НАУЧНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ
УДК 65.001 РО! 10.12737/1972
Уколов В.Ф.
д-р экон. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», директор института инновационного управления экономикой
e-mail: [email protected]
Быстряков И.К.
д-р экон. наук, проф., зав. отделом ГУ «Институт экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины» e-mail: [email protected]
ukolov V.F.
Doctor of Economic Sciences, Professor, State University of Management, Director of Institute of Innovative Management of the Economy
e-mail: [email protected]
Bystryakov I.K.
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department «Institute of Environmental Economics and sustainable development of the National Academy of Sciences of Ukraine» e-mail: [email protected]
Научная школа духовно-ориентированного
подхода к управлению професора
В.Ф. Уколова и профессора И.К. Быстрякова
Научная школа взаимодействия власти, бизнеса и общества професора В.Ф. Уколова и профессора И.К. Быстрякова
Аннотация
В статье раскрываются научные школы и приводятся аргументы в адрес целесообразности их развития.
Ключевые слова:
управление, философия, духовность, власть, бизнес, общество, народ, государство, стабильность развития, культура, постмодернизм, эстетика, этика, традиции, жизненный уклад, хозяин, хозяйство, экологическая подсистема, самоорганизация, самовоспроизводство, язык, институциональная среда, научная школа, психология управления, философия управления, адаптация.
Scientific school of spiritually oriented approach to management of Professor Y.F. Ukolov and Professor I.K. Bystryakov
Scientific school of interaction of power, business and society of Professor Y.F. Ukolov and Professor I.K. Bystryakov
Abstract
The article describes the scientific schools and presents arguments against the feasibility of their development.
Keywords:
management, philosophy, spirituality, authority, business, society, the people, the state, the stability of development, culture, postmodernism, aesthetics, ethics, traditions, way of life, the owner, economy, environment subsystem, self-organization, self-reproduction of the tongue, institutional environment, science school, management psychology, philosophy of management, adaptation.
В настоящее время наблюдается активное переосмысление идей, опыта и традиций, сложившихся в различных областях науки. При этом продуцирование новых идей в управлении происходит на пересечении различных отраслей знания: экономики, философии, социологии, культурологии и, конечно, управления. На интегративном философском и проективно-деятельностном уровне, связанном с разработкой русской философии управления и механизма ее реализации, следует отметить современную научную школу управления, в рамках которой развивается духовно-ориентированный подход к управлению и формулируются базовые основания философии русского управления в современных условиях [3].
В рамках развития данной научной школы авторами выпущено более 130 кандидатов и докторов экономических наук. Они непосредственно участвовали в обучении или способствовали духовно-ориентированному обучению десятков тысяч студентов, слушателей, аспирантов и руководителей различных уровней власти и государственного управления. Научные записки, подготовленные в федеральные, региональные и муниципальные органы власти, нашли свое применение на практике и принесли пользу в развитии и совершенствовании системы взаимодействия власти, бизнеса и общества. Выходцы научной школы, занимающие ответственные посты в системе власти, бизнеса и общественных организаций, внесли немалый вклад в процве-
тание российского государства, укрепление его целостности, обеспечение державного единства и стабильности развития.
Научная школа духовно-ориентированного подхода к управлению вытекает из исторически сложившихся базовых основ российского управления, древние корни которого изначально связаны с русским народом, его возникновением и последующим развитием. По мере интернационализации русского народа философия управления развивалась, обогащалась, и к началу ХХ! в. сложилось российское управление. Русское управление впитывало в себя духовность, культуру и традиции других народов, проживающих в России. Но поскольку русский народ был и остается системообразующим народом, объединяющим все проживающие в стране народы в единый российский народ, то и философия российского управления изначально пронизана духовностью, культурой и традициями русского народа, сочетающимися с духовностью, культурой и традициями других народов. Принципиально важно сохранение исконно заданной русскости в российской, духовно ориентированной школе управления, которая, идя эволюционным путем развития, не должна растерять свое базовое основание. Определенный вклад в его сохранение и развитие вносят разработки современных ученых (философов, экономистов, физиков, экологов, социологов и др.).
Важная отличительная черта духовно ориентированной школы российского управления — базирование на общефилософском подходе к хозяйству как к объекту управления, являющемуся системой, состоящей из духовной, природной, социальной и экономической подсистем. Особенности функционирования такого объекта, связанные с воспроизводством экономической, духовной, природной, социальной составляющих хозяйства, а также с получением интегрального синергетического эффекта от их системного взаимодействия, и определяют специфику управления. В хозяйстве наряду с экономическими целевыми установками должны реализовываться неэкономические целеполагания, ориентированные на создание, поддержание и воспроизводство духовных, культурных и традиционных условий жизнедеятельности народа.
Таким образом, характерная особенность российского подхода к поиску эффективных форм хозяйственного управления заключается в акценте на синергетику, формирующуюся путем взаимодействия особых как по набору, так и по сути факторов, исконно присущих российскому народу. С одной стороны, это стремление вывести духовное и куль-
турное основания хозяйственной деятельности на уровень государственной политики и поднять их значение в обществе. С другой — стремление максимально обеспечить условия самовоспроизводства хозяйственных систем через активную самоорганизацию субъектов хозяйствования на самодостаточной основе.
В определенной мере представление о современном хозяйстве как о системе, состоящей из духовной, природной, социальной и экономической подсистем, является следствием разрабатываемых теорий социально и эколого-ориентированной экономики. К основоположникам теории русского хозяйственного управления деятельностью человека следует отнести в первую очередь С. Булгакова и П. Савицкого. Работы этих ученых-мыслителей отличаются одной существенной чертой — стремлением раскрыть категорию «хозяин» как явление духовного порядка. В этом смысле их труды являются базовым основанием, на котором формируется современная русская школа управления.
В числе родоначальников отечественной школы управления нельзя не назвать еще два имени. Это А. Советов и А. Чаянов. Эти яркие представители российской экономической науки стремились показать зависимость экономики от человека, непосредственно соприкасающегося с землей и природой. Они отстаивали экософский взгляд на проблему, показав при этом зависимость типа хозяйства и хозяйствования от земли, природных ресурсов, экологических условий, сделав очевидный вывод о том, что именно объект хозяйствования и те специфические духовные, культурные и природные условия, в которых он находится, определяют выбор русским народом тех или других форм управления. Касаясь именно традиционалистского подхода, в философии выделим работы Ф. Гиренка, в теории хозяйствования — исследования Ю. Осипова, в области управления эколого-ориентированным развитием — труды Н. Реймерса.
Выделим важнейшие положения, на которых базируется научная школа духовно-ориентированного подхода к управлению, представив их под углом зрения эволюции управления. Философия русского управления опирается на глубинные связи между духовными основаниями существования народа, способами его хозяйствования и управления. Духовность народа, отображение окружающего мира в сердце и сознании человека через систему ценностных ориентиров существенным образом влияет на организацию всех систем управления и жизнедеятельности государства. Система управления
через свои целевые ориентиры призвана учитывать те ценности, которые заложены в самом народе, его духовности, что предполагает понимание неразрывного единства человека с природой и обязательного сохранения этого единства. Важнейшей категорией при этом является уровень организованности народа [2], определяющий типы, формы хозяйствования и составляющие системы управления.
Уровень организованности народа тесно связан с формированием пространства его обитания, на котором распространяются идеи хозяйствования. Влияние народа на окружающее его пространство должно быть позитивным, созидательным, ведущим к сохранению традиций и среды обитания. Очень важно подчеркнуть, что пространство это духовная сущность, которую человек пытается воспринимать во взаимодействии с окружающим миром. Пространство не материально в традиционном смысле, оно первично и поглощает материю.
Современное духовное пространство жизнедеятельности не ограничивается конкретной территорией. Оно отражает то, что способны охватить, вместить в себя и удержать человек, общество, субъект хозяйствования, государство. Духовное пространство структурируется. В нем содержатся культурное, политическое, хозяйственное, социальное, географическое, геополитическое и другие виды пространства. К примеру, духовное пространство России характеризуется универсальными православными (христианскими) ценностями, пронизывающими и связывающими культуру многонационального российского народа в единое многообразное целое. Оно взаимоувязывает процессы хозяйственной деятельности и культуру многонационального российского народа, политику и верования людей, развивая и взаимообогащая их. У иных стран есть и другие ценности, которые лежат в основе жизнедеятельности их народов. В духовном пространстве формируются и развиваются все сферы жизнедеятельности общества. Неприятие сущностных основ духовного пространства приводит к негативным процессам и формализации социальной жизни человека, переориентации ее на чужие ценности, не присущие культуре народа.
Пространство с традиционной точки зрения трактуется как среда обитания, существования человека, в которой он старается обрести свое место, положение равновесия через определенные способы жизнедеятельности. Наиболее емкое определение категории «пространство» дано И. Кантом, в соответствии с которым пространство есть форма внешнего созерцания (формальное созерцание), а не
действительный предмет, который можно было бы созерцать внешне. Или другое определение: пространство — это множество, состоящее из элементов любой природы, в котором установлены предельные их соотношения. Наличие предельных соотношений элементов и наполнение этих элементов смыслом жизнедеятельности превращают данное множество в пространство жизнедеятельности. Оно становится владением идеи жизнедеятельности, или идеи хозяйствования.
Человеческое существование зависит от пространства, сохранения его исконных свойств. Люди оказывают влияние на пространство через культуру, политику, хозяйственную деятельность и природу. В результате человеческого воздействия пространство может либо поддерживаться и развивать свои природные свойства, либо разрушаться, меняя структуру, целостность, конфигурацию, обратимость, способность разворачиваться одновременно во всех направлениях (культурном, социальном, природном и др.). В обществе всегда присутствует потребность формирования окружающего нас природного пространства, исходя не только из биолого-физиологического аспекта проблемы, но и особенностей влияния природного пространства и создаваемой им среды на формирование духовного образа народа. Значимость природного пространства, создаваемой им среды и экологической составляющей осознается субъектом хозяйствования через осмысление и конструктивную критику способов социально-экономической организации общества.
Экологическое, социальное и экономическое пространства неразрывно связаны между собой, но их объединение и взаимопроникновение по-настоящему происходят только на основе единых культурных ценностей и традиций. Пространство, в котором функционируют современные организации, чрезвычайно подвижно и изменчиво. В нем постоянно появляются новые институты, процессы и модернизируются старые, включая процессы, происходящие в самой организации. В результате единое пространство, в котором происходят изменения, структурируется на внешнюю и внутреннюю части по отношению к той или иной организации. Общие изменения внешнего пространства первичны по отношению к тем, которые происходят внутри организации. Поэтому последняя вынуждена постоянно приспосабливаться к ним, чтобы эффективно взаимодействовать с внешней средой при сохранении своих базовых ценностных ориентиров.
Принципиальным становится учет смысловых пространств (метапространств), которые в конечном
счете и определяют направления развития организации. Метапространство — это логико-смысловая среда, в которой происходит развертывание хозяйственных образований, формирование связей и отношений, свойственных конкретным территориям. Метапространство можно охарактеризовать и как матричную основу, которая задает режим функционирования не только объектам, но и субъектам хозяйствования.
Для каждого конкретного случая следует идентифицировать хозяйственное метапространство. Идентификация метапространства позволяет выявить причинно-следственные связи, определяющие развитие хозяйственной системы, установить характер выстраивающихся при этом отношений, что в конечном счете существенно снижает риск принятия неэффективных управленческих решений. В ходе экономического, политического или территориального реформирования нельзя допустить разрушения уникального метапространства, обеспечивающего этническую, этнокультурную и этнополитическую самоорганизацию и самостоятельность народа. Метапространство оказывает сопротивление нивелированию национальных различий, ложному представлению о нациях, их жизненном укладе и организации способов хозяйствования.
Научная школа духовно-ориентированного подхода к управлению содержит знание, позволяющее верно идентифицировать новые явления, постоянно появляющиеся в пространстве, связанные с преобразованиями систем управления. Это важно потому, что динамизм преобразований современного пространства из-за искусственных, цивилизационных изменений все больше отдаляет развивающегося человека от лона природы и заставляет искать новые механизмы управления развитием пространства, сохраняющие природную сущность цивилизации и многообразие высококультурных межличностных и межгрупповых отношений в образующихся социально-экономических системах.
Новым явлением, например, для данного периода времени можно считать конструирование Западом особого человека, космополита, свободного от устоявшихся веками культурных традиций и норм. Это человек постмодерна, который воспринимается как интеллектуал, свободно владеющий приемами игры, готовый к постоянной смене правил, а также к отказу от них. Для него характерна своеобразная познавательная логика, ориентированная на восприятие потоков изменчивых форм жизни.
Мышление такого человека ориентировано на поток информации, в котором все факты равнозна-
чимы. Истина уже не выступает для него в качестве незыблемого абсолюта (хотя истина всегда одна), а представляет собой цепь многовариантных интерпретаций возможных фактов и действий. В итоге это суживает реальное бытийное пространство человека, ведет к фрагментарности и недолговечности отношений, размыванию границ между высокой и низкой культурой, а также к конструированию поливариантной культуры, для которой характерен уход от целостности в область множественности вариантов развития бытийных форм, различных по своему содержанию. При этом следует признать высокую социальную активность человека постмодерна.
Реальность постмодернизма порождает новые конфигурации субъективности. Происходит смещение акцентов от группового в сторону индивидуального социального субъекта, поэтому важным становится обеспечение условий для процесса духовно-ценностного возрастания отдельного субъекта, а через него и общества в целом. Управленцу необходимо распознавать постмодернизм, формирующий новые системы и приемы управления, предполагающие появление новых смыслов, требующих своего раскрытия. Ему надо научиться работать с текстом новой социальной реальности, творчески ее переосмысливая, ориентируясь на поиски новых путей формообразования пространства жизнедеятельности.
Появляются возможности управления пространством через эстетическую составляющую, способствующую гармонии отношений между людьми и окружающей их природой. В связи с этим важным способом оценки глобальных, региональных и муниципальных изменений становится эстетическое измерение и совершенствование постоянно изменяющегося пространства. Назовем его способом эстетизации пространства, под которым мы понимаем проникновение и закрепление эстетики в традициях организации жизнедеятельности, процессах преобразования среды обитания человека.
Для эстетизации пространства имеются определенные предпосылки, вытекающие не только из практики, но и теории эстетики. Эстетикой как наукой разработано множество эстетических категорий, характеризующих действительность. В их основе лежит понятие «гармония», рождаемое тремя главными человеческими способностями: умом, деятельностью и эмоциональностью. В архитектурно-градостроительной практике пространство жизнедеятельности принято структурировать по трем основным видам, выделяя абстрактное, потенциальное и актуальное. В каждом из обозначенных
пространств проявление эстетического будет различным.
В эстетизации пространства, наряду с функциональным управлением, важная роль отводится процессному управлению, связывающему все функции в единую, целостную систему. На процессном уровне особое значение приобретает общая управленческая культура. При решении современных проблем эстетизации управления обществом существенно возрастают роль и значимость фактора культуры. Культура может помочь снять противоречие между накоплением интеллектуального потенциала, увеличением возможностей его использования в эстетизации управления (и всей управленческой деятельности) и снижением качества самого управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти при явном доминировании глобальных систем управления.
Следует особо подчеркнуть, что другим новым явлением, направленным на преобразование пространства в качестве инновационного продукта, является всемирно используемый в современной управленческой практике постмодернизм. С его помощью реализуются целевые установки, связанные с преобразованием пространства не для сохранения многообразия культур и народов, а в интересах создания единой цивилизационной системы ценностей, навязывающей человечеству один общий порядок существования, нивелирующий все культуры. Научная школа духовно-ориентированного подхода к управлению позволяет эффективно противодействовать новомодному постмодернизму. Эти подходы должны помочь человечеству контролировать процессы, происходящие на стыке экономики и культуры, оберегая фундаментальные, ценностные основы развития человечества, проверенные тысячелетиями.
Постмодернизм умышленно использует сложные, не всем понятные категории, запутанные решения, абсурдные представления, основанные исключительно на интуиции. Согласно им пространство может формироваться на принципах алогизма, парадокса, нонсенса, автоматизма и спонтанности неких идей, не отражающих, а даже искажающих смысловую основу базовых традиций жизнедеятельности народа. Говоря иначе, эстетическое постмодернистское управление пространством жизнедеятельности отличается применением особого нестандартного знания, сложных технологий смыслооб-разования, включающих не только прямые, но и опосредованные формы воздействия.
Инновационный процесс формирования пространства требует от субъекта высоких интерпрета-
ционных способностей, которые формируются, как правило, на психологических феноменах, выходящих за пределы рациональности человеческого сознания. Для этого требуется развитие способностей, отвечающих за процессы осмысленного присвоения индивидом совокупного социального опыта, воплощенного в явлениях культуры, являющихся базовой основой школы духовно-ориентированного подхода к управлению. Высокий уровень интерпретирующей способности личности обусловливает повышение ее коммуникативной компетенции за счет расширения смысловых возможностей, связанных с овладением «языками» культуры и социальными кодами. Именно эти свойства дают возможность осознанно понимать смыслы преобразования пространства, принимать их и воплощать в своей профессиональной деятельности.
Основная задача системы управления пространством — это достижение условий самоорганизации социума. Важным моментом при этом становится способность управленцев адекватно реагировать на особенности организации хозяйственной деятельности территорий, выявлять приоритетные суперпозиции по достижению гармонического состояния преобразуемого пространства. Следует отметить, что государственные институты управления должны активно формировать национально ориентированную хозяйственную систему. Если система будет базироваться на присущих народу духовных, культурологических и психологических основаниях, то она будет функционировать устойчиво. В итоге сформируется особое пространство отношений, способное гармонизировать интересы личности и общества. В таком подходе содержится мощный потенциал, раскрытие которого в значительной степени обогащает содержание социальной политики государства.
Движущими силами развития территорий, безусловно, являются творческие энергии человека, стремящегося преобразовать окружающее пространство. Эти энергии не всегда действуют в гармонии, зачастую возникают и диссонансы, поскольку алогизм и амбивалентность свойственны человеку. Тем не менее, преодолевая обусловленные этими чертами препятствия, мы познаем истину и будем двигаться в направлении эффективности развития.
Научная школа духовно-ориентированного подхода к управлению ставит в центр внимания одухотворенного человека, ибо первопричина успеха всякой управленческой деятельности коренится в человеческой сущности управленца. Его решения должны соизмеряться с духовными ценностями и
ориентирами народа, вписываться в философию русского управления. Философия русского управления ориентирована на то, чтобы возрождался хозяин-предприниматель, который наряду с традиционными мотивами получения прибыли обладал стремлением сохранить, укрепить, расширить полноту функционирования и развития той целостной одухотворенной системы людей и процессов, в качестве которой он воспринимает свое хозяйство. Философия управления хозяина-предпринимателя основывается на его ментальности, отношении к экологической, социальной и экономической подсистемам, которые тесно взаимосвязаны. Управление, направленное на обеспечение взаимодействия, сохранение и гармоничное развитие этих подсистем, формирует полноценную среду обитания человека.
Важнейшим аспектом функционирования системы русского управления является стабильность внешней и внутренней ее среды. В России она может быть достигнута на основе сохранения и развития особенного, отображенного в национальном для каждого из народов и регионов. За счет гибкого, подвижного, динамичного единства, базирующегося на национальном разнообразии, обеспечивается объединяющее начало народов как основа стабильности развития государства и обслуживающих его деятельность систем управления.
Научная школа духовно-ориентированного подхода к управлению предполагает формирование человека с особой психологией хозяйствования. Психология российских управленцев имеет присущие ей ценностные фундаментальные основы, способствующие сохранению государства и его народа при решении компаниями частных коммерческих задач. Она базируется на использовании механизмов международного менеджмента, отвечающих культурным, природным, духовным и психологическим основаниям своего народа. Такая психология позволяет эффективно решать коммерческие задачи и на системной основе обеспечивать:
• сохранение условий жизнедеятельности русско -го народа, аккумулированных в его культуре;
• поддержание психологического уклада народа адекватного русскому типу создаваемой хозяйственной системы;
• достижение баланса интересов между психологическими установками бизнеса, государства и психологическими моделями поведения народа;
• восприятие информации субъектом международного менеджмента адекватно его психологической структуре.
Такой подход соответствует не только национальным интересам государства, но и принципу поддержания качественного разнообразия участников отечественной и мировой хозяйственной системы (экономического, культурного, духовного, психологического). Он способствует сохранению, укреплению устойчивости и стабильности ее развития.
Акцент на психологию управления неслучаен. Без учета психологического фактора современные механизмы управления неполноценны. Они не обеспечивают эффективного воздействия на объекты хозяйственной системы. Должный эффект функционирования системы управления обеспечивается лишь при установлении между хозяйственной системой, субъектом хозяйствования и целевыми ориентирами развития общества особых психологических взаимосвязей. При этом целевые ориентиры развития общества определяют тот или иной психологический тип хозяйствующих субъектов.
Для России, исходя из исторического цивили-зационного пути ее развития, присущи такие психологические установки, которые ориентированы в первую очередь на высшие духовные цели жизни, поскольку величие ее народа, его вклад в историю человечества определяются не только могуществом государства и уровнем развития экономики, но и прежде всего духовной культурой народа. Экономика — всего лишь одно из средств достижения духовных целей. В процессе развития управления хозяйствующих субъектов и общества в целом выстраивается сложная система психологических отношений. Определенный тип хозяйственной системы общества формирует соответствующий ему тип субъекта хозяйствования с присущей ему особой психологией поведения, который использует соответствующие механизмы управления
Психология управления имеет сложную многоуровневую структуру, самым важным звеном которой является индивидуум, личность. Значимость личности определяется и тем, что от нее исходит характер и психологический настрой субъектных отношений, складывающихся в процессе целенаправленного воздействия на хозяйственные системы. В связи с этим в управлении особую роль играет фактор учета онтологической сложности структуры человека как организма, индивидуума, личности и индивидуальности.
В психологической структуре личности доминирует духовный сектор, который задает режим функционирования другим секторам. Доминантный духовный сектор весьма устойчив и не поддается воздействиям случайного (не сущностного) харак-
тера. Однако наполнение этого сектора может быть отредактировано в результате применения особых психологических методов воздействия, которые угнетают возвратный механизм сознания, восстанавливающий духовные основы человека, заложенные в нем изначально.
Таким образом, в различных типах хозяйственных систем формируется особый психологический тип человека, который по своей сути ориентирован на выполнение определенных хозяйственных ролей. И наоборот, для того чтобы вписаться человеку в определенную хозяйственную систему, ему необходимо трансформировать свою психологическую ориентацию.
В целом философия русского управления ориентирует систему на то, чтобы она не отклонялась от базовых ценностей государства и народа, ради которых осуществляется управление, и не выходила за их рамки. Она служит своеобразным стержнем, на который нанизываются прошедшие соответствующую адаптацию в историческом пространственном и реальном временном континууме организационные формы, технологии, способы, инструменты управления, исконно присущие российскому народу, обществу и государству. В управленческой науке адаптация проходит стадию научно-практического осмысления. Чтобы распознать природу адаптации, необходимо понять ее философские основания. Исследования показывают, что адаптация организаций базируется на культуре народа. Именно культура в своем многообразии служит фундаментом, на котором должны строиться гибкие механизмы адаптации, имеющие множество вариаций и реагирующие на изменение внешней и внутренней среды организации.
В культуре народа содержатся такие модели поведения, следование которым дает возможность человеку наиболее рациональным образом (в имеющихся географических, климатических и геополитических условиях) добывать пропитание, строить жилье, изготавливать одежду. Эти модели поведения передаются в процессе социализации из поколения в поколение через культуру. Они непосредственным образом связаны с процессом жизнеобеспечения. Части российской культуры под воздействием адаптации также адаптируются друг к другу. Таким образом, адаптация выступает движущей силой культурных изменений внутри общества, с одной стороны, и изменений в окультуривании среды обитания — с другой.
Культура является способом универсального адаптивно-адаптирующего воздействия на окружа-
ющую среду. Общество, его культура, производственная деятельность и осваиваемая природная среда находятся в динамическом единстве, будучи сложной развивающейся системой. При этом культура имеет различные формы и в пространстве, и во времени, обусловливая соответствующие стратегии, виды и механизмы адаптации. Таким образом, в координатах духовно-ориентированного подхода к управлению, адаптация — это процесс социокультурной перестройки общества и присущих ему организаций.
Современный этап эволюции русского управления характеризуется пониманием управления как гибко адаптирующейся к изменениям системы, встроенной в общий механизм регулирования процессов развития общества, обладающей русским философским основанием и персоналом, духовно ориентированным на сохранение исконных ценностей народа, общества и государства при решении управленческих задач. Методы, технологии управления, персонал, организационные структуры и институты власти должны быть адекватны философским представлениям о современном управлении и ориентированы на его эффективное практическое использование.
Раскроем базовые особенности взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые находятся в недрах научной школы духовно-ориентированного подхода к управлению и в своей основе опираются на используемую в нем философию. Основание данной школы связано с тем, что хозяйственные и иные связи базируются на том, что бизнес не может обойтись без государства в силу того, что оно определяет правила функционирования для всех без исключения субъектов хозяйствования. В свою очередь бизнес — это своеобразный инструмент, с помощью которого государственные органы управления реализуют ряд функций в обществе, используя при этом природные свойства бизнеса, его цели, функции в экономической системе и способы их реализации. Их взаимодействие становится востребованным, если в нем учитываются интересы общества, которое всегда прямо или косвенно является его полноправным участником.
Взаимодействие власти, бизнеса и общества — сложное явление. Оно имеет объемную, пространственную конструкцию, в которой жесткие детерминированные связи проходят через многослойные духовные и культурные пространства, скрепляющие всю систему отношений и не дающие социальной, корпоративной или властной системе доминировать во взаимодействии вне духовных, культурных цен-
ностей и традиций. Согласно рассматриваемой школе власть, бизнес и общество во взаимодействии выступают как единое целое, в котором все составляющие дополняют друг друга. Власть рассматривается как доминирующий фактор в обеспечении поступательного развития гармонизированных отношений хозяйствующих субъектов в сложной социо-, эколого-экономической системе государства. Определяющей функцией бизнеса выступает ресурсное, технологическое и техническое обеспечение достижения ценностных ориентиров развития. Доминирующей функцией общества является формирование системы ценностных ориентиров развития пространства жизнедеятельности народа.
Ключевым инновационным моментом в данной области знаний становится обеспечение баланса интересов во взаимодействии власти, бизнеса и общества на различных уровнях управления. При этом представители данной школы акцентируют внимание на общественном сознании как целостном духовном явлении, обладающем внутренней структурой, включающей различные уровни и формы сознания. Оно оказывает активное влияние на бытие, всю общественную жизнь. Служит одним из необходимых факторов и условий решения проблем общества. Сила воздействия общественного сознания зависит от полноты и точности отражения в нем реальных закономерностей и потребностей общественного развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения общественного бытия, от связи сознания с духовностью и практической деятельностью.
В основе данной школы лежит представление о том, что для взаимодействия власти, бизнеса и общества необходимы соответствующие условия. В целом их можно представить в виде духовных, производственно-хозяйственных, социально-политических и публично-властных условий. Эти условия вырабатываются соответствующими сферами — духовной, производственно-хозяйственной, социально-политической и публично-властной. Между сферами существует разделение труда, но они находятся в постоянном взаимодействии.
Духовная сфера представлена совокупностью формальных и неформальных институтов в обществе. Она обеспечивает: а) сохранение, обогащение, воспроизводство базовых ценностей народа и использование их во всех сферах жизнедеятельности общества; б) мобилизацию народа на достижение целевых ориентиров развития и скрепление пространства государства в целостную державу, осно-
ванную на единых ценностях; в) влияние на формирование общественного сознания.
Производственно-хозяйственная сфера вырабатывает внутренние условия взаимодействия с субъектами хозяйствования и обеспечивает удовлетворение материальных потребностей населения. В рыночной экономике она представлена предпринимательскими структурами и бизнес-сообществом.
Социально-политическая сфера представлена институтами гражданского общества. Она создает условия и выполняет функцию консолидации, декларирования и последующего лоббирования интересов участников взаимодействия, а также профессиональных, демографических, национальных, конфессиональных, социальных, политических и иных структур организации общества.
Публично-властная сфера включает в себя законодательную, исполнительную и судебную ветви государственности, их организацию в регионах, а также законодательные и исполнительные органы местного самоуправления. Она обеспечивает общие условия взаимодействия власти, бизнеса и общества, эффективного функционирования и развития всех основных сфер жизнедеятельности общества.
Основатели школы взаимодействия власти, бизнеса и общества акцентируют внимание на важности психологических аспектов участников данного процесса. Психология поведения субъектов взаимодействия власти, бизнеса и общества зависит от психологических установок народа, ориентиров людей на высшие духовные цели жизни, вытекающие из их культуры и традиций. Концептуальные основы психологии взаимодействия власти, бизнеса и общества включают в себя: выбор способов взаимодействия, отвечающих культурным, природным, духовным и психологическим особенностям народа; выстраивание отношений взаимодействия таким образом, чтобы они поддерживали психологический уклад народа, адекватный российскому типу хозяйственной системы; достижение соответствия целевых установок взаимодействия власти и бизнеса психологическим моделям поведения народа; реализацию взаимодействия таким образом, чтобы сохранялись и улучшались условия жизни народа. Психология личности пронизывает мотивационное состояние участников взаимодействия и выражается в их мотивационных установках через интересы, желания, готовность определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к конкретной ситуации. От мотивационных установок во многом зависят направленность и результативность взаимодействия бизнеса и государства.
Распространенные мотивационные установки бизнесменов — деньги, накопление богатства; стремление во власть; максимальное использование возможностей личностного роста; желание рисковать и получать удовлетворение от достигнутого; возможность делового общения; новаторство, творчество; создание условий для развития своих сотрудников; организация бизнеса, передаваемого детям по наследству; социальная ответственность перед обществом. Богатство открывает возможности заниматься спонсорством и меценатством, добровольно жертвовать часть своего богатства во благо общества. Мотивационные установки изменяются в зависимости от возраста, места и времени занятия бизнесом, общего уровня успешности, задач государства и т.д. Наиболее выраженной мотивационной установкой бизнесменов является ценность результатов своего труда.
Ведущая мотивационная установка во взаимодействии власти, бизнеса и общества — конкуренция. Она заставляет власть создавать рыночные условия, работая в которых бизнес вынужден принимать меры для выживания, а общество отстаивать свои интересы. Важнейшим средством формирования цивилизованной конкуренции являются ценности, вытекающие из культуры, традиций и жизненного уклада народа. Они позволяют участникам взаимодействия соблюдать этические нормы поведения, не выходить за рамки интересов бизнеса, общества и государства. Система ценностей предполагает высокую порядочность персонала и соблюдение баланса интересов.
Государство мотивировано на создание рабочих мест, инновационные технологии производства и управления в системе взаимодействия. Важнейшая мотивационная установка власти — выработка правил жизнедеятельности бизнеса. Мотивация общества в системе взаимодействия: консолидация всех социальных групп населения, способных обеспечить их конструктивное взаимодействие с бизнесом и властью; реализация экономических и социальных интересов населения.
Важнейшей составляющей научной школы взаимодействия власти, бизнеса и общества является православная этика. Православная этика взаимодействия власти, бизнеса и общества представляет собой сознательную духовно-теоретическую и практическую деятельность людей, участвующих в данном процессе. Она позволяет решать вопросы, возникающие перед субъектами взаимодействия при принятии решений, связанные с такими категориями, как долг, добро или зло. Этика формализует
православные ценности в процессе взаимодействия. Православная этика — это система добровольных моральных ограничений участников взаимодействия, во главе угла которых лежат культурные ценности, свойственные данному учению и проверенные историей развития цивилизации. Православная этика выполняет ограничительную и регулирующую функции поведения субъектов взаимодействия.
Наряду с этикой, аналогичные функции выполняет мораль, проявляющаяся в отношениях участников взаимодействия друг к другу, иным людям, к самому себе, природе, ко всему окружению человека. Этика и мораль — это не единственные регуляторы. К ним можно отнести и такие социальные институты, как право и политика. Однако мораль первична по отношению к праву и политике. Она позволяет человеку поступать по совести, а не только по закону или в зависимости от политических решений.
Православная этика взаимодействия обеспечивает сохранение культуры, традиций, жизненного уклада, присущих народу, в процессе отношений, складывающихся между властью, бизнесом и обществом. Она дает возможность народу устоять в потоке глобальных перемен, не потеряв при этом собственную культуру и духовные ценности. Этика взаимодействия власти, бизнеса и общества представляет собой сознательную духовно-теоретическую и практическую деятельность людей, участвующих в данном процессе. Православная хозяйственная этика — система добровольных моральных ограничений участников взаимодействия власти, бизнеса и общества, осуществляемых на основе духовных ценностей, свойственных данному учению и проверенных многовековой историей развития российского государства. Она играет основную регулирующую и защитную роль в системе отношений власти, бизнеса и общества при добровольном волеизъявлении участников.
Существенной составляющей научной школы взаимодействия власти, бизнеса и общества является знание об институциональной среде. Представители данной школы считают, что институциональная среда взаимодействия власти, бизнеса и общества — это совокупность политических, экономических, социальных и правовых норм, а также правил, в рамках которых формируется и функционирует институциональная система. Это особого рода матрица, на основе которой происходит формирование и отбор эффективных политических, экономических и социальных институтов.
Институты — это не только организации, например в виде корпораций и налоговых инспекций,
это и распространенные обычаи, мифы, традиции, утвердившиеся стереотипы мышления, вытекающие из культуры российского народа. По мере развития общества институты трансформируются. Государственные институты являются гарантами создания общих правил игры в экономике (налоговой системы, порядка заключения договоров, формирования условий добросовестной конкуренции). Важно, чтобы в рамках общих правил игры каждая из заинтересованных сторон была ответственна за надлежащее исполнение своих функций с учетом интересов другой стороны.
Институциональная среда призвана обеспечивать высокие результаты и баланс интересов власти, бизнеса и общества. Институциональная среда и институты с их культурой составляют утвердившиеся стереотипы мышления, вытекающие из культуры российского народа. По мере развития общества институты трансформируются.
В институциональную среду входят общественные институты. Они призваны обеспечивать согласование социально-экономических интересов граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, вести правозащитную деятельность, духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В нее также входят профессиональные объединения и союзы, бизнес-ассоциации, общественные объединения и советы предпринимателей.
Характерной особенностью научной школы взаимодействия власти, бизнеса и общества является отведение в ней важной роли земле, труду и капиталу. Данный подход обусловлен тем, что земля России — это не только территория, богатая природными ресурсами и выступающая всеобщим условием производства. Это основа формирования жизненного уклада народа, что требует к ней особого отношения, как матушке-земле. Жизненные уклады на земле формируются на базе традиций, перешедших по преданию от одного поколения к другому в виде неписаных правил хозяйствования и жизнедеятельности. Сохранение и развитие традиций ведет к многообразию жизненных укладов, культур, созданию многонациональных, самодостаточных государств.
Соблюдение традиций позволяет воспроизводить хозяина-предпринимателя. Такой хозяин, кроме побудительных мотивов получения прибыли, обладает стремлением сохранить, укрепить, расширить полноту функционирования и развития той целостной одухотворенной системы людей и процессов, которую он воспринимает как свое хозяйство. Мен-тальность хозяина-предпринимателя ориентирова-
на на сбалансированное развитие социальной, экологической и экономической подсистем. В социальной подсистеме происходит формирование ценностных ориентиров и приоритетов развития. В экологической подсистеме конструируется среда обитания человека. Экономическая подсистема генерирует отношения, касающиеся освоения и сохранения пространства хозяйствования. В каждый конкретный период развития общества выделенные подсистемы существуют параллельно. При этом управление направлено на их взаимодействие, сохранение и гармоничное развитие. Оно формирует полноценную среду обитания человека.
Роль человека и его труда в той или иной профессиональной сфере постоянно изменяется. Все более значимым в сохранении и развитии цивилизации становится труд, базирующийся на духовном капитале личности, интеллектуальный труд, характеризующийся высокой культурой и ответственностью. Отношения власти, бизнеса и общества, выстраиваемые на базе труда, содержащего такие характеристики, имеют надежные основания.
В научной школе выделяется особая роль духовного и интеллектуального капитала и отношений в системе взаимодействия власти, бизнеса и общества. Духовный капитал позиционируется как сила духа, о которой мало говорят, но именно она является самой главной силой, что многократно подтверждено примерами из истории России и других стран. В каждый исторический момент времени в зависимости от накопления, развертывания и проявления духовной силы теми или иными субъектами хозяйствования может быть быстро реализована практически любая метапространственная модель организации жизнедеятельности.
Интеллектуальный капитал, т.е капитал, воплощенный в людях, — это результат синергетического взаимодействия человеческого, организационного и потребительского капиталов и важнейший ресурс современной экономики. Выступает в качестве «ротора», активизирующего движение других видов капитала. Взаимодействие интеллектуального капитала с другими его видами носит нелинейный характер, активизирует экономическую деятельность.
Экономические отношения бизнеса и государства — отношения взаимозависимости. В современной истории России можно выделить ряд ключевых этапов развития отношений взаимодействия власти, бизнеса и общества, затрагивающих экономические, политические и культурные отношения.
Первый этап (1990—1996 гг.) характеризуется определяющей ролью государства в формировании
новых отношений в таком взаимодействии, постепенным созданием системы регулирования рыночных отношений.
Второй этап (1996—1998 гг.) — это становление крупного бизнеса, превращение его в важную сферу национального хозяйства, оказывающую существенное влияние на процесс взаимодействия с обществом и государством.
Третий этап (1998—2000 гг.) отмечается кризисом, дефолтом (1998 г.) и дискредитацией олигархической модели экономики, выстраиванием отношений, нацеленных на выживание конкурентоспособных структур, на сохранение финансово-экономической системы страны и социальной стабильности общества.
На четвертом этапе (2000—2003 гг.) крупный бизнес следует общему политическому курсу в вопросах государственного строительства.
Пятый этап (2003—2010 гг.) — возвращение регулирующих функций государства в экономическую сферу; закрепление за государством определяющей роли в политических и экономических сферах деятельности, представляющих для него стратегический интерес; развитие государственно-частного партнерства в крупных технологических и социальных проектах. В этот период важнейшим субъектом социальных и экономических отношений становится не только эффективный собственник, но и менеджер, наделенный соответствующими полномочиями.
Шестой этап (2010—2013 гг.) — усиление регулирующих функций государства в экономической сфере, с ориентацией на доминантную поддержку крупных бизнес-корпораций и создание протекционистских условий для их выхода на мировые рынки; усиление роли государства в стратегических проектах развития с участием бизнеса; вовлечение общества в обсуждение и принятие решений в социальной сфере.
Согласно данной научной школе связи бизнеса с государственными органами управления — отношения взаимной зависимости, базирующиеся на природных свойствах бизнеса и специфических функциях государства по созданию условий для функционирования предпринимательства, направленные на удовлетворение потребностей общества [1]. Отношения между бизнесом и властью реализуются через людей, обладающих специфическими предпринимательскими качествами, и через персонал государственных органов. Государство регулирует отношения, возникающие в системе жизнедеятельности, используя прямые и косвенные регуляторы. При этом
оно стремится иметь долю собственности в национальной экономике, способную оказывать влияние на ее структуру; поддерживать ведущие направления НТП; привлекать предпринимательские структуры, общественные объединения к формированию своей экономической политики.
Потребность бизнеса в связях с государственными органами власти раскрывается в процессе реализации его функций. Каждое предприятие выполняет свою частную функцию — достижение прибыли, максимально возможной в данных условиях. Существуют функции внутреннего порядка, более подробно раскрывающие явно выраженные функции частной фирмы. Эти функции классифицируются следующим образом: организация производства, взятие на себя риска, использование властных функций для реализации поставленных целей. Каждое предприятие выполняет одновременно и общественную функцию, носящую скрытый характер, через участие частного капитала в удовлетворении материальных потребностей общества. При этом оно реализует функцию общественной значимости, прямо не осознанную данным субъектом и, следовательно, носящую скрытый характер. В результате каждый предприниматель, преследуя свой интерес, достигает результатов, не входящих в его намерения. Общественные функции бизнеса в экономике представляют собой виды деятельности общественно-полезного характера.
Хозяйственные связи — отношения взаимной зависимости, базирующиеся на природных свойствах бизнеса и специфических функциях государства в хозяйственной сфере. Существует сложная система взаимодействия между хозяйствующими субъектами. По своей экономической сущности хозяйственные связи представляют собой форму выражения производственных отношений между хозяйствующими субъектами, обусловливающих общественную среду производственной деятельности бизнеса. Характер хозяйственных связей определяет основные черты общественного воспроизводства, принципы и пропорции обмена произведенных материальных благ в обществе, способы реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов и общества в целом. Хозяйственные связи как форма проявления производственных отношений осуществляются через деятельность субъектов хозяйствования, но носят объективно обусловленный характер, зависят от природной, социально-трудовой, институциональной, культурной среды, уровня развития науки и техники. Они реализуются посредством конкретных
хозяйственных отношений, обеспечивающих функционирование экономики.
Локальный, муниципальный уровень отношений характеризуется связями внутри муниципальных образований с бизнесом и населением и проявляется в их реальном участии в развитии местной экономики и решении социальных проблем. При этом используются сетевая, корпоративная и кластерная модели взаимодействия власти, бизнеса и общества. На локальном уровне взаимодействия бизнес и население реально участвуют в развитии местной экономики и решении социальных проблем. Бизнес обращается с конкретными предложениями к местным органам власти (аренда, расширение доступа бизнеса к муниципальной собственности, внесение возможных поправок к законам, касающихся регулирования бизнеса, обсуждение с населением территориальных планов развития). Местные органы власти в своей стратегии опираются на бизнес, считая развитие отношений между властью, бизнесом и обществом приоритетным направлением местной экономической политики. Бизнес-структуры, имеющие свои предприятия в муниципальных образованиях, финансируют социальные программы совместно
с органами местного самоуправления. На муниципальном уровне управления бизнес придерживается стратегии получения ощутимых практических результатов, являющихся самым убедительным аргументом для местного сообщества и власти. Данное стремление обусловлено желанием руководителей бизнеса повысить свой имидж за счет улучшения конкретных результатов деятельности при решении реальных проблем населения и использования поддержки местных органов власти.
Таким образом, мы изложили основные положения научных школ, заявленных нами вначале написания данного материала. Важнейшее место в научной школе взаимодействия власти, бизнеса и общества отведено ученым и практикам, занимающимся их развитием и использованием в системе жизнедеятельности государства.
Литература
1. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. — М.: Экономика, 2011. — С. 329-363.
2. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления. — М.: Экономика, 2009. — С. 26-28.
3. Уколов В.Ф., Тимченко В.М. Философия управления. В кн.: Инновационные ресурсы управления. — М.: Государственный университет управления, 2011. — С. 12-30.