Список литературы /References
1. Никуличева Н. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация / Наталия Никуличева. Москва, 2019.
2. Дистанционное обучение. Учебное пособие для вузов. Москва, 2018.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА-МЕЛОДИСТА ТУХТАСИНА ДЖАЛИЛОВА (1896-1966) Батиров Йу. Email: [email protected]
Батиров Йулдашали - старший преподаватель, кафедра музыкального образования, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: актуальность и необходимость темы данной статьи заключается в том, что после обретения самостоятельности Республики Узбекистан, музыкальное искусство поднялась до уровня государственной политики, возрождения национальной музыкальной культуры и ее развития.
Узбекская народная и профессиональная музыкальная культура славится своим устным творчеством, уникальным мастерством, уникальным опытом и построением собственных музыкальных школ, именами многих известных исполнителей, среди которых есть и Тухтасин Джалилов.
Тухтасин Джалилов является один из ярких представителем узбекского национального музыкального искусства, продолжателем великих мастеров-исполнителей. Он отличаются от других народных певцов своей многогранной творческой деятельностью.
Ключевые слова: бастакор, композитор, исполнитель, народные музыкальные инструменты, испонитель на гиджаке, исполнитель на дутаре, исполнитель на танбуре, музыкальная драма, опера, ария, руководитель, ансамбль, оркестр, труппа, музыка, сигнал, песня, педагог, устоз, дирижёр.
THE LIFE AND WORK OF THE MELODIST-COMPOSER TUKHTASIN JALILOV (1896-1966) Batirov Yu.
Batirov Yuldashali - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the relevance and necessity of the topic of this article lies in the fact that after gaining independence of the Republic of Uzbekistan, musical art has risen to the level of state policy, the revival of national musical culture and its development. The Uzbek folk and professional musical culture is famous for its oral creativity, unique skill, unique experience and the construction of its own music schools, the names of many famous performers, including Tukhtasin Jalilov.
Tukhtasin Jalilov is one of the brightest representatives of the Uzbek national musical art, the successor of the great master performers. He is distinguished from other folk singers by his multifaceted creative activity.
Keywords: bastakor, composer, performer, folk musical instruments, gijak performer, dutar performer, tanbur performer, musical drama, opera, aria, leader, ensemble, orchestra, troupe, music, signal, song, teacher, ustoz, conductor.
УДК 078
Узбекская народная и профессиональная музыкальная культура славится своим устным творчеством, уникальным мастерством, уникальным опытом и построением собственных музыкальных школ, именами многих известных исполнителей. Шорахим Шоумаров, Мулла Туичи Тошмухамедов, Матекуб Харратов, Хаджи Абдулазиз Расулов, Домла Халим Ибодов, Тохтасин Джалилов, Юнус Раджаби и другие.
Тухтасин Джалилов родился в 1896 году в городе Андижане в семье батрака. С раннего детства увлекаясь музыкой, он с десятилетнего возраста стал известен в Ферганской долине как «сладкоголосый певец». Научившись в совершенстве владеть несколькими народными узбекскими инструментами, Т. Джалилов постепенно знакомился с драгоценной сокровищницей народной узбекской вокальной и инструментальной музыки.
Первыми его наставниками были известный исполнитель на дутаре Оппок Охун, (Белый Ахун) а также, Кокандские мастера исполнительского искусства на гиджаке -Мадамин и чангист Юсупджан.
После Великой Октябрьской социалистической революции начинается плодотворная деятельность Т. Джалилова — исполнителя, композитора и педагога, знакомящего молодежь с народным творчеством.
Т. Джалилов в 1917 году при Андижанском Совете местных депутатов организовывает из 16-ти народных музыкантов-исполнителей концертный ансамбль, которая называлась "Телега пропаганды" для пропаганды и распространения народной музыки среди населения [1, 77].
В 1919 году Т Джалилова назначают директором Андижанского музыкального театра, куда приглашает на работу великих и любимых народом музыкантов Ашур Али Юсупова, Орифжона Тошматова, Беркиной Файзиеву, Гуляма Рахимова и других. На сцене данного театра Т.Джалилов совместно с народным поэтом и драматургом Сабиром Абдулла ставят первые музыкальные драмы "Кашкарча" и "Ойхон". Перед началом каждого спектакаля в целях вовлечения зрителей в театр Т.Джалилов написал спецальную музыку под названием "Сигнал". В 1924 -1925 годах в честь 550 летнего юбилея А.Навои он осуществляет постановку музыкальную драму "Фархад и Ширин".
С 1925 по 1927 годы он участвует в выступлениях драматической группы, возглавляемой выдающимся узбекским драматургом, поэтом и музыкантом Хамзой Хаким-заде Ниязи. В дальнейшем работает в этнографическом концертном ансамбле, пропагандировавшем узбекское музыкально-драматическое искусство. В 1928 году Т. Джалилов становится художественным руководителем музыкального театра имени Ахунбабаева в Андижане, где он работает до 1934 года. В течение ряда лет на сцене театра ставятся спектакли с его музыкальным сопровождением, начиная с пьесы узбекского драматурга К. Яшена «Уртоклар», посвяшенной строительству колхозов в Узбекистане, "Лайли и Меджнун", "Гулсара", Гуляма Зафари "Халима", Сабира Абдуллы "Пуртана", "Богбон киз" и многие другие.
В 1934 году Т. Джалилова назначают музыкальным руководителем Ташкентского музыкального театра, преобразованного позже в театр оперы и балета им. А. Навои. И здесь Т. Джалилов участвует в создании музыкальных драм. В 1935 году он с большим успехом выступает в концертах Всемирного фестиваля танца в Лондоне.
В 1937 году, в связи с подготовкой Декады узбекской литературы и искусства в Москве, Т. Джалилова назначают художественным руководителем узбекской филармонии и организовавыет гастрольные поездки по городам республик: Азербайджана, Белоруссии, Украины. А также по Узбекистану.
С 1940 по 1949 гг. он работает художественным руководителем театра музыкальной драмы и комедии имени Мукими и поднялся к пику своего творческого
совершенства, стал широко известен своим талантом. Роль Т.Джалилова в постановке самых лучших и знаменитых спектаклей театра весьма велика. Особенно в годы войны Т.Джалилов в духе патриотизма сочиняет музыку на драму С.Абдуллы "Курбон Умаров" и "Нурхон". В 1942 году во главе концертной бригады он выезжает в Иран, где с успехом выступает в ряде городов.
В совершенстве зная музыкальный фольклор, Т. Джалилов явился автором многочисленннх песен, в которых он сохраняет стиль узбекской народной музыки. Он вносит в мелодии народных песен новые интонации, сохраняя при этом их самобытность и оригинальность. Т. Джалилов написал более двухсот песен, многие из них на тексты узбекских поэтов: Хамзы Хаким-заде Ниязи, Сабира Абдуллы, Чусти, Тимура Фаттаха и других. Песни «Жонажон Москва» («Родная Москва») в гармонизации М.О. Штейнберга на текст А. Лугина, «Уч командор» («Три командира») на слова С. Абдуллы, «Азиз Ватан» («Дорогая Родина») на слова М. Шейхзаде, «Комсомол сузи» («Слово комсомольца») на текст Миртемира отражают патриотические чувства узбекского народа в дни Отечественной войны.
Мелодии Т. Джалилова послужили основой музыкального оформления многочисленннх музыкальных драм, ставящихся на сценах театров Ташкента, Андижана, Ферганы, Коканда и других, а также за пределами Узбекистана. Многие композиторы республики при создании музыкально-драматических произведений широко пользовались рекомендавнными песнями представленные им Т. Джалиловым. Т. Джалилов участвовал в написании музыкальных драм: «Курбан Умаров» (текст С. Абдуллы), посвявщенной герою Великой Отечественной войны (1941 г.), «Нурхон» (текст К. Яшена), написанной в 1943 г. с Я. Ш. Шерфединовым, «Асрлар» на текст Уйгуна — с Б.Б. Надеждиным (1943 г.), «Гунчалар» на текст 3. Фатхуллина — с Б.В. Бровцыным (1945 г.), «Алпамыш» на текст С. Абдуллы — с Б.Б. Надеждиным (1945 г.), «Мукими» на текст С. Абдуллы (1953 г.), «Равшан и Зулхумор» на текст К. Яшена (1957 г.) с Г. Мушелем, «Тахир и Зухра» на текст С. Абдуллы — с Б.Ф. Гиенко и Г.Г. Сабитовым (1953 г.), другой вариант «Нурхон»—на текст К. Яшена с Г.Г. Сабитовым (1955 г.). С ним же в 1957 году была создана музыкальная драма «Призвание» (текст С. Абдуллы) и другие, которые прославили театр Мукими и играют важную роль в совершенстве жанра Узбекской музыкальной драмы.
Создавая оперу «Тахир и Зухра», первая редакция которой относится к 1949 году, а вторая к 1955 году, Б. В. Бровцын также основывался на выразительных, ярких, образных и национальных узбекских мелодиях, предоставленных ему Т. Джалиловым. В развитии значительной степени театрально-музыкальной деятельности Т.Джалилова, немалую роль сыграли творчества выдающихся композиторов, как М. Штейнберг, А. Козловский, Б. Надеждин и Р. Глиэр [2, 155].
Т. Джалилов также является автором более 200 прекрасных песен, любимых народом. Он в своих песнях показал своеобразность узбекской народной музыки и придал в них новое звучание и смысл. В этом смысле музыка, созданная на стихи Хамзы, С. Абдулла, Чустий, Т. Фаттох, являються образцом песенного творчества Узбекистана.
Труды Т. Джалилова в развитие музыкального искусства в Узбекистане надлежаще награждены. В 1937 году Т. Джалилову присвоено почетное звание "Народный артист Узбекистана", далее за плодотворную деятельность в деле развития музыкального искусства Узбекистана он неоднократно награждался орденами и медальями.
Талантливый композитор, певец и педагог Тухтасин Джалилов умер в 1966 году в городе Ташкенте.
Список литературы /References
1. Олимбоева К., Ахмедов М. "Узбекистон халк мусикачилари". Ташкент, 1959.
2. Пеккер Я. "Узбек операси". Москва, 1963.