Научная статья на тему 'Организация внутриколлективного взаимодействия курсантов военного вуза в адаптационный период'

Организация внутриколлективного взаимодействия курсантов военного вуза в адаптационный период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COOPERATION / ADAPTATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комиссаров Сергей Михайлович

В работе представлен анализ понятия «взаимодействие» в педагогическом философском, социальном, психологическом значениях. Проанализирована организация процесса внутриколлективного взаимодействия курсантов, позволившая выявить комплекс условий, факторов, оказывающих значительное влияние на его эффективность. Выделены основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы с курсантами в адаптационный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Комиссаров Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of groups of cadets of a military higher educational institution in the course of adaptation period

The paper under consideration gives the analysis of the concept «interaction» in philosophical, social, psychological, pedagogical meanings. Organization of the process of interaction of a group of cadets is analyzed. This made it possible to reveal a complex of conditions, factors, influencing significantly on its effectiveness. Basic forms and methods of individual educational work with cadets during the adaptation period are also presented here.

Текст научной работы на тему «Организация внутриколлективного взаимодействия курсантов военного вуза в адаптационный период»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

В.В. Путин // Материалы VII съезда Российского союза ректоров. — М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. — С. 3 — 4.

2. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира. Методологические проблемы [Текст] / А.Н. Аверьянов. - М. : Политиздат, 1985. - С. 8-9.

ЛЕПЕШИНСКИЙ Игорь Юрьевич, заместитель начальника военной кафедры.

Статья поступила в редакцию 27.03.2009 г.

© И. Ю. Лепешинский

УДК 159.9:355.233 С. М. КОМИССАРОВ

Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД________________________

В работе представлен анализ понятия «взаимодействие» в педагогическом философском, социальном, психологическом значениях. Проанализирована организация процесса внутриколлективного взаимодействия курсантов, позволившая выявить комплекс условий, факторов, оказывающих значительное влияние на его эффективность. Выделены основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы с курсантами в адаптационный период.

Ключевые слова: взаимодействие, адаптация, индивидуальная воспитательная работа.

Взаимодействие в коллективе военнослужащих можно рассматривать с нескольких позиций, так как понятие «взаимодействие» — категория различных наук. В связи с этим сущность исследуемого явления характеризуется в философском, социальном, психологическом, педагогическом значениях и определяется как педагогический феномен.

Закономерности межличностного взаимодействия с 60-х годов ХХ века находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Результаты их исследований легли в основу ряда соответствующих научных теорий.

Проблема закономерностей и содержания межличностного взаимодействия в отечественной психологии (Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Л. А. Петровский и др.) исследуется преимущественно в рамках социального взаимодействия, в котором поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.

Необходимо отметить, что понятие «взаимодействие» используется, определяется учеными неоднозначно. В общем, широком значении под взаимодействием понимается совокупность процессов жизнедеятельности, в которые включается человек и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных действий и влияний. В этом значении любая предметная деятельность человека (группы, общности) есть взаимодействие. В более узком, особом значении социальным считается не любое взаимодействие человека, а только то, которое обеспечивает позитивные, общественно ценные измене-

ния во взаимодействующих сторонах. В третьем, специальном своем значении взаимодействие понимается как социальное отношение между людьми, социальными группами [1].

Взаимодействие в коллективе курсантов — это фактор развития личности в процессе освоения ею специфических культурных ценностей и системы социальных ролей. Деятельность военнослужащих (в т.ч. и курсантов) отличается тем, что все члены группы включены в процесс непосредственного межличностного взаимодействия, подчиненного общим целям, в ходе достижения которых индивидуальные действия интегрируются в целостную систему совместной (групповой) деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика социального статуса курсантов военных институтов, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения.

Современный воинский коллектив также отличается и тем, что в нем проявляется ряд других нравственно-психологических сил. Имеется в виду то духовное, нравственное, деловое начало, содержание внутреннего мира каждого члена коллектива, которое их объединяет, связывает, «притягивает» друг к другу.

Межличностное взаимодействие — это реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. Н. Н. Обозов основными компонентами взаимодействия считает «взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние» [2].

Прежде чем включиться во взаимодействие, человек осознанно или неосознанно познает другую

личность. Сравнивая конкретных лиц друг с другом, со своей личностью, этическими эталонами, человек формирует образ партнера во взаимодействии. Глубина, всесторонность взаимопознания определяют сущность взаимопонимания. Эти два процесса тесно взаимосвязаны. Взаимное понимание людьми друг друга в процессе любого вида деятельности предполагает, что не один, а оба субъекта взаимно могут понять друг друга, скоординировать свои действия, речь, поступки. Взаимопонимание между людьми в психолого-педагогической литературе характеризуется в нескольких аспектах:

— сходство субъективных суждений взаимодействующих сторон друг о друге, и соответствие этих суждений их объективным особенностям;

— понимание индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях;

— совпадение, сходство или созвучие взглядов на мир и ценностных ориентаций;

— взаимная самооценка возможностей и способностей;

— принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей (Н. Н. Обозов, Б. Д. Парыгин).

Организации процесса внутриколлективного взаимодействия курсантов позволяет выявить комплекс условий, факторов, оказывающих значительное влияние на его эффективность. Проектирование данного процесса, адаптационной готовности к условиям обучения в военном вузе актуализирует работу по формированию у курсантов военно-профессиональной направленности, созданию благоприятного моральнопсихологического климата в курсантских коллективах, что предполагает внедрение активных форм и методов обучения, современных методик оценки морально-психологического состояния курсантов; обучения ответственных за воспитательную работу практическому использованию данных методик.

Необходимо отметить значимость формирования адаптационной готовности к условиям жизнедеятельности военного вуза, которая начинается с изучения социально-психологического портрета современной молодежи, мотивов выбора военной профессии, уяснения конкретных ожиданий, с которыми юноши приходят в вуз. Для большинства поступающих характерно наличие обостренных противоречий в мировоззренческой позиции, ценностных ориентациях, профессиональных ожиданиях. Проявление инфантилизма заметно в ожиданиях, что родители по-прежнему будут оказывать постоянную заботу о них, что командиры также будут опекать их, заботясь вплоть до мелочей. Явно прослеживается запоздание в физической и гражданской зрелости, что находит выражение, например, в притуплении честолюбия, в неспособности преодолеть иждивенческие настроения. В то же время попытки самоутверждения нередко приобретают слишком крайние формы (нередко формы защитной реакции), что свидетельствует о недостаточности жизненного опыта.

В период адаптации в качестве одной из наиболее актуальных следует выделить задачу создания благоприятного морально-психологического климата в подразделениях. Именно в этом периоде осуществляется изучение индивидуальных особенностей первокурсников, накапливается информация о потенциальных лидерах. Особое внимание стоит уделять курсантам, окончившим суворовские училища, и курсантам из семей военнослужащих, так как они быстрее адаптируются, составляют костяк коллектива, становятся главной опорой командиров в их воспитательной деятельности, в организации коллектива на выполнение поставленных задач.

Первоначальные срезы и анализ количественных и качественных характеристик набора курсантов в Омский танковый инженерный институт в период с 1998 по 2001год показывают, что из числа зачисленных за эти годы суворовцы (кадеты) составляли в среднем четыре процента. Особенностью набора 2002 года является значительное увеличение численности абитуриентов, выпускников суворовских училищ. (табл. 1). Выпускники суворовских военных училищ, кадетских корпусов в большинстве своем имеют высокий уровень военно-профессиональной направленности, хорошую всестороннюю подготовку и учатся на «хорошо» и «отлично», среди них крайне редки случаи отчислений по причине неуспеваемости и нежелания учиться.

Следует отметить, что эти учебные заведения из-за своей малочисленности не могут кардинально решить проблему комплектования высших военноучебных заведений, и основное количество курсантов представлено выпускниками средних школ.

Невысокая престижность военно-профессиональной деятельности является причиной того, что в основном поступают в военно-учебные заведения юноши из сельской местности, а также из малообеспеченных семей. Большинство из них тяготит систематическая работа, о чем свидетельствуют результаты успеваемости в школе (средний балл аттестата 4,0 и выше имеют только 22 % зачисленных). Многие недостаточно развиты в физическом отношении (удовлетворительно оценен данный показатель у 37% зачисленных) [3].

Результаты исследования В. В. Копусовой показали, что обучавшиеся в сельских школах отличаются от своих сверстников из города преобладанием направленности «на других», а так же приоритетом личностно значимых духовных ценностей, ценностей-взаимоотношений. Актуальными для них являются такие ценности, как чуткость, терпимость к недостаткам других и стремление произвести хорошее впечатление на окружающих. В то же время у них «западает» потребность в самовыражении (в 4 раза ниже, чем у выпускников городских школ) и самоакутали-зации [4].

Для выпускников сельских школ характерны сте-реотипизированный характер стилей, приемов вза-

Таблица1

Количество кандидатов по категориям, прибывших для поступления

Прибыло для поступления 2002 год 2001 год 2000 год 1999 год 1998 год

Гражданская молодежь 382 506 484 465 398

Военнослужащие 10 19 26 31 16

Суворовцы 40 1 2 4 5

И т о г о 432 526 512 500 419

Норма набора 244 226 294 248 235

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

имодействия, в том числе и в условиях военного вуза; длительный период включения в процесс взаимодействия и использование «тактики выжидания» на его первоначальных этапах; предпочтение позиции «ведомого» партнера по взаимодействию.

С одной стороны, это открывает широкие перспективы для педагогической стимуляции и коррекции действий, поступков, системы отношений в воинском коллективе, с другой — сковывает инициативу курсантов, затрудняет их личностный рост, который немыслим без развития самоконтроля

В этот период целесообразно проводить тренинг группового сплочения: комплекс специально подобранных упражнений для развития межличностного общения, ускорения темпов развития взаимодействия и взаимопонимания между курсантами.

Специальные меры по развитию общения позволяет предупредить такие негативные явления, как конфликты, унижение достоинства, насмешки и другие психотравмирующие ситуации. В этот период также целесообразно разъяснять курсантам типологические черты их характера, особенности его проявления, давать соответствующие рекомендации для самоконтроля и коррекции (эту функцию выполняет преподаватель психологии, психолог).

Целесообразно проводить цикл бесед, на которых разбираются конкретные и типичные жизненные ситуации, формируется опыт по самооценке, конструктивному разрешению конфликтов, повышается степень групповой совместимости. Еще в период подготовки к сдаче экзаменов организуются выступления перед абитуриентами офицеров, преподавателей, курсантов старших курсов об истории, традициях, особенностях института, обучении в нем, о профиле факультетов и перспективах офицерской службы.

В период адаптации особенно важное значение имеет информирование курсантов о порядке прохождения воинской службы в вузе, обучении, самообслуживании, самовоспитании, саморазвитии, о характере взаимоотношений с командирами, преподавателями, товарищами.

В период адаптации важное значение приобретает прогнозирование поведения курсантов. Для этого необходим постоянный социально-психологический анализ: выявлять различия, интересы; возможные желательные и нежелательные реакции; разработать методику анализа информации; подготовить рекомендации по выбору и корректировке целей, способов и средств воздействия.

Целесообразно также возродить практику стажировок курсантов в должности младших командиров, организовать и управлять работой кураторов.

Особенно эффективна роль индивидуальной работы, сущность которой состоит в том, чтобы на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей всех обучаемых наилучшим образом раскрыть их способности, привить высокие моральнопсихологические, боевые и нравственные качества, а также навыки работы по управлению социальными процессами в воинских коллективах, воинскому и нравственному воспитанию личного состава, укреплению воинской дисциплины.

Организация индивидуально-воспитательной работы с курсантами включает:

— оказание морально-психологического влияния на обучаемых, не оставляя ни одного из них вне постоянного воздействия, без внимания и заботы;

— определение того, кто и с кем индивидуально работает, установление разумной периодичности и плановости этой работы;

— обучение воспитателей практике индивидуальной работы с курсантами, умению использовать в ней наиболее аффективные формы, методы и приемы воздействия;

— постоянный контроль за ходом и результатами индивидуально-воспитательной работы;

— систематичность, целеустремленность и непрерывность индивидуальной работы;

— обязательный учет индивидуальных особенностей каждого курсанта, специфики факультета (курса), условий учебы и быта.

Основными формами и методами индивидуальновоспитательной работы с курсантами являются:

— индивидуальная беседа или собеседование с каждым курсантом;

— помощь и контроль за учебой и поведением курсантов в ходе повседневного общения с ними;

— совет и поддержка в трудную минуту;

— похвала и критика на собрании, совещании или в личной беседе;

— поощрение или взыскание.

Большую пользу приносят общественные поручения, если они даются продуманно, с учетом индивидуальных особенностей курсанта (слушателя), его увлечений и наклонностей.

Изучение военнослужащих проводится в составе групп и индивидуально. При этом используются разнообразные методы психологических исследований: анализ документов, биографический метод, психологическое тестирование, наблюдение, опрос и т.д.

Эффективным средством управления индивидуальной работой является ведение педагогического дневника. В дневнике фиксируются: индивидуальнопсихологические особенности, динамика их развития за каждый семестр обучения; конкретные факты индивидуальной работы; особенности курсантов, выявленные в ходе бесед, наблюдений, выводы по результатам изучения; успеваемость курсантов; положительные и негативные поступки, мотивы их проявления; выводы по результатам педагогического воздействия.

Программа изучения курсантов включает: жизненный опыт, сведения о родителях, интересы, дружественные предпочтения, участие в общественной работе, отношение к религии; направленность личности, мотивы деятельности; ценностные ориентации, взгляды, убеждения; особенности характера; отношение к командирам, товарищам, целеустремленность, устойчивость, работоспособность, ответственность; интеллектуальные и познавательные качества; эмоциональные качества; дисциплинированность; волевые качества; особенности темперамента; физическое развитие; привычки курсантов.

Начиная с прохождения начальной военной подготовки, курсанты сталкиваются со специфическими условиями: уплотненный распорядок дня, высокая требовательность со стороны командиров и преподавателей, напряженные учебные занятия, значительная физическая нагрузка и т.д. Происходит процесс ломки привычного стереотипа жизни и адаптации к новым условиям жизнедеятельности, и основной задачей данного периода является «смягчение» данного периода.

Библиографический список

1. Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. ... докт. пед. наук. — Л., 1991. — 45 с.

2. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М. : Педагогика, 1981. — 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.