Научная статья на тему 'Образование пожилых людей как педагогическая система'

Образование пожилых людей как педагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБУЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорнова Н. А.

В статье представлено обоснование формирования системы образования взрослых как отдельной отрасли педагогики. Выявлены и рассмотрены сущность, содержание, принципы и особенности функционирования системы образования пожилых, структурные и функциональные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование пожилых людей как педагогическая система»

УДК 159.9

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА

Н.А.Нагорнова

В статье представлено обоснование формирования системы образования взрослых как отдельной отрасли педагогики. Выявлены и рассмотрены сущность, содержание, принципы и особенности функционирования системы образования пожилых, структурные и функциональные компоненты.

Ключевые слова: педагогическая система, структурные и функциональные компоненты, образование взрослых, обучение пожилых.

Термин «образование взрослых» описывается в Российской педагогической энциклопедии как направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью [14]. В 1965-1972 годах под руководством Б.Г.Ананьева и Е.И.Степановой в секторе психологии НИИ ООВ АПН СССР проводились исследования психофизиологических функций взрослых, и был сделан вывод о возможности сохранения высокого уровня психологической активности. Выделяющаяся среди множества других - книга Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Сухобской «Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся» [7], конкретизировала основные психолого-педагогические условия наиболее эффективного использования различных источников знаний в целях самообразования. С 1976 года изучаются психологические особенности познавательной деятельности взрослых. Результаты представлены в книге «Теоретические основы непрерывного образования» [16].

В сборниках научных трудов, статьях и обобщающей монографии Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Сухобской «Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы» [5] анализируются потребности взрослых людей в образовании, в различных источниках информации и областях знаний,

индивидуально-типологические особенности взрослых, которые проявляются в информационно-поисковой деятельности. В работах «Возрастные изменения памяти взрослых» (Я.И.Петров, Ю.Н.Кулюткин) [4] и «Структура интеллекта взрослых» (под ред. Е.И.Степановой, Я.И.Петрова) [15] отражены результаты исследования развития познавательных функций взрослых людей, выявлено, что спады в развитии интеллектуальных функций наступают в относительно поздние сроки, они очень индивидуальны и зависят от конкретных социально-исторических условий жизни человека, что предвосхищает более внимательное рассмотрение этих самых спадов и желание понять разницу между преодолимыми и непреодолимыми препятствиями к обучению.

В 80-е годы XX века выходят книги «Моделирование педагогических ситуаций» под редакцией Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской [11], «Психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности учителя», «Психология взрослых» Ю.Н.Кулюткина, в которых рассматривается сущность профессионально-педагогического мышления взрослого человека и его развитие. Именно они и знаменуют переход из сферы общего образования взрослых в сферу профессиональной педагогики. Результаты исследований освещаются в сборнике научных трудов «Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости» под ред. Я.И.Петрова, Л.Н.Фоменко [5], в монографии «Психологические и нейропсихологические основы обучения взрослых» под ред. А.И.Канатова, В.Д.Еремеевой [13].

В настоящее время наряду с образованием взрослых существует и образование пожилых людей. Причины его возникновения: увеличение средней продолжительности жизни, социальная изоляция, разобщенность поколений, невозможность сохранить прежние отношения, смена статуса пожилых людей в обществе (темпы научно-технического прогресса обесценивают опыт прошлых поколений перед последующими, повышающаяся грамотность населения снижает значимость традиций, происходит трансформация структуры современной семьи, которая разрывает межпоколенные связи).

Единой периодизации позднего возраста в настоящее время нет, т.к. отсутствует общепринятая классификация периодов роста, созревания и инволюционных процессов. В современном мире трансформируется социально-психологический портрет пожилого человека, что является вызовом нового теоретического осмысления образовательной действительности и практических разработок. Отмечено, что пожилой человек продолжает работать над собой, над собственной идентичностью, активизируя при этом все выявленные у себя творческие ресурсы. В.Е.Кадочкина утверждает: «У обучающихся возникает новое самосознание. ... Человек вступает не в период доживания, а в пенсионный возраст развития» [6].

Ярким примером непрерывности процесса самоидентификации является концепция недизьюнктивности психического развития А.В.Брушлинского. Он рассматривал его как системную дифференциацию, при этом «каждая из его стадий, еще, не будучи полностью законченной, непрерывно связана ... со всеми остальными, в том числе с только еще возникающими стадиями» [3, с.173]. Согласно его концепции континуальности: «На всех стадиях мышления (даже в случае ошибок) последнее закономерно формируется как непрерывный психический процесс именно в силу непрерывности познавательного взаимодействия человека с миром» [2, с.33].

H.В.Кузьмина сформировала понятие педагогической системы, которая включает в себя пять структурных элементов и пять функциональных. Рассмотрим кратко те и другие применительно к обучению молодых, взрослых и пожилых людей. Структурные компоненты: 1) цели, 2) содержание образования (учебная информация), 3) средства педагогической коммуникации, 4) учащиеся и 5) педагоги. «Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых, собственно, образует эти системы» [8, с.11].

I. Цели обучения для молодых людей: так называемый «социальный заказ», внеличностная формула, гуманитарные цели (реализация потребности

личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, создание условий для профессионального роста и совершенствования) [9]; цель как высший синтез личностной позиции и профессиональных знаний и умений [1]. Цели обучения для взрослых: социально-образовательная помощь личности в определении его участия во всех сферах жизни общества, в выработке социального иммунитета, адекватности в экстремальных условиях, усиление своего соответствия требованиям рынка к профессиональной квалификации, функциональной и технологической грамотности, компетентности и общей культуры. Цели обучения пожилых - активизация духовных потребностей, личностного развития, обретение смыслообразующих мотивов жизни.

2) Содержание образования. Для молодых людей - это проектируемая регламентированная безальтернативная система дисциплин, препятствующая свободному развитию личности профессионала. Содержание образования для взрослых людей: практико-ориентированный характер учебного процесса, компенсаторное восполнение базового образования. Содержание образования для пожилых людей: социализация, занятия, интересы, обучение современным коммуникативным навыкам.

3) Средства педагогической коммуникации для молодых людей: традиционные (лекции, семинары, лабораторные работы) и новейшие современные (вебинары) с контролем и промежуточной аттестацией. Средства педагогической коммуникации для взрослых - программы самообразования с новейшими методиками, позволяющими учиться без отрыва от трудовой деятельности. Средства педагогической коммуникации для пожилых людей: субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного пространства. В эпицентре геронтообразования - пожилой человек, поддерживающий педагог - рядом, оба они - равноправные творцы образовательного пространства.

4) Учащиеся молодые - темпераментны, мобильны, зачастую излишне амбициозны или наоборот инертны, неприхотливы к комфорту, энергичны.

Учащиеся взрослые - с внутренним побуждением к обучению, самостоятельны, открыты к нововведениям, мобильны. Учебный процесс неформален, доброволен. Учащиеся пожилые - ведомы, неавтономны в мышлении, часто отрицательно настроены к нововведениям, избирательны в сотрудничестве, ранимы, с ограниченными физическими возможностями.

5) Педагоги молодых учащихся чаще придерживаются авторитарного (от жёсткого до мягкого, благожелательного стиля преподавания, сосредотачивая в своих руках всю полноту власти и ответственности за студентов). Сами студенты в своих пожеланиях, связанных с регуляцией учебной деятельности, называют «категорическую необходимость строгого контроля, повышение требовательности и опеки» [1, с. 177]. Педагоги взрослых учащихся более демократичны, часть полномочий из сферы деятельности преподавателя передают студентам. Педагоги пожилых учащихся выступают в роли консультанта, координатора учебной деятельности, либеральны, с высокой культурой общения, способностью к эмпатии и помощи.

Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов, учащихся, организаторов и обуславливающие тем самым развитие педагогической. Пять основных: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский [8, с.16].

Гностический компонент - специфическая чувствительность педагога к способам изучения учащихся с целью формирования трудового, нравственного, интеллектуального фонда личности. Данный компонент очень важен при обучении молодых, менее важен при обучении взрослых и минимально актуален при обучении пожилых учащихся. Проектировочный компонент -конструирование педагогического маршрута, при увеличении возраста обучающихся менее актуален. Конструктивный компонент - чувствительность к построению предстоящего занятия во времени и пространстве. Наименее важен при обучении взрослых (их высокая мотивация самоорганизует процесс)

и наиболее важен - при уязвимом обучении пожилых (выбор формы, средств). Коммуникативный компонент - чувствительность педагога к способам установления с учащимися педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия. Обеспечиваются способностью к внушению, отождествлять себя с учащимися, интуицией, антиципацией (предвосхищением искомого педагогического результата) [10]. Минимально требуется при обучении взрослых, важен при обучении пожилых и необходим при обучении молодых учащихся. Организаторский компонент -особая чувствительность педагога к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время. Актуален при обучении молодых, менее важен при обучении пожилых и минимален при обучении взрослых учащихся [12].

Все структурные и функциональные компоненты при обучении молодых, взрослых и пожилых учащихся присутствуют и они различны. Обучение пожилых составляет педагогическую систему, и она в совокупности совершенно отличается от педагогической системы обучения молодых и взрослых учащихся. «Педагогическую систему можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [8, с. 11].

Для эффективного обучения в пожилом возрасте необходимо формирование осознанной позиции пожилого студента в образовательном процессе, понимание важности роли группы в процессе учебы как ресурса. Не все преподаватели готовы работать с пожилыми людьми. О.В.Краснова отмечает: «Негативным стереотипам подвержены многие специалисты, профессионально работающие с пожилыми людьми: врачи и медсестры, социальные работники и педагоги, геронтологи, психологи и психиатры. Зачастую они просто не осознают того, что их неприязнь к своим клиентам есть

проявление их собственного страха перед надвигающейся старостью и связанными с ней проблемами» [17].

Психология обучения пожилых людей не отделена от общей, социальной, возрастной и педагогической психологии. В основе решения её специфических проблем общие закономерности построения учебной деятельности личности.

Источники:

1. Акопов Г.В., Горбачева А.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса. М.: Машиностроение-1, 2003. С.280.

2. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии, 1982. № 2. С. 28-41.

3. Брушлинский А.В. Субъект деятельности и обратная связь. Системные аспекты психической деятельности. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 153-176.

4. Возрастные изменения памяти взрослых людей. НИИ ООВ АПН СССР / ред. Я.И.Петров, Ю.Н.Кулюткин. Л., 1977. С. 97.

5. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / под ред. Я.И. Петрова и Л.Н. Фоменко. Л., 1984. С. 88.

6. «Госуниверситет» СамГУ, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.universite.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=903&Itemid=75 (26.03.2013)

7. Кулюткин Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971, С. 111.

8. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Народное образование, 2002. С. 208.

9. Лисовский В.Т. Идеология обновления в обучении и воспитании будущих специалистов. Социология образования // Тезисы докладов Всесоюзной научно-методологической конференции. Л., 1990. т.2. С. 4-6.

10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. С. 216.

11. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981. С. 296.

12. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html (09.04.2013)

13. Психологические и нейропсихологические основы обучения взрослых / под ред. А.И.Канатова, В.Д.Еремеевой. СПб.: ИОВ РАО, 2000. С. 112.

14. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php (26.03.2013)

15. Структура интеллекта взрослых / под ред. Е.И.Степановой, Я.И.Петрова. Л., 1979, С. 61.

16. Теоретические основы непрерывного образования / под ред. В.Г.Онушкина. М.: Педагогика,1987, С. 208.

17. Краснова О.В. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость // Отечественные записки. Журнал для медленного чтения, 2005. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.rU/2005/3/porozhdenie-zabluzhdeniy-pozhilye-lyudi-i-starost (14.04.2013).

References:

1. Akopov G.V., Gorbacheva A.V. Social'naya psihologiya studenta kak sub'ekta obrazovatel'nogo processa. M.: Mashinostroenie-1, 2003. S.280.

2. Brushlinskiy A.V. My'shlenie kak process i problema deyatel'nosti // Voprosy' psihologii, 1982. № 2. S. 28-41.

3. Brushlinskiy A.V. Sub'ekt deyatel'nosti i obratnaya svyaz'. Sistemny'e aspekty' psihicheskoy deyatel'nosti. M.: Editorial URSS, 1999. S. 153-176.

4. Vozrastny'e izmeneniya pamyati vzrosly'h lyudey. NII OOV APN SSSR / red. YA.I.Petrov, YU.N.Kulyutkin. L., 1977. S. 97.

5. Vozrastny'e osobennosti psihicheskih funkciy vzrosly'h v period zrelosti (41-46 let) / pod red. YA.I. Petrova i L.N. Fomenko. L., 1984. S. 88.

6. «Gosuniversitet» SamGU, [Rlektronny'y resurs] Rejim dostupa: http://www.universite.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=903&Itemid=75 (26.03.2013)

7. Kulyutkin YU.N. Individual'ny'e razlichiya v my'slitel'noy deyatel'nosti vzrosly'h uchasch'ihsya. M.: Pedagogika, 1971, S. 111.

8. Kuz'mina N.V. Ponyatie «pedagogicheskoy sistemy'» i kriterii ee ocenki // Narodnoe obrazovanie, 2002. S. 208.

9. Lisovskiy V.T. Ideologiya obnovleniya v obuchenii i vospitanii budusch'ih specialistov. Sociologiya obrazovaniya // Tezisy' dokladov Vsesoyuznoy nauchno-metodologicheskoy konferencii. L., 1990. t.2. S. 4-6.

10. Mitina L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional (psihologicheskie problemy'). M.: Delo, 1994. S. 216.

11. Modelirovanie pedagogicheskih situaciy / pod red. YU.N.Kulyutkina, G.S.Suhobskoy. M.: Pedagogika, 1981. S. 296.

12. Pedagogicheskaya psihologiya [E'lektronny'y resurs]. Rejim dostupa: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html (09.04.2013)

13. Psihologicheskie i neyropsihologicheskie osnovy' obucheniya vzrosly'h / pod red. A.I.Kanatova, V.D.Eremeevoy. SPb.: IOV RAO, 2000. S. 112.

14. Rossiyskaya pedagogicheskaya e'nciklopediya [E'lektronny'y resurs]. Rejim dostupa: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php (26.03.2013)

15. Struktura intellekta vzrosly'h / pod red. E.I.Stepanovoy, YA.I.Petrova. L., 1979, S. 61.

16. Teoreticheskie osnovy' neprery'vnogo obrazovaniya / pod red. V.G.Onushkina. M.: Pedagogika,1987, S. 208.

17. Krasnova O.V. Porojdenie zablujdeniy: pojily'e lyudi i starost' // Otechestvenny'e zapiski. Jurnal dlya medlennogo chteniya, 2005. № 3. [E'lektronny'y resurs]. Rejim dostupa: http://www.strana-oz.ru/2005/3/porozhdenie-zabluzhdeniy-pozhilye-lyudi-i-starost (14.04.2013).

Зарегистрирована: 18.07.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.