Научная статья на тему 'Развитие субъектных возможностей взрослого человека в условиях современного общества'

Развитие субъектных возможностей взрослого человека в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горшкова В. В.

Многочисленные публикации об образовании взрослых в значительной степени фокусируют внимание на образовании как социальном институте, в том числе на его правовых, социально-психологических, социально-педагогических, институциональных проблемах и формах образования взрослых. В логике развития данной проблематики малоисследованными являются вопросы становления и развития самого взрослого человека, его непосредственного влияния на современный мир (созидательного и разрушительного). Поэтому необходимо сделать парадигмальный акцент не столько на процесс и систему образования взрослых, сколько на предмет образования, то есть на взрослого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектных возможностей взрослого человека в условиях современного общества»

В. В. Горшкова

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Многочисленные публикации об образовании взрослых в значительной степени фокусируют внимание на образовании как социальном институте, в том числе на его правовых, социально-психологических, социально-педагогических, институциональных проблемах и формах образования взрослых. В логике развития данной проблематики малоисследованными являются вопросы становления и развития самого взрослого человека, его непосредственного влияния на современный мир (созидательного и разрушительного). Поэтому необходимо сделать па-радигмальный акцент не столько на процесс и систему образования взрослых, сколько на предмет образования, то есть на взрослого человека.

В разработке модели взрослого человека предполагается представить взрослого как природ-но-социокультурное, духовно-нравственное развивающееся существо. Взрослый человек есть средоточение индивидного, субъектного, личностного, индивидуального и универсального начала. При условности и понятийной неточности любых определений, при специальном абстрагировании категорий, что происходит только в научной практике, но не в практике жизни, невозможно обойтись без выявления сущности каждого из определений, характеризующих взрослого человека.

Естественно, взрослый всегда остается индивидом, поскольку является представителем рода человеческого и носителем своего телесного и духовного бытия. Взрослый человек как субъект - это носитель какой-либо предметно-практической, профессиональной деятельности и распределитель своих душевно-духовных сил, то есть активности сознания и рефлексии; свободы целеполагания и ответственности действий; потребности возможной выраженности индивидуальной позиции; поиска уникального значения и назначения своих сил и, как следствие, - стремление к диалогизму с другими. Взрослый как личность есть представитель социальной группы, носитель общественных отношений, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других людей. Вместе с этим личность есть субъект своего собственного развития, повествующая сама себе о своих связях с миром.

ГОРШКОВА Валентина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, зав. лаб. философских и социокультурных проблем образования взрослых Государственного научного учреждения «Институт образования взрослых Российской Академии образования»

© Горшкова В. В., 2008

Взрослый человек как индивидуальная личность может представлять качественно высокий уровень развития человека, удовлетворяющего свои интеллектуальные и профессиональные потребности непосредственно в творческой деятельности. Среди множества личностей творческая индивидуальность может быть одна, именно она способна порождать необычные идеи, быть мобильной, способной к дивергентному мышлению, отключаться от традиционных схем (в том числе, и в экстремальных ситуациях) и т. д. Именно она среди других делает что-то впервые в науке, искусстве, профессии, жизни, что создает прецедент неадекватного отношения к ней. Именно она ценой потерь (с точки зрения других) что-то «пробивает собой» для усовершенствования или внедрения чего-то нового, тем самым формируя к себе либо открыто позитивное, либо активно негативное отношение. Это так называемая рефлексивная встреча взрослого человека с самим собой, своей уникальностью, неповторимостью, с собой другим, «знак качества» развитой личности взрослого человека, явно выраженный с безусловным принятием либо непринятием ее со стороны окружающих (в том числе и тех, кто не достиг пока этого уровня развития).

Взрослый как универсальность - это высший уровень духовного развития человека как носителя сопряженности вселенского разума, ноо-сферного мышления и божественного начала; это непрерывно-онтологический своеобразный поиск Бога в себе. Если под божественным началом подразумевать поиск человеком в себе и мире Абсолюта, Идеи, Высшей справедливости, истоков человеческой Совести, чувств Вины и Стыда, сверхчеловеческих возможностей и усилий, то в новом историческом времени актуализируется фундаментальная идея о сосуществовании в любом взрослом человеке как минимум двух начал: божественного и дьявольского; светлого и темного; созидательного и разрушительного; духовного и бездуховного. Поиск универсальным взрослым «себя лучшего», божественного и есть опора на созидательное и возможное нивелирование в себе негативного.

Повсеместно направленная актуализация духовной сферы взрослого человека, безусловно, отодвинет приближающиеся глобальные негативные изменения бытия, позволит преодолеть ант-ропоцентристские (личностно-ориентированные, индивидуалистические) амбиции взрослого. А самое главное - откроет новые позитивные смыслы, созидательно базирующиеся на потребности взрослого человека стремиться к чему-то «большему, чем он сам» (К. Роджерс), распредмечи-вая собственные глубинные духовные потенциалы. При таком парадигмальном сдвиге в сознании человека отражение феномена духовности

В. В. Горшкова. Развитие субъектных возможностей взрослого человека в условиях современного общества

происходит нерасчленимо, целостно, концептуально. В связи с этим критериально проявляются такие показатели отношения и поведения человека, как толерантность, великодушие, благочестие, мужество, чувство вины, переживаемая ответственность, нравственная самотождественность и др.

В. С. Библер писал: «Нет человека выше меня, нет человека ниже меня. В жизни настоящего интеллигента элементарные скрепы воспитанности оборачиваются изначальными, но вновь и вновь формируемыми историческими определениями личного достоинства. Это и есть то ядро, вне которого невозможен свободный нравственный выбор, трагедия и счастье внутренней тайной свободы».

Перефразируя известный философско-психо-логический тезис, можно утверждать, что любой взрослый человек рождается индивидом, субъектом и личностью он становится, а индивидуальность и универсальность в себе обнаруживает, сохраняет, защищает и приумножает (и в этом случае не предает, что касается двух последних характеристик).

Таким образом, реконструкция модели взрослого в современных социально-политических и общественно-экономических условиях обусловлена крайними обстоятельствами состояния образования, культуры и воспитания взрослых людей независимо от профессиональной направленности их деятельности. Речь идет о том, что результативность культурно-образованной взрослости не рассматривается только как динамика устойчивой последовательности актов взросления. Молодым людям (180 студентам одного из вузов Санкт-Петербурга) задавался вопрос: согласны ли вы с суждением Ж. Сартра, что «ад -это другие». Одна треть согласились абсолютно и откровенно объяснили, почему; другая треть не согласились почти категорически, апеллируя к другому человеку как источнику информации и любви; остальные утверждали, что ад внутри нас, потому что каждый из нас другой для другого, а поэтому надо искать ад в себе, чтобы понять, вокруг чего мы можем объединиться.

Акмеологическая удовлетворенность возникает именно в процессе образования человеком самого себя. Образование для современного человека - вновь приобретенная огромная сила, мощный стимул и основной фактор духовного становления. Можно сказать, что образование и есть жизнь, а жизнь и есть образование, оно позволяет каждому человеку оставаться в динамике поиска, открытости, незавершенности, помогает мотивационно укреплять интерес к максимальному поиску и выбору самого себя «лучшего». А также возбуждать чувства уважения к себе по пути культурного и духовного самооб-

разования, готовить себя к возможному взаимодействию разных человеческих миров, к диалектике диалога между ними, полифонии их внутренних голосов и позиций.

Как показывает анализ наблюдений, к осознанию онтологической значимости образования в ходе жизненных коллизий приходят как недостаточно благополучные, так и сверхблагополучные в социальном отношении взрослые. Для первых образование (самообразование) становится единственно доступной ценностью, самоценностью, которая всегда с ними и в них. Для вторых - именно вседоступность, пресыщенность, постоянная материальная обеспеченность в какой-то момент становятся тем, что обращает их внимание на себя, заставляет максимально пройти путь выбора себя, чтобы остаться достойным среди различных альтернатив познанно-непознан-ного, понятно-непонятного в мире и себе. Вероятно, среди этой группы взрослых могут определяться спонсоры «не по долгу», а «по совести», поскольку в потребности «отдать безвозмездно», «в отдаче приобрести» и начнется подлинный путь их не только материального, но и духовного восхождения.

Если посмотреть на данный вопрос в другой плоскости, то самым сложным и неперспективным явлением в системе образования взрослого населения выступают взрослые (независимо от возраста, статуса, должности, меры обеспеченности, уровней профессиональной образованности и ученых степеней), проявляющие авторитарно-уверенную, амбициозно-несомневающуюся в своих решениях позицию, не осознавая при этом собственной ограниченности, стаг-низирующего позиционирования на достигнутых результатах своей деятельности, замкнутости на собственном «псевдо-Я». Марк Твен как-то заметил: «С крупным человеком и вы чувствуете себя крупнее, а ничтожество обязательно даст вам понять, какое вы сами ничтожество». Особенно неконструктивен данный тип взрослого человека, который работает в сфере школьного, высшего, поствузовского образования, социальной работы, управления. Непрерывно образовывающийся взрослый человек остается верным собственному «творческому незнанию», поскольку продолжает своими усилиями через динамику «срывов и подъемов», через рефлексию своего позитивного и негативного опыта поистине сохранять и укреплять свою подлинно душевно-духовную сущность (кто-то заметил: «От человека, который не сомневается, обогатиться нечем»).

Взрослое население последнего десятилетия (рубежа ХХ-ХХ1 вв.) при известной инвариантной возрастной идентификации приобретает новые (почти ставшие атрибутивными) характерис-

тики, отражающие как достижения, так и печальные неизбежные потери в собственной жизнедеятельности их развития. Расчлененно невостребованный, духовно-созидательный человеческий потенциал, безусловно, не развивает самого человека и прогнозирует существенные социальные, культурные, статусные потери России в условиях мирового сообщества. В свое время (вторая половина XX в.) академик Б. М. Кедров писал о колоссальном творческом потенциале советских взрослых людей и сетовал об отсутствии эффективного управления по выявлению и консолидации творческих сил, а значит, практической нереализации, в том числе, опережающих идей и всего того, что бы Россия приоритетно могла дать миру.

В условиях современности закономерно определяются группы взрослых людей, находящиеся в иерархической причастности к необходимости непрерывного самообразования и самосовершенствования. Контингент взрослого образовывающегося населения, безусловно, прежде всего, приоритетно должен включать высшие эшелоны власти:

- руководителей страны, регионов, крупных корпораций, предприятий, учреждений, фирм;

- государственных чиновников, членов правительств РФ и стран СНГ;

- региональную и муниципальную элиту;

- различные административные команды, профессиональные сообщества, социальные группы (мобильные и незащищенные);

- взрослых субъектов образовательных учреждений различного типа и др.

Таким образом, поиск новых методологических ориентиров свидетельствует о междисциплинарной взаимообусловленности культурных, социальных, онтологических условий, в контексте которых рождается новая область гуманитарного знания - общая теория образования взрослых.

Реалистичный взгляд на новые направления философско-методологического и практико-ори-ентированного развития педагогической науки и общей теории образования взрослых не может быть ориентирован на иллюзорность достаточно скорых и повсеместных социокультурных преобразований в этой области.

Противоречия, сложившиеся в последнее время между педагогической теорией и образовательной практикой, вскрыли еще большую необходимость обновления философско-методологи-ческих основ и теоретического фундамента системы образования взрослых.

Одним из важнейших направлений, которое подлежит всесторонней разработке в теории образования взрослых, является проблема взрослого как субъекта становления и развития, ибо условием для этого является система современ-

ного образования взрослых, качественно функционирующая в пространстве преобразования в фактор опережающего развития личности и общества.

Понятие субъекта в контексте социально-антропологической целостности человека остается одним из фундаментальных в современной теории образования взрослых. Раскрытие методологических и теоретических аспектов проблемы обнаруживает, что понятия «субъект» и «объект», как основополагающие, оставались до недавнего времени скорее провозглашаемыми, нежели всесторонне исследованными категориями. Если в историко-философском плане эта проблема получила определенное оснащение, то актуализация ее современной интерпретации началась, по существу, в предыдущие два десятилетия. Однако ни специальные исследования философов, ни многочисленные контекстуальные обращения к проблеме субъекта в трудах, посвященным другим вопросам, не привели к относительно единому пониманию сущности и содержания обозначенных категорий.

Одни ученые применяют понятие «субъект» строго к человеку, но отмечают у животных «зачатки» субъектности (В. Ф. Кузьмин, Н. П. Антонов, А. П. Шептулин), другие применяют действие этого понятия на всю живую природу (К. А. Абульханова-Славская, Я. А. Пономарев), третьи находят возможность относить понятия «субъект» не только к человеку, но и к созданным им предметам труда (В. С. Библер); четвертые вводят категориальную пару «субъект -объект» (А. П. Шептулин), пятые «объект» рассматривают не в паре с «субъектом», а с «предметом» (В. Н. Сагатовский). Вместе с тем в одних случаях проблема субъектно-объектных отношений непосредственно связана с анализом человеческой деятельности (М. С. Каган, Г. С. Арефьева), в других, в основном, исследуется ее когнитивное значение, а практические действия рассматриваются как аспекты процесса познания (В. Ф. Кузьмин, П. В. Копниц), в третьих, наряду с практическим и познавательным, выделяется целостный аксиологический аспект (К. Н. Любутин, М. К. Каган, В. Е. Столович).

Методологическое расчленение субъекта и объекта есть выражение определенного уровня, на котором осознана потребность осмысления взрослым человеком своей деятельности как специфической формы движения, изменения человеческой активности, самого человека.

Первоначально, в онтогенезе, сознание человека не дифференцирует субъект и объект, а очеловечивает, одухотворяет все, с чем оно соприкасается. Показателем того, что у человека пробуждается потребность отделить себя от предмета своих действий, является формирование теорети-

В. В. Горшкова. Газвитие субъектных возможностей взрослого человека в условиях современного общества

ческого сознания в его наиболее высшей форме, являющей собой эксплицитное или имплицитное разведение рефлексирующего субъекта и объекта рефлексии. Активность человека, уровень его сознания и самосознания позволяет ему увидеть в себе (и, возможно, в другом человеке) принципиальное отличие от того, на что направлено его действие (или действие другого). Поэтому проблема «субъекта» не может возникнуть и рассматриваться вне «объекта» реальности.

Актуальным бытием субъекта и отношений «субъект - объект» является деятельность с комплексом всех проявлений активности взаимодействующих в ней субъектов. Сфера субъекта представляет собой теоретическую и практическую деятельность, направленную на овладение объектом, на его «превращение в свое». Взрослый человек в той мере субъект, в какой он включается в деятельность по познанию и преобразованию окружающей действительности и собственной человеческой природы.

Мера расширенного вовлечения каждого человека в современный процесс принципиального переосмысления и инновационного переустройства жизни общества и жизнедеятельности самого человека определяется сложными задачами социокультурной ситуации в стране. Не случайно до сих пор в отдельных выступлениях и ряде публикаций провозглашается тезис о «человеческом факторе». Однако «человеческий фактор» -это нечто функционально-производное от активного бытия человека, от особенностей его сущности и существования.

В условиях постиндустриального общества более востребованным обозначено словосочетание «человеческий капитал», реально являющийся национальным и общественным достоянием страны, возможностью определять приоритетные опережающие позиции в развитии мировых прогрессивных процессов.

Вместе с тем в условиях интенсивно развивающегося информационного общества, инновационного (хотя не всегда позитивного) развития социально-экономических процессов, структурных изменений в сфере трудовой занятости взрослого человека, а также в росте конкуренции, жесткой возрастной ограниченности работоспособного населения активно стимулируется потребность человека в повышении своей профессиональной квалификации, и, что в современных условиях более важно, - росте собственной профессиональной мобильности, позволяющей влиять на опережающий выбор субъектных стратегий не только в профессиональной деятельности, но и в жизнедеятельности в целом.

Профессиональная мобильность - это готовность интенсивного, продуманного и компетент-ностного принятия решения, сосредоточенного на

достижении определенного практического результата, что требует всесторонней активности профессионального сознания субъекта при изменении форм деятельности и эволюции ее уровней.

В этом случае возникают вопросы: есть ли и каковы возможности влияния взрослого человека на ход социального и культурного развития, а тем самым, и на условия его собственного жизненного бытия? Почему именно таким образом должна меняться его социальная позиция? Как могут и должны государство и социальные институты стимулировать активность взрослого человека как субъекта, чтобы с максимальной эффективностью придавать ему движение в профессиональном и общем личностном развитии?

Непрерывность возникающих вопросов и поиски ответов на них помогают взрослому человеку укреплять и развивать позицию субъекта непрерывного профессионального образования. В конечном итоге не столько от имеющейся системы образования, которая в нашей стране скорее не опережает, а послушно «плетется в хвосте» (Л. С. Выготский) социально-экономических преобразований, сколько от развивающейся профессиональной субъектности каждого взрослого человека зависит «сохранение места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны высокого уровня культуры, науки, образования».

Последнее не кажется нам излишне высокопарным, поскольку известно, что не только учащиеся в образовательных учреждениях, но и взрослые специалисты могут сознательно определять себе позицию не субъекта, а объекта выполняемой деятельности.

Подлинной характеристикой взрослого человека как субъекта профессиональной деятельности является активность, внутренняя мобильность его сознания и рефлексии, собственный выбор ответственных решений, что и будет его отличать от объекта.

Взрослого человека как субъекта собственного развития значительно труднее (в сравнении с объектом) использовать, подавлять, оценивать, производить с ним различного рода манипуляции, одним словом, не анализировать причины его несогласий, возражений, сопротивлений, не считаться с его профессиональной компетентностью и результатами его деятельности.

Безусловно, взрослый человек в силу различных обстоятельств вынужден скрывать либо подавлять проявления своей субъектной позиции, либо вообще исполнять роль реального или превращенного объекта, что, как правило, наблюдается в деятельности управленческих и административно-командных структур. Хотя не лишним будет заметить, что умный и перспективно мыслящий руководитель знает, что «опираться мож-

но только на то, что сопротивляется». Поэтому мера целесообразного сопротивления взрослого субъекта сохраняет его от слепого подчинения, конформизма, зависимости от мнений и оценок большинства.

Таким образом, развивающаяся субъектность взрослого человека обнаруживается только при безгранично инициативном развитии его профессиональных и общих способностей к внутренне выраженному и активно обусловленному действию. И, если взрослый человек позиционирует как существо креативное, преобразующее, созидательно изменяющее, прежде всего, себя, а не обстоятельства и окружающую среду (обновление среды - производное от качественного состояния субъекта), то происходит это при непрерывной актуализации его субъектной активности, являющейся базовым основанием мобилизации всех его профессиональных и духовных потенциалов.

Методологическую трактовку активности субъекта в образовании взрослых следует обосновать как внутриличностный феномен, индивидуальное качество человека, объективирующееся в жизнесозидательных связях с миром, культурой, человеком и универсумом; индивидуальное образование, характеризующееся возможностью свободного целеполагания, способностью инициативно ставить и решать задачи, в том числе в экстремальных ситуациях; социально-ценностный способ связи с реальными и предполагаемыми субъектами, процессами, инновациями.

В связи с этим процесс активности взрослого субъекта можно характеризовать как интегратив-ное свойство личности, позволяющее осуществлять свободное целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; инициативное и критическое отношение к выдвижению новых задач, как правило, выходящих за пределы заданной ситуации, перманентная рефлексия и опережающее прогнозирование результатов деятельности и взаимоотношений. Осознанная, целенаправленная профессиональная активность осуществляется, как правило, свободно и ответственно, что является необходимым признаком субъекта.

Таким образом, активность взрослого человека как субъекта в контексте новой парадиг-мальной интерпретации профессионального педагогического мышления может развиваться в направлении многоаспектного и разноуровневого восхождения к подлинной целостной субъек-тности взрослого человека, преодолевающей «стесненность» сознания, заданность форм активности, невостребованность мобильных установок, замкнутость пределов развивающейся совместной деятельности.

Интегрирующе-акмеологическим свойством субъекта, определяющим целостность характери-

стики взрослого человека, является его уникальность, что объективно требует индивидуального отношения со стороны других субъектов.

Преодоление нивелировки человека в контексте всеобщей гуманистической модернизации требует глубинного теоретического и практического осмысления проблемы уникальности, индивидуальной неповторимости личности, роли ее своеобразия в различных сферах социальной, профессиональной и личной жизнедеятельности.

В условиях жесткого современного социума неизбежно возникает проблема соотношения и взаимодействия общества и взрослого человека как субъекта.

Каждому этапу развития общества (И. А. Бестужев-Лада, И. С. Кон и др.) соответствует определенный уровень развития взрослого человека, что позволяет поднять вопрос о развитии общества как процесса становления человеческой субъектности. Диалектика неповторимого, единичного и общего в критериальной характеристике субъекта отражается как мера автономии, простора между человеком и обществом, мера «зазора» (В. С. Библер), объективно необходимая для дальнейшего развития самого сообщества людей.

Можно утверждать, что уже в самом понятии взрослый человек заключен момент индивидуальной неповторимости ценностных субъектных качеств личности. Доминирующее из них: принципиальное равенство возможностей людей во всех отношениях, поскольку сочетание социального неравенства с неравенством своеобразия практически не дает последнему проявляться, что и ведет к искажению, потере личностью ее индивидуальных признаков. Всем известно, что люди неравны, но именно поэтому право на равенство является непременным ведущим условием общего проявления неравенства личностей. И именно поэтому необходимо создавать условия и предоставлять право абсолютно каждому взрослому человеку как субъекту позиционировать свое непосредственное участие в совместном профессиональном действии.

Взрослый человек как субъект является не вторичной репродукцией общественного бытия, а его движущей реальной силой, определяющей его развитие. Отчуждение субъектности от взрослого, формальная унификация человека, его мышления, отсутствие свободы действий превращают каждого в «говорящую функцию», рядосо-существующий элемент общей заданной системы. Происходит десубъективация субъекта, и он становится безболезненно взаимозаменяемым социальным объектом. Понятно, что в полной мере развить и проявить субъектные возможности человек способен только в условиях такого уровня развития общества, когда человек осознает себя уникальным, а потому незаменимо ответствен-

О. В. Коршунова. Исследование особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности.

ным (эту работу он может сделать лучше многих).

Таким образом, объективный процесс развития взрослого человека требует развития уникальных способностей каждой личности и философского понимания общего, особенного и единичного в содержании его индивидуально-неповторимых характеристик как субъекта. В деятельности образовательных учреждений установлена зависимость высокой результативности педагогической деятельности от нестандартных проявлений личности педагога, а повышение качества управленческой деятельности - от оригинальных, опережающих, амбициозных решений руководителя. Следовательно, чем своеобразнее и уникальнее человек, тем больше он способен привнести ценностей в профессиональный процесс взаимодействия с другими людьми и сделать свой вклад в развитие общества в целом.

О. В. Коршунова

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

В статье представлены авторские взгляды на проблему индивидуального стиля профессиональной деятельности (ИСПД) педагога высшей школы, а также данные по исследованию особенностей ИСПД преподавателей Вятского государственного гуманитарного университета.

Сегодня одной из ведущих тенденций совершенствования системы подготовки будущего специалиста является гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса, усиление внимания не только к формированию профессиональных знаний, но и к индивидуально-личностному становлению. На этом фоне формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности - это не просто новомодная психолого-педагогическая проблема, это один из путей решения многих вопросов «нового образа образования», соответствующего мировому и отечественному опыту.

Выявим сущность понятия «стиль» и словосочетания «индивидуальный стиль».

Стиль (лат. stilus, от греч. stylos - палочка) берет свое начало от своеобразной манеры написания заостренным стержнем из кости, металла или дерева, которым писали на восковых дощечках или бересте. Отсюда пошли аналогии. В словарях на-

КОРШУНОВА Ольга Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент по кафедре дидактики физики и математики ВятГГУ © Коршунова О. В., 2008

ходим: способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов; манера вести себя, говорить, одеваться (С. Г. Бархударов); общность образной системы средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Говорят также об индивидуальном стиле отдельного автора (В. Даль) и стиле целых эпох, художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них устойчивое единство художественных принципов, средств, приемов.

Семантический анализ термина «стиль» приводит к выводу, что в отечественной науке это понятие тесно связано с категорией «деятельность». Благодаря этой категории удалось рассмотреть понятие «индивидуальный стиль деятельности» с точки зрения изучения качественно своеобразных приемов и способов, приводящих к повышению эффективности деятельности. Для справки: деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая деятельность. Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие её содержание: мотивы, побуждающие к деятельности; цели-результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определённым образом мотивированная деятельность в целом, входящие в её состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий - операции. На каждой ступени возрастного развития определённая деятельность (например, игра в дошкольном возрасте, учение - в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности (http: //ped.vslovar.org.ru/567.html).

Таким образом, стиль выражается в том, как человек действует «всегда». Общая характеристика стиля проявляется, например, в том, что один человек всегда опаздывает, а другой делает все заранее (понаблюдаем за свои коллегами по кафедре: у одного на рабочем столе всегда идеаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.