УДК: 1:316.3+172+17.024.4
Горенко Олеся Николаевна
аспирант кафедры философии и социологии Южно-украинского национального педагогического университета имени К.Д.Ушинского (г.Одесса) [email protected] Olesya N.Gorenko
graduate student of chair of philosophy and sociology of the national pedagogical University of K.D.Ushinskogo (Odessa) [email protected]
ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА:
ОБЪЕКТИВИСТСКИЕ И СУБЪЕКТИВИСТСКИЕ ПОДХОДЫ
THE TRUE LIFE SUCCESS AS A SOCIAL PROBLEM: OBJECTIVE AND PSYCHOLOGICALAPPROACHES
Аннотация. В статье проанализированы основные методологические подходы к исследованию категории «жизненный успех» как социальной проблемы. Выявлено, что данное понятие можно изучить как с позиций объективизма, так и в рамках субъективистских подходов. Автор обосновывает, что наиболее полное осмысление «успеха» как социальной проблемы происходит при использовании такого субъективистского подхода, как социальный конструкционизм, который позволяет рассмотреть данную проблему как искусственно созданный, динамичный культурный конструкт, где в основу положено не объективную условие, а социальное действие, социальная активность общества и личности в частности.
Ключевые слова: жизненный успех, успешность, социальная проблема, социальный конструкционизм.
Abstract. The main methodological approaches to the categories of "the true life success " as a social problem are analyzed in the article. It is found out that the study of the following concept is possible from the perspective of objectivism and within the subjectivistic approach. The author provides rationalization that the more complete interpretation of "success" as a social problem takes place only when using the subjectivistic approach, namely social constructionism, which allows to consider the problem as an artificially created, dynamic cultural construct, where the foundation is not an objective condition, but a social action, including social activity of society but not limited to an individual.
Key words: the true life success, success, social problem, social constructionism.
На современном этапе развития украинского общества актуализировался вопрос о понимании жизненного успеха, его концептуализации. Дезориентация украинского общества относительно возможных моделей реализации жизненного успеха, способах и методах его достижения дает нам основания отнести категорию «жизненного успеха» к социальной проблеме.
Исследованию категории «успешность», «успех» посвящены работы таких украинских ученых, как Л. Сохань, Л. Бевзенко, Р. Ануфриева, И. Ермакова, Е. Злобина, А. Ярема, О. Гудзенко и др. Среди российских исследователей данной проблемы следует отметить В. Бакштановского, А. Согомонова, Ю. Согомонова, А. Прокофьева, А. Готлиба, И. Супоницкую, Д. Канарского.
Несмотря на значительные разработки исследователей по данной проблеме в различных социальных дисциплинах, категория «успех» остается малоизученным понятием в рамках философской науки. Так, недостаточно полно раскрыты ее концептуальные составляющие, отсутствуют комплексные исследования успеха как социальной проблемы современного украинского общества.
Целью данной статьи является анализ основных подходов к изучению жизненного успеха как социальной проблемы и концептуализация понятия «жизненный успех» в категориях социального конструкционизма.
В разные времена различные общественные условия трактовались как социальные проблемы, а главное, существовали различные подходы к пониманию природы этих проблем. Внимание к социальным проблемам стали уделять в XIX веке, ибо так Просвещение обусловило переосмысление условий существования человечества. Считалось, что с помощью разума и знаний можно решать проблемы людей.
Рассматривая социальную проблему в онтологическом ракурсе, подразумевают форму, в которой она существует. Существуют три онтологические представления о социальных проблемах:
1. Определение социальных проблем как чисто объективного явления, которое существует независимо от воли и сознания действующих индивидов и групп. Социальные проблемы объективны в том смысле, что последствия их существования всегда реальные, они действуют независимо от того, осознают ли это члены общества или нет.
2. Субъективное представление: социальные проблемы - прежде всего такого рода явления, которые определяются коллективными субъектами (группами, сообществами) как проблемные, то есть такие, которые не удовлетворяют потребностей, желаний, целей коллективных субъектов. Сторонники этой традиции понимания социальных проблем считают, что социальные проблемы создаются самими людьми, их сознанием.
3. В рамках диалектического представления утверждается, что социальные проблемы включают в себя объективные и субъективные компоненты, и только наличие этих двух компонентов и их взаимодействие и создает социальные проблемы [1].
Анализ всего спектра публикаций, посвященных широкому перечню жизненных ситуаций, интерпретируемых как социальные проблемы, позволяет выделить две основные традиции в трактовке социальных проблем: объективистскую и субъективистскую.
Объективистские подходы трактуют социальную проблему как объективное общественное состояние, а субъективистские - как состояние, которое определяется обществом или его частью как проблемное. Исходя из вышесказанного, проблему жизненного успеха человека следует рассматривать как с позиций объективизма, так и субъективизма.
Что касается объективного подхода, то здесь наиболее подходящим методологическим основанием для исследования успеха являются подход социальной дезорганизации (Е. Дюркгейм, У. Томас, Ф. Знанецкий, Р.Парк), функционалистский подход (Р. Мертон, К. Ричард), а также марксистский (классовый) подход (К. Маркс). У. Томас и Ф. Знанецкий разделяют социальную дезорганизацию, которая заключается в уменьшении влияния существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы и личную дезорганизацию индивидов, которая заключается в уменьшении способности индивида организовать всю свою жизнь. По мнению ученых, в связи с ростом связей между сообществом и внешним миром, у членов общины появляются новые установки, которые могут не контролироваться старой социальной организацией, поскольку не являются подконтрольными старым институтам [2, с.136]. В качестве примера можно отметить коллективистский уклад жизни украинского населения на постсоветском пространстве, идущий вразрез с активным внедрением идеи успеха прозападного образца. Идея успеха в данном случае служит неким вызовом для индивидуального восприятия человека. Социальная проблема здесь видится в отсутствии государственных правовых структурных элементов, дающих четкий алгоритм достижения как материального успеха, так и успеха в целом. Как следствие, достижение успешности - прерогатива лишь избранных индивидов, осуществление которой возможно лишь вне рамок правового поля. К описанному конструкту социальной реальности можно применить и функционалистский подход. Он базируется на предположении, что общество построено из неких сродных составляющих. Вторым предположением является то, что, когда все эти части оптимально функционируют, общество находится в состоянии равновесия. Соответственно, социальные проблемы отождествлялись с дисфункцией - расхождением между общественными стандартами и тем, что происходит [3, с. 274]. Р. Мертон под социальной проблемой понимал модель поведения, которая, по оценкам значительной части общества, отрицает общепризнанные или одобряемые нормы. Социальная проблема - это условия или вид поведения, которые не дают возможности равномерному функционированию общества. Рассмотрение социальной реальности украинского общества через данную теоретическую призму дает возможность осознать, каким образом культурные изменения влияют на трансформацию представления людей о жизненном успехе. В
ситуации быстрой смены культурных модусов, наблюдаемой в нашей стране, процесс изменения осознанно соблюдаемых ценностей идет значительно медленнее, чем изменение доминирующей модели успеха. В этом случае методологически значимым становится отслеживание смены стилей жизни, на которые проецируются глубинные изменения в ценностном ядре, не фиксируемые сознательно, но задающие не декларируемую, а практически реализуемую модель жизненного успеха. Дисбаланс целей и норм, отсутствие доступа к ресурсам, связанным с успехом, приводят общество к ситуации аномии, когда для достижения социально одобряемых целей могут использоваться далеко не одобряемые средства [4, с.1].
Подход, репрезентируемый в творчестве К.Маркса, дает возможность исследовать жизненный успех с позиций социального неравенства, классовой борьбы, власти в функционировании и развитии капиталистического общества. Источником любой социальной проблемы выступают отношения эксплуатации между группами, конфликт коренных интересов различных групп.
Вышеперечисленные теории дают возможность взглянуть на понятие «успех» с точки зрения объективных условий: описывать социальную проблему с помощью критериев количества, масштаба распространения проблемы, тенденции развития проблемы и т.д. Такие критерии являются важными, но их недостаточно для комплексного описания и исследования успеха, как социальной проблемы.
В противоположность объективистским подходам к анализу социальных проблем, субъективистские подходы трактуют социальные проблемы не как объективно заданные условия общества, а как процесс реагирования на социальные условия. Применение конструкционистского подхода в рамках субъективистского подхода видится нам наиболее адекватным для осмысления проблемного поля жизненного успеха личности. С позиции социального конструкционизма социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает ее, при этом она остается изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определенной культуре или общности [5, с.144]. Согласно постулатам социального конструкционизма, знание - человеческое творение, а социальная проблема - не что иное, как знание об определенных социальных условиях.
Основываясь на данной сентенции, мы приходим к выводу о том, что социальные представления о жизненном успехе образуют так называемый здравый смысл, а также осуществляются и поддерживаются за счёт социальных интеракций. Таким образом, данный подход дает возможность раскрыть сущность жизненного успеха личности через понимание социальной проблемы как социального конструкта в терминах П. Бергера и Т. Лукмана. Характерной чертой конструкционизма как версии субъективизма является то, что в нем в основу теоретического моделирования социальной проблемы положено не объективное условие, а социальное действие и социальная активность. Исходя из вышесказанного, можно определить жизненный успех,
как социальную проблему, следующим образом, - это динамическая социальная конструкция, которая является процессом реагирования на сложившиеся социальные условия в современном трансформирующемся украинском обществе. При этом жизненный успех понимается как сумма векторов, характеризующихся как внешними показателями: профессиональный рост, деньги, статус, слава; так и личностными показателями (субъективными): степень самосовершенствования человека, самоощущение удовлетворенности, интерес к жизни, активность, нравственно-духовное состояние. Субъективные показатели указывают на способность социального субъекта осуществлять влияние на социальную реальность, видоизменять в ходе своей деятельности социальные отношения, создавать основы для дальнейшего личностного самосовершенствования. Это даёт возможность исследовать феномен жизненного успеха в динамической, а не статической перспективе, и предполагает существование как субъективной, так и объективной составляющей жизненного успеха как социальной проблемы.
Литература:
1. Иванов, О. И. Введение в социологию социальных проблем: учебно-методич. пособие / О. И. Иванов // Санкт-Петербург: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2003. - 80 с.
2. Томас, У. Понятие социальной дезорганизации/ У. Томас, Ф. Знанецкий// Контексты современности - II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. и ред. С. А. Ерофеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - С. 134-138.
3. Малачивская, М. П. Концептуализация понятия «социальная проблема» в терминах социального конструкционизма / М. П. Малачивская // Современные общественные проблеми в измерении социологии управления: Сборник научных трудов ДонДУУ. Т. XII. Вип. 211. Серия «Социология». - Донецк : ДонДУУ, 2011. - С. 270-276.
4. Merton, R. Contemporary Social Problems/ R. Ed. Nisbet, R. Merton.-NewYork, 1971.- 786p.
5. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ П. Бергер, Т. Лукман; [пер. с англ. Е. Руткевич].- М.: «Медиум», 1995.- 323 с.
Literature:
1. Ivanov, O.I. Introduction to Sociology of social problems : educational and methodical manual/ O. Ivanov // St. Petersburg: Sociological Society named M.M. Kovalevskogo 2003 . - 80с .
2. Thomas, W. The concept of social disorganization / W. Thomas , F. Znaniecki // context of modernity - II: A Reader . 2nd ed. , rev . and ext. / Comp. and ed. S.A. Erofeev . - Kazan: Kazan in . University Press, 2001 . - Р. 134-138 .
3. Malachivsk,a M.P. Kontseptualizatsiya ponyattya "sotsialna problem " in terminah sotsialnogo konstruktsionizmu / MP Malachivska / / Suchasni suspilni problems at vimiri sotsiologiï upravlinnya: Collection of scientific works
Dondua. T. XII. Vip. 211. Seriya "Sotsiologiya." - Donetsk: Dondua 2011. - P. 270-276.
4. Merton, R. Contemporary Social Problems / R. Ed. Nisbet, R. Merton. NewYork, 1971 . - 786p.
5. Berge,r P. Social Construction of Reality . Treatise on the sociology of knowledge / P. Berger , T. Luckmann ; [ translated by E. Rutkevich ] . - M.: "Medium", 1995 . - 323p .