Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ'

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОЛОДЕЖЬ / РАБОТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ПЛАНЫ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуринович Людмила Анатольевна, Решетникова Екатерина Владимировна, Люберцев Павел Павлович

В статье раскрывается тема жизненного пространства, анализируются как теоретические рамки, так и практические технологии развития жизненного пространства. Также приводятся результаты эмпирического исследования жизненного пространства работающей молодежи, где рассматриваются основные сферы жизненного пространства, анализируются новые условия и механизмы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гуринович Людмила Анатольевна, Решетникова Екатерина Владимировна, Люберцев Павел Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIVING SPACE FOR WORKING YOUTH

The article reveals the theme of living space, analyzes both the theoretical framework and practical technologies for the development of living space. The results of an empirical study of the living space of working youth are also presented, where the main areas of living space are considered, new conditions and mechanisms for its development are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ»

Социология №6 2022

Жизненное пространство работающей молодежи

Гуринович Людмила Анатольевна,

старший преподаватель кафедры социальной работы Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: milgur@mail.ru

Решетникова Екатерина Владимировна,

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Института социальных наук, Иркутского государственного университета E-mail: eresh80@mail.ru

Люберцев Павел Павлович,

аспирант Института социальных наук ИГУ E-mail: 98lpp@mail.ru

В статье раскрывается тема жизненного пространства, анализируются как теоретические рамки, так и практические технологии развития жизненного пространства. Также приводятся результаты эмпирического исследования жизненного пространства работающей молодежи, где рассматриваются основные сферы жизненного пространства, анализируются новые условия и механизмы его развития.

Ключевые слова: жизненное пространство, молодежь, работающая молодежь, жизненные цели, планы, жизненные перспективы.

Для любого общества молодежь всегда была и будет особой социальной группой. На сегодняшний день среди представителей различных областей знаний актуальным становится исследование такого феномена как социальная активность молодежи.

Рассматривать понятие жизненные силы в контексте такого социологического направления, как социологический витализм необходимо в связи с понятием жизненное пространство человека как биопсихосоциального существа и субъекта общественных отношений. Как ни странно, но под жизненными силами молодого поколения понимаются их возможности воспроизводить и совершенствовать собственную жизнь, осуществлять активные действия во всех сферах общественных отношений, в общественно-государственных и личностных интересах обновлять свои компетенции [2]. В свою очередь под жизненным пространством молодежи понимают среду обитания молодежи, которая обеспечивать ей необходимые средства и условия как воспроизводства,так и совершенствования своей жизни как биопсихологического существа. Таким образом, теория социологического витализма позволяет изучать процесс существования молодежи в определенном как временном, так и социальном пространстве.

Важно отметить, что молодое поколение, являясь субъектом воспроизводства жизненных сил, взаимодействует в контексте использования жизненного пространства и своего бытия между собой, такие отношения формируют первичные связи, в результате которых возникают определенные виды взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства. Такие взаимодействия подразумевают под собой формирования таких социальных отношений как владения, пользования и распоряжение [8]. Такой тип социальных отношений возникает в результате воздействия жизненных сил на жизненное пространство молодежи.

48

В свою очередь, процесс воздействия жизненного пространства на жизненные силы молодежи приводит к возникновению таких социальных отношений, как распределение, присвоение, потребление [3]. Таким образом, мы можем заметить, что в процессе данных взаимодействий формируются определенная система общественных отношений политической, экономической, социально-экономической, духовно-культурной, социологической, социально-бытовой сферах социального развития.

Теория социологического витализма позволяет нам говорит о том, что уровень жизненных сил молодежи обеспечивает масштаб использованиях непосредственно жизненного пространства молодых людей, но при этом жизненные силы являются зависимыми от жизненного пространства молодежи, в процессе которого осуществляется ее жизнь. Исходя из принципа теории социологического витализма, взаимосвязь и взаимодействие жизненных сил молодого поколения и его жизненного пространства дает возможность анализировать процесс развития политических, духовно-культурных, экономических, социально-бытовых, социологических сил молодежи. Данные сферы социологического развития являются составляющими социального потенциала молодежи, а также определяют место и роль молодого поколения в современное обществе [14, 15].

Продолжая анализ истории развития и изучения жизненных стратегий молодого поколения, необходимо обратить внимание на то, что в 1980-х годах произошла смена парадигм в области отечественной социологии молодежи. В ходе изменений произошел переход от изучения молодого поколения как объекта воздействия со стороны общества к изучению представителей молодежи как субъектов выбора и главных участников собственной жизнедеятельности. В условиях перехода к новому подходу определения молодежи как отдельной социальной группы, было введено понятие «стратегии жизни», что стало толчком к исследованию жизненных стратегий

личности как способа реализации жизненных притязаний, сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни посредством поэтапного формирования будущего, а также проекта, основанного на определенном типе рациональности как способе целе-полагания и решения поставленных задач, определение приоритетов и средств [9].

С развитием и усовершенствованием направления социологии, посвящён-ного исследованию молодежи, для обоснования и классификации типов жизненных стратегий молодого поколения стали использовать такие признаки как активность, инициатива и ответственность. Говоря о планировании своей будущей жизни, важно отметить то, что сама среда ориентации направляет человека на те или иные долгосрочные цели, но при этом человек проявляет себя, как субъект ориентирования и конструирования своей собственной жизни [6].

Л.Г. Гуслякова связывает виталист-скую модель социальной работы с таким феноменом, как социальное благополучие, коррелируя его сущность с жизненными силами и жизненным пространством [5]. Автор делает вывод, что оптимизация жизненного пространства важна для формирования системы социальной защиты населения, которая включает оказание таких форм социальной поддержки, которые гарантируют реализацию индивидуальной и социальной субъектности, а также обеспечение каждому человеку доступной помощи в преодолении кризисных ситуаций и решении сложных жизненных проблем, для чего используют такие формы, как психологическая, педагогическая, медицинская и другие [там же].

Формирование жизненного пространства происходит под влиянием объективных и субъективных представлений о тех аспектах сопровождения жизнедеятельности, которые составляют сферы и институты социальной включенности: профессиональные и семейные группы, городское или сельское территориальное поселение, элементы инфраструктуры и культурные традиции. Фактически

49

можно говорить о необходимости анализировать образ жизни представителей различных социально-демографических групп. Большинство ученых и исследователей определяют «образ жизни» как огромную категорию, включающие активность, индивидуальные формы поведения, реализацию своих возможностей в труде, а так же в культурных обычаях и повседневной жизни. Кроме того, факторами риска для здоровья называют такие элементы, как: здравоохранение, под ним понимают низкое качество медицинской помощи, неэффективность мероприятий, направленных на профилактику, несвоевременное оказание медицинской помощи; вличние внешней среды, особенно экологии: загрязнение воды, почвы, воздуха, резкая смена атмосферных процессов; генетические факторы; образ жизни (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, низкий культурный и образовательный уровень, плохие условия труда, материально - бытовые условия, непрочной семей и одиночество, несбалансированное питание, стрессовые ситуации) [11-13].

Существует ряд факторов, которые влияют как на индивидуальное, так и общественное здоровье. Значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере влияния технологического влияния окружающей среды на организм человека. Под ним мы понимаем здоровое сочетание работы и отдыха, физического и умственного труда, реального и виртуального общения и т.д. Крепкое здоровье представляет собой величайшее социальное благо и накладывает отпечаток на все сферы жизни людей. Оно выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в социуме. Недостаточный уровень здоровья приводит к снижению производительности, трудовой и экономической активности людей, понижая показатели здоровья будущего поколения, а также существенно уменьшая общую удовлетворенность человека своей жизнью. То есть здоровье есть основной ресурс, от степени обладания которым зависит

удовлетворенность практически всех потребностей человека. Оно отражается на миграционных процессах, адаптации их к современным достижениям науки, искусства, техники, характера проведения отдыха и досуга, так же отражается на образе и стиле жизни.

На наш взгляд, проводить анализ такого феномена как социальная активность молодежи следует с определение понятия «жизненный старт». Под жизненным стартом в социологии принято понимать начальный этап становления молодежи в качестве субъекта общественного воспроизводства [7]. Говоря о жизненном старте, стоит отметить то, что потенциал молодежи рассматривается не только как результат унаследование стартовых позиций от родителей, но и как собственные физические и духовные силы молодежи, которые свидетельствуют о том, что данная социальная группа готова к самопроизводству и развитию.

Стоит отметить, что для любого человека свойственно планировать на ближайшее будущее свою жизнь, это связано с тем, что в течение своей жизни человек выстраивать собственные жизненные стратегии. Планирование в данном контексте подразумевает под собой цели или желаемыми результаты жизнедеятельности и средства их достижения. Говоря о социальной активности молодежи, стоит отметить, что процесс планирования у молодого поколения имеет свои особенности. Выделение данных особенностей связано с тем, что молодежь как отдельная социальная группа имеет свои сущностные характеристики. Для молодого поколения свойственны такие особенности как неустойчивость, переходность, лабильность, данные характеристики молодежи влияют на понимание ею смысла собственной жизни [4].

Говоря о жизненных стратегиях молодёжи, необходимо отметить тот факт, что данная тема является одной из главных тем отечественной социологии. Такое явление связано с тем, что внимание к теме жизненных стратегий молодого поколения появилось еще в 1960 году. Повышенный спрос на данную тему был

50

и остается актуальным по следующим причинам: еще в 60-е годы социологи стремились перейти от теории к непосредственному изучению проблем, которые были актуальны для такой социальной группы как молодое поколение, также повышенный интерес был связан с тем, что в основном исследования молодежи проводились под контролем комсомольских органов и требовало точных и реальных данных о состоянии молодежи [8]. Здесь также стоит отметить то, что понятие «жизненные стратегии» в те время не использовалось, для определения данного явления было характерно такое понятие как «жизненные силы молодежи». Уже ранее нами было отмечено, что понятие «жизненные силы молодежи» в условиях современности развивается в области такого социологического направления как социологический витализм, в контексте данного социологического направления в определении понятия «жизненные силы молодежи» акцент ставится на куль-туроцентричность жизненных сил молодого поколения и связывает жизненные сил молодежи с уровнем развития экономической, политической, духовной, социально-бытовой и прочими видами культуры. Поэтому, на наш взгляд, жизненные стратегии молодого поколения в современных условиях будет уместно рассматривать через теорию социологического витализма.

Для того чтобы провести качественный анализ жизненных стратегий современной молодежи, нами было проанализированы результаты социологического исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 2017 году в семи субъектах РФ в 28 населенных пунктах [7]. В ходе исследования участие приняли 803 человека, являющееся представителями молодого поколения. В процессе социологического исследования среди участников была сделана возрастная выборка, которая их разделила на три группы: 15-17 лет, 18-24 лет и 25-29 лет.

Исходя из результатов исследования, рассмотрим соотношение целей жизненных стратегий молодежи с пониманием

ею смысла жизни в целом. В социологическом опросе было представлено несколько аспектов, являющихся составляющими смысла жизни - это любовь, спокойная безбедная жизнь, стремление к истине, политическая борьба, борьба за справедливость, продолжение себя в будущих поколениях, проявление своей индивидуальности (самореализации). Результаты опроса были следующие: во всех представленных возрастных группах первое место заняла такая составляющая смысла жизни, как «любовь», в возрастной группе 15-17 лет -72%, 18-24 года - 57,1%, 25-29 лет -56,6%. Следующим важным аспектом смысла жизни молодежи является «продолжение себя в будущих поколениях»: для молодежи в возрасте от 15 до 17 лет данный аспект наиболее важен - 48,2%, в то время как для представителей в возрастет от 18 до 24 лет данный показатель достиг отметки 35,3%, а для возрастной категории 25-29 лет - 28,2%, на наш взгляд данные показатели связаны с тем, что для молодежи в возрасте от 18 до 29 лет, такой аспект как продолжение себя в будущих поколениях не является столь значимым вследствие того, что многие представители данных возрастных категорий уже имеют своих детей. Такой аспект смысла жизни, как «спокойная безбедная жизнь» получил следующее процентное соотношение результатов: 15-17 лет - 44,1%, 18-2437,3%, 25-29 лет - 42,9%. Следующий аспект исследования - «стремление к истине» - распределен следующим образом: 15-17 лет - 28%, 18-24 лет 30,1%, 25-29 лет - 28,5%. «Борьба за справедливость» для молодого поколения является также весьма значимым аспектом смысла жизни: 15-17 лет - 28%, 18-24-26,8%, 25-29 лет - 19,8% [29]. Еще одним, не менее важным аспектом в жизни молодежи, является «проявление свой индивидуальности (самореализация)»: 15-17 лет - 16%, 18-24-41,2%, 25-29 лет - 33,3%. И в наименьшей степени представители молодого поколения проявляют интерес к такому аспекту смысла жизни как «политическая борьба»: 15-17 лет - 1,1%, 18-24-2,6%, 25-

51

29 лет - 4%% [29]. Таким образом, для представителей молодого поколения большое количество аспектов смысла жизни являются значимыми, при этом в различных возрастных категория определения значимости значительно не различаются в процентном соотношении. Также говоря о ценностях, формирующих смысл жизни, необходимо отметить тот факт, что именно данные ценности выступают в роли смысловых оснований целей в жизненных стратегиях.

Для определения взаимосвязи между образованием и смыслом жизни представителей молодого поколения был задан вопрос: «В чем для Вас смысл образования?», результаты были следующие: развитие способностей - 36,4%, возможность сделать карьеру - 25,6%, получение диплома - 17,9%, потребность в познании - 11,6%, престиж - 4,4%, общая культура - 4,1% [там же]. Как мы можем заметить, получение образования молодое поколение чаще всего связывает с возможностью улучшения своих профессиональных качеств.

Для определения взаимосвязи между смыслом жизни и трудовой активностью молодежи, в ходе социологического опроса был задан вопрос: «В чем для Вас смысл труда?» Результаты были получены следующие: возможность заработать - 61,3%, осознание своей полезности - 28,2%, вынужденная необходимость - 8,2%, внутренняя потребность - 7,2%, творчество - 6,6%, общение - 1,5%.

В ходе социологического исследования, проведенного ИСПИ РАН в 2017, был так же проведен анализ жизненных установок представителей молодого поколения, от которых зависит непосредственный выбор способов реализации целей жизненных стратегий в образовании и труде [29]. Результаты опроса были следующие: наиболее распространенной жизненной установкой у представителей возрастной группы 15-17 лет, является установка «принятие любых законов неэффективно, пока человек сам не будет готов им следовать» - 79,4%, данная установка так же актуальна среди возрастной группы 25-29 лет - 75%

и для представителей возрастной категории 18-24 года данная установка актуальна на 77,4%. Наиболее актуальной жизненной установкой для возрастной группы 18-24 года является установка «интересы таких людей, как я, в первую очередь, должны защищаться государством» - 80,5%. 15-17 лет - 71,4%, 25-29 лет - 73,6%. Оставшиеся жизненные установки распределились следующим образом. «В жизни каждый человек должен полагаться только на себя» - полагают 63,5% респондентов 15-17 лет, 62,6% 18-24-летних, 58,1% респондентов 25-29 лет. «Интересы таких людей, как я, в первую очередь, должны защищаться избранными депутатами разного уровня» - 15-17 лет - 57,1%, 18-24 года - 72,1%, 25-29 лет - 73,6%. «Защите интересов таких людей, как я, способствовало бы усиление власти президента РФ» считают 47,6% опрошенных 15-17 лет; 57,9% из группы 18-24 года, 25-29 лет - 56,1% [там же]. Как мы можем заметить, с возрастом у представителей молодого поколения повышается ожидание участия властей в защите их интересов.

Для анализа феномена социальной активности молодого поколения нами так же была изучена связь целей жизненных стратегий в сфере образования с непосредственными ожиданиями молодежи. Более двух третей опрошенных на момент проведения социологического исследования были удовлетворены качеством приобретённых знаний (67,9%), а более половины респондентов признали платное образование доступным (52,6%). Но здесь, также стоит отметить и то, что результаты опроса показали, что 47,4% респондентов платное образование недоступно, а каждый третий считает, что он не удовлетворён качеством полученных знаний (32,1%) [там же].

В ходе опроса была проанализирована тема нереализованных ожиданий. Анализ результатов опроса показал, что для 67% опрошенных нереализованные ожидания не мешают испытывать надежду, а 55,6% нереализованные ожидание не мешают испытывать уверенность. Также результаты опроса пока-

52

зали, что представители молодого поколения, столкнувшиеся с нереализованными ожиданиями, имеют повышенную эмоциональную тревогу - 40,1%, возмущение - 37,2%, безразличие - 35,6%, растерянность - 33,4%, страх и отчаяние - 23,1%. Как мы можем видеть, нереализованные ожидания представляют существенную опасность для молодежи, так как данное явление вызывает у них эмоциональные расстройства.

Исследователи из УрФУ [1] утверждают, что молодежь, являясь наиболее мобильной частью общества, готова поддерживать начинания внеинституци-ональных структур, в том числе в силу своего протестного настроения, но при этом обладает активной жизненной позицией, что выражается помимо прочего в определении собственной траектории развития и реализации жизненных планов, меняя под себя пространство города как места своего пребывания. Молодежь из небольших муниципальных центров, а тем более, сельских территорий, такой возможности не имеет, их активность направлена на другие аспекты развития жизненного пространства - семью, детей и работу.

Общие сведения о проведенном исследовании

Пилотный опрос работающей молодежи на тему «Формирование социального пространства жизнедеятельности работающей молодежи как форма поддержания жизненных сил» проводился в качестве пилотного в период с 4 по 18 мая 2022 года. В опросе приняли участие 51 представитель группы «работающая молодежь».

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить основные направления жизнедеятельности работающей молодежи, поддерживающих её жизненные силы и их сохранение в пространстве Иркутской области.

Исследование проводилось методом онлайн-опроса с применением случайной выборки среди работающей молодежи Иркутской области в возрасте от 18 до 35 лет. Всего было опрошено 511 человек. Опрос проводится методом ан-

кетирования. Анкета включала в себя закрытые вопросы, открытые вопросы, где ответ следует привести самому респонденту, и комбинированные вопросы. Анкета была размещена в свободном доступе на сайте webanketa.

Аудитория опрошенных обладает следующими социально-демографическими характеристиками:

- разделение по полу: 64,7% женщин и 35,3% мужчин;

- возрастные характеристики: в группе 18-24 года представлено 31,37% респондентов; в группе 25-30 лет -45,1% респондентов; в группе 3135 лет - 23,53% респондентов;

- по месту жительства: в городе Иркутске проживают 72,55% опрошенных; в Иркутской области - 15,69%; в других регионах, в том числе в Москве -7,84% и 3,92%;

- семейное положение опрошенных: 45,1% респондентов не женаты/не замужем; 33,33% - женаты/замужем; 17,65% состоят в незарегистрированных отношениях; по 1,96% отметили варианты ответа «разведен/разведена» и «затрудняюсь ответить»;

- присутствие детей у опрошенных: 25,49% ответили утвердительно, 74,51% ответили, что у них нет детей;

- основным местом работы опрошенные указали сферу образования (37,25%), сферу обслуживания (13,73%), сферу культуры и творчества (11,76), научную сферу и органы власти (по 7,84%), 1Т-сферу (5,88%), сферу бизнеса, предпринимательства и здравоохранения (по 3,92%). Единично представлены респонденты, работающие в журналистике, медицине, рекламе и PR, является военнослужащим.

- по занятости респонденты распределились следующим образом: 47,06% работают в одной организации; 27,45% одновременно работают и получают образование; 23,53% работают на нескольких видах работ или ставок; 1,96% временно не работает;

- профессионально-должностной статус опрошенных: специалистами

53

_ 1

являются 31,37%; рабочие, исполнители, преподаватели и учителя, а также руководители составляют по 17,65% соответственно; менеджеры - 7,84%; научные сотрудники - 5,88%; медицинские работники и учебно-вспомогательный персонал - по 3,92%; единично приняли участие врач, предприниматель, заместитель руководителя, бармен, аспирант, маркетолог, воспитатель, художник и аспирант. Общая характеристика и основные выводы исследования.

Участникам анкетирования в качестве контактного вопроса было предложено оценить количественные характеристики группы «работающая молодежь». 33,33% опрошенных считают, что группа стала меньше обычного; 29,41% полагают, что группа стала больше обычного; 25,49% отметили вариант ответа «как обычно, вся молодежь работает». 11,76% затруднились ответить на вопрос.

В другом контактном вопросе респондентам было предложено указать проблемы, которые волнуют молодежь (таблица 1). Респонденты могли выбрать не более пяти ответов.

Таблица 1. Проблемы, волнующие молодежь

№ п/п Вариант ответа Количество ответав,%

1. материальные проблемы 82,35

2. проблемы с жильем 66,67

3. отсутствие свободного времени 25,49

4. политические проблемы 25,49

5. межличностное взаимодействие 21,57

6. взаимоотношения с родителями 13,73

7. нереализованное прав и свобод 13,73

8. отношения с коллегами 11,76

9. ограничения в доступе к получению высшего образования 9,8

10. медицинское обслуживание 7,84

11. сложности в воспитании детей 7,84

12. ухудшение состояния здоровья (своего и членов семьи) 7,84

Вариант ответа «другое» включил два ответа: «карьерный рост» и «волнуются только за себя и хотят всё и сразу». «Никакие проблемы не волнуют» - 2%.

Как показывают результаты, наиболее важными для работающей молодежи названы материальные и жилищные. Вторую группу составляют проблемы нехватки свободного времени и политические проблемы. Также волнуют все виды взаимодействия (с родителями, с окружением, с коллегами, детьми). Важной проблемой считают реализацию своих прав и свобод, что пока не всегда достижимо, по мнению опрошенных. Доступ к основным благам (образование, медицина) и как следствие этого -ухудшение состояния здоровья (своего и близких).

При решении задачи оценки профессионального пространства респондентам было задано несколько вопросов. Так, участникам опроса был задан вопрос: «Оцените, пожалуйста, когда современная молодежь начинает работать на постоянной основе?». 45,1% опрошенных выбрали вариант ответа «после совершеннолетия, начиная с 18 лет»; 37,25% сказали «после получения диплома о профессиональном образовании»; 13,73% отметили вариант ответа «после наступления 14 лет»; один респондент ответил «еще в детстве, начиная с временных заработков», один затруднился ответить.

Задачу встроенности процесса занятости в жизненное пространство работающей молодежи мы решали следующими вопросами. Мы задали вопрос о сложностях, которые встречаются представителям работающей молодежи в первый год после трудоустройства, в котором опрошенный могли выбрать несколько вариантов ответа (таблица 2).

Таблица 2. Что мотивирует работающую молодежь оставаться на своем месте работы

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,0%

1. низкая оплата труда 86,27

2. отсутствие наставников 29,41

54

Окончание

Окончание

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,%

3. завышенные требования работодателей 25,49

4. нет перспектив карьерного роста 25,49

5. работа не вызывает интереса 25,49

6. приходится получать дополнительное образование за свой счет 19,61

7. нет возможности для саморазвития 15,69

8. мало времени на отдых 15,69

9. нет законных выплат за работу сверх нормы 11,76

10. много общественной, неоплачиваемой работы 9,8

11. ненормированный рабочий день 9,8

12. необходимость выполнять не свои обязанности 9,8

13. трудности во взаимопонимания с руководством 7,84

14. трудности во взаимопонимания с коллегами 3,92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. сложный психологический климат в коллективе 3,92

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,0/)

1. не очень часто 29,41

2. не более чем пару раз 23,53

3. не менял (-а) работу 21,57

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

4. один раз 15,69

5. довольно часто 5,88

6. очень часто 3,92

Большая часть опрошенных не является аудитории текучки кадров, поскольку меняли работу редко либо не меняли место работы. Следующий вопрос нами был задан для выявления мотивов работы на том месте, где сейчас трудятся (таблица 4).

Таблица 4. Мотивы молодежи оставаться на рабочем месте

Как видно из полученных результатов, большинство респондентов трудностью назвали низкую оплату труда. Остальные сложности касаются социального взаимодействия и адаптации в коллективе, а также в профессиональной роли. Фактически для привлечения молодежи для работы необходимо внедрение программ наставничества и адаптации, а также проведение командообразующих мероприятий. Одним из маркеров социального поведения молодых работников является смена места работы. Участники опроса отвечали на вопрос: «Как часто Вам приходилось менять место работы?» (таблица 3).

Таблица 3. Частота смены места работы

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. у нас хороший и дружный коллектив, практически рабочая семья 47,06

2. достойная и справедливая оплата труда 39,22

3. есть возможности для самореализации 39,22

4. ожидаю сложностей в поиске работы в настоящее время 37,25

5. здесь спокойно воспринимают мой образ и стиль жизни 33,33

6. обладаю уникальными знаниями, это ценят руководители 25,49

7. есть дополнительные формы денежных поощрений (бонусы, премии, процент от продаж, материальная помощь, оплата проезда и др.) 21,57

8. знаю о возможности карьерного роста в ближайшее время 17,65

9. возможность бывать в командировках, в том числе за рубежом 9,8

10. награждают за хорошие результаты 7,84

11. мне предоставлено служебное жильё 7,84

12. выдают рабочую униформу 3,92

13. предоставляется служебный транспорт при доставке на работу и обратно 3,92

14. кормят за счет предприятия 1,96

15. другое 3,92

Анализ результатов показывает, что для молодых работников важны комфортные условия труда и взаимоотношений, справедливость вознаграждения за работу и равнозначное отношение к личности молодого человека, ожидание получения новых возможностей и уникальность профессиональных навыков, важных для работодателя. В варианте другое были представлены ответы: «являюсь индивидуальным предпринимателем и не представляю себя без любимой работы»; «удалённая работа (могу работать в любой точке земли)».

Можно сделать вывод, что для снижения текучести кадров важно адекватно оценивать компетентность работника, его деятельность в виде материальных и моральных форм поддержки, не мешать созданию неформальных отношений в коллективе, не претендовать на свободное время, стиль работника.

Одним из важных элементом соблюдения прав является количество рабочего времени. Респонденты отвечали на вопрос о продолжительности рабочего дня (таблица 5).

Таблица 5. Продолжительность рабочего дня

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,0/)

1. 8 часов 39,22

2. от 8 до 10 часов 23,53

3. 11 часов и более 15,69

4. не считал (-а), работаю «на удаленке», самостоятельно определяю время на выполнение работы 13,73

5. до 8 часов,у меня неполная ставка 7,84

6. нет точного учёта, работаю, пока не отпустят домой 5,88

Как показывают результаты, меньше половины опрошенных работают с выполнением условий трудового законодательства, то есть 8 часов. У практически половины респондентов либо неполная ставка, либо превышение установленного законом норматива рабочего времени. Работа «на удаленке» нами вклю-

чена в эту группу, поскольку она также влияет на ускоренное расходование жизненных сил работающей молодежи.

Для выявления возможности для восстановления жизненных сил мы выявляли количество предоставляемых дней для отдыха (таблица 6).

Таблица 6. Количество выходных дней, предоставляемых молодежи по месту работы

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. два дня в неделю 68,63

2. зависит от количества выполняемых проектов 19,61

3. один день в неделю 5,88

4. выходные не предоставляются 3,92

5. затрудняюсь ответить 1,96

Результаты опроса показывают, что большинство опрошенных получают стабильное количество выходных дней.

Следующей задачей исследования было определение способов восстановления жизненных сил и времени, затрачиваемого на этот процесс. Так, респондентам был задан вопрос: «Сколько времени Вы тратите на отдых и восстановление своих жизненных сил?» (таблица 7).

Таблица 7. Затрачиваемое количество времени на отдых и восстановление жизненных сил

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. один день в неделю 35,29

2. два дня в неделю 33,33

3. достаточно несколько часов в неделю 13,73

4. только во время отпуска 9,8

5. отпуск и праздничные дни 7,84

6. не более нескольких часов в месяц 3,92

7. другое 3,92

Как видно из полученных результатов, большинство опрошенных имеют

56

возможность достаточно быстро восстанавливать затрачиваемые в течение рабочего времени жизненные силы. Тем не менее, практически каждый шестой восстанавливается только за длительный период для отдыха. Это группа риска, которая будет подвержена быстрее других профессиональному выгоранию, если не будет получать других возможностей для пополнения запасов восстановления жизненных ресурсов.

Участники ответили на вопрос: «Чем вы занимаетесь в свободное время чаще всего?» (таблица 8).

Таблица 8. Наиболее часто проводимые занятия в свободное время

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. смотрю кино 45,1

2. провожу время со своей семьей 39,22

3. занимаюсь спортом 37,25

4. слушаю музыку 35,29

5. общаюсь в мессенджерах и социальных сетях 29,41

6. читаю 25,49

7. читаю и смотрю новости онлайн 19,61

8. работаю на даче, в огороде 13,73

9. выполняю домашнюю работу 11,76

10. участвую в общественных и волонтерских проектах 11,76

11. играю в компьютерные игры 7,84

12. посещаю магазины и торговые центры 5,88

13. хожу в гости 5,88

14. играю с детьми 3,92

15. другое 7,84

тываю в другой сфере», «работаю». Еще два ответа из разряда «другое» включали «хобби» и «сижу в соцсетях».

Дополнительно опрошенные указывали, где проводят полноценный, по их мнению, отдых. По 54,9% опрошенных отметили варианты ответа «с семьей, в любом месте» и «на природе»; 41,18% - «дома, в одиночестве»; 35,29% проводят время с друзьями; 31,37% бывают на культурных мероприятиях; 17,65% - с родителями; 3,92% помогают другим. 4% выбрали вариант «другое» и указали «с любимым человеком», «в месте, отличном от постоянного места проживания».

Следующую задачу относительно формирования жизненного пространства молодежи в исследовании мы решали, выясняя место высшего образования в жизненном пространстве работающей молодежи. Так, опрошенные высказали свое мнение о том, нужно ли работающей молодежи высшее образование. Больше половины респондентов подтвердили необходимость такого элемента, а именно: утвердительно ответили 43,14%, ответ «скорее да» отметили 27,45%. Отрицательные ответы составляют мнение немногим менее пятой части опрошенных: ответ «нет» выбрали 3,92%, а ответ «скорее нет» отметили 15,69% опрошенных. Затруднились ответить 9,8%.

Далее респонденты отвечали на вопрос: «Для чего необходимо получать высшее образование?», в котором участники могли выбрать несколько вариантов ответа (таблица 9).

Таблица 9. Причины получения высшего образования

Как видим, видами отдыха, используемыми опрошенными наиболее часто, являются индивидуальные либо семейные, а также занятия по дому (в том числе придомовое хозяйство), либо виртуальное общение. Иногда время отдыха применяют на работу: по одному респонденту дали варианты ответа «подраба-

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. карьера 47,06

2. новые знания и навыки 47,06

3. расширение социальных связей 29,41

4. повышение заработной платы 19,61

57

Окончание

Окончание

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

5. самосовершенствование 17,65

6. повышение своего авторитета 7,84

7. благополучие 5,88

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. престиж 3,92

9. успех 3,92

10. общественное признание 3,92

11. стабильность 3,92

12. другое 7,84

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. высшее 35,29

2. высшее, магистратура 25,49

3. любое, с дальнейшим повышением квалификации 21,57

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

4. среднее профессиональное и высшее (бакалавриат) 17,65

5. общее среднее 11,76

6. среднее профессиональное 9,8

7. аспирантура с получением научной степени 5,88

8. аспирантура без получения научной степени 3,92

9. затрудняюсь ответить 3,92

10. другое 1,96

Интересным фактом нам показалось снижение популярности таких символов высшего образования, как престиж и успех, которые вместе с понятиями общественного признания и благополучия составляют чуть более 18%. На первое место работающая молодежь ставит такие мотивы, как карьера, новые знания и навыки и расширение социальных связей. Кроме того, в пятерку мотивов, набравших более 10% голосов, вошли повышение заработной платы и самосовершенствование. Единичные ответы, объединившись в варианте «другое», выглядят как: «высшее образование является фильтром при трудоустройстве в серьёзные компании / структуры», «формирование личности, характера и профессиональных навыков», «система государства», «вдруг пригодится».

Следующий вопрос звучал: «Какого вида образования достаточно для получения престижного и высокооплачиваемого места работы?» (таблица 10).

Таблица 10. Вид образования, достаточный для получения престижного и высокооплачиваемого места работы

Как видно при анализе полученных результатов, больше половины опрошенных получение престижного и высокооплачиваемого места работы автоматически связывают с получение высшего образования. Немногим более 11% опрошенных полагают достаточным обучение только в колледже или техникуме. Небольшое число участников полагают уровень аспирантуры важным для такого.

Одной из функций получения образования выявлено формирование и закрепление ценностей. Однако ценности формируются и при переходе на рынок труда, что обозначено исследователями как начало вторичной социализации. Мы включили вопрос о ценностях, присущих работающей молодежи, каждый опрошенный мог выбрать пять наиболее важных (таблица 11).

Таблица 11. Ценности работающей молодежи

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. семья 62,75

2. любовь 54,9

3. взаимопонимание 47,06

4. дружба 43,14

5. личностный рост 41,18

6. саморазвитие 39,22

7. деньги 33,33

8. карьера 33,33

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,0/)

9. забота 33,33

10. дом 25,49

11. комфорт 23,53

12. гармоничное развитие 19,61

13. образование 15,69

14. патриотизм, любовь к Родине 15,69

15. повышение духовной культуры 13,73

16. развлечения 3,92

17. другое 3,92

Окончание Анализ данных, полученных при проведении опроса, показывает, что наибольшее число семейных союзов работающая молодежь создает в возрастных группах 18-24 и 25-30, при этом вторая подгруппа лидирует. Число молодых людей, которые не намерены создавать семью и / или проживают в незарегистрированном браке, составляет более десятой части в совокупности.

Опрошенным предложили ответить на вопрос: «С какой целью работающая молодежь создает свою семью?», в котором можно было выбрать не более двух вариантов ответа (таблица 13).

Таблица 13. Цели создания семьи

Анализ результатов продемонстрировал присутствие у работающей молодежи одновременно и терминальных ценностей (семья, любовь, взаимопонимание, дружба и др.) и инструментальных ценностей (карьера, деньги, личностный рост, саморазвитие и др.)

Решая следующую задачу исследования, мы выявили отношение работающей молодежи к семье как к ячейке общества (таблица 12). При ответе на вопрос: «Насколько важно для работающей молодежи создать свою семью?». Число тех, считает важным, приблизительно равно числу тех, кто считает создание семьи не важным процессом: очень важно (9,8%); важно (33,33%); не очень важно (27,45%); не важно (13,73%); затрудняюсь ответить (15,69%).

Таблица 12. Возраст создания семьи,%

№ п/п Вариант ответа Знакомые и друзья Респонденты

1. До 18 лет 1,96 -

2. 18-24 года 39,22 31,37

3. 24-30 лет 39,22 39,22

4. 31-35 лет 5,88 11,76

5. проживают без регистрации отношений 3,92 9,8

6. нет намерения создать свою семью 9,8 7,84

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. логично при возникновении любви 60,78

2. объединение усилий для благополучного проживания 39,22

3. рождение детей и продление рода 33,33

4. обеспечить стабильность отношений 25,49

5. упрочить свои отношения 25,49

6. покинуть родительский дом 7,84

7. повысить социальный статус 7,84

8. другое 1,96

Результаты анализа данных показывают, что создание семьи является продолжением возникновения чувств. Традиционные мотивы создания семьи по количеству респондентов занимают вторую группу. Небольшое количество опрошенных акцентируют внимание на таких мотивах как повышение статуса и возможность покинуть дом своих родителей.

Активность работающей молодежи нами исследована через измерение коммуникабельности опрошенных. Так, важно проверить основные источники информации, используемые аудиторий работающей молодежи (таблица 14). Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

59

Таблица 14. Источники информации

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,0/)

1. страницы в социальных сетях 56,86

2. друзья, знакомые 52,94

3. мессенджеры 33,33

4. телевидение 31,37

5. сайты и новостные страницы 23,53

6. от администрации и сотрудников своей организации 23,53

7. корпоративные страницы в сетях 21,57

8. радио 17,65

9. родственники 15,69

10. сайт правительства региона 13,73

11. региональные газеты 5,88

12. объявления на стендах и баннерах 1,96

13. федеральные газеты 1,96

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. киносеансы 49,02

2. концерты 31,37

3. музейные выставки 31,37

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

4. профессиональные праздники 27,45

5. спортивные соревнования 25,49

6. театральные постановки 25,49

7. интеллектуальные поединки 15,69

8. психологические и иные тренинги 15,69

9. тим-билдинги 15,69

10. уборка городского пространства 15,69

11. игры КВН 13,73

12. музыкальные фестивали 13,73

13. деловые игры 11,76

14. посадка деревьев 9,8

15. профессиональные конкурсы 5,88

16. дискуссии 1,96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. другое 9,8

Основными источниками информации опрошенные считают те, что расположены в виртуальном пространстве (мессенджеры, социальные сети, новостные страницы и пр.), и окружающих (коллеги, руководители, родственники, друзья и знакомые). Газеты и содержание баннеров не пользуются вниманием аудитории. Среднее место занимает радио.

Участникам исследования был задан вопрос: «Какие мероприятия и формы общественной жизни Вы с удовольствием посещали в этом году?», с возможностью выбора не более 5 вариантов ответа (таблица 15).

Таблица 15. Перечень посещаемых мероприятий и других форм общественной жизни

Практически половина опрошенных с удовольствием посещают киносеансы, более трети опрошенных выбирают концерты и музейные выставки, каждый четвертый посещает театральные постановки и спортивные соревнования. Более четверти отдыхают на работе, посещая профессиональные праздники и конкурсы. Вариант «другое» содержал ответ «походы», а также демонстрацию неважности общественных форм отдыха.

Готовность участвовать в общественных мероприятиях была выявлена при анализе ответов на вопрос: «В каких общественных мероприятиях Вы готовы участвовать?» (таблица 16).

Таблица 16. Готовность участвовать в общественных мероприятиях

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. грантовые конкурсы 48,18

2. интеллектуальные игры и КВИЗы 35,29

60

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

3. творческие лаборатории и открытые пространства для совместного творчества 33,33

4. наставнические и тьютор-ские практики 33,33

5. участие в общегородских мероприятиях (субботники, фестивали, спортивные и творческие состязания) 31,37

6. профессиональные конкурсы 29,41

7. волонтерство 25,49

8. меценатство и благотворительность 15,69

9. затрудняюсь ответить 9,8

10. другое 1,96

Окончание Таблица 17. Важные виды поддержки для работающей молодежи

Как показывает анализ полученных результатов, потребность в активном взаимодействии характерна для каждого третьего опрошенного, почти половина имеют готовность участвовать в грантовых конкурсах. Каждый 4-5 участник хотел бы оказывать помощь другим. Единично респонденты затруднились ответить и показали в варианте другое, что не имеют свободного времени.

Следующей задачей было необходимо выявление потребности в поддержке для работающей молодежи. Опрошенным было предложено оценить необходимость поддержки и помощи представителям работающей молодежи. Наибольшее количество участников, то есть представителей работающей молодежи высказались за необходимость помощи и поддержки: 70,59% ответили утвердительно, 21,57% отметили вариант «скорее да». Единично опрошенные высказались отрицательно (по 1,96% варианты «нет» и «скорее нет») или затруднились ответить (3,92%).

Для уточнения конкретных видов помощи и поддержки респондентам был задан вопрос: «Какие виды поддержки важны для работающей молодежи?», можно выбрать несколько вариантов ответа (таблица 17).

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. консультационная 58,82

2. информационная 52,94

3. правовая 41,18

4. помощь в профессиональной карьере 41,18

5. в обучении предпринимательству 29,41

6. поддержка в новом статусе (работника, семьянина, ведущего ЗОЖ и т.п.) 21,57

7. адаптация в изменяющемся пространстве 21,57

8. в написании грантовых заявок 19,67

9. при формировании личного образа (стиль жизни, работы, отдыха, коммуникаций и т.д.) 17,65

10. другое 7,84

Как видно при анализе результатов, больше половины респондентов считают, что работающая молодежь нуждается в консультационной и информационной поддержке. Правовую форму поддержки и содействие в формировании профессиональной карьеры указали более 41% опрошенных. Смена ролей и статусов в наше непростое изменчивое время также сложна для работающей молодежи, поэтому становится причиной для возникновения нуждаемости в поддержке. Практически каждый пятый указал о необходимости поддержки при подготовке грантовых заявок. При указании варианта ответа «другое» единично прозвучали такие высказывания как «материальная поддержка», жилье, «конкретная помощь при трудоустройстве. Ярмарки вакансий, центр занятости, молодежный кадровый центр - это все фактически не работает». Следующий вопрос являлся уточняющим и звучал так: «В каких случаях работающая молодежь нуждается в оказании помощи?» (таблица 18).

61

_ 1

Таблица 18. Когда работающая молодежь нуждается в помощи?

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. при переезде в другой город, регион для постоянного места жительства 62,75

2. при возникновении конфликтов 52,94

3. при смене работы 45,1

4. при изменении в состоянии здоровья 39,22

5. при создании собственной семьи 29,41

6. при посещении других мест (командировки,экскурсии и пр.) 21,57

7. при участии в конкурсах 11,76

Респондентам в ходе исследования был задан вопрос: «С чьей стороны поддержка важна для работающей молодежи?» (таблица 19).

Таблица 19. Чья поддержка важна для работающей молодежи

№ п/п Вариант ответа Количество ответов,/

1. государственные органы власти 62,75

2. региональные органы власти 47,06

3. руководство и коллеги по месту работы 47,06

4. муниципальные органы власти 45,1

5. общественные организации 29,41

6. молодежные организации 25,49

7. группы самопомощи, объединения по интересам 13,73

8. благотворительные фонды, меценаты 11,76

9. ничья, нужно развивать самостоятельность 5,88

10. другое 1,96

По мнению опрошенных наиболее важна поддержка властей на всех уровнях власти. Не менее важна поддержка,

оказываемая по месту работы. Каждый 4-5 отвечающий считает важной для работающей молодежи поддержку общественный, в том числе молодежных, организаций и объединений. При выборе ответа «другое» один респондент указал свой вариант: «основная проблема - это получение профессиональных навыков (не равно образование в колледже или вузе) и сам процесс трудоустройства».

Также респонденты ответили на открытый вопрос: «К кому Вы уже обращались за поддержкой при реализации Ваших идей?» На этот вопрос ответили 20%, основные ответы были отрицательными. Ответы, показывающие к кому обращались за поддержкой, содержали следующие ответы: к коллегам, к наставникам, к научному руководителю, к прямому начальнику, к руководству, в бизнес-инкубатор. Один респондент ответил: «помощь всех организаций исключительно формальная, после нескольких попыток в студенчестве не рассчитываю на поддержку со стороны».

Выводы

Группа работающей молодежи включает всех представителей молодежи, после совершеннолетия. Зачастую работать начинают именно в этом возрасте, особенно после получения диплома о среднем профессиональном или высшем образовании.

Основными проблемами работающей молодежи являются материальные и проблемы с жильем.

В первый год после трудоустройства у представителей группы «работающая молодежь» наиболее часто возникают проблемы низкой оплаты труда. Кроме того, к проблемам порошенные отнесли отсутствие перспектив карьерного роста, наставников, интереса к работе, завышенные требования руководства.

Большинство опрошенных трудятся постоянно на своем рабочем месте, меняли место работы редко, один-два раза. Почти половина опрошенных работают полный рабочий день, который составляет 8 часов, но может быть и более продолжительным.

К мотивам работы опрошенные отнесли наличие дружного рабочего коллектива, достойные условия оплаты труда, наличие возможностей для самореализации, а также то, что окружающие спокойно воспринимают образ и стиль жизни опрошенного. Каждый третий вы- 2. сказал опасения невозможности найти новую работу в наше время.

Участники опроса активны в своем проведении свободного времени, проводят его как дома, самостоятельно или с семьей, так и на общественных мероприятиях. Кроме того, большинство опрошенных готовы к повышению своей активности при появлении инновационных форм работы, например, гранто- 3. вые конкурсы и творческие лаборатории и открытые пространства для совместного творчества или классических форм взаимодействия (интеллектуальные игры и КВИЗы, наставнические и тью-торские практики, волонтерство и другие общественные мероприятия).

Большинством голосов опрошенные высказались за необходимость оказания поддержки и помощи работающей молодежи. Основными формами назвали консультационную, информационную, 4. правовую помощь и содействие в карьере. Опрошенные ожидают помощь и поддержку от органом власти, общественных организаций и руководителей по месту работы.

Часть опрошенных уже обращалась для реализации своих идей руководству по месту работы, к научным руководителям и бизнес-инкубаторы.

Нам видится, что активность молодежи нуждается не только в поддержке, но более всего в координации. Также необходимо взаимодействие представителей всех социально-демографических групп, что повысит уровень консолиди- 5. рованности в обществе.

Литература

1. Антонова Н.Л., Абрамова С.Б., Полякова В.В. Право на город: повседневные практики молодежи и пар-тисипация в производстве городского пространства // Мониторинг общественного мнения: экономи-

63

ческие и социальные перемены. 2020. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_43713228_99768960. pdf, свободный (дата обращения: 10.04.2022).

Гуринович Л.А., Люберцев П.П. До-суговые практики работающей молодежи как фактор сохранения социального здоровья и качества жизни // В поисках социальной истины: материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 29 ноября 2021 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск: изд-во ИГУ, 2021. С. 37-41. Гуринович Л.А., Люберцев П.П. Исследование возможностей применения технологий воспитания и социального образования работающей молодежи в условиях виртуального пространства // Социальная реальность виртуального пространства: материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20 сентября 2021 г. / под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск, Издательство ИГУ, 2021. С. 360-363. Гуринович Л.А., Люберцев П.П. Рекреационные техники, способствующие поддержанию психологического здоровья работающей молодежи, в концепциях витализма // Гуманистические и экологические ресурсы Байкала в укреплении социального здоровья и межнационального согласия в молодежной среде: [Электронный ресурс]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25-27 ноября 2021 г. Тематический сборник статей. Электрон. текст. дан. (3,5 Мб). Иркутск, Аспринт, 2021. С.145-149.

Гуслякова Л.Г. Теоретико-методологические основы обеспечения новой миссии социальной работы в XXI веке // Социология социальной работы: ежегодник. Вып. 4. Виталист-ская социология социальной работы в России рубежа XX-XXI веков: сборник статей / под ред. А.М. Беспалова, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусля-ковой, М.М. Прудниковой. 2-е изда-

тч

ние,дополненное и переработанное. М.: Барнаул - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. С. 12-15.

6. Зубок Ю.А. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда / Ю.А. Зубок, В.И. Чу-пров // Социологические исследования. 2015. № 5(373). С. 114-122.

7. Зубок Ю. А., Чупров В.И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3(157). С. 13-41.

8. Подвойская Н.В. Социология жизненных сил молодежи как фактор и условие формирования этноконфесси-ональных отношений в современной России / Н.В. Подвойская // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2008. № 3(1б). С. 48-52.

9. Полюшкевич О.А. Повседневность публичного пространства Иркутска: социальная активность горожан // Социология. 2020. № 2. С. 299-305.

10. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики в провинциальном городе: креативность и профанность публичного пространства // Социология. 2021. № 4. С. 129-135.

11. Полюшкевич О.А. Психогеографическое измерение публичного пространства города //Управление городом: теория и практика. 2022. № 2 (44). С. 31-35.

12. Полюшкевич О.А. Социальное и личное пространство поколений // Социология. 2020. № 4. С. 132-148.

13. Полюшкевич О.А. Теория и практика молодежной мобильности в Иркутской области: особенности активизации участия молодежи в развитии территории. Учебно-методические материалы регионального исследования / Иркутск, ООО Мегапринт, 2021. 48 с.

14. Решетников В.А., Решетникова Е.В. Гуманизм как философская и практическая универсалия человеческой истории // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14. № 2. С. 64-72.

15. Гуринович Л.А., Решетникова Е.В. Экспертная оценка социаль-

ного пространства жизнедеятельности работающей молодежи // Социология. 2022. № 5. С. 38-51.

LIVING SPACE FOR WORKING YOUTH

Gurinovich L.A., Reshetnikova E.V., Lubercev P.P.

Irkutsk State University

The article reveals the theme of living space, analyzes both the theoretical framework and practical technologies for the development of living space. The results of an empirical study of the living space of working youth are also presented, where the main areas of living space are considered, new conditions and mechanisms for its development are analyzed.

Keywords: living space, youth, working youth, life goals, plans, life prospects.

References

1. Antonova N.L., Abramova S.B., Polyako-va V.V. The Right to the City: Daily Practices of Youth and Participation in the Production of Urban Space // Public Opinion Monitoring: Economic and Social Changes. 2020. No. 2 [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_43713228_99768960.pdf, free (date of access: 04/10/2022).

2. Gurinovich L.A., Lyubertsev P.P. Leisure practices of working youth as a factor in maintaining social health and quality of life // In Search of Social Truth: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, November 29, 2021 / ISU; under total ed. O.A. Polyushkevich. Irkutsk: IGU Publishing House, 2021, pp. 3741.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gurinovich L.A., Lyubertsev P.P. Study of the possibilities of using technologies for upbringing and social education of working youth in the conditions of virtual space // Social reality of virtual space: materials of the III International scientific and practical conference. Irkutsk, September 20, 2021 / ed. ed. O.A. Polyushkevich. Irkutsk, IGU Publishing House, 2021. P. 360-363.

4. Gurinovich L.A., Lyubertsev P.P. Recreational techniques that contribute to maintaining the psychological health of working youth, in the concepts of vitalism // Humanistic and environmental resources of Baikal in strengthening social health and in-terethnic harmony in the youth environment: [Electronic resource]: Materials All-Russian

Scientific and Practical Conference, November 25-27, 2021. Thematic collection of articles. Electron. text. Dan. (3.5 Mb). Irkutsk, Asprint, 2021, pp. 145-149.

5. Guslyakova L.G. Theoretical and methodological foundations for ensuring the new mission of social work in the XXI century // Sociology of social work: yearbook. Issue. 4. Vitalist sociology of social work in Russia at the turn of the 20th - 21st centuries: collection of articles / ed. A.M. Be-spalova, S.I. Grigorieva, L.G. Guslyakova, M.M. Prudnikova. 2nd edition, enlarged and revised. M.: Barnaul - Biysk: FGBOU VPO "AGAO", 2014. S. 12-15.

6. Zubok Yu.A. Young specialists: training and demand in the labor market / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov // Sociological research. 2015. No. 5(373). pp. 114-122.

7. Zubok Yu. A., Chuprov V.I. Life strategies of youth: realization of expectations and social moods // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2020. No. 3(157). pp. 13-41.

8. Podvoiskaya N.V. Sociology of the vital forces of youth as a factor and condition for the formation of ethno-confessional relations in modern Russia / N.V. Podvoiskaya // Caspian region: politics, economics, culture. 2008. No. 3(16). pp. 48-52.

9. Polyushkevich O.A. Everyday life of the public space of Irkutsk: social activity of citizens // Sociology. 2020. No. 2. S. 299-305.

10. Polyushkevich O.A. Pro-social practices in a provincial town: creativity and profanity of public space // Sociology. 2021. No. 4. S. 129-135.

11. Polyushkevich O.A. Psychogeographic dimension of the public space of the city // City management: theory and practice. 2022. No. 2 (44). pp. 31-35.

12. Polyushkevich O.A. Social and personal space of generations // Sociology. 2020. No. 4. P. 132-148.

13. Polyushkevich O.A. Theory and practice of youth mobility in the Irkutsk region: features of enhancing youth participation in the development of the territory. Educational and methodological materials of regional research / Irkutsk, OOO Megaprint, 2021. 48 p.

14. Reshetnikov V.A., Reshetnikova E.V. Humanism as a philosophical and practical universal of human history // Humanitarian vector. 2019. V. 14. No. 2. S. 64-72.

15. Gurinovich L.A., Reshetnikova E.V. Expert assessment of the social space of the life of working youth // Sociology. 2022. No. 5. pp. 38-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.