Научная статья на тему 'Психологические проблемы изучения взрослого человека: аспект непрерывного образования'

Психологические проблемы изучения взрослого человека: аспект непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы изучения взрослого человека: аспект непрерывного образования»

А.И. Канатов, кандидат психологических наук

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА: АСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На первом этапе разработки психолого-педа-гогических проблем непрерывного образования взрослых (1960-1969 гг.) в рамках деятельности НИИ вечерних (сменных) и заочных школ сотрудники сектора психологии провели комплексное исследование целого ряда крупных и актуальных для школьного образования взрослых проблем, в том числе таких, как развитие познавательных психических функций взрослых людей и оптимальные условия их обучения (руководитель — член-корреспондент АПН РСФСР Б.Г.Ана-ньев), мотивация познавательной деятельности взрослых учащихся (руководители Ю.Н.Кулюткин и Г.С.Сухобская).

Особенностью проводимых исследований были взаимосвязь педагогических и частнометодических разработок с психологическими, опора дидактики и частных методик на выводы психологов о социальных и психологических особенностях взрослых учащихся, большие выборки испытуемых, целостные комплексы методов исследования, позволяющие выявить как внешнюю, так и внутреннюю личностную обусловленность обучения взрослых. Социально-психологические факторы — это ценностные ориентации в сфере образования, которыми обусловлены личные потребности и мотивы учения. В психологический блок входят психологические особенности субъекта учения: обучаемость взрослых, особенности важнейших познавательных психических функций, значимые для обучения личностные качества.

Глубоко проанализировав состояние психологических исследований особенностей онтогенетического развития познавательных процессов в отечественной и зарубежной психологии, в 60-е годы Б.Г.Ананьев приходит к выводу, что «как ни парадоксально, но действительно психическая

эволюция взрослого человека — новая проблема современной науки. Для постановки этой проблемы науке пришлось изучить границы индивидуальной жизни человека, ее начало и конец, детство и старость и лишь тогда обнаружить, что мы почти ничего не знаем о зрелости и взрослости как о фазах жизни и возрастах» [1, с.50]. Если изучение психических особенностей школьников, в частности их мышления, памяти, внимания, проводилось достаточно интенсивно, то в отношении взрослого человека, основного и наиболее активного участника трудового процесса,

обнаруживались весьма и весьма существенные пробелы. Такое положение фактически сложилось на фоне специфических особенностей культурного развития, предъявляющих значительно большие, чем когда-либо в истории человечества, требования к интеллекту взрослых людей, его мобильности, пластичности и переключаемости. «Причем, — отмечает Б.Г.Ананьев, — эти требования не ограничиваются суммацией, обобщением и отбором все возрастающих масс знаний, навыков и умений, но включают преобразования концептуальных систем и самого аппарата деятельности (операций и их сложных структур)» [1, с.48].

Со всей остротой встает вопрос о готовности взрослых к этим преобразованиям в процессе обучения (переобучения, совершенствования и т.п.), по поводу которой Б.Г.Ананьев поясняет, что «речь идет, следовательно, о самих интеллектуальных потенциалах взрослых людей, их готовности к принципиально новому ходу индивидуального развития, о характеристике психофизиологических возможностей их обучения, то есть об их обучаемости в разные периоды зре-

Непрерывное образование взрослых как реально функционирующий социальный институт предъявляет высокие требования к личности взрослого человека (нестандартное мышление, гражданственность, нравственные качества, профессиональная мобильность и др.), которые являются детерминантами для всех уровней образования и воспитания.

лости (не только в более молодые, но и в более поздние годы трудоспособной жизни)» [1, с.48].

Таким образом, в психолого-педагогичес-кой постановке вопроса обучаемость взрослых была непосредственно связана с психофизиологическими особенностями взрослого человека. Исследование, реализовавшее комплексное изучение психофизиологических функций взрослых, было осуществлено в секторе психологии НИИ ООВ АПН СССР в 1965-1972 гг. под руководством Б.Г.Ананьева и Е.И.Степановой. Оно охватило период взрослости с 18 до 40 лет. С помощью стандартизованных методик изучались память, мышление, внимание, психомоторные и нейродинамические особенности взрослых в различные микро- и макропериоды, выделенные на основе большого объема полученных экспериментальных данных.

Комплексные психологические исследования познавательных функций координировались с изучением собственно личностных особенностей взрослых, проводимым в ЛГУ им. А.А.Жданова.

В результате этих исследований создана концепция развития отдельных познавательных психических функций и интеллекта в целом, выделены макро- и микропериоды онтогенеза познавательных функций, описаны законы гетерохрон-ности, субординации и координации компонентов интеллекта. Проанализированы потенциалы обучаемости взрослых отмеченного возрастного периода. Так, в частности, проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что упражняемость интеллектуальных функций в процессе умственного труда представляет собой важное условие, в результате которого становится возможным сохранить высокий уровень развития. Состояние учения и неучения имеет прямое отношение к структурным изменениям мыслительных, мнемических и аттенционных функций взрослого человека.

Результаты исследований по второй теме (мотивация познавательной деятельности) отражены в многочисленных статьях, сборниках научных трудов, обобщающих монографиях. Отметим лишь наиболее крупную — это книга Ю.Н.Ку-люткина и Г.С.Сухобской «Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся» (М., 1971).

Так было выявлено, что подготовка к самообразованию учащихся, заканчивающих среднюю школу, — многогранная проблема. Одним из важнейших ее аспектов является «проектирование» еще в школе той будущей познавательной деятельности, которая реально развертывается в процессе постоянного обновления знаний у взрослого человека. Анализ структуры познавательной деятельности взрослых, ее психологи-

ческих механизмов, системы отношений и установок взрослого человека в сфере образования и самообразования позволяет понять основные психолого-педагогические условия наиболее эффективного использования различных источников знаний в целях самообразования.

Как показали полученные данные, особенно важное значение в этом отношении приобретает формирование у ученика общей его позиции как субъекта познавательной деятельности, способного самостоятельно принимать решения о продолжении своего образования, о его содержании, формах и методах. Активность, избирательность, самоорганизация — основные качества, характеризующие познавательную деятельность взрослых. Складывающаяся в индивидуальном опыте взрослого человека система ценностных ориентаций на образование, а также отношение к различным областям знаний как раз и определяются его общей позицией как субъекта труда, общения и познания, обладающего социальной, гражданской, профессиональной зрелостью.

Сформировать у взрослых учащихся активную позицию по отношению к знаниям — важнейшая задача школы. Прежде всего это касается формирования у учащихся познавательных потребностей, интересов и запросов. Как показали результаты факторного анализа запросов достаточно представительной выборки взрослых людей разных профессиональных групп, потребность в новизне (или эпистемическая любознательность, ориентировочная активность) является лишь самой исходной и еще мало специализированной потребностью в познании. Настоящий глубокий интерес к предмету, как правило, по-лифункционален и включает в себя и потребность в новизне, и потребность в теоретическом осмыслении фактов, и потребность в практической реализации знаний. Лишь в том случае, если ученик с самого начала будет обогащен разными видами ценностных ориентаций, широкими познавательными интересами, он станет способен к обоснованному выбору направления своей познавательной деятельности и самообразования.

Стиль познавательной деятельности, складывающийся еще в школьные годы, проявляется прежде всего в степени многообразия целей, с которыми человек самостоятельно обращается к различным источникам знаний, а также в сфор-мированности у него критериев отбора информации в соответствии с ее значимостью — в том, как он воспринимает информацию и оценивает ее. В частности, как показали полученные данные, эффективность восприятия текстов обеспечивается в том случае, если структура авторского сообщения соответствует структуре познава-

тельных процессов человека, а именно — если сообщение построено как решение определенной проблемы. В этом случае обеспечивается внутренняя включенность человека в сам процесс поисков и открытий, когда читатель активно входит в обсуждаемую проблему, прогнозирует ожидаемые выводы автора, осваивает авторские способы и приемы решения.

На следующем этапе (с 1976 года) в рамках комплексного исследования проблемы непрерывного образования изучаются психологические особенности познавательной деятельности взрослых (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, Я.И.Петров,

А.И.Канатов, Н.М.Божко, Л.М.Бегали, Л.Н.Фо-менко и др.), представленные в книге «Теоретические основы непрерывного образования».

Анализируются также потребности взрослых людей в образовании и самообразовании, в различных источниках информации и областях знаний, познавательные интересы, индивидуальнотипологические особенности взрослых, проявляющиеся в информационно-поисковой деятельности. Эти исследования отражены в сборниках научных трудов, статьях и обобщающей монографии:

Ю.Н.Кулюткин,

Г.С.Сухобская «Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы» (М., 1977). По результатам исследования проблемы «Развитие познавательных функций взрослых людей» опубликованы работы «Возрастные изменения памяти взрослых» (под ред. Я.И.Петрова, Л., 1977), «Структура интеллекта взрослых» (под ред. Е.И.Степановой и Я.И.Пет-рова, Л., 1977).

Проведенные исследования показали, что запросы различных профессиональных групп определяют не только избирательность познавательной деятельности, но и специфику способов получения информации, стиль познавательной деятельности. Утверждается высокая обучаемость взрослых людей. Спады в развитии интеллектуальных функций наступают в относительно поздние сроки, они очень индивидуальны и зависят от конкретных социально-исторических условий жизни человека.

В 80-е годы прошлого столетия психологические исследования были направлены на выявление сущности профессионально-педагогического мышления учителя и развитие его творческого потенциала на разных этапах профессиональной деятельности. В результате этих исследований были подготовлены и опубликованы книги «Моделирова-

ние педагогических ситуаций» под ред. Ю.Н.Ку-люткина, Г.С.Сухобской (М., 1981), «Психологопедагогические знания в профессиональной деятельности учителя» и капитальный труд Ю.Н.Кулюткина «Психология взрослых» (М., 1985). Новым был переход из сферы общего образования взрослых в сферу профессиональной педагогики. В связи с этим актуальной проблемой, которая встала уже при разработке общей программы исследования, было выявление современных социальных требований к личности и деятельности различных категорий педагогических кадров. Исследование строилось посредством применения системного, междисциплинарного, личностно-деятельностного подходов и общенаучного метода моделирования.

Анализ структуры педагогической деятельности показал, что ее основу составляет процесс рефлексивного управления деятельностью учащихся. Особенностью деятельности педагога является то, что она по своему характеру выступает своеобразной метадеятельностью (деятельностью по управлению другой деятельностью). Учитель не просто руководит деятельностью ученика, а организует процессы самоуправления учеником своей собственной деятельности. Осознание человеком себя как учителя заставляет его развивать такие качества, которые позволяют ему все более эффективно осуществлять рефлексивное управление деятельностью учащихся: способность понимать чувства и мысли учащихся (эмпатия), способность гибко строить стратегию рефлексивного воздействия (динамизм), способность владеть собой во взаимоотношениях с учащимися (эмоциональная устойчивость).

В те годы возобновляется комплексное изучение возрастных особенностей развития познавательных функций взрослых в связи с потенциалами их обучаемости, которую Б.Г.Ананьев характеризовал как «одно из самых сложных явлений обучения» (Формирование одаренности //Склонности и способности. — Л.:ЛГУ, 1982. — С.19). Исследование охватило взрослых 41-55 — летнего возраста. На этом этапе были получены экспериментальные данные, позволяющие оценить прогностическую валидность (по отношению к обучаемости) основных показателей развития психических функций. Лишь по окончании исследований становится понятным, что нельзя на глобальном возрастном диапазоне (18-55 лет) выделить один — два показателя (например, уровневую оценку

Духовно-нравственное возрождение общества возможно путем преображения самой личности. Становление социальной ответственности предполагает возрастание моральной ответственности личности.

развития мышления или памяти, или коэффициент Ю и т.п.) и только на их основе описывать обучаемость взрослых. Разрабатывается система критериев, в которой каждый из них имеет как свои ограничения, так и преимущественные сферы применения. Это позволяет учитывать такие кардинальные факторы, как двухфазность развития одних и тех же психических функций, онтогенетические особенности внутрифункционального и общеинтеллектуального структурирования познавательных качеств, субъективная новизна усваиваемой информации и некоторые другие.

Впервые было установлено, что интеллект зрелой личности в процессе онтогенеза проявляет себя как сложнейшая самоорганизующаяся система, способная отслеживать уровень функционирования как отдельных познавательных качеств, так и их более обобщенных констелляций (например, видов мышления) и даже функций в целом, перестраивая в соответствии с происходящими изменениями всю систему взаимосвязей когнитивных свойств. Учет подобных структурных, а также уровневых изменений чрезвычайно важен при анализе путей компенсаторных психо-лого-педагогических воздействий, ставящих своей целью повышение обучаемости взрослого человека.

Результаты исследований нашли отражение в сборнике научных трудов «Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости» под ред. Я.И.Петрова, Л.Н.Фоменко (Л., 1984), обобщающей монографии «Психологические и нейропсихологические основы обучения взрослых» под ред. А.И.Канатова,

В.Д.Еремеевой (СПб., 2000).

В дальнейшем проводится разработка темы «Психологические проблемы деятельности и подготовки социального работника». По результатам исследований создан современный портрет социального работника, проанализированы специфические профессиональные трудности как стимул образования. Разработано содержание по-

вышения квалификации социальных работников в логике решения практических задач. В помощь социальному работнику специально анализируется типология жизненных ориентаций пожилых людей, создается социально-психологический портрет пожилого человека в современном мире.

Многогранная деятельность психологов института, безусловно, явилась значительным вкладом как в теоретическое осмысление наиболее значимых вызовов образовательной действительности, так и в практико-ориентированные разработки, не потерявшие в большинстве своем актуальность и в настоящее время и позволяющие при их использовании существенно повышать эффективность образования взрослых.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика их обучаемости // Советская педагогика. — 1969. — №10.

2. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Под ред. Я.И.Петрова и Л.Н.Фоменко. — Л., 1984.

3. Кулюткин Ю.Н, Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. — М.: Просвещение, 1977.

4. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985.

5. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. — М.: Педагогика, 1981.

6. Психологические и нейропсихологические основы обучения взрослых /Под ред. А.И.Канатова, В.Д.Еремеевой. Том III. Книга 2. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. — СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 112 с .

7. Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г.Ананьева и Е.И.Степановой — М.: Педагогика, 1972, 1977.

Образование взрослых — это неотъемлемое и в то же время относительно самостоятельное звено системы образования, призванное способствовать развитию человека в период его взрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.