раметрам зарубежным аналогам, а с другой - сократить технологический разрыв между российскими и ведущими зарубежными производителями и, как следствие, повысить уровень конкурентоспособности региона на внешних рынках.
Список литературы
1. Анимица П.Е. Региональные аспекты политики импортозамещения (на примере Свердловской области) // Региональная экономика: теория и практика. - 2015, № 44. -С. 29.
2. Зиннатуллина А.Н. Совершенствование способа финансированной инновационной деятельности в рамках политики импортозамещения в российском нефтегазовом комплексе // Вестник Казанского технологического университета. - 2006, № 3. - С. 178.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ НА БАЗЕ ШЕСТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА Волкова Лидия Игоревна, студент (e-mail: [email protected]) Ланская Дарья Владимировна, к.э.н., доцент Кубанский государственный университет, г.Краснодар, Россия (e-mail, [email protected])
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 17-32-01044)
В данной статье проанализировано состояние аграрно-промышленного региона, а именно Краснодарского края. Выявлены проблемы развития региона с позиции формирования сектора экономики знаний на базе шестого технологического уклада. Предложены меры, по решению данных проблем, которые обеспечат развитие и эффективное использование инновационного потенциала в аграрно-промышленном комплексе Краснодарского края.
Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальный капитал, региональная инновационная система, технологический уклад, человеческий капитал.
В настоящее время развитие экономики на основе инноваций является приоритетной задачей как на уровне всей страны, так и на уровне отдельно взятых субъектов. Инновации в полной мере позволяют сделать экономику «умной», повысить конкурентоспособность выпускаемой в регионе продукции, поднять производительность труда, что будет стимулировать экономический рост и обеспечит повышение благосостояния и качества жизни людей в регионе.
Несмотря на достаточно большие усилия региональной власти, направленные на поддержку инновационной деятельности и развитие инновационной инфраструктуры в регионе, в целом, эффективность инновационной системы Краснодарского края является достаточно низкой. Поэтому постановка проблем развития аграрно-промышленного региона с позиции формирования сектора экономики знаний на базе шестого технологического уклада чрезвычайно актуальна [1].
Краснодарский край имеет высокий уровень конкурентоспособности и входит в число российских регионов-лидеров, являясь лидером Южного полюса роста. Согласно исследованию ЛУ КС1-2016 Краснодарский край занял второе место в России по уровню конкурентоспособности. Ключевыми конкурентами Краснодарского края являются: Москва, Московская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, а также Самарская, Свердловская и Ростовская области [17]. При этом с точки зрения глобаль -ной конкурентоспособности край имеет системные проблемы в развитии человеческого капитала, инноваций и пространства.
Рост конкурентоспособности Краснодарского края на протяжении последнего десятилетия был обеспечен за счет опережающих темпов роста традиционных отраслей экономики, при высоком потенциале роста ВРП на душу населения, уровня промышленного производства и производительности труда. На рисунке 1 представлены ключевые показатели развития экономического комплекса [11].
900000 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
2012 Выпуск, млн руб Инвестиции, млн руб
2013 2014 2015 2016
Добавленная стоимость, млн. руб ^^^Налоги, млн руб
Рисунок 1 - Экономические показатели развития агропромышленного
комплекса Краснодарского края
Агропромышленный комплекс Краснодарского края обеспечивает более 7% объема валовой сельскохозяйственной продукции России, обладая 4,6% посевных площадей. Благоприятные природные условия и разви-
тая материально-техническая база, обеспечивают лидерство Краснодарского края в производстве продукции сельского хозяйства в России (первое место в производстве продукции растениеводства, третье место по производству продукции животноводства). Пищевая промышленность края формирует более 5 % общероссийского производства продуктов питания или 30 % всего промышленного производства в Краснодарском крае. Преобладают масложировая, молочная, мясная, сахарная, плодоовощная и консервная промышленность. Однако загрузка предприятий пищевой промышленности составляет 60-80 % от существующих мощностей вследствие недостатка качественного сырья. Одной из проблем является сырьевая специализация экспорта, в основе которой лежат зерновые и злаки (96 %), тогда как продукция пищевой промышленности занимает менее 4 % [10-11].
Но чтобы быть конкурентоспособным в свете последних мировых тенденций, быть просто агропромышленным регионом уже недостаточно. Необходимо развивать экономику региона в сфере инноваций. Инновационная инфраструктура Краснодарского края представлена ограниченным набором структур, обеспечивающих генерацию инноваций. Для качественного прорыва региону необходимо сфокусировать внимание на поддержке инновационной инфраструктуры, обеспечить взаимодействие научно-образовательных организаций и бизнеса, привлечь институты венчурного финансирования. Наиболее динамично растут деловые и персональные услуги, а также государственное управление, услуги и безопасность.
Что мы имеем ввиду говоря об инновационном развитии региона? Приведем основные характеристики, которые присуще региону экономики знаний:
- производство будущего - это не «вырезание», а созидание и выращивание (3D-printing из композитов или атомарной пыли) (Apple, Alcoa);
- увеличение значения инноваций и модернизации как базовых инструментов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста (исчерпание потенциала ресурсной модели экономического развития, базирующейся на доиндустриальных отраслях и акценте на низкой стоимости производственных факторов: рабочей силы, топлива, электроэнергии);
- активное развитие прорывных технологий:
1) искусственный интеллект (развитие науки и технологий создания интеллектуальных машин и компьютерных программ, взаимодействующих на основе технологий «интернет вещей» / «всеобъемлющий интернет», и расширение их возможностей);
2) нанотехнологии;
3) биотехнологии;
4) информационные технологии;
5) когнитивные технологии;
6) социогуманитарные технологии;
7) аддитивные технологии (3D-Printer);
- увеличение расходов на исследования и разработки;
- интеллектуализация экономики: развитие «умных» и экологически чистых технологий, создание «умных» сред, «умных» систем и «умных» производств: транспортных систем, систем энергоснабжения, производственных систем, домов, магазинов, городов и др.;
- глобальная синхронизация в сфере передовых отраслей промышленности;
- развитие «зеленой» экономики - экономики с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества (снижение масштабов негативного влияния на природную среду, а также повышение конкурентоспособности развитых экономик за счет сокращения зависимости от углеводородного сырья и его доли в стоимости конечного продукта) [5].
Определим ключевые проблемы, препятствующие развитию полноценной инновационной системы в Краснодарском крае (представлены в разрезе направлений конкуренции в таблице 1).
Таблица 1 - Ключевые проблемы, препятствующие развитию полноценной _инновационной системы в Краснодарском крае [11-16]_
Направления Ключевые проблемы
Рынок • Низкий спрос на инноваций со стороны субъектов среднего и крупного бизнеса. • Слабо развита инфраструктура инноваций «под заказ». • Отсутствует система поддержки спроса на инновационные решения в государственном секторе, в частности в рамках контрактной системы закупок. • Отсутствует система коммерциализации результатов исследований и разработок. • Недостаточная информационная и консультационная поддержка выхода субъектов инновационной деятельности на межрегиональный и международный рынки высоко- технологичной продукции. • Низкий уровень развития патентного лицензионного рынка.
Институты • Низкая эффективность «инновационного лифта» (механизмы поддержки созданы не на всех этапах реализации инновационного проекта). • Низкая координация в реализации отдельных инновационных механизмов и программ между различными объектами, агентствами, министерствами и ведомствами. • Отсутствие расширенного перечня показателей инновационного развития и программы мониторинга этих показателей. • Недостаточная работа институтов, отвечающих за поддержку и популяризацию правовых основ взаимодействия участников инновационного процесса. • Низкий уровень доверия к другим участникам, особенно на этапе научных открытий и изобретений (в том числе низкий уровень доверия к институтам защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности)
Человеческий ка- • Дефицит научно-технических кадров, способных генерировать
питал: новые идеи. • Недостаточное качество системы привлечения, подготовки, совершенствования и удержания кадров для инновационной системы: в вузах - ученых / исследователей, предпринимателей, специалистов в областях поддержки инноваций, в системе профессионального образования - кадров технических специальностей для нужд МСП и крупного бизнеса.
Технологии: • Инновация не в полной мере воспринимается как ключевая составляющая компетенции, а инновационное поведение в качестве базового навыка.
Ресурсы • Недостаточное внимание к экологическим вопросам использования природных ресурсов.
Инфраструктура: Недостаточное количество и охват объектов инновационной инфраструктуры (в том числе территорий с особыми условиями ведения инновационной деятельности) для предоставления инновационным фирмам комфортных условий ведения бизнеса и стимулирования их межфирменного взаимодействия и сотрудничества.
Инвестиции и финансирование • Низкий уровень внутренних затрат на исследования и разработки из средств частных источников финансирования. • Практическое отсутствие современных механизмов финансирования инновационного развития - «умных денег» (бизнес-ангелов, механизмов краудфандинга). • Наблюдается отток высококвалифицированных кадров в регионы и страны с развитой инфраструктурой поддержки инновационной деятельности.
Но, говоря о проблемах, необходимо так же учитывать и конкурентные преимущества края, с помощью которых следует определять приоритетное направление развития, а именно: развитый сектор производства агропромышленной продукции (наличие возможностей для производства экопро-дукции), выгодное геополитическое и геоэкономическое положение, благоприятные природно-климатические условия, положительный миграционный поток.
Проанализировав проблемы Краснодарского края по формированию сектора экономики знаний на базе шестого технологического уклада с учетом конкурентных преимуществ нами были определены основные задачи для решениях данных проблем:
- стимулирование спроса на инновации в ключевых секторах экономики;
- стимулирование внедрения новых решений в общественном секторе экономики (в том числе в социальной сфере и сфере государственных закупок);
- развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
- достижение инновационной сферой уровня бюджетообразующей;
- сокращение разрыва между желаемым состоянием культуры инноваций и текущей ситуацией [1-4].
Таблица 2 - Ключевые задачи развития Краснодарского края по формированию сектора экономики знаний на базе шестого технологического уклада _[11-12]_
Стратегические цели Индикаторы Ключевые задачи
Регион со сбалансированной экосистемой, обеспечивающей генерацию, использование и коммерциализацию инноваций и обеспеченной квалифицированными, креативными и проактивными научно-исследовательскими кадрами на основе взаимодействия образования, науки и бизнеса при активном участии региональных властей. Доля молодых кадров в научно- исследовательской сфере. • Количество инновационных площадок. • Доля внебюджетных средств в финансировании внутренних затрат на исследования и разработки. • Объем внутренних затрат на научные исследования и разработки. • Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций. • Удельный вес сектора учреждений высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки РЫНКИ: • Развивать и поддерживать региональные кластеры с обязательным включением образовательных и исследовательских организаций. ИНСТИТУТЫ: • Создать рабочие группы по работе с инициативами НТИ в рамках ключевых стратегических направлений развития экономики Краснодарского края. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: • Повысить мотивацию научно-исследовательских кадров (в т.ч. молодых ученых) с помощью грантовой поддержки. • Обеспечить научно-исследовательские кадры доступом к передовым мировым исследовательским центрам в рамках целевого обучения и стажировок.
Итак, подводя итог вышесказанному, составим таблицу ключевых задач развития Краснодарского края по формированию сектора экономики знаний на базе шестого технологического уклада (таблица 2).
Реализация данных задач позволит обеспечить развитие и эффективное использование инновационного потенциала в экономике Краснодарского края, содействие развитию рынка технологий, внедрению результатов научно-технической деятельности, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции (работ, услуг, технологии), а также же достижению цели: Краснодарский край - регион со сбалансированной экосистемой, обеспечивающей генерацию, использование и коммерциализацию инноваций и обеспеченной квалифицированными, креативными и проактивными научно-исследовательскими кадрами на основе взаимодействия образования, науки и бизнеса при активном участии региональных властей.
Список литературы
1. Ермоленко В.В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты: Монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. - 364 с.
2. Ермоленко В.В. Институциональные инновации управления знаниями в корпорации / В.В. Ермоленко // Политематический сетевой электронный научный журнал Ку -банского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - №07(071). С. 351 - 366. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/07/pdf/27.pdf.
3. Ермоленко В.В. Качественный сопоставительный анализ ноосферного развития и экономики знаний / В.В. Ермоленко, Д.В. Ланская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №10(104). С. 1184 - 1200. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/88.pdf.
4. Ермоленко В.В. Конкурентные преимущества и формирование капиталов корпорации / В.В. Ермоленко // Политематический сетевой электронный научный журнал Ку -банского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №03(037). С. 1 - 9. -Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/03/pdf/01.pdf.
5. Инновационное развитие экономики знаний / под общ. ред. А. И. Татаркина ; Рос. акад. наук, Уральское отд-ние, Ин-т экономики. - Екатеринбург : [Институт экономики УрО РАН ], 2011. - 347 с.
6. Макаров В. Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. - М.: Экономика, 2007. -204с.
7. Пилипенко Е.В., Баталов Ю.В. Экономика знаний как механизм формирования шестого технологического уклада. Теоретические и методологические проблемы экономики промышленности как науки. /Под общ. ред. Пилипенко Е.В., Баталова Ю.В. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. - Усть-Каменогрск: ВКГТУ, 2014. 40 с.
8. Региональный сектор экономики знаний: проблемы формирования и управления: монография/ В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян, Р.М. Закарян, Д.В. Ланская, А.П. Савченко. Под ред. В.В. Ермоленко. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013.-381 с.
9. Татаркин А.И., Пилипенко Е.В. Экономика знаний: проблемы теории и методологии. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. 284 с.
10. Шурупова А. С. Основные критерии оценки эффективности экономики, основанной на знаниях, в регионе. - М.: Научно-издательский центр «Социо-сфера», 2011.
11. Инвестиционный портал Краснодарского края // URL: http://www.investkuban.ru/ (дата обращения: 06. 10. 2016).
12. Инновационный потенциал Кубани // URL: http://economy.krasnodar.ru/ innovac/files/ innov_pot_kubani (дата обращения: 06. 10. 2016).
13. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 N 1465-КЗ.
14. Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие промышленности Краснодарского края и повышение её конкурентоспособности. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2015 г. № 1138.
15. Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края". Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 943 .
16. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ.
17. Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI — полюса роста России // URL: http://av-group.ru/av-strategy/av-rci/ (дата обращения: 06. 10. 2016).
Volkova Lidiia Volkova, student (e-mail:[email protected]) Kuban state university, Krasnodar, Russia
Lanskaya Daria Vladimirovna, Cand.Econ.Sci., associate professor Kuban state university, Krasnodar, Russia
FORMULATION OF THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN-INDUSTRIAL REGION WITH A POSITION OF FORMATION OF ECONOMY OF KNOWLEDGE ON THE BASIS OF THE SIXTH TECHNOLOGICAL STRUCTURE
Abstract. This article analyzes the agrarian-industrial region, namely in Krasnodar region. Problems of development of the region were identified from the position of formation of economy of knowledge on the basis of the sixth technological order. Measures were proposed in order to address these problems that will ensure the development and effective use of innovative potential in the agro-industrial complex of Krasnodar region.
Keywords: knowledge economy, intellectual capital, regional innovation system, technological system, human capital
УДК 65.011
РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОРОДА Доронина Елена Викторовна, студент магистратуры (e-mail: [email protected]) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Белгородский государственный технологический университет
им. В. Г. Шухова
В статье рассматривается реконструкция городской застройки как инновационный инструмент повышения эффективности экономических показателей города, приводятся результаты анализа проекта реконструкции жилого дома, проведено районирование регионов России по показателям рентабельности реконструкции.
Ключевые слова: экономические инструменты, реконструкция, экономические показатели.
Градостроительство создает материально-пространственную сферу города, села, любой жилой застройки, организует пространственно ландшафт значительных систем поселения. Таким образом, немаловажность градостроения в настоящее время растет в виду надобности формирования наиболее удобной архитектурно-градостроительной среды, а именно - реконструкции и обновления жилищного фонда современных городов.
Идеи и принципы устойчивого развития городских поселений весьма актуальны для любого города.
Реконструкция городской застройки является эффективным инновационным механизмом, который приведет к эффективности экономических показателей города.