Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов представителей национально-этнических групп в воспитывающей среде военного вуза'

Педагогические условия формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов представителей национально-этнических групп в воспитывающей среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / INTERPERSONAL INTERACTION / NATIONALETHNIC GROUP / FORMATION OF EXPERIENCE / PEDAGOGIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахов Олег Игоревич

В статье представлены педагогические условия, влияющие на эффективность формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов-представителей национально-этнических групп, охарактеризованы особенности ценностно-ориентированного информирования курсантов, организации их совместной деятельности и педагогического контроля над ходом межнационального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малахов Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military higher education institutions students representing national ethnic groups interpersonal interaction experience formation at military higher education institution upbringing medium

The pedagogic conditions determining efficiency of interpersonal interaction between representatives of national-ethnic groups are presented in the article, features of the valuefocused informing of military students, the organizations of their joint activity and the pedagogic control over inter-ethnic interaction are characterized in it.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов представителей национально-этнических групп в воспитывающей среде военного вуза»

УДК 37

Малахов Олег Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

malakhovoli@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье представлены педагогические условия, влияющие на эффективность формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов-представителей национально-этнических групп, охарактеризованы особенности ценностно-ориентированного информирования курсантов, организации их совместной деятельности и педагогического контроля над ходом межнационального взаимодействия.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, национально-этническая группа, формирование опыта, педагогические условия.

На основе проведенного теоретического анализа и обобщения практического опыта военных вузов мы предлагаем под формированием опыта межличностного взаимодействия курсантов-представителей различных национально-этнических групп в воспитывающей среде военного вуза понимать целенаправленную педагогическую деятельность, предполагающую использование средовых потенциалов в целях приобретения курсантом совокупности практически усвоенных знаний, умений и навыков, способов, ценностей в процессе контакта двух или более личностей разной национальной принадлежности и обусловливающих возрастание эффективности этих контактов в дальнейшем.

Воспитывающая среда предстает здесь источником и активным транслятором объективированного опыта межнационального взаимодействия, создает социальное пространство для возникновения феномена межличностного взаимодействия представителей различных национально-этнических групп и позволяет оказать эффективное педагогическое влияние на развитие этого процесса.

Процесс накопления опыта межличностного взаимодействия курсантов-представителей различных национально-этнических групп развивается как в специально созданных и педагогически организованных условиях, так и стихийно. Существенная разница заключается в результативности процесса и систематичности приобретаемого личностью опыта.

Рассмотрение проблем формирования опыта межличностного взаимодействия, характеристик и потенциалов воспитывающей среды военного вуза, особенностей межличностного взаимодей-

ствия представителей различных национально-этнических групп, а также результаты проведенных нами пилотажного исследования и опытно-экспериментальной работы позволили прийти к выявлению следующих условий формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов-пред-ставителей национально-этнических групп в воспитывающей среде военного вуза.

Условие целенаправленного ценностно-ориентированного информирования курсантов об особенностях сознания, убеждений, поведенческих моделей представителей разных национально-этнических групп основывается на результатах психолого-педагогических исследований, свидетельствующих о том, что межнациональные конфликты как на массовом, групповом, так и на личностном уровне часто порождаются недостаточными знаниями или некорректными представлениями о партнере по взаимодействию. На этой почве возникают стереотипы восприятия представителей других национально-этнических групп, которые становятся активными регуляторами поведенческих выборов.

Под информированием в данном контексте мы понимаем предоставление курсанту информации (сведений, фактов, положений теорий) необходимой для эффективного межнационального взаимодействия. Говоря о ценностной ориентированности процесса информирования мы подразумеваем его обращенность к нравственно-этическим основам взаимодействия представителей различных национально-этнических групп.

Ценностно-ориентированное информирование курсантов об особенностях сознания, убеждений, поведенческих моделей представителей разных национально-этнических групп осуществ-

© Малахов О.И., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

151

ляется при модернизации содержания учебных дисциплин и внеаудиторной информационной работы с курсантами. Оно может осуществляться как в специально организованных формах (введение новых по содержанию дисциплин по выбору, дисциплин национально-регионального цикла, проведение специальных воспитательных мероприятий), так и контекстно, например, в рамках содержания учебной дисциплины. Информация должна стать личностно принятым (интерио-ризированным) знанием. Для этого могут использоваться такие приемы проблематизации, как этические задачи, дилеммы, элементы дискуссий, ситуационно-ролевого взаимодействия на материале этически-сложных ситуаций межнационального взаимодействия.

Информация может транслироваться курсанту также посредством педагогизации предметнопространственного окружения военного вуза. Так, например, наличие в военном вузе специальных мест для отправления религиозных ритуалов представителями различных конфессий, свидетельствует о деятельной реализации принципа равенства и свободы вероисповедания. Религиозные и национальные праздники представителей различных национально-этнических групп должны учитываться при планировании событийного ряда воспитывающей среды и повседневного распорядка дня курсантов.

Условие организации разнообразной по содержанию совместной деятельности представителей различных национально-этнических групп основывается на исследованиях воспитательных потенциалов групповой деятельности, которая позволяет интенсифицировать обмен ценностями, представлениями, убеждениями, формирует эмоциональное и нормативное единство, оптимизирует статусно-ролевую иерархию и другое. Совместная деятельность является пространством для формирования опыта межличностного взаимодействия.

Совместная деятельность курсантов может включать несколько направлений: групповая работа в процессе учебной деятельности: общение преподавателя осуществляется с группой из трех или более человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с преподавателем с целью реализации образовательных задач; совместная внеаудиторная деятельность в вузе (художественное творчество, спортивная деятельность, прикладное творчество). Этот вид деятельности

в большинстве случаев организуется в режиме совместной деятельности участников; групповые формы организации научно-исследовательской деятельности. Эта деятельность характеризуется высокой степенью мотивированности участников. Чаще всего выбор партнеров по взаимодействию уже не связан с признаками национальноэтнической принадлежности, а основывается на исследовательских качествах, интеллектуальном уровне партнера; совместная социально-ориентированная деятельность: организуется, как правило, вне военного вуза и направлена на достижение социально-значимых задач. Группа, реализующая эту деятельность, сплачивается, во-первых, перед лицом «внешней» оценки, во-вторых, при взаимодействии с незнакомыми людьми интенсифицируется процесс самоидентификации с однокурсниками. Это способствует преодолению трудностей и проблем во взаимодействии.

Условие специально-организованного педагогического контроля и самоконтроля над взаимодействием курсантов-представителей различных национально-этнических групп основывается на признании высокой вероятности межнациональных конфликтов в коллективе курсантов и негативной стереотипизации поведения в отношении представителей других национально-этнических групп, что нуждается в специальном педагогическом регулировании с постепенным переходом к механизмам внутригрупповой курсантской саморегуляции.

Это условие актуализирует потенциалы повседневности, присущие воспитывающей среде военного вуза, которые заключаются в возможностях педагогического сопровождения и контроля совместного проживания и самообслуживания курсантов-представителей различных национально-этнических групп, создании за счет этого здоровой атмосферы взаимопомощи в коллективе курсантов, пресечении любых дискриминационных взаимоотношений между ними.

Роль контроля высока на ранних этапах формирования коллектива курсантов. Рост воспитанности курсантов снижает стимулирующую роль педагогического контроля. Условие предполагает, что постепенно функции контроля переходят в самоконтроль, то есть самостоятельную регуляцию курсантами взаимоотношений в группе.

Это осуществляется посредством: предъявления коллективу курсантов норм и правил, регламентирующих повседневное поведение личнос-

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

ти и жизнь всего сообщества; выявления ценностной сущности повседневного уклада жизни курсантов, имитирующего армейские взаимоотношения, его конечной цели и предназначения; погружения курсантов в ситуации, предполагающие коллективное преодоление трудностей, требующие от каждого самоотдачи и взаимовыручки. Эти ситуации могут организовываться в процессе прохождения курсантами «курса молодого бойца», различных видов практик; формирования курсантского актива как основы самоуправления в группе; передачи командиру группы право на решение в ряде конкретных ситуаций, что предполагает знание ситуации, на основе которой принимается решение; внедрения алгоритма самооценки уровня взаимоотношений в группе; обсуждение проблем во взаимодействии в группе с педагогом, роль которого меняется с руководящей на консультирующую и равноправного участника обсуждения; педагогической поддержки курсанта командирами и наставниками в ситуациях возникновения личностных проблем,

трудностей во взаимоотношениях с коллективом, помощь в поиске причин случившегося, путей и способов выхода из ситуации, развитие умений использовать любой опыт в целях саморазвития; постепенного ослабления педагогического контроля, перенос типичных, повторяющихся ситуаций в область самоконтроля; перенос нестандартных ситуаций в область самоконтроля; введения принципа ответственной зависимости как основы организации повседневной жизни курсантов; передачи коллективу курсантов ряда полномочий по самоуправлению, распределению обязанностей, поощрению и наказанию своих членов; организации группового обсуждения этически сложных ситуаций, возникающих в жизни группы.

Охарактеризованные выше педагогические условия формирования опыта межличностного взаимодействия курсантов-представителей различных национально-этнических групп стали основой опытно-экспериментальной работы, организованной нами в Голицынском пограничном институте ФСБ России.

УДК 378:316 (076)

Стенина Татьяна Львовна

кандидат педагогических наук Ульяновский государственный технический университет

stl@ulstu.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В статье раскрываются основные педагогические условия реализации прогностической модели становления проектной культуры студентов и описываются результаты экспериментальной работы в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: проектная культура, социальное проектирование.

Обращение к исследованию проблемы становления проектной культуры студентов продиктовано требованиями, предъявляемыми обществом к высшему профессиональному образованию, предполагающими формирование у студенческой молодежи культуры, характеристиками которой являются активность и открытость социальным инновациям. Выявленное отсутствие специально предпринятых научных исследований проблемы проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза побудило нас к целенаправленному теоретическому и экспериментальному изучению возможностей реализации разработан-

ной нами педагогической модели становления проектной культуры в высшем учебном заведении, отвечающей требованиям единства и целостности составляющих ее блоков: целевого, содержательного, технологического, организационнопроцессуального и диагностического.

В педагогический эксперимент по реализации модели становления проектной культуры были включены студенты государственных высших учебных заведений города Ульяновска. В организации опытно-экспериментальной работы использовались подходы, позволяющие оценить восхождение к проектной культуре каждого студента, принимающего участие в эксперименте,

© Стенина Т.Л., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.