Научная статья на тему 'ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВ. ФУРСЕЯ'

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВ. ФУРСЕЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голубева С.С.

Публикуемый ниже текст представляет собой перевод двух частей текста, посвященных святому Фурсею, - его жития ( Vita Sancti Fursei ) и рассказа о многочисленных чудесах этого святого ( Virtutes Sancti Fursei ). Точная дата создания оригинального текста неизвестна, тем не менее, можно предположить, что он был составлен в конце VII века. Святой Фурсей, живший в VII веке, известен, прежде всего, благодаря своей миссионерской деятельности. Фурсей происходил из знатного рода и получил духовное образование, после чего принял монашеский постриг. За годы странствий по Ирландии, Англии и Галлии святой основал несколько монастырей[1], а также явил чудеса изгнания демонов, исцеления и воскрешения. Известны рассказы о видениях Фурсея, в которых он путешествовал в загробный мир. Христианской церковью почитаются также братья Фурсея, свв. Фоилан и Ультан. События, произошедшие со святым, изложены прежде всего в контексте рассказа о его чудесах, которые и являются центром сюжета публикуемого текста. Это не удивительно, поскольку средневековая традиция составления жития подразумевает прославление подвигов святого и доказательство его божественного дара. Валлийский ученый Н. Грувс[2], выполнивший перевод еще одного, близкого по структуре к публикуемому, варианта жития св. Фурсея, рассматривает двухчастную структуру источника. Он указывает на то, что части были написаны разными авторами. По-видимому, одного перечисления видений святого, как оно дается в житии, средневековому читателю было явно недостаточно, что потребовало составить рассказ о разного рода чудесах, явленных через святого, в том числе после отхода в мир иной. В тексте прослеживается набор стандартных и при этом значимых для средневековой литературной традиции агиографических компонентов. Помимо образа святого ясновидца, отрекшегося от всего бренного, читатель находит историю о том, как душа временно оставляет тело и видит картины потустороннего мира, наполненного благоуханием, ярким светом, божественной музыкой. Изучение настоящего текста интересно не только с точки зрения его художественной ценности, но и, по словам С. Аткинсона[3], для анализа того, как видения святого влияют на формирование мировоззрения читателей или слушателей. Также интерес могут представлять бытовые и исторические детали, относящиеся к истории западноевропейского общества VII в., в частности, особенности того, как складывалась традиция почитания святых, не исключавшая вооруженную борьбу за право обладать мощами святого. Оригинальный текст, с которого сделан перевод, был опубликован в 1920 г. в издании Monumenta Germaniae Historica[4] под ред. Б. Круша, который снабдил его краткими комментариями и отредактировал, приведя в соответствие с нормами классического латинского языка. Перевод выполнен С. С. Голубевой под руководством В. М. Тюленева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВ. ФУРСЕЯ»

ХРИСТИАНСКИЙ МИР СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВ. ФУРСЕЯ

Публикуемый ниже текст представляет собой перевод двух частей текста, посвященных святому Фурсею, - его жития (Vita Sancti Fursei) и рассказа о многочисленных чудесах этого святого (Virtutes Sancti Fursei). Точная дата создания оригинального текста неизвестна, тем не менее, можно предположить, что он был составлен в конце VII века.

Святой Фурсей, живший в VII веке, известен, прежде всего, благодаря своей миссионерской деятельности. Фурсей происходил из знатного рода и получил духовное образование, после чего принял монашеский постриг. За годы странствий по Ирландии, Англии и Галлии святой основал несколько монастырей1, а также явил чудеса изгнания демонов, исцеления и воскрешения. Известны рассказы о видениях Фурсея, в которых он путешествовал в загробный мир. Христианской церковью почитаются также братья Фурсея, свв. Фоилан и Ультан.

События, произошедшие со святым, изложены прежде всего в контексте рассказа о его чудесах, которые и являются центром сюжета публикуемого текста. Это не удивительно, поскольку средневековая традиция составления жития подразумевает прославление подвигов святого и доказательство его божественного дара. Валлийский ученый Н. Грувс2, выполнивший перевод еще одного, близкого по структуре к публикуемому, варианта жития св. Фурсея, рассматривает двухчастную структуру источника. Он указывает на то, что части были написаны разными авторами. По-видимому, одного перечисления видений святого, как оно дается в житии, средневековому читателю было явно недостаточно, что потребовало составить рассказ о разного рода чудесах, явленных через святого, в том числе после отхода

© Голубева С. С. перевод на русский язык, предисл., коммент., 2018

1 В Ирландии - монастырь Киллурса; в Англии - монастырь в графстве Норфолк; в Галлии - монастырь в местечке Латиниак.

2 Groves N. The Life and Mirracles of Saint Fursa the Pious. Norwich, 2003.

в мир иной. В тексте прослеживается набор стандартных и при этом значимых для средневековой литературной традиции агиографических компонентов. Помимо образа святого ясновидца, отрекшегося от всего бренного, читатель находит историю о том, как душа временно оставляет тело и видит картины потустороннего мира, наполненного благоуханием, ярким светом, божественной музыкой.

Изучение настоящего текста интересно не только с точки зрения его художественной ценности, но и, по словам С. Аткинсона1, для анализа того, как видения святого влияют на формирование мировоззрения читателей или слушателей. Также интерес могут представлять бытовые и исторические детали, относящиеся к истории западноевропейского общества VII в., в частности, особенности того, как складывалась традиция почитания святых, не исключавшая вооруженную борьбу за право обладать мощами святого.

Оригинальный текст, с которого сделан перевод, был опубликован в 1920 г. в издании Monumenta Germaniae Historica2 под ред. Б. Круша, который снабдил его краткими комментариями и отредактировал, приведя в соответствие с нормами классического латинского языка.

Перевод выполнен С. С. Голубевой под руководством В. М. Тюленева.

С. С. Голубева

<...>

Начинается житие святого Фурсея

(1) Благочестивый муж по имени Фурсей, был знаменит своим родом, но еще более знаменит верой, прославлен среди своих [земляков] мирским положением, но исключителен в благодати божественных дарований. Детство этого святого мужа ознаменовалось рядом чудес. Кроме того, благодаря попечению высших священников, действующих по благодати Божией, он

1 Atkinson S. St. Fursey's Life and Visions and other essays. Dublin,

1907.

2 Vita virtusque Fursei abbatis Latiniacensis / Eds. B. Krusch, W. Levison // MGH SS rer. Merov. T. VII. Hannover, 1920. P. 434-449.

был наставлен в Священном Писании и в монашеских правилах. По мере того как он взрослел, и креп в нем дар провидения, день за днем укреплялась общая любовь к нему. Он был статен, чист телом, благочестив в помыслах, обходителен в беседе, кроток взором, весьма благоразумен, славен умеренностью, крепок внутренней силой, в суждениях постоянен, весьма долготерпелив и выдержан, покорен в смирении, деятелен в проявлении любви; и настолько все его добродетели были украшены мудростью, что слово его, по апостолу, всегда было с благодатью приправлено солью (ср. Кол. 4:6).

(2) И вот, исполненный добрых дел и трудов, он, после того как несколько лет потратил на изучение Святого Писания, покинул родину и родителей, и, получив достаточные наставления, основал монастырь в некотором месте, куда отовсюду стали стекаться религиозные мужи, а кого-то из послушников он позаботился призвать сам, движимый благочестивым рвением. И вот, когда он ради этого поспешил посетить родину и родителей и посредством духовного красноречия сеял там духовные семена, тело его вдруг оказалось охвачено мучительным недугом, и, по совету друзей, он переехал в отчий дом. Он пошел туда, опершись на руку сопровождающего, и недалеко от дома, замыслив вечернее пение псалмов, остановился, вдруг поглощенный тьмой. Не имея сил идти, слабый, как будто уже мертвый, он был перенесен в ближайшую лачугу, и, будучи окруженным мраком тьмы, увидел четыре руки, которые тянулись к нему сверху, и заметил, что держащие его руки украшены белоснежными перьями.

(3) Он увидел двух досточтимых мужей той провинции, в которую, по-видимому, пришел муж Божий Фурсей, узревший это. Они, память о которых хранится у всех до сих пор, подошли к нему ближе и, по-дружески назвав его имя, начали с ним говорить, назвавшись Беоаном1 и Мелданом2.

(4) Вернувшись оттуда, он проповедовал слово Божье, и то, что видел и слышал, он передал всему народу скоттов. Действительно, присутствовала в нем невыразимая благодать, он не

1 Беоан - первый известный епископ Мортлаха, Шотландия.

2 Мелдан - аббат монастыря на о. Инискуин, Ирландия.

стяжал ни у кого ничего бренного, подавал всякому просящему; был равен с высшими и низшими, грозен с могущими (та^пай'я) и королями; проявляя смирение и презрение к мирскому, проявляя любовь ко всякому благу, устрашая нечестивых и грешников, он прославился удивительными чудесами. Из тел одержимых он изгонял бесов и восстанавливал [здоровье] бедных.

(5) И вот, когда он на протяжении года обходил народ острова Ибернии1, наставляя его в учении, наступила годовщина [того дня], в который он узрел в видении, как был вознесен телом, всегда помня путешествие одного дня, которое было возложено на него. Ибо, находясь в окружении многих разумных и религиозных мужей, он в ту самую ночь оказался охвачен телесным недугом, так что в немощной груди едва теплилась жизнь. И тогда он увидел ангела Божьего, сообщившего ему то, что необходимо ему для дела проповеди, и разъяснявшего ему путь одного дня, предсказав, что он проведет двенадцать лет в деле проповеди. Что и было исполнено.

(6) Когда же прошли десять лет, на протяжении которых он без всякого подобострастия провозглашал слово Божье, он, не вынеся множества приходящих к нему людей и сознавая, что души многих из-за охватившей их зависти настроены против него, оставил все, что, по-видимому, имел, и с немногими братьями отправился на небольшой остров в море. А оттуда вскоре после того он покинул берега Ибернии и отправился через Британию в Саксонию2, где был с почетом встречен королем Сиг-бертом3, и смягчил сердце варвара словом Божьим.

(7) По прошествии тех двенадцати лет, предсказанных ангелом, святой, охваченный некоторой немощью, насладился ангельским видением, когда был побужден к усердию проповедования, но ничего не услышал о конце своей жизни; имея евангельское предписание о молчании по поводу точного дня: «Смотрите и молитесь, ибо вы не знаете ни дня, ни часа» (ср. Мк. 13:33). Муж, исполненный Богом, понимая это, поспешил

1 Совр. Ирландия.

2 Имеется в виду Эссекс, королевство восточных саксов в Британии.

3 Сигберт - король Эссекса в 623-653 гг.

основать монастырь в том месте, которое было ему передано вышеназванным королем. Этот монастырь1, основанный в некоем укрепленном месте (castro), восхитительный от соседства с лесами и морем, король того народа Анна2 и благородные мужи (nobiles) украсили строениями и дарами.

(8) Когда все, как положено, было исполнено, святой муж, страстно желая удалиться от всех мирских и монастырских забот, обсудил [свое желание] с учеными братьями. Ибо рядом с ним были действительно очень почтительные и исполненные духом мужи, которые, следуя примеру такого ценного мужа в заботе о монастыре и в различных жизненных трудах, преуспели в благодати смирения и милосердия. Среди них был и его родной брат: святой Фоилан, настолько праведный, что ему была оставлена забота о монастыре и душах; другой же, Ультан, который после долгого служения в монастыре уже многие годы вел пустынножительство. И вот, оставив все дела и заботы, [Фурсей] нагой в одиночестве отправился к своему брату, который уже вел умозрительную жизнь. Предаваясь каждодневным трудам и постоянным молитвам, они целый год посвящали себя философствованию.

(9) После этого из-за разного рода невзгод он был призван на совет к высокородным из числа народа и королевского окружения, и вынужден был покинуть милое для него место в пустыне. Неустанно размышляя в душе и сознавая, что провинция пришла в смятение из-за набега язычников, и понимая, что монастырский порядок долго там не устоит, он поплыл к берегам Галлии, все оставив в надлежащем порядке. Там он был с честью принят королем франков Хлодвигом3 и патрицием Эрхи-ноальдом4, и построил монастырь в месте, называющемся Лати-ниак5. Немного позже, когда была организована братия, он, отправившись в путь вместе с королем и патрицием, оказался охвачен недугом и долгое время пролежал там, часто посещае-

1 Имеется в виду Кнобхересбург в Восточной Англии.

2 Анна - король Восточной Англии в 636-654 гг.

3 Хлодвиг II - король франков в 633-657 гг.

4 Эрхиноальд - майордом Нейстрии в 641-658 гг.

5 Латиниак - монастырь в Лань-сюр-Марн.

мый знатными мужами и почтеннейшим королем, который принял из уст его в ходе проповедей усладу вечной жизни. И, таким образом, оставив сущее, он перешел в вечное Царство1.

(10) Тело же его сиятельный патриций Эрхиноальд оставил для церкви, которую он себе с великолепием построил, в вилле, которая зовется Перрона2, и поместил тело там. И, так как освящение самой церкви готовилось тридцать дней, он с высшей заботой спрятал тело в некоем портике, где после стольких дней оно было найдено невредимым, будто [святой] отошел в тот же час того же дня. И вот, с благоговением, в соответствии с обычаем, оно было помещено около алтаря, и оставалось там целых четыре года. Когда же около восточной части алтаря была сооружена маленькая усыпальница, невредимое после стольких лет тело было перенесено почитаемыми епископами Элигием и Аудопертом, не имеющее никаких следов разложения, и там для домогающихся истинной веры просияли добродетели его благодаря явленным божественным чудесам с помощью Господа нашего, Иисуса Христа, Который с Отцом и Святым Духом живет и царствует во веки веков. Аминь.

Начинаются чудеса святого Фурсея

(1) Давайте восстановим в памяти, братья возлюбленные, чудеса и деяния исповедника, чтобы все последующие поколения, рассказывая о них, укрепляли церкви. Ибо пастырь [возлюбленного] стада и учитель презрел этот мир, земную славу, королевские дары и возлюбив [овчий] двор Христов, достиг Царствия Небесного вместе с тысячами святых: пастырь, исполненный радости, принес радостный приплод в овчий двор. Ибо тех, кого он избрал и полюбил, он не оставил и после смерти своей.

(2) Так вот, благочестивый епископ Фурсей отличался щедростью и смирением, хотя и принадлежал королевскому ро-

1 Фурсей отошел в иной мир в 18 февральские календы (16 января).

2 Перрона - городок в Пикардии.

ду1. Он был красив и статен, открыт для совета и деятелен в трудах. Все, с любовью препорученное ему Богом, самого себя и все, что имел, принес он в дар Спасителю. Все эти поучительные деяния, как мы услышали и чему верим, он исполнил по проявлению любви Бога в заморских землях и наконец заслужил услышать голос Господа, изрекшего: «Придите ко мне все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (ср. Мф. 11:28), и снова: «Кто оставит своё, то есть поля и близких, и все остальное ради имени Моего, во сто крат получит и жизнь вечную примет» (ср. Мф. 19:29). О, чудо воздержания и умерщвления плоти, которое все охраняет и всему наставляет.

(3) В самом деле, прибыв в Саксонию, он был с честью принят королем Сигбертом. Он, не ведая от радости, каким образом проявить свое к нему радушие, принес ему подарки, золото и драгоценные камни, и бесчисленные богатства. Вышеназванный Фурсей все это считал ничтожным, но попросил у него кое-что, где бы он мог подготовить для себя и для тех, кто придут после него, приют. И этот король, тронутый речами его, не только возлюбил его, но также из-за любви к святому, провозгласив это по своему королевству, предоставил ему помощь в защите и утешения. Тогда муж Божий, по установленной традиции, основал монастырь и освятил церкви со святыми дарами и, сообразно порядку, собрал монахов и дев, чтобы они служили Господу. К нему приходили немощные и хромые, раненые и прокаженные, а также обремененные прочими недугами. Все они были исцелены от болезней, и всем он давал необходимое. Но, что важнее всего прочего, он проповедовал лекарство покаяния и всех исцелял от грехов.

(4) Преподобный отец Фурсей все, чем он управлял, вверил своим братьям, Фоилану и Ультану. Получив увещевание ангела, он попросил у короля разрешение поехать в Рим, где благочестивыми молитвами у порогов святых Петра и Павла и других святых, он бы очистился молитвами. На это король ответил, что не отпустит святого, если тот не пообещает вернуться. Когда же муж Божий пообещал, если поможет Господь, вер-

1 Святой Фурсей был сыном Финтана, чей отец Финлог носил королевский титул.

нуться, все попросили у него благословения и проводили его с миром к берегу моря.

(5) Морским путем он прибыл в Галлию, где сразу же был с честью принят королем Хлодвигом и патрицием Эрхиноаль-дом. Король дал ему позволил найти себе подходящее место, но муж Божий без задержки отправился в начатый им путь.

(6) Впрочем, долго рассказывать, как в заморских землях Господь через него совершал чудеса и что чудо должно быть вменено божественному могуществу. Придя в район Понтивум, в деревню, которая называлась Майок, он оказался в доме герцога Аймона (Haimonis йисЩ, который горько плакал, потому что умер его единственный сын. Тогда попросил муж Божий, чтобы тело его передали ему под надзор на ночь. Он получил разрешение [забрать] тело и приказал положить его в потаенную комнату. Затворившись там, он преклонил колени и со слезами молил Господа; и вот они поднялись одновременно: святой с пола, ребенок - с носилок. С наступлением утра Аймон с женой своей, сопровождаемые толпой из множества плачущих мужей и жен, пришли со свечами к дому, в котором молился муж Божий, и нашли живым того, кого считали мертвым, поющего [псалмы] и прославляющего Бога вместе со святым мужем. Тогда Аймон со всем ликующим народом стали славить Бога, который прославлен в святых Своих (ср. 2 Фесс. 1:10), и отдал святому свое имение, называемое Макериас, и упрашивал его, чтобы никогда не покидал его. Муж Божий, отказавшись от этого, продолжил путь, как начал.

(7) Тогда люди стали кричать вослед ему и целовать его следы, прося у него благословения, чтобы он всех исцелил от разных недугов. Впрочем, и Аймон бросился ему в ноги и сказал: «Прошу тебя, муж Божий, хотя мы, может быть, недостойны этого, все же оставайся с нами, ведь нам сообщили о твоем отъезде». Муж Божий ответил: «Если бы в первую ночь ты увидел в три часа движущиеся молнии, то знал бы, что мне следует уйти».

(8) Затем он пришел в Амбьенский округ1, который коротко называется Антойль над рекой Корбей, где ему встретился

1 Имеется в виду округ (паг) в районе совр. Амьена в Пикардии.

злой муж. Он, сорвав с него палллий и угрожая ему и ученикам его палками, пришел к дому своему, принес накидку мужа Божьего, бросив ее своей жене. И набросился на него злой дух и на жену его и на единственную дочь, сковал их языки, а дочь его оглохла и ослепла, так что никто ничего не мог сказать другому. Муж Божий следовал за ним до самого дома и попросил приюта. Не услышав ответа, движимый жалостью, он сотворил молитву о них, чтобы получили они прощение. Они уверовали в заслуги святого и тотчас вновь обрели здоровье. И вот, возвратившись к Богу, они от любви к святому вверили и себя, и все свое имущество в дар Спасителю.

(9) Далее, придя по Божьей воле в Грандикурт в округе Атрабитенс, он попросил приюта у женщины по имени Эрмен-фильда, у которой, казалось, были и деньги, и имение; но [приюта] он не получил. Муж Божий, сразу как увидел, сколь она немилосердна, ушел. И в тот же час враг стал жечь ее. И вот, за ним пришли вестники, чтобы пригласить его со словами: «Слуга Божий, хозяйка наша зовет тебя. Приди, освободи ее от мучений; ибо знает она, что из-за тебя так сильно страдает». Но не хотел муж Божий возвращаться в её жилище, ибо знал, что с ней случилось. Но все-таки совесть мучила сердце набожного отца, и он оправил к ней одного из своих учеников, дав ему свой посох; и когда тот вошел в дом, бес с трепетом вышел из женщины, и она исцелилась. После этого она пришла к святому мужу и, бросившись ему в ноги, пообещала ему посвятить себя и свое имущество, и после этого она жила еще много лет. О, братья возлюбленные, какими великими и драгоценными были заслуги святого; ведь не только своей рукой он являл чудеса, но также через посох, который очень часто носил в руках, он прогонял недуги, сразу исцелял; и то, что мы вспомнили выше, изо дня в день разносилось по всей Галлии.

(10) Упомянутый Эрхиональд, муж Божий, услышав о славе его, пришел встретиться с ним, прося и умоляя, чтобы тот явился в дом его, во дворец в поселении Перрона, и сына его погрузил в [воду] святого крещения и принял из [святого] источника. Святой не отказал ему в этом, проявив любовь к нему, как к самому себе, и они вместе отправились в путь. Они пришли в указанное место, где должна была случиться великая ра-

дость; однако в том самом поселении в тюрьме содержались шесть заключенных. Они, услышав о его прибытии, закричали следующее: «Молись о нас ради Бога, слуга Божий, ведь мы верим, что твой приходит спасет нас». Когда муж Божий это услышал, он, движимый состраданием, попросил, чтобы их освободили, но ничего не добился. Когда мужа Божьего позвали к столу, он уповал на Божье чудо и сказал, что не будет завтракать, пока не увидит заключенных. Господь выслушал просьбу Своего слуги, и вот все увидели, как заключенные безо всяких преткновений пришли невредимыми. Все присутствующие вместе с правителем (cum principe) молили и прославляли Бога, за то, что явилась им добродетель, спасение и поддержка.

(11) Затем избранник Божий Эрхиноальд определил трех доместиков, которые бы сопровождали праведного мужа по разным местам и показывали бы ему все [земли], где находились его владения, чтобы подарить ему для проживания то место, которое ему приглянется. Святой же Фурсей из всех мест выбрал Латиниак. Придя в вышеназванное место, он воткнул свой посох в землю, и вскоре там забил большой источник, который до сих пор орошает то место и исцеляет много разных недугов. Случилось же тогда, что, когда он осматривал в один из дней это место, два одержимых обратились к блаженнейшему Фурсею с мольбой об исцелении. И вот, сотворив крестное знамение, он изгнал демона, вернув им здоровье.

(12) Все, кто был послан [с Фурсеем], всё это видели и всем об этом рассказали. Эрхиноальд, узнав об этом, поблагодарил Господа за то, что он ему прислал такого мужа, который являл чудеса. Так что, вернувшись за святым мужем, он сказал: «Я благодарен Богу, Который мне дал такое владение, где ты себе нашел подходящую обитель. Обустрой её и бережно управляй, и станет она твоей навсегда. Я же между тем приготовлю гору Кигноп, что недалеко от Перроны, и, если тебе так больше понравится, ты получил бы и ее, и чтобы там, по воле Божией, упокоились наши тела».

(13) После сказанного святой Фурсей своими руками отстроил Латиниак, а блаженный Эрхиноальд поспешил с обустройством Перроны. Некоторое время спустя заморские знакомые и друзья [Фурсея], услышав об этом, вместе со святым Эм-

мианом поспешили прийти к святейшему мужу Фурсею, который их с честью принял, и, работая руками вместе с ними, удивительным образом обустроил то место.

(14) И спустя несколько лет, он поехал в Саксонию, чтобы посетить своих родных братьев, Фоилана и Ультана, которым он оставил управление своим монастырем; покидая свое место, он оставил заботу о пастве святому Эммиану и поспешил в путь. И вот, когда святой Божий прибыл в уже упоминавшееся1 владение Аймона под названием Макериас, он оказался охвачен недугом и насладился видением ангелов; оставив сущее, он отправился в Вечное Царство.

(15) Но Аймон не поверил сказанному о времени святого мужа и кончине святого. Когда он прибыл на трапезу, он увидел блаженного Фурсея с его двумя дьяконами и три свечи, которые они поместили над его столом и ушли. Тогда Аймон ошеломленно спросил окружающих: «Видите славу, которую я вижу?» Они ответили, что ничего не видят. Тогда он сказал: «Вот, смотрите, передо мной стоит святой муж, который первенца моего воскресил, [вот он] вместе с двумя дьяконами явил великое чудо, они поместили над моим столом три свечи и ушли. Верю истинно этому чуду, которое подарит мне милость, и теперь я знаю, что он путешествовал в теле. Пойдемте к его останкам». Затем он сам со всем своим домом, со всеми обитателями, с верующими и толпой дев, с кадилами и свечами пошли к останкам святого. Когда он пришел в место под названием Макериас, там с удивительными благовониями, с пением гимнов и [псалмов] охранял тело святого.

(16) Услышав об этом, сиятельный муж, майордом Эрхи-ноальд отправился туда, исполненный вражды, с многочисленной толпой. Придя к вышеназванному месту над рекой Алтейя2, где лежало святое сокровище, и встретил там герцога Аймона, настроенного враждебно и охраняющего тело. Тогда Эрхи-ноальд сказал герцогу Аймону: «Верни мне монаха моего, иначе завтра утром Бог рассудит нас». Аймон ответил: «А мне он вос-

1 В § 6 этой части.

2 Совр. река Оти в департаменте Сомма и Па-де-Кале; впадает в Ла-Манш.

кресил первенца, но что нам спорить? Пусть будет велено, чтобы завтра привели двух запряженных быков, пусть на телегу положат [погребальные] носилки, а быки пусть идут, по воле Божией, в ту сторону, в которую захотят». Тогда муж Божий Эрхиноальд с восторгом произнес: «Ты правильно рассудил, пусть будет так, как ты рассудил».

(17) Случилось так, что, пока оба они охраняли тело блаженного мужа и вели беседу, вдруг слепая от рождения девочка коснулась у лежащего тела паллия, покрывавшего [погребальные] носилки, и обрела прозрение. О, сколько было смеха и радости! Та, что пришла дрожащей, когда все узрела, стала распевать псалмы, бегая, восхваляя и славя Бога: «О блаженный Фур-сей, ты, который всеми членами своими уже достиг Царства Христа, ты, который не уклонялся ни направо, ни налево от участи святого, о Фурсей, ты уже пребываешь среди хора радующихся! О, святейшая душа, ты уже слышишь Господа: "Войди в радость Господина твоего" (Мф. 25:21). Подвигом добрым ты подвизался (ср. 2 Тим. 4:7), и потому будешь радоваться вместе с ангелами в вечности».

(18) Рано утром сделали так, как договорились. Запрягли быков в телегу и положили святого; те, держа путь прямо, пришли в деревню под названием Перрона. Эрхиноальд же шел позади тела вместе с толпой людей, поющих псалмы, и прославлял Бога. И вдруг! Лежит хромой у дороги, который уповал получить утешенье у Господа. Он стенал и восклицал: «Святой Божий Фурсей, послушай меня; если бы я мог подойти к тебе, верю, спасла бы меня твоя добродетель». Тогда сочувствующие мужи принесли его к носилкам, и он, попросив с верою, получил исцеление.

(19) Когда это свершилось, вдруг пришел Бергарий, герцог Лугдунский, с большим войском, желая украсть тело. Тогда Эрхиноальд сказал ему: «Что это такое, Бергарий, зачем ты пришел вооруженный?» Ответил ему Бергарий: «Он мой по праву герцога, так как я прежде всех на этой земле стал герцогом и все то, что принадлежало мне, я передал ему во владение для служения любви его и предков его. Когда он был жив, он хотел ко мне прийти, но ты этого не позволил. Однако я прошу, хотя и не удостоился увидеть его живым, чтобы ты отдал мне

сохранить его тело; если ты не хочешь этого, выбери из двух одного мальчика и обоих поставь к носилкам, и пусть они идут в ту сторону, в которую они захотят, и тот же час высший Судия рассудит нас, как Ему будет угодно». Ответил Эрхиноальд: «Пусть будет так, как ты сказал». Тогда послал Эрхиноальд одного семилетнего мальчика со стороны Берхария, а Берхарий равным образом поставил своего мальчика со стороны Эрхи-ноальда. Они тотчас, по воле Спасителя, подняли носилки и понесли святое тело на гору Кигноп. И упомянутые мужи с великой радостью вместе с народом шли за телом, и там умастили его чудными благовониями, где прежде сам святой настоятель дал залог многим святым, а именно Патрику, Беоану, Мелдану и другим, которых носил с собой. Но между тем, то есть в течение тридцати дней, возводилась и обустраивалась церковь в честь двенадцати апостолов.

(20) Супруга упомянутого Эрхиноальда, Леутсинда, злилась из-за того, что он с чрезмерным рвением оказывал почести святому. Она сказала своему мужу: «Смотри! Ты оставил меня с моими сыном и дочерьми, оставил без денег и имущества, унеся все наше в руки того, о ком мы даже не знаем, откуда он родом». На это сказал Эрхиноальд: «Прекраснейшая моя Леутсин-да, не говори таких слов». Леутсинда ответила: «Освободи меня от союза с тобой, если так и будешь и дальше поступать так, как начал». Эрхиноальд сказал: «Подожди, словоохотливая Леут-синда; если ты не укротишь свою злобу, ты будешь лишена и власти моей и тех радостей, которые ты получила от меня». Ле-утсинда ответила: «О, если бы никогда не наступал день той свадьбы, после которого я стала не нужна!» Эрхиноальд сказал: «Дорогая, если бы ты знала, сколько хорошего принес нам тот день, который сделал нас с тобой близкими, никогда бы такого не говорила. Я прекрасно знаю, что, если твой гнев обернется против тебя, ты, все твои [близкие] и все принадлежащее тебе, погибнет». Леутсинда с улыбкой ответила: «Слушайте все: что мне сделает плохого человек, который уже тридцать дней как гниет?»

(21) И вот наступил день, когда было завершено строительство храма, это были пятые февральские иды1. Когда там собралось много народу, Эрхиноальд сказал: «Леутсинда, вот день, в который ты сможешь проверить, что за вечные страдания ты ищешь. Сегодня, по велению Бога, тело святого будет перенесено в уготованное ему место, и, если ты найдешь его таким, как говоришь2, я верну тебе деньги твои3 стократно». Тогда радостная Леутсинда пришла с большой толпой в то место, где лежало тело святого, и приказала показать ей мощи. Но так как она не была достойна увидеть тело, она ослепла. Долгое время лежа около святых мощей, она все то, что приобрела с юности, пожертвовала Христу ради любви святого Фурсея и сразу же, как уверовала, была исцелена.

(22) Все присутствовавшие, исполненные великой радостью, подняли тело с большим волнением и поместили его в правую часть алтаря первого из апостолов, где оно четыре года лежало вдали ото всех, и многие там были явлены чудеса. Между тем, был построен домишко4, в который спустя несколько лет оно было перенесено сиятельными мужами, епископами Элиги-ем, Аутбертом и Медардом. И тело это было обнаружено тогда настолько нетленным, будто он именно в тот час покинул тело. Там они окутали славные мощи чудными благовониями; и там по добродетели святого были явлены многочисленные чудеса. Там исцелялись парализованные и прокаженные, были избавлены от бесов одержимые, слепые получали зрение, и все необходимое, о чем с верой просили давалось по щедрости Господа. Священник, исполненный радости, обрел радостную обитель, печальных и полных скорби он провожал в обитель небесную.

(23) И не нужно молчать о том, что мы храним в памяти. Была однажды женщина, у которой были имения и великие богатства, но здоровье ее было подорвано недугами, такой немощью, что никто не мог ей помочь. Во сне ей было знамение от-

1 То есть 11 февраля.

2 То есть истлевшим.

3 По-видимому, Эрхиноальд имел в виду деньги, которые были потрачены не на Леутсинду, а на строительство храма.

4 Не вполне ясно, что имеется в виду. Вполне возможно, что речь идет о раке для мощей, выполненной в виде домика.

правиться к мощам святого мужа, очиститься молитвой, но из-за недуга она не могла идти. Однако, крепкая в вере и любви к святому, она отправила своего посланника, предупредив его, чтобы он быстро шел в названное выше место и просил, чтобы ей было передано благословение (eulogia)l святого Фурсея. Она, по вере, была убеждена в том, что позже увидела на деле, и верила, что, причастившись, она исцелится. Слуга оправился, куда велела хозяйка. Придя к мужу, который с заботою управлял монастырем, он сказал ему: «Хозяйка моя очень больна, она умоляет, чтобы ты передал ей благословение от святого, ибо она верил, что через это она получит исцеление». Тот брат сказал ему: «Знай же, что у нас нет [вина], разве только изготовленное нами для совершения таинств в ходе мессы, ибо в этом году на земле этой случилась страшная гибель и народа, и урожая». Тот слуга, услышав слова извинения, сказал: «Господи, покажи мне хотя бы источник, и я наберу воды и принесу, чтобы исполнить мою нужду». Брат отвел его и показал источник, из которого слуга набрал большой сосуд и принес своей хозяйке и рассказал ей все, что случилось. Радостная женщина сказала: «Дайте мне то, что он принес». Как только, по милости Божией, она причастилась тем, что превосходило всякое вино, когда-либо ею испитое, тотчас повелела дать причаститься всей своей семье и всем соседям. Явили себя заслуги святого Фурсея, и она вместе со всеми остальными обрела здоровье и всем рассказала об этом. После этого, придя со всем своим домом и с родителями [в монастырь], она и себя и все свое богатство он посвятила Богу за заслуги святого Фурсея, и после этого они жили еще много лет.

(24) Поскольку чудеса являлись все чаще, в блаженную память Эрхиноальд и его жена Леутсинда построили ему церковь; Божий же святой Элигий собственными руками с любовью изготовил раку для мощей досточтимого святого Фурсея. И там снисходят милости по молитвам его вседержителю Господу нашему Иисусу Христу, Сущему и царствующему во веки веков. Аминь.

1 Термином, который использует автор, часто называли евхаристический хлеб или вино. Судя по дальнейшему рассказу, слуга просит именно вино для причастия. «Благословение от святого» - вино, изготовленное для причастия при храме, где хранятся мощи святого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.