Научная статья на тему '"ЖИВАЯ" СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИРОВАНИЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ, СВОЙСТВА, КРИТЕРИИ И МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

"ЖИВАЯ" СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИРОВАНИЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ, СВОЙСТВА, КРИТЕРИИ И МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"ЖИВАЯ" СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КИБЕРНЕТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛЬ / СИСТЕМА / СТРАТЕГИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / "LIVE" CONTROL SYSTEM / CYBERNETICS / REGIONAL GOVERNMENT SYSTEM / MODEL / SYSTEM / STRATEGY / DEVELOPMENT STRATEGY / MANAGEMENT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Яковленко А.Е.

В настоящей статье на основе рассмотрения фундаментальных свойств управленческих систем и выявлении ключевой роли стратегии и стратегирования в процессе их эволюции предложена и обоснована авторская трактовка понятия «живая» система управления региона с позиции кибернетики, а также дана характеристика основных принципов и признаков ее функционирования. В ходе исследования на базе изучения Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года, авторами были рассмотрены проблемы создания «живой» системы управления с позиции поиска новых точек роста региональной экономики и принципиально новых стратегических направлений развития - формирования «умной» экономики. В написании данной статьи использовались две группы методов: общенаучные и частные методы, целью которых является полное изучение ключевых признаков систем.In the present article on the basis of consideration of fundamental properties of administrative systems and identification of a key role of strategy and strategizing in the course of their evolution the author's interpretation of the concept "live" management system of the region from a position of Cybernetics is offered and proved, and also the characteristic of the basic principles and signs of its functioning is given. In the course of the study, based on the study of the development Strategy of the Krasnodar region until 2030, the authors considered the problems of creating a "live" management system from the perspective of finding new points of growth of the regional economy and fundamentally new strategic directions of development - the formation of a "smart" economy. In writing this article, two groups of methods were used: General scientific and private methods, the purpose of which is a complete study of the key features of the systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ЖИВАЯ" СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИРОВАНИЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ, СВОЙСТВА, КРИТЕРИИ И МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В.В. Ермоленко

Д.э.наук, заведующий кафедрой общего, стратегического менеджмента и бизнес процессов,

Кубанский государственный университет

V. V.Ermolenko

Doctor of economic sciences, Head of the Department of general, strategic, information management and

business processes, Kuban state University (+79183113336)

Д.В. Ланская

К.э.наук, доцент кафедры общего, стратегического менеджжмента и бизнес процессов,

Кубанский государственный университет

D. V. Lanskaya

Candidate of economic sciences, Associate Professor of the department ofgeneral, strategic, information

management and business processes, Kuban State University (+79182351005)

А.Е. Яковленко

студентка магистерской программы «Документоведение и архивоведение»,

Кубанский государственный университет

A.E. Yakovlenko

student of the master's program "Document Management and Archival Studies",

Kuban State University (+79182389071)

«ЖИВАЯ» СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИРОВАНИЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ, СВОЙСТВА, КРИТЕРИИ И МЕХАНИЗМЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных

исследований (проект № 18-010-00220)

Аннотация. В настоящей статье на основе рассмотрения фундаментальных свойств управленческих систем и выявлении ключевой роли стратегии и стратегирования в процессе их эволюции предложена и обоснована авторская трактовка понятия «живая» система управления региона с позиции кибернетики, а также дана характеристика основных принципов и признаков ее функционирования. В ходе исследования на базе изучения Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года, авторами были рассмотрены проблемы создания «живой» системы управления с позиции поиска новых точек роста региональной экономики и принципиально новых стратегических направлений развития - формирования «умной» экономики. В написании данной статьи использовались две группы методов: общенаучные и частные методы, целью которых является полное изучение ключевых признаков систем.

Annotation. In the present article on the basis of consideration of fundamental properties of administrative systems and identification of a key role of strategy and strategizing in the course of their evolution the author's interpretation of the concept "live" management system of the region from a position of Cybernetics is offered and proved, and also the characteristic of the basic principles and signs of its functioning is given. In the course of the study, based on the study of the development Strategy of the Krasnodar region until 2030, the authors considered the problems of creating a "live" management system from the perspective of finding new points of growth of the regional economy and fundamentally new strategic directions of development - the formation of a "smart" economy. In writing this article, two groups of methods were used: General scientific and private methods, the purpose of which is a complete study of the key features of the systems.

Ключевые слова: «живая» система управления, кибернетика, региональная система государственного управления, модель, система, стратегирование, стратегия развития, технология управления. Key words: "live" control system, cybernetics, regional government system, model, system, strategy, development strategy, management technology.

Введение. Постановка актуальной проблемы. Реферативный обзор литературы. Успех межрегиональной конкуренции зависит от качества управления, умения предвидеть, улавливать перспективные тренды, выявлять долгосрочные приоритеты и выделять цели, комбинируя для их достижения ресурсы или капиталы. Все это определяется довольно быстрым темпом жизни во всех сферах деятельности общества и невероятными в пространстве и времени ускорениями, связанными с техническим прогрессом и процессами глобализации [18].

Как известно, современные мировые тенденции в области экономики сводятся к появлению и развитию глобальных полюсов роста, в рамках которых формируются кластеры и другие временные интеграционные образования (например: сети), создаются условия для вариативного привлечения и временного удержания капитала. Все ускоряется и находится в движении, что не может не сказываться на процессах управления, которые также должны со временем изменяться и учитывать политические, социальные, экономические, экологические и другие возникающие проблемы, а также соответствовать новым интеграционным системам и региональной системе в целом. Этим и обуславливается актуальность данной темы, поскольку с усложнением экономических систем, появлением совершенно неизвестных

ранее видов объектов управления, ужесточение конкурентной борьбы, необходимость в гибкой системе управления, способной к быстрой адаптации, только возрастает. Поскольку, регионы нашей страны отличаются друг от друга экономическим потенциалом, интересами и конкурентоспособностью своего развития, напрямую влияющего на развитие всей национальной экономики, то формирование стратегии представляет собой единый взаимодействующий комплекс возможностей и способностей бизнеса, власти и общества для сбора, реализации и развития потенциала региона [23, с. 310]. В связи с этим, обуславливается потребность внедрения проактивного - «живого» управления Краснодарским краем, ориентированного на повышение эффективности (через достижение запланированных долгосрочных результатов на основе проектного подхода) и устойчивости (обеспечения гарантированно высокого качества работы системы управления за счет использования передовых методов и привлечения лучших специалистов) [12].

Интересен тот факт, что поиск такого типа управления начался давно. Так, известный ученый Норберт Винер положил начало такой науке как кибернетика, которая определялась им как «наука об управлении и связи в животном и машине», или, говоря короче, как искусство кормчего. Он рассматривал проблемы координации, регулирования и управления, представляющие величайший биологический и практический интерес [2]. Таким образом, эта наука может служить точкой отсчета к появлению теории «живой» системы управления. Другим известным кибернетиком У.Эшби в прошлом столетии было сформулировано то самое понятие, раскрывающее категорию «живая» в сфере управления, которая, по его мнению, означала, что система управления более разнообразна в своем поведении, чем поведение других окружающих ее систем [17], причем, данное определение актуально до сих пор.

В наше время различными проблемами управления занимаются такие ученые как А.А. Долгая [4], В.В. Ермоленко [7], Г.Б. Клейнер [8], Э.М. Коротков [10] и др.

Научная новизна настоящего исследования состоит в комплексном анализе системы управления, начиная с ее определения и заканчивая эволюционными преобразованиями в интеграционную, а затем в «живую», рассмотрении преимуществ последней системы в контексте развития Краснодарского края, выявлении проблем в стратегировании развития региона и предложении вариантов их решения.

В теоретическую основу исследования положены две группы методов: общенаучные и частные методы. В качестве общенаучных методов были использованы анализ, синтез, обобщение. В качестве частных методов применялись сбор данных, обработка, анализ данных и описание.

1. Современная трактовка системы управления

На сегодняшний день существует множество определений понятия «система управления» (СУ), которые различаются по таким параметрам как сфера функционирования, принадлежность к объекту или субъекту и др. Рассмотрим некоторые из них. Так, по мнению старейшей организации США по сертификации систем управления, под последней понимаются «определенные рамки для управления и постоянного улучшения процедур, политик и процессов организации» [6].

В то же время Долгая А.А. дает следующее определение системе управления - это объект управления и субъект управления, связанные упорядоченным целенаправленным взаимодействием между ними [4]. Можно заметить, что названная дефиниция является пониманием системы управления с точки зрения кибернетического подхода (рисунок 1).

управляющий сигнал ■4-

обратная связь Рисунок 1 - Кибернетическая модель управления Не менее интересное определение содержится в Глоссарии по менеджменту, где сказано, что система управления - это подсистема более крупного образования, обеспечивающая достижение осознанных или неосознанных целей этого образованного целого [11]. Таким образом, действительно, определения понятия «система управления» во многом отличаются друг от друга, однако у всех рассмотренных выше дефиниций можно выявить общие элементы.

Во-первых, система должна состоять по меньшей мере из двух элементов и связей между ними, во-вторых, система управления является подсистемой системы более высокого порядка, например, технической, социальной, экономической или иной, в отношении которой осуществляется управление. В-третьих, под объектом системы управления понимается состав (элементы, подсистемы, связи, структура) и функционирование (состояния и поведение) управляемой системы. В-четвертых, целью системы управления является достижение целей управляемой системы [1, 6].

В.Н. Волкова предложила использовать следующий шаблон для определения понятия «система», который мы одновременно можем переложить на систему управления в целом [3, с. 27]:

S ^ = <{2},^г},{ТеЛ},{СоМ}> где {2} - совокупность или структура целей;

{Str} - совокупность структур, реализующих цели; {Tech} - совокупность технологий, реализующих систему;

{Cond} - условия существования системы, т.е. факторы, влияющие на ее создание, функционирование и развитие.

В связи с этим структурно систему управления можно представить следующим образом (рисунок 2):

Итак, проанализировав несколько различных определений и выделив их схожие черты, можно определить систему управления следующим образом:

Система управления - это часть системы - подсистема, включающая в себя совокупность элементов и подсистем, целью которых является достижение целей объектами управления [6, 8, 10].

2. Интегрированная модель системы управления

Говоря о классической системе управления, мы представляем ее как нечто внутреннее и замкнутое в региональном развитии, не выходящее за его рамки, но, говоря об интегрированной СУ, понимаем, что помимо управления внутренними процессами региона, она включает в себя управление внешними факторами окружающей среды, а также интеллектуальным капиталом. Связано это с тем, что современная теория управления в свете повышения роли интеллектуального капитала формулирует ряд актуальных проблем, связанных с новым качеством конкурентоспособности. Поэтому концепция управления знаниями, обретая черты цельной и всеохватывающей теории, может служить фундаментальной основой для рассмотрения проблематики формирования другого по уровню и качеству менеджмента и в целом бизнеса за счет всестороннего интеллектуального обеспечения процесса управленческих решений [7], что в значительной мере способствует увеличению производительности по сравнению со всеми традиционными системами [14].

Под интегрированной системой управления (ИСУ) мы понимаем единую интегрированную систему, используемую для управления всей совокупностью бизнес-процессов для достижения целей региона и равного удовлетворения заинтересованных сторон - предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов.

Основными подсистемами ИСУ являются: целевая; развития; функциональная; связи со смежными системами (управленческого учета, мотивации, корпоративной системы качества и экологии); обеспечивающая; управляющая и контроллинга (рисунок 3) [7, с. 13].

«Вход» характеризует воздействие внешней среды на управляемую систему, а «выход» - воздействие системы на внешнюю среду. На «входе» находятся нормативы повышения конкурентоспособности региона, стратегия их развития и всё то, что необходимо для их разработки и реализации: методические документы, финансовые, трудовые, материальные, информационные и другие виды ресурсов. «Выходом» системы является непосредственно конкурентоспособность региона [16].

Одним из важных компонентов внешней среды региона является его инфраструктура, которая существенно влияет на эффективность и устойчивость функционирования ИСУ. Ее основными элементами являются: рыночная инфраструктура; здравоохранение; наука и образование; культура; транспорт и связь; промышленность; строительство; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство. Именно поэтому на одно из первых мест в современном стратегическом планировании выдвигается развитие региональной инфраструктуры всех отраслей деятельности.

Как известно, любая стратегия развития региона это выбор органов власти и государственного управления, которые тщательным образом подходят к формулированию своей стратегической позиции. К критически важным областям стратегирования относятся вопросы лидерства среди регионов, отношение к риску и нововведениям, в том числе к сбалансированности бюджета и госдолгу, поддержке социальной сферы, неравномерности развития территорий и др. [19].

Однако, стоит отметить, что в современных условиях непрерывных изменений и быстрого роста новых экономических систем, стратегия как способ достижения целей, как план и как документ начинает уходить в прошлое. Она перестает отвечать существующим требованиям, несмотря на все попытки ее корректировки и приведения в соответствие с днем сегодняшним. В связи с этим, стратегия должна приобрести новый вид, который будет способен к решению нестандартных задач и предвидению возможных проблем или форс-мажорных обстоятельств, что особенно важно для регионального управления. Так, например, в стратегиях нужно больше внимания уделять повышению качества взаимодействия с соседними регионами для реализации крупных проектов и усиления международной интеграции. Более детальной разработке подлежат вопросы распределения полномочий и компетенций среди органов федеральной власти в субъектах федерации, выбора специализации региона, создания «умной экономики» [15].

Поэтому стратегию нового поколения необходимо рассматривать как симбиоз запланированных действий (реактивная стратегия) и адаптивной реакции на возникшую ситуацию (проактивная стратегия) [5]. Это есть то самое «живое» управление. В данном случае мы говорим о том, чтобы традиционная централизованная схема управления «сверху - вниз», трансформировалась в способную адекватно реагировать на изменения внешнего мира по аналогии с нервной системой человека [13].

По причине утраты стратегией развития своей функциональности в современных условиях, сегодня на авансцену стратегирования выходит новая система - система управления будущим, обладающая свойствами «живой» системы. Она содержит в себе набор долгосрочных инструментов (вещественных и невещественных), финансового капитала и при ведущей роли человеческого капитала способна стимулировать развитие территории региона.

3. Живая система управления будущим

«Леонтьевский центр» под «живой» системой управления предлагает рассматривать живую систему управления будущим «Галактика» (Galaxy live system©). По его мнению «Галактика» - «комплексная гармоничная система управления, нацеленная на устойчивое развитие, основанная на создании условий повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни, способная оперативно реагировать на изменения во внешней и внутренней конкурентной среде, используя гибкий механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в рамках постоянно действующих рабочих групп, диагностирующих внутреннюю и внешнюю среду и разрабатывающих, актуализирующих и контролирующих набор синхронизированных между собой стратегических инструментов» [15].

Система управления будущим помогает побеждать в глобальной конкуренции за рынки сбыта и притягивать в регион дополнительные факторы развития, направляя усилия на повышение конкурентоспособности и социально-экономическое развитие в приоритетных комплексах и зонах территориального развития [12].

На сегодняшний день Краснодарский край подключился в ходе стратегирования к использованию данной системы. Так, разработка Стратегии развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона - «Живой» системы управления будущим AV Galaxy [12]. Эта система отражает основную идею, заключающуюся в участии нашего региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, а также создаются условия для привлечения и удержания капиталов.

Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии ( рисунок 4 ).

Диагностика текущего состояния • оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон

Доктрина развития

•определение ценностей, приоритетов и целеполагание

План мероприятий по реализации Стратегии • формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в т.ч. флагманских проектов

Рисунок 4 - Этапы разработки Стратегии развития

Таким образом, система AV Galaxy совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций [12].

Система управления будущим фокусируется на стимулировании роста конкурентоспособности по ключевым направлениям (AV Competitiveness) (рисунок 5) [12, с. 6]:

- рынки - основные направления экономического развития, расширение интеграции (межрегиональных и внешнеэкономических связей);

- институты - основные направления развития институциональной среды; развитие благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства;

- человеческий капитал - основные направления развития социальной сферы;

- инновации и информационный капитал - основные направления развития научно-инновационной сферы;

- природно-ресурсный капитал - основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности;

- пространство и реальный капитал - основные направления пространственного и инфраструктурного развития;

- инвестиции и финансовый капитал - основные направления инвестиционного развития.

Рисунок 5 - Ключевые направления разработки Стратегии развития региона

Показанные на рисунке семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает ее удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов - конкуренции как регионов, так и предприятий (см. табл. 1), а также - повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по

всем направлениям конкуренции единовременно [12].

_Таблица 1 - Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий

Название направления конкуренции Региональный уровень Уровень бизнеса

G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок) Конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов / отраслей специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки. Объем продаж (экспорта / вывода). Доля рынка.

G2. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти) Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства. Понятный доступ к административным ресурсам. Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов.

G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека -трудовой ресурс и личность) Лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг. Производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки.

в4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации) Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры. Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации.

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемого фактора развития) Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития. Доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития.

Говоря о системе государственного управления развитием нашего региона, можно заметить системные недостатки в качестве процесса стратегирования и низком уровне внедрения современных институциональных мер, например, направленных на развитие кластерных инициатив и проектного управления, отсутствие специализированного органа, ответственного за разработку, внедрение и контроль исполнения Стратегии развития края. Нормативные документы регионального развития не сфокусированы на новых приоритетах и направлениях, которые могли бы дать максимальный результат и более эффективно использовать сильные стороны и огромный потенциал Краснодарского края [12]. Поэтому возрастает потребность в преобразовании и реструктуризации исполнительных органов государственной власти региона, внедрении новых принципов управления, включении новых структурных подразделений в государственную систему. Одними из вариантов устранения данных недостатков являются внедрение проектного управления стратегированием развития региона, создание качественно нового ответственного за создание и внедрение стратегии органа власти - Агентства регионального развития, а также представление основных сфер деятельности региона в виде отдельных блоков. Например, новую государственную систему управления регионом можно представить в следующем виде: (рисунок 6).

Рисунок 6 - Региональная система управления

Таким образом, «живая» система управления является системным целым и выступает как один из инструментов реализации «живой» системы стратегирования региона.

4. Принципы, признаки и показатели живых систем управления

Рассмотрев в общем виде функционирование «живой» системы управления регионом, можно выделить ее следующие ключевые принципы [9]:

- Приоритизация - определение приоритетов развития по экономическим и социальным направлениям.

- Синхронизация механизмов управления и развития с созданием в рамках ключевых направлений системы институтов развития, стимулирующих развитие и совершенствование ключевых направлений и территорий, а также формирование смежных программ и проектов.

- Вовлеченность власти, бизнеса и общества в проблемы развития (в том числе через участие в работе «живых» рабочих групп). Совершенствование мышления «свобода реализации», повышение активности общества и продвижение идей предпринимательства.

- Устойчивость развития - гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) экономическое и социальное развитие через рациональное использование природных ресурсов, внедрение передовых технологий и развитие личности.

А. Крыловский придерживается той точки зрения, что «Живая» система управления может быть противопоставлена старой («неживой») системе, в рамках которой (властью, без вовлеченности бизнеса и общества) «производится» набор фиксированных на конкретный момент времени документов, не имеющих механизмов самосовершенствования и реализации, заложенных в них «благих целей и принципов». Фактически «неживые» системы плодят документы, которые устаревают раньше их официального утверждения. Обычно три четверти документов рассказывают о «глубоком прошлом», а малая их часть посвящена «светлому будущему», при этом не понятно, что реально происходит сегодня и какова дорожная карта достижения даже ближайших результатов» [9]. Другими словами, «неживые» системы управления занимаются фиктивной или бумаготворческой деятельностью, не приводящей к результату. Имитация деятельности и подмена ее - вот отличительный признак «неживой» системы управления.

В то же время для «живой» системы регионального управления характерны следующие признаки:

- открытость и участие в сотрудничестве и взаимодействии с другими контрагентами;

- объединение власти, бизнеса и региональных элит посредством включения носителей человеческого капитала с большим потенциалом во взаимодействии;

- деятельность, основанная на идеалах гуманизма и служения обществу.

При этом, показателями, характеризующими «живую» систему управления являются: коэффициент интеллектуальности; гибкая линия поведения; сеть; гармоничность по Фибоначчи, которым будут посвящены дальнейшие наши работы. Заключение

Таким образом, основными результатами данного научного исследования являются следующие

выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «живая» система управления для региона на сегодняшний день выступает наиболее рациональной, поскольку она отвечает основным трендам современности;

- данная система способствует стимулированию роста конкурентоспособности региона, а также совмещает два уровня рассмотрения регионального развития: внешнего и внутреннего;

- для Краснодарского края - одного из лидеров среди регионов нашей страны, создание «живой» региональной системы управления будущим, которая обеспечит реиндустриализацию традиционных отраслей с последующей новой индустриализацией и сформирует условия для проявления синергетиче-ских эффектов, приводящих к изменению общего облика региональной экономики, базирующихся на шести технологических укладах является объективной необходимостью.

Источники:

1. Акофф Рассел Л. , Фредерик Э. Эмери. О целеустремлённых системах. - Перевод с английского: Г. Б. Рубаль-ский, под редакцией И. А. Ушакова. - М., 1974. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. -08.10.2014. URL: http://gtmarket.ru/library/basis/7083 (дата обращения: 22.04.2018)

2. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине [Текст].- 2-е издание. М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с

3. Волкова, В. Н. Теория систем и системный анализ [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 616 с.

4. Долгая А.А. Понятие и сущность системы управления организацией [Текст] / А.А. Долгая // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4. С.100-104.

5. Дорохова Е. И., Чертова И. П. Особенности формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. URL:http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/14095/1/Dorokhova_Osobennosti_12.pdf (дата обращения: 22.04.2018)

6. Егоров Д. Е. Определение понятия «система управления» [Электронный ресурс]. URL: http://egorovde.ru/archives/521 (дата обращения: 22.04.2018).

7. Ермоленко В.В., Ермоленко Д.В., Савченко А.П. Об интеграции концепций контроллинга и управления знания-

ми в системе менеджмента корпорации [Текст] / В.В. Ермоленко, Д.В. Ермоленко, А.П. Савченко // Креативная экономика. 2010. №11. С. 9-18.

8. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. [Текст].- M.: Издательство «Дело», 2008. - 568 с.

9. Крыловский А. Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим [Электронный ресурс]. URL: http://tatarstan2030.ru/content109 (дата обращения: 22.04.2018).

10. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. [Текст].- М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания «ДеКА», 2004. - 892 с.

11. Национальная экономическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://vocable.ru/termin/sistema-upravlenija.html (дата обращения: 22.04.2018)

12. Стратегия развития Краснодарского края на долгосрочный период.- Краснодар, СПб, 2017. 225 с.

13. Талалаев А. Управление организацией с позиций живых систем [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/151715/ (дата обращения: 22.04.2018).

14. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М., 1991. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 03.06.2010. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3631 (дата обращения: 22.04.2018).

15. ЦСР: Живая система управления будущим [Электронный ресурс]. URL: http://lc-av.ru/2018/02/07/tssr-zhivaya-sistema-upravleniya-budushhim/ (дата обращения: 22.04.2018).

16. Чайникова Л.Н. Формирование системы управления стратегической конкурентоспособностью региона [Текст] : монография / Л.Н. Чайникова. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. 264 с.

17. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. [Текст].- Издательство: М.: Издательство иностранной литературы, под редакцией В. А. Успенского. М.: 1959.

18. Яковленко А.Е., Полякова И.А., Панченко А.Н. Стратегия развития инновационной экосистемы университета и стратегирование как процесс ее реализации // Сборник статей молодых исследователей. Краснодар: Кубанский государственный ун-т, 2018. 211с., С.45-54.

19. Яковленко А.Е., Панченко А.Н. Особенности и требования к менеджменту инфраструктуры инновационной экосистемы // IV Международная научно-практическая конференция «Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами в условиях инновационного развития». СПб. СпбГЭУ. 2018. 357 с.

20. Яковленко А.Е., Ермоленко В.В. Стратегирование в процессе формирования системы управления инновационной экосистемой университета // Северо-Западный институт управления ФГБОУ ВО «РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации», СПб. 2018. 436 с.

21. AV Group и Regions-Russia Association [Электронный ресурс]. URL: http://av-group.ru/2015/1286/ (дата обращения: 22.04.2018).

22. Kotov D.V., Gamilova D.A., Sharipova A.R. Features of the methodology for developing a regional strategy development [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. 2016. № 12 (72). URL: http://sovman.ru/en/article/7211/.

23. Veselovsky M.Y. The Strategy of a Region Development under the Conditions of New Actual Economic [Текст] / M.Y. Veselovsky [and others] // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6 No 5 S2. 310-317 p.

Sources:

1. Acoff Russell L., Frederick E. Emery. On purposeful systems. - Translated from English: GB Rubalsky, edited by IA Ush-

akov. - M., 1974. // Electronic publication: Center for Humanitarian Technologies. - 10/08/2014. URL: http://gtmarket.ru/library/basis/7083 (reference date: 04.22.2018)

2. Wiener N. Cybernetics or control and communication in an animal and a machine [Text] .- 2nd edition. M .: Science; The

main edition of publications for foreign countries, 1983. 344 with

3. Volkova, VN Theory of systems and systems analysis [Text]: a textbook for academic baccalaureate / VN Volkova, AA

Denisov. - 2 nd ed., Pererab. and additional. - M.: Publishing House Yurayt, 2014. - 616 p.

4. Long AA Concept and essence of the organization management system [Text] / A.A. Long // Regional problems of eco-

nomic transformation. 2013. No. 4. P.100-104.

5. Dorokhova EI, Chertova IP Features of formation of strategy of maintenance of competitiveness of the enterprise [the

Electronic resource]. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/14095/1/Dorokhova_0sobennosti_12.pdf (application date: 04.22.2018)

6. Egorov DE The definition of the concept of "management system" [Electronic resource]. URL: http://egorovde.ru/archives/521 (reference date: 04.22.2018).

7. Ermolenko VV, Ermolenko DV, Savchenko A.P. On the integration of concepts of controlling and knowledge manage-

ment in the corporate management system [Text] / V.V. Ermolenko, D.V. Ermolenko, A.P. Savchenko // Creative Economy. 2010. № 11. Pp. 9-18.

8. Kleiner G.B. Strategy of the enterprise. [Text] .- M .: Delo Publishing House, 2008. - 568 p.

9. Krylovsky A. For success in global competition, Tatarstan needs a "live" future management system [Electronic resource].

URL: http://tatarstan2030.ru/content109 (reference date: 04.22.2018).

10. Korotkov E.M. The concept of Russian management. [Text] .- Moscow: Engineering and Consulting Company "Deka",

2004. - 892 p.

11. National Economic Encyclopedia [Electronic resource]. URL: http://vocable.ru/termin/sistema-upravlenija.html (refer-

ence date: 04.22.2018)

12. Strategy for the development of the Krasnodar Territory for a long-term period .- Krasnodar, SPb, 2017. 225 p.

13. Talalaev A. Management of the organization from the standpoint of living systems [Electronic resource]. URL: https://www.eg-online.ru/article/151715/ (reference date: 04.22.2018).

14. Taylor F.U. Principles of scientific management. - M., 1991. // Electronic publication: Center for Humanitarian Technol-

ogies. - 03/06/2010. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3631 (date of circulation: 04.22.2018).

15. CSR: A living system for managing the future [Electronic resource]. URL: http://lc-av.ru/2018/02/07/tssr-zhivaya-

sistema-upravleniya-budushhim/ (reference date: 04.22.2018).

16. Chaynikova L.N. Formation of the strategic competitiveness management system in the region [Text]: monograph / L.N.

Chaynikova. - Tambov: Publishing House of the TSTU, 2010. 264 p.

17. Ashby U.R. Introduction to cybernetics. [Text] .- Publisher: M .: Publishing house of foreign literature, edited by VA

Uspensky. M .: 1959.

18. Yakovlenko AE, Polyakova IA, Panchenko A.N. Strategy for the development of the innovation ecosystem of the univer-

sity and the strategy as a process for its implementation // A collection of articles by young researchers. Krasnodar: Kuban State University, 2018. 211s., P.45-54.

19. Yakovlenko AE, Panchenko A.N. Features and requirements for the management of the infrastructure of the innovative

ecosystem // IV International Scientific and Practical Conference "Economics and management of enterprises, industries, complexes in the conditions of innovative development." St. Petersburg. SPbGEU. 2018. 357 p.

20. Yakovlenko AE, Ermolenko V.V. Strategy in the process of formation of the management system of the innovation eco-

system of the University // North-West Institute of Management of the State Educational Establishment of the Russian Academy of Sciences and the State Duma under the President of the Russian Federation, St. Petersburg. 2018. 436 p.

21. AV Group and Regions-Russia Association [Electronic resource]. URL: http://av-group.ru/2015/1286/ (reference date:

04.22.2018).

22. Kotov D.V., Gamilova D.A., Sharipova A.R. Features of the methodology for developing a regional strategy develop-

ment // Modern management technologies. 2016. No. 12 (72). URL: http://sovman.ru/en/article/7211/.

23. Veselovsky M.Y. The Strategy of a Region Development under the Conditions of the New Actual Economic [Text] /

M.Y. Veselovsky [and others] // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6 No 5 S2. 310-317 p.

Е.Н. Клочко

д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет

E.N. Klochko

Dr. econ. sciences, professor of department of management Kuban state agricultural university (magadan. 79@mail.ru, 89298285896)

В.Н. Муха

канд. социолог. наук, заведующая лабораторией «Центр социологических исследований»,

Кубанский государственный технологический университет

W.N. Mukha

edging. sociologist. sciences, head of the laboratory "Center of sociological researches" Kuban state

technological university (v.mukha@bk.ru, 89298285896)

А.А. Кулик

аспирант кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет (magadan.79@mail.ru, 89298285896)

A.A. Kulik

graduate student of management Kuban state agricultural university (magadan. 79@mail.ru, 89298285896)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на межэтнические отношения в регионе, которые необходимо учитывать при управлении территориальными пространствами. Особое внимание авторами уделено исследованию экономического фактора, который оказывает важное влияние на обстановку в Краснодарском крае, связанную с осуществлением экономической деятельности представителей различных этнокультурных групп. Выявлено, что в целом ситуацию в крае можно характеризовать как положительную, что подтверждается как данными проводимых авторами интервью, так и данными независимых экспертных оценок. В регионе отмечается высокий уровень включенности представителей различных этносоциальных групп не только в предпринимательское сообщество края, но и в профессиональную деятельность, осуществляемую в различных сферах экономики. Определено, что подобная интеграция различных этносов в жизнь края свидетельствует о: 1) благоприятной социальной обстановки в регионе; 2) высоком уровне национальной гордости за представителей этнической группы, которые обладают престижной профессией и демонстрирующих высокий уровень материального благосостояния. Авторы отмечают, что отсутствие межэтнических конфликтов и острой межэтнической напряженности в Краснодарском крае позволяет говорить о положительном влиянии этноэкономики на развитие хозяйственного пространства региона.

Annotation. In article the factors exerting impact on the interethnic relations in the region which need to be considered at management of territorial spaces are considered. Special attention is paid by authors to a research of economic factor which exerts important impact on the situation in Krasnodar Krai connected with implementation of economic activity of representatives of various ethnocultural groups. It is revealed that in general the sit-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.