УДК 339.9 DOI 10.12737/1974
Галайда В.А.
д-р экон. наук, генеральный директор компании «Сотрудничество 91»,
e-mail: [email protected]
Глобализация и регулирование сетевой экономики в условиях взаимодействия национальных экономических систем
Аннотация
В статье рассматриваются процессы глобализации экономики и приводятся механизмы ее регулирования. В ней раскрываются важные составляющие научной школы взаимодействия власти, бизнеса и общества профессора В.Ф. Уколова и профессора И.К. Быстрякова и формулируются базовые основания использования результатов ее работы на практике.
Ключевые слова:
сетевая экономика, глобализация, государственное регулирование, адаптация, виртуальная экономика, виртуальное пространство, виртуальный мир, виртуальный рынок, властные причины сопротивления адаптации, виртуальное предприятие, виртуальные услуги, медиаотрасль, эстетизация, постмодернизм.
Galaida VA
General Director of «Cooperation 91», Doctor of Economic Sciences e-mail: [email protected]
Globalization and management of Networked Economy in the interaction of national economic systems
Abstract
The article deals with the processes of globalization of the economy and provides the mechanisms of its regulation. It reveals the important components of the scientific school of interaction between government, business and society Professor V.F. Ukolov and Professor I.K. Bystryakov and state the basic foundation using the results of its work in practice.
Keywords:
network economics, globalization, government regulation, adaptation, virtual economy, virtual space, virtual world, virtual market, the power of resistance causes adaptation, virtual enterprise, virtual services, soft power, aesthetic quality, postmodernism.
Развитие сетевой экономики, базирующееся преимущественно на горизонтальных связях, приводит к эволюции взаимодействующих экономических систем, формированию новых отношений между ними и требует адекватных механизмов их регулирования. Это качественно новое взаимодействие субъектов отношений, которое начинает вытеснять традиционные формы экономических связей. Сетевые особенности свойственны почти всем видам экономической деятельности, их влияние усиливается в связи с быстрым развитием средств телекоммуникаций. Уже сейчас вклад медиаотрасли России в ВВП, составляющий 1,4%, сопоставим с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, легкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность, а с учетом опыта развитых стран ее доля в ВВП может составить 2,5—4,5%. Но согласно прогнозу к 2015 г. оборот отрасли может превысить 1250 млрд рублей, из которых на долю телерадиовещания будет приходиться не менее 30% [5].
Однако действующая система регулирования сетевой экономики в современных макроэкономических системах не обеспечивает эффективной реализации интересов российского общества. Во многом это вызвано тем, что сетевая экономика не только не изучена, но и до сих пор не имеет единого толкования среди ученых-экономистов и практиков. Анализ имеющихся исследований данного явления позволяет утверждать, что такая экономика должна базироваться на культуре народа, сочетании процессов регулирования и либерализации отношений, возникающих в процессе взаимодействия экономических систем. Однако рациональная модель подобного развития пока еще до конца не сформирована.
В стране реализуются различные программы реформирования экономической системы, выстраиваются взаимоотношения субъектов хозяйствования на межгосударственном и внутригосударственном уровнях управления, реализуются меры по их воплощению. Но, несмотря на предпринимаемые
усилия, экономические и социальные результаты функционирования нашего государства в глобализирующемся мире не оправдывают ожиданий общества и больше ориентированы на попытки использования западного опыта, нежели построение собственной национальной системы, основанной на российской культуре и присущем ей менталитете народа. Они не способствуют эффективному развитию сетевой экономики, не оказывают должного влияния на рост благосостояния народа и решение социальных проблем общества.
Вместе с тем возрастающая роль сетевой экономики вполне очевидна и в ходе развития рыночных отношений она постепенно занимает присущее ей место в макроэкономических системах. Однако слаборазвитая система регулирования пока не позволяет ей эффективно реализовывать свои функции в интересах каждого из участников сетевых отношений. Очевидно, что современная глобальная сетевая экономика — это порождение информационной эпохи и сетевого общества, которое характеризуется одновременной трансформацией экономики, труда, занятости, культуры, политики, государственных институтов, пространства и времени. Она больше ориентирована на экономические системы, обслуживающие индивидуализированное общество [4].
Сетевое общество основано на новой, виртуальной экономике, при которой знания и информация становятся ключевыми факторами производительности и конкурентоспособности. Это важнейшие составляющие, формирующие качество человеческих ресурсов, их способность использовать современные технологии и управлять новейшими информационными и экономическими системами. При этом следует особо отметить, что стандарты регулирования сетевой экономики в нашей стране должны быть направлены на сохранение ценностных ориентиров России и активизацию процессов их внутреннего развития, а также на поддержание позитивных тенденций в государстве. Экономические стандарты управления должны быть нацелены на формирование целостных самовоспроизводящихся хозяйственных структур, опирающихся на духовный, культурный потенциал страны. В основе управления российской сетевой экономикой должна лежать адекватная культуре страны философия.
Основные составляющие такой философии управления, как части философии функционирования и развития многонационального российского государства, должны быть наполнены ее содержанием. Отличия философии функционирования и развития многонационального российского государства и
философии управления проявляются в специфике составляющих системы управления, в их многообразии, индивидуальности состояния и неповторимости поведения [9]. Философия функционирования и развития многонационального российского государства (национальная философия России) базируется на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из его духовности, традиций, культуры и языка. Она должна пронизывать все поры жизнедеятельности общества, включая управление, в котором, так же как и в других институтах, задействован народ. Многонациональный народ России в основе своей имеет общие ценностные ориентиры. Следовательно, философия построения и организации функционирования систем управления сетевой экономикой обязательно должна исходить из такого фундаментального принципа, как единение и сохранение народа. В основе такого единения лежат духовность, традиции, язык и культура многонационального российского народа.
Российский народ — это совокупность народов, скрепленных в единое целое русским народом. Важнейший аспект функционирования системы управления сетевой экономикой — стабильность внешней и внутренней среды [9]. В России она может быть достигнута на основе сохранения и развития особенного, отображенного в национальном для каждого из ее народов. За счет гибкого, подвижного, динамичного единства, базирующегося на национальном разнообразии, обеспечивается объединяющее начало народов, являющееся основой стабильности развития многонационального российского государства и систем управления, обслуживающих его деятельность.
Духовность многонационального российского народа, отражение окружающего мира в сердце и сознании человека через систему ценностных ориентиров существенным образом влияют на жизнедеятельность и организацию всех систем управления. Целевые ориентиры, вкладываемые в систему управления сетевой экономикой, не должны расходиться с теми ценностями, которые заложены в самом народе [9]. Духовное в своем развитии во многом отражает единство природного и социального в человеке, их сущностную связь, определяющую целостность личности, ее культурную идентичность и показывает неразрывное единство человека с природой [6]. Осознание человеком себя как части целого, единого мира природы хотя и косвенно, но приводит к необходимости осмысления значения этого единства, а следовательно, и ориентации всей системы управления на его незыблемое сохранение.
В результате создания и функционирования отечественной модели национального регулирования сетевой экономики достигается безопасность внутреннего развития человека и российского народа в целом. В государстве формируется особая культурная оболочка, сдерживающая натиск и проникновение чуждых влияний. Оно становится способным лучше защищать свои ресурсы, сохранять народ и среду его обитания, обеспечивать полноценное развитие общества в системе присущих ему традиций. Сфера сетевой глобальной экономики продолжает оставаться малоизученной, в том числе и в силу высокой степени инновационности механизмов, задействованных в ней, которые в свою очередь зависят от наличия таких предпосылок фундаментального характера, как установление адекватного экономического и институционального режима, мотивирующего создание инновационного климата, накопление и использования инновационного знания [7].
Еще менее исследованными остаются политические и социально-культурные последствия ее формирования. Не совсем ясно, как будет идти формирование норм поведения сторон, адекватных новым возможностям развития такой экономики. Все это означает появление как позитивных, так и негативных моментов в ее развитии, требующих защитной реакции национальных государств по сохранению безопасности своего пространства — среды обитания, существования человека, в которой он старается обрести свое место, положение равновесия через определенные способы жизнедеятельности, включая сетевую экономику. Важно при этом понимать, что пространство имеет свои свойства и духовную сущность, которую человек пытается воспринимать во взаимодействии с окружающим его миром, для того, чтобы не разрушить его чуждыми ему системами. Пространство нематериально в традиционном смысле, оно первично и поглощает материю.
Ценности духовного пространства России универсальные и православные. Они пронизывают и связывают культуру многонационального российского народа в единое целое. Ценности увязывают культуру и хозяйственную деятельность, политику и верования людей, позволяя им развиваться, не отклоняясь от отечественных традиций. Сохранение духовного пространства России сдерживает от переориентации людей на чужие ценности, не присущие отечественной культуре [3]. Духовное пространство имеет свою структуру, которая представляет собой соотношение входящих в него пространств:
культурного, политического, хозяйственного, социального, географического, геополитического и других.
Духовное пространство безгранично в силу отсутствия выраженных границ, закрепляющих конкретную территорию. Человек способен охватить лишь ту часть духовного пространства, которую он в состоянии вместить в себя и удержать с помощью культурной, хозяйственной, политической, социальной и иной деятельности. Оно подвижно, изменчиво и обладает способностью поддерживать свои природные свойства, изменять структуру, целостность, конфигурацию, разворачиваться одновременно во всех направлениях, перемещаться, развиваться, разрушаться. В пространстве постоянно появляются новые и модернизируются старые институты, процессы, организации, отношения.
Философия организации пространства базируется на общих законах, принципах, вырабатываемых обществом в конкретном промежутке времени, позволяющих организовывать пространство через культурную, политическую, хозяйственную деятельность и природу, не разрушая его исконных свойств. Решая проблемы формирования сетевой экономики, следует учитывать и особенности метапространс-тва — логико-смысловую матрицу или среду, обеспечивающую особую этническую, этнокультурную, этнополитическую самоорганизацию и самостоятельность многонационального российского народа. Оно оказывает сопротивление нивелированию национальных различий, а также ложному представлению о нациях, их жизненном укладе, организационных формах и способах хозяйствования.
Построение сетевой экономики в изменяющемся пространстве предполагает соблюдение основных требований, которые необходимы для установления адекватных связей между властью, бизнесом и обществом:
• понимание глубинных процессов трансформации
пространства и мышления человека;
• восстановление исконных мировоззренческих
позиций человека.
Все виды пространства трансформируются и преобразуются путем воздействия на него внешних и внутренних факторов, сохраняющего идентичность народа и национальных ориентиров развития государства. При построении сетевой экономики такое воздействие на пространство оказывает глобализация. Глобализация — внешний фактор (для большинства стран мирового сообщества), оказывающий мощное воздействие на изменение пространства сетевой экономики. Она способна коренным об-
разом преобразовывать социальную действительность (искажать целевые установки развития государств, изменять традиционные способы и технологии решения задач, повышать активность формирования глобальной монокультуры на основе единого интереса избранных государств, порождать транснациональные корпорации, использующие глобальные условия хозяйствования исключительно в собственных интересах).
Негативное воздействие глобализации проявляется в использовании глобального бизнеса в качестве важнейшего ресурса давления власти, от которого зависит положение государств в современном мире. К ее негативным последствиям можно отнести:
• изменение геополитического расклада сил в пользу стран «золотого миллиарда» в ущерб развивающимся государствам;
• несправедливое распределение власти и денег через особые организационные формы управления, виртуальные системы и финансово-экономические механизмы;
• разрушение экономики отраслей и государств глобальными финансовыми структурами;
• изменение нравственных идеалов и ценностей многонациональных культур путем их нивелирования глобальными структурами;
• глобальное разрушительное воздействие на уникальные пространственные модули национального хозяйствования, обеспечивающие этническую, этнокультурную и этнополитическую самоорганизацию и самостоятельность государств;
• изменение психологии людей, отторжение народа от привычного психологического уклада, ведущее его к цивилизационной дезориентации, ослаблению психологической устойчивости. Следует принимать систему мер защиты от негативного воздействия глобализации — совокупность способов, приемов, инструментов и мер снижения рисков глобализации, позволяющих обеспечивать:
• восстановление цивилизационной идентичности народа с присущей ему психологией и силой духа, способной противостоять вызовам чужой культуры и развиваться на самодостаточной основе;
• сохранение пространства жизнедеятельности в гармоничном единстве позитивных идей глобализации с национальными традициями и культурой народов в целях поддержания качественного разнообразия участников мировой хозяйственной системы и укрепления ее устойчивости;
• повышение качества жизни населения своей страны путем самодостаточного развития и максимальной опоры на собственные силы.
Таким образом, проблемы глобализации и регулирования сетевой экономики в современных экономических системах, а также выработки новых научно-практических рекомендаций, ориентированных на гармонизацию интересов участвующих субъектов, должны изучаться и решаться на базе знаний культуры народа, особенностей пространства жизнедеятельности и метапространства, с учетом интересов общества на конкретном этапе его развития.
Необходима разработка адекватной концепции регулирования сетевой экономики в современных экономических системах, а также выработка новых научно-практических рекомендаций по ее реализации с учетом изложенных выше обстоятельств. Это предполагает решение следующих конкретных задач:
• разработку методологии выявления современной природы сетевой экономики в макроэкономических системах и резервов ее развития;
• создание условий для развития сетевой экономики, базирующихся на многообразии национальных культур и духовном опыте функционирования мировых систем, адаптируемых друг к другу;
• инновационное обновление сетевой экономики, преобразующее социальную структуру общества путем качественных изменений производительных сил и производственных отношений;
• межгосударственное регулирование глобальных рынков сетевой экономики в интересах ее участников;
• защиту макроэкономических систем от рисков, порождаемых развитием сетевой экономики, путем создания механизмов, нацеленных на экономическую выгоду и сохранение культуры народов.
Разработанная в рамках научной школы профессора В.Ф. Уколова и профессора И.К. Быстрякова концепция включает методологию выявления современной природы сетевой экономики в макроэкономических системах и резервов ее развития, ориентированных на гармонизацию отношений участников; создание условий для развития сетевой экономики, базирующихся на многообразии национальных культур и духовном опыте функционирования мировых систем, адаптируемых друг к другу и обеспечивающих жизнедеятельность народов; инновационное обновление сетевой экономики, преобразующее социальную структуру общества путем качественных изменений производительных сил и производственных отношений; межгосударственное регулирование глобальных рынков сетевой
экономики в интересах участников, включая регионы и государства, находящиеся на ее периферии; защиту макроэкономических систем от рисков, порождаемых развитием сетевой экономики, путем формирования новых международных стандартов, регулирующих ее развитие, и механизмов, используемых в мировой практике, нацеленных на экономическую выгоду и на сохранение культуры народов. В частности:
• сформулирована система понятий, расширяющих знания о сетевой экономике. Основные из них — сетевая экономика как особая форма экономической деятельности, базирующаяся на горизонтальных связях, глобальной электронной среде, с преобладанием в качестве важнейших элементов производительных сил знаний, информации и отношений, обеспечивающих мгновенную реакцию на спрос и предложение (природа сетевой экономики основана на многообразных тесных связях между субъектами отношений). Судьба каждой отдельной ячейки сети зависит от того, что происходит с ближайшим окружением. Сети позволяют перевести на качественно иную основу не только внутрифирменное управление, но и создать почву для перехода от иерархических и рыночных систем управления к прямым горизонтальным связям; виртуальная экономика — форма экономической деятельности в сетевом обществе, базирующаяся на глобальной электронной среде, в качестве важнейших элементов производительных сил которой выступают нестандартные теоретические знания, воплощенные в высокодоходных, интеллектуальных технологиях, обеспечивающих лидерство в конкурентоспособности корпоративным участникам;
• показано, что изменились средства, предметы труда и сам труд — его характер, формы организации и способы взаимодействия в процессе труда. В качестве средств труда стали выступать виртуальные технологии, реализуемые в глобальной электронной среде, применение которых позволяет эффективно решать проблемы бизнеса и получать доходы в особо крупных масштабах. Предметами труда стала информация, глобальные финансы, реклама, программные продукты, обслуживающие процессы виртуализации, коммерческая деятельность, осуществляемая в глобальной сети Интернет, консалтинговые услуги, услуги по обеспечению безопасности электронной среды и осуществляемых в ней операций. Сам труд стал носить интеллектуалоемкий характер и осуществляться высококвалифицированными кад-
рами, способными формировать новые типы организации экономических отношений, включая расширение масштабов, объемов и новых форм использования капитала;
• установлено, что в современных макроэкономических системах на смену индустриальной экономике приходит сетевая, основанная на прямых связях между субъектами отношений и технологиях, делающих распределенным производство материальных и нематериальных благ. При этом виртуальная составляющая сетевой экономики сложилась уже в полной мере, а сетевое материальное производство, которое она предназначена обслуживать, только формируется. Этот разрыв может явиться одной из наиболее вероятных причин кризиса. Непосредственным источником кризиса может стать финансовая система США, так как в мировой экономике (особенно в ее американской составляющей) номинальная стоимость финансовых активов сильно раздута. Сложилось расхождение между объемом финансовых обязательств и объемом реальной физической экономики. Кроме того, в условиях современной глобальной экономики спровоцировать лавину дефолтов может любой из ее центров, оперирующий большими объемами экономических ресурсов. В связи с этим автор аргументирует экономические, политические, правовые и культурные меры защиты макроэкономических систем от рисков, порождаемых развитием сетевой экономики;
• выявлены современные тенденции доминирования сетевой экономики на финансовых рынках, выражающиеся в развитии электронных банков и бирж, в возникновении альтернативных торговых систем. Показано, что в результате их появления классические (традиционные) биржи отмирают или трансформируются в электронные, позволяющие следить за ходом торгов и участвовать в них с любого персонального компьютера. Почти все ордера региональных бирж попадают в систему в электронном виде и исполняются автоматически. Данные тенденции стимулируются экономией издержек и обходятся в десятки раз дешевле, чем функционирование классических бирж. Они создают новые возможности клиентам и резко повышают их конкурентоспособность. Систематизированы механизмы стимулирования национальными и международными организациями позитивных тенденций переноса традиционных видов финансовой и иной деятельности в электронную среду (про-
граммы стимулирования развития сетевой экономики; моратории на изъятие налога с продаж; национальные программы развития электронной коммерции, методов дистанционной работы и др.);
• показано, что глобализация сделала мировой рынок менее регулируемым и существенно сократила возможности регулирования экономических рынков внутри национальных государств. Глобализация рынков капиталовложений и денежных инвестиций еще больше сузила национальные возможности в управлении экономикой. В регулировании современной сетевой экономики серьезную роль призваны сыграть государственные органы власти и управления. Создание системы такого регулирования должно учитывать ряд особенностей. Сетевая экономика всегда будет отличаться отношениями, построенными на прямых связях между субъектами, малой потребностью в формальных организационных структурах, высокой скоростью совершения событий, а также предельно рассредоточенным, гибким и зависящим от инноваций производством. Данные обстоятельства крайне осложняют государственный контроль экономических отношений, особенно в части налогообложения, но вместе с тем способствуют созданию и внедрению новшеств, являющихся ключевыми условиями экономического успеха;
• выделена группа основных мер защиты стран мирового сообщества от воздействия рисков, обусловленных развитием глобальной сетевой экономики, проникающей во все сферы жизнедеятельности государств: создание системы глобального регулирования сетевой экономики; сохранение многообразия культур народов мира и духовности, воплощающей истинные ценностные ориентиры; стабилизация числа независимых государств, участвующих в глобальных сетевых экономических процессах, на основе доминирования принципа их целостности и неделимости; повышение качества образования до уровня, соответствующего инновационным вызовам глобальной сетевой экономики; сохранение монополии государства на функции, обеспечивающие ключевые условия жизнедеятельности общества; использование буферной формы адаптации между государствами, сохраняющей национальные приоритеты и многообразие национальных культур; повышение требований к компетенции государственного руководства; сохранение национальных традиций в сфере принятия ответственных государственных решений, ставящих во
главу угла интересы народа, а также тенденций к их централизации внутри государства; сохранение четких граней и различий между внутренней и внешней экономической политикой государства; соблюдение преемственности в политике безопасности государства, базирующейся на высоких технологиях, конкурентоспособных в мировом сообществе; • аргументировано использование корпоративного глобального регулирования сетевой экономики, предполагающего коллективный процесс поиска решений и взаимопонимание между правительствами государств с участием предпринимательских структур, профсоюзов, неправительственных организаций. Правительства при этом сохраняют за собой монополию на закрепление и проведение политических решений, а негосударственные участники играют весомую роль на этапах определения проблем, анализа взаимосвязей и непосредственного исполнения. Большие права должны быть предоставлены негосударственным организациям, особенно тем, которые выражают интересы бедных слоев населения. Нормативной основой корпоративного управления должны стать мировые стандарты, регулирующие развитие сетевой экономики, складывающиеся на основе опыта применения тех или иных сетевых технологий, как в информационной среде, так и реальной практике. Работа над концепцией позволила научно зафиксировать ряд положений, полезных для теории и практики формирования сетевой экономики. Современный мир развивается в направлении образования глобальной экономики. Процесс распространения информационных технологий, продуктов и систем по всему миру несет за собой иную, чем прежде, экономическую и культурную интеграцию, в которой товары, услуги, финансовый капитал, люди, информация, знания, идеи свободно преодолевают географические границы государств. Возникают принципиально новые категории и явления такие, как глобальный рынок, глобальная компания, глобальные интеграция, кооперация, конкуренция, глобальные возможности. Глобальная экономика — это способ мирового ведения хозяйства, который основывается на подчинении как внутренних, так и международных хозяйственных процессов одним законам. Главными субъектами хозяйствования такой экономики в мировом масштабе становятся не страны, а транснациональные корпорации и альянсы. Глобальная экономика тесно связана с виртуальным миром,
его пространством, рынками, предприятиями и виртуальной реальностью.
В мире активно формируется глобальная информационно-сетевая экономика. Сетевое информационное пространство — неотъемлемая часть глобального информационного пространства, ограниченная рамками коммуникационных сетей, в котором моделируются и виртуально существуют экономические отношения. Оно практически выступает синонимом понятия «Интернет». Основной отраслью хозяйственной деятельности в условиях сетевой глобальной экономики является электронная коммерция.
Сетевая экономика включает в себя индустрию создания новых информационных технологий и информационных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронные бизнес, рынки и биржи, телебанкинг, телеработу и др. Она развивается в соответствии со своими специфическими целями и критериями эффективности. Одной из самых значительных ее составляющих является электронная коммерция, оборот которой превышает 1 трлн долл. Электронная коммерция находится в начальной стадии формирования как в России, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Однако российский рынок характеризуется некоторыми весьма специфическими чертами, которые обусловливают своеобразные риски. На Западе электронная коммерция в основном развивалась путем замещения уже существующих форм дистанционной торговли: информационные веб-витрины заменили печатные каталоги товаров, электронная почта и экранные формы — бумажные бланки заказов, платежные системы — посылку чеков или факсов с номерами карточек. Перевод этих традиционных сфер бизнеса в сферу электронной коммерции приобрел общенациональные масштабы.
В России электронная коммерция зарождается почти при отсутствии должной инфраструктуры и культуры дистанционных покупок, а также коммерческого опыта в этой сфере. Для полномасштабного развития сетевой экономики в России необходимо накопление некоторой критической массы хозяйствующих субъектов, вошедших в сферу электронной коммерции. Наиболее перспективными областями сетевой глобальной экономики можно считать следующие: предоставление финансовых услуг, венчурное и проектное финансирование, рекламу, аукционную электронную торговлю, инфраструктурное обслуживание и др. Ближайшими задачами российского рынка электронной коммерции являются следующие:
• создание эффективной платежной системы при совершении сделок в сети;
• отлаживание технологий создания виртуальных торговых площадок для новых предприятий, а также перевода, адаптации существующего бизнеса в среду сетевой экономики;
• увеличение числа активных участников-агентов сетевой экономики; взаимодействие и взаимопроникновение российских и западных компаний. Сетевая экономика имеет дело с товарами и услугами. В условиях сетевой экономики многие товары приобретают совершенно новые свойства, которые невозможны в традиционных экономических условиях, когда сетевые эффекты отсутствуют или слабо выражены. Такие товары могут быть выделены в отдельную группу, которую можно назвать «сетевыми товарами». Важнейшее свойство сетевого товара — увеличение его потребительной стоимости с ростом объема продаж. Для наилучшего соответствия рыночным потребностям в сеть объединяется множество предприятий, чаще всего удаленных географически. Чтобы предприятиям согласовывать свои действия, необходима оперативная информация и коммуникации. Для решения информационных проблем создается единая информационная система, основанная на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий.
Растущая виртуализация сетевой экономики ведет и к изменению традиционных представлений о границах отраслей. Роли отдельных участников рынка, например, на разных этапах сбыта, надо определять заново. Возникают нетрадиционные инновационные пакеты товаров и услуг. Все это требует нового определения правил рыночной игры. Формирование виртуальной сети сулит выгоду как клиентам, так и сетевым партнерам. Клиент находит исполнителя своего заказа и, благодаря оптимизации системы производства благ, извлекает максимальную пользу. Сетевые партнеры получают возможность ввести в дело свои ключевые компетенции и участвовать в выполнении самых разнообразных заказов, которые поодиночке они не могли бы исполнить.
В сетевой экономике особую специфику имеет мотивация. Предприниматели в сетевой структуре внутренне мотивируются главным образом тем, что вдохновляются миссией сети. Социальная же поддержка, как уже отмечалось, не находит должного места в мотивационной концепции этой организационной формы. Сетевые организации в значительной степени отказываются от «частной собствен-
ности на средства производства» в качестве предпринимательского мотивационного фактора и довольствуются коллективным использованием всех ресурсов по возможности всеми членами сетевой структуры.
У российских предприятий есть потребность в защите от рисков, возникающих в результате развития глобальной информационной сетевой экономики как эффективно функционирующей системы, способной принести определенную пользу наряду с традиционными формами организации жизнедеятельности хозяйствующих субъектов. В ряде случаев сетевая организация по потенциалу и эффективности управления выше традиционных форм экономических систем. В основе последних лежит формальный институт, в то время как у сетевой организации — деятельная личность. Прежние институты базируются на формальной иерархии, штатном расписании, устойчивых ролевых функциях, стереотипизации процедур. Сетевая же организация экономической деятельности основывается на концептуальном единстве, автономии частей, максимальном и персональном разделении рисков, выраженной креативности. Здесь переплетаются индивидуальные проекты и групповые коалиции их исполнителей.
Сетевая виртуальная экономика, базирующаяся на инновациях, сопровождается системными рисками для мирового сообщества и национальных государств. Она не должна доминировать и вытеснять традиционную культуру функционирования хозяйственных систем. Эта экономика хороша в качестве дополнения, составляющей части национальных экономик, функционирующих в реальном экономическом пространстве. Подобный сценарий должен предусматриваться национальными стратегиями развития государств и регулироваться на межнациональном уровне с целью избежать глобальных, системных экономических кризисов и разрушения многообразных культур народов мира. Сетевая структура глобальной экономики аморфна, энергична и разномастна, порождает нестандартные ситуации неопределенности. Она работает за счет кооперации в виртуальном информационном пространстве. Как социально значимый феномен, сетевая структура глобальной экономики есть, в конечном счете, порождение присущей западной цивилизации технологической, промышленной, инфраструктурной и инновационной мощи. Будучи масштабным и мощным феноменом современного общества, она преподносит ему системные риски. Ее влияние на все стороны жизни общества много-планово.
Основным средством защиты от рисков, обусловленных развитием сетевой глобальной экономики, является сохранение, а там где утрачено, возрождение многонациональной культуры народов. Пока же мы стоим перед лицом экспансии, направленной против духовных ценностей. Она распространяется под воздействием мощных экономических и политических тенденций развития западных государств, владеющих современными технологиями реализации данного процесса. Эти государства ориентированы на достижение финансового и политического успеха любой ценой. Алгоритм развития сетевой глобальной экономики необходимо настроить на интересы мирового сообщества: отлаживание механизма мировой валюты, обеспечение транспарентности системы платежей, создание всемирного каталога объектов собственности, формирование глобальной налоговой системы, устойчивых институтов страхования национальных и региональных рисков. Должна возникнуть непротиворечивая целостная конструкция экономических отношений, справедливо регулирующая и решающая возникающие проблемы в интересах не избранных стран, а всего мирового сообщества.
Основные принципы управления сетевой организацией:
• сокращение иерархических уровней в структурах деловых организаций;
• трансформация пирамидальных структур в горизонтальные;
• ориентация горизонтальных структур на управление базовыми процессами организаций в отличие от традиционной функциональной организации управления;
• переход от крупных организаций к сети интегрированных между собой компаний (сужение собственной производственной и управленческой деятельности);
• переход от компаний, базирующихся на традиционных формах организации, к компаниям, базирующимся на знаниях и информации;
• равноправное сотрудничество различных организаций на основе аутсорсинга, причем отношения каждый раз могут выстраиваться по-новому на разных этапах реализации проекта;
• привлечение в новые структуры лучших исполнителей; распространение виртуального управления деятельностью, не требующей физического присутствия исполнителей;
• применение в бизнесе информационных технологий для ускорения производственных процессов;
• постоянная генерация новых идей и воплощение
их на практике.
В формировании условий для сетевой экономики, обеспечивающих переход к новейшим компьютерным и информационным технологиям, важную роль играют венчурные фонды, финансирующие разработки новых продуктов и создание новых компаний. Около 30% проектов, в которые фонды вкладывают средства, не реализуются, 30% — позволяют вернуть затраченные на них деньги, еще 30% приносят некоторую прибыль, а оставшиеся 10% становятся настолько успешными, что позволяют окупить все расходы. Дальнейшее использование разработок венчурных фондов осуществляется сетевыми организациями, представленными группами лиц, имеющими повторяющиеся, длительные обменные связи, отношения и технологии. В таких группах отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать спорные вопросы, возникающие в ходе обмена. Сетевая экономика возникает при наличии взаимодействующих сетевых организаций, принадлежащих разным экономическим агентам, имеющим свои собственные цели, которые могут как совпадать, так и отличаться, но все они пользуются современными технологиями и информационными системами, созданными венчурными фондами.
Сетевая экономика по природе своей инновационна. Это сложная динамическая система, состоящая из инновационных, иерархически соподчиненных экономических подсистем (национального, регионального, муниципального уровней и первичного уровня — субъекта хозяйствования), функционирующая в условиях внешней среды, ориентированной на формирование и воспроизводство инновационных отношений в обществе по поводу производства, обмена и распределения материальных благ, и направленная на достижение его целевых установок преимущественно инновационным путем с сохранением культуры народа и среды обитания. Внутри государства инновационность должна пронизывать все составляющие экономической системы с одновременным преобразованием внешней среды ее функционирования.
При анализе развития мировой экономики необходимо внимательно следить за тем, чтобы внешние по отношению к России инновационные экономические механизмы не разрушали ее национальную культуру. Инновационная экономика имеет современные, доминирующие формы ее внешнего выражения, ассоциируемого с содержанием. К этим формам относятся: сетевая экономика (система экономических отношений, осуществляемых в вир-
туальном электронном пространстве); глобализация (высокотехнологичная система сетевой организации глобальной экономики); финансомика (система дематериализации экономических отношений). В современной действительности мы постоянно сталкиваемся с несоответствием внешней формы экономической глобализации с ее внутренним содержанием, а также с декларируемыми целями, реальными механизмами, функциями по их реализации и получаемыми при этом результатами.
Сетевая глобальная экономика сама по себе нисколько не упорядочивает систему межгосударственных экономических и политических отношений. Напротив, она ведет к распространению принципов, граничащих с анархией. Осознание того факта, что национальные государства утрачивают способность к управлению вследствие активизации трансграничных процессов, усиливающейся прозрачности границ, подстегивает правительства к созданию адекватного миропорядка. Более широкое участие в функционирующих структурах международного сотрудничества позволяет государствам сохранять свою роль в мировой политике.
На региональном уровне интеграция государств легче, чем на глобальном. В этом случае общие для всех правила устанавливать проще, учитывая сходство культурных традиций и экономического развития стран одного региона. В региональной интеграции государства стараются использовать в первую очередь преимущества свободной торговли, и каждый из ныне существующих торговых блоков будет пытаться усилить свое влияние через прием новых членов.
Сетевая экономика, ее виртуальная среда и агрессивный характер завоевания новых пространств связаны с такими современными явлениями, как эстетизация и постмодернизм, которые должны учитываться экономическими системами при защите своих интересов.
Ведущиеся в мире преобразования пространства путем внесения искусственных, цивилизационных изменений в его природную сущность все больше вызывают озабоченность относительно сохранения возможностей и многообразия проявления высококультурных межличностных и межгрупповых отношений во вновь образующихся и традиционно существующих социально-экономических системах [9]. Важным явлением можно считать конструирование Западом «особого человека», космополита, свободного от устоявшихся веками культурных традиций и норм. Это человек постмодерна. Человек постмодерна воспринимается как некоторый ин-
теллектуал, который свободно владеет приемами игры, в то же время готовый к постоянной смене правил, а также к отказу от них. Для него характерным становится своеобразная познавательная логика, ориентированная на восприятие форм жизни, которые находятся в постоянном движении изменчивых потоков.
Мышление такого человека отказывается от иерархического восприятия знания, скорее оно ориентировано на поток информации, в котором все факты имеют равностатусное значение. В данной интерпретации действительности истина перестает для него выступать в качестве незыблемого абсолюта, а представляет собой цепь многовариантных интерпретаций возможных фактов и действий. В итоге это приводит к сужению реального бытийного пространства человека, к фрагментарности и недолговечности отношений, к снижению культуры, к размыванию границ между высокой и низкой культурой и к конструированию поливариантной культуры, для которой характерен уход от целостности в область множественности вариантов развития бытийных форм, различных по содержанию и направленности. При этом следует признать тот факт, что человек постмодерна, являясь носителем субъективности, отличается тем не менее высокой социальной активностью.
Реальность постмодернизма порождает новые конфигурации субъективности. И так как при этом акценты смещаются от группового в сторону индивидуального социального субъекта, то главным становится обеспечение условий для процесса духовно-ценностного возрастания, через отдельного субъекта общества в целом. Управленцу необходимо уметь распознавать постмодернизм, в рамках которого формируются новые системы и приемы управления, с позиций появления новых смыслов, требующих своего раскрытия или распаковывания. Необходимо научиться работать с текстом новой социальной реальности, переосмысливая ее творчески, ориентируясь на поиски новых путей формообразования пространства жизнедеятельности.
Эстетический подход к управлению преобразованием пространства дает возможность разрешить возникающие в этой связи трудности. Появляются возможности управления пространством через эстетическую составляющую, способствующую сохранению гармонии отношений между людьми и развивающегося человека с окружающей его природой. Дело в том, что в определенные периоды развития цивилизации различия между людьми и культурами приводят к обостренному ощущению
присутствия другого в философском, историческом и практическом восприятии процессов, к обострению отношений между людьми и ставят под угрозу сохранение мирных условий развивающегося человечества.
В связи с этим важными способами оценки глобальных, региональных и муниципальных изменений становятся эстетическое измерение и совершенствование постоянно изменяющегося пространства. Назовем его способом эстетизации пространства — проникновением и закреплением в традициях организации жизнедеятельности, эстетического в процесс преобразования среды обитания человека [2]. Для эстетизации пространства имеются определенные предпосылки, вытекающие не только из практики, но и из теории эстетики. На протяжении всей истории развития эстетики, как науки, разработано большое разнообразие систем эстетических категорий, характеризующих действительность. В их основе лежит категория «гармония», рождаемая тремя главными человеческими способностями: умом, деятельностью и эмоциональностью. В эстетизации пространства, наряду с функциональным управлением, важная роль отводится процессному управлению, связывающему все функции в единую, целостную систему. На процессном уровне особое значение приобретает общая управленческая культура.
Следует отметить, что в решении современных проблем эстетизации управления обществом существенно возрастает роль и значимость фактора культуры. Культурный фактор нацелен на снятие проблемы, связанной со следующим противоречием. С одной стороны, происходит накопление интеллектуального потенциала, увеличение возможностей его использования в эстетизации управления и всей управленческой деятельности, а с другой — налицо снижение качества самого управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, явное доминирование глобальных систем управления. Рассмотренные виды пространства и система управления находятся в постоянном взаимодействии, формируя особые связи, способные влиять на идеи развития через проявление эстетического.
Необходимо знать, что в качестве инновационного продукта меняющейся мировой экономики все чаще для преобразования пространства используется постмодернизм [1]. С его помощью реализуются целевые установки, связанные с преобразованием пространства не для сохранения многообразия культур и народов, а в интересах создания единой цивилизационной системы ценностей, навязываю-
щей человечеству один общий порядок существования, нивелирующий все культуры. Необходима выработка адекватных подходов к управлению развитием пространства, способных эффективно противодействовать новомодному постмодернизму. Эти подходы должны помогать человечеству держать в поле зрения процессы, происходящие на стыке экономики и культуры, оберегая проверенные тысячелетиями фундаментальные философские, ценностные основы развития человечества.
Инновационный процесс формирования пространства требует от субъекта высоких интерпретационных способностей, которые формируются, как правило, на психологических феноменах, выходящих за пределы рациональности человеческого сознания. Для этого требуется развитие способностей, отвечающих за процессы осмысленного присвоения индивидом совокупного социального опыта, воплощенного в явлениях культуры. Высокий уровень интерпретирующей способности личности обусловливает повышение ее коммуникативной компетенции за счет расширения смысловых возможностей, связанных с овладением «языками» культуры и социальными кодами. Именно эти свойства дают возможность осознанно понимать смыслы явлений преобразования пространства, принимать их и воплощать в своей профессиональной деятельности в различных формах социального взаимодействия.
Основная задача системы управления пространством должна быть ориентирована на достижение условий самоорганизации социума. Важным моментом при этом становится способность управленцев адекватно реагировать на особенности организации хозяйственной деятельности территорий, выявление приоритетной суперпозиции по достижению гармонического состояния преобразуемого пространства.
Следует отметить, что государственные институты управления должны активно формировать нацио-
нально-ориентированную хозяйственную систему. Если система будет базироваться на присущих народу духовных, культурологических и психологических основаниях, то она будет функционировать устойчиво. В итоге сформируется особое пространство отношений, способное в гармонизировать интересы личности и общества. В таком подходе содержится мобилизационный потенциал, раскрытие которого в значительной степени обогащает содержание социальной политики государства.
Подчеркнем также, что движущими силами развития территорий служат творческие энергии человека, стремящегося преобразовать окружающее пространство под себя. Эти энергии не всегда действуют в гармонии, зачастую возникают и диссонансы. Однако алогизм и амбивалентность свойственны человеку и являются неотъемлемой частью его сущности. Тем не менее, преодолевая обусловленные этими чертами препятствия, мы познаем истину.
Литература
1. Быстряков И.К., Уколов В.Ф. Постмодернизм в управлении развитием территорий // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2012.
2. Быстряков И.К., Уколов В.Ф. Эстетика в управлении пространством // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2012.
3. Василенко И. Диалог культур, диалог цивилизаций / Этнос и политика: Хрестоматия. — М.: Изд-во УРАО,
2000. — 400 с.
4. Зигмунд Бауман. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. — М.: Логос, 2002.
5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 годы)» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г .№ 1700-р.
6. Костенко Н. Культуры щентичностк перетворення i виз-начення // Соцюлопя: теорiя, методи, маркетинг. —
2001. — № 4. — С. 68-88.
7. Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Организация создания инноваций. — М.: ИНФРА-М, 2013. — С. 3.
8. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества
(словарь терминов). — М.: Экономика, 2011.
9. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления. — М.: Экономика, 2007. — С. 21-22.