Научная статья на тему 'Институт образования взрослых: шаги истории и современность'

Институт образования взрослых: шаги истории и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт образования взрослых: шаги истории и современность»

0„ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ.

К ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В.И. Подобед, директор ГНУ ИОВ РАО, доктор педагогических наук, профессор

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ШАГИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Институт образования взрослых является единственным в России и странах СНГ научным учреждением, имеющим 60-летний опыт и уникальную научную школу исследований в сфере образования взрослых.

История Института связана с именами замечательных ученых России: академиков АПН и РАО П.Н.Груздева, Б.Г.Ананьева, А.В.Даринско-го, В.Г.Онушкина, Г.Д.Глейзера, Б.Е.Райкова, чле-нов-корреспондентов АПН и РАО Ш.И.Ганелина, П. А. Знаменского, Н.М.Верзилина, М.В.Кропаче-вой, Е.Н.Петровой, Ю.Н.-Кулюткина, профессоров Т.Г.Браже, С.Г.Вершловс-кого, Е.Я.Голанта, Г.А.Гу-ковского, Л.Н.Лесохиной,

А.Е.Марона, Н.А.Рыкова,

Ю. А.Самарина, Г.С.Су-хобской,Е.П.Тонконогой, основавших свои исследовательские школы, воспитавших поколения ученых-педагогов и психологов.

Это был первый в мире институт, который начал систематически и целенаправленно заниматься образованием взрослых.

Институт имеет давние исследовательские традиции. В 1946 году в Ленинграде был создан филиал Академии педагогических наук, который возглавил доктор педагогических наук, профессор, академик Павел Николаевич Груздев. В 1949 году филиал преобразован в Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики. В 1951 году его директором стал известный психолог, доктор психологических наук, профессор, академик Борис Герасимович Ананьев.

С 1961 года институт начинает исследование проблем общего среднего образования взрослых, что нашло отражение в его названии — Научно-исследовательский институт вечерних (сменных) и заочных средних школ. Институт возглавляли Вера Михайловна Корсунская (1960-61 гг.), Анатолий Викторович Даринский (1962- 76 гг.). Продолжая лучшие традиции ленинградской школы научно-педагогических исследований, созданные широко известными педагогами и психологами Б.Г.Ананьевым, Ш.И.Ганелиным, Е.Я.Голантом,

А.А.Люблинской, Ю.А.Самариным и другими, сотрудники Института вечерних школ провели в 60-х годах прошлого столетия комплексное исследование целого ряда специфических и актуальных проблем для школьного образования взрослых.

Ведущими исследовательскими проблемами института стали: «Стимулирование общего среднего образования работающей молодежи и взрослых» (руководитель С.Г.Вершловский), «Развитие познавательных психических функций взрослых людей и оптимальные условия их обучения» (руководитель Б.Г.Ананьев), «Мотивация познавательной деятельности взрослых учащихся» (руководители Ю.Н.Кулюткин и Г.С.Сухобская), «Взаимосвязь обучения с жизненным и производственным опытом учащихся» (руководитель А.К.Бушля), «Особенности формирования знаний у учащихся вечерней школы» (руководитель Е.П.Тонконогая), «Осо-

Институт образования взрослых является единственным в России и странах СНГ научным учреждением, имеющим 60-летний опыт и уникальную научную школу исследований в сфере образования взрослых.

бенности содержания, организационных форм и методов обучения в вечерней школе» (руководители Н.М.Верзилин, Н.И.Громов, А.М.Чено-бытов), «Взаимосвязь общего и профессионального образования взрослых учащихся» (руководитель О.Ф.Федорова).

Для научно-исследовательской работы института характерны взаимосвязь педагогических и методических исследований с социально-педагогическими и психологическими, широкий «полигон» научного поиска (зачастую охватывались почти все республики СССР и многие регионы Российской Федерации), что обусловило высокую научно-практическую эффективность результатов научной деятельности. В 1967-1968 гг. под руководством директора института, члена-кор-респондента АПН РСФСР, позднее академика РАО А.В.Даринского было организовано уникальное по своим масштабам всестороннее изучение состояния работы вечерних и заочных школ СССР. Глубокий анализ собранного материала и выводы, раскрывающие обусловленность образования и обучения взрослых множеством объективных и субъективных факторов, в дальнейшем легли в основу разработки социологии, дидактики и психологии образования взрослых, методик обучения по разным предметам, сыграли значительную роль в развитии внешкольного образования и повышения профессиональной квалификации.

В 70—80-е годы прошлого столетия в институте происходит значительное расширение проблематики исследований в сфере образования взрослых. В соответствии со стратегической задачей Академии педагогических наук — усилить исследования фундаментальных теоретических проблем — институт с 1976 г. под руководством директора, доктора экономических наук, профессора В.Г.Онушкина приступает к разработке теоретических основ непрерывного образования, на многие годы предопределивших методологию комплексного изучения сферы образования взрослых. Институт сосредоточил свое внимание на наиболее актуальных проблемах системы образования взрослых в обществе социальных перемен, на анализе состояния, тенденций развития образования взрослых в России и зарубежных странах, на социально-экономических предпосылках и теоретических основах законодательства в сфере образования взрослых и его социально-экономической эффективности.

Результаты комплексного изучения проблемы непрерывного образования совместными усилиями ученых института — экономистов, социологов, психологов, педагогов — представлены в монографиях «Теоретические основы непрерывного образования», «Социально-экономические проблемы образования взрослых» (под редакцией академика АПН СССР В.Г.Онушкина) и др.

В этот период в рамках единого проблемного поля исследований образования взрослых

сформировалось несколько актуальных научных направлений, во главе которых стояли ведущие ученые страны.

Психолого-педагогическое направление, восходящее к идеям академика Б.Г. Ананьева, многие годы возглавляли член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Ю.Н.Кулюткин и доктор психологических наук, профессор Г.С.Сухобская, проблематика исследований которых охватывает практически все аспекты и направления психологии образования взрослых.

Социально-педагогическое научное направление развивается под руководством доктора педагогических наук, профессора С.Г.Вершловско-го. Его теоретико-методологическая база формировалась на основе интеграции отечественных и зарубежных исследований. Содержательная специфика исследовательских подходов связана с изучением образования как фактора социализации взрослых на разных этапах жизнедеятельности и становлением социокультурных оснований андра-гогики как науки.

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Е.П.Тонконогой сформировалось научное направление, связанное с разработкой дидактических основ образования взрослых, которое базируется на положениях классической дидактики, учитывает специфику взрослого человека как субъекта образовательной деятельности. Дидактика образования взрослых развивается на междисциплинарной основе, опираясь на результаты психолого-педагогических и социально-педагогических исследований.

Под руководством докторов педагогических наук, профессоров А.Е.Марона и Т.Г.Браже сформировалось научно-методическое направление в образовании взрослых, исследующее проблемы гуманитарного и естественно-научного образования и создающее научно-методическое обеспечение содержания и технологий обучения взрослых. В те годы были изданы монографии, пособия и учебники для преподавателей и учащихся вечерних школ.

В соответствии с заданием Академии педагогических наук СССР в НИИ общего образования взрослых с середины 70-х годов прошедшего столетия развернулись научные исследования по проблемам повышения квалификации учителей и руководящих педагогических кадров школ. В центре исследовательского внимания находились концепции построения и оптимизации деятельности системы повышения квалификации педагогических кадров, содержания и методов подготовки и переподготовки учителей, руководящих кадров образовательных учреждений. Без преувеличения можно сказать, что не было такого уголка страны, где специалисты не пользовались бы результатами этих исследований, отра-

женных в многочисленных статьях, сборниках научных трудов, монографиях. Назовем лишь наиболее значимые: «О подходах к исследованию структуры профессиональной педагогической деятельности» (под редакцией Ю.Н.Кулют-кина), коллективная монография «Профессиональная деятельность молодого учителя» (под редакцией С.Г.Вершловского), «Моделирование педагогических ситуаций» (под редакцией Ю.Н.Кулют-кина и Г.С.Сухобской), «Психолого-педагогичес-кие знания в профессиональной деятельности учителя» (под редакцией Е.П.Тонконогой), «Изучение профессиональных запросов и потребностей педагогических кадров», «Совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров» (под редакцией В.Г.Онушкина), «Пути совершенствования профессиональной квалификации учителя средней школы», составители Ю.Н.Кулюткин, Т.Г.Браже, А.Е.Марон; «Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения его квалификации» под редакцией Т.Г.Браже и А.Е.Ма-рона, коллективные работы, опубликованные под редакцией Е.П.Тонконогой: «Директор школы в системе повышения квалификации», «Самообразование директора школы», «Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ», «Теоретические основы формирования профессиональных умений руководителей школ».

В этот же период проводятся исследования по научному обоснованию и созданию полифун-кциональных центров образования взрослых (руководитель доктор педагогических наук Л.Н.Ле-сохина). На основании широкого эксперимента, проведенного в разных регионах страны, была разработана, апробирована и широко внедрена в практику модель перспективных учреждений непрерывного образования взрослых. Результаты опытно-экспериментальной работы и теоретические основы деятельности Центров непрерывного образования отражены в сборниках научных трудов «Особенности структуры и содержания деятельности центров образования взрослых», «Опыт ЦОВ» и «Школа взрослых: социально-педагогический эксперимент».

В 70—80-е годы прошлого столетия расширяются международные связи и авторитет Института, совместные исследования и информационный обмен осуществлялся с 15 странами мира. Институт принял участие в разработке международных программ: «Функциональная неграмотность как фактор риска современной цивилизации» (в рамках ЮНЕСКО), «Развитие глобального мышления учащихся» (с США), «Развитие народных школ» (с Данией, Финляндией, Швецией), «Проблемы окружающей среды — вызов

образованию взрослых» (страны Балтийского моря) и др. По заказу ЮНЕСКО сотрудниками Института был сделан ретроспективный анализ решения проблемы ликвидации неграмотности взрослых в СССР, достижения всеобщей грамотности взрослых в трудных условиях и в сравнительно короткий исторический срок.

В соответствии с договорами о научном сотрудничестве с зарубежными институтами, занимающимися образованием взрослых, подготовлен ряд совместных сборников научных трудов: «Проблемы образования взрослых» (Будапешт, 1978), «Взаимосвязи теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров» под редакцией Ю.Н.Кулюткина, Г.Флаха, С.Г.Вершловского (М., 1990), «Повышение квалификации учителей в Польше и СССР» (Варшава, 1990). Крупные работы сотрудников переводятся в других странах (действительных членов АПН СССР В.Г.Онушкина, Г.Д.Глейзера, чле-на-корреспондента АПН СССР Ю.Н.Кулюткина

и других).

Международный авторитет института в исследованиях по проблемам образования взрослых позволил ему стать первым в России научным центром по изучению проблемы «Функциональная неграмотность как фактор риска для современной цивилизации».

Новый этап исследовательской деятельности — 90-е годы прошлого столетия, который связан с кардинальными изменениями политического, социально-экономического строя и идеологической надстройки в нашей стране, переходом к рыночным отношениям, всей совокупностью объективных факторов, которые оказали чрезвычайно сильное влияние на функционирование образования взрослых.

В новой экономической ситуации в стране кардинально изменились цели и задачи системы образования взрослых, категории потребителей и содержание образовательных потребностей.

Сегодня образование взрослых в России превратилось наряду с начальным, средним и высшим образованием в 4-ю самостоятельную сферу национальной системы образования, о чем свидетельствует ее масштабность и специфика. Потенциальный контингент для системы образования взрослых в России составляет около 110 млн. человек, или 74% всего населения. Практически весь народ в результате политического переворота оказался экономически, социально, национально, физически, экологически незащищенным, став тем самым потенциальным контингентом системы образования взрослых. Все население превратилось в бесправных потребителей, большинство трудящихся вынуждено сме-

Образование без границ — одно из основных прав человека, обеспечивающих его непрерывное развитие.

нить или оставить свою производственную и профессиональную деятельность.

Идет процесс перестройки сознания народа; массовая потеря политического иммунитета, психологическая надломленность, социальная неустойчивость — это результат негативного воздействия средств массовой информации на сознание народа, когда искажается понимание действительности и происходящих в ней процессов. Именно средствами образования, культуры, науки можно противостоять этому социально-психологическому беспределу.

Специфической тенденцией последних лет является возросшее стремление взрослого населения усилить свое соответствие требованиям рынка в плане углубления профессиональной квалификации, функциональной, технологической, компьютерной грамотности, компетентности и общей культуры. Поэтому резко возросли образовательные потребности и запросы взрослых, значительно расширились выбор и разнообразие образовательных услуг и система их удовлетворения. Существенно развернулась система получения второго высшего образования. Практически в каждом вузе имеются десятки структурных подразделений, реализующих дополнительные образовательные программы. В целом в стране создана огромная дополнительная индустрия образования на платной основе. Так как большинство таких образовательных структур носит нестандартный альтернативный характер, более приближенный к запросам населения, можно предположить, что эта сфера образования взрослых будет расти и расширяться.

В новых условиях образование взрослых должно концептуально рассматриваться как самостоятельная система, как непрерывное образование всего народа. В основе его должны быть заложены серьезная методологическая, программно-методическая база и научно обоснованный опыт обеспечения удовлетворения социально-образовательных потребностей всех категорий взрослого населения.

С июля 1992 года институт входит в состав Российской Академии образования под новым названием — Институт образования взрослых. Он успешно сочетает теоретические исследования с прикладными разработками в различных областях образования взрослых.

В 1997 года институт возглавил доктор педагогических наук, профессор В.И.Подобед, под руководством которого коллективом института было проведено фундаментальное исследование «Развитие образования взрослых как социального института» (1998-2000 гг.), которое ознаменовало собой значительный прорыв в развитии современной науки об образовании взрослых.

В основу исследования была заложена новая методология, связанная с наиболее продуктивными тенденциями современного гуманитарного знания — интегративностью, междисциплинарностью, политеоретическим рассмотрением объекта. Это позволило исследовать образова-

ние взрослых как относительно самостоятельный социальный институт, имеющий специфический вектор развития, теснейшим образом взаимосвязанный со всеми иными институтами общества и способный оказывать влияние на все социокультурные сферы (экономику, политику, науку, идеологию, мораль). В зависимости от того, как функционирует институт образования взрослых, это влияние может быть прогрессивным (стабилизирующим) или регрессивным (дестабилизирующим). Образование взрослых в таком контексте оказывается «ответственным» не только за профессиональную переподготовку, повышение квалификации, профессиональную и социальную мобильность и адаптацию, но и за моральную и культурную вменяемость, нравственную ответственность взрослого человека. Практико-ориентиро-ванные образовательные модели были нацелены на развитие образования как гуманистического и демократического социокультурного института, на поиск оптимальных механизмов регулирования образовательных процессов в условиях нашего кризисно-реформируемого социума, разработку научных оснований и принципов использования различных образовательных систем, моделей и практик, формирующихся в значительной степени стихийно.

В результате проделанного исследования:

— предложена концепция системного управления образованием взрослых как социальным институтом, построена прогностическая модель и разработана принципиальная схема государственно-общественного управления образованием взрослых;

— сформулирована общая концепция законодательства об образовании взрослых. Разработан Модельный закон «Об образовании взрослых» и Модельный закон «О постдипломном образовании», принятые Межпарламентским комитетом по социальным и гуманитарным вопросам МПА государств СНГ. Обозначена специфика регионального законодательства об образовании взрослых;

— разработаны методологические основы социально-экономического анализа функционирования региональных систем образования взрослых. Обоснована социально-экономическая и демографическая типология регионов, проанализированы основные факторы, детерминирующие состояние и тенденции развития региональных систем образования взрослых;

— разработаны теоретические основы исследования социологических проблем образования взрослых. Выделены функции образования как фактора социализации взрослых на разных этапах жизнедеятельности. В результате анализа потребностей взрослых дана характеристика их «поведения» на рынке образовательных услуг;

— определены основные методологические подходы к культурологическому исследова-

нию. Образование взрослых как феномен культуры рассмотрено в историко-культурном, национально-культурном и функциональном аспектах, во взаимосвязи с социально-культурной средой. Обосновано понимание образования взрослых как фактора духовной регуляции социальной и индивидуальной жизни. Проанализированы этно-национальная специфика регионов, особенности теоретической и практической интерпретации поликультурности в образовании взрослых;

- выявлены основные социально-психологические проблемы образовательной ситуации в России на рубеже веков. Получены данные, характеризующие типологические особенности познавательной деятельности и ценностно-смысловую структуру познавательной направленности различных категорий взрослых людей — в зависимости от возраста, пола, уровня образования. Раскрыта сущность феномена обучаемости взрослого человека — применительно к разным возрастным группам;

- определены теоретические основания и ведущие тенденции в проектировании технологий образования взрослых.

Научно обоснованы и апробированы вариативные модели образования взрослых (вечерняя школа, внутрифирменное образование, повышение квалификации педагогических кадров, профессиональная подготовка военных специалистов, обучение осужденных и др.). Применительно к сфере образования взрослых рассмотрен феномен информационной педагогики;

- разработаны стратегические направления исследования образования социально незащищенных групп взрослого населения, обоснованы социально-экономические, правовые, нравственно-этические, педагогические способы ее регулирования.

Таким образом, впервые было сформировано комплексное представление о феномене образования взрослых как социальном институте и метасистеме:

- исследована роль образования взрослых в сохранении единого культурного и образовательного пространства России и стран СНГ;

- обоснованы социальные функции образования взрослых и выделены доминирующие функции в условиях кризисного социума;

- выявлены взаимосвязи образования с другими сферами жизнедеятельности общества;

- определены социализирующие и адаптирующие возможности образования на разных этапах жизнедеятельности взрослых;

- разработаны теоретические основы проектирования содержания и технологий обучения взрослых в различных образовательных системах;

- спроектированы новые институциональные формы непрерывного образования взрослых, выявлены возможности его информатизации;

- обоснован прогноз развития дополнительного образования взрослых;

- разработан понятийный аппарат андра-гогики как области научного знания, учебной дисциплины и сферы практической деятельности. Предложены инновационные формы андрагоги-ческого обеспечения образовательной деятельности различных групп взрослого населения.

По итогам комплексного исследования образования взрослых как социального института и метасистемы изданы коллективные монографии: «Образование взрослых как социальный институт» (под ред. Е.П.Тонконогой, В.И.Подобеда), «Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики» (в 4-х томах, под ред. В.И.Подобеда), «Практическая андра-гогика» (под ред. В.И.Подобеда, А.Е.Марона).

Под руководством В.И.Подобеда в 20012003 гг. коллектив Института проводил исследование по подпрограмме «Образование взрослых в современном развивающемся обществе», в гг. — по подпрограмме «Модернизация образования взрослых в России: методология, теория, практика».

Эти исследования явились органичным продолжением разработки проблем образования взрослых как социального института и опирались на результаты, полученные учеными Института в предыдущие годы. Развитие исследований потребовало углубления фундаментальных научных обобщений на междисциплинарной основе: философско-культурологического обоснования стратегий развития образования взрослых, онтологи-зации образовательного пространства и образовательной деятельности взрослых, оптимизации социокультурной среды личностного развития, индивидуализации и гуманитаризации образовательного процесса, проблематизации образовательного материала и его адаптации, направленных на активизацию учебной деятельности взрослых, формирование умений проектировать деятельность в ситуации «инструментальной неопределенности» и решать сложные задачи. Актуализируется также проблематика управления и регулирования сферы образования взрослых в условиях рыночной экономики.

Главным научным достижением Института этих лет является создание фундаментальной теории образования взрослых, нацеленной на формирование государственной идеологии в области образования взрослых.

Образование без границ — это условие для непрерывного образования каждого человека, это желание человека учиться всю жизнь, это его саморазвитие.

Впервые образование взрослых рассмотрено как исторически сложившийся социальный институт и сложная полифункциональная социально-педагогическая и социально-культурная метасистема, направленная на удовлетворение профессионально-образовательных и личностных потребностей человека.

Впервые обосновано целостное представление об образовании взрослых, включающем все виды послевузовского профессионального и дополнительного, формального и неформального образования (повышения квалификации, переподготовки, подготовки по новым специальностям), варианты вечернего (сменного) обучения и экстерната, многообразные формы удовлетворения образовательных потребностей взрослых в непрофессиональной сфере и сфере досуга, разнообразные формы светского и религиозного просвещения, самообразования и духовного становления.

Впервые разработана Концепция развития образования взрослых в СНГ, нацеленная на сохранение и развитие общего образовательного пространства.

На базе различных образовательных учреждений России создана сеть экспериментальных площадок, где на основе заключенных договоров совместно ведется научная, внедренческая, образовательная деятельность, подготовка кадров высшей научно-педагогической квалификации для системы образования.

В рамках соответствующей проблематики комплексной подпрограммы РАО институтом разрабатываются проблемы: «Образование взрослых как феномен культуры, социальный институт и образовательная метасистема», «Системное управление образованием взрослых в условиях модернизации», «Модернизация содержания и технологий образования взрослых как условие опережающего развития человека и общества», «Правовое и научно-организационнное обеспечение модернизации образования взрослых в общем образовательном пространстве России и государствах СНГ». Результаты завершающегося в этом году исследования нацелены на решение наиболее актуальных проблем современного этапа модернизации образования взрослых: разработана стратегия опережающего развития образования взрослых как социокультурного института и образовательной метасистемы; созданы концепция и модель системного управления образованием взрослых в процессе модернизации с акцентом на проблемы управления качеством образования взрослых в условиях регионов России; научно обоснованы организационно-педагогические и андрагогические системы опережающего образования различных категорий взрослых, внутрифирменного образования; разработаны теоретические основы организационно-управленческого и законодательного

обеспечения согласованного развития образования взрослых в общем образовательном пространстве государств СНГ.

Социальная значимость исследований заключается в формировании междисциплинарной методологии и практико-ориентированной теории опережающего развития образования взрослых как важнейшего фактора экономической и социокультурной стабилизации жизни современной России и ее регионов.

В контексте стратегии Концепции модернизации российского образования, Приоритетного Национального проекта «Образование» представляется дальнейшее развитие исследований по созданию интегративной, системной основы развития образования взрослых, объединяющей методологический, прогностический, управленческий, технологический уровни знания вокруг реальных проблем обучения взрослого человека в его конкретных формах, общего профессионального образования.

Новая подпрограмма института на 20072010 гг. «Методология, теория и практика инновационного развития образования взрослых в условиях модернизации профессионального образования» разработана в соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных и прикладных исследований РАО. Она нацелена на создание фундаментальной теории, обновление методологии, разработку инновационных прак-тико-ориетированных моделей модернизации образования взрослых, имеющих общенациональное и общегосударственное значение в условиях современной общецивилизационной и национально-культурной динамики, диалектического взаимодействия глобализационных тенденций и необходимости защиты национальных интересов России.

Главной целью исследований института на ближайшие годы является обоснование системного влияния инновационного опережающего непрерывного образования взрослых на все сферы жизни российского общества — политику, экономику, идеологию, мораль, культуру, на качество жизни в целом. Рассмотрение образования взрослых как целостной полифункциональной социокультурной системы и общественного института позволит скорректировать государственную политику, стратегию и идеологию образования взрослых как важнейшего условия инновационного социально-экономического и технологического развития, повышения конкурентоспособности России и, вместе с тем, обеспечения духовнонравственной, культурной безопасности нации через образование и просвещение всех слоев взрослого населения.

Приоритетами подпрограммы являются фундаментальные исследования в области методологии образования взрослых в условиях новой социально-экономической, культурной и образовательной реальности, развитие государственно-

общественного управления образованием взрослых в условиях изменяющейся России, обоснование значимости непрерывного последипломного образования в становлении социального государства и качества жизни взрослых, проблемы он-тологизации, регионализации, информатизации образования взрослых как факторов сущностного влияния на реформацию сознания, мировоззрения, формирование информационных систем образования взрослых. Особое внимание будет уделено теоретическим и практическим проблемам согласованного формирования общего образовательного пространства стран СНГ в условиях развития национальных систем образования взрослых.

Научная новизна исследования состоит в целостном междисциплинарном обосновании системного влияния инновационного развития опережающего образования взрослых на повышение качества жизни населения, духовно-нравственное состояние общества и его членов, развитие социально-культурной и профессиональной мобильности взрослых во взаимодействии с меняющимся рынком труда.

Практическая значимость исследования заключается в проектировании разноуровневых открытых образовательных систем, обеспечивающих устойчивое развитие России и ее регионов, в разработке учебнометодического обеспечения, создании механизмов реализации системного управления образованием взрослых.

Сегодня есть все основания считать, что в рамках деятельности ИОВ РАО за последние десять лет продолжает развиваться ведущая научная школа страны, исследующая комплексные проблемы образования взрослых, подготовки и повышения квалификации кадров в области андрагогики. В рамках единого проблемного поля исследований образования взрослых развивается несколько взаимосвязанных направлений, во главе которых стоят ведущие ученые страны.

Научная школа доктора педагогических наук, профессора В.И.Подобеда сконцентрирована на исследованиях проблем системного управления образованием взрослых, становлении государственно-общественного управления образованием взрослых как социальным институтом.

Под руководством доктора педагогических наук, доктора химических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ А.А.Макарени и доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного работника высшей школы РФ Н.Н.Сур-таевой развивается научная школа комплексных исследований региональных проблем образова-

ния взрослых, интеграционных процессов, социокультурных, антропоэкологических подходов к развитию систем образования взрослых в регионах России.

Научная школа доктора педагогических наук А.И.Жилиной исследует проблематику модернизации системы управления на всех уровнях, содержание и инновационные технологии подготовки управленческих кадров.

Под руководством доктора педагогических наук, профессора В.В.Горшковой успешно функционирует научная школа философско-педагогических исследований в сфере образования взрослых, методологии развития взрослого человека как активного и свободного субъекта в условиях интеграции классических и неклассических философских подходов.

Научная школа доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного работника высшей школы РФ А.Е.Марона разрабатывает проблемы адаптивной андрагогики, развития технологий и систем опережающего образования взрослых.

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Е.П.Тонконогой развивается научная школа дидактических проблем образования взрослых, постдипломного образования, социальной адаптации и социальной защиты личности.

Образование взрослых, ориентируясь на императивы, предъявляемые взрослому человеку, одновременно является универсальной, всеобъемлющей системой, которая отвечает на вызовы времени. Непрерывное образование взрослых, как реально функционирующий социальный институт и метасистема, предъявляет высокие требования к личности взрослого человека (нестандартное мышление, гражданственность, нравственные качества, профессиональная мобильность и др.), которые являются детерминантами для всех уровней образования и воспитания (дошкольных, школьных, профессиональных и высших учебно-образовательных подсистем). Все подсистемы образования находятся в зависимости от требования к взрослому человеку.

Образование взрослых, таким образом, является ключевой образовательной метасистемой, которой, как отмечалось на V Международной Гамбургской Конференции, принадлежит будущее. Разрабатываемая в ГНУ ИОВ РАО междисциплинарная теория развития образования взрослых может служить методологической основой, интегрирующей раздробленную тематику программ и подпрограмм РАО.

Уникальность фундаментальных исследований института состоит:

Образование без границ — это и российское, и европейское, и международное образование и просвещение взрослой личности.

— в междисциплинарном, системном рассмотрении объекта, использовании достижений современного социогуманитарного знания в качестве методологической основы создания фундаментальной теории образования взрослых;

— в рассмотрении образования взрослых как специфической развивающейся педагогической реальности и части глобального процесса самореализации личности, актуализации творческой энергии взрослого человека как субъекта образовательной деятельности;

— в операционализации методологических и теоретических позиций, разработке моделей системного государственно-общественного управления образованием взрослых, управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования, поиске новых институциональных форм образования различных категорий взрослого населения, инновационных форм непрерывного профессионального становления и развития кадров системы образования, научно-методического обеспечения образовательных систем, информатизации образования взрослых и использования технологий открытого образования, обеспечивающих прогнозируемые образовательные эффекты профессионального, социального и личностного развития.

Начиная с 70-х годов прошлого столетия и по настоящее время Институт образования взрослых является ведущим научным центром, координирующим научные исследования по проблемам образования взрослых. В нем ежегодно проводятся Международные, Всероссийские Региональные конференции, способствующие выявлению и распространению инноваций в образовании взрослых в стране и за рубежом.

Институт готовит высококвалифицированные научные кадры через аспирантуру и докторантуру, при нем функционирует диссертационный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

В ИОВ РАО разработаны предложения по развитию образования взрослых в России на период до 2025 года, нацеленные на формирование государственной политики, стратегии и идеологии в области образования взрослых. Основная идея предложений состоит в том, что задача модернизации Российского государства с помощью образования не может быть решена без приведения отечественной теории и практики образования взрослых в соответствие с мировой практикой, вне учета диалектики общецивилизационных и национально-культурных целей и ценностей образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановлением Бюро Президиума Российской Академии образования от 14 ноября 2001 года Институту образования взрослых поручена

координация исследований в области образования взрослых, подготовки и повышения квалификации кадров. Для того чтобы эта функция могла быть реализована в полной мере, необходимо:

— усилить системно-координирующую роль ИОВ РАО во всех подсистемах и уровнях образования;

— создать в процессе реструктуризации РАО Отделение образования взрослых с ИОВ в качестве головной организации с размещением отделения в Санкт-Петербурге.

Продолжение исследований целесообразно связать с созданием системной междисциплинарной теории образования взрослых в качестве научно-методологической основы разработки Государственной Целевой программы развития образования взрослых в России на период до 2025 года, направленной на восстановление приоритетной роли государства в сфере образования взрослых, поддержки его со стороны общественности, обеспечивающей и регламентирующей модернизацию системы образований взрослых как важнейшего социального института.

Первоочередной задачей при этом станет подготовка и принятие пакета законодательных актов, регламентирующих спонтанную и малоуправляемую в настоящее время деятельность в сфере образования взрослых, а также комплексное научно-методическое обеспечение содержания и технологий обучения всех категорий взрослого населения с учетом специфики образовательных потребностей граждан и интересов общества.

Таким образом, мы видим, что в Институте сформировалась и активно развивается ведущая научная школа страны — комплексных междисциплинарных исследований образования взрослых как метасистемы. Коллективом сделан огромный вклад в создание и развитие новой отрасли гуманитарного знания — андрагогики — науки об образовании взрослых.

Подводя итоги разносторонней научно-исследовательской деятельности Института образования взрослых в составе Академии педагогических наук СССР и Российской Академии образования, можно сделать вывод, что коллективом ученых и руководителями, возглавлявшими это учреждение на разных этапах его становления и развития, сделан огромный научный вклад в разработку общей концепции непрерывного образования взрослых, в создание теоретических основ повышения профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров сферы образования, психологии и технологии обучения взрослых, социологии образования. В конечном счете все это закладывает фундамент новой интегральной гуманитарной науки — андрагогики, предметом которой являются закономерности образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.