Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Экономика
УДК 330.322
Формирование и трансформация капитала на рынке информационных услуг в региональной экономике
Романова А.И.
Доктор экономических наук,
профессор кафедры муниципального менеджмента
Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Ильина Е.В.
Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Рахматуллин А.И.
ассистент кафедры муниципального менеджмента
Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Региональная экономика находится в процессе активного внедрения информационных технологий и сети Интернет. Стратегическое развитие предприятий в сфере информационных услуг в настоящее время связывают с активным использованием как традиционного рынка, так и с привлечением электронного рынка товаров и услуг. От того, насколько они эффективно взаимодействуют, зависит процесс накопления в регионе капитала, который поступает по двум направлениям: виртуальное движение денежных средств и реальный денежный поток.
Ключевые слова: региональная экономика, рынок информационных услуг, субъекты рынка, формирование капитала, виртуальный капитал, реальный капитал, Интернет.
Современное постиндустриальное общество характеризуется особым механизмом экономических отношений. Постоянная потребность в финансовых ресурсах требует концентрации и экономии времени. Каждая свободная минута для экономических агентов рассматривается как издержки упущенных возможностей и упущенная выгода получения дохода или дополнительного заработка. Субъекты рынка информационных услуг ищут возможности для реализации производимых товаров и услуг, а
потребители стремятся сэкономить как денежные средства, так и время. Поэтому возникает острая необходимость в поиске альтернативных способов реализации товаров и услуг. Успешность развития современной экономики во многом определяется активным внедрением информационных технологий, в том числе включением в производственный процесс глобальной сети Интернет. В этой связи происходит широкомасштабная интеграция основных участников экономических отношений (крупные предприя-
45
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Экономика
тия, представители среднего и малого бизнеса, государственные учреждения и конечные потребители) в информационную среду Интернет. Данный подход в ходе производственной деятельности предполагает качественные изменения в функционировании всех предпринимательских структур, что не может не отразиться на конечных результатах: извлечение максимального дохода, расширение производства (оказание разнообразных видов услуг), диверсификация деятельности и товарной номенклатуры.
Реальное использование в экономике сети Интернет способствует интеграции национальных, локальных и частных сетей в единую глобальную систему, создающую единый костяк электронного бизнеса. Надо отметить, что Интернет-пространство создает дополнительную площадку для развития производственных и торговых отношений. Именно электронная торговля захватывает все большее количество, как потребителей, так и продавцов товаров и услуг. Так, суммарный оборот электронного рынка в России по итогам 2014 г. составлял более 683 млрд. руб., что представляет собой примерно 1,5 % ВВП России [1]. При этом численность сотрудников компаний, относящихся к Интернет-зависимым рынкам, включая самозанятое население, составляет 1,2 млн. чел. Вместе с тем размеры экосистемы Интернет-зависимых рынков, включающих доступ в Сеть, инвестиции в Интернет-компании и электронную коммерцию, составят более 5,2 трлн. руб., что сравнимо с 8,5 % ВВП России. По данным исследования, объем рынков электронной коммерции и сервисов составил в 2014 г.: на рынке он-лайн - ритейлера - 368 млрд. руб., на рынке электронных платежей - 350 млрд. руб., рынок туризма - 195 млрд. руб. [2].
В настоящее время в производственный процесс при использовании информационных технологий и глобальной всемирной паутины включается огромное количество экономических субъектов, которые можно сгруппировать в 3 основные группы по видам экономической деятельности в соответствии с предлагаемым делением производства товаров и услуг:
1) предприятия, выпускающие товары конечного потребления: одежда, обувь, аксессуары, а также мелкая бытовая техника, электроника, детские игрушки, мебель и т.д.;
2) организации сферы услуг: торговля промышленными товарами и продуктами питания, оказание транспортных услуг и услуг связи телекоммуникационной, мобильной и электронной связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги детских учреждений, таможенно-брокерские услуги, рекламные услуги, туристические услуги, а также услуги учреждений культуры и спорта, курортных и лечебных учреждений и т.д.;
3) прочие организации/учреждения: проектноизыскательские, финансово-кредитные и админи-
стративные организации, медицинские и образовательные учреждения, юридические и нотариальные консультации.
Для каждого предложенного вида деятельности будут существовать определенные специфические различия в осуществлении производства услуг.
Однако наиболее активно включаются в процесс использования Интернета в целях эффективного привлечения дополнительного дохода фирмы, занимающиеся, прежде всего, он-лайн торговлей одежды и обуви, на их долю приходится 42 % виртуальных операций, и продажей мелкой бытовой техники - 41 %. Кроме того, в настоящее время не представляют возможности эффективной работы туристические фирмы, таможенно-брокерские компании, которые напрямую зависят от функционирования глобальной сети и программного обеспечения. Заметим, что процесс перехода туристического бизнеса с реального в электронный рынок усиливается. Так, покупка или продажа туристических продуктов через Интернет в 2014 г. составила приблизительно 300 млрд. руб. Вместе с тем в виртуальном пространстве прогрессивно развивается и рекламный рынок, который за 2014 г. продемонстрировал объем совокупных доходов в размере около 72 млрд. руб.
На сегодняшний момент виртуальный мировой экспорт сферы информационных услуг составляет чуть более 6 трлн. долл. в год (около 20 трлн. долл. составляет все мировое производство, из них доля США - 8 трлн. долл.). Однако, ежедневно совершаются спекулятивные операции с валютой на сумму около полутора триллионов. Бесспорно, такая экономически развитая страна, как США, является лидером в отношении виртуальных сделок. На это есть свои причины. Россия пока еще находится на стадии своего развития, поскольку существуют объективные проблемы в развитии виртуального капитала. К ним можно отнести:
1) слабо развит доступ к сетям Интернет в отдаленных от городов местах: сельская местность, деревни и т.д.
2) низкая степень интереса домашних хозяйств к новой форме сохранения и обогащения своих сбережений. Это связано с тем, что слабо развито представление институционального сектора касательно мобильности капитала в рамках виртуального рынка.
3) отсутствие нормативно-правовой базы в отношении развития виртуального капитала. Поскольку операции с виртуальным капиталом практически непрослеживаемы и неконтролируемы ввиду многократной смены его собственников, остается высокой степень риска недополучения прибыли. В настоящее время виртуальный капитал носит спекулятивный характер, и владельцы, приобретая активы, не ориентируются на крупные капиталовложения. Их цель - в получении дохода, а чем выше степень
46
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Экономика
спекуляции, тем выше степень риска в неприбыльное™. И именно поэтому возникает необходимость контроля со стороны государства над процессом формирования таких сделок, чтобы минимизировать потери доходности.
Исходя из основных проблем, связанных с капиталом, распространяемым в сфере информационных услуг (виртуальной среде) региональной экономики, становится необходимым, по мнению авторов, создание саморегулируемой организации, которая бы устанавливала некие правила поведения и формальность взаимоотношений собственников титула собственности на сформировавшийся виртуальный капитал в региональной экономике. Безусловно, задачей рынка виртуального капитала должна стать эффективно слаженная модель взаимодействия всех имеющихся институтов: государства, с его нормативно-правовой базой; домашних хозяйств с их имеющимися возможностями; эмитентами; а также корпоративными инвесторами. На рисунке 1 представлены направления институционального проектирования виртуального капитала в сфере информационных услуг региона.
Таким образом, приведем институциональную структуру, которая оказывает серьезное влияние на развитие виртуального капитала сферы информационных слуг:
1) институциональные инвесторы, приобретающие ценные бумаги, только с помощью виртуальных сетей;
2) виртуальные корпорации, виртуальные банки, виртуальные супермаркеты - виртуальные организации, которые занимаются посредническими услугами в предоставлении информации и продаже своеобразной формы капитала;
3) государственные органы, старающиеся укрепить взаимоотношения участников рынка путем совершенствования законодательства;
4) прочие профессиональные участники, которые стремятся преумножить свой капитал путем приобретения титула собственности в электронных сетях.
Направления институционального проектирования виртуального капитала
I
Виртуальная сеть Интернет и развивающаяся внутри нее информационная экономика представляют собой глобальную систему со сложной организованной многофункциональной структурой взаимоотношений между экономическими участниками - покупателями и продавцами товаров и услуг. Информационные технологии и активно развивающийся процесс внедрения сети позволяют максимально использовать имеющийся экономический потенциал, создавая внешнее и внутреннее пересечение традиционного и электронного рынков услуг. Этот процесс тесного сопряжения и взаимного проникновения, с одной стороны, функционально упрощает деятельность компаний и усиливает вероятность получения дополнительного дохода, с другой стороны, усложняет механизм управления на предприятиях на рынке информационных услуг. Поэтому в этих условиях возникает необходимость эффективного использования методов управления на предприятиях и применения механизмов формирования и накопления капитала.
На рисунке 2 представлена модель механизма накопления капитала на рынке информационных услуг. Данная модель демонстрирует расширение производственных и потребительских возможностей, а также преумножение капитала. Именно внедрение информационных технологий и подключение к сети Интернет охватывают процессы, связанные с приобретением товаров как на традиционном рынке при помощи электронных средств оплаты, так и исключительно на электронном рынке, а также с помощью посреднических организаций, при этом открываются разнообразные возможности оплаты товаров и услуг. Такой механизм современных экономических отношений позволяет:
1) производителям увеличивать продажу товаров (оказание услуг), преумножить прибыль, совершенствовать производство товаров и услуг;
2) потребителям экономить денежные средства и экономить время.
В настоящее время в России более 22 млн.
россиян совершили покупки через Интернет, что сравнимо в совокупности с населением двух российских столиц. Почти в половине случаев россияне получают свой заказ из рук в руки - от курьера - так доставляется 46 % заказов в России (рис. 3) [3].
На втором месте - логистический монополист «Почта России» (рис. 3), услугами которой, несмотря на бесконечные жалобы и возмущения, пользуется треть россиян для доставки своих заказов. Безусловно, это связано в большей степени с особенностями географии нашей страны, ведь для большинства малых населенных пунктов
47
Рис. 1. Направления институционального проектирования рынка виртуального капитала в сфере информационных услуг региона
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Экономика
— — — — зона создания и реализации инновационных товаров и услуг; ----- зона формирования и накопления капитала.
Рис. 2. Модель накопления капитала на рынке информационных услуг
«Почта России» - это единственный способ получить свою покупку из Интернет-магазина. Кроме того, 20 % россиян предпочитают самостоятельно приезжать за покупками: 11 % забирают покупки в пунктах выдачи заказов, 8 % - в магазинах, 2 % пользуются нестандартными или новыми инструментами доставки [3].
Среди способов оплаты лидируют наличные -почти 70 % оплат приходится на этот классический платежный инструмент (рис. 4). Еще 5 % россиян предпочитают платить из своих «электронных кошельков», а на банковские карты приходится, по разным данным, от 14 % до 17 % оплат. На другие
многочисленные и менее популярные платежные инструменты приходится еще 12 % оплат заказов. Данная статистика является общей для рынка электронной коммерции, она основана на совокупных данных по продажам товаров и услуг [3].
Глобальная сеть Интернет и развивающаяся в ней информационно-сетевая экономика представляют собой сложную многоуровневую систему с организованной структурой, которая создает дополнительную площадку для взаимодействия всех экономических участников, что позволяет объединить процессы горизонтальных и вертикальных уровней экономики.
На рисунке 5 представлена горизонтальная модель взаимодействия участников рынка.
Данная модель по горизонтали демонстрирует равноправные товарно-денежные взаимоотношения всех субъектов рынка, где государственные структуры выступают в качестве покупателей товаров и услуг. Эти связи усиливают деловые взаимодействия и способствуют накоплению капитала, поступающего как с традиционного рынка товаров и услуг, так и с электронного рынка.
По вертикали роль государственных органов сводится к регулированию данных рынков (рис. 6). В настоящее время координация деятельности предприятий, реализующих произведенную продукцию (услуги) на традиционном рынке, носят более прозрачный характер, это объясняется долгосрочным механизмом взаимоотношений субъектов рынка. Рынок электронной коммерции и электронных платежей остается для государства до сих пор неконтролируемой площадкой. Интернет-торговля считается серьезной проблемой для экономики страны.
48
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Экономика
Традиционный рынок Товаров и
ус^уг
Государство (государственные органы)
Электронный рыноК товаров и ✓ услуг
- '
• >» ✓ - ■ * S .
бизнес О Домо -хозяйство ч ч < / \ ’ бизнес «—► Домо -' хозяйство
\ % i • $ *ч
, бизнес Домо - ✓ 4 Ч бизнес Домо- .
V , хозяйство ч , хозяйство
----область движения виртуального и реального капитала.
Рис. 5. Горизонтальная модель взаимодействия участников рынка
* бизнес
бизнес Ч —1ч
* . •
Домо - ► < * бизнес
хозяйство \ /
% 1
Домо -хозяйство ✓ \ ^ бизнес * ^
_ . ’ **■» • —. .
Домо- N хозяйство
ДОМО - 4 '
хозяйство
----область движения виртуального и реального капитала.
Рис. 6. Вертикальная модель взаимодействия участников рынка
Посредством электронной неуправляемой коммерции доставляются огромные партии импортных товаров за виртуальные расчеты. Поэтому, считаем необходимым принятие закона об ограничении ввоза беспошлинных товаров.
Современный подход к развитию электронного рынка заключается в быстром реагировании потребностей и минимизации временных затрат клиента, а также с возможностью регулировать цены. Следовательно, основное внимание на рынке информационных услуг через Интернет уделяется взаимоотношениям домашнего хозяйства - бизнеса с целью получения дополнительного дохода и экономии времени. В этих условиях появляется возможность увеличения капитала и вырабатывается долгосрочная стратегия дальнейшей деятельности [6].
Таким образом, новая форма организации электронного и традиционного рынков информационных услуг, с одной стороны, усложняет проведение экономических процессов, с другой стороны, упрощает и ускоряет взаимодействие между экономическими агентами. Существующие взаи-
модействия приобретают доминирующий характер, подчеркивая перспективнопродуктивное развитие социально-экономических направлений трансформации структуры современной экономики.
Нами представлена модель сопряжения электронного рынка и традиционного рынка товаров и услуг, свидетельствующая о трансформации капитала в процессе интернетизации и об образовании совокупного дохода экономического агента, который формируется на этих рынках. Анализ развития рынка информационных услуг, влияющих на процесс формирования виртуального капитала, позволил автору обнаружить наличие косвенных и прямых эффектов в процессе активного внедрения Интернет-пространства. Вместе с тем мы делаем попытку обосновать особенности развития современной информационной экономики, в которой начинает действовать закон возрастающей предельной доходности, а также выявляем возникновение новой формы факторного дохода -сетевой ренты.
В статье сделано обобщение существующих виртуальных услуг и товаров, созданных на электронном рынке. Автор обозначает их как виртуальные инновации, которые представляют собой не что иное, как электронные карточки и электронные платежи, систему «Электронного правительства» и т.п. Учет основных теоретических выводов статьи может способствовать совершенствованию механизма государственного регулирования в отношении его функционирования на рынке информационных услуг.
49
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Экономика
Литература:
1. Казарян К.Р., Плуготаренко С.А., Воробьева Е.Н. Интернет в России 2014: состояние, тенденции и перспективы развития. 18-й Российский Интернет Форум, Москва, 2014. - URL: http://2014.mssianmtemetforum.ru/upload/runet-today--rif2014.pdf.
2. Исследование экономики рынков Интернетсервисов и контента в России, 2013-2014 гг.
- URL: экономикарунета.рф>upload/2014/
research.2014.pdf
3. Корнеева О. Рунет в картинках, часть 2. Как россияне делают покупки в Интернете, 2013 г.
- URL: http://www.payonline.ru/news/analyst/384/
4. Романова А.И., Миронова М.Д., Ильина Е.В. Методический подход к оценке рисков и принятию решений в условиях неопределенности на рынке услуг // Управление экономическими системами. - 2012. - № 3. - URL: http://www.uecs.ru/teoriya-sistem/item/1169-2012-03-27-06-46-04
5. Романова А.И., Миронова М.Д., Ильина Е.В. Анализ рисков на рынке информационных услуг // Актуальш Проблеми Економши. - 2014. -№ 10 (160). - С. 490-503.
6. Ильина Е.В. Формирование экономического механизма функционирования рынка информационных услуг // Управление экономическими системами. - 2012. - № 3. - URL: http://uecs.ru/ teoriya-sistem/item/1168-2012-03-27-06-02-54
Formation and Transformation of Capital on Information Services Market in Regional Economy
A.I. Romanova, E.V. Iliina, A.I. Rakhmatullin Kazan State University of Architecture and Engineering
Regional economy is going through the process of active implementation of information technologies and Internet. Strategic development of enterprises in the sphere of information services is currently connected both with traditional and e-markets. The efficiency of their cooperation determines the process of capital accumulation, which is two-fold: virtual and actual cash flows.
Key words: regional economy, information services market, market entities, capital formation, virtual capital, actual capital, Internet.
50