Научная статья на тему 'Жизнь в науке (к юбилею Валентины Владимировны Горшковой)'

Жизнь в науке (к юбилею Валентины Владимировны Горшковой) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА ГОРШКОВА / ИОВ РАО / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / СУБЪЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ / СУБЪЕКТНАЯ ПЕДАГОГИКА / МЕЖСУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ / VALENTINA VLADIMIROVNA GORSHKOVA / ADULT EDUCATION / ANDRAGOGY / SUBJECT IN EDUCATION / SUBJECT PEDAGOGY / INTERSUBJECTIVE RELATIONS / PEDAGOGICAL DIALOGUE / SOCIO-CULTURAL ISSUES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

К юбилею доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Академии гуманитарных наук Валентины Владимировны Горшковой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Jubilee of Valentina Vladimirovna Gorshkova, Doctor of Pedagogy, Professor, Member of the Academy of Humanities

Текст научной работы на тему «Жизнь в науке (к юбилею Валентины Владимировны Горшковой)»

мена отечественной педагогической науки и образования

Жизнь в науке (К юбилею Валентины Владимировны Горшковой)

26 апреля - юбилейная дата в жизни талантливого ученого Валентины Владимировны Горшковой, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Академии гуманитарных наук, Отличника народного образования, награжденного медалью К. Д. Ушинского.

Послевоенное детство Валентины Владимировны прошло в Комсомольске-на-Амуре, в семье технических интеллигентов, проживших тяжелые военные годы, полные предельного напряжения и самоотдачи. Самодисциплина и ответственность, заложенные семьей, стали естественными и постоянными чертами характера будущего ученого.

Валентина Владимировна окончила музыкальный и филологический факультеты государственных университетов Дальнего Востока, что позволило ей окунуться в мир музыкальной культуры и мир философии Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков русской и зарубежной литературы. Это определило ее интерес к миру человека, к философскому осмыслению дальнейших исследований.

Концептуальная целостность взглядов на человека во взаимосвязи и взаимозависимости всех его духовно-нравственных проявлений как части Вселенной, Космоса стала ведущей идеей научного творчества Валентины Владимировны, рассматривающей развитие человека как субъекта созидания самого себя и окружающего его мира. Сегодня линию ис-

следовательского творчества ученого можно определить как процесс становления целостного универсального человека.

Научное становление В. В. Горшковой осуществлялось в творческом взаимодействии с идеями выдающихся отечественных ученых Ш. А. Амона-швили, Г. С. Батищева, А. А. Бодалева, М. С. Кагана, В. В. Давыдова, Х. И. Лийметса, Д. Б. Кабалевского, Б. Н. Неменского, Г. И. Щукиной. Обучаясь в аспирантуре, а затем в докторантуре РГПУ им. А. И. Герцена, она выдвинула идею и создала новое, сегодня уже общепризнанное научным педагогическим сообществом направление - философию межсубъект-ной педагогики диалога в образовании человека как методологического принципа интерактивной которые активно востребованы и широко используются в практике непрерывного образования человека. практикоориентированной технологии и метода педагогического исследования,

В. В. Горшкова является одним из основоположников в отечественной педагогике теории субъектного образования человека (1980], межсубъектных отношений в обучении и воспитании (1989], философии и технологии педагогического диалога как ценности образования (1992] и как метода психологопедагогических исследований (1988].

Результатом работы была защита кандидатской диссертации по теории субъектной

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27) 2011

167

педагогики на тему «Взаимодействие познавательной и художественной деятельности как фактор активности школьников» и монографии «Проблема субъекта в педагогике» (1991], «Педагогика становления субъекта» (1992], «Гуманитарная миссия педагогики» (2003].

В ходе многолетней работы создавалась концепция межсубъектных отношений, результатом чего явились защита докторской диссертации «Межсубъектные отношения в педагогическом процессе» (1992], выход монографий и учебных пособий «Педагогика отношений» (1995], «Межсубъектная педагогика: тенденции развития» (2001], «Педагогическая философия Джона Дьюи» (2009].

Результатом исследования философии и технологии педагогического диалога как ценности в образовании и как метода психологопедагогического исследования стали книги «Педагогика диалога» (1997], «Диалог в образовании человека» (2009], «Диалог как технология социальной работы» (2010] и др.

Интеграция данных научных направлений существовала и выстраивалась в контексте философии педагогики и с неизбежностью трансформировалась в систему высшего профессионального образования и фундаментальные исследования в области образования взрослых. Результатом этого явились авторские и коллективные монографии «Концепция многоуровневого педагогического образования» (1994], «Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования» (2004], «Перспективы образования взрослых в России: культура, общество, человек» в 2-х томах (2005], «Феномен опережения как приоритетный критерий модернизации образования взрослых в России» (2007], «Образование взрослых как феномен культуры, социальный институт и образовательная метасистема» (2008], «Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты» (2010].

В процессе активной научной и профессиональной деятельности были выпущены многочисленные публикации в ведущих журналах ВАК («Педагогика», «Философия образования», «Человек и образование», «Мир психологии», Вестники университетов России и др.]. Научная разработка теоретических и концептуальных идей ученого осуществлена в более чем 250 публикациях.

В. В. Горшкова осуществляет постоянное

руководство фундаментальными темами в системе Российской академии образования, ведет подготовку кадров высшей квалификации (аспирантов, докторантов], расширяя тематику научно-педагогических исследований и создавая новые направления своей научной школы.

Научные достижения ученого внедрялись в образовательное пространство на региональных, всероссийских и международных конференциях, таких как «Международные Лихачевские научные чтения»; «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе»; «Перспективы образования взрослых: культура, общество, человек»; «Непрерывное образование взрослых в контексте современной социокультурной ситуации» и др. По итогам указанных конференций осуществляла научное редактирование сборников научных трудов.

Деятельность проф. В. В. Горшковой имеет широкий резонанс в среде гуманитарной и педагогической общественности. Ею практикуются интерактивные формы общения с аудиторией: проектирующие семинары, паритетные диалоги, проблемные дискуссии, трансцендентный полилог, онтологическая экспертиза, консультационные встречи, междисциплинарный форсайт.

Научная школа, созданная В. В. Горшковой и получившая общественное признание, активно продолжает разработку приоритетных проблем в теории современной педагогики, философии и технологии андрагогического образования и управления, становлении образовательной парадигмы, ориентированной на целостность человека как субъекта, индивидуальности и универсальности, апробирует и экспертирует их в различных вузовских, научно-исследовательских и образовательных аудиториях.

Созданная и руководимая В. В. Горшковой научная лаборатория философских и социокультурных проблем образования взрослых в ИОВ РАО (Санкт-Петербург] проводит фундаментальные исследования по онтологизации и культурологизации высшего педагогического образования и непрерывного образования взрослых в условиях современной России и стран СНГ.

В. В. Горшкова на протяжении многих лет является членом Советов по защите кандидатских и докторских диссертаций (Санкт-Петербург, Петрозаводск, Хабаровск и др.].

168

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

Валентина Владимировна - неординарный ученый и талантливый педагог, устремленный в будущее, - обладает редким даром прогнозирования магистральных инновационных идей в образовании. Она постоянно принимает участие в работе и организации международных конгрессов, Всероссийских и межрегиональных конференций и семинаров; входила в одну из первых в России групп разработчиков системы дистанционного образования МЭСИ (для Дальневосточного открытого университета]; имеет сертификаты: «Конфликтология», «Психология деловых отношений», «Психология и педагогика», «Культурология», дающие ей право работать тьютором в системе дистанционного образования.

Под ее руководством защищено более 35 кандидатских и докторских диссертаций.

Валентина Владимировна - блестящий лектор, руководитель семинарских занятий для аспирантов; она проявляет свою творче-

скую неординарность в поиске механизмов саморазвития будущих профессионалов и молодых ученых.

Научные идеи Валентина Владимировна реализует в демократическом стиле руководства научным коллективом. Межсубъектные отношения, диалог - это не только теория, а реальные принципы общения с коллегами, способы создания пространства креативной и ответственной свободы каждого. В основе таланта ее управления лежат идеи, модели и проекты. Она как генератор идей обозначает перспективы движения научной мысли, проектирует ее развитие. Такое понимание смысла научного руководства опирается на основную функцию науки - опережать реальное время для свершения открытий, необходимых для непрерывного созидания жизненного пространства человека.

Талантливый самобытный ученый, отличный организатор - В. В. Горшкова полна энергии, новых идей и замыслов.

Желаем Валентине Владимировне здоровья, новых творческих открытий и их воплощения!

Коллектив Института образования взрослых Российской академии образования

Редколлегия и редакционный совет журнала «Человек и образование»

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27] 2011

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.