Научная статья на тему 'Непрерывное образование: учиться быть человеком и  создавать себя бесконечно. Рецензия на монографию Д. П. Н. , проф. В. В. Горшковой «Непрерывное образование как способ бытия человека»'

Непрерывное образование: учиться быть человеком и  создавать себя бесконечно. Рецензия на монографию Д. П. Н. , проф. В. В. Горшковой «Непрерывное образование как способ бытия человека» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование: учиться быть человеком и  создавать себя бесконечно. Рецензия на монографию Д. П. Н. , проф. В. В. Горшковой «Непрерывное образование как способ бытия человека»»

Е.П. Тонконогая 133

непрерывное образование: учиться быть человеком и создавать себя бесконечно

рецензия на монографию д.п.н., проф. В.В. Горшковой «непрерывное образование как способ бытия человека»*

© Тонконогая Евгения Павловна - доктор педагогический наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург; e-mail: GorshkovaVV@gup.ru

Доктор педагогических наук, профессор Валентина Владимировна Горшкова - известный ученый, автор многочисленных публикаций по философии и теории образования, андраго-гике, педагогике и технологиям непрерывного образования и воспитания. Главное достоинство и безусловная новизна недавно вышедшей монографии «Непрерывное образование как способ бытия человека» заключается в том, что преодолен традиционный подход к феномену непрерывного образования как системе в логике возрастного становления личности и предложен концепт онтологического подхода к непрерывному образованию как образу жизни и способу бытия человека.

Монография представляет, с одной стороны, научное издание, с другой - имеет оригинальную структуру, нарушающую строгую академичность изложения текста монографии. Судя по тексту, автор в значительной степени настаивает на непрерывном образовании как внутренней потребности человека в движении, росте, особом состоянии постоянного восхождения к недостижимому.

Первая глава посвящена рассмотрению феномена непрерывного образования в контексте культуры, общества и человека. Следует обратить особенное внимание на убедительно раскрытые идеи автора о метафизических аспектах проблем образования и культуры, онтологическом потенциале духовности в социокультурном образовательном пространстве и о новых особенностях приобщения молодежи и взрослого населения к непрерывному образованию и самообразованию в условиях современной медиареальности.

Во второй главе в формате непрерывного образования раскрываются идеи свободы как творчества и ответственности современного человека, рассмотрен аксиологический смысл уникальных свойств человека. Чрезвычайно важным в данной главе представляется рассмотрение условий преодоления десубъективации человека и возможность избежать этого фактора с помощью процесса непрерывного образования. Современный взрослый человек как активный субъект обогащения и одухотворения себя через процессы непрерывного образования раз-

вивает в себе ценнейшие атрибутивные качества, такие как: креативная свобода, «переживаемая ответственность», потребность в поисках нестандартных решений, рефлексивная компетентность и осознание подлинной результативности своей деятельности. Незадействованность механизмов развития данных качеств в образовании лишает человека свободного и инициативного выбора и снимает, как справедливо отмечает автор, всякую «внутреннюю ответственность» за собственное продуктивное обучение, развитие и концепцию своего будущего в целом.

Особый интерес, на взгляд рецензента, представляет третья глава, оригинально и органично встроенная в структуру текста всей книги; она объединяет комментарии и размышления автора о проблемах непрерывного образования разных лет, а также рецензии ведущих российских ученых на одну из известных книг автора «Диалог в образовании человека» (СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. Серия: Новое в гуманитарных науках), в которой диалог рассматривается как методологическая интенция и универсальный способ элитарного непрерывного самообразования. Этой главой читателю зримо представляется не только глубокие, интересные, не всегда бесспорные мысли автора, но и его неординарная творческая личность всесторонне образованного, свободно мыслящего, социально ответственного и глубоко переживающего за состояние российского образования человека.

Стоит обратить внимание на тщательный подбор эпиграфов к главам, представляющих собой удивительно точное попадание в сущность и философско-культурологический контекст идей каждой главы.

Как говорил Умберто Эко, «книги пишутся не для того, чтобы им верили, а для того, чтобы их обдумывали». Монографию В.В. Горшковой особенно важно прочитать и обдумать преподавателям, которые не только сами должны находиться в процессе непрерывного образования и постоянного саморазвития, но и прививать эту потребность подрастающему поколению, потому что, как говорили великие, «нет ничего лучшего, чем брать и отдавать лучшее».

: Горшкова В.В. Непрерывное образование как способ бытия человека. - СПб.: Астерион, 2016. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.