Научная статья на тему 'И генератор, и интегратор. . . к юбилею профессора В. В. Горшковой'

И генератор, и интегратор. . . к юбилею профессора В. В. Горшковой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И генератор, и интегратор. . . к юбилею профессора В. В. Горшковой»

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

«И я не имею претензий ни к веку, ни к тем, кто вокруг...»

Горшкова Валентина Владимировна — известный отечественный ученый, действительный член Академии гуманитарных наук, доктор педагогических наук, профессор. Ее трудовой путь яркий и впечатляющий: преподаватель, аспирант, докторант ЛГПУ им. А.И. Герцена, зав. кафедрой общей педагогики, проректор по науке двух дальневосточных вузов, профессор кафедры педагогики (Республика Карелия), профессор кафедры социальной психологии СПбГУП (Санкт-Петербург) и заведующая лабораторией философии образования, а в настоящее время заведующая лабораторией культурологических и социологических проблем образования взрослых ГНУ ИОВ РАО (Санкт-Петербург). И на каждом участке работы самыми главными для ученого были исследовательский поиск и любимый научный труд.

т

Философско-педагогические идеи выдающегося ученого В.В.Гор-

шковой нашли свое воплощение в системе образования взрослых. Впервые в отечественной педагогике ею были разработаны теория субъектной педагогики, методология и технология межсубъ-ектных отношений, теория и практика педагогического диалога, а также сформулированы и раскрыты метапроектные идеи опережающего целеполагания в образовании взрослого человека, онтологии креативной свободы в культурно-образовательной реальности России и уникальности человека как социокультурной и духовной ценности.

В.В.Горшкова — автор более 180 научных публикаций в России и за рубежом, посвященных проблемам теории педагогики, философии и технологии образования, в том числе монографий и учебных пособий: «Проблема субъекта в педагогике» (1991), «Концепция многоуровневого педагогического образования» (1994), «Педагогика отношений» (1995), «Педагогика диалога» (1997), «Межсубъектная педагогика: тенденции развития» (2001), «Психология и педагогика» (2002) и «Гуманитарная миссия педагогики» (2003), «Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования» (2004), «Макаренко в эпоху Сталина» (Лондон, соавторство, 2005), «Перспективы образования взрослых в России: культура, общество, человек» в 2-х томах (2005).

Труды В.В.Горшковой отличаются неординарностью научной мысли и содержат идеи, вызывающие неизменный интерес как ученых-гуманитариев, так и широкой педагогической общественности. Книги В.В.Горшковой могут удовлетворить интерес тех, кто следит за развитием философско-педагогической мысли и задумывается над ролью и назначением деятельности человека в жизни свободного демократического общества.

Ученый считает: «Качество жизни определяется непрерывностью и качеством образования как духовной потребности, творческого процесса и неоспоримой гуманитарной ценности. Образование есть феномен опережения, непрерывный выход за пределы достигнутого человеком».

Валентина Владимировна обладает редким даром глубокого, почти интуитивного ощущения «пульса времени». Ее идеи опережающего образования взрослых актуальны и востребованы временем.

Можно смело утверждать, что все исследования и начинания Валентины Владимировны оказываются на передовых рубежах педагогической науки и практики и крайне нужны специалистам.

Лабораторию культурологических и социологических проблем образования взрослых, которую возглавляет В.В. Горшкова, хорошо знают в различных регионах России и странах СНГ.

Педагоги-практики и ученые из разных уголков России (Республика Карелия, Республика Коми, Дальний Восток, Сибирь, а также Екатеринбург, Орел, Оренбург, Волгоград, Тула и т.д.), разделяющие научные идеи Валентины Владимировны Горшковой, проходят научную стажировку под ее руководством, принимают участие в организуемых ею конференциях и семинарах, защищают диссертационные исследования.

Многочисленные ученики и сотрудники любят и уважают Валентину Владимировну за редкий дар строить отношения на взаимном понимании, глубоком уважении к личности, на стремлении «взращивать» новое поколение ученых, сохраняя и развивая их индивидуальность. Под руководством доктора педагогических наук, профессора В.В.Горшковой защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций.

Валентина Владимировна — человек редкого трудолюбия и фантастической работоспособности. Ее всегда увлекают глобальные проблемы. Поэтому и лаборатория, возглавляемая В.В.Горшко-вой, продолжает и укрепляет традиции непрерывного образования взрослых, обновляя их стратегическими идеями опережающего образования, метасистемными проектами, онтологизацией образования, введением образования взрослых в контекст культуры и социума на основе самоопределения взрослого человека, осознания им своего бытия, своей собственной ценности, уникальности, свободы творчества, стремления к профессиональному самосовершенствованию и развитию духовно-нравственной самотождественности.

За сравнительно небольшой период деятельности в лаборатории сложился трудоспособный творческий коллектив единомышленников и энтузиастов, зажигаемых и увлекаемых Валентиной Владимировной Горшковой — Ученым с большой буквы, имеющим свою научную школу, современным специалистом, интегрирующим и генерирующим свои идеи как в теорию, так и в практику образования взрослых.

Как современный ученый Валентина Владимировна Горшкова убеждена, что «в условиях глобальных вызовов современности будущее человечества зависит от того, насколько миру удастся воспитать у человека чувство собственного достоинства как основу его нравственной самотожде-ственности. Вне достоинства, вне свободы нравственного выбора нет своего мерила происходящего, своей собственной оценки окружающего мира, явлений и процессов, происходящих в нем».

Ученый, устремленный в будущее, В.В.Горшкова прогнозирует магистральные направления научного поиска, среди которых актуальнейшей проблемой, требующей глубокого научного обоснования, является проблема нравственного ориентирования современного человека в контексте его метапотребностей.

Научная деятельность доктора педагогических наук, профессора Валентины Владимировны Горшковой отмечена медалью К.Д.Ушинского, званием «Отличник народного образования», многочисленными Почетными грамотами и благодарностями.

Коллектив Института образования взрослых Российской Академии образования и ее ученики сердечно поздравляют Валентину Владимировну Горшкову со славным юбилеем и желают ей здоровья, счастья и новых творческих свершений в педагогической науке!

Желаем Вам, дорогая Валентина Владимировна, сохранить молодость, оптимизм, трудолюбие и доброжелательность на долгие годы, быть всегда генератором и интегратором научных свершений, всегда оставаться на переднем крае науки и долго-долго радовать своими идеями и отважными начинаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.