Научная статья на тему 'Событийность в решении воспитательных задач младших школьников'

Событийность в решении воспитательных задач младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КЛАССИФИКАЦИЯ СОБЫТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / A VITAL EVENT / A PRIMARY SCHOOLBOY / A CLASSIFICATION OF EVENTS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN / AGE PROBLEMS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятерикова Елена Владимировна

В статье анализируются результаты исследования жизненных событий младших школьников: дается характеристика младшего школьного возраста, определяются возрастные задачи младших школьников, рассматривается классификация жизненных событий учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Events in Solution of Primary Schoolchildren’s Up-Bringing Problems

In the article results of the research of junior schoolchildren’s vital events are analyzed: the characteristic of junior school age is given, age problems of primary schoolchildren are defined, and the classification of vital events of primary school pupils is considered.

Текст научной работы на тему «Событийность в решении воспитательных задач младших школьников»

УДК 37.018

Е. В. Девятерикова

Событийность в решении воспитательных задач младших школьников

В статье анализируются результаты исследования жизненных событий младших школьников: дается характеристика младшего школьного возраста, определяются возрастные задачи младших школьников, рассматривается классификация жизненных событий учащихся начальных классов.

Ключевые слова: жизненное событие, младший школьник, классификация событий младших школьников, возрастные задачи младших школьников.

Е. V. Devyaterikova

Events in Solution of Primary Schoolchildren's Up-Bringing Problems

In the article results of the research of junior schoolchildren's vital events are analyzed: the characteristic of junior school age is given, age problems of primary schoolchildren are defined, and the classification of vital events of primary school pupils is considered.

Key words: a vital event, a primary schoolboy, a classification of events of primary schoolchildren, age problems of primary schoolchildren.

Младшее школьное детство - это период, когда происходит процесс формирования основных социально-нравственных качеств личности. Происходит кардинальная перестройка в мотиваци-онной сфере, связанная с переходом главенствующей роли от игры к учению, что дает толчок для развития познавательных интересов ребенка и его нравственных представлений [2, с. 35].

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми: в 1-2 классе особое значение для ребенка приобретают отношения со взрослыми людьми (родители, педагоги, руководители кружков и др.), в 3-4 классе

- со сверстниками. Нами было проведено исследование на базе школы-интерната № 3 и средней общеобразовательной школы № 5 г. Костромы среди учащихся начальных классов (95 чел.) с целью выявления наиболее значимой личности в жизни ребенка. Учащимся были заданы вопросы: «Какому человеку вы доверяете больше всего?» «У кого вы попросили бы совета в трудной ситуации?». Ребятам предлагалось выделить из числа знакомых и близких одного человека, который для них является наиболее значимым. Ответы распределились следующим образом: 56 %

- мама, 21 % - папа, 17 % - друг, 9 % - брат/сестра, 6 % - я сам, 6 % - знакомые взрослые. Ана-

лизируя результаты исследования, можно сделать вывод, что степень доверия взрослым у детей младшего школьного возраста достаточно велика, а, следовательно, взрослые могут оказать сильное влияние на формирование личности ребенка.

Переход от игровой к учебной деятельности, адаптация к новым условиям школьной жизни, адаптация к учебному процессу и новой системе отношений детского и взрослого коллектива ставят перед младшим школьником ряд задач, характерных для этого жизненного периода:

1. Освоение правил поведения в школе;

2. Построение отношений с одноклассниками, сверстниками;

3. Построение отношений с учителем;

4. Стремление к получению хороших отметок;

5. Своевременное и ответственное выполнение домашних заданий;

6. Развитие творческих способностей;

7. Соответствие новому статусу в своей семье.

Актуальные задачи возраста ориентируют ребенка в заданных направлениях, для него особую значимость начинают представлять именно те жизненные события, которые касаются новых сфер его деятельности и общения.

Для нас представляет интерес изучение событийной составляющей жизни младших школьни-

© Девятерикова Е. В., 2011

ков: какие жизненные события наибольшим образом волнуют ребенка, заставляют переживать, развиваться, влияют на характер и т. д.

Событие имеет широкий спектр толкований и является предметом изучения ряда наук. Обобщая подходы к определению понятия «жизненное событие» в философской, психологической и педагогической науках, мы понимаем его как основной элемент человеческой жизни, представляющий собой совокупность обстоятельств, вызывающих эмоциональное отношение к происходящему и приводящих к изменению последующей жизни, а также влияющих на развитие сущностных сфер личности [1, 5, 6].

Существует немало подходов к классификации жизненных событий [1, 3, 4, 5]. Ю. Н. Ка-рандашов выделяет группу событий, взяв за основу характер эмоционального отклика: события положительные, которые вызывают эмоции радости и счастья, и отрицательные, которые связаны с неприятностями и неудачами [3, с. 229]. Нами был проведен опрос среди учащихся начальных классов школы-интерната № 3 (36 чел.) и средней общеобразовательной школы № 5 (59 чел.) г. Костромы с целью выявления специфики жизненных событий младших школьников, а также выявления отличий в описании жизненных событий воспитанниками школы-интерната и

учащимися общеобразовательной школы. В основу фронтального письменного опроса была положена классификация Ю. Н. Карандашова, так как, на наш взгляд, детям младшего школьного возраста легче описывать события своей жизни, разделяя их на 2 группы: положительные и отрицательные. 36 воспитанников школы-интерната № 3 перечислили 166 событий, 59 учащихся школы № 5 - 397.

Опираясь на классификацию жизненных событий М. И. Рожкова [5, с. 127-128], можно сказать, что все события, описанные младшими школьниками - это в большинстве те, которые произошли непосредственно с ними, а также они являются краткими по времени. Детализируя классификацию применительно к младшим школьникам, мы выделили следующие группы событий: 1) происшедшие дома, 2) в школе, 3) вне школы и дома. Каждая из групп, в свою очередь делится на ряд подгрупп. Так, к первой группе событий относятся: отношения с родителями и другими родственниками, потеря близких людей, потеря домашних животных, приобретения и подарки; ко второй группе - учебная деятельность, отношения с одноклассниками; к третьей - успехи вне школы, праздники, развлечения и поездки, травмы и болезни. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Жизненные события младших школьников

Группы жизненных событий Школа-интернат № 3 Школа № 5

События, происшедшие дома

Отношения с родителями и другими родственниками 7 % 9 %

Потеря близких людей 7 % 1 %

Потеря домашнего животного 4 % -

Приобретения, подарки 15 % 13 %

Всего: 33 % 23 %

События, происшедшие в школе

Учебная деятельность 13 % 21 %

Отношения с одноклассниками 11 % 11 %

Всего: 24 % 32 %

События, происшедшие вне школы и дома

Успехи вне школы 2 % 6 %

Праздники 2 % 7 %

Развлечения, поездки 16 % 24 %

Травмы, болезни 25 % 8 %

Всего: 45 % 45 %

Из приведенной таблицы видно, что большинство жизненных событий младших школьников происходят вне школы и дома. Следует отметить, что в этой группе событий у воспитанников школы-интерната большая часть событий носит негативный характер, а именно, дети опи-

сывают случаи, когда ими были получены различного рода травмы (у учащихся общеобразовательной школы этот процент значительно ниже). Это свидетельствует о том, что учащиеся школы-интерната в свободное время чаще предоставлены сами себе, их досуг не организован родите-

Событийность в решении воспитательных задач младших школьников

53

лями. Несмотря на ведущую роль учебной деятельности, игровая, по-прежнему, остается немаловажной для ребенка, чем обусловлен высокий процент событий, связанных с развлечениями и поездками.

Количество событий, происходящих в школе и дома, примерно одинаково.

Анализируя события, происшедшие дома, мы видим, что многие события воспитанников школы-интерната снова носят негативный характер, встречались такие ответы: «от нас ушла мама», «я давно не видела маму», «мама оставила сестренку в детском доме». Конечно, были отрицательные события в семье и у учащихся общеобразовательной школы: «мама с папой развелись», «мама с папой ссорились».

Частота событий, происшедших в школе, свидетельствует о низкой учебной мотивации воспитанников школы-интерната: почти все ученики общеобразовательной школы писали о том, что расстроены получением двойки или тройки по предмету, тогда как среди воспитанников школы-интерната такого события ни разу не встретилось. Равнодушное отношение к отрицательной оценке вызвано аналогичным отношением со стороны родителей: большинство из них не интересуются успехами и неудачами ребенка в школе, не поощряют за старание и достигнутые успехи.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что 1) на формирование личности ребенка большое влияние оказывают взрослые; 2) событийность жизни младших школьников

соответствует задачам, актуальным для этого возраста; 3) события воспитанников школы-интерната в наибольшей степени носят негативный характер, нежели у учащихся общеобразовательной школы.

Библиографический список:

1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии [Текст] : В 2 т. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев ; под ред. Н. А. Логиновой ; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2007. - 549 с.

2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.

3. Карандашов, Ю. Н. Психология развития [Текст] : В 2 ч. Ч. 1. Введение / Ю. Н. Каранда-шов. - Минск, 1997. - 240 с.

4. Логинова, Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии [Текст] / Н. А. Логинова // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 154-158.

5. Рожков, М. И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] : учеб-но-метод. пособ. / М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. - 312 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2006. - 713 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.