ing proj ects of an integrated management system and lean production. M . : November 18, 2016 / Collection of scientific papers. Under the scientific editorship of Doctor of Economics, Professor S. Falco 239 s.
12. Lanskaya D.V., Zubenko N.V. Model of investment in the formation of human capital in the field of innovative ecosystem of the university // Competitiveness in the global world: economics, science, technology.- 2017.-№11 p.10, city- P. 1299-1306. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32716801.
13. Mezentseva O.E. Current trends in corporate investment in research and development // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 2-2. Pp. 616-620.
14. Pilipenko E.V., Grinyuk K.P. Principles of formation of the industrial complex of the region in the conditions of changing technological structures. Preprint. - Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2013. - 85 p.
15. Forecast of the scientific and technological development of Russia: 2030 / ed. L.M. Gokhberg - Moscow: Ministry of Education and Science of the Russian Federation, National Research University Higher School of Economics, 2014. -244 p.
16. Strategy "Kuban-2030" and the development priorities of the Krasnodar Territory. URL: http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Proekt_Strategii.pdf (Circulation date 10.09.2018).
17. Website of the Federal State Statistics Service. URL //: http://www.gks.ru (Date of appeal 15.09.2018).
18. Sukhanova P.A. Innovation infrastructure in the regional innovation ecosystem and its elements / P.A. Sukhanova // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2013. № 3 (3). Pp. 49-52.
19. Yurasov R.A. "Smart economy" and "The economy of sharing as the phenomena of modern regional development // Problems and prospects of economic development of regions collection of articles of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 45th anniversary of the Institute of Economics and Finance. - Grozny: Chechen State University, 2017. P. 182-185.
20. Yakovleva A.Yu. Factors and models of the formation and development of innovative ecosystems. M .: Publishing House of the National Research University Higher School of Economics, 2012. 52 p.
Д.В. Ланская
К.э.н., доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-
процессов, Кубанский государственный университет
D. V. Lanskaya
Candidate of economic sciences, Associate Professor of the department of general, strategic, information management and business processes, Kuban State University (+79182351005) А.Е. Яковленко
студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления»,
Кубанский государственный университет
A.E. Yakovlenko
student of the master's program " Organizational design of control systems",
Kuban State University (+79182389071)
СОЗДАНИЕ ФУНДАМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ УМНОЙ ЭКОНОМИКИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ДО 2030 ГОДА
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 17-32-01044 / ОГН
Аннотация. Целью статьи является анализ содержания одного из семи направлений развития, указанных в проекте Стратегии развития Краснодарского края на период до 2030 года, направленных на построение умной экономики или экономики знаний, и внесение предложений по содержательной доработке отдельных ее частей. В ходе исследования были решены следующие задачи: обосновано понятие умной экономики или экономики знаний и сформулированы принципы ее функционирования, проанализированы задачи ее построения в Краснодарском крае, исходя из современных концептуальных представлений. Авторами выявлено несоответствие поставленных задач и имеющихся возможностей для их решения в рамках существующих технологических укладов в Краснодарском крае, поскольку для освоения шестого технологического уклада необходимо существенно корректировать направление вектора развития, развивать производственный базис и производственные отношения в региональной экономической системе, содержание, процесс и методы государственного управления, а также содержание и результативность инновационного процесса. Результатом исследования явилась разработка системных рекомендаций по дополнению в Стратегии ряда стратегических задач по формированию фундамента умной экономики в Краснодарском крае и ресурсного их обеспечения.
Annotation. The purpose of the article is to analyze the content of one of the seven areas of development specified in the draft strategy of development of the Krasnodar territory for the period up to 2030, aimed at building a smart economy or knowledge economy, and making proposals for the substantive refinement of its parts. In the course of the study, the following tasks were solved: the concept of
smart economy or knowledge economy was justified and the principles of its functioning were formulated, the problems of its construction in the Krasnodar region were analyzed, based on modern conceptual concepts. The authors revealed the discrepancy between the tasks and the available opportunities for their solution within the existing technological structures in the Krasnodar region, as for the development of the sixth technological structure it is necessary to significantly adjust the direction of the vector of development, to develop the production basis and production relations in the regional economic system, the content, process and methods of public administration, as well as the content and effectiveness of the innovation process. The result of the study was the development of systemic recommendations to complement the Strategy of a number of strategic objectives for the formation of the Foundation of a smart economy in the Krasnodar region and their resource provision.
Ключевые слова: умная экономика, стратегия развития, технологический уклад, интеллектуальный капитал, инновации
Key words: smart economy, development strategy, technological structure, intellectual capital, innovations
Введение
Б.В. Салихов констатирует: "Экономика знаний уже в авангардных странах стала реальностью. Другие, следуя важнейшей закономерности, идут по пути ее формирования и развития" [13].
Краснодарский край, развивая исторически сложившиеся отрасли региональной экономики, предпринимает усилия по ее реиндустриализации в сочетании с мерами новой индустриализации на базе шестого технологического уклада. "Новая индустриализация - это важнейший и неотъемлемый этап перехода к модели развития экономики знаний" [9].
И это нашло свое отражение в семи направлениях развития Краснодарского края. Выполнено зонирование территории региона и предполагается развивать семь экономических зон. Усилия разработчиков проекта Стратегии были направленны на поиск качественно новых точек роста и развития. Они нашли свое содержательное и стратегическое оформление в виде семи направлений развития, таких как: развитие экономических комплексов, институциональной среды, человеческого капитала, научно-инновационной среды - умной экономики, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности - устойчивого развития, пространственное и инфраструктурное развитие, инвестиционное развитие [11]. Так, разработка проекта Стратегии развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу (до 2030 года) проводилась по новой методике оценки и повышения конкурентоспособности региона - «Живой» системе управления будущим AV Galaxy [11,17]. Эта система имеет своей особенностью отражение общей идеи участия региона в соперничестве за позиции в межрегиональной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, а также создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Для претворения указанной идеи в жизнь в проекте Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года прописаны "семь направлений конкуренции - это рынки, институты, человеческий капитал, инновации и информация, природные ресурсы и устойчивое развитие, пространство и реальный капитал, а также инвестиции и финансовый капитал" [11]. Край обоснованно относят к числу регионов-лидеров ТОП-5, поскольку является привлекательным по ряду социальным и экономическим направлениям. Однако, существуют проблемы в области развития человеческого капитала, создания инновационной экосистемы региона, создания условий для формирования умной экономики, как полюсов нового качества развития, значимость которых будет усиливаться по сравнению с традиционными точками роста.
О.С. Сухарев подчеркивал, что "сложность российской реиндустриализации заключается в том, что придется решать задачи обновления капитала, формирования нового вида труда (квалификации) и технологического обеспечения (найдя верные формы заимствования и развития отечественной технологической базы) одновременно" [15].
В связи с этим, целью настоящей статьи является исследование целеполагания, содержания и комплекса системных мер по отдельным новым направлениям развития проекта Стратегии и последовательного формирования инфраструктурных и управленческих возможностей региона. Решение проблемы формирования региональной умной экономики или экономики знаний зависит от научного понимания современной ее парадигмы. В этой связи в статье поставлены следующие задачи исследования:
- обоснование понятия умной экономики и принципов ее функционирования;
- анализ задач построения экономики знаний в Краснодарском крае, указанных в проекте Стратегии развития на период до 2030 года;
- публичное обсуждение системных мер в проекте Стратегии, направленных на формирование инфраструктурных и управленческих мер, направленных на достижение ряда стратегических целей нового качества развития.
1. Анализ концептуальных положений умной экономики и их развития в материалах стратегии региона
Проблематику становления умной экономики в РФ исследуют Л.Н. Дробышев-ская, Д.Е. Попова[2], В.В. Ермоленко[3-5,11], А.Ю. Замлелый [6], Г.Б. Клейнер [7], В.М. Максимова [9], Б.В. Салихов [13], А.А. Урасова[16] и др.
Для решения поставленных задач исследования, рассмотрено одно из семи направлений конкуренции - инновации и информация, в рамках которого главным приоритетом обозначено построение умной экономики. Это одновременно актуальный и сложный стратегический проект регионального масштаба, поскольку знаменует переход к экономике нового качества роста и развития, что потребует принципиальных изменений в производственном базисе региональной экономической системы, в частности создания производственного аппарата с привлечением NBICS-технологий и проведения новой индустриализации, а также приведения в соответствие ему производственных отношений, основанных на развитии регионального особенного менталитета, места и роли региональных элит, инновационной культуры и других факторов духовной сферы единого общественного производства[9]. Можно с ответственностью говорить об отсутствии опыта и научно-технологической базы в регионе для формирования такой экономики шестого технологического уклада. Речь идет о ее создании с нуля [3,6]. Это крайне важное обстоятельство говорит о том, что нужны системные шаги в науке, практике новой индустриализации и в инновационной сфере. Речь должна идти о проведении новой промышленной политики и новой индустриализации на базе шестого технологического уклада, NBICS - технологиях [2,3,4,5]. Решение такого регионального мега проекта без содержательно насыщенного процесса формирования интеллектуального человеческого капитала и введение в инвестиционный процесс дополнительных источников финансовых ресурсов, способных сыграть компенсаторную роль, невозможно. Задающую роль должно сыграть государственное управление, приведенное в соответствие объему, сложности, новизне и масштабу нового качества задач и проблем. На смену сложившимся стереотипным технологиям в государственном управлении должны прийти новые инструменты финансового управления, проектное финансирование и управление, широкое использование государственно-частного партнерства, индикативного планирования и механизма инвестиции в крупные региональные объекты (револьверные инвестиции).
Так С.Д. Бодрунов пришел к выводу, что "в современной системе управления экономикой давно назрела необходимость структурных и институциональных преобразований" [1].
Б.В. Салихов рассматривает "постиндустриальную экономическую систему, как систему социально-экономических и связанных с ними отношений, созидательный и воспроизводственный «фокус» которых направлен на всестороннее и наиболее полное развитие человека" [13].
Под экономикой знаний или умной экономикой понимается добавление к существующим общественно-хозяйственным укладам в процессе развития следующего четвертичного сектора, для которого характерны: доминирующая роль невещественных и прежде всего интеллектуального человеческого капитала, как экономических ресурсов в процессах воспроизводства, движения и потребления благ; широкомасштабное внедрение NBICS-технологий; всевозрастающий поток научных исследований и трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в инновации, а также повышение качества жизни населения [2,6,7,11]. Зарождение, становление и развитие подобного сегмента экономики в России имеет целый ряд барьеров, которых необходимо целенаправленно преодолеть в процессе созидательной деятельности. А.Ю. Замлелый выделил барьеры и предложил системные мероприятия по их преодолению на пути формирования умной экономики [6]. Для Краснодарского края указанные мероприятия являются чрезвычайно
актуальными, поскольку для региона, обладающего достаточно высокой инвестиционной привлекательностью, недостаток инженерных, естественно научных специалистов, изобретателей и инноваторов, ориентированных на рынок инноваций, науки, на существующие и будущие потребности высокотехнологичного бизнеса, слабая система венчурного финансирования инновационных проектов, а также инновационных предпринимателей значительно тормозит становление экономики знаний.
Такой подход развивает вывод Б.В. Салихова о том, что "...социально-экономическое развитие становится непосредственной функцией соответствующих инвестиций в человека" [13, С.32].
2. Цели и задачи развития умной экономики в регионе
В Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года прописаны следующие задачи развития умной экономики [14, С. 79-82]:
- обеспечение развития на территории Краснодарского края новых национальных чемпионов, ориентированных на достижение лидерства на приоритетных рынках Национальной технологической инициативы («рынках будущего»);
- реализация флагманского проекта Краснодарского края «Умная Кубань - лидеры будущего», включающего приоритетные программы Краснодарского края: «Глобальное технологическое лидерство России», «Государственное управление третьего поколения», «Развитие науки, техники и технологий Краснодарского края на долгосрочный период»;
- привлечение, удержание, развитие и реализация потенциала талантливой молодежи и технологических предпринимателей;
- создание благоприятных условий для разработки, внедрения, коммерциализации и масштабирования новых сквозных (прорывных) технологий;
- развитие научно-технологической и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей глобальную конкурентоспособность технологических компаний и способствующей их росту (масштабированию) до уровня новых национальных чемпионов на рынках будущего;
- привлечение финансовых ресурсов для реализации потенциала молодых талантов и технологических предпринимателей.
При этом проект Стратегии говорит о том, что "развитие умной экономики будет осуществляться через стимулирование инновационной предпринимательской инициативы и государственной поддержки, направленных на создание современных бизнесов и проектов", использующих сочетание принципиально новых технологий (пятого, шестого, а в будущем - и седьмого технологических укладов) и традиционных преимуществ экономики Краснодарского края [14, С. 68;17]. Безусловно, указанные выше задачи являются правильными, но подходящими скорее для уже функционирующей экономики знаний. Поэтому вероятность их полного осуществления в рамках региона появляется лишь при системном подходе, поскольку построить умную экономику на минимальной научно-инновационно-производственной базе без наличия на то традиций и подобного опыта возможно только при концентрации науки, инноваций и развития технологического предпринимательства. Необходимо включиться в Национальную технологическую инициативу, развиваемую под эгидой Российской венчурной компании и Агентства стратегических инициатив [12].
Упомянутые в тексте Стратегии технологические уклады приобрели свою актуальность в экономической науке XXI века, в основу которой положены концепции Н.Д. Кондратьева, развиваемые С. Глазьевым и др. российскими исследователями. Согласно данной теории, чередование технологических укладов идет длинными циклами продолжительностью в 50-70 лет. Ядром каждого уклада выступают отрасли, в которых доминирует энергия определенного вида [5,10]. Выделяют пять индустриальных (с 1-го по 5-й ТУ) и один постиндустриальный технологический уклад (шестой) (таблица 1).
Экономическая наука доказала, что хозяйственная система любой страны представляет собой многоукладное построение или тесное переплетение разных укладов. Совокупная эффективность многоукладной экономики проявляется через их синергетиче-ские эффекты влияния последующих укладов на все предыдущие. Шестой технологический уклад по степени революционизирующего воздействия на все предыдущие уклады будет иметь всепроникающий характер. Поэтому экономика знаний является генерато-
ром обновления и развития ранее сложившихся укладов (аграрного, индустриального, сферы услуг) [9].
Таблица 1 - Оценка возможностей для формирования технологических укладов
[13]_
ТУ Основная продукция Определяющий фактор производства Необходимые возможности Можно ли сформировать возможности?
1 ТУ; Паровой двигатель, электро- Природные Природный ка- Нет:
2 ТУ; двигатель, прокат ресурсы питал общество
3 ТУ не может формировать природный капитал
4 ТУ Двигатель внутреннего сго- Природные Материальные Частично да:
рания, продукция цветной ресурсы капиталы общество
металлургии может формировать отдельные материальные капиталы
5 ТУ Микроэлектронная техника, Человеческие Вещественные и Да:
компьютеры, космическая и интеллекту- невещественные общество может
техника, авиационная техни- альные ресурсы капиталы формировать все
ка виды
6 ТУ Нано электроника, биоэлек- Человеческие Человеческий и Да:
троника и интеллекту- невещественные общество может
альные ресурсы капиталы формировать человеческий капитал, обладающий свойством самовозрастающей ценности
Как правило, источником последующего технологического уклада являются ряд предыдущих. Вызревание условий происходит в ранних укладах медленно по закону перехода количества в качество. Скачок происходит в форме кризиса различной природы, знаменующего собой появление элементов нового, более высокого уклада. Динамика такова, что должны созреть объективные основания для развития шестого технологическо-
Рис. 1. Распределение долей экономических укладов в России
О шестом укладе в России модно говорить как о некоторой возможности. Шестой уклад может стать действительностью в ходе создания системного комплекса целенаправленных действий носителей человеческого капитала, а пока на долю технологий пятого уклада в России приходится всего около 10%, более 50% технологий относится к четвёртому укладу, а почти треть - к третьему, преобладавшему в развитых странах в начале ХХ века [10]. Отставание России от ведущих стран мира в экономическом отношении достигает величины 45-50 лет [10,16].
Отсюда следует вывод, что переход к шестому технологическому укладу требует опережающего развития в сфере науки и динамичной реализации большинства результатов интеллектуальной деятельности через инновации [11]. А это влечет за собой необходимость изменения форм и методов управления, организации и финансирования работ с целью выделения науки в самостоятельную отрасль экономики, что обусловливает активизацию в области фундаментальных научных исследований [10].
Прописанные в проекте Стратегии Краснодарского края задачи направлены в несколько другую сторону. Создание научно-технологической инфраструктуры, реализация различных приоритетных программ, развитие потенциала талантливой молодежи - это все необходимо, но низкое финансирование и невнимание к приоритетному развитию науки, к подготовке специалистов по наукоемким направлениям [11], отсутствие отечественной практики функционирования хотя бы элементов умной экономики в нашей стране и отсутствие этих направлений развития в проекте Стратегии существенно обедняет переход к достижению поставленной стратегической цели, которая звучит в программном документе следующим образом: "Территория умной экономики, ориентированной на реализацию потенциала молодых талантов и предпринимателей, обеспечивающих глобальное технологическое лидерство России" [14, С.79]. В связи с тем, что движущей силой данного вида экономики являются знания, то необходимо, прежде всего, обеспечивать лучшими условиями для творчества их носителей - талантливых ученых и инноваторов. Несмотря на то, что отдельным направлением конкуренции в проекте Стратегии отмечено развитие человеческого капитала, в поставленных задачах отсутствует всякое упоминание о разработке идей, объектов интеллектуальной деятельности и доведение их до инноваций - главных факторах повышения конкурентоспособности экономики региона. Поэтому в целях развития интеллектуального капитала в рамках становления умной экономики важным направлением должно стать формирование, привлечение и удержание носителей ключевых компетенций [2], поскольку ряды исследователей по различным причинам сокращаются. Для предотвращения этой ситуации необходимо выделять государственные субсидии на обеспечение жильем, предоставлять расширенные условия медицинского обслуживания, как принято в более авангардных странах. Одним из основных в проекте Стратегии должна стать комплексная разработка и реализация концепции развития интеллектуального капитала, начиная с поиска талантов, их образования на современной исследовательской базы и подготовки исследовательских команд в научно - исследовательских лабораториях существующих научных школ, стимулирования спроса на «работников знаний» и заканчивая созданием благоприятной среды для их развития.
В целях создания эффективных условий для реализации принятой Стратегии развития регион нужно, прежде всего, создать региональную сеть опорных научно-инновационно-производственных баз (полюсов) для пилотной проработки широкой проблематики функционирования умной экономики. В условиях освоения шестого технологического уклада для опережающего развития необходимы прорывные идеи научного сообщества, проблемные семинары и конференции по ключевым проблемам умной экономики, привлечение кадров мирового уровня в регион, проведение стажировок в ведущих исследовательских центрах и постоянное взаимодействие науки и власти, а также право на поиск, сочетающиеся с доверием.
В процессе создания региональных условий формирования фундамента экономики знаний необходимо обеспечить "комплексное и сбалансированное использование всех компонент потенциала Краснодарского края - и сырьевой, и интеллектуальный, и духовный, и др." [14, С.69].
В контексте задач умной экономики и новой индустриализации в единое целое должны быть увязаны по примеру Ю. Кореи с ее Министерством экономики знаний научно-техническая и инновационная политика с новой промышленной политикой. Фактически необходим над ведомственный орган, координирующий научную и инновационную политику и неоиндустриальную практику всех структур исполнительной власти, как новый региональный институт, отвечающий за создание системных условий для развития науки и инновационной экосистемы региона. Причем речь не идет о слепом копировании опыта других. Наш отечественный опыт напоминает, что проблемы индустриализации решались при плотном взаимодействии науки, образования и промышленности. Но это цепь сейчас разорвана. Эту цепь необходимо замкнуть, создав научно-инновационный комитет или комитет экономики знаний во главе с первым вице губернатором. Речь должна идти о конкурентоспособном управлении инновационными процессами, базирующегося на развитии разнообразных и гибких организационных, экономических и социально-психологических механизмов управления, адекватных решению задачи инновационного обновления в парадигме цифровой экономики или экономики знаний. Решение проблемы кардинального улучшения управления должно быть представлено в развернутом виде в проекте Стратегии развития региона
Заключение
Таким образом, первыми задачами в проекте Стратегии должны стать не "обеспечение развития на территории Краснодарского края новых национальных чемпионов, ориентированных на достижение лидерства на приоритетных рынках Национальной технологической инициативы" [12], а формирование фундамента функционирования умной экономики на территории края, включающее в себя решение следующих актуальных подзадач:
- разработку концепции развития интеллектуального капитала;
- стимулирование спроса бизнеса на работников умственного труда;
- привлечение молодежи к научным исследованиям на основе формирования достойной интеллектуально-креативной среды для молодых исследователей и разработчиков идей и инновационных проектов;
- повышение в обществе престижа профессий инженера, технолога, программиста, генетика, биолога, генетика и др. представителей умственного труда и естественного знания;
- разработку механизма взаимодействия науки, инновационной экосистемы и власти по решению инновационной проблематики, уход от погони за цитированием, требования публикациями в иностранных журналах (журнал развивающейся страны ценится больше, чем отечественный авторитетный) вместо развития их отечественного сегмента, восстановление статуса экспертных мнений признанных авторитетов в науке и научного сообщества;
- накопление знаний о функционировании умной экономики в более развитых странах;
- проведение проблемных семинаров для повышения квалификации научных работников, основанных на осмыслении технологий умной экономики, и стажировок в научных центрах;
- введение института молодежных научно-исследовательских лабораторий и должностей научных сотрудников при университетских кафедрах для талантливых студентов бакалавриата, магистратуры и ее выпускников, а также аспирантов.
Источники:
1. Бодрунов С.Д. Инновационное развитие промышленности как основа технологического лидерства и национальной безопасности России/ Научные джлэд Института нового итдсгриальнсш развития (ИНИР) им. СЮ. Витте / СПб.: ИНИР, 2015. 55 с
2. Дробышевская Л.Н., Попова Е.Д. Развитие экономики знаний России в эпоху цифровых трансформаций // Креативная экономика. 2018. Том 12. №4. С. 429-446.
3. Ермоленко В.В. Модели города в условиях экономики знаний / В.В. Ермоленко, Д.В. Ланская, Н.А. Чугунова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2016. №04(118). С. 1671- 1692. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/04/pdf/111.pdf.
4. Ермоленко В.В. Анализ инновационной активности Краснодарского края и перспектив формирования экономики знаний // Экономика знаний: стратегические проблемы и решения: материалы VII Меж-
дународной научно-практ. конф. / Отв. ред. С.Г. Фалько, В.В. Ермоленко, А.М. Суварян, М.Р. Закарян, Д.В. Ланская, А.П. Савченко, 8-10 октября 2015, г. Крансодар., КубГУ, Краснодар, 2015, с. 60-67.
5. Ермоленко В.В. Направления и задачи современной промышленной политики на основе формирования экономики знаний, пятого и шестого технологических укладов // Актуальные проблемы экономики и менеджмента знаний в процессе неоиндустриализации России: сборник науч. статей молодых исследователей / Науч. ред. В.В. Ермоленко., КубГУ, г. Краснодар, 2015, с. 12-18.
6. Замлелый А.Ю. Формирование SMART (интеллектуальной) экономики: теория и практика // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. https://science-education.ru/pdf/2012/4/176.pdf (дата обращения: 14.08.2018).
7. Клейнер Г.Б. Общество и реформы. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Бизнес-образование. 2005. №1. c.56-69.
8. Максимова В. Ф. Smart (интеллектуальная) экономика: цели, задачи и перспективы // Открытое образование. 2011. №3. С. 63-71.
9.Новая индустриализация как условие формирования инновационной модели развития российской экономики. Научный доклад. Руководитель темы - Ленчук Е.Б., Исполнители: Филатов В.И., Власкин Г.А., Иванов А.Е., Смотрицкая И.И., Черных С.И. М., ИЭ РАН, 2013, с.61
10. Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33059 (дата обращения: 14.08.2018).
11. Региональный сектор экономики знаний: проблемы формирования и управления / Ермоленко В.В., Закарян М.Р., Закарян Р.М., Ланская Д.В., Савченко А.П. Краснодар, 2013.
12.Сайт Российской венчурной компании. URL: http://www.rvc.ru/ (дата обращения: 20.08.2018).
13. Салихов Б.В. Духовно-нравственные основы развития современной российской экономики. М.: 2009. 154 с.
14. Стратегия развития Краснодарского края на долгосрочный период.- Краснодар, СПб, 2017. 225 с.
15.Сухарев О.С. Экономическая политика реиндустриализации России: возможности и ограничения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 24 (213).
16.Урасова А.А. Ключевые аспекты перехода экономической системы к шестому технологическому укладу [Текст] / А.А Урасова // Ars Administrandi. Искусство управления. 2017. № 1. Том 9. С.52-61.
17. AV Group и Regions-Russia Association [Электронный ресурс]. URL: http://av-group.ru/2015/1286/ (дата обращения: 14.08.2018).
Sources:
1. Bodrunov S.D. Innovative development of industry as the basis of technological leadership and national security of Russia / Scientific report of the Institute of New Industrial Development (INIR) them. S.Yu. Witte / SPb .: INIR, 2015. 55 s
2. Drobyshevskaya LN, Popova E.D. Development of the knowledge economy of Russia in the era of digital transformations // Journal of Creative Economy. 2018. Volume 12. №4. Pp. 429-446.
3. Ermolenko V.V. Models of the city in the conditions of the knowledge economy / V.V. Ermolenko, D.V. Lanskaya, N.A. Chugunova // Polytematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific Journal of KubSAu) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubGAU, 2016. №04 (118). Pp. 1671- 1692. -Access mode: http://ej.kubagro.ru/2016/04/pdf/111.pdf.
4. Ermolenko V.V. Analysis of innovative activity of the Krasnodar Territory and the prospects for the formation of the knowledge economy // Knowledge Economy: Strategic Issues and Solutions: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference. Conf. / Ans. Ed. S.G. Falco, V.V. Ermolenko, A.M. Suvaryan, M.R. Zakaryan, D.V. Lanskaya, A.P. Savchenko, October 8-10, 2015, the city of Kransodar., KubSU, Krasnodar, 2015, p. 60-67.
5. Ermolenko V.V. Directions and tasks of modern industrial policy based on the formation of the knowledge economy, the fifth and sixth technological structures // Actual problems of economics and knowledge management in the process of neoindustrialization of Russia: articles of young researchers / Nauch. Ed. V.V. Ermolenko., KubSU, Krasnodar, 2015, p. 12-18.
6. Zamlely A.Yu. Formation of SMART (intellectual) economy: theory and practice // Modern problems of science and education. 2012. № 4. https://science-education.ru/pdf/2012/4/176.pdf (date of circulation: August 14, 2018).
7. Kleiner G.B. Society and Reform. The formation of the knowledge society in Russia: socio-economic aspects // Business education. 2005. № 1. c.56-69.
8. Maksimova VF Smart (Intellectual) Economy: Goals, Tasks and Perspectives // Open Education. 2011. № 3. Pp. 63-71.
9.New industrialization as a condition for the formation of an innovative model for the development of the Russian economy. Scientific report. The head of the topic - Elena Lenchuk, Performers: Filatov VI, Vlaskin GA, Ivanov AE, Smotritskaya II, Chernykh SI M., IE RAS, 2013, p.61
10. Parshin MA, Kruglov DA Russia's transition to the sixth technological order: opportunities and risks // Modern scientific research and innovations. 2014. № 5. Part 2 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33059 (reference date: August 14, 2018).
11. Regional sector of the knowledge economy: problems of formation and management / Ermolenko VV, Zakaryan MR, Zakaryan RM, Lanskaya DV, Savchenko AP Krasnodar, 2013.
12. Site of the Russian venture company. URL: http://www.rvc.ru/ (date of circulation: August 20, 2018).
13. Salikhov B.V. Spiritual and moral foundations for the development of the modern Russian economy. М .: 2009. 154 с.
14. Strategy for the development of the Krasnodar Territory for a long-term period .- Krasnodar, SPb, 2017.
225 p.
15. Sukharev OS Economic Policy of Russia's Re-industrialization: Opportunities and Limitations // National Interests: Priorities and Security. 2013. No. 24 (213).
16. Urasova A.A. Key aspects of the transition of the economic system to the sixth technological order [Text] / A.A. Urasova // Ars Administrandi. The art of management. 2017. No. 1. Volume 9. P.52-61.
17. AV Group and Regions-Russia Association [Electronic resource]. URL: http://av-group.ru/2015/1286/ (reference date: August 14, 2018).
ББК Ч 4. 58 УДК 378
Л.А. Маркова
К.э.н., доцент, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «СевероКавказский федеральный университет»
L.A. Markova
candidate of economic Sciences, associate Professor,
Institute of service, tourism and design (branch) of Federal state Autonomous educational institution of higher professional education "North-Caucasus Federal University»
(8-928-349-12-55 markova_lyubov@ mail.ru) И.И. Джабраилова
Магистрант, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «СевероКавказский федеральный университет»
I.I. Dzhabrailov
Undergraduate, Institute of service, tourism and design (branch) of Federal state Autonomous
educational institution of higher professional education "North-Caucasus Federal University» (+7-988-907-58-77 zhabrailova-imail.ru)
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ, ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Актуальность темы определена стоящими перед Россией вызовами интеграции в глобальную образовательную среду, в связи с этим, в статье анализируются предпосылки и условия развития интеграционных процессов в сфере российского образования, также дана оценка месту нахождения России в образовательной среде мира.
В статье рассмотрен эволюционный аспект зарождения, формирования, функционирования рынка и сферы образования. По данным критического анализа имеющихся отечественных и зарубежных исследователей предложен оригинальный подход к вопросу об имеющихся проблемах на направлениях развития образовательных услуг в нашей стране.
Проведен анализ открытой проблемы структурной перестройки рынков образования. Среди ключевых направлений ее решения выделено и проанализированы: оп1ше-технологии, которые разительно расширят рынок образования, тем самым позволят вывести новые элементы рынка образования, из-под устоявшихся границ государственного регулирования; самостоятельное формирование образовательных траекторий; обучение взрослых - это наступающая на систему образования потребность; рост доходов семьи; удешевление образовательных технологий, которые будут постоянно диверсифицироваться.
В исследовании выявлены преимущества и признаки цифровой революции. Сделан вывод о том, что цифровые технологии увеличивают всевозможные пути получения знаний и изменяют подходы к обучению.
Annotation. The relevance of the topic is determined by the challenges facing Russia of integration into the global educational environment, in this regard, the article analyzes the prerequisites and conditions for the development of integration processes in the field of Russian education, also assesses the location of Russia in the educational environment of the world. The article deals with the evolutionary aspect of the origin, formation, functioning of the market and education. According to the critical analysis of the existing domestic and foreign researchers, an original approach to the existing problems in the areas of development of educational services in our country is proposed. The analysis of the open problem of structural adjustment of education markets is carried out. Among the key areas of its solution highlighted and analyzed: online-technologies that dramatically expand the education market, thereby will bring new elements of the education market, from the established boundaries of state regulation; independent formation of educational trajectories; adult education-is coming to the education system need; family income growth; cheaper educational technologies that will be constantly diversified. The study reveals the ad-