Научная статья на тему 'Формирование опыта межличностного взаимодействия как психолого-педагогическая проблема'

Формирование опыта межличностного взаимодействия как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SOCIAL AND INDIVIDUAL EXPERIENCE / INTERACTION / INTERPERSONAL INTERACTION / INTERPERSONAL INTERACTION EXPERIENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахов Олег Игоревич

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы формирования опыта межличностного взаимодействия. В работе исследуются подходы к категориям «опыт» и «взаимодействие» в философии и педагогике. Предлагается авторское понимание опыта межличностного взаимодействия. Охарактеризованы основные направления разработки формирования опыта межличностного взаимодействия в диссертационных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малахов Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal interaction experience formation as psychological-pedagogic problem

The article is devoted to the theoretical analysis the problem of formation an interpersonal interaction experience. The philosophic and pedagogic approaches to the categories "experience" and "interaction" are researched in it. The author's understanding of interpersonal interaction experience is offered here. The basic directions of dissertational researches this problem are characterized in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование опыта межличностного взаимодействия как психолого-педагогическая проблема»

6. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1980. - №> 1. - С. 154-158.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. -М.: Оникс; Мир и Образование, 2006. - 1200 с.

8. Рожков М.И. Юногогика: Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Учебно-ме-тод. пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского, 2007. - 312 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

10. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт фено-

менологической онтологии / пер. с фр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учеб. пособ. для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

12. Философская энциклопедия. Т. 5 / гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - 740 с.

13. Хайдеггер М. Бытие и время: Статьи и выступления / сост., пер. с нем. и комм. В.В. Бибихи-на. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

УДК 159.9:316.6

Малахов Олег Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы формирования опыта межличностного взаимодействия. В работе исследуются подходы к категориям «опыт» и «взаимодействие» в философии и педагогике. Предлагается авторское понимание опыта межличностного взаимодействия. Охарактеризованы основные направления разработки формирования опыта межличностного взаимодействия в диссертационных исследованиях.

Ключевые слова: опыт социальный и индивидуальный, взаимодействие, межличностное взаимодействие, формирование опыта межличностного взаимодействия.

В контексте философских учений можно выделить два основных направления исследования феномена опыта. В первом направлении опыт рассматривается относительно познания человеком окружающего материального мира, здесь дискутируются вопросы роли опыта в процессе поиска истины. Основные позиции в данном направления развиваются в контексте материалистических (источником любого опыта признается объективная реальность, в этом случае бытие преломляется в индивидуальном сознании человека, проживается им и таким образом принимает форму опыта) и идеалистических учений (материальный мир лишь несовершенное отражение идеальных первооснов, поэтому знание, приобретенное опытным путем изначально и неизбежно неполное, а опытный исследователь обречен на заблуждения). Во втором направлении категория «опыт» приобретает трансцендентное значение и трактуется как результат свободных поисков челове-

ка в духовной (божественной или антропологической) сфере.

Представители различных философских школ и учений дискутируют ряд аспектов в толковании понятия «опыт». Во-первых, вопрос о соотношении разума и опыта. Ряд авторов снижают роль опыта до чувственно-индивидуального восприятия, результаты которого должны быть скорректированы разумом, либо изначально определяются разумом посредством наличия априорных идей, критериев для оценки чувственного восприятия (Р. Декарт [2], И. Кант [3]). Другие философы придают опыту, не только чувственные, но чувственно-рациональные характеристики, подчеркивают его изначальность и подчиненность ему разума (М. Монтень [5], Т. Гоббс [1], Д. Локк [4], Д. Юм [9]). Философы нового времени объединяют в понятии «опыт» чувственное и рациональное и в их неразрывном единстве, обеспечивающем движение сознания к истине, видят его сущность.

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Малахов О.И., 2011

Во-вторых, поднимается вопрос: если результатом опыта является знание, то доступно ли оно исключительно познающему субъекту, или может стать общим достоянием, то есть каков характер опыта - индивидуальный или социальный? Для перевода индивидуального опыта в социальный, человек прибегает к символам, позволяющим через единство придаваемых категориям смыслов и содержания обеспечить механизмы его трансляции от одного к другому (Т. Гоббс [1]).

В-третьих, вопрос о возможностях опытного познания. Ряд философов ограничивают сферу опыта материальным миром, философы идеалистического, и особенного религиозного направления переносят опыт в трансцедентную сферу как способ духовного поиска, контакта человека с первоначалом.

На сегодняшний день опыт в философии в традиционном смысле трактуется как «чувственноэмпирическое отражение внешнего мира... как взаимодействие и как результат такого взаимодействия» [8, с. 343].

В педагогической науке понятие опыт трактуется как цель образования; как содержание образования; как способ образования личности. При рассмотрении опыта как цели образования выдвигаются требования целесообразности и перспективности формируемого у воспитанника опыта, его полезности и культурно-исторической сообразности. В плане характеристики опыта как способа образования педагоги указывают на неразрывную связь опыта и знаний, личностного и социального пластов опыта, разрабатывают алгоритмы включения опытного компонента в образовательный процесс.

В настоящее время наиболее устойчивой категорией является социальный опыт, который понимается как «самобытный синтез различного рода умений и навыков, знаний способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний» (А.В. Мудрик) [6, с. 116].

В рамках нашей работы исследуется проблема формирования опыта межличностного взаимодействия. В социальной философии взаимодействие людей определяется как категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций,

изменение системы потребностей, а также связей, возникающих в ходе этого взаимодействия. В категории межличностного взаимодействия подчеркивается специфика его субъектов, в качестве которых выступает два или более человек [7, с. 107].

Мы предлагаем понимать под опытом межличностного взаимодействия совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, способов, ценностей приобретенных в процессе контакта двух или более личностей между собой и обусловливающих возрастание эффективности этих контактов в дальнейшем.

Вопрос формирования опыта межличностного взаимодействия довольно активно разрабатывается в педагогической науке. В исследованиях по этой проблематике по-разному расставляются содержательные акценты. В центр работы могут быть поставлены:

- возраст воспитанника (особенности формирования опыта межличностного взаимодействия младших школьников, подростков и т.д.);

- деятельность, на основе которой формируется опыт взаимодействия (формирование опыта межличностного взаимодействия в музыкальной, художественной деятельности);

- средовые характеристики образовательного учреждения (формирование опыта межличностного взаимодействия в военном вузе, в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования);

- характеристики самого процесса взаимодействия (конструктивное, эффективное, поликуль-турное и т.д.).

При выделении педагогических условий формирования опыта межличностного взаимодействия наблюдаются некоторые довольно устойчивые тенденции.

При выделении условий ряд авторов в центр внимания ставят трехкомпонентную структуру взаимодействия (когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты) и говорят о необходимости информирования об основах эффективного взаимодействия, обеспечения положительного отношения к процессу взаимодействия, и создания пространства для реализации взаимодействия;

Другим вариантом является следование структуре деятельности. В этом случае педагогическими условиями выступают обеспечение проектирования взаимодействия, его реализации и рефлексивной обработки;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

109

Третий подход связан с расстановкой содержательных акцентов на требованиях к качеству и характеру учебно-воспитательного процесса (формам и технологиям образования и воспитания, квалификации и подготовленности педагогов);

Педагогические условия могут также выделяться как требования к среде образовательного учреждения, ее содержательным и структурным характеристикам.

Эти теоретические положения мы использовали как основу для исследования проблемы формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов - представителей различных национально-этнических групп в образовательной среде военного вуза.

Библиографический список

1. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. -М.: Мысль, 1964. - Т. 1. - 584 с.

2. Декарт Р. Избранные произведения. - М.: Наука, 1950. - 712 с.

3. Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1964. - Т. 3. -799 с.

4. ЛоккДж. Сочинения: В 3-х т. - М.: Мысль, 1985. - Т. 2. - 560 с.

5. МонтеньМ. Опыты. - М.: Наука, 1979. - 703 с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - 2-е изд., исправл. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 192 с.

7. Социальная психология // Психологический лексикон / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - Т. 3. - 784 с.

8. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.И. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Павлова. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.

9. Юм Д. Сочинения: В 2-х т. - М.: Мысль, 1965. - Т. 1. - 352 с.

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.