Научная статья на тему 'Жизненное событие как социально-педагогический феномен'

Жизненное событие как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
627
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ / LIFE EVENT / CLASSIFICATION OF LIFE EVENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Девятерикова Елена Владимировна

В данной статье рассматривается понятие «жизненное событие» в рамках философской, психологической и педагогической наук, а также приведены классификации жизненных событий по различным основаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life event as social-pedagogic phenomenon

In this article, the concept «life event» is examined within the framework of philosophical, psychological and pedagogic sciences, and also classifications over life events are brought on different grounds.

Текст научной работы на тему «Жизненное событие как социально-педагогический феномен»

УДК 37

Девятерикова Елена Владимировна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В данной статье рассматривается понятие «жизненное событие» в рамках философской, психологической и педагогической наук, а также приведены классификации жизненных событий по различным основаниям. Ключевые слова: жизненное событие, классификация жизненных событий.

Событие имеет широкий спектр как общих, так и специальных толкований: как природное явление (геологическое, физическое, биологическое, экологическое, космологическое и т.п.); как событие историческое; психобиографическое («история жизни»); мировое (катастрофы, войны, эпидемии); как событие в статусе происшествия или случая (событийность повседневного опыта).

В общеязыковом значении событие определяется как «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни» [7, с. 969].

Событие - понятие философии ХХ века, введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных реконструкций традиционной метафизики.

Событие изучалось философами-экзистенци-алистами. Экзистенциализм, или философия существования, - направление современной философии, основной темой которого является человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни [12, с. 538]. Наиболее яркими представителями данного направления являются Л. Шестов, Н.А. Бердяев (Россия), К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер (Германия), Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю (Франция), В. Франкл (Австрия) и др.

Событие (по М. Хайдеггеру) - бытие совместно с другими (бытие-в-мире). ««Другие» означает не то же что: весь остаток прочих помимо меня, коих выделяется Я, другие это наоборот те, от которых человек сам себя большей частью не отличает, среди которых и он тоже». На основе этого совместного бытия-в-мире мир есть всегда уже тот, который человек делит с другими [13, с. 58].

Ж. Делез рассматривает событие как то, что подает нам знаки и ожидает нас. Человек должен переродиться, чтобы стать достойным того, что с ним происходит, стать результатом собственных

событий. В западно-европейской философской традиции фигурируют два взаимоисключающих тезиса о природе события. А именно: по Ж. Де-лезу, действие есть результат события [3], по Ж.-П. Сартру же, событие есть факт человеческой субъективности, есть результирующая наших действий [10, с. 288]. Очевидно, что данные формулировки взамодополнительны и ни одна из них не может быть признана более предпочтительной нежели другая.

Попытку дать научное и более конкретное и содержательное определение жизни и жизненным событиям предприняли и психологи. Первой из них была Ш. Бюлер. Она пыталась взять в качестве основы объяснения жизни понятие «события», которые четко разделила на внешние и внутренние, но оказывалось, что линии внешних и внутренних событий тянулись параллельно, так и не пересекаясь, и не удавалось найти их связь. В свою очередь последовательность событий никак не связывалась с этапами достижений личности - продуктами ее творчества.

С.Л. Рубинштейн, анализируя работу Ш. Бю-лер, пришел к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как целое, хотя в каждый данный момент человек включен в отдельные ситуации, связан с отдельными людьми, совершает отдельные поступки.

Интересна мысль С.Л. Рубинштейна о поворотных этапах в жизни человека. В истории жизни бывают свои «события» - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека [9, с. 641-643]. То есть поворотные этапы жизни определяются самой личностью, она может перевести свою жизнь в совсем другое русло, круто изменить ее направление.

© Девятерикова Е.В., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

105

Некоторые, наиболее значимые для индивида ситуации приобретают статус жизненно важных событий, которые становятся вехами на жизненном пути человека. Их содержание определяет основное содержание человеческой жизни.

Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г. Ананьев предлагает понятие «событие». Событие - основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. Он определяет событие как такие обстоятельства жизни, которые приводят к изменению последующего течения жизни, приобретают качественно новое значение, изменяют уклад жизни и перестраивают субъективные состояния личности [1, с. 51].

Характер происходящих событий зависит от избранного человеком образа жизни, его ценностей, целей, установок.

В.Н. Дружинин выдвигает гипотезу о существовании независимых от индивида, изобретенных человечеством и воспроизводящихся во времени вариантов жизни: 1) «жизнь начинается завтра» (человек представляет жизнь как подготовку к будущей, «настоящей жизни»); 2) жизнь как творчество (жизнь делится на «жизнь внешнюю» и «жизнь внутреннюю»: подлинной для субъекта становится жизнь внутренняя, которую он творит сам); 3) «погоня за горизонтом» (для субъекта подлинной является жизнь внешняя, все его действия направлены на достижение результата); 4) «жизнь есть сон» (жизнь внешняя нереальна, жизнь внутренняя реальна, у человека отсутствует стремление к порождению нового); 5) «жизнь по правилам» (жизнь подчинена правилу, регламенту, внешнему сценарию); 6) «жизнь - трата времени» (время ощущается как бесконечное настоящее, не заполненное ни действиями, ни мыслью, ни случайным событием); 7) жизнь против жизни (жизнь представляет собой постоянную борьбу с источником страданий, с самой жизнью). Но в чистом виде, ни один из вариантов не реализуется в реальности - жизнь каждого человека мозаична [4]. Избранным вариантом жизни определяется набор и содержание жизненных событий конкретного человека.

Вопросы о смысле жизни, предназначении человека, его самоопределении стали предметом экзистенциальной педагогики, идеи которой начали разрабатываться в нашей стране в 90-х годах прошлого века в работах М.И. Рожкова, О.С. Гре-бенюка, Т.Б. Гребенюк и их учеников.

Событие для экзистенциональной педагогики может считаться ключевым понятием. М.И. Рожков определяет событие как «то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему» [8, с. 127].

Событие влияет на развитие сущностных сфер человека: мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной, волевой, экзистенциальной, а также сферу саморегуляции. Только значимое событие может оказывать существенное влияние на развитие человека.

Как отмечает В.И. Слободчиков, основная функция совместного бытия - развивающая. Событие есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности [11, с. 181].

Воспитание в современных условиях предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом является духовное взаи-мообогащение, взаиморазвитие взрослого и ребенка [2, с. 1].

Анализ вышеизложенных точек зрения относительно понятия «жизненное событие» позволяет дать следующее определение: жизненное событие - это основной элемент человеческой жизни, представляющий собой совокупность обстоятельств, вызывающих эмоциональное отношение к происходящему и приводящих к изменению последующей жизни, а также влияющих на развитие сущностных сфер личности.

Все события, происходящие в жизни человека, можно классифицировать по различным основаниям.

Ю.Н. Карандашов выделяет две группы событий:

1) по характеру эмоционального отклика: события положительные, которые вызывают эмоции радости и счастья, и отрицательные, которые связаны с неприятностями и неудачами;

2) по степени воздействия на сознание человека: биографические, которые становятся поворотным пунктом в биографии индивида, определяя ее траекторию; критические - события, вызывающие существенные изменения в жизни человека [5, с. 229].

Б.Г. Ананьев различает события окружающей среды и события поведения человека в среде.

Н.А. Логинова добавляет третью группу - события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

События среды - это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам, но становятся событиями и его биографии. Значение того или иного события среды в жизни человека может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию.

Вторая группа событий - события поведения человека в окружающей среде, то есть события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире.

События внутренней жизни зачастую влияют на дальнейшее течение жизни, оказывают влияние на духовное состояние человека. К событиям внутренней жизни можно отнести прочтение книги, встречу с интересным человеком, просмотр фильма или спектакля и др. [1; 6].

М.И. Рожков классифицирует все события по четырем основаниям:

1) участники события и место события: события в мире, регионе, городе, участником которых человек не является; события, произошедшие непосредственно с человеком;

2) степень активности участия в событии человека: события, на которые человек не может оказать влияния; события, активным участником которых человек является; события, сконструированное самим человеком; событие, о котором человек имеет только представление;

3) отношение человека к происходящему событию: событие для человека не значимо; событие вызывает ситуативные эмоции; событие вызывает длительные эмоции; событие вызывает стресс;

4) длительность события: событие, краткое по времени; событие, среднее по длительности (до десяти дней); длительное событие (до месяца); событие, которое стало текущей жизнью [8, с. 127-128].

Данные классификации охватывают широкий спектр жизненных событий людей любой возрастной категории, но каждому периоду жизни присущи свои неповторимые события, имеющие на данном этапе особую значимость.

С целью определения наиболее значимых жизненных событий младших школьников нами был проведен опрос среди учащихся МОШИС(п) ОО №3 (школа-интернат), результаты которого показали, что для детей данной возрастной кате-

гории наиболее значимыми являются такие жизненные события как знакомство с новыми друзьями, встреча с родителями, смерть близкого человека, смерть домашнего животного, рождение брата (сестры), собственная болезнь, игры, праздники.

А с целью определения насыщенности жизни младших школьников повседневными событиями нами была использована методика «Ежедневник»: ребята в конце каждого дня записывали в личный ежедневник события, произошедшие с ними. Наряду с этой методикой мы использовали и рисовальную: каждый раз по возвращении с каникул (летних, осенних, зимних, весенних) детям предлагалось изобразить произошедшие с ними события.

Анализ ежедневников и рисунков позволяет судить о событийной бедности жизни младших школьников, воспитывающихся в интернате. Следовательно, необходимо осуществлять социально-педагогическое сопровождение жизненных событий младших школьников с целью нейтрализации последствий негативных событий, использования развивающего и воспитывающего потенциала позитивных событий, а также обогащения жизни этих детей значимыми событиями.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: 1) жизненное событие является предметом изучения философской, педагогической и психологической наук; 2) существуют различные подходы к определению данного понятия и классификации событий; 3) необходимо осуществлять социально-педагогическое сопровождение жизненных событий младших школьников.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: В 2 т. Т. 2: Развитие и воспитание личности / под ред. Н.А. Логиновой. - СПб.: Изд-во СПб. унта, 2007. - 549 с.

2. Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/journ/ 0107/grig.dog

3. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. — М.: Логос, 1997. - 264 с.

4. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. - 86 с.

5. Карандашов Ю.Н. Психология развития. Ч. 1: Введение. - Минск, 1997. - 240 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

107

6. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 154-158.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. -М.: Оникс; Мир и Образование, 2006. - 1200 с.

8. Рожков М.И. Юногогика: Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Учебно-ме-тод. пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского, 2007. - 312 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

10. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт фено-

менологической онтологии / пер. с фр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учеб. пособ. для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

12. Философская энциклопедия. Т. 5 / гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - 740 с.

13. Хайдеггер М. Бытие и время: Статьи и выступления / сост., пер. с нем. и комм. В.В. Бибихи-на. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

УДК 159.9:316.6

Малахов Олег Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы формирования опыта межличностного взаимодействия. В работе исследуются подходы к категориям «опыт» и «взаимодействие» в философии и педагогике. Предлагается авторское понимание опыта межличностного взаимодействия. Охарактеризованы основные направления разработки формирования опыта межличностного взаимодействия в диссертационных исследованиях.

Ключевые слова: опыт социальный и индивидуальный, взаимодействие, межличностное взаимодействие, формирование опыта межличностного взаимодействия.

В контексте философских учений можно выделить два основных направления исследования феномена опыта. В первом направлении опыт рассматривается относительно познания человеком окружающего материального мира, здесь дискутируются вопросы роли опыта в процессе поиска истины. Основные позиции в данном направления развиваются в контексте материалистических (источником любого опыта признается объективная реальность, в этом случае бытие преломляется в индивидуальном сознании человека, проживается им и таким образом принимает форму опыта) и идеалистических учений (материальный мир лишь несовершенное отражение идеальных первооснов, поэтому знание, приобретенное опытным путем изначально и неизбежно неполное, а опытный исследователь обречен на заблуждения). Во втором направлении категория «опыт» приобретает трансцендентное значение и трактуется как результат свободных поисков челове-

ка в духовной (божественной или антропологической) сфере.

Представители различных философских школ и учений дискутируют ряд аспектов в толковании понятия «опыт». Во-первых, вопрос о соотношении разума и опыта. Ряд авторов снижают роль опыта до чувственно-индивидуального восприятия, результаты которого должны быть скорректированы разумом, либо изначально определяются разумом посредством наличия априорных идей, критериев для оценки чувственного восприятия (Р. Декарт [2], И. Кант [3]). Другие философы придают опыту, не только чувственные, но чувственно-рациональные характеристики, подчеркивают его изначальность и подчиненность ему разума (М. Монтень [5], Т. Гоббс [1], Д. Локк [4], Д. Юм [9]). Философы нового времени объединяют в понятии «опыт» чувственное и рациональное и в их неразрывном единстве, обеспечивающем движение сознания к истине, видят его сущность.

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Малахов О.И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.