Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
563
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА / ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихонина Светлана Алексеевна, Симонова Марина Олеговна

В основе успеха лежат потребность в достижениях, устремление в будущее, которые наиболее присущи молодежи. Представление о себе как об успешном или неуспешном человеке может оказывать мотивирующее или демотивирующее воздействие на молодого человека и, следовательно, влиять на выбор тактики и стратегии в жизни и карьере. Учитывая то, что молодежь нередко является активным субъектом социальных трансформаций, ее представления о жизненном успехе могут оказать влияние на успешность общественных преобразований.Проведенное социологическое исследование позволило выявить ценностные доминанты, содержащиеся в представлении студенческой молодежи о жизненном успехе, его атрибуты, а также определить «рецепт» достижения успеха. Исследование также выявило взаимосвязь между жизненным успехом и довольствованием жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT YOUTH PERCEPTION OF SUCCESS IN LIFE: SOCIOLOGICAL RESEARCH

Success includes the need for achievements, striving for the future, qualities that are most inherent in youth. Considering yourself as a successful or unsuccessful person can have a motivating or demotivating effect on a young person and, therefore, influence the choice of tactics and strategies in life and career. Young people are often active subjects of social transformations, their ideas about success in life can influence the success of social transformations.The sociological research made it possible to identify the value dominants contained in the representation of student youth about success in life, its attributes, and also to determine the "recipe" for achieving success. The study also found a relationship between success in life and life satisfaction.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 316.473

Представление студенческой молодежи о жизненном успехе: опыт социологического исследования

Тихонина С.А.

Доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и психологии управления Нижегородского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Симонова М.О.

Аспирант, старший преподаватель кафедры философии, социологии и психологии управления Нижегородского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ

В основе успеха лежат потребность в достижениях, устремление в будущее, которые наиболее присущи молодежи. Представление о себе как об успешном или неуспешном человеке может оказывать мотивирующее или демотивирующее воздействие на молодого человека и, следовательно, влиять на выбор тактики и стратегии в жизни и карьере. Учитывая то, что молодежь нередко является активным субъектом социальных трансформаций, ее представления о жизненном успехе могут оказать влияние на успешность общественных преобразований.

Проведенное социологическое исследование позволило выявить ценностные доминанты, содержащиеся в представлении студенческой молодежи о жизненном успехе, его атрибуты, а также определить «рецепт» достижения успеха. Исследование также выявило взаимосвязь между жизненным успехом и довольствованием жизнью.

Ключевые слова: жизненный успех, студенческая молодежь, успешный человек, жизненная стратегия, модель жизненного успеха, потребность в достижениях

Понятие «жизненного успеха» прочно вошло в нашу жизнь и сегодня является непременной характеристикой представлений и переживаний человека по поводу результатов собственных действий и усилий в течение всей жизни. Более того, представление о жизненном успехе становится для человека показателем своеобразия его положения среди других людей и, как следствие, во многом определяет специфику его социальных отношений, связей и мотивов поведения. Таким образом, успех - понятие социальное, каким бы индивидуальными не казались представления личности о своей успешности в жизни. Поэтому не удивительно то, что последние деся-

тилетия слово «успех» не сходит со страниц средств массовой информации, социальных сетей и блогов.

Доминирующие в различных социальных группах общества представления об успехе и средствах его достижения самым непосредственным образом связаны с успешностью любых общественных преобразований, так как они определяются не только объективными изменениями, но и соответствующей трансформацией системы ценностей и идеалов как важнейших регуляторов социального поведения людей.

Социологические исследования представлений различных социальных групп об успехе особенно

Так, вполне успешными себя считают 64,3 % респондентов. При этом более трети опрошенных (35 %) считают себя неуспешными, несмотря на внешне очевидные достижения: успешное окончание школы и поступление в вуз. Отметим, что восприятие себя как «успешного» или «неуспешного» человека имеет глобальное влияние на личность, поскольку может оказать как мотивирующее, так и деструктивное воздействие на ее жизнедеятельность.

Однако, по результатам опроса явно недовольных своей жизнью студентов практически нет (рис. 1).

5,60% 0,80% 19,80% |\ 70,60% А

□ Доволен. Я добиваюсь всего, чего хочу.

□ Скорее, доволен. Считаю, что способен достичь главных целей.

□ Скорее, не доволен. Обстоятельства против меня.

■ Не доволен. В моей жизни много проблем и трудностей, которые от меня не зависят.

важны в актуальный период развития общества и мира в целом, который характеризуется быстрой изменчивостью, динамичностью социально-экономических и технологических условий жизнедеятельности личности, а вслед за этим, сменой взглядов, мнений, ценностей и жизненных позиций. Содержание представлений о жизненном успехе имеет множество особенностей: гендерных, возрастных, социально-профессиональных. Особый интерес у исследователей всегда вызывает образ успеха, успешного человека, функционирующий в молодежной среде. Интерес к этой группе вполне закономерен, поскольку молодежь является одним из самых ведущих субъектов социальных трансформаций.

Модели и стратегии жизненного успеха могут варьироваться в зависимости от характера экономических отношений. Например, в советской экономике доминировали коллективные формы успеха. С началом рыночных реформ к нам стали проникать модели жизненного успеха, основанные исключительно на индивидуальных достижениях.

Успех в жизни может выражаться в различных формах и в этом его особенность. Отличия проявляются в ценностных установках, которые либо сами являются целями, либо определяют характер этих целей.

Потребность в достижениях, которая лежит в основе успеха, как правило, ориентирована в будущее и может рассматриваться как разница между прошлым и будущем. Поэтому и рассуждения об успехе в жизни чаще всего обращены к молодежи, к «ее до-стижительным стратегиям» [3]. Именно молодежь отличается устремленностью в будущее, хорошо усваивает цели, связанные с получением материального благополучия, с зарабатыванием денег и т.д.

Исходя из данных соображений, в качестве объекта исследования была выбрана молодежь в возрасте 18-21 года, обучающаяся в Нижегородском институте управления - филиале РАНХиГС. Общее число опрошенных составило 126 человек. Целью исследования являлось изучение представлений студентов о жизненном успехе.

Об актуальности темы исследования свидетельствует распределение ответов на первый вопрос о важности успеха в жизни человека. Лишь 4,8 % респондентов ответили, что быть успешным человеком неважно. Остальные опрошенные молодые люди считают, что либо очень важно (54 %), либо скорее важно (39 %).

Оценка собственной успешности предполагает субъективное переживание человеком результатов своей деятельности, своего положения в обществе, личного опыта преодоления жизненных трудностей. На наш взгляд, ответы респондентов на вопрос о том, считает ли респондент себя успешным человеком, говорят о том, что для опрошенных эта проблема весьма Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «По Вашему значима. мнению, жизненный успех заключается...»

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Насколько Вы довольны тем, как складывается Ваша жизнь?»

Можно предположить, что в данной противоречивой ситуации отражается влияние разного уровня самооценки респондентов, их притязания и личный опыт на пути преодоления жизненных трудностей. Более 70 % респондентов довольны своей жизнью и считают, что способны достичь главных целей. Данные ответы отражают стремления молодежи к достижению целей, поскольку говорить о достигнутом пока еще рано. Однако каждый пятый опрошенный отметил, что достигает всего, чего хочет, что позволяет оценить их успех с точки зрения реального воплощения, а не просто представлений об успехе.

Неоднократно было замечено, что успех нельзя сводить исключительно к деньгам или богатству. Жизненный успех - понятие многомерное и может включать различные нематериальные компоненты. По результатам исследования выявлены несколько выраженных доминант в восприятии респондентами параметров жизненного успеха. На рисунке 2 представлены самые популярные ответы (их выбрали более 25 % опрошенных). При ответе на этот

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

32,50%

25,40%

в материальном достатке

в гармонии в личнои жизни

в душевном комфорте

в наличие счастливои семьи

популярных качества (расчетливость, предусмотрительность и умение отстаивать свои интересы и позиции) тоже связаны с «достижительными» стратегиями. Другими словами, упорный труд позволит достичь успеха при наличии хорошего плана действий.

На рисунке 6 представлено распределение ответов на вопрос о том, кто для студенческой молодежи является примером успешного человека.

Большинство опрошенных считают успешными людьми известных предпринимателей, т.е. людей, которые достигли определенных успехов в бизнесе и имеют, по мнению респондентов, хорошее матери-

40,50%

34,10%

материально обеспечен

уверен в себе, завтрашнем дне

доволен своей жизнью

достиг поставленных целей

вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответов.

Более половины респондентов уверены, что успех заключается в материальном достатке. Однако семейные ценности и гармония в личной жизни занимают не менее важное место в понимании успеха. Интересно, что каждый четвертый опрошенный связывает успех с душевным комфортом.

На рисунке 3 представлены ответы на вопрос о том, что характеризует успешного человека.

Распределение ответов на данный вопрос коррелирует с ответами на вопрос о жизненном успехе. Почти половина респондентов уверена, что успешный человек материально обеспечен и ни в чем 60 0 не нуждается. Остальные популярные ответы подтверждают эту мысль: успешный человек 500 уверен в себе и в завтрашнем дне, доволен своей 40 0 жизнью, достиг поставленных целей и, вообще, добился всего в жизни. 300

Интересно, что только 9,5 % респондентов 200 указали, что у успешного человека хорошее здоровье. Другими словами, здоровье, по мнению 100 респондентов, не является показателем успеш- 00 ности.

Главный «рецепт» для достижения успеха -упорный труд. Так считают 63 % опрошенных Рис. 3 Распределение °твет°в на в°пр°с «Как: бы Вы студентов (рис. 4). в двух-трех словах описали успешного человека?»

Примерно половина полагает, что успеху будет способствовать образование, становление человека как профессионала в своей области. Несмотря на то что немногие молодые люди отметили хорошее здоровье как показатель успеха, почти 30 % опрошенных считают, что здоровье является условием достижения успеха.

В целом между представленными ответами четко прослеживается взаимосвязь: стать профессионалом невозможно без упорного труда и, как правило, это требует хорошего здоровья. При этом в роль случая в достижении успеха верят лишь 5 % респондентов.

Большое значение имеет внешняя поддержка: хорошие семейные отношения, поддержка друзей, материальная обеспеченность семьи.

На рисунке 5 представлено распределение ответов на вопрос о личных качествах, необходимых для достижения успеха.

Всего на выбор было предложено 15 различных качеств, среди которых наибольшую поддержку получили четыре качества (группы качеств), представленные на рисунке 5. Логично, что одним из самых популярных качеств стало трудолюбие и упорство (50 % ответов): упорный труд был назван главным условием достижения успеха.

Общение и в целом умение ладить с людьми является, безусловно, самым важным качеством для достижения жизненного успеха. Еще два

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

образование, профессионализм

упорный труд

хорошее здоровье

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Какие условия, по Вашему мнению, необходимы для достижения жизненного успеха?»

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

умение общаться

трудолюбие

расчетливость

умение отстаивать

собственные интересы и позиции

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Какими личностными качествами, по Вашему мнению, необходимо обладать, чтобы достичь жизненного успеха?»

60,00% 50,00% 40,00% 30,00%

0,00%

бизнесмены родители, родственники медийные лица

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Примером успешного человека для Вас является.»

альное положение. Примечательно, что более 40 % опрошенных в качестве примера успешных людей выбрали своих родителей или родственников. Каждый третий респондент полагает, что успешными являются медийные личности (журналисты, телеведущие, писатели). Очевидно, что условием и показателем успеха является факт социального признания - известность данного человека, которая может ассоциироваться и с его материальным положением.

Подводя первые итоги социологического исследования, посвященного представлению студентов о жизненном успехе, можно отметить несколько позиций. По мнению респондентов, сам процесс достижения успеха связан с упорным трудом, а трудолюбие является одним из важнейших качеств достижения жизненного успеха. Стать успешным человеку помогает образование. При этом главным качеством, которое позволяет достичь успеха, выступает умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Однако жизненный успех не сводится исключительно к материальному достатку. Существуют весьма значимые нематериальные аспекты жизненного успеха, такие как душевный комфорт, гармония в личной жизни, наличие хорошей семьи. Недаром многие респонденты выделяют семью и друзей в качестве условий достижения успеха.

Несмотря на то что известность и слава не являются, по мнению респондентов, качествами успешного человека, большинство считают успешными именно известных предпринимателей и медийных персон.

Наконец, интересна связь успеха и с тем, насколько человек доволен своей жизнью: 90 % респондентов ответили, что они довольны своей жизнью, хотя процент, считающих себя успешными, был ниже. Около 45 % опрошенных считают, что если человек успешен, то он доволен своей жизнью. Иначе говоря, между довольством жизнью и успехом прослеживается четкая взаимосвязь.

Отсюда возникли вопросы, которые обсуждались с респондентами в ходе проведения фокус-

Социология

групп: что первично, счастье или успех? Есть ли между ними взаимосвязь? В ответах респондентов высказывалось мнение о том, что счастье - категория субъективная, сложно измеряемая. Успех же можно измерить путем сравнения с другими людьми. Люди стремятся к счастью, и в то же время многие хотят стать успешными. Респонденты отмечали, что со времен промышленной революции достижение жизненного успеха рассматривается как одна из важнейших ценностей любого человека. Со школьной скамьи ребенку внушают мысль о необходимости достижении успеха. Профессиональная жизнь связана со стремлением двигаться вверх по карьерной лестнице. В результате появляются атрибуты успеха: дом, машина, партнер мечты и т.д. При этом существует убеждение, что, добившись успеха, можно стать счастливым. Прозвучала и другая позиция. Да, связь между счастьем и успехом существует, причем не потому, что успех делает людей счастливыми, а потому что положительные эмоции приводят к успеху.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что у студенческой молодежи преобладает традиционное понимание успеха как достижение материального благосостояния. Успех представляется как конечное состояние, когда человек достиг своих целей, достиг всего в жизни. Возможно, именно поэтому достижение жизненного успеха не приводит к появлению ощущения счастья. Исследование также показало, что можно быть довольным своей жизнью, даже не ощущая себя успешным. Состояние гармонии, наличие семьи и друзей могут также относиться к атрибутам успеха, несмотря на отсутствие материальных достижений. Как правило, мы судим об успехе по внешним признакам (студенты считают успешными известных людей), тогда как счастье - ощущение внутреннее, субъективное, которое очень сложно поддается научным исследованиям.

Литература:

1. Темницкий А.Л. Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России // Вестник Института социологии. - 2018. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ tsennosti-zhiznennogo-uspeha-i-ih-voploschenie-u-rabotayuschego-naseleniya-rossii (дата обращения: 26.05.2022).

2. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе // Logos et Praxis. - 2003. - № 3. -URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialnye-predstavleniya-ob-uspehe (дата обращения: 26.05.2022).

3. Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

4. Lyubomirsky S., King L., Diener E. The Benefits of Frequent Positive Affect: Does Happiness Lead to Success? // Psychological Bulletin. - 2005. -№ 131(6). - P. 803-855.

5. Walsh L.C., Boehm J.K., Lyubomirsky S. Does happiness promote career success? Revisiting the evidence // Journal of Career Assessment. - 2018. -Vol. 26(2). - P. 199-219.

Student Youth Perception of Success in Life: Sociological Research

Tikhonina S.A., Simonova M.O.

Nizhny Novgorod Institute of Management, branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration

Success includes the needfor achievements, striving for the future, qualities that are most inherent in youth. Considering yourselfas a successful or unsuccessful person can have a motivating or demotivating effect on a young person and, therefore, influence the choice of tactics and strategies in life and career. Young people are often active subjects of social transformations, their ideas about success in life can influence the success of social transformations.

The sociological research made it possible to identify the value dominants contained in the representation of student youth about success in life, its attributes, and also to determine the "recipe" for achieving success. The study also found a relationship between success in life and life satisfaction.

Key words: life success, student youth, successful person, life strategy, life success model, needfor achievements

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.