В. Н. ДЁМИНА
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННЫХ ПОБЕД, ДАРОВАННЫХ ОТ ИКОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ,
В БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
— - • ф - - —
Важной формой сохранения исторической памяти о военных победах русского оружия являются установленные государством «Дни воинской славы» и «Памятные даты России» [9]. Многие исторические события, не нашедшие отражения в светском календаре и упомянутых актах, сохраняются в празднествах Православной Церкви. С особой любовью отмечаются ею памятные даты военных побед, дарованных от икон Пресвятой Богородицы.
Владимирская икона является одним из наиболее почитаемых русским народом образов Богоматери. Русской Православной Церковью установлено троекратное празднование, посвя-щённое иконе и связанное с воспоминанием важных событий русской истории: 8 сентября (26 августа) - в память об избавлении от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 г.; 6 июля (23 июня) - избавлении от Ахмата Ордынского в 1480 г. (при великом князе Иване III); 3 июня (21 мая) - о спасении Москвы от нападения хана Махмет-Гирея в 1521 г. [7, с. 226, 1, с. 39].
Материалом статьи послужили как песнопения из письменных источников разного времени, так и запись праздничного богослужения Сретения Владимирской иконы Богоматери в Старообрядческом Покровском соборе г. Ростова-на-Дону 6 июля 2016 г., в память об избавлении от Ахмата1.
Согласно церковному преданию, победа над войском Ахмата связана с чудом, описанным в Минее следующим образом. Во время «стояния на Угре» перед Владимирской иконой совершались непрестанные молебны. Перед сражением «ночью на татар напал необъяснимый страх, и их отступление превратилось в паническое бегство» [4, с. 239].
Эта историческая победа, ознаменовавшая окончательное свержение монголо-татарского ига, отмечается Русской Православной церковью. Отражение истории побед в песнопениях служб Владимирской иконе подробно описано в исследовании Н. Серёгиной «Песнопения русским святым» (1994). Она отмечает, что «большинство стихир Владимирской иконе выража-
ют идею заступничества Богородицы за Москву и всю Русь, содержат тексты молений о заступничестве, воздают славу Москве, Русской земле и её людям» [7, с. 227-228]. Н. Серёгиной отмечены стихиры историко-повествовательного типа, упоминающие о событиях нашествия Темир-Ак-сака и датируемые концом XIV столетия.
Праздничное богослужение, посвящённое Сретению Владимирской иконы Богоматери и проходившее 5-6 июля 2016 г. в старообрядческом Свято-Покровском соборе Ростова-на-Дону, включало в себя вечерню, повечерие («по-вечерницу»), утреню, полунощницу, часы и литургию2. В Службе содержатся стихиры исто-рико-повествовательного содержания - 4 гласа «Богородице Владычице, державная Помощнице» (стихиры на Господи воззвах), 8 гласа «При-идите, русстии собори» (ины стихиры), 8 гласа «Да вси похвалим вернии» (стихиры на стиховне) и др. [3, л. 217-217 об., л. 218 об., л. 222].
Исторический контекст присутствует и в песнопениях литургии. Об истории победы повествуется в древних текстах канона, зафиксированных во время богослужения в старообрядческом Свято-Покровском соборе (6 июля 2016 г.)3. На включение фрагментов текста обращения к Богородице о заступничестве в тропари канона служб, посвящённых одержанным на поле брани победам, указывает протоиерей Николай По-гребняк [5].
На «блаженнах» упомянутой выше службы 2016 г. прозвучали ирмос третьей песни канона 4 гласа «Похвале Богородицы» и тропари третьей и шестой песен канона. Во втором тропаре третьей песни канона раскрывается история чудесного заступничества Богородицы: «Твой, Богомати всечестный образ, чудотворную икону, русстии князи стяжавше. Яко заступление крепко, и стену нерушиму. На враги победу, дарова стране нашей»4. Подобный по смыслу текст содержится в повести о стоянии на Угре, содержащейся в «Типографской летописи» (см.: [2; 6]). Параллелью к тропарю третьей песни канона может служить следующий фрагмент повести: «В граде же Москве... преславней Богородици
с слезами и воздыханми молящеся непрестанно. Тогда же бысть преславное чудо святыя Богородица: егда отступиша от берегу наши, тогда Татарове с страхом обдержащее побегоша, мнящее, яко берег дааху им Русь и хотят с ними би-тися...» [6, с. 200].
В четвёртом тропаре шестой песни канона содержится моление о последующем даровании победы на врагов: «...врази ополчаются. Но Ты, Пречистая, представь, избави. Врагом нашим шатания низложи. На враги победу даруй. Да посрамятся вси, являющеи рабом Твоим злая»5. С ним может быть соотнесён следующий фрагмент повести: «Сие же писахом не укаряющи их, но да [не] похвалятся несмыслении во своем безумии, глаголюще: "Мы своим оружием из-бавихомся Рускою землю", но дадут славу Богу и пречистой Матери Богородици, той бо спасе нас.» [6, с. 201].
Евангельские стихи о блаженствах с тропарями канона исполнялись чтецом и мужским хором. Тропари, в отличие от ирмосов, распевались на традиционный для Покровского прихода напев погласицы 4 гласа самогласных стихир, незначительно отличающийся от опубликованного Н. Успенским [8, с. 41]. Уставщик Свято-Покровского старообрядческого собора
Ростова-на-Дону М. Севастьянов (1928-2006)6 характеризовал четвёртый глас как «весёлый, боевой». Этот характер, как и сам напев, сохраняется в современном исполнении указанных тропарей канона. В качестве примера исполнения тропаря на «стихирный глас» приводим расшифровку звукозаписи в исполнении хора Свято-Покров-ского собора7 (Пример 1). В предложенном сопоставлении музыкальных текстов тропаря канона 4 гласа и воскресной стихиры на «Господи воз-звах» раскрывается их мелодическое и композиционное родство, свидетельствующее о принадлежности одному распеву.
Таким образом, в современных богослужениях старообрядческого Покровского прихода сохраняется как традиция служения памяти побед, одержанных благодаря покровительству высших сил, так и самобытность певческой культуры, обнаруживаемая в традиционных способах интерпретации древних богослужебных текстов, исполняемых на глас и по «напевке».
Память об исторической победе, ознаменовавшей конец ига Золотой Орды и обретение русским народом независимости, сохраняется в праздничном богослужении Владимирской иконы Богоматери, почитаемой всеми представителями православного вероисповедания России.
»» ПРИМЕЧАНИЯ «
1 Полевые исследования певческой культуры прихода проводятся Лабораторией народной музыки РГК им. С. В. Рахманинова с 2002 года.
2 Подробнее см.: Архив Лаборатории народной музыки РГК им. С. В. Рахманинова: Фольклорные экспедиции. Коллекция 2017/У/2 Аи. БТБ-005.
3 История победы над Ахматом находит отражение в текстах тропаря и кондака, не рассматриваемых нами подробно.
4 См.: Служба Сретению Владимирской иконы Божьей Матери. Свято-Покровский собор. Архив Лаборатории народной музыки РГК им. С. В. Рахманинова: Фольклорные экспедиции. Коллекция 2016/УИ/1 Vd. М2Ш0927; Минея. Июнь [3, л. 225 об.]. В Минее текст тропаря имеет другое окончание, вместо «На враги победу, дарова стране нашей» - «На враги победу, правоверному даруй царю нашему» [Минея, 1627, л. 225 об.].
5 См.: Архив Лаборатории народной музыки РГК им. С. В. Рахманинова: Фольклорные экспедиции. Коллекция 2016^11/1 Vd. М2Ш0927; Минея. Июнь [3, л. 227 об.].
6 Подробнее о М. Севастьянове см.: [Сева-
стьянов И.] Севастьянов Михаил Стефанович //
Кладезь: Русская православная старообрядческая церковь. Община Покровского собора в Ростове-на-Дону. URL: http://www.izdrevle.ru/info/ name/1928-2006.
7 В нотации (Пример 1) схематически представлено (без указания действительной высоты, темповых, динамических и прочих особенностей исполнения) соотношение напева самогласной стихиры 4 гласа (в исполнении М. Севастьянова) с напевом процитированного тропаря канона праздника Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, записанного во время богослужения. См.: Погласица 4 гласа в исполнении уставщика Свято-Покровского старообрядческого собора г. Ростова-на-Дону М. Севастьянова. Образцы гласовых распевов и самогласных стихир по гласам. Архив Лаборатории народной музыки РГК им. С. В. Рахманинова. Личный архив Т. Рудиченко. Коллекция 2005/IV/1 Au. 01; Служба Сретению Владимирской иконы Божьей Матери. Свято-Покровский собор. Архив Лаборатории народной музыки РГК им. С. В. Рахманинова: Фольклорные экспедиции. Коллекция 2016/ VII/I Vd. M2U00927.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лабазова А. Службы Сретению Владимирской иконы Божией Матери по рукописям из собрания Разумовского (РГБ. №№ 65, 66) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1. С. 39-48.
2. Лурье Я. Повести о стоянии на Угре // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. URL: http:// www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3073.
3. Минея. Июнь. М.: Московский Печатный двор, 1627. 714 с.
4. Минея. Июнь. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. [Вып.] I. Ч. 2. 615 с.
5. Погребняк Н., прот. О некоторых редких молитвословиях, связанных с Отечественной войной 1812 года // Московские епархиальные ве-
домости. 2002. № 9-10. URL: http://files2.regentjob. ru/archive/vedomosti.meparh.ru/2002_9_10/index. htm
6. Полное собрание русских летописей, издаваемое Археографической комиссией. Пг.: Петроград, 1921. Т. XXIV: Типографская летопись. 272 с.
7. Серёгина Н. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб.: РИИИ, 1994. 467 с.
8. Успенский Н. Образцы древнерусского певческого искусства. Л.: Музыка, 1968. 264 с.
9. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России». URL: http://base.garant. ru/1518352/#ixzz4esHT5tM6.
REFERENCES
1. Labazova A. Sluzhby Sreteniyu Vladimirskoi ikony Bozhiei Materi po rukopisyam iz sobraniya Razumovskogo (RGB. №№ 65, 66) [Church Services to the Presentation of the Vladimir Icon of the Mother of God in the manuscripts of the Russian State Library, Collection of Razumovsky. No. 65, 66]. Vestnik PSTGU. Seriya V. Voprosy istorii i teo-rii khristianskogo iskusstva [Orthodox St. Tikhon's University of Humanities Bulletin. Series V: Issues of Christian Art History and Theory]. 2016. Issue 1. P. 39-48.
2. Lur'e Ja. Povesti o stoyanii na Ugre [The Story of the Great Standoff on the Ugra River]. Elektron-nye publikatsii Instituta russkoi literatury (Push-kinskogo Doma) RAN [Electronic Publications of Institute of Russian Literature (Pushkin House) of Russian Academy of Sciences]. URL: http://www. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3073.
3. Mineia. Iyun' [Mantle. June]. Moscow: Moscow Printing Court, 1627. 714 p.
4. Mineia. Iyun' [Mantle. June]. Moscow: Publishing Council of the Russian Orthodox Church, 2002. [Issue] I. Part 2. 615 p.
5. Pogrebniak N., protoierei. O nekotorykh redkikh molitvosloviyakh, svyazannykh s Otechestvennoi voinoi 1812 goda [About Some Rare Prayers Con-
nected with the Patriotic War of 1812]. Moskovskie eparkhial'nye vedomosti [Moscow Eparchy Gazette]. 2002. No. 9-10. URL: http://files2.regentjob. ru/archive/vedomosti.meparh.ru/2002_9_10/index. htm
6. Polnoe sobranie russkikh letopisei, izdavae-moe Arkheograficheskoi komissiei [Complete Collection of Russian Annals Published by the Archaeo-graphical Commission]. Petrograd: Petrograd Press, 1921. Vol. XXIV: Typographical Annals. 272 p.
7. Seryogina N. Pesnopeniya russkim sviatym: Po materialam rukopisnoi pevcheskoi knigi XI-XIX vv. «Stikhirar' mesiachnyi» [Hymns to Russian Saints: Based on the Materials of the Handwritten Singing Book of the XI-XIXth Centuries «Monthly Sticherarion»]. St. Petersburg: Russian Institute of Art History, 1994. 467 p.
8. Uspenskiy N. Obraztsy drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva [Samples of Old Russian Singing Art]. Leningrad: Muzyka Press, 1968. 264 p.
9. Federal'nyi zakon ot 13 marta 1995 g. № 32-FZ «O dniakh voinskoi slavy i pamiatnykh datakh Rossii» [Federal Law from March 13, 1995 No. 32-FZ «On the Days of Military Glory and Memorable Dates in Russia»]. URL: http://base.garant. ru/1518352/#ixzz4esHT5tM6.
Пример 1
не • ирс • стан - но кпа - кя - ю - пш - ся Хри - стс
Скор - бн у - 6о на - хо - дят на ны.
-- ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННЫХ ПОБЕД,--
ДАРОВАННЫХ ОТ ИКОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Публикуемая статья посвящена проблемам изучения сохраняющейся в богослужебной певческой практике Православной Церкви памяти о выдающихся победах, одержанных русскими воинами при покровительстве Пресвятой Богородицы. Цель и задачи статьи связаны с выявлением особенностей отражения в музыкально-поэтических текстах служб в честь икон Владимирской Божией Матери исторической памяти о победах, одержанных в ходе противостояния Владимирской и Московской Руси игу Золотой Орды. Наряду с этим, освещается феномен непрерывно развивающейся богослужебной традиции от XIV к XXI веку. Исследователем рассматриваются исторические тексты богослужебных книг и их претворение в
соответствующей певческой традиции донских старообрядцев, представленной в условиях Свя-то-Покровского прихода Ростова-на-Дону. Кроме того, выявляются некоторые традиционные особенности, проявляющиеся в современных способах интерпретации канонических текстов. Расшифровка и образцов песнопений, зафиксированных в ходе старообрядческих служб, позволяют заключить, что богослужебное пение в последних основывается на воспроизведении поэтических и певческих текстов старообрядческих церковных книг, исполняемых по «крюкам» и «напевке».
Ключевые слова: Владимирская икона Божией Матери, богослужебная практика, донские старообрядцы.
--MEMORABLE DATES OF MILITARY VICTORIES,--
GIVEN FROM THE ICONS OF THE MOST HOLY MOTHER OF GOD, IN LITURGICAL SINGING PRACTICE
The article is devoted to the problems of studying the memory about the Russian soldiers' victories, gained under the patronage of the Most Holy Mother of God, which is being preserved in the liturgical singing practice of the Orthodox Church. The objective of the article is to define how the features of the Services in honor of the Vladimir icon of the Mother of God are reflected in musical and poetic texts. Such Services were hold in the memory of the victories over the Horde by Vladimir and Moscow Russia; they demonstrate the continuity of the liturgical tradition from the XlVth to the XXIst century. The author studies historical texts of litur-
gical books and their implementation in the liturgical song tradition of the Don old believers of the Svyato-Pokrovsky parish in Rostov-on-Don. Also the article identifies their features, manifested in the interpretation of canonical texts in today's culture. The decoding and the analysis of the examples of the recorded service songs show that liturgical singing is based on playing and singing the poetic texts of the old believer Church books, which are performed with the use of "the hooks" and "strain" old believers' church notation.
Key words: Vladimir Icon of the Mother of God, liturgical practice, the Don old believers.
Дёмина Вера Николаевна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
Demina Vera N.
PhD in Art Studies, Associate Professor at the Department of Music History Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]