УДК 005.1 DOI 10.12737/13341
Получено 18.05.2015 Одобрено 31.07.2015 Опубликовано 17.09.2015
Уколов В.Ф.
д-р экон. наук, профессор, научный руководитель Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС (Институт), Москва
e-mail: [email protected]
живое управление для деловых людей
Аннотация
В статье рассматривается сущность живого управления для деловых людей. Раскрываются культурные истоки управления, приводятся гуманитарные знания и показывается, как на них основываются живые практики. Используются философские, психологические, этические, онтологические инструменты живого управления.
Ключевые слова:
истина, пространство смыслов, возвращение к культурным истокам, динамика жизни, гуманитарные знания, философия управления, психология, этика, онтология управления, цивилизационные вирусы.
ukolov V.F.
Doctor of Economics, Professor, Scientific Supervisor of the Moscow International Higher Business School MIRBIS (Institute), Moscow
e-mail: [email protected]
Living Management for Business People
Abstract
The essence of living management for business people is considered in this paper. Cultural origins of management are revealed, humanitarian knowledge is presented, and it is shown as living practices are based on this humanitarian knowledge. Philosophical, psychological, ethical, ontological tools of living management are used.
Keywords:
truth, space of meanings, return to cultural origins, dynamics of life, humanities knowledge, management philosophy, psychology, ethics, management ontology, civilizational viruses.
В современном мире, ориентированном на рост потребления, происходит активное преобразование объектов управления, изменение окружающего их пространства и самого управления . Ориентация цивилизации на доминирование потребления как на основную целевую установку общества ведет к выхолащиванию ценностей, изначально заложенных в человеке вместе с его национальной культурой. Проверенные тысячелетиями и прочно закрепившиеся в культуре народов мира ценности стали подменяться новомодными потребительскими ориентирами, чуждыми к восприятию умом, сердцем и сознанием человека В результате управление, без использования исконных ценностей, все больше превращается в неживую, неодухотворенную систему и не способно решать задачи преобразования в направлении полноценного развития человечества
Чтобы сохранить цивилизацию, необходимо вернуть управление к культурным, духовным истокам и ценностям . Требуется также знать не только приобретенные, профессиональные возможности человека, но прежде всего те, которые заложены в нем изначально от природы . Управление тогда живое, когда в нем используются умственные, душевные, духовные, чувственные, телесные, возможности, воплощенные не только в технико-технологических, но и в современных гуманитарных знаниях
Дело в том, что принятие управленческих решений требует от управленца культурного, философского и психологического знания . При этом следует иметь в виду, что долгосрочный положительный эффект от реализации решений в большей мере зависит от того, какова философия и ценностная ориентация заложенных в нем мероприятий, чем от хорошего материального и финансового их обеспечения. Такое знание особо важно именно сейчас потому, что современные цивилизационные вирусы, выросшие на почве доминирующей в мире философии потребления, разрушают крайне уязвимые исторически сложившиеся жизненные традиции и вековые устои государств, которые весьма трудно адаптируются к непроверенным длительным временем циви-лизационным изменениям В результате происходит активное «расчеловечивание» народа, темпы которого настолько велики, что не идут ни в какое сравнение с тысячелетней историей закрепления правил поведения людей в процессе жизнедеятельности
Защитные механизмы от цивилизационных вирусов заложены в гуманитарных знаниях, которые должны быть в арсенале современных инструментов управления и принятия решений управленцами нового поколения, работающими на ключевых позициях в сфере бизнеса, органах государственной власти и политического управления
Использование гуманитарного знания напрямую связано с адекватностью входящих в него составляющих структуре человека . Оно необходимо для того, чтобы раскрыть полноту возможностей человека в реализации управления . Это касается необходимости задействования в живом управлении: головы — умственных, интеллектуальных способностей индивидуума, его интеллекта (изучается философией и психологией); сердца — философии сердца [1] (изучается философией, онтологией, эстетикой); души — жизненного опыта, искусства, культуры, традиций (изучается философией); духа — религии, веры (изучается богословием); тела — физиологии, рефлексии (изучается экологией человека) Использование всех составляющих структуры человека, через применение на практике гуманитарных знаний оживляет управление, нацеливает его на реализацию концептуальных основ философии ценностей, снижает доминантное влияние философии потребления на развитие человечества, ведет к сохранению ресурсов на планете, способствует балансу между удовлетворением потребностей и соблюдением библейских заповедей развития цивилизации
В основе гуманитарного знания лежит культура, которая в современном понимании является «системой смыслов» [2]. Управленец, как собственно и любой человек, живет в пространстве смыслов . Фундаментальные смыслы культуры раскрываются в народных мифах, через которые человек сообразует себя с миром и познает собственную природу. Народные мифы превращаются в национальные традиции, поддержание которых способствует национальной и межнациональной ориентации населения . Разнообразие национальных традиций формирует жизненный уклад народа
Сохранение традиций способствует сохранению культуры. Сохранение культуры ведет к сохранению народа. Сохранение народа, многообразия жизненных укладов ведет к созданию самодостаточной, стабильно развивающейся системе многонационального государства и системы управления, обеспечивающей нормальные условия его жизнедеятельности.
Обратимся к такой составляющей гуманитарных знаний, как философия . Философия как инструмент практического воплощения мировоззрения является важнейшим методом познания, дающим возможность управленцу сделать правильный выбор ценностных ориентиров и на этой основе осуществить преобразование управления Философия базируется на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из его духовности, традиций, культуры и языка, и исходит из такого фундаментального принципа,
как единение и сохранение народа . Целевые ориентиры, вкладываемые в систему управления, не должны расходиться с теми ценностями, которые заложены в самом народе Философия — инструмент, ориентирующий управление на то, чтобы система не отклонялась от базовых ценностей государства и многонационального народа, ради которых оно осуществляется
Философские знания являются своеобразным компасом, ориентирующим управленческую деятельность на ключевые ценности и национальные интересы . При этом первопричина создания живого управления коренится в человеческой сущности самого управленца. Его решения должны соизмеряться с духовными ценностями и ориентирами народа. Необходимо культурное возрождение человека и, в частности, управленца, восстановление связей, способных соединить в нем духовную и реальную историческую действительность, обеспечение целостного мировосприятия, при котором нет места для внутренней разобщенности и раздвоения личности, порождающих тягу к соблазнам чужого мира
Важной составляющей гуманитарных знаний является психология, играющая существенную роль в живом управлении. Глобальная проблема России состоит в необходимости восстановления психологического кода нации, цивилизационной идентичности народа, присущих ему психологии и силы духа, способной противостоять вызовам западной культуры.
Современные концептуальные основы психологии живого управления хозяйственными системами включают:
• сохранение условий жизнедеятельности русского народа, тесно связанных с его культурой;
• выбор типа хозяйственной системы, отвечающей культурным, природным, духовным и психологическим основаниям народа;
• поддержание психологического уклада народа адекватного русскому типу создаваемой хозяйственной системы;
• установление адекватных психологических взаимосвязей между хозяйствующими субъектами и целевыми ориентирами развития системы;
• достижение необходимого соответствия между целевыми установками развития общества, системой управления в общественно-государственной сфере и бизнесе и психологическими моделями поведения народа;
• учет особенностей психологической структуры субъекта хозяйствования, связанных с присутствием в ней различных информационных секторов;
• установление коммуникационных каналов, обеспечивающих перенос информации, желательной
для субъектов управления, на психологическую структуру человека;
• социализацию личности, реализацию надсис-темных психологических функций;
• использование тонких психологических технологий управления хозяйственными системами Для России, исходя из психологического кода нации
и пройденного исторического пути ее развития, присущи такие психологические установки, которые ориентированы в первую очередь на высшие цели жизни, поскольку величие ее народа, его вклад в историю человечества определяются не только могуществом государства и уровнем развития экономики, но и прежде всего культурой народа
Практическая психология содержит поведенческие аспекты субъектов управления . Без учета психологического фактора, особенностей мышления и поведения управленцев [3] современные механизмы управления нежизненны . Они не обеспечивают полноценного воздействия на объекты хозяйственной системы Должный эффект функционирования управления обеспечивается лишь при установлении между хозяйственной системой, субъектом хозяйствования и целевыми ориентирами развития общества жизненных психологических взаимосвязей.
При этом целевые жизненные ориентиры развития общества определяют тот или иной психологический тип хозяйствующих субъектов Определенный тип хозяйственной системы формирует соответствующий ему тип субъекта хозяйствования, с присущей ему особой психологией поведения .
Первый тип хозяйственной системы ориентирован преимущественно на «землю» и является при-родно-ориентированным . Его особенность заключается в формировании субъекта хозяйствования, глубоко чувствующего свою зависимость от природного ресурса и экологических условий Такой тип субъекта хозяйствования оказывает влияние на формирование соответствующего психологического портрета общества, остро реагирующего на изменение состояния природы, обеспечивающей фундаментальные основы его жизнедеятельности . Здесь главенствует психология человека природного
Второй тип хозяйственной системы ориентирован на «труд» и формирует уже иного субъекта хозяйствования, в подсознании которого доминируют психологические установки, нацеленные на преимущественное использование своих трудовых возможностей и способностей Для него состояние природы воспринимается в основном как средство производства, а условия труда не играют определяющей роли по сравнению с самим трудом . Как правило, у общества, ориентированного на «труд»,
формируется пассивная психологическая позиция по отношению к экологическим проблемам и к деятельности, нацеленной на сохранение естественных природных ресурсов
Третий тип хозяйственной системы ориентирован преимущественно на «капитал» . Для психологического портрета такого общества характерно использование способов жизнедеятельности, нацеленных на наращивание капитала, в первую очередь на приумножение финансового капитала В данном случае формируется общество, активно манипулирующее психологическими отношениями, обеспечивающими формирование богатства, основанного на управлении капиталами различного вида
Таким образом, каждому типу хозяйственной системы присуща своя особая психология поведения и психологический уклад жизнедеятельности общества. В связи с разнообразием типов хозяйственных систем принципиальной становится проблема выбора пути развития общества и систем управления, в полной мере учитывающих психологические особенности народа и его целевые ориентиры
Мотивация управленческой деятельности менеджера, взаимодействующего с субъектами хозяйствования при разработке и реализации решений, базируется не только на материальной основе . В первую очередь мотивация должна быть направлена на соблюдение ценностных ориентиров развития. В ней также присутствует хозяйственное сознание личности, формирующейся на базе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей. При этом большое значение имеет бессознательное начало в психике отдельного индивида и масс, которое коренится в совокупности закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций В разных типах хозяйственных систем характер активных волевых действий менеджеров и субъектов хозяйствования различен, поскольку они определяются ценностью целей, стоящих перед ними Поэтому весьма значимыми становятся вопросы, раскрывающие генезис целевых ценностных ориентиров общества и связанных с ними хозяйственных систем Ценностные ориентиры и целевые установки развития общества должны соотноситься с основными уровнями управления и с адекватными им психологическими моделями поведения руководителей и рядовых менеджеров . Это достигается следующим образом
На системном уровне, затрагивающем всю систему управления с ее иерархией целей и взаимосвязями, должны учитываться ценностные ориентиры, заложенные глубоко в подсознании людей, обладающие свойством поразительно высокой устойчи-
вости и обусловливающие определенный тип психологического поведения личности в процессе управления . Они должны пронизывать и скреплять все уровни системы управления, обеспечивая взаимосвязь между ними и общность психологической основы Таким образом, в зависимости от ценностных ориентиров, целевых установок и психологии общества формируются предпосылки к дифференцированному выбору того или иного типа хозяйственной системы и соответствующих ему особых методов и структур управления
Для того чтобы управление стало живым, необходимо также возродить хозяина-предпринимателя. Истинный хозяин-предприниматель кроме побудительных мотивов получения прибыли или дохода обладает стремлением сохранить, укрепить, расширить полноту функционирования и развития той целостной одухотворенной системы людей и процессов, которую он воспринимает как свое хозяйство Философия управления хозяина-предпринимателя основывается на его ментальности, отношении к экологической, социальной и экономической подсистемам, которые тесно взаимосвязаны . В социальной подсистеме происходит формирование ценностных ориентиров и приоритетов развития В экологической подсистеме конструируется среда обитания человека. Экономическая подсистема генерирует отношения, касающиеся освоения, сохранения и развития пространства хозяйствования
Управление, направленное на взаимодействие, сохранение и гармоничное развитие этих подсистем, формирует живую, полноценную среду обитания человека . Его главнейшая функция — поддержание естественных природных процессов, обеспечивающих воспроизводство среды обитания и народа как целостного организма
Этика как неформальные правила управления, закрепленные в институциональной системе и среде, имеют свое продолжение в формальных институтах Православная хозяйственная этика, например, является системой добровольных моральных ограничений участников процесса управления, осуществляемых на основе культурных ценностей, свойственных данному учению и проверенных тысячелетней историей развития российского государства Она играет основную регулирующую и защитную роль в системе управленческих отношений, реализуемой на основе добровольного волеизъявления ее участников
Живое управление позволяет активно развивать интуитивные формы управления, которые основаны на гармонии, на «музыке звучания исконных ценностей». Развитые в культурном, духовном отношении про-
странства по-своему музыкальны и у тех, кто ощущает сердцем эту музыку, проявляется шестое чувство, вписывающееся в гармонию пространства . Пространство начинает нравиться, мотивируя и побуждая желание управленца постоянно улучшать, совершенствовать пространство В управлении это происходит через эстетику, выставки, вложение средств в строительство храмов, создание произведений искусства
В большей мере такие чувства могут проявляться у состоятельных людей, пресытившихся материальными ценностями, интуитивно ищущими наиболее глубокие смыслы жизни, связанные с ними ощущения и чувства, от которых они получают полное удовлетворение Это повышает и стоимость капитала, которая проявляется через гармонизацию пространства, побуждая состоятельных людей вкладывать средства в развитие территорий
При обучении живому управлению высшего управленческого персонала, главным образом, руководителей компаний и крупных фирм в исследовательском направлении, должны использоваться не только новейшие теоретические разработки и практические материалы, но и современные достижения в области гуманитарных знаний В качестве объекта исследования должны выступать системные, животрепещущие проблемы, остро стоящие перед компаниями, обществом и государством, в том числе и гуманитарного плана
Не исключены и межгосударственные проблемы и последствия их решения, носящие глобальный характер При решении таких проблем руководители должны выступать в качестве консультантов-исследователей, в совершенстве владеющих не только практикой бизнеса, но и глубокими гуманитарными знаниями, позволяющими решать задачи в конкретных сферах жизнедеятельности, с учетом социальных аспектов
Наиболее продуктивно такие проблемы решаются путем работы консультантов-исследователей в команде, разбирающей конкретную проблему в режиме реального времени . Команда должна научиться исследовать новейшие тренды в бизнесе и вырабатывать нестандартные, системные решения Они должны быть взвешенными с экономической и гуманитарной точек зрения и непременно содержащими социальную составляющую для конкретных компаний и социума Решения представляются затем руководству компании устно и в виде отчета Особыми качествами должны быть наделены и сами эксперты-исследователи . Здесь уже недостаточно лишь хороших знаний бизнеса и практико-ориентированных навыков передачи знания о нем
Идеальный вариант консультанта-исследователя для работы на программе DDA — это наличие у него степени доктора наук, подтверждающей исследовательские навыки на уровне высоких требований; практического опыта доведения знания до конкретных, высокодоходных продуктов и услуг и глубоких, системных гуманитарных знаний.
Консультант-исследователь должен также обладать либо собственными изобретениями, либо публично известными личными достижениями в сфере воплощения нового знания в конкретный результат, характеризующий его как генератора нового знания, умеющего преобразовать его в нечто новое, обладающее особыми потребительскими свойствами, не имеющее аналогов на рынке товаров и услуг.
Обучение живому управлению должно быть на пользу всем участникам — слушателям, консультантам-исследователям — и через них — последующим клиентам Слушатели получают возможность близко познакомиться с консультантом-исследователем и представляемой им компанией, ее деятельностью Они должны убедиться в том, какая теория и какой метод реально работают.
Консультант получает возможность по-новому взглянуть на свои исследования, когда он обсуждает полученные результаты со слушателями, получив их реакцию на предлагаемые решения Использование гуманитарного знания также оказывает влияние на самого исследователя-консультанта, погру-
жая его в тайны нового, исследуемого материала, возникающего на стыке дисциплин, при соединении их в процессе решения системных задач
Клиент или заказчик исследования может воспользоваться уникальным ресурсом — результатами работы нескольких команд слушателей из различных сфер бизнеса, в которых каждый участник является руководителем высшего уровня Команды представляют несколько вариантов исследования и решения одной и той же проблемы Каждый вариант, представленный заказчику, должен быть убедительным, удивительным и находящимся в высшей степени пригодности для практической реализации, как инновационный продукт, обладающий уникальными потребительскими свойствами
Итак, живое управление основано на возвращении государства и его народа к культурным, духовным истокам и ценностям, проверенным тысячелетиями, и использовании их в управлении. Живое управление показывает участникам исследовательского обучения, как идти, продвигаться к постижению истины в процессе работы с хозяйственными системами . Оно гармонизирует отношения внутри самой хозяйственной системы, балансирует ее взаимодействие с внешней культурной, социальной средой, сохраняет природу как воспроизводственный базис народа и нацеливает человека на постижение истины через управление в динамике жизни Причем жизнь, истина, живое управление и путь в данном случае связаны между собой неразрывно
Литература
1. Сковорода Г.С. Философия сердца прошлого для будущего: ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Т. 24 (65). 2012. № 4. С. 42-49.
2. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. 376 с
3. Альт шуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. 8-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2015. 402 с.
References
1. Skovoroda, G.S. Filosofija serdca proshlogo dlja budushhego [The philosophy of the past for future heart.]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacionalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Serija "Filosofija. Kul'turologija. Politologija. Sociology a" [Scientific notes of Taurida National University. VI Vernadsky series "Philosophy. Cultural Studies. Politics. Sociology"]. 2012, V. 24(65), I. 4, pp. 42-49.
2. Pelipenko A.A., Jakovenko I.G. Kul'tura kak sistema [Culture as a system]. Moscow, Izdatel'stvo "Jazyki russkoj kul'tury" Publ., 1998. 376 p.
3. Al'tushuller, G. najti ideju: Vvedenie v TRIZ — teorija reshenija izobretatel'skih zadach Genrih Al'tushuller [Find the idea: Introduction to TRIZ — Theory of Inventive Problem Solving]. Moscow, ATpina Pablisher Publ., 2015. 402 p.