Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
338
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛЬ УСПЕХА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / LIFE SUCCESS / LIFE STRATEGY / SUCCESS MODEL / MASS MEDIA / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихонина Светлана Алексеевна, Симонова Марина Олеговна

Представления о жизненном успехе во многом определяются ценностными установками и жизненными целями личности. Восприятие жизненного успеха влияет на поведение личности, формирует ее модель успеха, определяет выбор тактики и стратегии в жизни и карьере. С другой стороны, господствующие в обществе представления об успехе определяют направления развития самого общества, поэтому особый интерес вызывают цели и средства достижения успеха молодежи. Понятие «жизненный успех» многоаспектно и изучалось представителями различных наук (А. Адлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мертон, К. Мангейм, Т. Веблен и др). При этом исследователи обращали внимание не столько на содержание понятия «успех», сколько на механизм его формирования и развития, стремились определить детерминанты жизненного успеха. Ведущую роль в формировании и распространении образцов успешности играют средства массовой коммуникации, которые позволяют не только демонстрировать примеры успешности, но в какой-то степени «навязывать» распространенные в обществе представления о жизненном успехе. Одной из проблем заключается в том, что молодые люди не склонный ставить под сомнение предлагаемые модели успеха и выстраивать свою жизненную стратегию на основе ценностей, предлагаемых средствами массовой коммуникацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE SUCCESS AND MASS COMMUNICATION: TO THE PROBLEM OF STUDYING INTERACTION PROCESSES

Ideas about success in life are largely determined by the value attitudes and life goals of the individual. The perception of success in life affects the behavior of an individual, forms her model of success, determines the choice of tactics and strategies in life and career. On the other hand, the notions of success prevailing in society determine the directions of development of society itself, therefore, the goals and means of achieving success for young people are of particular interest. The concept of «success in life» is multifaceted and has been studied by representatives of various sciences (A. Adler, K. Rogers, A. Maslow, R. Merton, K. Mannheim, T. Veblen, etc.). At the same time, the researchers paid attention not so much to the content of the concept of «success» as to the mechanism of its formation and development, and sought to determine the determinants of success in life. The leading role in the formation and dissemination of examples of success is played by the mass media, which make it possible not only to demonstrate examples of success, but to some extent «impose» the notions of success in life that are widespread in society. One of the problems is that young people are not inclined to question the proposed models of success and build their life strategy based on the values offered by the mass media.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 316.477; 316.77

DOI 10.23672/c9662-2454-1696-g

Тихонина Светлана Алексеевна

доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и психологии управления, Нижегородский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ mops888@rambler.ru

Симонова Марина Олеговна

аспирантка кафедры философии, социологии и психологии управления Нижегородский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ mops888@rambler.ru

Svetlana A. Tikhonina

Doctor of Social Sciences,

Professor of the Department

of Philosophy, Sociology

and Psychology of Management,

Nizhny Novgorod Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the national economy and public service

under the President of the Russian Federation

mops888@rambler.ru

Marina O. Simonova

Graduate student of the Department

of Philosophy, Sociology

and Management Psychology

Nizhny Novgorod Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the national economy and public service

under the President of the Russian Federation

mops888@rambler.ru

Жизненный успех и средства

массовой коммуникации: к проблеме изучения процессов взаимодействия

Life success

and mass communication: to the problem of studying interaction processes

Аннотация. Представления о жизненном успехе во многом определяются ценностными установками и жизненными целями личности. Восприятие жизненного успеха влияет на поведение личности, формирует ее модель успеха, определяет выбор тактики и стратегии в жизни и карьере.

С другой стороны, господствующие в обществе представления об успехе определяют направления развития самого общества, поэтому особый интерес вызывают цели и средства достижения успеха молодежи.

Понятие «жизненный успех» многоаспектно и изучалось представителями различных наук (А. Адлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мертон, К. Мангейм, Т. Веблен и др). При этом исследователи обращали внимание не столько на содержание понятия «успех», сколько на механизм его формирования и развития, стремились определить детерминанты жизненного успеха.

Ведущую роль в формировании и распространении образцов успешности играют средства массовой коммуникации, которые позволяют не только демонстрировать примеры успешности, но в какой-то степени «навязывать» распространенные в обществе представления о жизненном успехе. Одной из проблем заключается в том, что молодые люди не склонный ставить под сомнение предлагаемые модели успеха и выстраивать свою жизненную стратегию на основе ценностей, предлагаемых средствами массовой коммуникацией.

Annotation. Ideas about success in life are largely determined by the value attitudes and life goals of the individual. The perception of success in life affects the behavior of an individual, forms her model of success, determines the choice of tactics and strategies in life and career.

On the other hand, the notions of success prevailing in society determine the directions of development of society itself, therefore, the goals and means of achieving success for young people are of particular interest. The concept of «success in life» is multifaceted and has been studied by representatives of various sciences (A. Adler, K. Rogers, A. Maslow, R. Merton, K. Mannheim, T. Veblen, etc.). At the same time, the researchers paid attention not so much to the content of the concept of «success» as to the mechanism of its formation and development, and sought to determine the determinants of success in life.

The leading role in the formation and dissemination of examples of success is played by the mass media, which make it possible not only to demonstrate examples of success, but to some extent «impose» the notions of success in life that are widespread in society. One of the problems is that young people are not inclined to question the proposed models of success and build their life strategy based on the values offered by the mass media.

Ключевые слова: жизненный успех, жизненная стратегия, модель успеха, средства массовой коммуникации, молодежь.

Keywords: life success, life strategy, success model, mass media, youth.

Представления о жизненном успехе человека во многом определяют модель успеха того или иного общества за счет реального поведения его социальных акторов. В образ успеха жизни человека, в его идеальную модель «зашиты» ценностные ориентации и цели деятельности, жизненные стратегии и тактики их достижения (выбор средств достижения успеха), что, в конечном итоге, определяет направления социального развития общества, его успешность в целом.

Понятие «жизненного успеха» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и сегодня является неотъемлемым условием существования личности в обществе, так как во многом определяет поведение социальных субъектов.

Представления об успехе в жизни человека, образ «успешной личности» присутствует в тех или иных ценностных композициях на различных этапах развития общества, в любых его типах, изменяясь и преобразуясь вместе с самим обществом. Так, в современной истории России происходит трансформация самой идеи социального успеха и его представлений в массовом сознании. Самым простым примером могут служить изменения в восприятии массовым сознанием такого явления как целенаправленное построение карьеры в той или иной сфере деятельности человека. Если в советском обществе сам термин «карьера» соотносился с «деланием» карьеры, карьеризмом как отрицательно «заряженным» определением поведения человека, то в современных реалиях повсеместное распространение идеи успеха как ценности и его непреложной необходимости в жизни человека стало приметой новой российской истории. Стоит только обратить внимание на огромное количество пособий, предлагающих различные технологии достижения успеха, множество тренингов «личностного роста», «армию» коучей, работающих на этом поле, а также многообразие сайтов и блогов, предлагающих свои «рецепты» успеха для всех категорий людей и в любом виде деятельности. Следовательно, с одной стороны, в обыденном сознании реально существует запрос на жизненный успех как мотив поведения, а, с другой стороны, - в обществе формируются (целенаправленно и стихийно) определенные стратегии достижения успеха различными социальными субъектами. Определенная «идеология» успеха все определеннее вырабатывается в российском общественном сознании, и это явление требует постоянного изучения, применительно к особенностям различных социальных групп - гендерных, возрастных, социально-профессиональных и т.д.

На наш взгляд, особенно пристального внимания в этом смысле заслуживает молодое поколение россиян, так как его выбор целей и средств достижения успеха, следование определенным стандартам успешности во многом определит главные тренды преобразования России. Одну из

ведущих ролей в процессе демонстрации символов социальной успешности играют средства массовой коммуникации, выступающие каналом распространения разнообразных моделей успеха.

При этом следует отметить, что само понятие «жизненный успех» весьма многоаспектно, оно занимает значительное место в понятийном ряду социальных наук и используется в различных контекстах.

Для начала следует обратить внимание на саму этимологию термина «успех», и здесь обращение к словарям [10] позволяет нам выделить несколько важных признаков данного явления:

- успех, так или иначе, связан с определенной деятельностью человека (успевать что-то сделать, преуспевать в чем-либо);

- успех связан с достижением желаемого, то есть, определенной цели деятельности;

- успех имеет временные характеристики -«успеть сделать что-то в срок», сделать своевременно;

- успех в деятельности связан с благоприятным стечением внешних обстоятельств (удача) и с усилиями самого человека.

В словаре С.И. Ожегова успех определяется как «удача в достижении чего-нибудь» или как «общественное признание» [10], что предполагает оценку результатов деятельности человека окружающими, общественное одобрение чего-либо, чьих-либо достижений; внимание общества. В ряду синонимов успех раскрывается еще более определенно: «иметь (встречать) успех, благоденствовать, процветать, прогрессировать, совершенствоваться, идти в гору, достигать цели, добиться, пожинать лавры...» [10].

Материальная составляющая успеха и общественное признание достижений четко определяются в известном «Американском словаре английского языка» Уэбстера, где появляется следующие характеристики успеха [11]: достижение цели, задачи, или миссии; достижение богатства, процветания, славы или социального статуса (выделено нами); успешный индивид, который достигает желаемой цели (богатства, славы и т.д.).

Отметим, что даже на основе весьма фрагментарного анализа этимологии термина «успех» четко прослеживается социальная обусловленность восприятия успеха в жизни человека, которая предполагает воздействие общества на формирование стандартизированных моделей успеха, а также необходимость общественной оценки и признания достижений успешной деятельности.

В рамках исследований социальных наук понятие «успех» характеризует интегральный синтетический феномен, осмысление которого лежит на стыке целого ряда научных дисциплин (философия, социология, психология, управленческая наука).

Так, философские трактовки успеха человека меняются по мере развития общества от античности до наших дней. В аристотелевской традиции успех понимается как разновидность счастья. При этом под счастьем понимается приобретенное благо, результат кропотливых усилий человека, а успех - сопутствующее результату уважение людей, признание и почести. Эпоха Нового времени «рационализирует» понимание успеха через усиление значимости реальной жизни, трактуя успех как результат в борьбе с трудностями, который достигается собственными силами, умом и талантами.

Проблема понимания жизненного успеха как одного из главных ориентиров деятельности человека особенно актуализировалась в наше время, когда стремление к успеху становиться основным мотивом активности социальных субъектов во внешнем мире, одним из признаков жизненной философии и реального социального поведения современных людей и на Западе, и в России.

Психологические исследования проблемы жизненного успеха, способов его достижения особое внимание уделяют представлениям об успехе как форме самореализации личности. В этом случае успех самым непосредственным образом связывается особенностями характера личности, уровнем ее самосознания, представлениями о самореализации, значимостью сфер, в которых может себя реализовать личность, ее социальной позицией.

Так, психоанализ (Э. Фромм, А. Адлер, З. Фрейд) исходил из того, что стремление к успеху и его достижение позволяет снять напряжение, вызываемое фрустрацией [7]. И главное, что паттерны успешного поведения можно сформировать путем имитации поведения успешного человека (некий социальный образец). Как полагал А. Бандура, дети, наблюдая модели успешного поведения взрослых, учатся быть успешными [1]. Однако и психологи признавали, что успех личности зависит от общества, в котором она действует. Например, А. Адлер считал, что успешный человек действует в резонанс с обществом. А. Маслоу и К. Роджерс подчеркивали, что жизненный успех полностью детерминирован внешней средой.

Жизненный успех как предмет социологического анализа включает в себя, прежде всего, его понимание как результата оценки обществом чьих-либо достижений, заслуживающих социального одобрения и поддержки как институциональными, так и неинституциональными средствами. Практически, такая оценка определяет место человека в общественной иерархии и четко выявляет зависимость между процессом достижения успеха и типом общественной системы, доминирующей системы ценностей, которые определяют целевые ориентиры социальных акторов. Так, в

XIX веке социологи отмечали, что в США успех был связан исключительно с богатством и деньгами. В воспитании детей важное место занимали истории успеха, связанные с получением большого количества денег. Недаром Р.Хубер предлагает краткую формулу успеха американского общества- $ucce$$ [9].

Изучение феномена социального успеха в экономической сфере жизнедеятельности человека считает главной задачей К. Мангейм, подчеркивая, что ... «экономическая система представляет собой основное в общественной жизни, а значит, - мощную формообразующую силу в окружении человека» [5, с. 115]. Механизмом воздействия экономической системы на личность, по мнению социолога, выступает основанный на честолюбии психический механизм стремления к успеху. Однако данное субъективное переживание имеет под собой вполне объективное начало -достижение определенного результата, представляющего собой реализацию желания. Своеобразной основой взаимодействия объективного и субъективного в успехе, по мнению Мангейма, является общественное признание, как самого достижения, так и его автора.

В современном мире массовых коммуникаций и on-line взаимодействия успех человека в его субъективном, психологическом контексте может быть весьма непостоянным, он требует постоянной «подпитки» в виде поддержки значимой для человека социальной группы, публики в самом широком смысле этого слова (от реальной группы до группы в социальных сетях). Что касается более или менее стабильной формы успеха, то здесь, по мнению К. Мангейма, очевидной гарантией могут выступать деньги, собственность, положение в обществе, которые в совокупности дают человеку иллюзию контроля над обстоятельствами жизни в рамках общественного порядка в той мере, в какой он остается стабильным. Можно предположить, что постоянство успеха во многом зависит, с одной стороны, от устойчивого функционирования определенного общественного устройства, в котором стремиться реализовать свои устремления социальный субъект, а с другой - от развития успеха самим человеком, от его усилий в построении и упрочении карьеры, завоевания общественного признания. По мнению Мангейма, стабильность общественного устройства обеспечивает определенную предсказуемость социального поведения людей, в котором доминирует стремление к экономическому успеху. В данном контексте может быть рассмотрена и презентация успеха во внешней среде, которая, по Т. Веблену, происходит через «демонстративное потребление». По мнению Т. Веблена, успех не только связан с потреблением дорогих товаров, но и с обязательной демонстрацией, подчеркиванием такого потребления. Другими словами, в достижении успеха важен не только сам факт достижения, но и его видимая сторона, которая проявляется в покупке и демонстрации дорогих вещей известных брендов [12].

Развивая идеи взаимодействия общественного порядка и социального поведения людей, Р. Мер-тон актуализирует проблему рассогласования,

дисбаланса господствующих в обществе представлений об успехе и тех средств его достижения, которые поддерживает, одобряет социокультурная среда. Дисбаланс культивируемых обществом целей и норм в сочетании с ограниченным доступом к ресурсам и средствам достижения успеха толкают человека на путь девиантного поведения, а общество - на путь нарастания аномии [6]. Для нас наиболее интересным в данном случае является анализ господствующей в обществе модели успеха, а также механизмов ее формирования и закрепления. И здесь нам представляется перспективным тезис Л.Д. Бевзенко о том, что в периоды серьезных культурных трансформаций модели успеха [2] формируются культурой через одобряемый и поддерживаемый жизненный стиль, который демонстрирует успешность социальных субъектов. При этом «среда способна множить образы успеха, оснащать его модели особенно призывными формулами и символами, привлекая повышенный интерес к, условно говоря, ультрауспешности. При этом пробуждается интерес, как к мелочам «искусства успешности», так и к образам головокружительного успеха» [4].

В итоге нашего небольшого обзора следует отметить единство мнений ученых в том, что при всем разнообразии понимании социальными субъектами жизненного успеха, его реализация (также как и определение жизненных стратегий и тактики достижения целей) происходит в процессе активного взаимодействия с обществом, его социальными институтами.

Особую и весьма значимую роль в процессе распространения и презентации образцов успеха и успешности в жизни играет массовая коммуникация, которая с развитием современных информационных технологий приобретает характер «беспредельного» общения, создающего все условия для самопрезентации и обмена образцами успешности, демонстрирующего разнообразные (в том числе, и откровенно девиантные) жизненные стратегии и тактики достижения успеха.

Проблема заключается в том, что человек (особенно молодой) склонен, не задумываясь и не ставя под сомнение, принимать предлагаемые стандартизированные представления об успехе и выстраивать свою жизненную стратегию, исходя из ценностей, предлагаемых извне. Вкупе со снижением влияния традиционных социальных институтов социализации и объективной

Литература:

1. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : ЕВРАЗИЯ, 2000. 320 с.; С. 191.

2. Бевзенко Л.Д. Жизненный успех, ценности, стили жизни // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. № 7. С. 151-160.

3. Добровольская И.А. Понятие «информационное пространство»: различные подходы к его изучению и особенности // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. № 4.

склонностью молодежи к самостоятельному конструированию своих жизненных планов, современные средства массовой коммуникации представляют великолепное «поле» для выбора образцов успешности и формирования собственного выбора жизненных ориентиров и путей их реализации. Сегодня информационное пространство предлагает настолько широкий диапазон каналов коммуникации [3], что они обеспечивают доступность для пользователей практически любой информации в форме не только текста, но и аудио, видео и фото-информации, которая способна оказывать на участников коммуникации более сильное воздействие. Возможности новых социальных медиа (социальные сети, блоги, микро-блоги, видеохостинги и фотохостинги) позволили пользователю стать частью коммуникационного процесса, определили для них возможность потребления информации с нескольких платформ одновременно, что еще в большей мере усложняет ситуацию выбора образцов успешности.

В современных исследованиях российских социологов фиксируются несколько доминант, характеризующих восприятие успеха молодыми людьми, самая сильная из них - материальный достаток [8], который сочетается с представлениями об успехе как достижении целей и личной самореализацией. В тоже время, по мнению социологов, молодыми респондентами слабо отрефлексиро-ваны представления о реальных планах достижения своих целей. Это, в свою очередь, определяет и характер общего мироощущения, провоцирует возникновение чувства незащищенности и неустойчивости своего социального положения, вызывает социальную напряженность в молодежной среде.

Какую роль в данном процессе играют средства массовой коммуникации? Каким образом оказывают современные средства массовой коммуникации влияние на процессы социальной идентификации молодежи и выбор образца - «группы успеха»? Сказывается ли ослабление роли традиций в коммуникации и возрастание влияния новых медиа на расширении возможностей социализации и профессионализации молодых людей? Эти и многие другие исследовательские вопросы актуализируют проблему изучения в рамках социологической науки взаимодействия образцов успешности, которые функционируют в информационном поле средств массовой коммуникации, и выбора реальных стратегий достижения жизненного успеха в молодежной среде.

Literature:

1. Bandura A. Theory of social learning. SPb. : EURASIA, 2000. 320 p.; P.191

2. Bevzenko L.D. Life success, values, lifestyles // Sociology: theory, methods, marketing. 2007. № 7. P. 151-160.

3. Dobrovolskaya I.A. The concept of «information space»: different approaches to its study and features «Electronic resource» // Bulletin of RUDN. Series: Literary criticism, journalism. 2014. № 4.

URL : https://cyberleninka.ru/article/ri/ponyatie-infor-matsionnoe-prostranstvo-razlichnye-podhody-k-ego-izucheniyu-i-osobennosti (дата обращения 18.06. 2020).

4. Кирюшина М.В. Объективная и субъективная стороны идеи успеха // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/obektivnaya-i-subektivna ya-storony-idei-uspeha (дата обращения 18.06. 2020).

5. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции / К. Мангейм; РАН ИНИОН; Пер. с анг. М. : ИНИОН, 2000. 162 с.

6. Мертон Р. Социальная структура и аномия. URL : https://socioline.ru/pages/r-merton-sotsialna-ya-struktura-i-anomiya (дата обращения 20.06. 2020).

7. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе // Logos et Praxis. 2003. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-predstav-leniya-ob-uspehe (дата обращения 20.06.2020).

8. Седова Н.Н. Жизненный успех молодежи - от Москвы до самых до окраин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. URL : https://doi.org/ 10.14515/monitoring.2019.6.26. (дата обращения 20.06.2020).

9. ТемницкийА.Л. Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России // Вестник Института социологии. 2018. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-zhiz-nennogo-uspeha-i-ih-voploschenie-u-rabotayusche-go-naseleniya-rossii (дата обращения 20.06.2020).

10. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. URL : https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1% 83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85 (дата обращения 10.06.2020).

11. Merriam Webster Dictionary. URL : https:// www.merriam-webster.com/dictionary/success?src= search-dict-hed (дата обращения 11.06.2020)

12. Schneiderman Howard G. Engagement and Disengagement: Class, Authority, Politics, and Intellectuals. Routledge, 2017. 318 p.

URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-infor-matsionnoe-prostranstvo-razlichnye-podhody-k-ego-izucheniyu-i-osobennosti (date of application 18.06. 2020).

4. Kiryushina M. V. Objective and subjective sides of the idea of success // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2006. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/obektivnaya-i-subektivnaya-storony-idei-uspeha (date of application 18.06.2020).

5. Mannheim K. Essays on the Sociology of Knowledge: The Problem of Generations - Competitiveness - Economic Ambitions / K. Mannheim; RAS INION; Transl. from English; Resp. ed. M. : INION, 2000. 162 p.

6. Merton R. Social structure and anomie. URL : https://socioline.ru/pages/r-merton-sotsialnaya-struktura-i-anomiya (date accessed 20.06.2020).

7. Nefedova N.I. Social ideas about success // Logos et Praxis. 2003. № 3. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/sotsialnye-predstavleniya-ob-uspehe (date of application 20.06.2020).

8. Sedova N.N. Life success of young people - from Moscow to the very outskirts // Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes. 2019. № 6. URL : https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.26. (date of application 20.06.2020).

9. Temnitsky A.L. The values of success in life and their implementation among the working population of Russia «Electronic resource» // Bulletin of the Institute of Sociology. 2018. № 3. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/tsennosti-zhiznennogo-uspeha-i-ih-voploschenie-u-rabotayuschego-naseleniya-rossii (date of application 20.06.2020).

10. Explanatory dictionary of S.I. Ozhegova and N.Yu. Shvedova. URL : https://gufo.me/dict/ozhe-gov/%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1 %85 (date of application 10.06.2020).

11. Merriam Webster Dictionary. URL : https:// www.merriam-webster.com/dictionary/success?src= search-dict-hed (date of application 11.06.2020)

12. Schneiderman Howard G. Engagement and Disengagement: Class, Authority, Politics, and Intellectuals. Routledge, 2017. 318 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.