Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В ПОНИМАНИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В ПОНИМАНИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА / ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихонина Светлана Алексеевна, Симонова Марина Олеговна

Жизненный успех является комплексным, многоаспектным понятием, имеющим и объективную, и субъективную стороны. Этот факт в значительной степени осложняет поиск и анализ того, что определяет понимание жизненного успеха, а также детерминант, которые влияют на ценностные ориентиры и, соответственно, стратегии жизненного успеха. Студенческая молодежь представляет собой активную социальную группу, которой предстоит в ближайшее время оказывать влияние на жизнь российского общества. Формирующиеся у студенческой молодежи ценностные ориентиры определяют их жизненную стратегию, выступают детерминантами, которые составят основу модели жизненного успеха молодых людей. Проведенное социологическое исследование позволило выявить ключевые детерминанты жизненного успеха, еще раз подтвердить вариативность моделей поведения студенческой молодежи по отношению к достижению жизненного успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тихонина Светлана Алексеевна, Симонова Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE PRIORITIES AND DRIVING SUCCESS IN THE MINDS OF RUSSIAN STUDENTS: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Life success is a complex, multidimensional concept that has an objective and subjective side, which greatly complicates the search and analysis of what determines the understanding of life success, as well as the determinants that affect value orientations and, accordingly, life success strategies. Student youth is an active social group, which in the near future will have an impact on the life of Russian society. The value orientations that form among student youth determine their life strategy; act as determinants that will form the basis of the model of life success for young people. The sociological research made it possible to identify the key determinants of success in life, once again confirm the variability of behavior patterns of student youth in relation to achieving success in life.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В ПОНИМАНИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

SOCIOLOGY

Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 42-47. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 9. P. 42-47.

Научная статья УДК 316.346.32-053.6 https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.4

Жизненные приоритеты и достижение успеха в понимании российских студентов:

опыт социологического исследования

Светлана Алексеевна Тихонина1, Марина Олеговна Симонова2^

■^Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Нижний Новгород, Россия 2study888@rambler.ruH

Аннотация. Жизненный успех является комплексным, многоаспектным понятием, имеющим и объективную, и субъективную стороны. Этот факт в значительной степени осложняет поиск и анализ того, что определяет понимание жизненного успеха, а также детерминант, которые влияют на ценностные ориентиры и, соответственно, стратегии жизненного успеха. Студенческая молодежь представляет собой активную социальную группу, которой предстоит в ближайшее время оказывать влияние на жизнь российского общества. Формирующиеся у студенческой молодежи ценностные ориентиры определяют их жизненную стратегию, выступают детерминантами, которые составят основу модели жизненного успеха молодых людей. Проведенное социологическое исследование позволило выявить ключевые детерминанты жизненного успеха, еще раз подтвердить вариативность моделей поведения студенческой молодежи по отношению к достижению жизненного успеха.

Ключевые слова: жизненный успех, студенческая молодежь, детерминанты жизненного успеха, жизненная стратегия, социальная среда, ценностные ориентиры, модель жизненного успеха, потребность в достижениях

Для цитирования: Тихонина С.А., Симонова М.О. Жизненные приоритеты и достижение успеха в понимании российских студентов: опыт социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 42-47. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.4.

Original article

Life Priorities and Driving Success in the Minds of Russian Students: The Experience of Sociological Research

Svetlana A. Tikhonina1, Marina O. Simonova2H

12Nizhny Novgorod Institute of Management, branch of Russian Academy of National Economy

and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russia

2study888@rambler.ruH

Abstract. Life success is a complex, multidimensional concept that has an objective and subjective side, which greatly complicates the search and analysis of what determines the understanding of life success, as well as the determinants that affect value orientations and, accordingly, life success strategies. Student youth is an active social group, which in the near future will have an impact on the life of Russian society. The value orientations that form among student youth determine their life strategy; act as determinants that will form the basis of the model of life success for young people. The sociological research made it possible to identify the key determinants of success in life, once again confirm the variability of behavior patterns of student youth in relation to achieving success in life.

Keywords: life success, student youth, determinants of success in life, life strategy, social environment, value orientations, life success model, achievement need

For citation: Tikhonina, S.A. & Simonova, M.O. (2022) Life Priorities and Driving Success in the Minds of Russian Students: The Experience of Sociological Research. Theory and Practice of Social Development. (9), 4247. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.9.4 (In Russian).

Социальная реальность жизнедеятельности россиян меняется на наших глазах и с участием всех поколений и социальных групп людей. Закономерно, что особое внимание исследователей-социологов привлекает студенческая молодежь России, которая через несколько лет станет главной социально-политической и экономической силой общества. В современных условиях жизненные притязания молодого поколения России (особенно студенческой его части) в силу обладания большими социальными ресурсами (возрастными, образовательными), активностью и открыто-

© Тихонина С.А., Симонова М.О., 2022

стью, с присущей молодежи требовательностью формируют новое ценностное пространство стремительно меняющейся страны. Что сегодня определяет представления о жизненном успехе в студенческой среде? Какие детерминанты активно воздействуют на процесс формирования ценностных ориентиров и целей, мотивирующих выбор стратегии достижения успеха?

Выявление и анализ детерминант жизненного успеха человека является очень сложной задачей, учитывая, что «успех многоаспектен, индивидуален, ситуативен, интерсубъективен, относителен, имеет как объективную, так и субъективную стороны, а также предполагает многовариантные способы его достижения» (Якутина, 2009). С социологической точки зрения жизненный успех является «ярким индикатором места человека в стратификационной иерархии, отражая специфику занимаемой людьми статусной позиции» (Рожкова и др., 2021). Статусные притязания в свою очередь зависят от множества факторов, «причём, в каждом обществе, слое и даже у разных индивидов в этих слоях роль данных факторов различна» (Тихонова, 2018). Здесь стоит выделить особенность студенческой молодежи - эта социальная группа находится в процессе активного становления профессиональных приоритетов и поиска своей жизненной стратегии завоевания успеха. Задача осложняется еще и тем, что для достижения успеха человек должен стремиться к успеху, то есть важной является мотивационная составляющая, которая во многом зависит не только от социальной среды (ближнего круга социального взаимодействия молодого человека и от сигналов макросреды), но и от психофизиологических особенностей человека (Шабунова и др., 2019). То есть при достижении успеха может возникнуть противоречие между индивидуальными притязаниями человека, его стремлением занять высокое место в стратификационной иерархии и состоянием социальной среды, факторы которой могут оказаться препятствием на пути реализации выбранной стратегии жизненного успеха. Возможна и обратная ситуация: наличие благоприятных социальных условий будет нивелироваться отсутствием природных задатков человека, низкой мотивацией к постановке и достижению целей (Галюк, Старцева, 2020).

На наш взгляд, ключевое отличие исследования феномена жизненного успеха в социологии заключается в том, что рассматриваются не только и не столько праксеологические аспекты деятельности человека, но и, прежде всего, ценности человека, в соответствии с которыми он ставит и достигает цели. Здесь стоит согласиться с идеей К.О. Паниевой о том, что успех это, прежде всего, ценностная ориентация, поэтому содержание понятия «жизненный успех», а значит, стратегии его достижения будут зависеть от ценностей, преобладающих в данном обществе в данный период времени (Паниева, 2013). Такой взгляд на жизненный успех также содержит ряд противоречий. Так, например, Л.В. Рожкова и коллеги полагают, что основным фактором, влияющим на успех в жизни, является образование, однако, по данным их собственного исследования, образование не является лидирующей ценностью у молодежи (Рожкова и др., 2021).

Представленные в статье данные основаны на результатах эмпирического социологического исследования, проведенного под руководством автора в 2022 г. на базе Нижегородского института управления-филиала РАНХиГС. Целью исследования являлось определение системы жизненных приоритетов студенческой молодежи как модели реализации собственных притязаний на жизненный успех в системе социальных взаимодействий, а также путей его достижения. Выборка составила 373 человека, 78 % - лица женского пола, 22 % - мужского.

В данной статье будут рассмотрены представления респондентов о некоторых факторах жизненного успеха студенческой молодежи в возрасте от 16 до 21 года, получающих среднее профессиональное или высшее образование.

Учитывая, что объектом исследования стали студенты в возрасте не старше 21 года, оценка степени достижения ими успеха является субъективной, то есть исходит из представлений респондентов об успехе, полученных путем сопоставления с примерами людей или ситуаций, которые принято рассматривать как успешные. На наш взгляд, результаты исследования иллюстрируют так называемый «туннельный эффект» который в данном случае выражается в том, что респонденты воспринимают из социальной среды от успешных, по их мнению, людей сигналы о том, что им поможет в будущем достичь успеха. Например, одним их таких сигналов является образование, которое может рассматриваться «как фундамент, на котором строятся карьера и будущее» (Рожкова и др., 2021). Вероятно, поэтому 66 % опрошенных в рамках данного исследования молодых людей считают себя успешными: поступление в вуз и возможность получения профессионального образования рассматривается ими на данный момент как показатель успеха.

В рамках данного исследования не будут рассмотрены такие «жесткие» факторы как уровень образования, фактический уровень доходов, престижность работы или профессии, популярность и т. д. Интерес представляют ценностные ориентиры респондентов, по сути, являющиеся референтными сигналами, на основе которых формируются представления студенческой молодежи об успехе и осуществляется целеполагание на достижение успеха. Социальная среда в данном контексте выступает в качестве «поставщика» этих ценностей, в том числе через агентов социализации, таких как семья, система образования и СМИ.

ЭОСЮЬООУ

Для проверки актуальности для респондентов самой проблемы жизненного успеха им было предложено ответить на вопрос: «Насколько, по вашему мнению, важно быть успешным?». Оценка важности осуществлялась по десятибалльной шкале, где 1 - неважно, 10 - очень важно. Распределение ответов на данный вопрос представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос «Насколько, по вашему мнению, важно быть успешным?», %

Подавляющее большинство опрошенных (75 %) считает достижение успеха очень важным (8-10 баллов), что подчеркивает актуальность данного вопроса для студентов. Интересно, что среди тех, кто не очень высоко оценил важность достижения успеха (5-7 баллов), больше тех, кто считает себя скорее неуспешным (30,5 % против 22,9 %) и меньше тех, кто считает себя успешным (47,6 % против 57,9 %). Отличаются также крайние варианты ответов (да/нет): среди тех, кто высоко оценил важность достижения успеха, почти в два раза больше считающих себя успешным (11,1 % против 6,1 %) и более чем в два раза меньше тех, кто считает себя неуспешным (5,7 % против 13,4 %). Можно предположить, что поскольку общий уровень значимости ценности успеха задается совокупным действием субъективно-личностных ценностей и ценностей социальной значимости, то проблема может находиться в области противоречий в процессе ин-териоризации респондентами различных групп ценностных предпочтений.

Для определения доминирующих ценностных ориентиров респондентам было предложено выбрать наиболее важные ценности из списка (не более трех из 10). На рисунке 2 представлены ценности, получившие наибольшее количество голосов респондентов. Самым важным респонденты считают хорошие отношения в семье и материальное благополучие с преобладанием семейных отношений. Почти в два раза менее популярным был ответ «самореализация, развитие». Несмотря на то, что опрашиваемые получают профессиональное образование, интересная работа и профессиональное развитие оказались важными лишь для одной трети респондентов.

■ взаимопонимание, хорошие отношения в семье

материальное благополучие, комфорт

самореализация, развитие

интересная работа, профессиональное развитие

любовь, романтические отношения

Рисунок 2 - Распределение основных ответов на вопрос «Что из перечисленного для Вас наиболее важно в жизни?», %

Распределение ценностей по степени важности отличается в зависимости от причин, по которым респонденты считают себя успешными. Так, среди тех, кто затруднился определить, почему они считают себя успешными, большинство (67 %) отметили важность материального благополучия. Логично, что респонденты, считающие себя успешными благодаря материальному положению, также поставили на первое место наличие материального достатка (77,8 % против 55,6 % за семью).

Респонденты, считающие себя успешными благодаря умению достигать поставленные цели, на первое место поставили хорошие отношения в семье (76,8 %). Однако, интересно то, что данная группа ценит выше самореализацию и развитие (42 %), а также и наличие интересной работы (32 %).

Те, кто считает себя успешным, поскольку сумели добиться общественного признания, на первое место поставили самореализацию и развитие (69 %), тогда как важность семьи и материального благополучия подчеркнули лишь 46 % респондентов этой группы.

Таким образом, студенческая молодежь связывает достижение успеха в основном с хорошими отношениями в семье (ближний круг комфортного социального взаимодействия) и материальным благополучием (объективный фактор, который на данный момент в основном обеспечивается также в семье). Столь необходимые для достижения жизненного успеха ценности социальной значимости осознаются респондентами в меньшей степени: лишь треть подчеркивает важность интересной работы и четверо из десяти считают важными самореализацию и развитие. Иначе говоря, среди ценностей респондентов преобладают связанные с базовой потребностью - в безопасности и комфорте. Приоритетность ценностей может меняться в зависимости от понимания успеха: например, важность интересной работы и самореализации возрастает, если понимать успех как достижение поставленных целей. В целом всё это свидетельствует о противоречивости, неопределенности жизненного статуса студенческой молодежи, о поиске себя, поиске основ успешности.

Следовательно, важной детерминантой жизненного успеха является, то, как человек понимает успех (т. е. какие референтные сигналы он воспринимает и принимает) и каковы его приоритетные ценности, которые в итоге могут превратиться в конкретные цели и задачи.

Данное предположение во многом подтверждают и результаты оценивания респондентами наиболее важных условий достижения жизненного успеха. На рисунке 3 представлены наиболее популярные ответы на вопрос об условиях достижения успеха.

Здесь в ответах респондентов мы наблюдаем заметное преобладание образования и упорного труда как условий достижения успеха в жизни. При этом примерно четыре человека из десяти подчеркнули важность материального достатка семьи. Интересно, что среди этих респондентов находятся те, кто считает себя успешными благодаря материальному достатку (44,4 % респондентов) и благодаря везению (47,4 % респондентов).

Необходимость образования для достижения успеха признают те, кто считает себя успешными благодаря достижению поставленных целей (59,7 %) и благодаря общественному признанию (69,2 %). Лишь 33 % тех, кто достиг успеха благодаря материальному достатку семьи, и 26 % тех, кто считает себя успешным по причине везения, подчеркнули важность получения об-

■ материальная обеспеченность семьи

■ хорошее здоровье

■ образование, профессионализм

■ упорный труд

Рисунок 3 - Распределение основных ответов на вопрос: «Какие условия, по Вашему мнению, необходимы для достижения жизненного успеха?», %

SOCIOLOGY

разования. Примерно такое же соотношение признания необходимости упорного труда для достижения успеха: почти 77 % тех, кто считает себя успешными благодаря получению общественного признания, отмечают упорный труд как необходимость для достижения успеха. Лишь 44 % респондентов, считающих себя успешными благодаря материальному достатку семьи, полагают, что для успеха необходимо упорно трудиться.

Таким образом, в самом общем виде мы наблюдаем формирование в среде студенческой молодежи с одной стороны, модели активного достижения социально значимого успеха за счет собственных усилий с опорой на стартовую площадку семьи и её материальный достаток, а с другой - наличие группы «плывущих по течению» и недостаточно осознанно проектирующих свои действия в области достижения успеха в жизни.

Отметим и еще одну выявленную тенденцию - представления респондентов об условиях достижения успеха имеют возрастные отличия. В таблице 1 представлены возрастные отличия в представлении об условиях достижения успеха.

Таблица 1 - Возрастные отличия в оценке условий достижения успеха, %

Условия, по Вашему мнению, необходимые для достижения жизненного успеха Ваш возраст

16-18 лет 19-23 года

Материальная обеспеченность семьи 31,1 20,7

Хорошее здоровье 39,2 26,0

Образование, профессионализм 58,5 56,7

Упорный труд 52,8 61,3

С возрастом несколько снижается важность достатка в семье, хорошего здоровья, заметно растет значимость упорного труда как условия жизненного успеха. Можно предположить, что с накоплением студенческой молодежью социального опыта в целом (трудоустройство, расширение круга социального и профессионального взаимодействия и т. д.) происходит «социальное взросление», которое определяет более активное освоение жизненного пространства, формирование личностных проектов достижения успеха.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать несколько выводов:

1. В среде студенческой молодежи присутствует четкое признание важности жизненного успеха и происходит процесс формирования различных стратегий его достижения, что еще раз демонстрирует роль молодежи как субъекта социальных трансформаций.

2. Общий уровень значимости ценности успеха в студенческой среде определяется взаимодействием в данной группе субъективно-личностных ценностей и ценностей социальной значимости человека.

3. В молодежной студенческой среде мы наблюдаем формирование, с одной стороны, модели активного достижения социально значимого успеха за счет собственных усилий с опорой на стартовую площадку семьи и её материальный достаток, а с другой - наличие группы «плывущих по течению» и недостаточно осознанно проектирующих свои действия в области достижения успеха в жизни.

4. По мере развития процесса «социального взросления» и расширения круга социального взаимодействия студенческая молодежь более активно осваивает социальное пространство, «диагностирует» его вызовы, оценивает свои притязания и возможности, а также формирует личностные проекты достижения успеха.

Проведенное нами исследование позволило еще раз подтвердить вариативность моделей поведения студенческой молодежи по отношению к достижению жизненного успеха, определить основную тенденцию их развития - от неопределенной прагматики достижения материального достатка и комфорта к осознанию ценности социально значимого результата своей жизнедеятельности.

Список источников:

Галюк А.Д., Старцева Н.Н. Влияние внутренних и внешних факторов на процесс построения деловой карьеры выпускниками транспортного университета // Вестник евразийской науки. 2020. T.12. №4. C. 32.

Паниева К.О. У истоков концепции жизненного успеха как ценностной ориентации молодежи (некоторые идеи американской социологии и социальной психологии) // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4. C. 315-319.

Рожкова Л.В., Тугускина Г.Н., Супиков В.Н., Сеидов Ш.Г. Образование как фактор жизненного и профессионального успеха россиян // Социодинамика. 2021. №10. C. 9-26. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2021.10.36629.

Тихонова Н.Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. 2018. T. 9. №4. C. 11-43. https://doi.Org/10.19181/vis.2018.27.4.536.

Шабунова А.А., Доброхлеб В.Г., Медведева Е.И., Крошилин С.В., Сухоцка Л., Шухатович В.Р., Леонидова Г. В., Молчанова Е.В. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. T. 12. №6. C. 27-50. https://doi.Org/10.15838/esc.2019.6.66.2.

Якутина О.И. Социальный успех: основные направления исследования феномена и понятия // Материалы научной конференции в г. Донецк 5 мая 2009 г. Ростов-на-Дону, 2009.

References:

Galyuk, A.D., Startseva, N.N. (2020) The influence of internal and external factors on the process of building a business career by graduates of the transport university. The Eurasian Scientific Journal. (12:4). 35. (In Russian)

Panieva, K.O. (2013) At the origins of the conception of life success as a value orientation of youth (some ideas of American sociology and social psychology). Knowledge. Understanding. Skill. (4). 315-319. (In Russian)

Rozhkova, L.V., Tuguskina, G.N., Supikov, V.N., Seidov, Sh.G. (2021) Education as a factor of life and career success of the Russians. Sociodynamics. (10). 9-26. Available from: doi:10.25136/2409-7144.2021.10.36629. (In Russian)

Shabunova, A.A., Dobrokhleb, V.G., Medvedeva, E.I., Kroshilin, S.V., Suchocka, L., Shukhatovich, V.R., Leonidova, G.V., Molchanova, E.V. (2019) The successfulness of a modern individual: theoretical and methodological aspects of the study. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (12:6). 27-50. Available from: doi:10.15838/esc.2019.6.66.2. (In Russian)

Tikhonova, N.E. (2018) Life success and social status factors in the minds of Russians. Bulletin of the Institute of Sociology. (9:4). 11-43. Available from: doi:10.19181/vis.2018.27.4.536. (In Russian)

Yakutina, O.I. (2009) Sotsial'nyy uspekh: osnovnyye napravleniya issledovaniya fenomena i ponyatiya [Social success: the main directions of the study of the phenomenon and concept]. In: Materialy nauchnoy konferentsii v g. Donetsk [Proceedings of the scientific conference in Donetsk]. Rostov-on-Don (In Russian)

Информация об авторах С.А. Тихонина - доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и психологии управления Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Нижний Новгород, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=644939.

М.О. Симонова - аспирант, старший преподаватель кафедры философии, социологии и психологии управления Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Нижний Новгород, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=707542.

Information about the authors S.A. Tikhonina - D.Phil. in Social Science, Professor, Philosophy, Sociology and Psychology of Management Department, Nizhny Novgorod Institute of Management, branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=644939.

M.O. Simonova - PhD student, Senior Lecturer, Philosophy, Sociology and Psychology of Management Department, Nizhny Novgorod Institute of Management, branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=707542.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 06.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.