Научная статья на тему 'Сказание о чудесах Владимирской иконыбожией Матери'

Сказание о чудесах Владимирской иконыбожией Матери Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
472
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
История философии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ РУСЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ / RELIGIOUS THOUGHT / КУЛЬТ БОГОРОДИЦЫ / THE CULT OF THE VIRGIN / СКАЗАНИЕ О ЧУДЕСАХ БОГОРОДИЦЫ / LEGENDS ON MIRACLES OF THE MOTHER OF GOD / ТЕКСТ / TEXT / ПЕРЕВОД / TRANSLATION / OLD RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Публикуемый текст «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» это текст древнейшей редакции, который сохранился в списках XVI-XVII вв. Он был самым распространенным на Руси. Культ Богородицы, который сформировался во Владимирском княжестве в XII в., имеет большое значение для понимания религиозно-философской мысли Древней Руси. Текст и перевод подготовлены Т.А.Сумниковой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given literary document represents an old est edition remained in copies of the 16-17th centuries. It was the most widespread version of the document in Old Russia. The Cult of the Virgin, appeared in the Vladimir princedom in the 12th century, is of great importance for understanding of religious-philosophical thought of Ancient Russia.

Текст научной работы на тему «Сказание о чудесах Владимирской иконыбожией Матери»

Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери

Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Божией Матери известна в 8 списках в сборниках разного состава и в Минеях Четьих, датируемых 60-70-х годами XVI в. - серединою XVII в.

В настоящем издании Сказание и сопутствующие ему четыре статьи даются по самому раннему, так называемому Егоровскому списку 60-70 годов XV века (РГБ, ф. 98, №2 637, 8°, лл. 385 об.- 391). Существенные для понимания текста разночтения приводятся в подстрочных примечаниях по старшинству списков: С - Софийский, 30 годы XVI в. (ЦГАДА, ф. 201, № 161, 1°), Т - Толстовский, второй половины 30-х годов XVI в. (РНБ, Q. XVI, 15, 4°), У - Успенский, конец 40-х годов XVI века (ГИМ, Син. № 997, 1°), Ш - Шибановский, 1549-1578 годы (РГБ, ф. 314, № 168, 1°), Ц - Царский середины 50-х годов XVI века (ГИМ, Син. № 183, 1°), М -Милютинский, 1646-1654 годы XVII века, А - Академический, XVII века (РГБ, ф. 173, № 96, 1°)*.

Издание осуществляется по следующим правилам.

Текст воспроизводится с делением на слова, печатается буква в букву, при этом буквы = и о с точкой заменяются на букву о; буквы оу, ^ - на у; i -на и; буквы га, # - на я; ^ - на ф. Отмеченная в двух случаях буква ижица заменяется буквой и (прозвитера). Буквенная цифирь заменяется арабской.

Аббревиатуры раскрываются, титла опускаются, недостающие буквы заключаются в круглые скобки. Выносные буквы вносятся в строку и выделяются курсивом. Киноварные заголовки и инициалы

Подробнее о списках см.: Кучкин В.А., Сумникова Т.А. Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Матис. М., 1996. С. 487-491; там же объяснены непонятные современному читателю древнерусские слова.

*

печатаются полужирным шрифтом. В квадратные скобки заключаются имеющиеся в Егоровском списке пропуски, восстанавливаемые по другим спискам.

В вариантах аббревиатуры раскрываются полностью, выносные буквы вставляются в строку без оговорок.

Варианты располагаются по старшинству списков: Софийский, Толстовский, Успенский, Шибановский, Царский, Милютинский, Академический.

Подготовка текста и его перевод выполнены Т. А.Сумниковой.

[Л. 383 об] М(&)с(я)ца августа въ 1 д(е)нь празднуемь всемилостивому Х(ри)с(т)у и пр(е)ч(и)ст&и его матери.

В&д&ти есть о семъ намъ, възлюкленая Ератиа, еже панто-кратныи д(е)нь м(и)л(о)сти к(ож)ии празднуемь кл(а)гоч(е)стиво-му и в&рному нашему ц(е)с(а)рю и кн(я)зю Андр&ю, уставльщю се праздновати со ц(а)ремь Мануиломъ повел&ниемь патриарха Луки и митрополита [Костянтина] всея Руси и Нестера еп(и)с(ко)-па ростовьскаго.

Мануилу ц(е)с(а)рю мирно в люкви и кратолюкии живущю съ кл(а)гоч(е)стивым кн(я)земъ нашимъ Ондр&емь, случися имъ въ единъ д(е)нь изыти на брань: оному изь Ц(е)с(а)ряград(а) на срачины, а сему из Ростова на колгары. Обычаи же им&яше кн(я)зь Андр&и: егда [Л. 384] к коеви идяше, всгда ч(и)стою д(у)шею икону вл(а) д(ы)ч(и)ца нашиа Б(огороди)ца и пр(и)снод(&)выя Мария и кр(е)-сть прозвитера два въ с(вя)щенных ризахъ ношаху. И ту приимаше от с(вя)т(ы)хъ таинь плоти и крови г(о)с(под)ня и сущии с нимъ, гл(аго)ля се: «Б(огороди)це вл(а)д(ы)ч(и)це родивши Х(ри)с(т)а Б(ог)а нашего, уповая на тя весь1 не погикнеть. Азъ же ракъ твои, им&ю тя ст&ну и покровъ и кр(е)сть с(ы)на твоег(о) — оружие на врагы окоюдуостро — и огнь, пополяя2 противных наших лица, хотящихъ с нами крани». И падоша вси на кол&ну пред с(вя)тою Б(огороди)цею, со слезами ц&лующе. И шедше взяша 4 городы колгарьскыи, пятыи Бряхимовъ на Кам&. И воротився от с&ча, вси вид&ша луча огне-ны от иконы Сп(а)са н(а)шег(о) вл(а)д(ы)кы Б(ог)а и весь полкъ его окрыть3. Он же воротися опять и попали грады ты огнемь и положи землю ту пусту, а прочии [Л. 384 об] городы осади дань платити.

То же видение и Мануилъ ц(е)с(а)рь тамо вид& въ 1-и д(е)нь августа, праздновати уставиша м(и)л(о)сти Б(о)жия ч(е)л(ов&)колюкия, яко же р(е)че прор(о)къ: «бгоже хощю помилую, и помиловань кудеть».

И нын& тако покрыи вл(л)д(ы)ко Руския земля, люди твоя вся, уповающая на тя. Темъ вси припадем ти гл(аго)люще: «Г(о)с(под)и И(и)с(у)с(е) Х(ри)с(т)е, что ти въздамы4 о5 вс&хъ, яже въздасть намъ». Велии ко еси, и чюдна д&ла твоя. И величию твоему н&с(ть) конца. В родъ и в род восхваляться д&ла твои. Бл(аго)с(ло)венъ Г(о)-с(под)ь Б(ог)ъ, иже не дасть нас въ пленъ врагомъ нашимъ, но Самъ призри на ны м(и)л(о)стию своею и ч(е)л(ов&)колюкиемь своимь защити ны. И славою възнесе десницю уповающих на Тя и м(а)т(е)-рьне моление услыша и помилова люди своя м(и)л(о)стию ч(е)л(ов&)-колюкия своег(о). Ц(е)рквы исполнися славы твоея, Вл(а)д(ы)ко, юже яко дверь, показалъ еси н(е)к(е)сную на земли, в неиж(е) молим Ти, гл(аголю)ще: [Л. 385] «Г(о)с(под)и, призри съ н(е)к(е)с(и) и вижъ и пос&ти винограда своего, и сверши, еже насади десница с(вя)тая твоя. Вс&хъ ко очи, Вл(а)д(ы)ко, на Тя уповають, твоея м(и)л(о)сти чающе и щедроть. Хвалы и п&ния всылаемь слав& твоея6. Прослави Самъ славою уповающихъ на Тя, многоименитого Б(г)а и Сп(а)са нашего. Ты ко, им&я пр(е)ст(о)лъ н(е)ко, подножие же землю, призри м(и)л(о)-стивныма своима очама на вся люди, уповающа7 на Тя и на пр(е)ч(и)-стую твою М(а)т(е)рь и на вся с(вя)тыя твоя, иже пострадаша за имя твое о8 нас гр&шныхъ, моления тек& приносящихъ».

Аз же написахъ ти се повелениемь ц(е)с(а)ря Мануила и всего причта ц(е)рк(о)вьнаго, да празднуемь вси окьще м(е)с(я)ца августа въ 1 д(е)нь въ славу с(вя)тыа Тро(и)ца. Аминь.

Се ся съд&я в л&т(о) 6672-я.

Андр&и съ с(ы)номь своимь Изяславомь и с крат(о)мъ своимь Ярославомь и с муромьскимь кн(я)земь [Л. 385 об.] Юрьемь. И по-може имъ Б(ог)ъ и с(вя)тая Б(огороди)ца над9 Болгары: сам&хъ изс&коша множ(ь)ство, а стягы ихъ поимаша и одва10 в мал& дру-жен&п утече кн(я)зь колгарьскии до Великаго города, а хр(е)стьяни пл&ниша, славныи грады ихъ. И отиде Андр&и с пок&дою вид&въ по-ганыя волгары извиты и свою дружину всю здраву. Стояху же п&ши съ с(вя)тою Б(огороди)цею на полцищи подъ стягы. И про&хавше кн(я)зи съ всею дружиною до с(вя)тои Б(огороди)ци и до п&шиць, удариша челомь с(вя)т&и Б(огороди)ци с радостю великою, хвалы и п&сни въздающе еи.

Се же кыс(ть) чюд(о) новое с(вя)т&и Б(огороди)ци Володимирь-скои, юже взялъ кяше съ сокою князь Андр&и и принесе ю съ славою и поставию въ с(вя)т&и Б(огороди)ци въ Володимире в Златоверс&и ц(е)ркви, идеже стоить и до сего дни.

О чюд(е)сехъ прес(вя)тыя Б(огороди)ца Володимирьскои иконы

Яко ко с(о)лнце створи Б(ог)ъ, не на едином [л. 386] м&ст& постави, егда св&тить, окиходя12 всю вселеную, лучами осв&щаеть. Тако же и сии окразъ прис(вя)тыя вл(а)д(ы)ч(и)ца нашея Б(огороди)-ца пр(и)снод(&)вы М(а)рия не на едином м&ст& чюдеса и дары ис-целениа истачаеть, но окьходящи вся страны мира просв&щаеть и от недугь различных изкавляет.

Кн(я)зю же Андр&ю хотящю кн(я)жити на Ростовьскую землю, и нача кес&довати о иконахъ. Пов&даша ему икону Выш&города въ женьском манастыри пр(е)с(вя)тыя вл(а)д(ы)чица нашеа Б(огороди)-ца, яко 3-жды ступила с м&ста: 1-е — внидоша въ ц(е)рк(о)вь и вид&ша ю сред& ц(е)ркви осок& стоящю и поставиша ю на иномъ м&ст&. 2-е — видиша ю ократившюся къ олтареви лицемь и р(е)-коша, яко: «Въ олтари хощеть стояти», — поставиша ю за тряпе-зою. 3-е — вид&ша ю кром& тряпезы осок& стоящю. И иных чюдесъ множество.

Се слы[Л. 386 об.]шавъ кн(я)зь радъ кыс(ть) и приде въ ц(е)-рк(о)вь и начать13 смотрити14 по иконамь. Си же икона, яко прешла вс&хъ окразовъ. Вид&въ ю припаде на земли15, моляся и гл(агол)я: «О пр&с(вя)тая Б(огороди)це, м(а)ти Х(ри)с(т)а Б(ог)а нашего, аще хощеши ми заступница кыти на Ростовьскую землю, пос&тите новопросв&щены16 люди, да въ твоеи вся си воли кудуть».

И тогда вземь икону, по&ха на Ростовьскую землю. Поимь и крилось со сокою. &дущю же ему путемь, поя сок& проводника. И при&ха к р&ц& Возуз& и, вид&въ ю наводнившюся нужею, посла ч(е)л(ов&)ка въ р&ку пытать17 кроду. И яко вниде в р&ку на кони, и погрязе во дно. Кн(я)зь же начать молитися ко икон& пр(&)с(вя)-тыя Вл(а)д(ы)ч(и)ца нашеа Б(огороди)ца и пр(и)снод(&)в(и)ца М(а)-рии, яко: «Повиненъ есмь см(е)рти его, г(о)с(по)же, аще не ты изкави-ши». И се кыс(ть): намного молящюся ему, акие из[Л. 387]иде среди р&к&18 на кони, и катогъ в руц&, и при&ха на крегъ. Кн(я)зь же радъ кыс(ть) вид&вы19 и и, одаривъ, отпусти во своя си. Си же кыс(ть) первое чюдо пр&с(вя)т&и Б(огороди)ци.

Чюдо 2-е.

Кн(я)зю же сущю на Рогожьских полех, се же Микулиная попадья &ха на кол&хъ съ снохою своею. Бывшима же има на истоц& и соидоста с колъ — ко попадья Микулиная нетуня. Яко хот&ша

минути конь, и нападе к&съ на конь изки повозника съ секе, и ногу ему изломи, и порази попадью Микулину передними ногами. И заверт&шася ему копыта в корътл&. И се намного час ядяшеть ю. Мн&ша ко ю м(е)ртву сущю и възв&стиша попу Микули, яко: «Попадья твоя м(е)ртва есть». Онъ же възр&въ на икону пр(&)с(вя)-тыя Б(огороди)ца и реч(е): «Г(о)с(по)же пр(&)ч(и)стая вл(а)д(ы)ч(и)-це, аще ты не изкавиши ея от см(е)рти, се уже м(е)ртва есть». Конь же истергъ ноз& ис ко[Л. 387 об.]рьтля и к&жа в л&сь и завивъся и ста. Въспросиши ю о яденьи коня. И реч(е), яко: «Сдрава есмь м(о)-л(и)твами пр(&)с(вя)тыя Б(огороди)ца. Жал ми увисла же20 отлогъ, еже из&де21 конь».

При&ха Володимирь кл(а)городныи кн(я)зь Андр&и и созда ц(е)-рк(о)вь во имя прес(вя)тыя Б(огороди)ца, украсивъ ю всякимъ кл(а)-гоч(е)стиемь, и постави в неи чюдотворную икону пр(&)с(вя)т&и вл(а)д(ы)ч(и)ци н(а)шеи Б(огороди)ци.

Чюдо третье.

По преходу же н&колика времени ч(е)л(ов&)къ н&кто кол& огне-ною колезнию. В тои же кол&зни он&ми22 и рука ему усше. Въстав же от колезни, начать помавати рукою здравою. Мняхуть ко, яко хочеть ко с(вя)т(о)му Никол&, ко клизь ту с(вя)тыи Никола ц(е) рк(о)вь. И привезоша ко с(вя)т(о)му Николи. И помаваше мимо ц(е) рк(о)вь и не уразум&ша. Онъ же самъ правяше сок&23 въ град къ с(вя)т&и Б(огороди)ци. И приде въ ц(е)рк(о)вь с(вя)т(ы)я Б(огороди)ца на завутренюю24 и ставь въ ц(е)ркви с(вя)тыа [Л. 388] Б(огороди)-ца противъ олтаря и на конець завтрении25 паде. И мн&ша, яко лихою колестью палъся есть. Извлекоша и в притворъ, и ту лежа-щю ему до ок&дни и, вставъ, начать сказывати, како вид& с(вя)-тую Б(огороди)цю идущю кь сок& со м&ста. И реч(е): «Видихъ26 ю клизъ секе и падохъ и пакы не вид&хъ». А ко незнакомить ч(е)-л(ов&)къ тои.

И начаша литургию с(вя)тую п&ти. Он же вниде въ ц(е)рк(о)вь и нача молитися ко икон& пр(&)с(вя)тыия27 Б(огороди)ца. И яко хот& целовати икону прес(вя)т&и г(о)с(по)жи вл(а)д(ы)ч(и)ци на-шеи Б(огороди)ци и стяжа коко28 икон& руку колную, г(о)с(по)жа же Б(огороди)ца с(вя)тая рукою своею яты29 и за руку его, кн(я)зю сущю Андр&ю и попу Нестеру и множьству людемь видящим в ц(е)ркви. Се же кысть от начала и до конца литургиа. Нестеръ же попъ съзва клиросъ и повел& оклачитися в ризы имъ. Вземше же кр(е)сты, око-идоша трижды ц(е)рк(о)вь. Он же с&дяше въ ц(е)ркви простъ. Попъ

же сътвори праздникъ, позва к сек& князя и кояре, и и[Л. 388об.] сц&лившаго, одаривше и, пустиша. И кыс(ть) радость велика въ граде Володимер& того дни.

Чюдо 4.

По н&колиц&х же временехъ, пришедшу празднику Г(о)с(по)жину дни, кн(я)зь же Андр&и на каноне стояше въ ц(е)ркв&, п&нья, ликы сътворяя, а с(е)рдц(е)мь коляше, ко княгини его коляше д&тиною кол&знию — два дни напрасно колящи. Яко по канон& кыс(ть), омыв-ше водою икону пр(&)с(вя)тыя Б(огороди)ца, посла къ княгине. Она же вкуси воды тоя и роди д&тя здраво, и сама кысть здрава томъ час& м(о)л(и)твами с(вя)тыа Б(огороди)ца.

Чюдо 5.

Н&чии диаволимъ научением створьше чарод&иства въ яиц&. И отроча, взем, изъ&де. И кыс(ть) ему изметъ золъ на очеси его — изиде яко оклакъ изъ ока его и леже ему на лици. И гла(гола)хуть же, яко: «Умрет отроча». Ови гл(агола)ху, яко: «Око не кудеть». И омыв-ше водою икону пр(&)с(вя)т&и Б(огороди)ци, принесоша ему. Яко же, помазаша и водою, и провалися, изиде от него кол&знь, и кысть здравъ, и око его ц&ло кысть.

Чюдо 6.

[Л. 389] Боляшеть н&кая жена в Муром& с(е)р(де)чною кол&знию. И слышавши от иконы с(вя)т&и Б(огороди)ци кываемая чюдеса. И посла въ Володимиръ кузнь свою къ с(вя)т&и Б(огороди)-ци въ клиросъ и воды взяти от с(вя)тыа Б(огороди)ца иконы. И яко принесоша воду, вкусивши, и кыс(ть) здрава и нача не чюти с(е)рд(е)-чьныя кол&зни.

Чюдо 7-е.

В Руском Переяславл& въ Славятин&30 манастыри Жидислав-ля дщи именемь Мария постржеся. За докродетельное еа житие даша еи игуменьство въ своего еи д&да манастыри. И разкол&вшис очною кол&знию и осл&пе. И присла попа къ крату своему Борису. Борисъ же въспроси и о сестр& своеи. И онъ рече: «Разкол&шис# очною кол&знию и осл&пе, и тако водять ю се трете л&т(о)». Борисъ же, призвавъ попа

именем Лазаря, моли и: «Да ми принесеши воду, омывъ икону с(вя)тыа Б(огороди)ца». И попъ шед и принесе воду. Борисъ же, воду ту с(вя)-тую вливъ в вощаницю и запечатавъ, посла и в Рускыи Переяславль к сестр& своеи. Попъ же, при&хав, по[Л. 389 об.]в&даше еи кываемая чюдеса от с(вя)тыа иконы водою. Она же радовашеся душею и рече по-пови: «Кое ми принесеши воды тоя?» Попъ же пов&да еи у секе воду. Она же вкуси воды тоя и очи помаза, томъ час& прозр&, яко не кол&вавши31 очима. Се же кыс(ть) с(вя)т&и Б(огороди)ци велие чюдо Володимерьскои.

Чюдо 8.

Се же кыс(ть) ново чюдо с(вя)т&и Б(огороди)ци о жен& име-немь буфимии. Бол&вши еи с(е)рд(е)чьною кол&знию 7 л&т и от многъ искавши еи исц&лениа и не окр&те. И призва попа Лазаря и реч(е): «Чимъ кы помощи кол&зни сеи?» Попъ реч(е): «Аще тя не изкавить с(вя)тая Б(огороди)ца, то не изкудешь кол&зни сея». Она же слышавши от него кываемая чюдеса водою от иконы пр(&)с(вя)-тыа Б(огороди)ци и посла усирязи же и рясы златыя къ с(вя)т&и Б(огороди)ци в Володимиръ с попомъ, гл(агол)я: «Да ми принесеть пр(&)с(вя)тыа воды тоа». [И яко принесе еи воду и пить ю, и]32 того дни исц&ли от кол&зни, начать ясти и пити въ сладость.

Чюдо 9.

А се кыс(ть) въ Тф&ри. Н&каа жена коляшеть д&тятем три дни. И при&ха попъ Лазарь и навита у них. [Л. 390] Она же въспроси попа о здравьи. Онъ же реч(е): «Здравы33 есме34, нъ не велми — коя-рыни наша в концин& есть».

Се же гл(агол)ющима прииде в&сть от не: «О, отца, поидита!» И реч(е) има: «при срам& есть, поне же смертна есмь». Попъ же Лазарь реч(е) еи: «Аще не ок&щаешися с(вя)т&и Б(огороди)ци Володимерьскои, и не изкудеши». Она же ок&щася и рече попомъ: «Идите отсюду». Повел& дати ми има ясти и пита. Прииде же в&сть от нея, яко уже родила с(ы)на и сама здрава. И посла златыа косы и усерязи свои къ икон& с(вя)тыа Б(огороди)ца в Володимиръ, имиже ок&щалася к&.

Чюдо 10.

Князь кл(а)городныи Андр&и създа златая врата къ празднику с(вя)тыя Б(огороди)ца, гл(аго)ля къ кояромъ: «бгда снидутся людие на праздникъ, и врата узрят».

Бывшу же празднику, и снидеся народ къ вратомъ. Б& ко еще не суха извисть35 въ врат&х. Акие же вънезапу истръгшися от ст&нъ врата и падоша на люди и покрыша 12 мужа. Се же слышавъ князь Андр&и [Л. 390 об.] начать съ въздыханием молитися къ икон& пр(&)с(вя)т&и Б(огороди)ци: «Г(о)с(по)же пр(&)ч(и)стая вл(а)д(ы)-ч(и)це, аще сих ты не изкавиши, азъ ко гр&шныи повиненъ кыхъ см(е)рти сихъ». И посла Боярина своего дати все на потреку м(е)-ртвымь. Он же при&хав, и вьзяша врата, видиша вс&х сущих под враты живых и здравыхъ. И се чюдо вид&вше, народ& чюдишася.

О икон& [с(вя)т&и] Б(огороди)цин& Вдигитрии.

Икона с(вя)теи Б(огороди)ци. Сию же икону списа Лука еуаге-листъ. Износять ю въ всякыи уторник на манастырь чюдеса творить и до сего дни и исьц&лениа, иже в&рою приходящихъ.

Н&кто калугеръ много моляшеся с(вя)т&и Б(огороди)ци: «Г(о)-с(по)же, яви ми ся, какова еси кыла въ плоти». И кысть ему глас: «Иди, — реч(е), — въ апос(т)ольскую ц(е)рк(о)вь и окрящеши мя писану въ олтар& при кр(е)ст&. Такова есмь кыла въ плоти».

Н&когда же кысть иконокорие въ Ц(е)с(а)риград&. И несоша Ди-гитрию икону с(вя)тыя Б(огороди)ца в манастырь Пандокра[Л. 391] торь и заградиша ю въ олтари въ ст&н&, зажегше кандило пред нею. И дръжаша иконокорци 60 л&тъ Ц(е)с(а)рьград.

И потом кыс(ть) православие. И възыскаша иконы с(вя)тыа Б(огороди)ца. И повел& патриархъ молитися по вс&емь манастыремъ и затворникомъ. И явися единому затворнику соннымъ видением. «Ищите, — рече, — иконы с(вя)тыя Б(огороди)ца въ Пандократори». И окр&тоша ю. И кандило не загасло въ 60 л&т, — яко и топерво зажжено. И кысть радость велика православнымъ о икон& с(вя)тыа Б(огороди)ца.

Сеи же икон& служить племя Луцино и до сего дни.

О риз&.

Въ Влахерн& риза с(вя)т&и Б(огороди)ци и пояся комать.

Придоша н&когда ратнии по суху и по морю. Патриархь же Серг&и омочи ризу с(вя)тыа Б(огороди)ца в мори, и въскып& море, и потопоша ратнии, а инии осл&поша и пок&гоша от страха.

Перевод

Месяца августа в 1-й день праздник всемилостивому Христу и пречистой его Матери

Следует знать нам, возлюбленная братия, что в день Вседержителя милостию Божией чтим благочестивого и верного нашего царя и князя Андрея, который учредил этот праздник по повелению митрополита всея Руси Константина и епископа ростовского Нестора, как ранее установил его царь Мануил по повелению патриарха Луки.

В то время, когда царь Мануил жил в мире, любви и братолюбии с благочестивым нашим князем Андреем, случилось так, что в один день вышли они на брань: тот из Царьграда на срацинов, а этот из Ростова против болгар. Был же у князя Андрея обычай: всегда, когда шел на войну, два пресвитера в священных ризах с чистой душой несли икону владычицы нашей Богородицы, Приснодевы Марии и крест. И во время причащения князя и бывших с ним говорил князь так: «Богородица, владычица, родившая Христа, Бога нашего, всякий, уповающий на тебя, не погибнет. Я же, раб твой, имею тебя как стену и покров и крест сына твоего - оружие обоюдоострое против врагов, и огонь попаляющий лица наших противников, хотящих с нами брани». И все пали на колени перед иконой святой Богородицы, со слезами целуя ее. И, выступив тогда, взяли 4 города болгарских и 5-ый Бряхимов на Каме.

Возвращаясь с сечи, увидели все лучи огненные и все воинство его вокруг. И князь возвратился назад и сжег те города и опустошил ту землю, а прочие города принудил осадой платить дань.

Такое же видение и Мануил царь там видел в 1-ый день августа и установил праздновать милость Божьего человеколюбия. Как сказал пророк: «Когда хочу, помилую и помилован будет».

Так и ныне, Владыка, защищающий Русскую землю, все люди твои уповают на Тебя. Поэтому все припадаем к Тебе, говоря: «Господи, Иисусе Христе, что Тебе воздадим от всех нас, то и воздашь нам». Ибо велик Ты и чудны дела твои, и величию твоему нет предела. Из рода в род восхваляются дела твои. Благословен Господь Бог, что не дал нас в плен врагам нашим, но сам присматривает за нами, милостию своею и человеко-

любием защити нас. Со славою вознес десницу уповающих на Тебя и, услышав моление Матери своей, милостию своею человеколюбия помиловал людей своих. Славы Твоей, Владыка, исполнилась церковь; как дверь небесную показал ее на земле, в ней молимся Тебе, говоря: «Господи, сам взираешь с небес и все видишь, скажи милость винограду своему и доверши то, что насадила десница твоя. Очи ибо всех на Тебя, Владыка, устремлены, чающе твоей милости и щедрот. Хвалы и песни всылаем славе твоей. Прославь сам надеющихся на тебя, многоименитого Бога и Спасителя нашего. Ты, имеющий престолом небо, а подножием землю, взгляни милостивыми своими очами на всех людей, надеющихся на Тебя, на пречистую твою Матерь и на всех святых твоих, которые пострадали за имя Твое, о нас грешных, моление Тебе приносим».

Я же написал это по повелению царя Мануила и всего причта церковного, чтобы праздновали все вместе во славу святой Троицы в 1-ый день месяца августа. Аминь.

Это произошло в 1064 году.

Андрей с сыном своим Изяславом, братом Ярославом и с Муромским князем Юрием выступили против болгар. И помог им Бог и святая Богородица: самих во множестве посекли, а стяги их захватили, и князь болгарский едва убежал с малой дружиной в Великий город; христиане пленили их славные города. Андрей с победою отошел, увидев поганых болгар разбитыми, а свою дружину целой, - стояли пешие воины с иконой святой Богородицы под стягами на месте брани. И проехал князь со своей дружиной до святой Богородицы и до пеших воинов, ударили челом святой Богородице с великой радостью, хвалу и песни воздающе ей.

А вот это было новое чудо о Владимирской иконе святой Богородицы, которую взял из Вышгорода князь Андрей, принес ее с почестями и поставил в Златоверхой церкви во Владимире, где и стоит она поныне.

О чудесах Владимирской иконы и пресвятой Богородицы

Создал Бог солнце, но не поставил его на одном месте: когда светит, обходит всю вселенную и лучами освещает. Так же и этот образ пресвятой владычицы нашей Богородицы, Приснодевы

Марии: не на одном месте чудеса и дары исцеления источает она, но обходя все страны мира, просвещает и избавляет от различных недугов.

Когда князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, стал он расспрашивать об иконах. Поведали ему об иконе пресвятой владычицы нашей Богородицы в женском монастыре в Вышгороде. Рассказали, что она трижды покидала свое место. Первый раз -когда вошли в церковь, то увидели ее посреди церкви отдельно стоящей и поставили ее на другое место. Во второй раз - увидели ее повернутой лицом к алтарю и сказали: «В алтаре хочет стоять» -и поставили ее за трапезой. В третий раз - увидели ее отдельно, не на жертвеннике стоящей. И иных чудес множество было.

Услышав об этом, князь Андрей обрадовался, пришел в церковь и стал рассматривать иконы. Эта же икона превзошла все образы. Увидев ее, припал князь к земле, говоря: «О пресвятая Богородица, мать Христа, Бога нашего, если хочешь быть заступницей Ростовской земли, посети новопросвещенных людей и в Твоей воле все будут».

И вот, взяв икону, поехал в Ростовскую землю. Взял и клирос с собою. В пути взял себе проводника. Приехав к реке Вазузе и увидав, что она разлилась, послал человека в реку поискать брода. Но когда въехал тот в реку на коне, то погрузился на дно. Князь начал молиться перед иконой пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии: «Повинен я буду в смерти его, госпожа, если ты не спасешь». И вот после жаркой молитвы сбылось: тотчас вышел на середине реки тот человек на коне и с батогом и выехал на берег. Князь обрадовался, увидев, и, одарив его, отпустил восвояси.

Это было первое чудо пресвятой Богородицы.

Чудо второе.

Когда князь был на Рогожских полях, Микулиная попадья ехала в повозке со своей снохой. Оказавшись у источника, сошли с повозки - попадья Микулиная была беременная. Захотели обойти коня, но напал на коня бес и тот сбросил с себя погонщика36, сломал ему ногу и ударил попадью передними ногами. Запутался копытами в кортеле37 и долго кусал ее (попадью). Все подумали, что она мертва, и послали весть попу Микуле: «Попадья твоя

мертва». Он же, обратившись к иконе пресвятой Богородицы, сказал: «Госпожа, пречистая владычица, или не спасешь ее от смерти, ведь уже бездыханна». И конь выдернул копыта из корт-ля, побежал в лес, запутавшись в чаще, остановился. Спросили попадью об укусах коня. И она ответила так: «Здорова молитвами пресвятой Богородицы. Жаль мне только убруса38 и башлыка, что изжевал конь».

Приехал во Владимир князь Андрей и построил церковь во имя пресвятой Богородицы, украсив ее со всяческим благочестием, и поставил в ней чудотворную икону пресвятой владычицы нашей Богородицы.

Чудо третье.

Прошло некоторое время, и некий человек заболел огненною болезнью, и от этой болезни усохла у него рука. Поднявшись после болезни, стал делать знаки здоровой рукой. Поняли, что хочет он к святому Николаю - была тут поблизости церковь святого Николая. Повезли его к святому Николаю, а он показывает, что не нужно в эту церковь, но не поняли его. Тогда он сам направился в город к святой Богородице. Пришел в церковь святой Богородицы и стал против алтаря. Но в конце заутрени упал. Подумали, что от лихой болезни упал. Вынесли его в притвор, и тут пролежал он до обедни, а встав, стал говорить, что видел святую Богородицу, идущую со своего места к нему. И еще сказал: «Увидел ее и упал и больше не видел». Был же этот человек никому не известен.

Начали петь литургию, и он вошел в церковь и стал молиться перед иконой пресвятой Богородицы. И когда хотел поцеловать икону пресвятой госпожи владычицы нашей Богородицы и протянул к иконе больную руку, святая госпожа Богородица своей рукой взяла его за руку. Видели это князь Андрей, поп Нестер и множество людей в церкви. Это произошло во время литургии. Поп Нестер созвал клирос и повелел им облачиться в ризы. Взяв кресты, трижды обошли церковь. Тот же сидел прямо в церкви. Поп, торжественно отметив событие, позвал к себе князя с боярами и исцелившегося и, одарив его, отпустил. И радость великая была в тот день во Владимире.

Чудо четвертое.

По истечении некоторого времени в Госпожин праздник стоял князь Андрей на каноне в церкви. Пел и был весел, но сердцем страдал, ибо жена его мучилась - два дня не могла разродиться. Омыв водою по церковному правилу икону пресвятой Богородицы, послал воды княгине. Она испила той воды и родила здорового ребенка и сама тотчас стала здоровой молитвами святой Богородицы.

Чудо пятое.

Некто по дьяволю научению наколдовал на яйце. А отрок, взяв его, съел. И выскочил у него большой ячмень на глазу и лег на лице. И сказали одни: «Умрет отрок», а другие сказали: «Глаза не будет». Омыв икону пресвятой Богородицы, принесли ему. И когда помазали его этой водою, исчез ячмень, отошла от него болезнь и стал здоров, и око его сохранилось невредимым.

Чудо шестое.

Болела некая женщина сердечной болезнью. Прослышала она о чудесах, происходящих от иконы святой Богородицы. И послала святой Богородице во Владимир кованые украшения свои, чтобы взять воды от иконы святой Богородицы. И когда принесли ей воды от иконы, вкусила ее и стала здоровой, перестала чувствовать сердечные боли.

Чудо седьмое.

В Переяславле Русском, в Славятине монастыре постриглась дочь Жидислава по имени Мария. За добродетельное житие ее дали ей игуменство в монастыре ее деда. Разболелись у нее глаза и ослепла. Послала попа к брату своему Борису. Борис расспросил его о своей сестре. И тот сказал: «Разболелись у нее глаза и ослепла. Так и водят ее уже три года». Борис позвал попа по имени Лазарь и попросил его: «Принеси мне воды, омыв икону святой Богородицы». Поп пошел и принес воду. Борис влил эту святую воду в восковой сосудец и, запечатав, послал его в Переяславль Русский своей се-

стре. Приехав, поп поведал ей о чудесах бываемых от воды со святой иконы. Она обрадовалась и сказала попу: «Когда принесешь мне этой воды?» Поп ответил, что вода уже у него. Она, испив той воды, помазала ею глаза и тотчас прозрела, как и не была слепой. Это было великое чудо от иконы святой Богородицы Владимирской.

Чудо восьмое.

А это чудо от иконы святой Богородицы произошло у женщины по имени Евфросиния. Болела она сердечной болезнью 7 лет, у многих искала исцеления и не нашла. И позвала попа Лазаря и сказала ему: «Чем бы можно было помочь от этой болезни?» Поп ответил: «Если тебе не поможет святая Богородица, то никто не избавит от этой болезни». Услыхав от него о чудесах, происходящих от воды с иконы пресвятой Богородицы, послала с попом серьги и золотые подвески для иконы святой Богородицы во Владимир, говоря: «Принеси мне той пресвятой воды». И когда принес ей воды, выпила ее и с того дня вылечилась от болезни, стала есть и пить в сладость.

Чудо девятое.

А это произошло в Твери. Некая женщина мучилась в родах три дня. Приехал поп Лазарь с попом и остановились они в доме. Она же спросила попа о здоровье. Он ответил: «Здоровы мы, но не очень - боярыня наша при смерти». После этих слов пришла от ее весть: «О, отцы, идите. В непристойном виде я, потому что умираю». Поп же Лазарь ответствовал ей: «Если не дашь обета святой Богородице, то не избавишься». Она пообещала и сказала попам: «Идите отсюда». И повелела дать им еды и питья. И вот пришла весть от нее, что родила уже сына и сама здорова. И послала, как обещала, она к иконе святой Богородицы во Владимир свои золотые подвески и серьги.

Чудо десятое.

Благородный князь Андрей построил Золотые врата к празднику святой Богородицы и сказал боярам: «Когда соберутся люди на праздник, увидят врата».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наступил праздник и собрался народ у ворот. А известь у ворот еще не высохла. Внезапно отделились ворота от стены, рухнули на людей и накрыли 12 человек.

Услышал об этом князь Андрей, стал горячо молиться перед иконой пресвятой Богородицы: «Госпожа, пречистая Владычица, если не спасешь этих, я, грешный, повинен буду в их смерти». И послал своего боярина, чтобы дать все необходимое для мертвых. Тот приехал, поднял ворота и увидел под ними всех живыми и здоровыми.

И это чудо все видели и дивились.

О иконе Богородицы Одигитрии.

Икону святой Богородицы написал евангелист Лука. До сего времени выносят ее каждый вторник в монастырь, чтобы творила чудеса исцеления приходящим с верою.

Некий монах много молился святой Богородице: «Госпожа, явись мне такой, какой была во плоти». И был ему глас: «Иди в апостольскую церковь и найдешь меня изображенной в алтаре около креста - такова была во плоти».

Некогда, во времена иконоборчества в Царьграде принесли икону святой Богородицы Одигитрии в монастырь Пантократора (Вседержителя) и загородили ее в алтаре у стены и зажгли перед нею светильник. Иконоборчество продержалось в Царьграде 60 лет.

Потом наступило православие. Стали искать икону святой Богородицы и патриарх повелел молиться по всем монастырям и скитам. И вот однажды привиделось отшельнику во сне: «Ищите, - сказал некто, - иконы святой Богородицы в монастыре Пантократора». И нашли ее, и светильник продолжал гореть в течение всех 60 лет и теперь зажжен. И радовались православные иконе святой Богородицы.

Потомки Луки служат перед этой иконой и по сей день.

О ризе.

Риза святой Богородицы и кусочек пояса во Влахерне.

Пришли некогда воины по суше и по морю. Патриарх Сергий омочил ризу святой Богородицы в море, и вскипело море и потопило воинов, а иные ослепли и побежали от страха.

Примечания

всяк Т.

попаляя Т, С, У, Ц, М. окресть С, У, Ц, А, М. воздадимъ М, А. от А, и от Т.

твоей Т, Ш, С, У, Ц, А, М. уповающиа Ш. и о Т.

9 на М, А.

10 11 12

13

14

15

16

17

18

19

20 21 22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

едва М.

дружин& Т, Ш, С, У, Ц, М, А. овходя А.

начать С, У, Ц, М, А. смотр&ти С, У, Ц, смотрети Ш. землю Т, Ш, Ц.

новопросв&щеныа Т, Ш, С, У, Ц, новопросв&щеныя М, А.

пытати Т, Ш, М.

реки Т, р&ки Ш, У, М, рекы С.

вид&в Т, нет М, А.

ж и Т, же и С, У.

изъяде Т, М, А.

онем& Ц, А, М.

севе Т, М.

заутренюю Т, Ш, С, У, Ц, А, М. заутрени Т, С, У, Ц, А, М. вид&х С, Т, Ш, У, Ц, М, А. пресвятыя Ш, С, М, пресвятыа Т, У, Ц. ко Ш, У, Ц, А, М, къ Т. ят и Т, Ш, У, Ц, ять М, А. Словятин& М, Словятине А. вол&вше Т, вол&вши М, А.

Пропуск восстановлен по сп. Т: и яко принесе еи воду и пит ю и; сп. А - и яко

принесе воду и питъ ю и; сп. С, Ц - и яко принесеи воду и питъ ю и; сп. У - и

яко принесеть пресвятыа воды тоа и яко принесеи воду питъ ю и.

здравъ Т.

есмь Т, есмы М, А.

изв&сть Т, С, У, Ц, известь М, А.

Лошади, очевидно, были запряжены цугом, и на первом коне был погонщик. Кортель - женская долгополая теплая одежда. Убрус - женский головной платок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.