УДК 621.833
СОБЫТИЙНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОГО
ЖИЗНЕННОГО ПРОЕКТА
Н.А. Чуева
Рассмотрены структура и содержание жизненного проектирования. Выделены три формы жизненного проекта: событийный проект, проект изменения личностных характеристик, экзистенциальный проект. Описаны две группы событий как единиц проектирования: нормативные и ненормативные. Рефлексия жизненного пути рассмотрена как основной механизм формирования событийного проекта.
Ключевые слова: жизненное проектирование, жизненный проект, рефлексия, жизненный путь, жизненная ситуация, событие.
Вопрос о том, на сколько человек свободен в выборе собственного жизненного пути, поднимался с давних времён и до сих пор остаётся актуальным. Е.Ю. Коржова пишет: «человек как субъект жизнедеятельности - это её активный участник, «творец» своей жизни» [4]. То есть человек сам выстраивает план собственной жизни, стремится к его реализации и несёт за это ответственность перед самим собой. Процесс формирования и реализации плана жизни понимается нами как жизненное проектирование, а его результат как жизненный проект.
В настоящее время большая часть работ, посвященных проблеме построения проекта собственной жизни, написана в рамках социологии (З.Ю. Елаева, Н.А. Шматко). В таком контексте жизненный проект понимается как план жизни, который приводит к более или менее успешному взаимодействию социумом.
Рассматривая жизненный проект с психологической точки зрения, мы определяем его как определённый план жизни, формируемый человеком с учетом его желаний и потребностей и направленный на самопознание и самореализацию. Предпосылками изучения жизненного проектирования в рамках психологии стали работы в области экзистенциальной психологии (Р. Мэй, М. Босс, В.И. Красиков), изучения жизненного пути (П. Жане, Ш. Бюлер, Д. Бьюдженталь, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Б.Г., Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова), жизненных стратегий (К.А. Абульханова-Славская) и жизнетворчества (Н. А. Бердяев).
Несмотря на повышенный интерес к жизненному проектированию, в настоящее время данная проблема слабо разработана, формы жизненных проектов и механизмы их формирования изучены недостаточно.
Определяя жизненный проект как сложное образование, мы выделили три вида проектов, входящих в его состав: событийный проект, проект изменения личностных характеристик, экзистенциальный проект.
Событийный проект рассматривается нами как набор определённых событий, которые, по мнению самого человека, должны произойти в его жизни.
Событийный проект является самой простой формой жизненного проектирования, вследствие чего мы предполагаем его наличие у большинства людей.
Проект изменения личностных характеристик - это определенные личностные изменения, которые ожидаются человеком в будущем и, по его мнению, должны способствовать самореализации.
Экзистенциальный проект - это определённый план реализации сформированных жизненных целей и ценностей, в ходе осуществления которого могут появляться новые цели и ценности. Отметим, что такое разделение является условным, и между всеми формами жизненного проекта существуют сложные взаимосвязи. Событийный проект является базовым в жизненном проектировании, так как именно анализ поступков даёт человеку возможность планировать варианты личностных изменений и определять значимые жизненные ценности и смыслы.
Единицей событийного жизненного проекта является событие, которое определяется как значимый для самого человека факт, оказывающий влияние на его дальнейшую жизнь. Отметим, что на выбор событий, которые человек запланировал, большое влияние оказывают уже свершившиеся события. При этом под свершившимися событиями мы понимаем не только то, что произошло в жизни самого человека, но и то, что произошло с его предками. Ассимиляция канонических текстов позволяет человеку достаточно рано, хотя бы в общих чертах, определять свои ценности, прогнозировать цели, разрабатывать жизненные стратегии, планировать реализацию тех или иных форм поведения и т.д., заниматься самопроектированием и личностным самопостроением. Безусловно, каждый взрослый человек достаточно индивидуален в своих ценностях, стремлениях и смыслах, но тем не менее в содержании его сознания присутствуют в качестве опор-ориентиров обнаруженные в общем культурном пространстве значения и смыслы, образцы и стратегемы, уже реализованные, опробованные другими и оправдавшими свою эффективность [11]. Своеобразными образцами выстраивания жизни для человека служат судьбы исторических и литературных персонажей, героев кинофильмов и реальных людей.
Несмотря на то, что каждому человеку известно достаточно большое количество биографий, мы полагаем, что наибольшее влияние на жизненный проект человека оказывают жизни тех людей, с которыми он обнаружил какие-либо сходства. Сходство людей может обнаруживаться по разным признакам: национальность, профессия, внешность, характерологические особенности и т.д. Наибольшее значение для человека имеет сходство с членами своей семьи, принадлежность к определённому роду.
Человеку свойственно так или иначе описывать себя в терминах своей родословной. Кажется, что испытуемым, чтобы начать понимать себя, было свойственно присоединять себя, пусть даже виртуально, к «предкам», а через них - к времени и истории [11]. Таким образом, имея определенный жизненный опыт и мировоззрение, человек планирует наступление тех или иных событий в его жизни. Мы полагаем, что событийный жизненный проект характерен для большинства людей и формируется ещё в школьные годы («... когда я вырасту, я буду врачом, как мама»).
Событийный жизненный проект - это своеобразный образ тех событий, которые произошли, происходят и, вероятно, будут происходить в жизни человека. Событийный жизненный проект может быть соотнесён с субъективной картиной жизненного пути человека [2]. В основе этих феноменов лежит отражение поворотных моментов в социальном и индивидуальном развитии, которое выступает важнейшей характеристикой самосознания человека. Для психологии субъективная картина жизненного пути представляет значительный интерес как образ, временные измерения которого соизмеримы с масштабами человеческой жизни в целом. В этом образе запечатлено не только прошлое личности - история её становления, не только её настоящее - переживания текущей жизненной ситуации, но и будущее - планы, опасения, надежды [6]. А. Кроник и Р. Ахмеров подчеркивают важность анализа влияний событий друг на друга. Они определяют субъективную картину жизненного пути как психологический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути - значимые события прошлого, настоящего и будущего, их причинно-следственные и целе-средственные связи [6]. По их мнению, именно связи между событиями определяют значимость каждого отдельного события.
Являясь одной из форм жизненного проекта, событийный проект имеет ряд специфических характеристик, к которым можно отнести «событийные ожидания» или «экзистенциальную готовность» субъекта к событию. «Событийные ожидания» - это своеобразные состояния когнитивного и эмоционального напряжения, ожидания ситуаций, которые будто бы «должны свершиться» в жизни. Человек заранее формирует отношение к этим будущим происшествиям как к событиям и избыточно внимателен к тем «зонам» повседневности, в которых вероятно их появление. Признаки и значения подобных жизненных ситуаций знакомы субъекту по текстам, освоенным в социализации. Особое значение несут тексты, выполняющие функцию прецедентных, то есть такие, в которых для субъекта в первой/образцовой форме выступают значения будущих случаев. Их функция, среди прочих, состоит в предварительной «разметке», «программировании» ещё не состоявшегося жизненного пути, его семанти-зации с помощью общекультурных средств. В толще культуры предметы и явления наделены большим разнообразием признаков, и задача текстов, используемых для ранней социализации, - выстроить в сознании прецедентную систему предпочтений одних значений другим [10].
Следует отметить наличие смысловой иерархизации жизненных событий в индивидуальной биографии, которая означает, что определённые события жизни кажутся человеку более значимыми и несут большую смысловую нагрузку, чем остальные. Обобщая и анализируя наиболее важные жизненные события, человек формирует смысл жизни. Оценка значимости события в большей степени субъективная, она зависит не только от реальной значимости события, но и от желания сделать определённое событие важным. Несмотря на то, что в повседневной жизни одновременно и последовательно с человеком случается гораздо больше происшествий, чем он отмечает в автобиографических текстах, далеко не всё происходящее обретает статус события. Даже если
внешнему наблюдателю какие-то события чужой жизни кажутся существенными, самим пережившим их человеком они не обязательно будут осознаваться таковыми и не обязательно будут включены в автобиографическое повествование [11].
Анализируя жизненные события, Е.Ю. Коржова выделяет 4 типа событий:
1) биологический (например, травма, рождение ребенка);
2) личностно-психологический (например, выбор жизненного пути, события, связанные с использованием свободного времени);
3) тип событий, связанный с изменением физической среды (например, землетрясение, полет);
4) тип событий, относящихся к изменениям социальной среды (например, вступление в брак, продвижение по службе) [4].
По виду события могут относиться к следующим жизненным сферам:
1. Родительская семья.
2. Брак.
3. Дети.
4. Место жительства.
5. Здоровье.
6. «Я».
7. Общество.
8. Межличностные отношения.
9. Материальное положение.
10. Учеба, повышение квалификации
11. Работа.
12. Природа [4].
Независимо от пита и вида жизненных событий, все их можно разделить на две большие группы: нормативные и ненормативные.
Нормативные события - это события, происходящие в жизни большинства людей вследствие их биологической и культурной обусловленности. Ш. Бюлер и ее сотрудниками было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют определённые закономерности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций [8].
Жизненный путь каждого человека содержит большое количество нормативных событий, к которым можно отнести поход в школу, выпускной, свадьбу, рождение ребёнка ....Возраст, в котором происходит того или иного нормативное событие, у многих людей совпадает. Как правило, важные нормативные события связаны с изменением социального статуса человека. В разных культур существуют специальные обряды и ритуалы, сопровождающие то или оное нормативное событие.
Несмотря на важность нормативных событий в жизни человека, наиболее интересным для нас является рассмотрение «знаковых» событий, которые делают жизнь каждого человека особенной, уникальной. Под знаковыми событиями мы понимаем ненормативные события, имеющие для
человека большую значимость в силу приписывания им особых смыслов, способных повлиять на дальнейшую жизнь человека. К ненормативным событиям можно отнести большой спектр обстоятельств, в ходе которых человек приобрел уникальный жизненный опыт, оказывающий влияние на его мировоззрение. Это могут быть интересные знакомства, прецедентные ситуации, анализ которых способствовал личностным изменениям человека. Именно ненормативные события делают жизнь каждого человека непохожей на жизнь других людей, а самого человека уникальной личностью.
В настоящее время в возрастной психологии существует большое количество работ, посвященных описанию нормативных событий и возрастных периодов, в которые ожидается то или иное событие. Ненормативные события изучены в меньшей степени.
Событийный жизненный проект - это сложное образование, которое включает в себя нормативные и ненормативные события прошлого, настоящего и будущего человека. Отметим, что, несмотря на охват всей жизни человека, событийный проект, как и жизненный проект в целом, в большей степени ориентирован на будущее человека. Необходимыми механизмами для его формирования являются рефлексия пройденного жизненного пути и активность человека.
Е. Ю. Коржова рассматривает жизнедеятельность как процесс взаимодействия человека с жизненными ситуациями. При этом жизненная ситуация рассматривается в качестве фрагмента среды как внешних объективных обстоятельств жизнедеятельности, с которыми происходит непосредственный контакт. Также Е.Ю. Коржова отмечает, что человек существует в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он находится. Именно благодаря ситуации проявляются внутренние детерминанты человеческого бытия. Она использует термин потенциал субъективности, который можно охарактеризовать как способность человека взаимодействовать с жизненной ситуацией определённым, индивидуально-специфическим образом [4].
Для обозначения феномена взаимодействия человека с жизненной ситуацией Е.Ю. Коржова вводит понятие субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, которые характеризуют степень зависимости внутреннего мира человека от мира внешнего. Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях представляют собой базовые жизненные ориентации человека относительно жизненных ситуаций, в которых и протекает его бытие.
Жизненные ситуации могут восприниматься людьми по-разному в зависимости от жизненного опыта, прежде всего от того, как они воспринимаются, осмысливаются самим человеком, и от его объективно существующих обстоятельств, конкретных жизненных условий [4].
Под рефлексией пройденного жизненного пути мы будем понимать когнитивную и эмоциональную оценку прожитых лет. В психологии существует несколько взглядов на понятие жизненного пути личности. П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов её развития, этапов её биографии [1]. Ш. Бюлер определяла жизненный путь человека как его индивидуальную
историю. Основным в понимании жизненного пути, с точки зрения Ш. Бюлер, является то, что жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддаётся не только описанию, но и объяснению. В качестве единиц анализа жизненного пути она выделяла события [1]. Н. В. Логинова рассматривала события как изменения в условиях жизни человека, его внутреннем мире и состоянии здоровья, в поступках в семье и быту, на работе, учебе, в сфере досуга [7].
С. Л. Рубинштейн также обращался к проблеме жизненного пути. Он считал, что жизненный путь нельзя понимать как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как целое, хотя в каждый данный момент человек включен в отдельные ситуации, связан с отдельными людьми, совершает отдельные поступки. Появление рефлексии по отношению к жизни как целому С.Л.Рубинштейн характеризует как решающий, поворотный момент, с которого начинается «либо путь к душевной опустошенности..., либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе» [9].
Отличительная особенность жизненного пути состоит в его нелинейности. По мнению И. С. Кона, «понятие жизненного пути отличается от понятия жизненного цикла прежде всего многомерностью, тем, что оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии одновременно автономны и взаимосвязаны» [5].
Д. Бьюдженталь рассматривает жизненный путь человека через события, произошедшие в жизни человека. По мнению Д. Бьюдженталя, Я являюсь центром человеческой жизни. Слово "Я" он использует для обозначения того, что является нашим уникальным опытом [3].
Большой вклад в психологию жизненного пути внес Б.Г. Ананьев. Именно он впервые заговорил о субъективной картине жизненного пути, отмечая, что «картина» - важнейшая характеристика самопознания человека [2]. Выстраивая субъективную картину жизненного пути, человек рефлексирует отдельные его события и весь путь в целом.
События, по Б.Г. Ананьеву, - это основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, - реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера. Б.Г. Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде [2]. Н.А. Логинова добавляет третью группу -события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека [7].
События среды - это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. К событиям среды можно также отнести исторические события и разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. В общем, к этой группе событий можно отнести любые изменения среды, независящие от человека. События
среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды, каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию.
Вторая группа событий - события поведения человека в окружающей среде, то есть события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.
События внутренней жизни - это те значимые изменения, происходящие в духовной жизни человека. Эти изменения могут происходить под влиянием событий среды и событий поступков.
Анализируя свой жизненный путь, человек может прийти как к положительной, так и к отрицательной оценке отдельных его линий или всего жизненного пути. В зависимости от этой оценки и эмоций, которые она вызывает, человек будет вносить коррективы в свой жизненный проект или строить новый.
Отличительной особенностью событийного жизненного проекта от жизненных планов и мечтаний является наличие инициативы и ответственности за реализацию и возможные последствия. Таким образом, событийный жизненным проект перекликается с понятием жизненной стратегии, введенным К.А. Абульхановой-Славской. Она выделяет две формы активности личности: инициатива и ответственность, под которыми она подразумевает качества, которые развиваются у индивида в большей или меньшей степени в зависимости от того, насколько он принимает общественную необходимость. Инициатива предполагает собой опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта, которая затем реализуется в интеллектуальной и практической сферах. Она выражается в определенных начинаниях, предложениях, с которыми выступает человек. Инициатива есть выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта. Ответственность - это добровольное, то есть внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований и т.д. [1].
К.А. Абульханова-Славская выделяет активность как ведущий параметр при построении жизненных стратегий, потому что она пронизывает все сферы жизни человека, служит своеобразным «лакмусом» на все виды человеческой деятельности. Активность личности в осуществлении её жизненной стратегии и проявляется как способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным. Такой баланс устанавливается при помощи инициативы и ответственности в соотнесении меры желаемого и необходимого, мере требуемого и достигнутого. В различных стратегиях лич-
ностью осуществляется индивидуальный способ реализации своей активности, при котором происходит распределение активности и ответственности [1].
В общем виде стратегия определяется как способность строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, типом личности и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни, в которой внешние условия отнюдь не всегда соответствуют и способствуют потребностям, способностям, интересам данного человека. С точки зрения диалектики взаимодействия личности и общества стратегия жизни определяется как получение, потребление общественных благ индивидом и обратной отдачи им обществу своих сил, труда, способностей. В аспекте активности личности и способности организации времени жизни стратегия является активной и пролонгированной. В аспекте способности личности социально мыслить, то есть теоретически определять своё место в мире сложных человеческий взаимоотношений, стратегия определяется как способность находить адекватный реалистический образ самого себя [1].
На формирование жизненной стратегии большое влияние оказывает жизненная позиция человека, совокупность жизненных целей и задач. Если эти задачи предельно примитивны, жизненный кругозор человека узок, нет жизненных перспектив, необходимость в стратегии сама по себе отпадает. Если позиция противоречива, неустойчива, стратегию построить трудно. Жизненная позиция служит своеобразной платформой для жизненной стратегии, из которой она возникает и формируется, стратегия в свою очередь, создаёт условия для дальнейшего совершенствования жизненной позиции, осознания своей роли и своего назначения в жизни и их реализации. Стратегия помогает увидеть возможности дальнейшего расширения жизненных перспектив, сохранять и выявлять последовательность в реализации жизненной линии. Выстраивая последовательность и определяя связь сегодняшних и завтрашних жизненных задач, человек способен видеть различные варианты их связей, избежать издержек, ошибок в принимаемых решениях. Стратегия предполагает умение принимать решения. В определении принципов решения задач и заключается суть стратегии, в которой проявляется и конструктивность, и творческая активность личности [1].
Несмотря на то, жизненная стратегия включает жизненные цели, она рассматривается скорее как способ, метод их достижения. В свою очередь, жизненный проект выступает как сложный план организации жизни, включающий смыслы, цели, способы их реализации, а также учитывающий прошлое и настоящее человека. Рассматривая событийный жизненный проект как основу для формирования остальных видов жизненного проекта, мы полагаем, что он формируется самым первым еще в подростковый период, когда человек начинает анализировать свою жизнь, строить планы на будущее и принимать на себя ответственность за происходящее в его жизни.
Временной диапазон, который охватывает событийный проект, зависит от возраста человека и его личностных качеств. Мы полагаем, что наиболее большой период времени будет охватывать событийный проект взрослых людей. Для людей молодого возраста характерна большая ориентация на настоящий момент, а для людей преклонного возраста характерно сокращение временной перспективы в силу ожидаемого конца жизни.
Список литературы
1 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968. 339 с.
3. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии/пер. с англ. А.Б. Фенько. М.: Независимая фирма "Класс", 1998. 336 с.
4. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: РХГА, 2006. 384 с.
5. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 261с.
6. Кроник А. А. Ахмеров Р. А. Казуометрия. М.:Смысл,2003. 284 с.
7. Логинова Н.В. Биографический метод в психологии и смежных науках. М.: Наука, 1975. 236 с.
8. Логинова Н. А. Шарлотта Бюлер — представитель гуманистической психологии//Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 154-158.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.
10. Сапогова Е.Е. Событие в структуре биографического тек-ста//Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С.60-64.
11. Сапогова Е.Е.. Социокультурные прототипы и смысловые константы автобиографических текстов. Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы / авт. коллектив А.К.Юров, В.М.Розин, П.Н.Виноградов и др. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. С.119-158.
Чуева Наталья Александровна, аспирантка, natashka-harashkaamai l. ru, Россия, Тула, ООО «Логопедический кабинет. Азбука речи».
THE EVENT DESIGN AS A BASIS OF THE COMPLETE VITAL DESIGN
N.A.Chueva
It is evolved three forms of the vital design. The event design is considered as a basis for construction more complex forms of the vital design. Event is considered as unit the event design. Among human life events are evolved on two hunches: standard and not standard. Reflexion of a course of life is considered as the basic mechanism offormation of the event design.
Key words: vital designing, the vital design, reflexion, a course of life, a reality situation,
event.
Chueva Natalia Aleksandrovna, the post-graduate student, [email protected], Russia, Tula, Open Company «the Logopedic office. Azhuka rechi».