УДК 37.018
Е. В. Девятерикова
Событийность в решении воспитательных задач младших школьников
В статье анализируются результаты исследования жизненных событий младших школьников: дается характеристика младшего школьного возраста, определяются возрастные задачи младших школьников, рассматривается классификация жизненных событий учащихся начальных классов.
Ключевые слова: жизненное событие, младший школьник, классификация событий младших школьников, возрастные задачи младших школьников.
Е. V. Devyaterikova
Events in Solution of Primary Schoolchildren's Up-Bringing Problems
In the article results of the research of junior schoolchildren's vital events are analyzed: the characteristic of junior school age is given, age problems of primary schoolchildren are defined, and the classification of vital events of primary school pupils is considered.
Key words: a vital event, a primary schoolboy, a classification of events of primary schoolchildren, age problems of primary schoolchildren.
Младшее школьное детство - это период, когда происходит процесс формирования основных социально-нравственных качеств личности. Происходит кардинальная перестройка в мотиваци-онной сфере, связанная с переходом главенствующей роли от игры к учению, что дает толчок для развития познавательных интересов ребенка и его нравственных представлений [2, с. 35].
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми: в 1-2 классе особое значение для ребенка приобретают отношения со взрослыми людьми (родители, педагоги, руководители кружков и др.), в 3-4 классе
- со сверстниками. Нами было проведено исследование на базе школы-интерната № 3 и средней общеобразовательной школы № 5 г. Костромы среди учащихся начальных классов (95 чел.) с целью выявления наиболее значимой личности в жизни ребенка. Учащимся были заданы вопросы: «Какому человеку вы доверяете больше всего?» «У кого вы попросили бы совета в трудной ситуации?». Ребятам предлагалось выделить из числа знакомых и близких одного человека, который для них является наиболее значимым. Ответы распределились следующим образом: 56 %
- мама, 21 % - папа, 17 % - друг, 9 % - брат/сестра, 6 % - я сам, 6 % - знакомые взрослые. Ана-
лизируя результаты исследования, можно сделать вывод, что степень доверия взрослым у детей младшего школьного возраста достаточно велика, а, следовательно, взрослые могут оказать сильное влияние на формирование личности ребенка.
Переход от игровой к учебной деятельности, адаптация к новым условиям школьной жизни, адаптация к учебному процессу и новой системе отношений детского и взрослого коллектива ставят перед младшим школьником ряд задач, характерных для этого жизненного периода:
1. Освоение правил поведения в школе;
2. Построение отношений с одноклассниками, сверстниками;
3. Построение отношений с учителем;
4. Стремление к получению хороших отметок;
5. Своевременное и ответственное выполнение домашних заданий;
6. Развитие творческих способностей;
7. Соответствие новому статусу в своей семье.
Актуальные задачи возраста ориентируют ребенка в заданных направлениях, для него особую значимость начинают представлять именно те жизненные события, которые касаются новых сфер его деятельности и общения.
Для нас представляет интерес изучение событийной составляющей жизни младших школьни-
© Девятерикова Е. В., 2011
ков: какие жизненные события наибольшим образом волнуют ребенка, заставляют переживать, развиваться, влияют на характер и т. д.
Событие имеет широкий спектр толкований и является предметом изучения ряда наук. Обобщая подходы к определению понятия «жизненное событие» в философской, психологической и педагогической науках, мы понимаем его как основной элемент человеческой жизни, представляющий собой совокупность обстоятельств, вызывающих эмоциональное отношение к происходящему и приводящих к изменению последующей жизни, а также влияющих на развитие сущностных сфер личности [1, 5, 6].
Существует немало подходов к классификации жизненных событий [1, 3, 4, 5]. Ю. Н. Ка-рандашов выделяет группу событий, взяв за основу характер эмоционального отклика: события положительные, которые вызывают эмоции радости и счастья, и отрицательные, которые связаны с неприятностями и неудачами [3, с. 229]. Нами был проведен опрос среди учащихся начальных классов школы-интерната № 3 (36 чел.) и средней общеобразовательной школы № 5 (59 чел.) г. Костромы с целью выявления специфики жизненных событий младших школьников, а также выявления отличий в описании жизненных событий воспитанниками школы-интерната и
учащимися общеобразовательной школы. В основу фронтального письменного опроса была положена классификация Ю. Н. Карандашова, так как, на наш взгляд, детям младшего школьного возраста легче описывать события своей жизни, разделяя их на 2 группы: положительные и отрицательные. 36 воспитанников школы-интерната № 3 перечислили 166 событий, 59 учащихся школы № 5 - 397.
Опираясь на классификацию жизненных событий М. И. Рожкова [5, с. 127-128], можно сказать, что все события, описанные младшими школьниками - это в большинстве те, которые произошли непосредственно с ними, а также они являются краткими по времени. Детализируя классификацию применительно к младшим школьникам, мы выделили следующие группы событий: 1) происшедшие дома, 2) в школе, 3) вне школы и дома. Каждая из групп, в свою очередь делится на ряд подгрупп. Так, к первой группе событий относятся: отношения с родителями и другими родственниками, потеря близких людей, потеря домашних животных, приобретения и подарки; ко второй группе - учебная деятельность, отношения с одноклассниками; к третьей - успехи вне школы, праздники, развлечения и поездки, травмы и болезни. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Жизненные события младших школьников
Группы жизненных событий Школа-интернат № 3 Школа № 5
События, происшедшие дома
Отношения с родителями и другими родственниками 7 % 9 %
Потеря близких людей 7 % 1 %
Потеря домашнего животного 4 % -
Приобретения, подарки 15 % 13 %
Всего: 33 % 23 %
События, происшедшие в школе
Учебная деятельность 13 % 21 %
Отношения с одноклассниками 11 % 11 %
Всего: 24 % 32 %
События, происшедшие вне школы и дома
Успехи вне школы 2 % 6 %
Праздники 2 % 7 %
Развлечения, поездки 16 % 24 %
Травмы, болезни 25 % 8 %
Всего: 45 % 45 %
Из приведенной таблицы видно, что большинство жизненных событий младших школьников происходят вне школы и дома. Следует отметить, что в этой группе событий у воспитанников школы-интерната большая часть событий носит негативный характер, а именно, дети опи-
сывают случаи, когда ими были получены различного рода травмы (у учащихся общеобразовательной школы этот процент значительно ниже). Это свидетельствует о том, что учащиеся школы-интерната в свободное время чаще предоставлены сами себе, их досуг не организован родите-
Событийность в решении воспитательных задач младших школьников
53
лями. Несмотря на ведущую роль учебной деятельности, игровая, по-прежнему, остается немаловажной для ребенка, чем обусловлен высокий процент событий, связанных с развлечениями и поездками.
Количество событий, происходящих в школе и дома, примерно одинаково.
Анализируя события, происшедшие дома, мы видим, что многие события воспитанников школы-интерната снова носят негативный характер, встречались такие ответы: «от нас ушла мама», «я давно не видела маму», «мама оставила сестренку в детском доме». Конечно, были отрицательные события в семье и у учащихся общеобразовательной школы: «мама с папой развелись», «мама с папой ссорились».
Частота событий, происшедших в школе, свидетельствует о низкой учебной мотивации воспитанников школы-интерната: почти все ученики общеобразовательной школы писали о том, что расстроены получением двойки или тройки по предмету, тогда как среди воспитанников школы-интерната такого события ни разу не встретилось. Равнодушное отношение к отрицательной оценке вызвано аналогичным отношением со стороны родителей: большинство из них не интересуются успехами и неудачами ребенка в школе, не поощряют за старание и достигнутые успехи.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что 1) на формирование личности ребенка большое влияние оказывают взрослые; 2) событийность жизни младших школьников
соответствует задачам, актуальным для этого возраста; 3) события воспитанников школы-интерната в наибольшей степени носят негативный характер, нежели у учащихся общеобразовательной школы.
Библиографический список:
1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии [Текст] : В 2 т. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев ; под ред. Н. А. Логиновой ; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2007. - 549 с.
2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.
3. Карандашов, Ю. Н. Психология развития [Текст] : В 2 ч. Ч. 1. Введение / Ю. Н. Каранда-шов. - Минск, 1997. - 240 с.
4. Логинова, Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии [Текст] / Н. А. Логинова // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 154-158.
5. Рожков, М. И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] : учеб-но-метод. пособ. / М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. - 312 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2006. - 713 с.