ПРОБЛЕМЫ ONE-LINE ОБУЧЕНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ
НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Умуров Н.К. Email: [email protected]
Умуров Нодир Касимович - доцент, кафедра музыкальной звукорежиссуры и информатики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в период дистанционного обучения учащиеся столкнулись с большими проблемами, которые влияют на качество обучения. Наиболее распространёнными проблемами опе-line обучения стали: отсутствие личного общения с преподавателем, технические проблемы в ходе дистанционного обучения, не все профессии можно освоить дистанционно, отсутствие самомотивации и самодисциплины, студент не может сравнивать свои достижения с достижениями сокурсников, отстраненная оценка материала, преподавателю сложно оценить невербальные показатели усвоения и понимания материала, обезличивание преподавателя и студентов, несамостоятельная учеба и плохой контроль выполнения домашнего задания и другие.
Ключевые слова: опе-line обучение, дистанционное обучение, проблема, самомотивация, самодисциплина, студент, решение, невербальные показатели, оценка материала, преподаватель, отметка, технические проблемы, навыки живого общения, профессиональная практика.
PROBLEMS OF ONE-LINE LEARNING: METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR CONDUCTING DISTANCE LEARNING LESSONS Umurov N^.
Umurov Nodir Kasimovich - Associate Professor, DEPARTMENT MUSICAL SOUND ENGINEERING AND COMPUTER SCIENCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: during the period of distance learning, students faced big problems that affect the quality of education. The most common problems of One-line learning are: lack ofpersonal communication with the teacher, technical problems during distance learning, not all professions can be mastered remotely, lack of self-motivation and self-discipline, the student cannot compare his achievements with the achievements of fellow students, a detached assessment of the material, the teacher it is difficult to evaluate non-verbal indicators of assimilation and understanding of the material, depersonalization of the teacher and students, non-independent study and poor control of homework, and others. Keywords: one-line learning, distance learning, problem, self-motivation, self-discipline, student, solution, non-verbal indicators, material assessment, teacher, grade, technical problems, live communication skills, professional practice.
УДК 37.012
Период, когда весь мир был потрясён пандемией, выявил проблему неготовности системы образования к дистанционному обучению. Тем более, что эта проблема будет только усугубляться, потому что именно к такому формату обучения плавно переходит образование во всем мире. Давайте рассмотрим каждую более подробно и узнаем, есть ли решение.
Отсутствие личного общения с преподавателем - теперь не получится в любое удобное время найти преподавателя, чтобы он объяснил вам непонятную тему, поставил отметку во внеурочное время или проверил домашнее задание. Все общение в строго регламентированное время, и уговорами повлиять на сроки выполнения не получится. Что же делать: придется приучить себя к дисциплине и фиксированию сложных моментов на бумаге. Потом, во время занятия можно задать интересующие вопросы и ничего не упустить.
Технические проблемы в ходе дистанционного обучения - система образования позволяет при помощи программы Zoom в один миг решить вопрос связи преподавателя с сотнями студентов по сети для проведения лекции. Но что, если один не слышит, а другой не видит? Нужно до автоматизма довести работу технических средств и программ, чего в университетах пока не могут сделать. Для вуза перевести всех на дистанционное обучение связано с огромными финансовыми затратами. Кроме оснащения всех преподавателей и студентов нужными техническими средствами и программным обеспечением, нужно найти и подготовить специальные кадры, которые будут помогать решать проблемы технического характера в процессе обучения. Каково решение: использовать уже готовые решения, популярные во всем мире. Можно взять успешный опыт онлайн-школ и курсов. Использовать опробованные средства: для проведения видео-конференций Skype, Zoom - здесь каждый участник может задавать свои вопросы и видеть собеседника; платформы с готовым контентом для самостоятельной работы дома (типа Moodle) [1, 220].
Нет возможности развивать навыки живого общения (с преподавателями, учащимися, администрацией вуза) - поиск друзей и знакомых по интересам, налаживание связей и полезных контактов, даже возможность списать или договориться насчет конспекта - всего этого теперь нет в дистанционном обучении. Эта же актуальная проблема вызывает трудности для учителя при дистанционном обучении: отсутствие живого контакта не дает понимания, чем живет и дышит современная молодежь, чтобы развиваться в том же направлении. Теперь придется надеяться только на себя. А что до живого общения, то нужно искать его в других местах: кафе и кино, театрах и выставках.
Не все профессии можно освоить дистанционно - сначала мы сталкиваемся с тем, что не любую профессиональную практику можно пройти дистанционно. Например: педагогическую, культурологическую, творческую (музыканты, актёры и другие) медицинскую, строительную, на производстве и т.д. Но теперь перед нами стоит еще более сложная проблема: оказывается, что не каждую профессию в принципе можно освоить удаленно. Как делать вскрытие или осматривать место преступления по сети? Как лечить животных и делать уколы пациентам? Как проводить буровые работы и проводить археологические раскопки? Что делать: для таких профессий чаще всего существует смешанная система обучения, когда часть занятий проходит дистанционно, а часть вживую.
Отсутствие самомотивации и самодисциплины - не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Все это осложняется еще и тем, что часто студенты выбирают профессию неосознанно. Они еще не сталкивались вживую с той профессией, которую выбрали для себя. Отсюда и отсутствие осознанного желания скорее к ней приступить, к чему приведет лишь успешное обучение. Для других хорошим мотиватором является регулярный контроль преподавателя и личный контакт с педагогическим составом. Особенно это важно для первокурсников, которые еще не приноровились к местным правилам и обычаям и не знают, насколько важна самостоятельная работа. А ведь в школе к этому не готовят (домашнее задание не в счет, оно ни в какие рамки не идет с тем, что задают в университете). Как быть: пробуйте найти свою мотивацию к обучению - для этого существуют разные техники. Работайте над самодисциплиной. Если не удается, соберите группу единомышленников, чтобы помогать друг другу.
Студент не может сравнивать свои достижения с достижениями сокурсников -речь идет не об оценках, а о работе на занятиях. Ответ у доски, навыки работы на семинарах, выступления на конференции и другое - все это позволяет оценить свои силы, навыки окружающих и в итоге стремиться к совершенству. А при One-line обучении этого нет. В этом случае вы можете свободно и объективно оценивать себя без оглядки на окружающих. Однако нет и показателей - куда расти. Можно попросить преподавателя составить список критериев, по которым вы могли бы развиваться дальше. Или в общем чате (telegram, zoom, skype) попросите сокурсников смело критиковать вас по существу, и, обязательно, узнайте все возможные способы обратной связи с преподавателем и правила общения с ним (удобное время и способ связи).
Отстраненная оценка материала - при традиционном обучении есть шанс, что даже скучный материал может увлечь, если преподаватель дает его с интересно. Эмоциональная окраска и темперамент живой речи преподавателя могут заинтересовать и учеников, облегчить понимание тяжелого материала. Смиритесь с тем, что информация - это всего лишь информация. Оценивайте её критично, а не по эмоциональной окраске речи преподавателя.
Преподавателю сложно оценить невербальные показатели усвоения и понимания материала - непонятные взгляды, длительное молчание после подачи материала, задаваемые вопросы - по всему этому можно оценить степень понимания информации. При необходимости преподаватель может даже найти слабое место и пояснить его «здесь и сейчас», приводя новые примеры, изменяя темп речи и даже способ подачи материала. One-line обучение же ограничивается сухой подачей и контролем, потому что такой тесной связи с учениками нет. Как быть - все недовольства и непонятные моменты озвучивайте сразу же. Помните: преподаватель не умеет читать мысли и может даже не видеть вас. Помогите ему увидеть слабые места и устранить их.
Обезличивание преподавателя и студентов - когда преподаватель видит перед собой ученика, он видит личность: со своими достоинствами и недостатками, проблемами и жизненной ситуацией, особенностями усвоения информации. Все это позволяет подходить к каждому индивидуально. И вот тут возникают основные сложности дистанционного обучения. При One-line обучении учеников воспринимают как объектов, общую массу. Это создает определенные психологические проблемы в организации эффективного дистанционного обучения. Рекомендуем вам научиться видеть здесь свои плюсы. Например, преподаватель не знает вас, а значит, будет относиться к вам объективно. Отношение ко всем будет равное. А это создает более психологически спокойную среду для учащихся [2, 192].
Соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля выполнения домашнего задания - отсутствие личного контакта и общения приводят к тому, что ученик перестает видеть смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А преподаватель не имеет возможности проверять работу студентов достаточно качественно. Значит нужно просто созреть и понять, что учеба нужна в первую очередь студенту, и только при самостоятельном обучении в голове отложатся нужные знания. Ну а если раз в год понадобится чья-то помощь, на знания это никак не повлияет. Не у всех есть возможности учиться онлайн. И дело не только в деньгах, но и в отсутствии высококачественной связи во многих регионах нашей страны. Это делает оne-line обучение затрудненным или вовсе невозможным.
Многие пугаются, что при дистанционном обучении студент остается один на один со своими проблемами. И пока система не доведена до совершенства и автоматизма, скорее всего так и будет. Не забывайте, у нас еще слишком мало опыта. Поэтому ошибки будут неизбежны. Однако, решение данных проблем в наших руках, так давайте решать их вместе!
Список литературы /References
1. Никуличева Н. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация / Наталия Никуличева. Москва, 2019.
2. Дистанционное обучение. Учебное пособие для вузов. Москва, 2018.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА-МЕЛОДИСТА ТУХТАСИНА ДЖАЛИЛОВА (1896-1966) Батиров Йу. Email: [email protected]
Батиров Йулдашали - старший преподаватель, кафедра музыкального образования, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: актуальность и необходимость темы данной статьи заключается в том, что после обретения самостоятельности Республики Узбекистан, музыкальное искусство поднялась до уровня государственной политики, возрождения национальной музыкальной культуры и ее развития.
Узбекская народная и профессиональная музыкальная культура славится своим устным творчеством, уникальным мастерством, уникальным опытом и построением собственных музыкальных школ, именами многих известных исполнителей, среди которых есть и Тухтасин Джалилов.
Тухтасин Джалилов является один из ярких представителем узбекского национального музыкального искусства, продолжателем великих мастеров-исполнителей. Он отличаются от других народных певцов своей многогранной творческой деятельностью.
Ключевые слова: бастакор, композитор, исполнитель, народные музыкальные инструменты, испонитель на гиджаке, исполнитель на дутаре, исполнитель на танбуре, музыкальная драма, опера, ария, руководитель, ансамбль, оркестр, труппа, музыка, сигнал, песня, педагог, устоз, дирижёр.
THE LIFE AND WORK OF THE MELODIST-COMPOSER TUKHTASIN JALILOV (1896-1966) Batirov Yu.
Batirov Yuldashali - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the relevance and necessity of the topic of this article lies in the fact that after gaining independence of the Republic of Uzbekistan, musical art has risen to the level of state policy, the revival of national musical culture and its development. The Uzbek folk and professional musical culture is famous for its oral creativity, unique skill, unique experience and the construction of its own music schools, the names of many famous performers, including Tukhtasin Jalilov.
Tukhtasin Jalilov is one of the brightest representatives of the Uzbek national musical art, the successor of the great master performers. He is distinguished from other folk singers by his multifaceted creative activity.
Keywords: bastakor, composer, performer, folk musical instruments, gijak performer, dutar performer, tanbur performer, musical drama, opera, aria, leader, ensemble, orchestra, troupe, music, signal, song, teacher, ustoz, conductor.