР относятся: Норвегия (0,957); Ирландия (0,955); Швейцария (0,955); Гонконг (0,949) и другие государства Западной Европы и Соединенные Штаты Америки (0,926); Российская Федерация входит в группу стран с высоким уровнем развития индекса человеческого капитала (от 0,8 до 0,9), который составляет на декабрь 2020 года - 0,824 [4].

Следовательно, в содержание

целеполагающего процесса как основы подготовки специалистов по социальному обслуживанию и социальной защиты в полиэтническом регионе входит развитие человеческого потенциала как объекта и субъекта социального обслуживания, выражающееся в расширении возможностей личности, свободы жить длительной, здоровой и творческой жизнью, получать образование и иметь достойный уровень жизни, интенсивно принимать участие в обеспечении справедливости и стойкости мирового сообщества.

Ведущими принципами реализации системы подготовки профессионалов по социальной работе в пространстве регионального образования являются: социальная справедливость, внимание к гражданским правам, развитие социальных технологий, способствующих устойчивости общества.

Методология исследования. В течение тридцатилетнего периода (1991-2021 гг.) идет процесс формирования теоретико-

методологических подходов, которые дают чёткое обоснование основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в условиях регионального образовательного пространства.

Ориентируясь на исследование Т.С. Базаровой, можно выделить ключевые компоненты системы подготовки [2, с.478] профессионалов социальной работы:

- образовательная полиэтническая система, ориентированная на глобальные, национальные и личностные интересы и развитие потенциала человека;

- целенаправленный процесс формирования компетенций будущего специалиста как субъекта социальной работы;

- вариативная основная образовательная программа, проектирующая индивидуальную образовательную стратегию подготовки студента с учетом условий вуза и геополитических, этнокультурных, исторических и социально-экономических условий региона.

В своем исследовании Т.С. Базарова уделяет особое внимание «актуализации региональной направленности содержания образования будущих специалистов по социальной работе» [3], поэтому представляет интерес изучение развития данной области знаний в условиях региональной специфики.

Остановимся подробнее на содержании ключевых компонентов системы подготовки специалистов по социальной работе в условиях Костромского государственного университета.

Образовательная полиэтническая система подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы развивается в соответствии с основными научно-методологическими

подходами: личностно-деятельностного (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревсая, В.П. Бедерханова, Б.С. Гершунский, С.И. Григорьев, И.А. Зимняя, Л.В. Мардахаев, В.А. Сластенин и др.) индивидуально-творческого (И.Ф. Исаев, Н.Н Никитина, Н.Г. Руденко и др.); системного (А.Н Быстров, А.М. Егорычев, Б.Н. Неменский, Л.И Новикова, Л.В. Суслова и др.); уровневого (Ю.Н. Галагузова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостовой и др.); компетентностного (О.А. Аникеева, Н.Ф. Басов, В.А. Болотов, В.В. Сизикова, С.Н. Фомина и др.); трансформационного (Н.Б. Москвина, Т.Д. Скуднова, Р.И. Трипольский и др.); ресурсного (Т.М. Давыденко, Е.И. Иванова и др.); синергетического А.А. Ворожбитова, Е.Н. Князева, Г.М. Коджаспирова, Э.К. Никитина и

др.).

Результаты исследования. Согласно личностно-деятельностного подхода,

организация и управление учебной деятельностью будущего специалиста по социальной работе осуществляется с учетом особенностей жизнедеятельности обучающегося, направленности его интересов, жизненных стратегий. В процессе реализации образовательной программы преподаватели кафедры социальной работы создают условия для реализации им творческих способностей и личностного потенциала. Будущий бакалавр и магистр социальной работы самореализуются в научно-исследовательской деятельности. Для этого кафедрой социальной работы ежегодно проводятся межрегиональные научно-практические конференции: «Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами»; «Стратегии социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», результаты научных собраний публикуются в научных сборниках, которые входят в систему РИНЦ. На региональном уровне студенты направления подготовки «Социальная работа» участвуют в форуме и областной научной конференции для молодежи и школьников «Шаг в будущее», где их исследования отмечены дипломами 1 - 2 степени. На федеральном уровне будущие бакалавры и магистры социальной работы имеют возможность представить результаты своих исследований во всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью «Профессиональное завтра» (МГППУ, г. Москва); Международном конкурсе научно-исследовательских работ студентов Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Социология и социальная работа» (РГСУ, г. Москва); Всероссийский конкурс «Моя страна - моя Россия».

Индивидуально-творческий подход

ориентирует преподавателей на выявление и формирование у студентов творческой индивидуальности.

В соответствии с системным подходом процесс подготовки специалистов по социальной работе в условиях Костромского государственного университета ориентирован на расширение и усложнение продуктивных связей с российскими и зарубежными вузами-партнерами, ведущими работодателями, потенциальными заказчиками интеллектуальных продуктов. В 2020 году подписано соглашение о сотрудничестве с Межгосударственным высшим образовательным учреждением «Российско-

Таджикский (славянский) университет» г. Душанбе Russian-Tajik (Slavonic) University (RTSU) и Костромским государственным университетом; в результате готовится к изданию учебное пособие авторского коллектива преподавателей кафедры для студентов Республики Таджикистан на таджикском языке. Ежегодно осуществляются взаимодействие и обмен социально-технологическими практиками и научно-методологическими исследованиями в области социальной работы со студентами и преподаватели Евангелической высшей школой (ФРГ, г. Дармштадт).

Взаимодействие Института педагогики и психологии (кафедра социальной работы) КГУ с Московским государственным психолого-педагогическим университетом осуществляется в рамках соглашения о сотрудничестве от 18.10.2017 года. В настоящее время развиваются ведущие направления сотрудничества - участие преподавателей в реализации научно-исследовательской деятельности и подготовка обучающихся как добровольных помощников (волонтеров) в условиях инклюзивного пространства образовательной организации высшего образования. Ежегодно организуется дистанционное обучение студентов направления подготовки «Социальная работа» КГУ в МГППУ по программе «Инклюзивное волонтерство в вузе».

В соответствии с законами развития изменяется внутренняя структура системы подготовки специалистов по социальной работе в условиях региона. Она представляет собой открытую, живую многомерную социальную целостность, которая в соответствии с подходом А.М. Егорычева, постоянно впитывает и перерабатывает смысл и ценности научной и социокультурной деятельности человеческого сообщества [3, с.3]. Для формирования профессиональных компетенций обучающихся введена «профессиональная подготовка» [7] будущих бакалавров и магистров социальной работы в профильной организации ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов, дневной центр для людей с функциональными дефицитами и начальной стадией возраст - ассоциированных нарушений». Профессиональная подготовка будущих бакалавров и магистров социальной работы представляет собой «форму организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование,

закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы» [7]. В условиях профильного учреждения для студентов направления подготовки «Социальная работа» проводятся лабораторные и практические занятия в рамках дисциплины (модуля) «Технология социальной работы».

Руководитель профильного учреждения активно участвует в подготовке студентов и научно-исследовательском эксперименте по созданию стационарозамещающих технологий социального обслуживания населения, способствующих активному долголетию граждан пожилого возраста и инвалидов.

Подготовка профессионалов социальной работы ведется с помощью уровневого подхода. Е.И. Холостова, Т.Ф. Яркина определяют три уровня развития системы образования обучающихся: научно-методический,

профессионально-практический и личностный. Согласно методологическому обоснованию этого процесса Ю.Н. Галагузовой, М.В. Фирсовой, обучение профессионалов социальной работы происходит на двух уровнях: управленческом и психолого-педагогическом.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №23-ФЗ (ред. от 08.12.2020) вводится понятие «образовательные уровни

(образовательные цензы)» [10], которые приравниваются к уровням образования и реализуются при подготовке профессионалов социальной работы в следующем порядке:

- среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию (открытие школ социальной работы для абитуриентов, желающих обучаться в вузе по направлению подготовки «Социальная работа»);

- среднее профессиональное образование -к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

- высшее профессиональное образование -бакалавриат - к высшему образованию -бакалавриату;

- высшее профессиональное образование -подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;

- послевузовское профессиональное образование в аспирантуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В Костромском государственном

университете подготовка будущих специалистов по социальной работе на кафедре организуется по двум образовательным уровням: бакалавриата и магистратуры [8;9].

В Костромском регионе в условиях Шарьинского педагогического колледжа в 2021 апробируется новая образовательная программа подготовки социальных работников согласно уровню среднего профессионального образования.

Образовательная полиэтническая система подготовки обучающихся по направлению «Социальная работа» в КГУ, ориентированная на глобальные, национальные и личностные интересы и развитие потенциала человека строится на основании компетентностного подхода. Концептуальная основа

компетентностного подхода выражается в своем категориальном аппарате (опубликованном кафедрой социальной работы в новейших учебных пособиях); межпредметной

направленности; введение новых оценочных средств; улучшенном учебно-методическом сопровождении; новейших функциях и ролях педагога (тьютор, наставник, фасилитатор и др.); усилении ответственности учащихся; внедрение инновационных и вариативных форм взаимодействия вуза и работодателей (введение профессиональной подготовки, оборудование учебных аудиторий для практических и лабораторных занятий в учреждениях системы социальной защиты населения);

студентоцентрированном характере

образовательного процесса (результатом, которого является подготовка специалиста, умеющего работать в команде, принимать самостоятельные решения, деятельностного и способного к инновациям).

Рассмотрим влияние трансформационного подхода на систему подготовки будущих специалистов по социальной работе в условиях полиэтнического региона. Трансформацию можно рассматривать как процесс преобразования определенных тенденций, ресурсов образовательной среды в потенциал. На его основе создается профессиональный портрет, а также социальные и профессиональные роли будущего специалиста по социальной работе. Уникальность проявляется в том, что будущий бакалавр и магистр социальных услуг приобретают дополнительные знания и навыки (по сравнению с базовыми), а также компетенции. Достигается это с помощью цикла учебных дисциплин, которые обеспечивают подготовку обучающихся по определенной направленности:

«Организация и администрирование в сфере социальной защиты населения» (бакалавриат); «Социальная работа с разными группами населения», «Государственное управление и организация социальной работы» (магистратура очная и заочная формы обучения).

Важным для образовательной цели в системе подготовки бакалавров и магистров социальной работы (развитие потенциала человека в условиях региона и страны) является ресурсный подход. В процессе организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и преподавателей, организации лекционных и практических занятий, практической подготовке и добровольческой деятельности получатель социальной услуги (клиент) рассматривается нами как субъект своей жизни, имеющий индивидуальные возможности, способности, талант, личностные ресурсы, которые с помощью воздействия социальных технологий и помогающего процесса формируют в личности клиента субъектную активную жизненную позицию.

Синергетический подход в системе подготовки специалистов по социальной работе в условиях региона. Он проявляется в открытости образовательного процесса, ориентированности и взаимосвязи с полиэтнической средой региона. С появлением новых вызовов окружающей действительности (новая коронавирусная инфекция С0УГО-2019) происходит гибкая адаптация образовательного процесса будущих бакалавров социальной работы с целью формирования у них компетенций опытных консультантов, умеющих работать дистанционно и успешно решать проблемы населения. Активная жизненная позиция студентов способствует внимательному отношению к получателям медико-социальных услуг и эффективному проведению дистантного консультирования в ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики Костромской области» (единый колл-центр по профилактике коронавирусной инфекции в Костромской области).

Заключение. Таким образом, разработка системы подготовки специалистов по социальной работе к реализации практик активного долголетия в условиях учреждений социального обслуживания населения ориентирована на единую цель - развитие потенциала человека в условиях региона и страны. Определяется ведущими принципами: социальной

справедливости, устойчивости и уважения к правам человека. Ключевыми компонентами системы подготовки профессионалов социальной работы в Костромском государственном

университете являются: образовательная полиэтническая система, ориентированная на глобальные, национальные и личностные интересы и развитие потенциала человека; целенаправленный процесс формирования компетенций будущего специалиста как субъекта социальной работы; двухуровневые вариативные основные образовательные программы, проектирующие индивидуальную

образовательную стратегию подготовки студента с учетом условий вуза и геополитических, этнокультурных, исторических и социально-экономических условий региона.

Автором раскрыта методология

проектирования образовательной полиэтнической системы подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы. В частности раскрыты подходы: личностно-деятельностный; индивидуально-творческий; системный;

уровневый; компетентностный;

трансформационный; ресурсный;

синергетический.

Самобытность и уникальность

образовательной полиэтнической системы подготовки будущих специалистов по социальной работе формируется благодаря личностно-деятельностному подходу

(организация и управление учебной деятельностью будущего бакалавра и магистра социальной работы происходит в соответствии с его интересами и жизненной стратегией) и индивидуально-творческому.

Устойчивость полиэтнической системы подготовки будущих специалистов по социальной работе придают системный, уровневый подходы.

Целенаправленность полиэтнической

системы подготовки профессионалов социальной сферы формируют два подхода: компетентностный и ресурсный.

Адаптированность полиэтнической системы подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы в условиях регионального пространства вуза достигается с помощью развития трансформационного и

синергетического подходов. Важной

составляющей здесь является открытость образовательного пространства вуза для обеспечения социальных лифтов абитуриентов, студентов, выпускников и практикующих специалистов.

Дальнейшее направление исследования будет посвящено влиянию на полиэтническую систему подготовки будущих специалистов по социальной работе, во-первых, процесса формирования компетенций будущего

специалиста как субъекта социальной работы, а во-вторых, процесса становления основной образовательной программы, проектирующей индивидуальную образовательную стратегию

подготовки студента с учетом условий вуза и геополитических, этнокультурных, исторических и социально-экономических условий региона.

Литература:

1. Аникеева О.А. Проблемы и перспективы подготовки кадров для управления и организации в социальной сфере / О.А. Аникеева // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2008. - № 3. - С. 67-73.

2. Базарова Т.С. Компетентностный подход в подготовке будущего социального работника в системе университетского образования в регионе / Т.С. Базарова // Бюллетень науки и практики. - 2016. - Т. 4(5). - С. 478-483.

3. Базарова Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Базарова Татьяна Содномовна. - Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т., 2010. - 366 с.

4. Егорычев А.М. Современная Российская система образования: контекст духовных традиций / А.М. Егорычев // Медицина и образование в Сибири. - 2009. - № 9. - С. 3-12.

5. Индекс человеческого развития. Гуманитарный портал. ISSN 2310-1792. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //gtmarket.ru/ratings/human-development-index

6. Никитина Ю.В., Рыжкова Ю.А. Система интегральных показателей благосостояния населения / Ю.В. Никитина, Ю.А. Рыжкова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2(6). -С. 52-56.

7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства

просвещения Российской Федерации «О практической подготовке обучающихся» от 05.08.2020 № 885/390 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012020091100 53

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа» от 05.02. 2018 № 76. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71789368/

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа» от 05.02.2018 №80. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71889366/53189421bbdaf741 eb2d1 ео>ШЬ4 c33/

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №23-ФЗ (ред. от 08.12.2020). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/77706811/

References:

1. Anikeeva O.A. Problems and perspectives of staff training for management and organization in the social sphere / O.A. Anikeeva // Messenger of association of the universities in the sphere tourism and service. - 2008. - № 3. - S. 67-73.

2. Bazarova T.S. Competence-based approach in the preparation future social worker in the system of university education in the fegion / T.S. Bazarova // Messenger of science and practice. - 2016. - T. 4(5). - S. 478-483.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bazarova T.S. System of professional training of a social worker in the conditions of the regional university: dis. ... doctor ped. sciences: 13.00.01 / Bazarova Tatyana Sodnomovna. - Ulan-Ude: Buriat. gos. un-t., 2010. - 366 s.

4. Egorychev A.M. A modern Russian system of education: in the context of spiritual traditions / A.M. Egorychev // Medicine and education in Siberia. - 2009. - № 9. -S. 3-12.

5. Index of human development. Humanitarian portal. ISSN 2310-1792. [Electronic resource]. - Access mode: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index

6. Nikitina Ju.V., Ryzhkova Ju.A. The system of integral criteria of nation's well-being / Ju.V. Nikitina, Ju.A. Ryzhkova // Models, systems, sets in economy, teckniques, nature and society. - 2013. - № 2(6). - S. 52-56.

7. Order of Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ministry of Education of the Russian Federation "About practical training of learners" from 05.08.2020 № 885/390 [Electronic resource]. - Access mode: https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012020091100 53

8. Order of Ministry of Education and Science in Russian Federation "About establishment of federal state educational standard of higher education - bachelors on the orientation of training 39.03.02 "Social work" from 05.02. 2018 № 76 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71789368/

9. Order of Ministry of Education and Science in Russian Federation "About the establishment of federal state educational standard of higher education - masters' on the orientation of training 39.04.02 Social work» from 05.02.2018 № 80 [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant.ru/71889366/53f89421bbdaf741 eb2d1 ecc4ddb4 c33/

10. Federal Law «About Education in Russian Federation» from 29.12.2012 №23-FZ (ed. from 08.12.2020). [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant.ru/777

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторе:

Веричева Ольга Николаевна (г. Кострома, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы Костромской государственный университет, e-mail: overicheva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.