6. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1980. - №> 1. - С. 154-158.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. -М.: Оникс; Мир и Образование, 2006. - 1200 с.
8. Рожков М.И. Юногогика: Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Учебно-ме-тод. пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского, 2007. - 312 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
10. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт фено-
менологической онтологии / пер. с фр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учеб. пособ. для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
12. Философская энциклопедия. Т. 5 / гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - 740 с.
13. Хайдеггер М. Бытие и время: Статьи и выступления / сост., пер. с нем. и комм. В.В. Бибихи-на. - М.: Республика, 1993. - 447 с.
УДК 159.9:316.6
Малахов Олег Игоревич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы формирования опыта межличностного взаимодействия. В работе исследуются подходы к категориям «опыт» и «взаимодействие» в философии и педагогике. Предлагается авторское понимание опыта межличностного взаимодействия. Охарактеризованы основные направления разработки формирования опыта межличностного взаимодействия в диссертационных исследованиях.
Ключевые слова: опыт социальный и индивидуальный, взаимодействие, межличностное взаимодействие, формирование опыта межличностного взаимодействия.
В контексте философских учений можно выделить два основных направления исследования феномена опыта. В первом направлении опыт рассматривается относительно познания человеком окружающего материального мира, здесь дискутируются вопросы роли опыта в процессе поиска истины. Основные позиции в данном направления развиваются в контексте материалистических (источником любого опыта признается объективная реальность, в этом случае бытие преломляется в индивидуальном сознании человека, проживается им и таким образом принимает форму опыта) и идеалистических учений (материальный мир лишь несовершенное отражение идеальных первооснов, поэтому знание, приобретенное опытным путем изначально и неизбежно неполное, а опытный исследователь обречен на заблуждения). Во втором направлении категория «опыт» приобретает трансцендентное значение и трактуется как результат свободных поисков челове-
ка в духовной (божественной или антропологической) сфере.
Представители различных философских школ и учений дискутируют ряд аспектов в толковании понятия «опыт». Во-первых, вопрос о соотношении разума и опыта. Ряд авторов снижают роль опыта до чувственно-индивидуального восприятия, результаты которого должны быть скорректированы разумом, либо изначально определяются разумом посредством наличия априорных идей, критериев для оценки чувственного восприятия (Р. Декарт [2], И. Кант [3]). Другие философы придают опыту, не только чувственные, но чувственно-рациональные характеристики, подчеркивают его изначальность и подчиненность ему разума (М. Монтень [5], Т. Гоббс [1], Д. Локк [4], Д. Юм [9]). Философы нового времени объединяют в понятии «опыт» чувственное и рациональное и в их неразрывном единстве, обеспечивающем движение сознания к истине, видят его сущность.
108
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Малахов О.И., 2011
Во-вторых, поднимается вопрос: если результатом опыта является знание, то доступно ли оно исключительно познающему субъекту, или может стать общим достоянием, то есть каков характер опыта - индивидуальный или социальный? Для перевода индивидуального опыта в социальный, человек прибегает к символам, позволяющим через единство придаваемых категориям смыслов и содержания обеспечить механизмы его трансляции от одного к другому (Т. Гоббс [1]).
В-третьих, вопрос о возможностях опытного познания. Ряд философов ограничивают сферу опыта материальным миром, философы идеалистического, и особенного религиозного направления переносят опыт в трансцедентную сферу как способ духовного поиска, контакта человека с первоначалом.
На сегодняшний день опыт в философии в традиционном смысле трактуется как «чувственноэмпирическое отражение внешнего мира... как взаимодействие и как результат такого взаимодействия» [8, с. 343].
В педагогической науке понятие опыт трактуется как цель образования; как содержание образования; как способ образования личности. При рассмотрении опыта как цели образования выдвигаются требования целесообразности и перспективности формируемого у воспитанника опыта, его полезности и культурно-исторической сообразности. В плане характеристики опыта как способа образования педагоги указывают на неразрывную связь опыта и знаний, личностного и социального пластов опыта, разрабатывают алгоритмы включения опытного компонента в образовательный процесс.
В настоящее время наиболее устойчивой категорией является социальный опыт, который понимается как «самобытный синтез различного рода умений и навыков, знаний способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний» (А.В. Мудрик) [6, с. 116].
В рамках нашей работы исследуется проблема формирования опыта межличностного взаимодействия. В социальной философии взаимодействие людей определяется как категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций,
изменение системы потребностей, а также связей, возникающих в ходе этого взаимодействия. В категории межличностного взаимодействия подчеркивается специфика его субъектов, в качестве которых выступает два или более человек [7, с. 107].
Мы предлагаем понимать под опытом межличностного взаимодействия совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, способов, ценностей приобретенных в процессе контакта двух или более личностей между собой и обусловливающих возрастание эффективности этих контактов в дальнейшем.
Вопрос формирования опыта межличностного взаимодействия довольно активно разрабатывается в педагогической науке. В исследованиях по этой проблематике по-разному расставляются содержательные акценты. В центр работы могут быть поставлены:
- возраст воспитанника (особенности формирования опыта межличностного взаимодействия младших школьников, подростков и т.д.);
- деятельность, на основе которой формируется опыт взаимодействия (формирование опыта межличностного взаимодействия в музыкальной, художественной деятельности);
- средовые характеристики образовательного учреждения (формирование опыта межличностного взаимодействия в военном вузе, в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования);
- характеристики самого процесса взаимодействия (конструктивное, эффективное, поликуль-турное и т.д.).
При выделении педагогических условий формирования опыта межличностного взаимодействия наблюдаются некоторые довольно устойчивые тенденции.
При выделении условий ряд авторов в центр внимания ставят трехкомпонентную структуру взаимодействия (когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты) и говорят о необходимости информирования об основах эффективного взаимодействия, обеспечения положительного отношения к процессу взаимодействия, и создания пространства для реализации взаимодействия;
Другим вариантом является следование структуре деятельности. В этом случае педагогическими условиями выступают обеспечение проектирования взаимодействия, его реализации и рефлексивной обработки;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
109
Третий подход связан с расстановкой содержательных акцентов на требованиях к качеству и характеру учебно-воспитательного процесса (формам и технологиям образования и воспитания, квалификации и подготовленности педагогов);
Педагогические условия могут также выделяться как требования к среде образовательного учреждения, ее содержательным и структурным характеристикам.
Эти теоретические положения мы использовали как основу для исследования проблемы формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов - представителей различных национально-этнических групп в образовательной среде военного вуза.
Библиографический список
1. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. -М.: Мысль, 1964. - Т. 1. - 584 с.
2. Декарт Р. Избранные произведения. - М.: Наука, 1950. - 712 с.
3. Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1964. - Т. 3. -799 с.
4. ЛоккДж. Сочинения: В 3-х т. - М.: Мысль, 1985. - Т. 2. - 560 с.
5. МонтеньМ. Опыты. - М.: Наука, 1979. - 703 с.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - 2-е изд., исправл. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 192 с.
7. Социальная психология // Психологический лексикон / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - Т. 3. - 784 с.
8. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.И. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Павлова. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.
9. Юм Д. Сочинения: В 2-х т. - М.: Мысль, 1965. - Т. 1. - 352 с.
110
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17