Научная статья на тему 'Формирование культуры взаимодействия у младших школьников как психолого-педагогическая проблема'

Формирование культуры взаимодействия у младших школьников как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КУЛЬТУРА / CULTURE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER SCHOOL STUDENT / CULTURE OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна

Статья посвящена изучению формирования культуры взаимодействия у младших школьников как психолого-педагогической проблемы. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта выделены подходы к изучению особенностей формирования культуры взаимодействия у младших школьников. Взаимодействие рассматривается как сложный процесс построения личностного пространства субъекта отношений на основе коммуникации, взаимного признания смысла и содержания совместной деятельности, что способствует взаимосвязи и взаимовлиянию, развитию межличностных отношений, культура взаимодействия представляет собой совокупность взаимообусловленных контактов в пространстве личности, основанных на сумме специальных знаний по этике, умениях соотносить свои интересы с интересами других людей, действовать сообща (намечать общие цели и пути их достижения, достигать намеченного с учетом интересов других людей), адекватных поступков в интересах общего дела, обеспечивающих целостное развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURE OF INTERACTION AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS AS THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Article is devoted to studying formation of culture’s interaction of young pupils as psychological and pedagogical problem. There are based and allocated on analysis of domestic and foreign experience approaches to formation of culture’s interaction of young pupils. Interaction is a difficult process of personal space’s creation as the subject of the relations, based on communication, mutual recognition of joint activity’s sense and content, which promotes interrelation and interference, development of the interpersonal relations. The culture’s interaction is a interdependent contact’s set in the personality space, which based on the special knowledge of ethics, abilities to correlate own interests with other people’s interests, team work (creating main goal and ways for reaching it, by associating interests with other people), the adequate work for common cause’s benefit as a complete personal’s development.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры взаимодействия у младших школьников как психолого-педагогическая проблема»

Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© 2016

Сундеева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

«Педагогика и методики преподавания»

Рахимова Зарина Фанисовна, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: rakhimova.zarina94@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению формирования культуры взаимодействия у младших школьников как психолого-педагогической проблемы. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта выделены подходы к изучению особенностей формирования культуры взаимодействия у младших школьников. Взаимодействие рассматривается как сложный процесс построения личностного пространства субъекта отношений на основе коммуникации, взаимного признания смысла и содержания совместной деятельности, что способствует взаимосвязи и взаимовлиянию, развитию межличностных отношений, культура взаимодействия представляет собой совокупность взаимообусловленных контактов в пространстве личности, основанных на сумме специальных знаний по этике, умениях соотносить свои интересы с интересами других людей, действовать сообща (намечать общие цели и пути их достижения, достигать намеченного с учетом интересов других людей), адекватных поступков в интересах общего дела, обеспечивающих целостное развитие личности.

Ключевые слова: взаимодействие; культура; культура взаимодействия; младший школьник.

FORMATION OF CULTURE OF INTERACTION AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS AS THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL PROBLEM

© 2016

Sundeeva Lyudmila Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor "Pedagogics and techniques of teaching" Rakhimova Zarina Fanisovna, master's degree "Pedagogics and techniques of teaching"

Tolyatti state university (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: rakhimova.zarina94@mail.ru)

Abstract. Article is devoted to studying formation of culture's interaction of young pupils as psychological and pedagogical problem. There are based and allocated on analysis of domestic and foreign experience approaches to formation of culture's interaction of young pupils. Interaction is a difficult process of personal space's creation as the subject of the relations, based on communication, mutual recognition of joint activity's sense and content, which promotes interrelation and interference, development of the interpersonal relations. The culture's interaction is a interdependent contact's set in the personality space, which based on the special knowledge of ethics, abilities to correlate own interests with other people's interests, team work (creating main goal and ways for reaching it, by associating interests with other people), the adequate work for common cause's benefit as a complete personal's development.

Keywords: interaction; culture; culture of interaction; younger school student.

Начальная школа - это первоначальная ступень образования, именно на этом этапе закладываются основы мировоззрения, культуры, культурного общения и первичные ценностные ориентации. При этом следует учитывать, что школа, как и общество в целом, играет большую роль в жизни человека, а умение строить взаимоотношения со сверстниками наблюдается, к сожалению, не у всех детей.

Сегодня формируется новый курс в образовательном пространстве, который изучает закономерности, принципы и методы сотрудничества субъектов, общения и взаимозависимости между ними не только в отдельной школе, государстве, но и на мировом уровне социальных, психологических и педагогических контактов.

Взаимодействие чаще всего рассматривалось как особый вид отношений между субъектами, как способ взаимной помощи в решении нелегких жизненных ситуаций. Историки и философы античности обосновывали силу согласия, взаимопонимания, справедливости дружеских отношений в создании гражданского общества и в улучшении нравов.

В философском словаре указывается, что «взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Понятие взаимодействия находится в тесной связи с понятием структуры. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности» [14].

В данном определении важно выделить, что взаимодействие - это целостная система, которой присущи взаимная обусловленность, взаимное влияние тел друг на друга, изменение состояния, взаимопереход, порождение одним объектом другого. «Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как

Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Именно взаимодействие противоположностей, противоречие, является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов...» [14]. Это дает основание считать, что любой объект может быть «понят и определен лишь в системе отношений и взаимодействия с другими., а познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия между субъектом и объектом » [14].

И.В. Крутова [8] делает интересное обобщение с позиции философии и этики воспитания: воспитание - это частный случай взаимодействия человека с миром, когда приходит осознание ребенком действительности на уровне взаимодействия между поколениями и внутри поколений.

Как видим, изменение состояния, любой контакт, новая ступень развития человека является ничем иным, как результатом его взаимодействия с миром и людьми. Можно выделить определенную закономерность: исходные данные (уровень развития, интересы и ценностные ориентации и т.д.) вступающего в контакт субъекта определяет направленность его интересов взаимодействия, а результат взаимодействия становится новым стимулом саморазвития и основанием для новых связей общения и взаимодействия, при условии активной заинтересованности, если субъект понимает и принимает бытие как объективную, универсальную основу всего сущего.

Как отмечает О.А. Лапина [9], у философов есть важная идея: чтобы понять самого себя и утвердиться в этом мире, человек сначала создает связи и отношения с другими людьми, находит свою ценность в других, учится соотносить свои индивидуальные интересы с нравственными законами, принятыми всеми, проявляет себя в деятельности.

325

Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ... науки

Слово «взаимодействие» предполагает взаимные действия, что дает основание рассмотреть сущность понятия с позиции деятельностного подхода.

Категория «деятельность» не одно десятилетие является предметом всестороннего изучения. Однозначного подхода не может быть, потому что деятельность - это система, «внутри которой, осуществляется психическое отражение объективной реальности» [10], она - источник человеческой сущности и форма очеловечивания объективной действительности [11], решающий фактор формирования отношений, общения, идеалов личности; она изначально определяет активность на позитивное саморазвитие.

Синтез существующих исследований по данной проблеме позволяет деятельность человека рассматривать как определённое противопоставление объекта и субъекта деятельности, при котором субъект чувственно и сознательно стремится к преобразованию объекта действительности.

Особо следует отметить, что там, где взаимодействуют два и более субъекта, деятельность приобретает вид коллективной связи. В такой деятельности могут пересекаться интересы, потребности, желания, но результат будет достигнут, если достигнуто единство целей и взаимодействие в их достижении.

Исходя из этого, в исследованиях в области социологии деятельности придается социально-личностный смысл. В деятельности индивид реализует себя и как субъект, и как личность: как субъект - в своем отношении к объектам, как личность — в своем отношении к другим людям, на которых личность в своей деятельности воздействует и с которыми личность через деятельность вступает в контакт.

Именно в совместной деятельности возможно целенаправленное моделирование ситуаций взаимодействия, мотивированных контактов субъектов деятельности, позитивного или негативного, прямого или косвенного, непосредственного или латентного их воздействия друг на друга. Тут важно обратить внимание на то, что любой объект может быть понят и определен лишь в системе отношений и взаимодействия, что сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества, жизнь коллектива, микрогруппы на уровне взаимного влияния, избирательности контактов и привязанностей.

Отсюда очевидна роль первичных групп, в которых формируются отношения, а затем - сотрудничество, взаимодействие. Поэтому поиск оснований для такого взаимодействия - и есть та реальность, которая объясняет личностные смыслы потребностей и мотивов активности личности. Все это способствует, как заметил А.В. Петровский, появлению структурного центра, функционально определяющего все процессы, которые образуют в своей совокупности групповое поведение и межличностные отношения [11].

Интерес психологов и социологов к проблеме взаимоотношений обусловлен тем, что человек живет и взаимодействует с широким кругом других людей. По Л.С. Выготскому, психические функции складываются сначала в интерпсихическом (социальном) плане, а затем в интрапсихическом. «В этом и состоит сущность процесса культурного развития, выраженная в чисто логической форме. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других. Это и есть процесс становления личности [2].

Кроме того, психологи рассматривают взаимодействие как систему взаимно обусловленных, индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которых поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Это длительный и кратковременный, вербальный и невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием изменение их установок, деятельности и поведения.

Авторы, занимающиеся проблемами социальной пси-326

хологии (И.Н. Андреева, В. Мудрик, Н.И. Шевандрин и др.), рассматривают взаимодействие как составляющий компонент совместной деятельности. Так, Н.И. Шевандрин выделяет основные признаки совместной деятельности: наличие единой цели для участников, включённых в деятельность; общей мотивации; объединения индивидуальных деятельностей; разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками; согласования индивидуальных деятель-ностей в соответствии с заранее определённой последовательностью. Эти позиции позволяют нам расширить понятие «взаимодействие» как взаимопонимание на основе общих интересов, общей мотивации[13].

Многие ученые понимают взаимодействие как составную часть общения, выделяя коммуникативную (передача информации), интерактивную (собственно взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие) стороны. Так, А.А. Леонтьев отмечает, что общение обеспечивает взаимодействие и определяет исследуемый феномен как интеракцию [10].

Р.Л. Кричевский понимает взаимодействие как единицу совместной деятельности, включающую в себя инструментальные (деятельностные) и аффективно-коммуникативные (общечеловеческие) компоненты [7].

При этом действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, что требует особых гуманистических позиций, особенно в педагогическом процессе обучения и воспитания, развития и формирования личности.

В исследовании Е.В. Коротаевой взаимодействие в образовательном процессе рассматривается как система «взаимообусловленных контактов в единстве их социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая - обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая - создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия» [4].

Исходя из основных положений гуманизма, определив основной ценностью конкретного человека, его внутреннее пространство, специфику его индивидуального процесса познания, его персонифицированное знание, его отношения индивидуального опыта, современные исследователи употребляют термин «сотрудничество» как возможность эффективных взаимодействий в учебном процессе и как основание нового педагогического мышления.

В качестве главных идей авторы и сторонники педагогики сотрудничества выделяют:

- ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка,

- каждый ребенок сам по себе интересен,

- важны не столько усвоенное знание (качество опыта), а важен выбранный путь, процесс приобщения к познанию,

- атмосфера обучения выстроена на основе субъект-субъектных отношений, коммуникативной культуры, уважения права на свое мнение,

- духовно-нравственное и интеллектуальное обогащение - процесс двусторонний, предполагающий постоянное самосовершенствование обучающегося и учителя,

- образовательная цель формулируется обучающимся на основании определения границ знание - незнание.

Эти положения раскрывают, по мнению авторов, в образовательном процессе. Следует признать, что благоприятная атмосфера, несомненно, способствует взаимопониманию, усиливает результативность деятельности, активизируют интеллектуальное сознание обучающегося, развивает самостоятельность мышления. Подтверждением этому могут стать исследования Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина и других, которые доказывают, что переход от парадигмы «знаний, умений и навы-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

ков» к парадигме понимания, ценностного, личностного и развивающего характера образования обусловлен ориентацией на гуманистические концепции психологии и педагогики сотрудничества.

Действительно, гуманистические принципы способствуют организации со-существования всех субъектов взаимодействия с целью их количественного и качественного изменения, уравновешивания различных интересов через общие нормы и ценности без ущемления индивидуальных интересов личности каждого субъекта.

Таким образом, анализируя сущность понятия «взаимодействие» в контексте философии, педагогики и психологии, мы пришли к выводу, что это сложный процесс построения личностного пространства субъекта отношений на основе коммуникации, взаимного признания смысла и содержания совместной деятельности, что способствует взаимосвязи и взаимовлиянию, развитию межличностных контактов.

Культурологический подход к проблеме взаимодействия в коллективе младших школьников обусловлен необходимостью раскрыть культурное пространство как сферу бытия человека и взаимодействия с широким кругом других людей.

Интерес к феномену культуры со стороны педагогики, психологии, социологии, философии, обусловлен тем, что в точке пересечения активных исследований естественнонаучных, гуманитарных отраслей знаний о человеке, развитии его и воспитании лежит проблема изменения сознания в контексте общей реальной стратегии его существования. Культура сегодня оценивается как мощный фактор творчества и инноваций, как средство человеческой самореализации.

Изучение понятия «культура» начнем с уточнения его сущности. Термин «культура» впервые появился в античные времена и определялся как «возделывание почвы». Столь кардинальное несовпадение с современной трактовкой, исходит из господствующего в то время натуралистического взгляда на мир. Однако уже в этот период отношение к земле, природе начинает рассматриваться во взаимосвязи с человеком, его разумом. Во времена Цицерона, под культурой подразумевалось возделывание, воспитание человека, его души, ума. Культура отождествляется с образованностью. Начиная с XVII века «культура» употребляется для обозначения способности человека к творческой активной деятельности, прежде всего, в собственном гармоничном развитии и рассматривается как самостоятельный термин.

П.С. Гуревич сделал обобщение разных авторов, где «культура» это:

- «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Бекет);

- «наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи, и ценности» (В. Малиновский);

- «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А. Радклифф-Браун);

- «общий и принятый способ мышления» (К. Юнг).

Как видим, культура — это основание взаимодействия и взаимопонимания внутри сообщества, это условия взаимоотношений в определенной культурной среде.

Культура взаимодействия на рубеже XX-XXI веков стала складываться на основе новой системы ценностей, нового миропонимания, потому что сложился новый тип человека: свободного, эмансипированного, самодостаточного. Рождается новая культура - культура доверия, культура участия. Рождается новая этика - этика ответственности перед будущим и другими. Не случайно Н.А. Бердяев оценивал культуру личности как высшее состояние человеческого духа, ядро жизни, а духовность - как основу свободы индивидуального развития человека.

Опираясь на основные подходы в литературе, мы Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

рассматриваем сущность культуры личности как степень развитости системных качеств, проявляющихся:

— в формах познания окружающего мира,

— духовно-нравственных ценностях,

— отношениях к другим людям и самому себе,

— мотивах и способах достижения поставленных целей,

— опыте поведения в ситуации выбора,

— характере взаимодействия,

— волевых проявлениях и готовности к диалогу,

— соблюдении этических норм самовыражения в деятельности и общении.

Как видим, именно культура является основой, в которой заложен огромный ресурс духовного и нравственного воспитания человека [15-19] как субъекта разностороннего, диалогичного, толерантного [20-24], свободного взаимодействия, ответственного, целеустремленного, мобильного, способного к конструктивным типам отношений, сложившихся исторически.

В ходе развития, интериоризации культуры возникают психологические новообразования, которые являются функциональными системами или функциональными органами, раскрывающими смысл собственной субъективной реальности для каждой личности.

Эта позиция позволяет нам рассматривать культуру как изменчивое поле взаимодействия, влияющее на представления личности о сложившейся системе ценностей, ее самоотношение (самооценку, притязания, механизмы защиты, стабилизации образа Я) и отношение к окружающему миру.

Опираясь на проведенный анализ сущности культуры, мы рассматриваем культуру взаимодействия как содержательную характеристику человека, которая проявляется в способности адаптироваться к духовно-нравственным ценностям и нормам поведения, которые определяют структуру отношений к действительности, к окружающим и самому себе, в умении прогнозировать отношения и взаимодействия, в готовности понять и принять позицию другого, мотивировать межличностные и межгрупповые контакты.

Если исходить из общего определения «взаимодействие», которое мы рассматриваем как сложный процесс построения личностного пространства субъекта отношений на основе коммуникации, взаимного признания смысла и содержания совместной деятельности, что способствует взаимосвязи и взаимовлиянию, развитию межличностных отношений, то «культура взаимодействия» представляет собой совокупность взаимообусловленных контактов в пространстве личности, основанных на сумме специальных знаний по этике, умениях соотносить свои интересы с интересами других людей, действовать сообща (намечать общие цели и пути их достижения, достигать намеченного с учетом интересов других людей), адекватных поступков в интересах общего дела, обеспечивающих целостное развитие личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское. - 1990. — 560 с.

2. Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 томах / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982-1984.

3. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. -М.: Педагогика, - 1982.-111 с.

4. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий : автореф. дис. ... докт.пед.наук / Е.В. Коротаева. -Екатеринбург, 2000. - 36 с.

5. Котов, И.Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов- на- Дону, 1997. - с.5

6. Краевский, В.В. Общие основы педагогики/ В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 256 с.

7. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы ] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 308 с._

327

Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

8. Крутова, И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманистическим дисциплинам : дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.01/ И.В. Крутова. -Волгоград, 2002. - 192 с.

9. Лапина, О.А. Проявление индивидуальности во времени и творческих судьбах: монография / О.А. Лапина. - Deutschland: LAP LAMBERT. 2011. .-256 с.

10. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М.: Знание, 1979.-48 с.

11. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. -255 с.

12. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориен-тированного обучения. Как обучать всех по-разному : пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

13. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании : ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевадрин. - М.: Владос, 1995. - 544 с.

14. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с. с. 81

15. Ванюхина Н.В., Григорьева О.В. Духовно-нравственное воспитание подростков в условиях православного лагеря // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 13-16.

16. Выдренкова А.А. Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 8-10.

17. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. система инновационной работы школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 58-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Агапова Э.И. Социально-философское понимание духовных практик // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 10-13.

19. Власова И.С. Культуротворческое воспитание младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 22-26.

20. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 8-11.

21. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 71-74.

22. Стец В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.

23. Ефимова Д.В. Информирование участников педагогического процесса по проблеме толерантности посредством новейших информационных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 111-115.

24. Муляр О.П. Методические особенности формирования толерантности старшеклассников в процессе обучения курса «человек и мир» // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 57-60.

328

Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.