уровней, повышению качества жизни населения, обеспечивает занятость и самозанятость населения края. Министерством разработана «Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года».
По результатам аналитического агентства «ТурСтат» составлен рейтинг самых популярных у иностранных туристов регионов и городов России в 2018 году. В топ-5 попал Краснодарский край и Крым - посетили более чем по 1 млн. иностранцев.
Краснодарский край в 2018 году посетило более 17 млн. человек. Это рекорд, потому что прогнозам аналитиков ожидался отток туристов в Крым с открытием крымского моста. Край принимает треть турпотока в России, он вошел в топ-10 лучших экскурсионных направлений, а ранее вошел в топ-3 туристического рейтинга России. Из приведенного анализа очевидна перспектива развития различных видов туризма Краснодарского края.
Источники:
1. Панов С., Мухина Г. Курорты без курортников. //Российская Федерация общественно-политический журнал. 1995 (15/95). - С. 30-33.
2. Асланова Э.Г., Елисеева Н.В. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края - уникальный регион для въездного туризма. //Вестник Академии знаний. 2017. - С. 17-21.
3. Берлин С.И., Петров Д.В. Стратегические перспективы развития туристского комплекса Краснодарского края //Теория и практика общественного развития. 2015. №20. URL://teoria-practica.ruras/files/arhiv_zurnala/2015/20/econom-ics/berlin-petrov.pdf.
4. Государственная программа Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» и о внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 октября 2011 года N 1129 «О предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края» (с изменениями на 17 мая 2019 года) URL:// http://docs.cntd.ru/document/550836264
Sources:
1. Panov S., Mukhina G. Resorts without visitors. Russian Federation socio-political magazine. 1995 (15/95). -S. 3033.
2. Aslanova E. G.., Eliseeva N.V. Resort-recreational potential of Krasnodar region is a unique region for tourism.// Bulletin of the Academy of knowledge. 2017. - Pp. 17-21.
3. Berlin S.I., Petrov D.V. Strategic prospects for the development of the tourist complex of the Krasnodar Territory //Theory and practice of the cociety-development. 2015. №20. URL://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zurnala/2015/20/econom-ics/berlin-petrov.pdf.
4. The State program development of the Krasnodar territory of sanatorium-resort and tourist complex" and on amendments to the Decree of the head of Administration (Governor) of Krasnodar region from year N October 4, 2011.11.29 «on granting and subsidies from the provincial budget to local budgets of municipalities of Krasnodar region» (with amendments on May 17, 2019 onwards). URL: // http://docs.cntd.ru/document/550836264
В.В. Ермоленко - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов, Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
V.V. Ermolenko - Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University;
Д.В. Ланская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
D.V. Lanskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes Kuban State University;
А.Е. Яковленко - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления» Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
A.E. Yakovlenko - student of the master's program "Organizational control systems design " Kuban State University.
РЫНОЧНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ И СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ MARKET-ORIENTED AND SERVICE ACTIVITY OF THE INNOVATIVE ECOSYSTEM
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных
исследований (проект №18-010-00220)
Аннотация. Статья посвящена решению актуальной практической задачи обеспечения качественного сервисного сопровождения инновационной деятельности в университете. Авторами определены ключевые проблемы функционирования инновационной экосистемы в условиях сервитизации, обоснована авторская позиция
в понимании управления как управленческой деловой услуги в масштабе инновационной экосистемы университета. Гипотеза исследования состоит в том, что изменение характера управления инновационной экосистемы университета с администрирования на сервисную управленческую деловую услугу создает новые условия и меняет стереотипы в распределении полномочий и функций научной и инновационной подсистем университета, при этом усиление рыночно ориентированной деятельности последней создает предпосылки для эффективной коммерциализации инноваций.
Средствами организационного проектирования разработана диаграмма в виде регламента сервисных функций инновационной экосистемы университета в терминах IDEF0, которая в формализованном виде отражает основные направления деятельности и виды работ объектов инфраструктуры. Разграничены функции и компетенции инновационной и научной подсистем университета, где для первой характерна рыночно ориентированная деятельность, а для второй- исследовательская, а также выявлены принципы их взаимодействия в процессе создания инновационного продукта.
Annotation. The article is devoted to solving the actual practical problem of providing high-quality service support of innovation at the University. The authors identify the key problems of functioning of the innovation ecosystem in terms of service, justified the author's position in the understanding of management as a management business service on the scale of the innovation ecosystem of the University. The hypothesis of the study is that the change in the nature of management of the innovation ecosystem of the University from administration to service management business service creates new conditions and changes the stereotypes in the distribution of powers and functions of scientific and innovative subsystems of the University, while strengthening the market-oriented activities of the latter creates the prerequisites for effective commercialization of innovations.
Organizational design tools developed a diagram in the form of regulations of service functions of the innovation ecosystem of the University in terms of IDEF0, which in a formalized form reflects the main activities and types of work infrastructure. The functions and competences of innovative and scientific subsystems of the University, where the first is characterized by market-oriented activities, and the second - research, as well as the principles of their interaction in the process of creating an innovative product.
Ключевые слова: инновационная экосистема университета, инфраструктура, инновации, сервис, рыночно ориентированный характер деятельности, регламент сервисных функций
Key words: University Innovation Ecosystem, infrastructure, innovation, service, market oriented activities, regulation of service functions
Введение. Постановка актуальной проблемы. Реферативный обзор литературы
Инновационная экосистема университета выступает средовой системой, создающей условия для обеспечения превращения (движения) результатов интеллектуальной деятельности в инновационный товар или услугу, востребованные на рынке инноваций. По мнению американского экономиста Д.Джексона, инновационная экосистема включает в себя две различные составляющие: исследовательскую с движущей силой фундаментальных, прикладных исследований и коммерческую, приводимую в движение рынком [5]. На этой основе она должна организовывать потенциально возможные траектории движения РИД в рыночном пространстве, обеспечивая информационную (продвижение), обеспечивающую, сбытовую, финансово - инвестиционную, консалтинговую и другие сервисные функции [2]. Однако на практике чаще всего происходит совсем не так. Во-первых, продвижением своих разработок занимаются сами исследователи, во-вторых, весь инновационный процесс обременен большим количеством документации, оформление которой также ложится на плечи разработчиков, в - третьих, большинство объектов инфраструктуры не проявляют должного уровня сервисной и рыночной активности.
Гипотеза исследования состоит в том, что изменение характера управления инновационной экосистемы университета с администрирования на сервисную управленческую деловую услугу создает новые условия и меняет стереотипы в распределении полномочий и функций научной и инновационной подсистем университета, при этом усиление рыночно ориентированной деятельности последней создает предпосылки для эффективной коммерциализации инноваций.
Поэтому данная статья направлена на решение актуальной прикладной научной задачи обеспечения результативности, эффективности и качества управления инфраструктурой инновационной экосистемы университета на основе формирования развитой системы сервисного сопровождения научной работы в университете и представляет практический интерес, состоящий в формировании внутриуниверситетского института сервисного сопровождения научной деятельности и придания ему рыночно ориентированного характера, что приведет к ломке сложившихся стереотипов.
Анализ литературы по теме исследования доказывает злободневность поставленной проблемы. Так, вопросы управления коммерциализацией университетских инноваций поднимается в работах Балыхина М.Г., который рассматривает проблемы в организации данного процесса, заключающиеся в отсутствии эффективной инфраструктуры вуза, современной инвестиционной системы и достойного маркетинга инноваций и предлагает в качестве их решения создание организационно-экономического механизма сопровождения научной и инновационной деятельности вуза [1].
В свою очередь, Ермоленко В.В. говорит о том, что инновационная экосистема как средовая система нуждается в разработке не только новых методов и средств управления, но и культивирования такого вида управления, который бы не предполагал администрирования, а только бы создавал организационные, маркетинговые, информационно-документационные, учетные и другие сервисные (обеспечивающие) условия для базового вида деятельности - интеллектуальной деятельности [3, с. 130].
Сергеева К.Н. в исследовании подчеркивает: «Для эффективно функционирующего университета характерна структура управления, которая реально нацелена на рынок, на укрепление связей с внешними потребителями университетской продукции..., основной функцией которой является сопровождение университетской разработки от начальной стадии до конечной, т.е. создание условий для ее успешного внедрения» [9, с.10].
Г.Б. Клейнер справедливо отмечает: «Миссия средовых систем - коммуникация и координация, создание условий для обмена между различными компонентами экономики, в том числе - трансакций. Типовой продукт деятельности средовой системы - услуга» [4, с. 6], что еще раз подтверждает сервисное предназначение ИЭСУ, выражающееся в создании условий для исследователей и освобождения их от рутинной и бюрократической системы коммерциализации.
На этой основе целью статьи выступает построение средствами организационного проектирования формализованного регламента сервисной деятельности объектов инфраструктуры инновационной экосистемы в терминах IDEF0, а также характеристика взаимодействия научной и инновационной подсистем университета. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявление особенностей сервисного обеспечения научной работы в университете;
- разработка формализованного регламента сервисной деятельности объектов инфраструктуры инновационной экосистемы;
- изучение принципов функционирования и взаимодействия двух важнейших подсистем университета -инновационной и научной.
Научная новизна данного исследования выражается в рассмотрении новых факторов развития менеджмента применительно к неструктурированному экономическому объекту - ИЭСУ, обладающей многими степенями свободы и неформальными каналами коммуникации в условиях возрастания роли и значения процессов сервитизации.
Особенности сервисного характера деятельности инфраструктуры инновационной экосистемы университета
В условиях экономики знаний традиционный подход к управлению не приспособлен к быстро меняющейся обстановке, творческим коллективам, неопределенности внешней среды, поскольку в его основе заложены принципы иерархии, структурированности, формализованности. При таком виде менеджмента деятельность по разработке инноваций просто не сможет существовать и приносить тех результатов, которые от нее ожидаются. Инновационная экосистема, напротив, всегда находится в движении, инновационном развитии, непрерывном информационном обмене, поэтому поддержать ее конкурентоспособность и процветание на рынке способен только сервисный характер функций инфраструктуры. В отличие от традиционных походов, общепринятых в управлении, его сервисный характер направлен на развитие внутриорганизационных и межорганизационных отношений, целиком ориентирован на исследователя, удовлетворяя его запросы, направлен на конечный результат, фокусирует внимание на рыночных процедурных знаниях и выполняемых функциях персоналом инновационной подсистемы [4]. Поэтому одними из наиболее важных задач организации успешного процесса коммерциализации в университете является создание особой инновационной среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, доводку (придание нововведению рыночных свойств товара - инновации) и реализацию инноваций, обеспечивающих конкурентоспособность вуза, а также формирование координационно - консультационного органа - проектного офиса. Поскольку для осуществления эффективной инновационной деятельности необходима «мягкая» инфраструктура, компетенции которой связаны с коммуникациями на рынке инноваций, знанием маркетинга, которая способна поддерживать человеческий капитал научной подсистемы и организовывать взаимодействие университетов, научных организаций, компаний и институтов наряду с аккумуляцией и трансфертом знаний [7,10].
Для эффективной работы инфраструктуры средствами организационного проектирования предложена диаграмма в виде регламента сервисных функций ИЭСУ в терминах IDEF0. В формализованном виде отражены все ключевые направления деятельности и виды работ объектов инфраструктуры, которые выполняются в интересах исследователей и разработчиков. Поскольку очень важно, чтобы они функционировали в абсолютной гармонии, взаимно дополняя функции и задачи друг друга для организации успешного процесса коммерциализации инноваций, стимулируя активное взаимодействие его субъектов.
Традиционно диаграмма IDEF0 начинается с определения контекста, т.е. наиболее абстрактного уровня описания деятельности в целом (рисунок 1).
Примечание: Диаграмма разработана автором
Рисунок 1 - Диаграмма IDEF0 абстрактного уровня описания деятельности
Входными данными (стрелки слева) являются результаты интеллектуальной деятельности (нововведения), которые в процессе сервисной деятельности инфраструктуры ИЭСУ превращаются в выходные данные (стрелки справа) - инновации, т.е. конкретный товар. В качестве управляющих факторов (стрелки сверху) выступают нормативная документация, принятые правила и процедуры, разработанные инструкции, положения, регламент, а также договоры и соглашения с партнерскими организациями. Исполнительными механизмами (стрелки снизу) являются проектный офис, а также весть спектр объектов инфраструктуры ИЭСУ - бизнес-инкубатор, технопарк, отдел интеллектуальной собственности, малые инновационные предприятия, маркетинговые отделы, финансовые структуры и т.д.
Примечание: Диаграмма разработана авторами
Рисунок 2 - Контекстная диаграмма уровня АО
На рисунке 2 представлены диаграммы декомпозиции первого уровня модели. К сервисной деятельности инфраструктуры ИЭСУ.
Таким образом, управление инфраструктурой ИЭСУ в условиях экономики знаний
Контекстная диаграмма приобретает черты сервисного сопровождения инновационной деятельности, главная цель которого выражается в обеспечении комфортных условий для воплощения новый идей и разработок в жизнь и направляется, прежде всего, на удовлетворение двух групп потребностей [2]:
- исследователей, создающих объекты интеллектуальной собственности для последующего доведения их до потребителей в виде инноваций;
- конечных потребителей на рынке инноваций, представителей бизнеса, которые готовы приобретать результаты интеллектуальной деятельности.
Принципы взаимодействия инфраструктуры инновационной экосистемы с научной подсистемой университета
Функционирование инновационной экосистемы основано, с одной стороны, на взаимодействии с научными подразделениями и творческими субъектами (исследователями, разработчиками и организациями), которые выступают носителями знаний, компетенций, идей, разработок, а с другой, доведении их до инноваций и реализации на рынке (совершении сделки) с получением дохода [2].
При этом очень важно понимать, что научно-исследовательская и инновационная подсистемы университета, по сути, являются разными как по содержанию, так и по характеру деятельности (рисунок 4). Здесь мы говорим о том, что для поддержания функционирования каждой из них необходимы отличные компетенции их составляющих.
Примечание: рисунок разработана автором
Рисунок 4 - Взаимодействие научной и инновационной подсистем вуза
Так, научная система университета отвечает исключительно за исследовательскую деятельность, инновационные идеи, проекты. Поэтому ее ключевыми субъектами будут являться ученые, профессорско-преподавательский состав университета, аспиранты, то есть все те, кто занимается интеллектуальным трудом. Для инновационной подсистемы характерен коммерческий вид деятельности, что и определяет компетенции ее сотрудников - одновременно они должны быть аналитиками, маркетологами, экспертами, креативными и коммуникабельными личностями со знанием основ научной деятельности и принципов функционирования университета в рыночных условиях.
Недопустимо, чтобы исследователи самостоятельно продвигали и продавали свои разработки, этим должна заниматься именно подсистема инноваций, активно привлекая рыночные механизмы деятельности - маркетинг, проведение выставок, анализ рынка, поиск покупателей инноваций, прогноз поведения потребителя и т.п. [6,8]. Коммерческий характер инновационной экосистемы сводится к эффективному позиционированию и презентации товара - инновации, а также предоставлении исследователям широкой линейки сервисных деловых услуг по улучшению эффективности их умственного труда.
Необходимо отметить, что научная и инновационные подсистемы университета очень плотно взаимодействуют в рамках инновационной экосистемы университета и усиливают конкурентоспособность друг друга на рынке инноваций. Без наличия активной системы продвижения научных разработок и сервисной поддержки разработчиков идей развитие инновационной деятельности будет стоять на месте, так как у исследователя просто не будет оставаться времени на изобретения за счет проведения самостоятельной маркетинговой и коммерческой деятельности. Поэтому в современной экономике одна подсистема без другой лишена смысла своего существо-
вания. Поскольку успешность процесса коммерциализации во многом зависит от организации качественного обмена информацией, создании условий для институционализации гибкости совместного взаимодополняющего сосуществования двух подсистем университета - исследовательской и инновационной.
Выводы и рекомендации
Таким образом, результатами проведенного исследования являются следующие положения:
- определено, что инфраструктура инновационной экосистемы университета, оказывая сервисное сопровождение инновационных идей, должна способствовать эффективному взаимодействию с научной подсистемой вуза, предоставлять комфортные условия для проведения исследований и организации качественного процесса коммерциализации инноваций;
- разработан формализованный регламент сервисной деятельности объектов инфраструктуры инновационной экосистемы, использование которого в практической деятельности сможет в значительной степени повысить результативность, эффективность и качество процесса коммерциализации университетских инноваций;
- разграничены функции двух важнейших подсистем университета - инновационной и научной, определены ключевых их участники и описаны основные полномочия.
Иа этой основе предложенные в данной работе меры и теоретические положения позволят повысить конкурентоспособность университета в условиях современной экономики и обеспечить эффективность процессов генерации знаний и коммерциализации инноваций, а также гармонизировать взаимоотношения между всеми субъектами и объектами инновационной деятельности вуза.
Источники:
1 Балыхин М.Г. Развитие предпринимательства в высшем учебном заведении на основе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности [Текст]: дис... д-р. эконом. наук / М.Г. Балыхин.- Санкт-Петербург, 2016. 41 с.
2 Ермоленко В.В., Ланская Д.В. Эволюция управления объектами инфраструктуры инновационной экосистемы университета [Текст] // Вестник Академии знаний. 2018. №28 (5). С. 104-118.
3 Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Метелева Е.П. Модель системы проблемно- ориентированного управления инфраструктурой инновационной экосистемы университета [Текст] // Вестник Академии знаний. 2018. № 3(26). С. 129-140.
4 Ермоленко В.В., Яковленко А.Е. Стратегирование в процессе формирования системы управления инновационной экосистемой университета [Текст] // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: Материалы X Международной научно-практической конференции. СПб, 25-27 апреля 2018 г. / Северо-Западный институт управления РАЫХ и ГС при Президенте РФ. Том 5. С. 37-41.
5 Ланская Д.В., Яковленко А.Е. Особенности деятельности инновационной экосистемы университета на рынке инноваций [Текст] // Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков: материалы III Международной научно-практической конференции. Кубанский государственный университет; Отв. ред. А.К Костецкий. 2018. С. 113-119.
6 Ланская Д.В., Яковленко А.Е. Региональная стратегия неоиндустриализации на базе шестого технологического уклада и формирования новых отраслей экономики знаний [Текст] // Креативная экономика. 2018. Том 12. № 10. С. 15691586. doi: 10.18334/ce.12.10.39483.
7 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и системный менеджмент [Текст] // Российский журнал менеджмента. 2008. №3. С. 27-50.
8 Панченко А.К, Яковленко А.Е. Особенности и требования к менеджменту инфраструктуры инновационной экосистемы [Текст] // Вестник ФУ СПбГЭУ. 2018. Вып.З, часть 1. С.312-317.
9 Сергеева KH. Формирование конкурентоспособной инновационной экосистемы университета [Текст]: автореф. дис... канд. эконом. наук / К.Н Сергеева.- Москва, 2015.- 29 с.
10 Rücker Schaeffer P., Fischer B., Queiroz S. Beyond Education: The Role of Research Universities in Innovation Ecosystems. Foresight and STI Governance, 2018. vol. 12, No 2, pp. 50-61.
Sources:
1 Balyhin M.G. Razvitie predprinimatel'stva v vysshem uchebnom zavedenii na osnove kommercializacii rezul'tatov intel-lektual'noj deyatel'nosti [Tekst]: dis. d-r. ekonom. nauk / M.G. Balyhin.- Sankt-Peterburg, 2016. 41 s.
2 Еrmolenko V.V., Lanskaya D.V. Evolyuciya upravleniya ob"ektami infrastruktury innovacionnoj ekosistemy universiteta [Tekst] // Vestnik Akademii znanij. 2018. №28 (5). S. 104-118.
3 Еrmolenko V.V., Lanskaya D.V., Meteleva ЕР. Model' sistemy problemno- orientirovannogo upravleniya infrastrukturoj innovacionnoj ekosistemy universiteta [Tekst] // Vestnik Akademii znanij. 2018. № 3(26). S. 129-140.
4 Еrmolenko V.V., YAkovlenko A^. Strategirovanie v processe formirovaniya sistemy upravleniya innovacionnoj ekosiste-moj universiteta [Tekst] // Gosudarstvo i biznes. Sovremennye problemy ekonomiki: Materialy H Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. SPb, 25-27 aprelya 2018 g. / Severo-Zapadnyj institut upravleniya RANH i GS pri Prezidente RF. Tom 5. S. 37-41.
5 Lanskaya D.V., YAkovlenko A^. Osobennosti deyatel'nosti innovacionnoj ekosistemy universiteta na rynke innovacij [Tekst] // Problemy i perspektivy formirovaniya marketingovyh strategij v usloviyah nestabil'nyh rynkov: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kubanskij gosudarstvennyj universitet; Otv. red. A.N. Kosteckij. 2018. S. 113-119.
6 Lanskaya D.V., YAkovlenko A^. Regional'naya strategiya neoindustrializacii na baze shestogo tekhnologicheskogo uklada i formirovaniya novyh otraslej ekonomiki znanij [Tekst] // Kreativnaya ekonomika. 2018. Tom 12. № 10. S. 1569-1586. doi: 10.18334/ce.12.10.39483.
7 Klejner G. B. Sistemnaya paradigma i sistemnyj menedzhment [Tekst] // Rossijskij zhurnal menedzhmenta. 2008. №3. S.
27-50.
8 Panchenko A.N., YAkovlenko A^. Osobennosti i trebovaniya k menedzhmentu infrastruktury innovacionnoj ekosistemy [Tekst] // Vestnik FU SPbGEU. 2018. Vyp.3, chast' 1. S.312-317.
9 Sergeeva K.N. Formirovanie konkurentosposobnoj innovacionnoj ekosistemy universiteta [Tekst]: avtoref. dis... kand. ekonom. nauk / K.N. Sergeeva.- Moskva, 2015.- 29 s.
10 Rücker Schaeffer P., Fischer B., Queiroz S. Beyond Education: TheRoleofRessaichUnivsisitiesin Innovation Ecosystems. Foresight and STI Governance, 2018. vol. 12, No 2, pp. 50-61.
УДК 338.242
В.В. Ермоленко - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов, Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
V.V. Ermolenko - Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University;
Д.В. Ланская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
D.V. Lanskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes Kuban State University;
А.Е. Яковленко - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления» Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
A.E. Yakovlenko - student of the master's program "Organizational control systems design " Kuban State University.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОГО ОФИСА ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА ENSURING THE PROJECT OFFICE OF THE INFRASTRUCTURE OF THE INNOVATIVE ECOSYSTEM
OF THE UNIVERSITY
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных
исследований (проект № 18-010-00220)
Аннотация. Статья направлена на комплексное изучение обеспечения деятельности проектного офиса инновационной инфраструктуры как главного инструмента проблемно-ориентированного управления, являющимся на современном этапе наиболее результативным для инновационной экосистемы университета, поскольку ориентирован не на разработчиков, а на полученный результат, способствуя продвижению инновационных идей на рынок. На этой основе авторами исследованы функции указанного структурного подразделения на примере университетов России и мира, выявлен их сервисный характер. Проведена характеристика организационного, информационно-аналитического и документационного обеспечения проектного офиса, выявлены проблемы его функционирования. По результатам исследования определена необходимость разработки формализованного регламента сервисной деятельности проектного офиса по коммерциализации инноваций и документационного обеспечения, а также формализованного регламента сервисного сопровождения инновационной деятельности элементов инфраструктуры в терминах IDEF0.
Annotation. Article is directed to complex studying of ensuring activity of design office of innovative infrastructure as main instrument of problem-oriented management, being at the present stage the most productive for an innovative ecosystem of the university as it is focused not on developers, and to the received result, promoting advance of the innovative ideas on the market. On this basis authors investigated functions of the specified structural division on the example of the universities of Russia and the world, their service character is revealed. Characteristic of organizational, information and analytical and documentary support of design office is carried out, problems of its functioning are revealed. By results of a research need of development of the formalized regulations of service activities of design office for commercialization of innovations and documentary providing and also the formalized regulations of service maintenance of innovative activity of elements of infrastructure for terms IDEF0 is defined.
Ключевые слова: проектный офис, инновационная инфраструктура, обеспечение деятельности, сервисные функции, сопровождение проектов, менеджмент
Key words: design office, innovative infrastructure, ensuring activity, service functions, support of projects, management
Введение
Становление экономики знаний порождает процессы появления новых экономических объектов, которые не способны адаптироваться под существующие управленческие реалии, а требуют применения к себе новых форм менеджмента. Одной из таких выступает инновационная экосистема университета, объединяющая в себе