Научная статья на тему 'Актуальность разработки философских парадигм управления социумом'

Актуальность разработки философских парадигм управления социумом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
332
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / РЕФЕРЕНТНОСТЬ / ГЕТЕРАРХИЯ / MANAGEMENT / PHILOSOPHY OF MANAGEMENT / NONLINEARITY / REFERENTIALITY / HETERARCHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баркова Валентина Васильевна

Через призму историко-философского подхода дан анализ феномена управления социумом, его базовых компонентов, знаковых для выживания человека и общества в условиях изменяющегося мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF WORKING OUT PHILOSOPHIC PARADIGM OF MANAGING SOCIETY

The author gives the analysis of the phenomenon of managing a society, its basic components significant for a man and a society to survive in the context of changing world. The analysis is given from the perspective of historic and philosophic approach.

Текст научной работы на тему «Актуальность разработки философских парадигм управления социумом»

УДК 101.1

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ФИЛОСОФСКИХ ПАРАДИГМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИУМОМ

Баркова Валентина Васильевна,

Челябинский государственный педагогический университет, профессор, кандидат философских наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: barkovavv@cspi.ru

Аннотация

Через призму историко-философского подхода дан анализ феномена управления социумом, его базовых компонентов, знаковых для выживания человека и общества в условиях изменяющегося мира.

Ключевые понятия: управление, философия управления, нелинейность, референтность, гетерархия.

Социальная действительность, как об-щежительность, взаимные отношения людей, обязанности в жизни, как всё то, что не вымышлено и имеет место быть, исторически создавалась повседневными нуждами и практиками человека для удовлетворения его биологических, духовных и социальных потребностей. Проявляя себя активным субъектом социальной реальности и осознавая имеющийся особый смысл внутри целого и самого себя, человек становился открытым для возможностей освоения мира. Схватывая новое «здесь и сейчас» и лишая его потаённости, он применял освоенное в бытие как то, «с чем можно или нужно иметь дело» (Аристотель). Причём логика вписывания нового в практику жизненного мира определялась установкой отнесения его к тому, что хотелось бы утвердить в качестве стезей дальнейшего личностного развития в «бытие-пути». Разрастание способов удовлетворения потребностей общества и человека стимулировало необходимость каким-то образом закрепить, овнешнить удачные опыты организации деланья жиз-небытия на перспективу дальнейшего его продвижения при воспроизводстве того, что полезно, обеспечивает безопасность и комфортность существования человека и общества. И в результате с выходом за пределы осевого времени в многовеерной палитре человеческой практики обнаруживается «вошедшая в круг непотаённого» (М. Хайдеггер) деятельность, направленная на организацию, координацию работ и даже вмешательство в них на основе рационально выстроенных целей и задач, оптимального способа регулирования и решения возникающих проблем. Древние мыслители этот вид деятельности назвали управлением. Всматриваясь в исторический процесс освоения человеком человеческого вида бытия, объединения и соорганизации его с другими людьми, следует умозаключить, что феномен управления древнее даже философии. Лишь после того как ландшафт осмысляемых процессов обозначил себя в истоках своего назначения, философская мыследеятельность сумела осмыслить значимость феномена управления, превратившегося во вместилище разнообразных способов рациональной организации человеком своей жизнедеятельности, стремлений приблизиться к собственной завершённости и воплощению своих интенций.

Сформировавшись в недрах философской мыследеятельности до понятийной полноты «уже несокрытого», образы феномена управления обозначили «своё

вот бытие» не сразу. Они обнажали его по мере готовности человека к восприятию и пониманию их культурной основы, смысла, объективных связей и отношений между понятиями и явлениями действительности. Самопрезентацию феномен управление открыл с явления себя в таких позициях понятий, как хаос, вмешательство, порядок, мера, гармония, нестабильность, координация, регуляция, организация. Причём эти понятия не просто демонстрировали возможность «знающего разума», но и отражали тот факт, что в лоне категориально схваченных состояний управления как вида деятельности развёртывается реальная онтология взаимосвязи бытия открытых, сложнодинамических систем - природы, человека, общества. При первом приближении к феномену управления его можно отобразить как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый вид деятельности, способствующий достижению максимального эффекта при минимальных затратах ресурсов, усилий и времени. А. Тихонов неоднократно в интереснейшей работе «Социология управления. Теоретические основы» отмечал, что отношения управления исторически пронизывают все этажи общества: социетальный, институциональный, региональный, менеджерально-корпоративный, уровень местного самоуправления. В него вовлечены все активно действующие социальные группы и слои населения [4, с. 70]. В роли первых управленцев, как правило, выступали философы. Они разрабатывали и руководили экономической деятельностью в городах-полисах - например, известные реформы Солона. Платон и Аристотель рассматривали вопросы управления обществом в контексте государственного строительства. Хозяйственной деятельностью и аналитикой военных управленческих действий занимались Геродот, Плутарх, Ксенофонт, Сенека, С. Туллий, Тиберий и Гай Гракхи, Гай Секунд Плиний Старший, Цицерон и т.д. Платон даже настаивал на том, что очень мало есть людей, обладающих знанием управлять. Да и само оно «одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости» [3, с. 219]. И в последующие эпохи вопросы управления обществом не покидали предметных полей философского интереса, что нашло отражение в творчестве А. Блаженного, Боэция, Ф. Аквинского. В эпоху Возрождения и Нового времени проблемы философского осмысления особенностей социального управления нашли развитие в работах Ма-

киавелли, Ф. Бэкона, М. Монтеня, Б. Спинозы, К. Гельвеция, Т. Гоббса. Д. Локка, Р. Дидро. Субъектно-объектные отношения в рамках управленческих действий, неравенство между людьми, как предпосылки возникновения социального управ-ления,рассматривались в работах А. Смита, Д. Юма, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л.А. Фейербаха.

Новоевропейская философия, «подстёгиваемая» нарастающим рационализмом познания, открытиями в естествознании, прагматическими нуждами промышленного производства, социальной дифференциацией, развивала идеи о том, что в ходе эволюции природы сформировались некие закономерности, самоорганизующие процессы внутри и между сложноор-ганизованными системами мироздания. На социальном уровне - это феномен управления. Процесс, организующий целенаправленное «вмешательство» в человеческую деятельность и социальность [5, с. 9]. Он выполняет антиэнтропийную функцию, перестраивая социальный хаос в порядок. Хайдеггер в «Бытие и время» писал, что бытие непрерывно связано с неустранимой незавершенностью [6]. Оно «даёт себя» как открытая возможность. Понимание управленческой деятельности как механизма самоорганизации социального во всей его многогранности и мно-гослойности подтверждает не только то, что бытие не завершено, всегда не закончено. Но и то, что незавершенность является следствием и причиной дальнейшей дифференциации сложноорганизованных систем и специализации структурных блоков материального мира, в том числе и в сфере социального. Эпистемологическая незавершенность бытия обнажает общие и особые моменты в процессах «организации порядка» в лоне живой и неживой материи. Концептуализация онтологических состояний уровней миробытия материи даёт возможность умозаключить, что в неорганической природе властвует стохастическая самоорганизация. Управление же, открываясь зову проявленного бытия в его сущностном единстве, имеет целенаправленный и рационально упорядоченный характер самоорганизации.

Социальное управление, как многоуровневые управленческие действия в общественной системе взаимоотношений субъект-объектного порядка, даёт себя как «вот - сущее бытие» там, где люди работают сообща, коммуникатируют друг с другом, утверждая своим присутствием

«вперёд-себя-бытие» (М. Хайдеггер) в конкретной исторической эпохе, в конкретной точке исторического пространства. Обладая ощутимой вмещающе-размещаю-щей мощью, социальное управление объективно даёт возможность совершить «разбивку бытия», определить границы своего присутствия в мире и языке. Эксплицитное схватывание философией некой глубинной подвижности фактической жизни феномена управления закономерно привело к выделению в структуре знаний об обществе матрицы философии управления социумом, актуальность появления которой детерминирована целым рядом проявившихся в последнее время обстоятельств в развитии материально-производственных, общекоммуникативных, когнитивно-гносеологических и иных сферах социального бытия. Общество как целостность, выносив в своём лоне нелинейный, многомерный характер сущностных начал социального, стало обнаруживать нарастание напряжённости в сферах своей жизнедеятельности. Рассогласованность тенденций их развития с содержанием и формами управления. Когда в XXI в. к изучению философии управления «подтянулись» феноменология, герменевтика, экзистенциализм, аналитическая философия, постмодернизм, появилась возможность в едином социокультурном пространстве консолидировать их смысловые ядра. Открыв тем самым новые поля трансдисциплинарных исследований и наметив коммуникацию разных философских подходов с целью выработки другой парадигмы философии управления социумом. Отражающей ситуации «прошивания» жизненного мира человека онтологической неопределённостью и неравновесностью базовых композиций общественного бытия, подвигающих социум к хаосу и неуправляемости.

Исторически теория управления сформировалась как методология развития социальных сфер человеческой практики на основе трёх базовых скреп этого феномена: институциональной, функциональной, инструментальной. Философия же управления социумом не имеет своей задачей исследование тонкостей экономических, юридических, политических и других аспектов управления. Её цель - изучение методологий, их взаимодействия в истории социального строительства, системных связей общественных явлений в их взаимопроникновении и взаимовлиянии, основных понятий, законов, принципов, гетерархий, фиксирующих тот факт, что в развитии структурных

подразделений социального целого ни за одним из них не закреплена постоянная роль ведущего. Допускается коалиционное объединение высших и низших уровней в единую систему действия [7]. Неслучайно «проблемные поля» философии управления социумом имеют гетерогенное содержание, вбирая в себя следы классической, неклассической и постнеклассической фи-лософско-исследовательских практик. Переплетая в себе как сетевой анализ систем социальных связей и отношений, так и линейный, нелинейный, ноосферный, семиосферный, темпоральный подходы. Методологическая рефлексия этих обстоятельств высветила потребность в смене «фокусных» расстояний между практикой применения матриц философии управления социумом и использованием в них различных теоретико-исследовательских стратегий, адекватных новым тенденциям в социальном познании. Таким образом, методологией в философии управления социумом становится даже сам процесс поиска точек пересечения разных когнитивных систем для обеспечения диалога философий управленческих культур. Актуализация дееспособности философских парадигм управления социумом необходима и в свете процессов, которые происходят во всех цивилизованных сообщества мира, сферах их жизнедеятельности: экономике, политике, геополитике, культуре, духовности, языке, жизни наций. Глобализация размывает и деформирует самосознание большинства народов, обостряя проблематичность человеческого существования, управления социальной реальностью, которая тысячелетиями ткалась и созидалась народами мира, как знак их выделенности из природы вещей и степень преодоления ими в себе зоологических инстинктов. Знаковой маркировкой изменений в ориента-циях человека по отношению к окружающему миру, природе, людям стал рост гедонистических настроений, приводящих к деформации личности, разрушению вертикали ценностных иерархий. Страх и растерянность засевают пространство сознания человека пассивностью, и как следствие, отказом от личностного долженствования, что неизбежно приводит к «расчеловечиванию» человека (Ф. Достоевский).

В этой связи возрастает потребность в пересмотре философии управления федерацией российских народов, которые продолжают движение по пути инновационного строительства своей действительности. Стремясь воплотить в реальность

такие гуманитарные ценности и целепола-гания, которые позволили бы ей поднять на качественно иной уровень субъективную удовлетворённость социальным бытием российской нации, смыслы её консолидированного развития и ответственности. Создание условий для коррекции ценностных ориентаций россиян в современных условиях бытия. «Надламывающие» динамику управленческих усилий события в России обусловлены рядом факторов. С одной стороны, нестабильным состоянием социума, гуманитарными катастрофами, последствиями глобализации, угрозой экологического кризиса, природными катаклизмами, международным терроризмом и т.д. С другой - теоретико-методологическим кризисом социального знания и отсутствием философских парадигм управления социумом, способных адекватно отражать, прогнозировать и анализировать динамику изменений социальной действительности вовне и внутри российского мира. Социальные повороты и кризисы обнажили глубинные изменения знаний об обществе. Эти изменения обусловлены сдвигами в конфигурациях социальной структуры. Появлением сил и форм, определяющих эти сдвиги. Традиционные управленческие ориентиры не способны расшифровать картоидную матрицу этих сдвигов и их социальные проекции. Фрагментарность в аналитике указывает на несоразмерность представлений об управлении социумом - реальной диалектике человеческих взаимосвязей и стратификационным особенностям социальной системы. На неадекватность методологических средств познания способам управления воспроизводством социального. На неот-рефлектированность философских, социо-гуманитарных управленческих позиций по отношению к изменениям в социальной реальности. Осознание трансформаций социальной реальности и необходимости обновления парадигм философии управления социумом подвигает учёных искать такой тип дискурса, который был бы способен выразить социально-коммуникативные ориентации российского человека в современных реалиях отечественного бытия. Выявить и представить иные критерии понимания им полноты человеческого существования, те, что в свое время не были распредмечены, но в «свернутом» виде сохранились в мировидении личности. Предложенные в своё время социальной системой другие социокультурные коммуникации и социальные смыслы так и оста-

лись для неё всего лишь набором «собы-тийствующих» способов бытия. Возникает потребность во введении принципиально новых структурообразующих смыслов и ценностей в философию управления российским обществом, переконструирования его культурной реальности и воссоздания утраченной личностью целостности всеми видами управления.

Вместе с тем мир социальных интеракций подвижен и неустойчив, порой непредсказуем и непрогнозируем. Он подвержен бесконечным флуктуациям: временным, пространственным, экономическим, культурным, что усиливает энтропийное состояние социальной системы. Как в том или ином случае «сыграет» это состояние и множество его распределённых значений, при постоянно изменяющемся наборе социальных переменных просчитать невозможно. Становится очевидным, что создать универсальные матрицы философских технологий управления социальной реальностью «для всех времён и народов» (по аналогии с естественно-научными моделями) невозможно. Опыт развития конкретной социальной реальности не подлежит экспликации его на другие социумы. Вместе с тем управление, как фактор универсального процесса всеобщего эволюциона-лизма, в социальной системе предстаёт детерминантой самоорганизации живой материи, направляет и регулирует события и явления на всех её уровнях. В этом плане философия управления, как эффективно-конкурентное воздействие на функционирование общественных отношений, представляет собой тот теоретический базис, который даёт возможность осмыслить систему управленческих знаний и умений в их способности изменить или сохранить сущность и стиль общественной жизнедеятельности и человека. Синергетический инструментарий, используемый философией управления, позволяет определить социально значимые для конкретной системы зоны аттракторов, которые, втягивая в себя стохастические элементы, запускают персонально под эту систему механизмы самопреобразования и саморегулирования. Возникающие при этом «петли обратной связи» делают систему принципиально иной, чем при простом взаимодействии структурных элементов, повышая степень её внутренней самоорганизации и самосохранения, делая её поведение целесообразным, так как объект управляется величиной ошибки в отношении объекта к некоторой специфической цели. В роли ко-

торой выступают, как правило, некие идеи национальной консолидации конкретного народа. Однако во все времена среди цивилизованных сообществ в разные эпохи бытийствовали поля «пересечения общих интересов», высших ценностных выборов, связанных с сохранение жизни на Земле, защищённостью человека от опасностей и рисков окружающего мира, природных и социальных угроз. И которые на сегодня стали планетарно центральными и стратегически значимыми для каждой страны мира. Понимание народами значимости парадигм управления национальной безопасностью, социальными рисками, экологическим измерением человеческого бытия и «пошаговым» воплощением их в реальность бытия способно создать ценностно-нормативный базис новой цивили-зационной действительности.

Безусловно, не обеспеченная безопасностью человеческая деятельность становится бесцельной и тупиковой. В шкале ценностей безопасность занимает первое место. В этой «вечной» теме находят отражение проблемы человеческого бытия, коренные интересы социумов, их целостности и суверенности. Ниша безопасности испокон веков выступает хранительницей «социального инстинкта» человека и каждого общественного образования. В создании условий безопасной жизни индивида, общества, защищенности их интересов в различных сферах социальной жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, устойчивого развития страны особую роль играет государство. Именно ему отводится важнейшая функция обеспечения безопасности индивида, общества и самого себя. Вместе с тем новая философская современность фактически сделала очевидным то, что, таясь в глубине сознания, реально движет настоящим. Глобализация, изменив природу социальных рисков, породила тенденции к формированию социокультурных общностей, описанных У. Беком, Н. Луманом, Э. Гидденсом как «общества риска». Где люди вынуждены существовать в условиях нарастающей напряжённости и качественного изменения её содержания. Риск, по Н. Луману, производится социальным способом, т.е. создаётся самими людьми [2]. В этой связи философские парадигмы управления социальными рисками должны опираться на технологии снятия неопределенностей и снижения степеней риска с генерируемых социумом опасностей и катастрофических ситуаций. Осознавая своё объективно-изменённое

состояние, социум обязан для управления кризисными явлениями, как считают учёные, выработать «жесткую» программу необходимых действий - для выживания в условиях риска планетарного масштаба и «мягкую» - как адаптивный, коэволю-ционный потенциал социума в изменяющейся окружающей среде. Органическая форма материи в ходе земной эволюции скульптурировала вид gomo sapiens, который в лоне биосферы Земли обрёл свою экологическую нишу жизни. Однако по мере социального взросления человек всё решительнее стал освобождаться от помочей природы, прислушиваясь к зову пробуждающегося разума. Пытаться в приоткрывшихся «зазорах бытийности» увидеть и понять, что данная реальность бытия представляет собой сейчас, и тем, чем она может стать для него в будущем в своих техногенных измерениях. Открывая тем самым, себя вселенной, поскольку не «прикован» ни к какому горизонту опыта или образцу поведения [1, с. 264-265]. При этом он перестаёт замечать, что каждый новый шаг в овладении силами природы означает и новый шаг в деле разрушения последней, как естественного базиса человеческого существования. Чувствуя себя преобразователем и покорителем природного мира, он перестаёт понимать, что социальный мир, как объективная «частица» природы в целом и биосферы в частности, имеет свои границы бытия. Они задаются условиями фундаментальных социальных констант; нарушение хотя бы одной из них, способно испарить жизнь в мгновение ока. Долгий развод «наук о природе» и «наук о духе» привёл к потере единого смыслового базиса диалектики природы-человека-общества. Для восстановления этой целостности движения мысли «снизу вверх» недостаточно. Требуется дополнение её движением «сверху вниз»: от универсальной модели бытия, построенной на мировоззренческих представлениях, к Вселенной как формы бытия материи. Обозначив движение сходимости, конвергенции естественно-научного и социогуманитар-ного знания в единую картину стохастического, нелинейного миробытия с его метаморфозами «порядка из хаоса и хаоса из порядка». Эйнштейн как-то сказал, что мы не можем решить проблему экологического возрождения, находясь на прежнем уровне сознания. Маркером его изменения должно стать «переключение» сознания с эмпирического регистра на трансцендентальный. Как условие перехода «всегда и

везде» к биосфероцентристским программам действий. Философия социального управления, осуществляя междисциплинарный синтез наук об управлении, способна превратить его в ключ к конструированию новой предметной референтности и формированию продуктивной матрицы философии управления социумом.

1. Борисов, С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет? [Текст] / С.В. Борисов. М.: Флинта; Наука, 2015. 365 с.

2. Луман, Н. Общество общества [Текст] / Н. Луман. М.: Логос, 2004. 280 с.

3. Платон. Государство [Текст] / Платон // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 657 с.

4. Тихонов, А.В. Социология управления. Теоретические основы [Текст] / А.В. Тихонов. М.: Издательство: Канон +, 2009. 472 с.

5. Тихонов, А.В Основания социологии управления [Текст] / А.В. Тихонов. М.: Гуманитарий. 2013. 48 с.

6. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

7. McCulloch, W.S. and Pitts W. (1943) A logical Calculus of Ideas Immanent in Nervous Activity, Bull. Mathematical Biophysics, Vol. 5, pp. 115-133.

References

1. Borisov S.V. (2015) Nauka glazami filosofov: Chto bylo? Chto est'? Chto budet? Moscow, Flinta; Nauka, 365 p. [in Rus].

2. Luman N. (2004) Obshhestvo obshhestva. Moscow, Logos, 280 p. [in Rus].

3. Platon (1994) Gosudarstvo // Platon. Sobranie sochinenij. Moscow, Mysl', T. 3. 657 p. [in Rus].

4. Tihonov A.V. (2009) Sociologija upravlenija. Teoreticheskie osnovy. Moscow, Izdatel'stvo: Kanon +, 472 p. [in Rus].

5. Tihonov A.V. (2013) Osnovanija sociologii upravlenija. Moscow, Gumanitarij, 48 p. [in Rus].

6. Hajdegger M. (1997) Bytie i vremja. Moscow, Ad Marginem, 452 p. [in Rus].

7. McCulloch W.S. and Pitts W. (1943) A logical Calculus of Ideas Immanent in Nervous Activity, Bull. Mathematical Biophysics, vol. 5, pp. 115-133 [in Eng].

UDC 101.1

THE IMPORTANCE OF WORKING OUT PHILOSOPHIC PARADIGM OF MANAGING SOCIETY

Barkova Valentina Vаsilyevna,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Professor, Cand. Sc. (Philosophy), Chelyabinsk, Russia. E-mail: barkovavv@cspi.ru

Annotation

The author gives the analysis of the phenomenon of managing a society, its basic components significant for a man and a society to survive in the context of changing world. The analysis is given from the perspective of historic and philosophic approach.

Key concepts: management,

philosophy of management, nonlinearity, referentiality, heterarchy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.