Научная статья на тему 'Новые архивные материалы к жизнеописанию прп. Иринарха, затворника Ростовского, и истории Борисоглебского-на-Устье мужского монастыря'

Новые архивные материалы к жизнеописанию прп. Иринарха, затворника Ростовского, и истории Борисоглебского-на-Устье мужского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИТИЯ РУССКИХ СВЯТЫХ / ПРП. ИРИНАРХ ЗАТВОРНИК / БОРИСОГЛЕБСКИЙ-НА-УСТЬЕ МОНАСТЫРЬ / СОБОР РОСТОВО-ЯРОСЛАВСКИХ СВЯТЫХ / ЕП. АМФИЛОХИЙ (СЕРГИЕВСКИЙ-КАЗАНСКИЙ) / ЧУДЕСА ПРП. ИРИНАРХА / ЖИТИЕ ПРП. ИРИНАРХА / СЛУЖБА ПРП. ИРИНАРХУ / КАНОН ПРП. ИРИНАРХУ / МОЛИТВА ПРП. ИРИНАРХУ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доброцветов Павел Кириллович

Статья знакомит читателя с прежде неопубликованными письменными источниками о жизни и чудесах прп. Иринарха Затворника (1548–1616). Приводятся свидетельства о чудесах преподобного, которые способствовали распространению его известности среди верующих. В приложении помещены отрывки из неопубликованных житий, а также фрагменты из службы прп. Иринарху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Archive Materials for the Biography of Ven. Irenarchus the Recluse of Rostov and the History of Borisoglebsky-na-Ustje Monastery

New Archive Materials for the Biography of Ven. Irenarchus the Recluse of Rostov and the History of Borisoglebsky-na-Ustje Monastery The article represents an acquaintance with the facts of Ven. Irenarchus the Recluse’s life and miracles (1548–1616), the written sources of which were not published earlier. It gives an illustration of some of the saint’s miracles which favored his popularity among the people. The extracts of the unpublished hagiography as well as the fragments of the service to St. Irenarchus are put in the appendix.

Текст научной работы на тему «Новые архивные материалы к жизнеописанию прп. Иринарха, затворника Ростовского, и истории Борисоглебского-на-Устье мужского монастыря»

Агиография

П.К. Доброцветов

НОВЫЕ АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЖИЗНЕОПИСАНИЮ ПРП. ИРИНАРХА, ЗАТВОРНИКА РОСТОВСКОГО,

И ИСТОРИИ БОРИСОГЛЕБСКОГО-НА-УСТЬЕ МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Статья знакомит читателя с прежде неопубликованными письменными источниками о жизни и чудесах прп. Иринарха Затворника (1548-1616). Приводятся свидетельства о чудесах преподобного, которые способствовали распространению его известности среди верующих. В приложении помещены отрывки из неопубликованных житий, а также фрагменты из службы прп. Иринарху.

Ключевые слова: жития русских святых, прп. Иринарх Затворник,

Борисоглебский-на-Устье монастырь, собор Ростово-Ярославских святых, еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанский), чудеса прп. Иринарха, житие прп. Иринар-ха, служба прп. Иринарху, канон прп. Иринарху, молитва прп. Иринарху.

Вниманию читателей предлагаются ранее не публиковавшиеся архивные материалы. Они связаны с памятью и почитанием великого русского святого Смутного времени — прп. Иринарха, затворника Ростовского (в миру — Илия; родился предположительно в июне 1548 г. в селе Кондаково под Ростовом Великим; схимонах; почил 26 января 1616 г.), а также с местом, в котором этот святой подвизался исключительным подвигом — длительным затвором (30 лет и 4 месяца) с ношением огромного числа вериг — Ростовским Борисоглебским на р. Устье мужским монастырем. Память преподобного отца празднуется 26 января и 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых).

Житие прп. Иринарха было написано его учеником и сподвижником иноком Александром вскоре после кончины преподобного. Житие дополнялось и в более позднее время XVII в. (возможно, разными авторами) сведениями о посмертных чудесах и исцелениях на могиле прп. Иринарха, последнее упоминание из которых датировано 1693 г.1 или 1653 г.2 Известно не менее 20-ти

Павел Кириллович Доброцветов — кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской православной духовной академии.

1 Корсунский Н. Преподобный Иринарх, затворник Ростовскаго Борисо-Глебскаго монастыря, что на реке Устье. Ярославль, 1873. С. III.

2Амфилохий (Сергиевский-Казанский), еп. Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на Устье реке. 2-е изд.: испр. и дополн.: М., 1874.

списков жития прп. Иринарха. С двух наиболее древних рукописей — из Сборника библиотеки В. Г. Дружинина, «Житие и подвизи преподобного отца нашего Иринарха, затворника Борисо и Глебского монастыря», а также рукописи Императорской публичной библиотеки из Древлехранилища М.П. Погодина № 724 в XIII томе «Российской исторической библиотеки» архим. Амфилохием (Сергиевским-Казанским) в 1869 г. было сделано издание Жития прп. Иринар-ха, переизданное затем в Санкт-Петербурге Императорской археографической комиссией отдельным оттиском3. Житие повествует о двадцати трех чудесах преподобного, совершенных приблизительно с 1610 по 1653 (93) г. (и об одном — в 1608 г.), из которых всего десять прижизненных чудес (исцелений) и тринадцать посмертных (первое из которых — исцеление ученика прп. Иринарха, старца Корнилия, от болезни ног), совершенных по молитвам к нему4, от его вериг, креста, земли с могилы, нередко смешанной с водой и даваемой страждущим и больным для пития. Большинство упомянутых прижизненных и значительная часть посмертных чудес связана с исцелением от различных психических расстройств или беснования. Чудеса более позднего времени упомянуты архим. Амфилохием, в частности, избавление жителей с. Фантырева Суздальского уезда Владимирской губернии от эпидемии, свирепствовавшей в 1771 г., когда жители села, ежегодно чтившие память святого, служили молебны пред его иконой5. Об одном из последних чудес дореволюционной эпохи, исцелении в сер. июня 1903 г. 12-летней дочери ростовского крестьянина А. А. Маринина Марии, страдавшей пороком сердца, воспалением легких и ревматизмом, от лечения которой отказались ростовские доктора, сообщается в летописи Борисоглебского монастыря6. После посещения монастыря и отслуженного молебна у мощей святого, больная выпила воды из источника прп. Иринарха и получи-

7

ла полное выздоровление, о чем засвидетельствовано через год ею и ее отцом . Частые случаи чудесных исцелений по молитвам к прп. Иринарху и с помощью

3Житие преподобного Иринарха, затворнка Ростовского Борисоглебского монастыря. СПб, 1909. С. III-IV.

4Там же. С.49-54; 58-68.

5Амфилохий (Сергиевский-Казанский), еп. Жизнь преподобного Иринарха... С. 55-56.

Государственный архив Ярославской области. Ф.245. Л.3.

7О современных чудесах см. также: Маковский О. По историческим святыням // Русский экскурсант. Ярославль, 1915. №5. С. 29; ГречухинВ. Чудеса нечудесного века//Новое время. 1999. 3 февраля; Мартышина Г.Предания старины глубокой // Новое время. 1999.3 февраля; Государственный архив Ярославской области. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334. Л. 3-3об.; Мартышина М. Скорый помощник и молитвенник // Ярославские епархиальные ведомости. 1(151)-2(152).

вериг и воды из источника в с. Кондаково (преимущественно от онкологических и костных заболеваний) продолжаются и поныне.

Однако в опубликованных и затем переиздаваемых прижизненных и посмертных чудесах прп. Иринарха не значилось чудо, описываемое в отдельных рукописях. Это свидетельство об исцелении от беснования, открытое в одной из рукописей жития прп. Иринарха затворника. Чудо датируется 1691 г. и свидетельствует о чудесной помощи святого, об устоявшейся в конце XVII в. в Борисоглебском монастыре традиции служения молебнов прп. Иринарху, а также и о почитании прп. Иринарха в Суздальском уезде в селе Фантырево. Не исключено, что почитание прп. Иринарха в этом селе началось с приведенного ниже чудесного исцеления. Стоит обратить внимание на тот факт, что в отличие от прочих чудесных исцелений по молитвам этого святого, когда страждущие либо сами обращались к прп. Иринарху при жизни или после его кончины, либо были приводимы к нему своими близкими, в данном случае преподобный отец (спустя несколько десятилетий после своей кончины) сам, без молитвенного призывания, явился страждущему от беснования и умопомрачения и повелел ему прибыть к своим мощам, чем явил и посмертный пример своего милосердия.

Далее приводится рукописная служба (канон) прп. Иринарху затворнику, отличная от общепринятой, помещенной в Минее.

Завершает публикацию описание чудесного и загадочного явления на небе 1 января (ст. ст.) или 13 января (н. ст.) 1831 г. над Борисоглебским монастырем. Разгадку смысла этого явления оставим историософам и людям духовным, так как оно еще требует своего осмысления с точки зрения исторических событий того времени.

Мы не приводим подробностей многотрудной и святой жизни прп. Ири-нарха и славной истории Борисоглебского-на-Устье монастыря: сведения о них всякий желающий может найти и в январском томе «Житий святых» и, в конце концов, в Интернете. Однако полагаем, что данная публикация обогатит знакомство с историей этого святого подвижника и его монастыря.

ЖИТИЕ ПРП. ИРИНАРХА ЗАТВОРНИКА8

Славянский текст: «ЧУДО 13. Лета седмь тысящ двести перваго году, Суждальскаго уезду зарещение, десятинні церкви святых чудотворцев Козьмы и Домиана, погосту Фантырева, вотчины Петра Семеновича Мономахова сельца Березова, [бысть] человек его именем Петр Фомин, и случися сему Петру болезнию болеть тяжкою, яко ему из ума изступившу. И егда начнут святую литургию пети. И от той поры вельми враг его мучаше. Приходил он в великое безпамятстсво. И егда приспевшу большему выходу и он — Петр кричал всяческими животными и безмерными воплями и птичием граем по вся дни, и тако он скорбел полтора года. А прежде сего постную и великую четыредесятницу четвертыя недели субботу против воскресения в нощи, был де он Петр той нощи в острозе. Явися ему преподобный отец наш Иринарх, ему же неспящу некое откровение Божие видя, а не во сне, и глагола ему вслух и называет его хворым и повелевает ему идти в Ростовский уезд Борисоглебский монастырь на Устье и велит сему Петру у мощей своих молебное пение отслушать. И образ свой написати упросити от мирских поданий. Егдаже прииде в разум и начаше пове-дати видение свое домашним, еже глас ему в нощи глаголющ той преподобный отец Иринарх. Вси же слышаша домашнии почудишася сему видению, начаша Богови благодарствие воздати, что от преподобнаго пойде он Петр во обитель святых мученик Бориса и Глеба на их память месяца июля в 24-й день и егда прииде в монастырь и начаша молебное пение пети у гроба преподобнаго отца Иринарха, и крест его честный и трудов его егда на него возложиша, и в тот час нападе на него нечистый дух и бывшу ему без памяти. И тоя пречестныя обители братия поставили сего Петра пред образом преподобнаго Иринарха, братии же всем зрящим на него, и абие у него челюсти раздалилися, и изо уст его изыде яко дым смердящ, и от том часе бысть здрав, яко никогдаже пострада, молитвами преподобнаго отца нашего Иринарха затворника».

Русский перевод: «ЧУДО 13. Летом 7201 года (1691 год) в Суздальском уезде, в десятине церкви святых чудотворцев Козьмы и Домиана, погоста Фан-тырева, в вотчине Петра Семеновича Мономахова, в селе Березове, житель его, именем Петр Фомин тяжко заболел умоисступлением и с той поры стал сильно враг его мучать. Во время Литургии приходил он в великое беспамятство, а во время Великого Входа он начинал кричать по-звериному и по-птичьи, и так

8Житие Иринарха Затворника и повесть о Ростовском Борисоглебском монастыре. XVIII в. Скоропись. 110 лл. В 4-ку; Тихонравов Н.С. Собрание. РГБ. Ф. 299. № 259. Повесть о Ростовском Борисоглебском монастыре. Лл. 2-10.

продолжалось постоянно и страдал он таким образом полтора года. А как-то во время Великого Поста в субботу четвертой недели накануне воскресения, ночью, когда он находился взаперти и не спал, было ему некое откровение Божие, которое он видел, а не сновидение: явился ему преподобный отец наш Иринарх и говорил ему вслух, назвал его больным и повелел ему идти в Ростовский уезд Борисоглебский монастырь на Устье и там этому Петру у мощей своих молеб-ное пение отслушать и икону свою написать попросить на мирские средства. Когда же тот пришел в себя и поведал о случившемся видении своем домашним, и о том, что говорил ему ночью тот преподобный отец Иринарх, то все же домаш-нии, услышав, подивились этому видению и стали благодарение воздавать Богу. А Петр отправился во обитель святых мучеников Бориса и Глеба на их память месяца июля в двадцать четвертый день (6 августа по н. ст.), и когда пришел он в монастырь и начали петь молебное пение у гроба преподобного отца Иринарха, и возложили на него его честный крест и вериги, то в это время напал на него нечистый дух и он лишился сознания. А братия той пречестной обители [подняли на ноги и] поставили этого Петра пред образом преподобного Иринарха и все смотрели на него. И тотчас у него челюсти разжались, и изо рта его вышел будто дым смердящий, и с того времени стал он здоров, как будто никогда и не был болен, молитвами преподобного отца нашего Иринарха затворника».

СЛУЖБА ПРП. ИРИНАРХУ ЗАТВОРНИКУ9 1 Тропарь, глас 8

Преподобному отцу нашему Иринарху Ростовскому чудотворцу Борисоглебского монастыря что на Устье К тебе отче Иринархе известно спа-сеся еже по образу, приим бо крест последовал еси Христу и дея учил презира-ти плоть преходит бо, прилежати же о души [об.] вещи безсмертней, тем же и со Ангелы радуется преподобне дух твой. 2. Слава и ныне: Богородичен: Не имамы иныя помощи...

9Рукопись графа Алексея Уварова № 135. Житие и служба прп. Иринарха Ростовского (ХУП-ХТХ вв.). Лл. 1-12.

Канон преподобному отцу нашему Иринарху

Песнь 1. Ирмос: Воду прошед [2]

Запев: Преподобне отче Иринархе, моли Бога о нас

Благими нравы украсився, о нас Христови прилепился еси, от юности плотския страсти умертвил воздержанием, к животу преподобне преставился еси.

Глаголом и законом Божиим исполнитель был еси, исполнил еси отче премудре Божественных даров и чудес [об.] и всем лучи богатство испустил еси.

Слава: Крепостию Христа возмогл еси, державу низложил и силу вра-жию, и похвалу победную почести приял преподобне чудесы твоими.

И ныне: Совесть имел еси благу и око сердечное взирающее к Богу, темже внят молитве твоей премудре и с преподобными сочетался есть.

Богородичен: [3] Страсти плоти ума моего двизания неподобная утоли, молю Тя Пречистая Дево, исправи мя заблуждшаго умом.

Песнь 3. Ирмос: Ты еси утверждение

Весь прилежа Вседержителеви, преподобне отче премудре, всея бесов-ския злобы избегл еси.

Высотою смирения украшаем свергл еси на землю велехвальнаго изрядными [об.] делы твоими.

Плотию обложен отче, премудре смирил еси превзятую выю нечестиваго смирением словес твоих.

Слава: Имея поспешествующаго того Божию силу премудре яко чуден чудеса источаеши и отгоняеши недуги.

И ныне: В ложесна твоя воплощаем Всенепорочная, вселися Зиждитель [4] на благодеяния верно поющия Тя.

Песнь 4. Ирмос: Услышал еси Господи смотрения

Содеев преславне душу твою храм Святому Духу был еси последник Господнему Царствию с вышними силами.

Многоболезненныя страсти всегда врачуеши приступающих к тебе, благодать бо преподобне приим от Господа содевати знамения и чудеса.

Слава: [об.] Краснейшим прозябением отче в дому Божием прозябл еси добродетельми украшен и плоды чудесными облагоухаем.

И ныне: Нива же духовная якоже избранный клас извела еси всю тварь питающаго всяческих Бога Приснодева.

Песнь 5. Ирмос: Утренююще вопием

Умом очищенным преславне зриши доброту неизреченную Христе всяческих [5] Бога нашего.

Яко Илия на колеснице отче добродетельми твоими восшел еси на небо, Духом облегчеваем.

Слава: Стягнув тело твое воздержанием и чистотою, вышняго селения к животу отче достигл еси.

И ныне: Исцели недугующаго ума моего омрачение Врача рождшая Христа Всенепорочная Владычице.

Песнь 6. Ирмос: Молитву пролию [об.]

Лукавый умертвися змий священными твоими молитвами блаженнее и от того разрешаются злобы иже знамения от тебе испросиши еси бо угодник Божий, всеведетель познан был еси верен.

Обновил прилежным нравом душу твою, священный отче, добродетельная в нем вергл еси, премудренно многоплодная семена, и пожал еси многоразличных исцелений богатыя класы.

Слава: [6] Крепости Духа отче возмогл державу, вражию силу низложил еси и похвалу победную почести приял еси, преподобне чудесными сияньми.

И ныне: Господь с Тобою Пречистая, якоже изволил еси быв Отроковице всех нас от благости Милостиваго ходатайством Твоим избавил есть темже ныне подолгу родов ублажаем.

Кондак глас 2

Чистотою душевною [об.] божественно вооружился еси и непрестанные молитвы яко копие вручив крепко пробол еси бесовския ополчения Иринархе отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Песнь 7. Ирмос: От Иудеи дошедше

Прошед подвиги постныя отче умом крепким ума прегордаго божественным смирением смирил еси поя благословен Бог отец наших.

Краснейшее прозябение [7] в дому Божии прозябл еси добродетельми украшен плоды чудесными благоухал еси.

Слава: Просветив твое сердце начальник был еси священнаго состава отче наказуя и вся возводяй к Божиим волям поя: благословен Бог отец наших.

И ныне: Нова Отрочарождши Пребезначальнаго Слова обещавшия носии грехов обновила еси Девице и пети укрепила [об.] еси отец наших Боже благословен еси.

Песнь 8. Ирмос: Благоглаголивый отроцы в пещи

Наследниче Божественных селений Ангельски отче пожил еси тем со Ангелы ликует дух твой.

Невозвратно шествовав премудре и досточудне ведущим к небеси божественными стезями от зле ведущих до конца уклонился еси.

Слава: [8] Всельшеюся благодатию в душу твою отче лукавно живущии в человецех нечистии дуси отгоняеми бывают.

И ныне: Вода еси неисчерпаемая Девице, от Нея же вси поюще благодати исполняемся, душею и телом освящаемся.

Песнь 9. Ирмос: Устрашися всяк слух

Исцеление источает богатство чистая твоя рака Божиим Духом и страсти [об.] многовредныя исцеляет отче приходящих к тебе и прогонит лукавые духи лютыя твоя светлыя подвиги.

Яко великое солнце нам величием подвиг твой возсиял еси и озарился еси богомудре вся земныя концы, умре, прешел еси от света к свету возсиявшему, тем вопием ти: просвети наша помышления отче преподобне Иринархе.

[9] Тело твое блаженне терпеливое связавшееся веригами страсти неис-цельныя прикосновением исцеляет, Богу и Спасу тя вельми прославльшу отче премудре и досточудне Иринархе, яко делы твоими добрыми прославльшуся преподобне.

Слава: Процвел еси в постнических удолиях прехвальне отче наш, яко шипок благоуханен, и якоже крин объюхал еси совершенными [об.] доброде-тельми и чудесы темже преподобне отжени от нас страсти смердящия.

И ныне: Просвети Чистая Дево поющее сердце мое преступлении многими и житейскими молвами не остави мене врагом быти в радость, яко да славлю Тя и любовию пою Препетая.

[10] Молитва:

О всесвятый великий угодниче Христов, новопросиявый чудесы преподобне отче Иринархе, Российстей земли удобрение, граду Ростову похвала и обители твоей велие украшение, надежда и слава, обуреваемых тихое пристанище, ты бо преподобне отче приял еси от всех Владыки Христа [об.] источник исцелений приснотекущий неисчерпаемых чудес и на бесов приял еси прогонение, якоже и во плоти многие прошед подвиги, изгнания претерпел еси, темже от иноплеменных нечестивых панов невредим Божиею благодатию пребыл еси, при животе своем многая сотворил чудеса, паче же по успении твоем многими возсиял еси чудесы и [11] бесныя исцелил еси, хромым хождение и слепым

прозрение даровал еси, яко язык землен изрещи по достоянию воспоим креп-каго сего храборника и заступника нашея Российския земли. Радуйся великий чудотворче Христов победителю бесовский, радуйся великий нам верным за-ступниче, радуйся предстателю наш [об.] крепкий иже ведом быстр и тепл, нам скорбящим целитель являешися и к Господу Богу заступник и помощник скорый буди мне рабу своему грешному блуднику и малакию, сирому, убогому, милосерд ко Христу Богу моему молебник. Аз же окаянный лишен еси добродетели, аки свиния в сквернах валяюся, которым на мя грешнаго раба твоего [12] имярек милосердным оком возриши на лениваго раба иже скрывшаго талант господина своего, темже молютися угодниче Христов, буди мне грешному помощник и заступник души моей грешней в сем веце и в будущем, яко да славлю тя во веки веков аминь.

КНИГА ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИХ ПО РОСТОВСКОМУ БОРИСОГЛЕБСКОМУ ВТОРОКЛАССНОМУ МОНАСТЫРЮ10

«1831 года в самый первый день Геннаря в полдень 12 часов пополуночи в Ростовском Борисо-Глебском монастыре и в слободах окружающих оный видимо было необыкновенное явление: на чисто голубом небе, при ярком сиянии солнца по всему горизонту, в равном отстоянии от земли, белого цвета с сиянием, [у]становился круг, на котором со всех четырех сторон света ознаменовались четыре четвероконечных Креста, из которых два с восточной и западной стороны были с сиянием наподобие солнечных лучей, от коих над солнцем простиралась как бы дуга, составляющая как бы крутую арку или врата, в середине коих находилось и самое солнце в полном сиянии, а прочие два на северозападной и северной стороне были белого цвета с сиянием. Становясь на самой середине свода небесного над монастырем образовалась разноцветная дуга наподобие новорожденной луны, только направленно в огромнейшем внутрь обращенная рогами от полуденной стороны к северу. Сие явление продолжалось до

2-го часа за полдень, и наконец постепенно начало исчезать; на местах его были кресты, с востока и запада образовались еще некоторое время круги, подобные глобусам, имеющие цвета различные; после того в продолжение дня видны были светлые около солнца столбы.

Верно, архимандрит Рафаил».

10Запись за 1 января (13 января н. ст.) 1831 г. Лл. 28-29.

Источники и литература

1. Амфилохий (Сергиевский-Казанский), еп. Жизнь преподобного Иринар-ха, затворника Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на Устье реке. 2-е изд.: испр. и дополн.: М., 1874.

2. Гречухин В. Чудеса нечудесного века // Новое время. 1999. 3 февраля.

3. Государственный архив Ярославской области. Ф. 245. Л. 3.

4. Государственный архив Ярославской области. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334. Л.

3-3 об.

5. Житие Иринарха Затворника и повесть о Ростовском Борисоглебском монастыре. XVIII в. Скоропись. 110 лл.

6. Корсунский Н. Преподобный Иринарх, затворник Ростовскаго Борисо-Глебскаго монастыря, что на реке Устье. Ярославль, 1873. С. III.

7. Маковский О. По историческим святыням // Русский экскурсант. Ярославль, 1915. №5.

8. Мартышына Т. Предания старины глубокой // Новое время. 1999. 3 февраля.

9. Мартышина М. Скорый помощник и молитвенник // Ярославские епархиальные ведомости. 1(151)-2(152).

10. Рукопись графа Алексея Уварова №135. Житие и служба прп. Иринарха Ростовского (XVII-XIX вв.). Лл. 1-12.

11. Тихонравов Н.С. Собрание. РГБ. Ф. 299. №259. Повесть о Ростовском Борисоглебском монастыре. Лл. 2-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.